Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 6 страница



Ведь здесь сегодня выше, чем Иона! 3
И зажжена свеча.
Никто её не спрячет за препону,
сосудом не накроет сгоряча.
Свечу он водрузит на возвышенье,
чтоб свет был виден всем, кто в дом вошёл,
чтоб освещался каждый угол в нём.
Глаза твои – вот тела освещенье!
И говорю при сём:

при чистом оке, тело светлым будет,
но в теле света нет,
когда в грехах своих теряют люди
очей души спокойный, ясный свет.
Итак, смотри: сей свет в тебе, не тьма ли?
Но, если тело всё твоё светло,
и тёмного пятна в нём не нашлось,
то самым ярким светом засияет,
как будто вдруг зажглось

светильников не мало среди ночи». 4
И кончил говорить.
****************************************

Примечания:

1. св. Лука объясняет, что такое, собственно, представляют собою те обычные изгнания бесов, которые совершались и учениками фарисеев. Эти экзорцисты не исцеляли человека навсегда, а только на время, и господства сатаны над людьми уничтожить были не в силах;
2. Царица Савская, также известная, как царица Шеба, преодолела длинный путь, более 1600 километров, чтобы поучиться Божьей мудрости у Соломона;
3. Иона был для ниневитян знамением того, что к ним послан он истинным Богом, именно на это указывала его удивительная судьба (спасение из чрева кита после трехдневного там пребывания); Христос же станет для современного Ему поколения знамением того, что Он послан Богом как Мессия также через Свою личную судьбу (как восставший из чрева земли после трехдневного там пребывания);
4. Здесь Господь показывает, как напрасно предъявляемое Ему фарисеями требование чудесных знамений. Зачем эти знамения, когда во Христе явился свет божественного откровения, который может быть видим всеми? Нужно только иметь здоровые очи души, чтобы воспринять этот свет; под свечою можно разуметь Самого Христа как свет мира;

Евангелие. Глава 17

Иисус как рядовой богомолец появляется в Иерусалиме на празднике кущей; Иисус учит явно в храме на празднике; Неудачная попытка схватить Иисуса; Призыв пить «воду живую»; «Никогда человек не говорил так» (Ин.7:10-53).

Шёл славный праздник иудейский – Кущи.
И братья Иисусу говорят:
«Ты в Иерусалим иди. Там лучше,
чем здесь, в глуши, дела Твои узрят.
Пред миром иудейским там предстанешь,
как Мессия, как Царь для всех людей.
И чудесами, мудростью Своей
в Свой стан Ты очень многих перетянешь
за семь весёлых дней. 1

Но братья в Иерусалим ушли без Брата.
А пару дней спустя,
Он тайно был в том городе богатом,
о недалёком будущем грустя.
Его везде, укрытого толпою,
начальники пытались опознать,
чтоб тихо, незаметно повязать.
О нём шептались люди меж собою:
«Хотелось бы понять,

кто этот Человек на самом деле»?
Одни твердили: «Вот,
различными приёмами владея,
обманывает Он простой народ»!
Другие говорили: «Он хороший.
Он очень добрый, честный Человек.
Такой пришёл один за целый век!
Он сотворить большое чудо может,
простить Он может грех»!

Прошло три дня, а на четвёртый утром
Христос вошёл во храм.
И со Своею проповедью мудрой
Он обратился к людям бывшим там.
И фарисеи, слушая, дивились:
«Откуда Человек сей может знать
Писаний древних суть и благодать,
нигде святому делу не учившись,
как может их понять»?

Ответил Иисус: «Моё ученье
исходит от Того,
Кем послан Я и по чьему веленью
несу я груз служенья Моего.
И если кто захочет Божью волю
исполнить, как Писание велит,
пусть всё, что заповедано вершит,
тогда узнает: не Своё глаголю,
а Бог то говорит.

Кто говорит своё, тот озабочен
лишь славою своей.
Но кто Пославшего прославить хочет,
тот правду доведёт сердцам людей.
Не Моисей ли вам давал законы?
Но вы не соблюдаете закон,
а разве не для вас написан он?
Зачем вы создаёте Мне препоны?
Я вами осуждён

на смерть. Ведь вы убить Меня хотите
за то, что исцелял.
И никогда того Мне не простите,
что, бесов Я в субботу изгонял».
«Ты бесом одержим»! – толпа вскричала, –
Никто Тебя не хочет убивать»!
«Я должен вам об истинном сказать, –
продолжил Иисус, – и для начала
давайте вспоминать:

дал Моисей однажды обрезанье
(хоть от отцов оно),
Но и в субботу, если срок настанет,
оно бывает вами свершено,
чтобы закон старинный Моисея
нарушен не был. Но ваш гнев силён,
когда в субботу Мною исцелён
несчастный человек. Его жалея,
нарушил ли закон? 2

По внешней стороне вы не судите
Пусть правым будет суд.
Судом предвзятым Бога не гневите:
во имя Божье свят субботний труд»!
Тут люди Иерусалима стали
друг другу по секрету говорить:
«Не Тот ли Он, Кого хотят убить
начальники. Они Его искали,
чтоб тайно погубить.

Но вот Он в храме явными словами
с народом говорит.
Его речам они внимают сами.
Никто Ему учить не запретит.
Быть может предводителям известно,
что это тот, Которого все ждут,
Что Он – Христос и появился тут,
и наделён Он силою чудесной
и вскоре Страшный Суд?

Но мы-то знаем – Он из Назарета.
Ведь там Он был рождён?
И Человек, знакомый многим Этот –
возможно ли, чтоб был Мессией Он?
Когда Христос придёт к нам настоящий,
не будем знать, откуда Он пришёл». 3
И свой ответ Христос тогда привёл.
И поразил им, как Давид из пращи,
сомнения отмёл:

«Вы знаете Меня, откуда родом,
где юность я провёл.
Но Я не от Себя пришёл к народу –
Отец Небесный к вам Меня привёл.
Меня Пославший истинен всемерно.
Однако вы не знаете Его,
но знаю Я, и прибыл от Него.
Ему служу Я искренне и верно,
превыше Он всего»!

Тогда зашевелились саддукеи:
схватить Его хотят.
Но страха перед Ним не одолели –
не выдержал никто Мессии взгляд.
Никто из них к Нему не прикоснулся,
ведь не пришёл ещё тот страшный час,
когда Христос взойдёт на крест за нас.
И каждый к Иисусу повернулся
и думали в тот раз:

«Когда придёт Христос, знамений больших
не явит Он для нас,
чем Человек сей. Истинно, похоже,
что сам Христос во храм вошёл сейчас»!
И многие уверовали в храме
в Спасителя и миссию Его. 4
Узнали фарисеи про Него
и стражников призвав, желали сами
лишь только одного –

схватить, связать и поместить в темницу.
А Иисус сказал:
«Совсем не долго будет время длиться,
когда Я с вами. Час Мой не настал.
Но скоро, очень скоро вы дождётесь:
Я возвращусь к Пославшему Меня.
И в сердце память обо Мне храня,
Вы будете искать, но не найдёте
места, где буду Я».

Заволновались в храме фарисеи,
и стали обсуждать:
«Куда за Ним пойти мы не посмеем?
В каких краях не сможем отыскать?
В Эллинское рассеянье, быть может,
учить эллинов хочет Он пойти? 5
Уж там Его нам точно не найти.
Пускай идёт отсюда, если сможет
от нас живым уйти».

И вот настал день праздника великий –
Последний Кущей день.
Осанны Богу радостные клики
летели ввысь под храмовую сень.
Толпа текла к источнику святому,
и богомольцы прямо перед ним
Исайе пели о спасенье гимн.
Никто в тот день не оставался дома.
Сей праздник был любим. 6

А Иисус стоял на галерее
средь радостных людей.
Господень голос над толпою реял:
«Кто хочет пить – иди ко Мне и пей!
Кто верует в Меня, – Христос продолжил, –
как сказано в Писанье, у того
из сердца потекут воды живой
ручьи и реки»! 7 И над храмом Божьим
вознёсся глас Его.

И вот в толпе слышны слова такие:
«Он истинный Пророк»!
Другие говорили: «Он Мессия»!
А третьи заявляли: «Видит Бог,
Мессия не придёт из Галилеи.
Писание ведь ясно говорит,
что будет предком у Христа Давид.
Христос из Вифлиема иудеям
в свой час себя явит».

Великий спор произошёл в народе:
не поняли, кто Он.
Чтоб задержать Христа, лишить свободы,
служителей послал Синедрион.
Но те ни с чем к начальству возвратились.
«Вы почему Его не привели?
Неужто овладеть Им не могли? –
священники их гневно вопросили.
«О, нет! Его нашли

у храма мы, где Он слова такие
собранью говорил,
которые мы слышали впервые.
Словами теми нас Он поразил.
Ведь так не говорил ещё доселе
никто из нам известных, никогда».
Вскричали фарисеи: «Вот беда!
Неужто вы настолько не созрели?
Упорные всегда,

речами незаконными прельстились?
Вы видели, чтоб мы
к речам Его с доверьем обратились?
Народ невежда – весь в объятьях тьмы,
в законе ничего не понимает!
Будь проклят он, блуждающий во тьме.
Одни лишь развлеченья на уме –
речам безумца этого внимая,
понять он не сумел,

где ложь, где правда в самозванца речи».
Сказал тут Никодим,
(Он был в Синедреоне в этот вечер,
а ночью приходил к Христу один):
«Но судит ли закон наш человека,
не выслушав его и не узнав
что сделал он, и всё не разобрав.
Ведь только так решалось тут от века –
кто прав, а кто не прав».

Ему первосвященники сказали:
«А ты откуда сам?
Ответь Синедриону, чтоб мы знали:
ты не из Галилеи прибыл к нам?
Так изучай Писание усердно,
и ты узнаешь – ни один пророк
из Галилеи в мир войти не смог.
Тогда не станешь мыслить милосердно,
избавясь от тревог».
*******************************************

Примечания:

1. Братья, на самом деле, не могли признать в Нем Того, Кем Он объявлял Себя, и последовать за Ним, как сделали это 12 апостолов. Они видели знамения, какие совершал Христос, но все-таки не пришли к такой вере в Него, какую Он хотел бы от них видеть. Но с другой стороны, они не прервали общения с своим названным братом; они дорожат Его честью и хотят, чтобы мир поскорее признал Его в Его достоинстве: тогда и они пойдут за Ним;
2. сами они нарушают субботу постоянно — именно когда в субботний день им приходится обрезывать младенца, которого по закону следовало обрезать непременно на 8-й день по рождении (Лев 12:3; ср. Быт 17:12);
3. «Если предположить, — думали иерусалимляне, — что начальники также уверовали в Мессианское достоинство Христа, то этому мешает то обстоятельство, что все знают о происхождении Христа, между тем как Мессия, по иудейскому воззрению, должен был явиться внезапно и из неведомой страны». Действительно, раввины учили, что Мессия, после рождения Своего в Вифлееме, будет унесен духами и ветрами и когда вернется во второй раз, то никто не будет знать, откуда Он пришел;
4. В противоположность иерусалимлянам, многие из толпы богомольцев, пришедших издалека, уверовали во Христа как в Мессию;
5. Рассеяние Эллинское — это рассеянные в разных областях Греции евреи. «Там, — думает народ, — в синагогах еврейских Христос мог выступить в качестве странствующего проповедника, а потом перейти и к проповеданию Своего учения среди настоящих греков». Так впоследствии поступали апостолы (Деян 11:19 и сл.; 13:14 и сл.);
6. Седьмой день был заключительным днем праздника, днем особого праздничного оживления. Поэтому-то и Господь в этот день не ожидал, как делали другие учителя, чтобы народ сам собрался вокруг Него, в то время как Он бы сидел (проповедники у евреев обыкновенно учили сидя ср. Мф 23:2), а, напротив, Сам звал к Себе народ, стоя в галерее храма. Сквозь шум толпы, которая двигалась от алтаря к источнику Силоамскому, по двору храма разносится его призыв: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей». Находившиеся на дворе храма богомольцы, певшие гимн пророку Исаии: «почерпайте с радостью воду из источников спасения» (Ис 12:3), должны были понять, что Христос призывает к Себе, как к тому «источнику спасения», о котором предсказывает пророк;
7. Это обетование касается не удовлетворения собственных потребностей того, кто с верою приходит ко Христу, а тех результатов, каких достигнет уверовавший во Христа человек по отношению к окружающей его среде. И образ здесь — другой, чем в предыдущем обетовании. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с реками и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой.
Однако, замечает евангелист, в то время Дух Святой ещё не был дарован людям, ибо Иисус Христос ещё не был вознесен к славе Своей;

Евангелие. Глава 18

Иисус прощает взятую в прелюбодеянии; «Я свет миру»; Отец и Сын; «Что Я слышал от Отца, то и говорю»; «Истина сделает вас свободными»; Семя Авраамово; «Кто от Бога, тот слушает слова Божии»; Обвинение иудеев; «Бес в Тебе»; Ответ Иисуса; «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.гл.8).

Усталый Иисус потом поднялся
на гору Елеон. 1
А утром снова в храме оказался.
И шёл к Нему народ со всех сторон.
Тут книжники пришли и фарисеи
и женщину с собою привели.
Она дрожала, взглядом от земли
не отрывалась, в ужасе немея,
вся в прахе и пыли.

«Вот женщина, – сказали фарисеи, –
она уличена
в неверности супругу-иудею.
Прелюбодейка подлая она.
Написано в законе Моисея,
как следует с такими поступать –
безжалостно камнями побивать,
о жизни их ничтожной не жалея.
Что можешь Ты сказать»?

Они, Его спросив, переглянулись:
«Что станет отвечать»?
Удачно это дело подвернулось,
чтобы Его прилюдно испытать,
и обратить ответ Его правдивый
против Него, публично осрамить,
чтоб Он не смел здесь больше говорить
и к покаянью прекратил призывы,
и перестал учить.

А Иисус, склонившись над землёю,
совсем в Себя ушёл.
Как будто и не видел пред Собою
народ и тех других, кто в храм вошёл.
Он пальцем на земле чертил узоры,
но те Его пытали много раз:
«Ответь, что нужно сделать с ней сейчас»?
И голоса людей далёким морем
гудели в этот час.

Христос поднялся, глянул и ответил:
«Пускай же тот из вас,
кто вовсе без греха прожил на свете,
возьмёт тяжёлый камень и сейчас
недрогнувшей рукою первым бросит».
И вновь, к земле склонившись, стал писать.
А фарисеи стали исчезать:
один, другой – как ветром их уносит.
Подняв глаза опять,

увидел Иисус: одни остались:
Он, перед Ним она.
Все остальные спешно разбежались,
осталась только грешная жена.
А Иисус спросил её: «Скажи Мне,
где остальные, кто недавно был?
Тебя никто из них не осудил»?
«Никто о, Господи! Ты их Своими
словами укротил»!

«Ну что ж, и Я тебя не осуждаю.
Иди и не греши, –
сказал Христос. Не судит Он – спасает
всем милосердием Своей души». 2

Иисус Христос и помилованная грешница

Позднее Он беседовал с народом.
И говорил: « Я в мире этом свет.
За Мной идущим, тьмы и мрака нет,
но свет живой, как солнце небосвода,
им до скончанья лет». 3

На это фарисеи возразили:
«Ты говоришь так Сам.
но двое этих слов не подтвердили,
чтоб истиной они предстали нам».
«О, Я и Сам Себе свидетель правый, –
ответил Иисус, – ведь знаю Я
откуда прибыл и куда Моя
ведёт дорога. И дано Мне право
открыто, не таясь

учить людей, вести их словом к свету.
Но не дано вам знать,
и никогда не получить ответа:
откуда Я пришёл, куда опять
уйду, когда Моё настанет время.
Вы судите по плоти обо всём,
погрязли в книжном знании своём. 4
Но если Я суда приемлю бремя,
то знаю обо всём.

И суд мой истинен. В своих сужденьях
Я вечно не один
Отец, Меня пославший, без сомненья
всегда со Мной, и судим вместе с Ним.
Но, если двое, сказано в законе,
свидетельствуют вместе об одном,
то истина в свидетельстве таком
бесспорна – не сгорит и не утонет –
прочна, как Отчий дом». 5

«Но где же Твой Отец? – Ему сказали.
И отвечал Христос:
«Узнав Меня, вы и Отца бы знали,
но Нас с Отцом узнать вам не пришлось».
Так говорил Он в храмовом подворье,
но не был ими схвачен в этот раз.
И Он сказал: «Я покидаю вас
и будете искать Меня вы вскоре,
но даже смертный час

вы встретите, в грехи свои погрязнув.
А Я иду туда,
куда никто в земных делах увязнув,
дорогу не отыщет никогда».
«Не хочет ли убить себя сей равви? –
Ведь Он сказал, что нам дороги нет,
туда, куда Он свой проложит след?
Что ж, мы его задерживать не в праве.
За всё – Его ответ»! 6

Христос продолжил: «Вы отсюда, снизу.
Я свыше. Этот мир
страстями человечества пронизан,
богат безмерно и безмерно сир.
Но не от мира Я сего. Известно,
что вы умрёте во грехах своих
не сможете избавиться от них,
покуда не уверуете честно
в свидетельства Мои,

покуда не поверите душою,
что Сущий – это Я». 7
Тогда они спросили: «Что с Тобою,
скажи нам прямо в чём же суть Твоя»?
«Я То, что вам Я говорил с начала.
О вас Я мог бы многое сказать,
Я мог бы вас судить и порицать,
но истинен Меня пославший. Дал Он,
Мне правды благодать.

Лишь только то, что от Него Я слышал,
Я миру говорю».
А фарисеи ненавистью пышут,
как туча, что ползёт застить зарю.
Они тогда ещё не понимали
что об Отце Он с ними говорил. 8
А Он продолжил: «Час не наступил,
но говорю вам истинно, чтоб знали:
когда набравшись сил,

Вы Сына Человеческого к Богу
в небесные края
пошлёте вам неведомой дорогой,
тогда узнаете, что Сущий – Я!
Я говорю и делаю на свете
всё то, чему научен Я Отцом.
Отец всегда со Мной. И пред концом
смирит Мой дух Он, и с любовью встретит,
и осенит венцом».

И много иудеев той порою
поверило Ему.
И Он сказал им: «Если вы душою
вполне верны ученью Моему,
то вы ученики Мои отныне.
С Моим ученьем истина придёт,
она освобожденье принесёт,
всё старое и ветхое отринув
к свободе поведёт». 9

Слова сии задели иудеев.
Обиделись они:
«Мы не были рабами от рожденья!
По духу не рабы и в наши дни.
Потомки Авраама – мы свободны!
Язычники нас могут полонить,
но духа нашего им не сломить!
Так о какой свободе всенародной
здесь можно говорить»?

Христос ответил: «Нет у вас свободы.
Ведь вы рабы греха.
Любой живущий – люди и народы
лишён свободы духа на века.
И только Сын, Отца творящий волю,
поддержит вас, не даст во тьму сойти,
всегда поможет истину найти,
направит вас с заботой и любовью
по верному пути.

И знаю Я – вы семя Авраама –
потомственная нить.
Но что ж вы так настойчиво и прямо
Меня давно желаете убить?
Не потому ли, что Моё ученье
вам непонятно, чуждо и темно?
Но Мне оно Отцом Моим дано
И знать должны вы точно, без сомненья,
со Мной пришло оно.

Никто не обличит Меня в неправде.
Но если я правдив,
Тогда вы от неверия избавьтесь,
сомнения и страхи удалив.
Вам слову правды не под силу верить:
слова от Бога слушает лишь тот,
кто Богу жизнь и совесть отдаёт,
кто Божьим словом все поступки мерит,
и к Господу идёт.

Вы не от Бога. Моего ученья
сейчас вам не принять.
И дьявол сам наслал на вас сомненья,
не дал вам Сына Божьего признать».
Слова Христа пришедших возмутили:
«Он Самарянин, бесом одержим
унизил нас презрением Своим.
Он зря желает, чтоб Его любили.
Бес властвует над Ним»! 10

Христос ответил: «Я не одержимый
и беса нет во Мне.
Я чту Отца. А вы неукротимо
бесчестите Меня. Сомнений нет,
что славы для Себя Я не желаю.
Но Тот, Кто ищет славу для Меня,
Он судит ночью и при свете дня.
И вот сейчас Я всем вам заявляю,
Свой взор к Нему подняв:

кто следует за Мной, Моим ученьем,
тот будет вечно жить»!
«В нём точно бес, – сказали иудеи,
Да сколько можно Господа гневить?
Был смертен Авраам, ушли пророки,
а Ты о вечной жизни говоришь?
Своим ученьем чудеса творишь?
Сулишь нам то, чего они не могут
Да кем Себя Ты мнишь»? 11

«Когда б Я Сам Себя пред вами славил
тщеславием горя, –
ответил Иисус, – хвалить заставил,
то делал бы дела такие зря.
Ведь Мой Отец всемерно восславляет
Меня в миру, среди людских тревог,
среди мирских исканий и дорог.
Вы говорите – это каждый знает,
что Мой Отец – ваш Бог.

Но вы-то, никогда Его не знали,
а Бога знаю Я.
И, если б это скрыл от вас, едва ли
была бы чистой правдой речь Моя.
Но Бога Я, как Сын любимый знаю
И воля Божья для Меня закон.
И я учу тому, что дал Мне Он.
Я слово Бога чту и соблюдаю,
святыней озарён.

Отец ваш Авраам был рад безмерно
увидеть светлый день,
когда приду Я к вам, на эту землю,
и видел Мой приход в земную тень».
Все изумились: «Видел Авраама!
Тебе же нет пятидесяти лет,
а он давным-давно покинул свет»! 12
Им Иисус тогда ответил прямо.
Был прост Его ответ:

«Я говорю вам истинно, поверьте,
Я раньше был всего,
до жизни Авраама и до смерти.
Я – Сущий от явленья Своего». 13
Такому богохульству возмутились
все иудеи, кто услышать мог,
что Иисус несёт Себя, как Бог.
За камни в гневе все они схватились.
Но тихо за порог

ушел Христос. В густой толпе Он скрылся,
Отцом своим храним.
Он шёл грустя, и Дух Святой носился
над Ним, был в Нём, не разлучался с Ним.
************************************************

Примечания:

1. После того, как народ разошелся по домам (7:53), Христос удалился, по обычаю Своему (ср. Лк 21:37), на гору Елеонскую, в дом кого-либо из друзей Своих, чтобы там переночевать (ср. Мф 21:1). Утром же на другой день Он снова явился во храме и, сидя, учил там народ;
2. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:17);
3. Слово «свет», как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис 9:1; 49:6; Мал 3:20). Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он, в силу Своего теснейшего единения с Отцом, есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. 1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним;
4. Если фарисеи не в состоянии признать во Христе Сына Божия, то исключительно потому, что судят по плоти, т. е. по внешнему виду Христа (ср. 7:24). Со внешней же стороны — Христос простой равви;
5. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то, что Он свидетельствует о Мне. (Ин.5:32);
6. Угроза Христа, однако, не произвела никакого впечатления на его слушателей. Только последнее Его слово, что они не могут за ним последовать туда, куда идет Он, занимает на минуту их внимание, и они с злобной насмешкою говорят: «уж не хочет ли Христос покончить с Собою самоубийством?» Самоубийство у иудеев считалось страшным грехом, и с самоубийцею слушатели Христа не желают подвергнуться одной участи;
7. выражение это соответствует еврейскому выражению ani hou во Втор 32:39 и в кн. Исаии Ис 43:10, коим Иегова обозначает Себя, как такого, при Котором не может быть допускаемо существование какого-либо другого Бога. Христос, повторяя о Себе это выражение, хочет сказать этим, что Он один есть жизнь, свет, путь, истина и т. д. В Нем вся сущность новозаветной веры (Мейер);
8. Так как Христос в этот раз называл Бога только «пославшим Его», а не прямо «Отцом», то не удивительно, что фарисеи не хотели понять, что Христос говорил им о Своем Отце — Боге;
9. Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, какое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины;
10. Слова Христа, что Его настоящие, предстоящие перед Ним теперь, слушатели — «не от Бога», производят в них взрыв негодования против Христа. Они называют Его самарянином, так как самаряне известны были своею ненавистью к иудеям (ср. Мф 10:5). У Христа — хотят сказать иудеи — чисто самарянская злоба к нам, Его соплеменникам! Чтобы еще больше уязвить Христа, они называют Его бесоодержимым, потому что-де только под влиянием беса можно говорить такие оскорбления против богоизбранного иудейского народа;
11. Христос только что обещал верующим в Него не только свободу, но и бессмертие. Для слушателей Христа такое обещание еще более подкрепляет ту уверенность в ненормальном состоянии Христа, какую они уже высказали. В самом деле, если уже Авраам умер, то как могут не умереть простые люди, хотя и соблюдающие слово Христа? Что же это за сила заключается в слове Христа? Выходит как будто, что Он ставит Себя выше праотца всего иудейского народа — кто же Он? Уж не сам ли Иегова?;
12. Иудеи упорно не хотят понять смысла слов Христа и говорят, что Христос, очевидно, не в Себе: Он вообразил, что беседовал с Авраамом, хотя тот давно уже умер! — Тебе нет еще пятидесяти лет. Внешний вид у Христа, кажется, как можно заключать отсюда, был таков, что Христу давали больше лет, чем Ему было на самом деле. Не пророчествовал ли и пророк Исаия о Христе как о «муже скорбей и изведавшем болезни»? (Ис 53:3);
13. Чтобы внушить иудеям более серьезное отношение к Своим словам, Христос заявляет, что Он существовал еще ранее Авраама. Притом Он говорит о Себе здесь: «есмь», т. е. имею вечное существование, в противоположность сменяющимся человеческим поколениям. Такое выражение, какое в Ветхом Завете употреблял о Себе только Иегова (Исх 3:14), показалось слушателям Христа прямым богохульством, и те люди, которые час назад, казалось, веровали в Христа, теперь берутся за камни, чтобы побить Его ими (ср. 10:31 и сл.).

Евангелие. Глава 19

Исцеление слепорождённого; Фарисеи спрашивают исцелённого и его родителей; Исцелённый уверовал в Сына Божия; Слепота фарисеев. (Ин. 9).

Шёл Иисус дорогою из храма.
Его ученики
шли вслед за Ним, своим любимым самым,
не ведая ещё Его тоски.
И у ворот увидели мужчину,
который от рожденья был слепым.
Спросили Иисуса: «Что же с ним?
Родительский ли грех беды причина,
иль грех, свершённый им»? 1

Ответил Иисус: «Нет, он безгрешен,
не сделал ничего,
душою чист, с родителями нежен,
безгрешны и родители его.
Он должен был в пути нам повстречаться.
Его ведь Божья воля привела.
На нём святые Божии дела
Пославшего Меня должны являться,
покуда не пришла

ночь тёмная, во тьме скрывая небо.
Я должен их вершить
при свете дня повсюду, где б Я не был:
их ночью никому не совершить. 2
Доколе в мире Я, то миру свет Я»!
Он плюнул в пыль и в пальцах грязь растёр,
и смазал ей слепого мёртвый взор.
«Спеши туда, – сказал, – где ярок летний
над водами простор,

омой глаза в купальне Силоама 3 –
беда уйдёт, как дым».
Слепой умылся и на месте прямо
прозрел, и возвратился снова к ним.
А после все соседи сомневались,
не верили тому, что это он.
что взор его чудесно возрождён.
Другие ликовали, удивлялись,
и был он окружён

толпой людей. Они его спросили,
как зрение обрёл.
И он ответил: «Из слюны и пыли
тот человек здесь брение развёл
и смазал мне глаза, затем отправил
в купальню Силоам, чтоб их промыл.
Я сделал так, и зренье получил.
Я верю: сам Господь Его направил.
Его благословил».

«А где Тот Человек? – спросили люди.
Но он того не знал.
Пошли с ним в храм. Решили – лучше будет,
чтоб фарисеям правду рассказал.
Он фарисеям повторил неспешно
как был в субботу чудно исцелён,
и как прозрел, и, словно вновь рождён,
увидел мир, простор небес безбрежный
и был им поражён.

Одни из фарисеев заключили,
что не от Бога Тот,
кто не хранит субботы и из пыли
для исцеленья брение 4 берёт.
Другие возражали им степенно:
«Чтоб совершать такие чудеса,
безгрешность и духовная краса
должны явиться миру непременно».
Такие голоса

звучали в храме, в распре фарисейской.
«А что нам скажешь ты, –
прозревшего священник иудейский
спросил, – Какие в Нём черты
увидел ты при этом исцеленье,
что в Нём особого заметить смог»?
И человек ответил: «Он пророк.
Его здесь не случайно появленье.
Его направил Бог».

«Да ты и не был слеп, – ему сказали
священники тогда.
Они его родителей призвали,
спросили был ли сын слепым всегда.
Отец и мать тотчас признали сына
и подтвердили, что рождён слепым.
«Но как прозрел и, что случилось с ним,
и в чём его прозрения причина
мы сами знать хотим.

Спросите у него. Он сам расскажет, –
таким был их совет, –
Пусть на него ответ за слово ляжет –
ему и самому немало лет».
Родители так странно отвечали,
боясь разгневать храмовых старшин.
И думали: «Ответит лучше сын»,
чтоб их из синагоги не изгнали:
«Пусть лучше он один»! 5

А иудеи снова подступили,
и старший вопрошал:
«Во имя Бога, всё скажи. Не ты ли
был рядом с Ним, когда Он заклинал?
Мы знаем: Человек Тот – грешник страшный»!
Прозревший им смиренно отвечал:
«Грехов Его не знал и не считал,
но был я слеп и жил во тьме ужасной,
теперь же видеть стал»!

«Но что Он делал? – вновь они пристали, –
как зренье возвратил»?
На то прозревший отвечал устало:
«Я всё уже не раз вам говорил,
но вы меня не слушаете сами.
Зачем же вы хотите в третий раз
услышать о делах Его рассказ?
Хотите стать Его учениками»?
«Ты опозорил нас! –



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.