Глава первая 8 страница
Евангелие. Глава 22
Притча о потерянной овце; О блудном сыне, его отце и брате (Лк.15).
И мытарей и грешников немало сходилось ко Христу. И те часами слушали, бывало, речей Его святую простоту. А фарисеи, книжники роптали на то, что Иисус приемлет их и с ними ест в скитаниях Своих. Им притчу Он сказал тогда печально. И не для них одних:
«Почти что каждый, сто овец имея, но потеряв одну, пропавшую овечку пожалеет, оставит тех пастись, и не сомкнув усталых глаз своих, пойдёт на поиск заблудшей той, покуда не найдёт. Найдя, её на плечи он возьмёт 1 – находка эта дорогого стоит. Овцу он принесёт
к себе домой, друзьям своим покажет. «Порадуйтесь со мной, – пропавшая овца нашлась, – он скажет, – и этот день – великий праздник мой! Так, большая на небе радость будет тому, кто покаяние свершил, чем целым девяносто девяти, достойным, праведным и чистым людям». Закончив, Он решил
поведать притчу им о блудном сыне: «В селении одном (их дом на старом месте и поныне) два сына жили со своим отцом. И младший сын сказал отцу однажды: «Прошу тебя именье раздели и долю мне по праву отдели». Отец не отказал. Наверно каждый с ним так бы поступил.
А младший сын, родителям на горе, имущество собрал и в дальний край отправился за море и там добро бездумно растерял. Но в той стране настал великий голод, и младший сын нуждался и страдал, не знал чем жить, болел и голодал, однако был он крепок, был он молод и на работу стал:
один из местных жителей за крохи, (то был не иудей), послал его на поле за дорогой при свете дня пасти своих свиней. И был бы рад изгнанник добровольный рожками их набить себе живот, на то взирая, как их стадо жрёт, но был он на работе подневольным – хозяин не даёт.2
Одумавшись, тогда себе сказал он: «У моего отца наёмников работает немало, я с ними бы остался до конца. У них еда и кров над головою, а мне тут смерть от голода грозит. Пойду отца родимого просить. «Я грешен перед Богом и тобою, – начну я говорить, –
Блудный сын вернулся в родные края
Я недостоин сыном называться. В наёмники прими. Любых работ не стану я чураться – слугою буду с прочими людьми». И он пошёл к отцу, в страну родную, неведением мучась и стыдом. И вот вдали он видит отчий дом, идёт к нему, волнуясь и тоскуя – трепещет пред судом.
Его отец увидел на подходе и бросился к нему. Как солнце на лазурном небосводе, так сын его пропавший был ему. Он плакал, обнимая дорогого, от счастья на груди его рыдал. И блудный сын тогда отца обнял и все слова, что приготовил, снова он с горечью сказал:
«Отец! Я перед Богом и тобою безмерно согрешил. Я сыном называться недостоин: все годы во грехе и блуде жил». Отец его слова не стал и слушать. Одежду он доставить повелел и перстень сыну на руку надел и обувь дал ему, обычай не нарушив, и лаской обогрел. 3
Велел колоть тельца из самых лучших, весёлый править пир: «Отпразднуем такой счастливый случай Пусть с нами веселится Божий мир! Мой сын был мёртв и ожил Божьей волей! 4 Мой сын пропал – и снова дома он. Из дальних стран, из чуждых нам сторон он снова здесь и не исчезнет более. И это явь – не сон»!
А старший сын в то время был на поле – работы проверял. Он целый день провёл в трудах на воле и возвращаясь, пенье услыхал. Подходит к дому – музыка играет, веселье, танцы, настежь дом открыт, повсюду ликование царит. «Что это значит? – он слугу пытает. Слуга и говорит:
«Пришёл твой брат, и твой отец телёнка откормленного взял. Велел забить и приготовить тонко, и всех друзей на пир к себе созвал. Он очень рад, что сын домой вернулся, что жив он, что здоров и невредим, и счастлив твой отец от встречи с ним». А старший сын нахмурясь, отвернулся: «Пусть остаётся с ним, –
подумал он, сердясь и негодуя. Но вышел тут отец: «Мой сын, иди домой. Ведь я ликую: твой брат живым вернулся, наконец»! И старший сын тогда отцу ответил: «Все эти годы я тебе служил, твоим я каждым словом дорожил, работал в поле и зимой и летом и что я заслужил?
Ты мне не дал ни разу и козлёнка – с друзьями посидеть, а тут ты колешь лучшего телёнка для встречи сына, чтобы обогреть того, кто всё имущество растратил, с блудницами в вертепах просадил развеял, пропил, по ветру пустил. Не много ли такому благодати? Мне белый свет не мил»!
Возвращение блудного сына
И, помолчав, отец ответил сыну: «Ты сын, всегда со мной. И у тебя для грусти нет причины: ведь всё моё останется с тобой. 5 А наш весёлый праздник – наше слово в честь возвращенья брата твоего. Ведь был он мёртв и ожил и его мы потеряли, но нашёлся снова. И то важней всего»! 6 *************************************
Примечания:
1. Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб: так изображали Христа-Спасителя; 2. Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем ему было питаться, и он должен был наняться к одному жителю той страны в пастухи стада свиней. Это занятие — самое низкое с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, мало давал своему пастуху пищи, и тот принужден был рвать стручки с так называемого «хлебного дерева Иоанна Крестителя». Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь рожками (τ. κεράτια). Их ели и свиньи, но никто не обращал внимания на его голод и настоящей пищи ему не давали; 3. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние пред отцом своим. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли первую, т. е. самую дорогую какая была в доме одежду (στολὴ — длинная и широкая одежда людей знатных Мк 12:38; 16:5; Откр 6:11). Перстень и обувь — знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома; 4. Был мертв и ожил. Смерть — это пребывание в грехе, оживление — раскаяние (Евфимий Зигабен); 5. т. е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мною, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме собственно уже твое: ты получишь все один после моей смерти; 6. главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к себе.
Евангелие. Глава 23
Притча о неверном управителе. О разводе; Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.16).
Ещё одну затем поведал притчу Учитель для своих: «Полезно, чтобы каждый это слышал, – сказал Он, глядя ласково на них. – Один богач своё именье отдал хозяйственному мужу под надзор. Но управитель этот – тихий вор, немало расточил его и продал. И с некоторых пор
узнал хозяин о его проделках, потребовал отчёт о всех больших делах и мелких сделках. Представить всё велел наперечёт, сказав при том: «Ты больше не у дела, дай мне отчёт, и можешь уходить»! «Но как теперь я дальше буду жить? – подумал управитель, – что мне делать как горе утолить?
Пахать и сеять вовсе не умею. с мотыгой не дружу, к волам и овцам подойти не смею, а милостыню клянчить я стыжусь». И в тот же миг к нему, как озаренье, пришла идея: «Хватит мне ума, так сделать, чтоб меня торговцев тьма, когда покину это управленье, ввела в свои дома».
Господских должников он призывает и каждому из них значительные скидки предлагает: одним весомей, меньше для других. Торговец маслом дал ему расписку на сто мер масла, взяв его в кредит. На пятьдесят теперь ему велит писать мошенник новую записку, приняв достойный вид.
Другого он спросил: «Ты сколько должен»? «Сто мер пшеницы брал, – должник ответил. «Что ж, теперь возможно, чтоб новую расписку написал. Ты старую расписку забираешь, а новую на семьдесят пиши. Тебе помочь хочу я от души. Дружи со мной – зерна не потеряешь. Ты только поспеши».
«И говорили знающие люди, – продолжил Иисус, – что этот человек надолго будет желанным гостем у познавших вкус его деяний хитрых, но несложных. А всё так ясно: он ведь отдавал лишь то, что людям раньше приписал и, что теперь присвоить невозможно. Хозяин всё узнал
и похвалил мошенника за мудрость, за хитрость похвалил. Закончив эту притчу, тем же утром увидел Иисус, как подходил к ним мытарей, людей мирских десяток. И Он заметил: «Многие из них догадливей учителей своих – получше знают дел земных порядок, как рыба в море в них. 1
Я говорю вам: пользуйтесь всемерно тем, что дарует свет, чтоб угодить в земном пути безмерно Тому, Кого могущественней нет. И в час, когда лишась всего земного, окажетесь вы в царствии ином, радушно примет вас Мессии дом – души обитель, вечности основа в небесном царстве том.
Кто верен в малом и нелицемерен – в большом не подведёт. Бесчестный в малом и в большом неверен – обманом и коварством обойдёт. И коль богатства скромные, земные тебе нельзя спокойно доверять, 2 то истинные как тебе отдать – сокровища небесные, иные, всю Божью благодать?
И если здесь тебе нельзя доверить беречь и сохранять имущество чужое, можешь верить: тебе твоё не станут доверять. И ни один слуга служить не может двум господам в один и тот же час. Он одному любовь свою отдаст, но ненависть к другому сердце гложет. Обманет и предаст.
Не можете служить одновремённо и Богу и деньгам. Кто выбрал для служения мамону, не может устремляться к небесам. 3 Слова Его слыхали фарисеи, с презреньем улыбались про себя. Превыше правды серебро любя, на людях чли законы Моисея, корысть свою тая.
Он им сказал: «Вы говорите людям, что праведны, чисты, Но знает Бог, что в сердце вашем. Судит Он обо всём с небесной высоты. Что ценно для людей, то мерзко Богу. Он помолчал. Потом стал говорить о том, что по закону нужно жить. Идти по жизни верною дорогой и веру укрепить:
«До Иоанна был закон, пророки. Но Иоанн открыл ворота в свет. И с нового порога приход Мессии миру возвестил. И многие стремятся в Царство Божье. Но сам закон незыблем, нерушим. В нём каждый знак во век незаменим, его ничто не может уничтожить – ведь Божья воля с ним.
Скорей земля с лазурным небом сгинут, чем хоть одна черта сего закона потеряет силу, нарушится заветов красота. Так, всякий разводящийся с женою, женившись на другой – прелюбодей! А с разведённой в брак вступать не смей – прелюбодеянье вершишь иное, в позорном браке с ней. 4
На свете жил один богач весёлый. Доволен жизнью был. Беды не ведал горестных уколов, одежды дорогие он носил: в порфиру и виссоны 5 наряжался и тратил жизнь на женщин и пиры. Бывало, веселился до зари и ничего на свете не боялся. Был счастлив до поры.
К его воротам часто приносили и клали возле них бродягу одного. В грязи и пыли лежал он там в мучениях своих. То нищий Лазарь, спавший у дороги – больной, голодный и полуживой, весь в язвах, но с душою золотой, здесь ждал еды, и горькой пищи крохи он получал порой.
Собаки отбирали эту пищу. Он тихо голодал. И был он самым нищим среди нищих, безропотно и грустно умирал. Когда он умер, Ангелы Господни забрали душу с матери-земли, её на крыльях тихо подняли, и к Аврааму, в горний край свободный на небо вознесли.
Лазарь и богач
Но вот опять дни траура настали – богач в могилу лёг. Из царства мёртвых, где его пытали, он глянул вверх и там увидеть смог, как Лазарь шёл, обнятый Авраамом. «О, Авраам, ты сжалься надо мной, скажи ему, чтоб Лазарь палец свой водой смочил и освежил здесь прямо язык несчастный мой! –
воззвал он к Аврааму из геенны, – Я мучаюсь в огне»! «Мой сын, тебя настигли перемены и не дано менять что-либо мне, – ответил Авраам, – ты пожил славно, не зная ни печали, ни забот, а здесь пришёл для Лазаря черёд утешится покоем жизни плавным. Здесь всё наоборот.
Непроходима пропасть между нами и никому не в мочь отсюда в ад проникнуть через пламя, в мучениях твоих тебе помочь. 6 Тогда богач взмолился к Аврааму: «Наш отче, Авраам, прошу тебя, в мой отчий дом, сынов своих любя, пошли ты Лазаря – пусть скажет самым мне близким от себя,
всё братьям пятерым моим расскажет о бытии в аду, предупредит их, путь для них укажет, чтоб не познали муки и беду». «У них есть Моисей и есть пророки, – так богачу ответил Авраам, – Бог повелел во всём их слушать нам. В законе их всей мудрости истоки. Бог судит по делам».
«Нет, отче Авраам! Ведь если мёртвый с советом к ним придёт, покаются они, и самый гордый совет его безропотно возьмёт»! На это Авраам ему ответил: «Уж если Моисей им не указ, пророков не действителен наказ, то не поверят никому на свете они и в этот раз». 7 ***********************************
Примечания:
1. Иисус как бы говорит: «да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения — великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т. е. фарисеи»; 2. Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен...» Это общая мысль, не требующая по своей общности и особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно — неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?; 3. От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением мамоне, что в семитских языках значит «деньги» или «богатство»; 4. Последние две строфы имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготовляли иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению. Ев. Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия. Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает через это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом: первый грешит с точки зрения непреложности закона, а второй — как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни; 5. Порфира — это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета). Виссон — тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (след,, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды; 6. Еврейское слово «шеол», переведенное здесь выражением «ад», обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых и на геенну — для нечестивых. Кроме того, талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем пред собою чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучащей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет; 7. Некоторые толкователи, помимо прямого смысла, указанного выше, усматривают в этой притче еще смысл аллегорический и пророческий. Богач, по их разумению, во всем своем поведении и судьбе изображает собою иудейство, жившее беспечно в надежде на свои права на Небесное Царство, и потом, по пришествии Христа, внезапно очутившееся за порогом этого царства, а нищий — язычество, которое было отчуждено от общества израильского и жило в нищете духовной, а потом вдруг было принято в лоно Христовой Церкви.
Евангелие. Глава 24
О соблазнах, прощении, вере и послушании; Благодарный прокажённый самарянин и неблагодарные девять; «В тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк.17).
Раз Иисус, собрав друзей под вечер, им начал объяснять: «Бывает так, – сказал Он в этой встрече, что начинают нас одолевать соблазны, что на тяжкий грех толкают. Но горе тем, кто повод подаёт, кто этот грех за радость выдаёт, через кого он в сердце проникает, и душу достаёт.
Да было б лучше, было б меньше горя, чтоб мельничный жернов на шею привязав, столкнули в море такого «мудреца» без лишних слов, чем чтобы он на грех, забывши Бога, кого-нибудь из слабых совратил! Будь зорким! Если брат твой согрешил, ты упрекни его и словом строгим в ошибке убеди.
Раскается – прости его немедля. И даже если он семь раз на дню зло причинить сумеет, немалый нанеся тебе урон, но всякий раз покается смиренно – прости ему содеянное зло: его возможно в гневе понесло, а разум возвратился постепенно и зло его ушло».
Апостолы у Господа просили умножить веру в них. Он им ответил: «Разве вы забыли, что видели в деяниях Моих? Ведь если бы в душе несли вы веру не более горчичного зерна, то чудеса могла б творить она, не зная ни препятствия, ни меры. Для всех она одна.
Коль с верой вы б смоковнице сказали: «исторгнись из земли», перенестись ей в море приказали, то в тот же миг увидеть бы могли, что выполнено ваше пожеланье». 1 Шли дни за днями, неразлучно с Ним ученики шли в Иерусалим, и набирались мудрости и знаний с Учителем своим.
Между Самарией и Галилеей Он шёл в один из дней. И встретили Его в одном селенье, и обратились с просьбою своей, поодаль ставши, десять прокажённых. «Помилуй нас, Наставник Иисус»! – они вопили, чуя смерти вкус, в парше и язвах страшных и зловонных. Мольба из грешных уст
дошла до сердца доброго, большого. Их Иисус послал к священникам, чтоб те сказали слово. Они пошли, и каждый увидал, ещё вполне того не понимая, что он очищен, словно вновь рождён. Но лишь один из всех, кто исцелён вернулся к Иисусу, и рыдая отдал Ему поклон:
пал ниц к Его ногам и славил Бога, за жизнь благодарил. Другие девять шли своей дорогой, а этот Самарянин старый был. «Вас было десять и на самом деле вас Бог от язв и лютой смерти спас! – Так Иисус сказал, к нему склонясь, – Где ж остальные девять? Неужели никто из них Меня
благодарить за благо не вернётся и Бога величать? Неужто совесть в людях не проснётся – как должное всё станут принимать? Встань и иди. К тебе вернулась сила. Да будет на душе твоей покой и чистый небосвод над головой. Тебя святая вера исцелила Иди, Господь с тобой». 2
И вот Его спросили фарисеи, когда сюда придёт и землю Царство Божие согреет, и праведник блаженство обретёт. «Оно уже грядёт, – Христос ответил, – Незримо, незаметно для людей. И ощутят его в душе своей немало тех, кто будут жить на свете – язычник и еврей.
И никогда никто сказать не сможет: «Смотрите – вот оно»! Оно лишь души ваши растревожит. Его увидеть, людям не дано. Затем к ученикам Он обратился: «Настанет время и в тоске своей вы захотите хоть один из дней, когда Сын Человеческий явится увидеть поскорей,
но не дано вам день увидеть этот. И скажут вам: «Он здесь»! Но не ищите вы Его по свету, не верьте и оставьте всё, как есть. Вот молния, сверкнувши, освещает от края и до края небосвод. Когда Сын Человеческий придёт, подобно ей над миром воссияет. Когда Он вновь придёт.
Но прежде предстоит Ему мученья принять и пережить. Его отвергнет это поколенье, не станет по Его заветам жить. Так было в старину, во время Ноя. Так будет в этом мире и тогда, когда с небес вернётся Он сюда. И, как тогда, постигнет всё земное вселенская беда.
Все ели, торговали и женились, но Ной вошёл в ковчег, и небеса над миром отворились: потопа воды погубили всех. Так было на земле во время Лота. Все ели, пили, строили жильё, и множили имущество своё и, как всегда, планировали что-то, покуда Бог даёт.
Но Лот однажды вышел из Содома, и в этот день Господь огнём и серой под раскаты грома сгубил навеки города и плоть. Когда Сын Человеческий вернётся, с небес во всём величии сойдёт, всё будет так же, знайте наперёд. И суд над миром праведный начнётся И зло погибель ждёт.
Кто будет в этот день на кровле дома, не думай о вещах. За ними не спеши в раскатах грома, жди с именем Господним на устах. Кого сей судный день застанет в поле, пускай не возвращается домой, пусть помнит случай с Лотовой женой: она наперекор Господней воле на дом взглянула свой.
Кто станет жизнь свою беречь всемерно, тот в этот день умрёт. Кто потеряет жизнь, заветам верный, тот в Царстве Божьем вечность обретёт. А из двоих, лежащих на постели, один лишь к вечной жизни будет взят. Другой, смертельным ужасом объят, останется. В последней колыбели его угаснет взгляд.
И двое в это время будут в поле, но одного возьмут. Другой из них погибнет Божьей волей. Его судьба – навек остаться тут. Две женщины в тот вечер будут рядом молоть зерно. Одну Господь возьмёт, другая волей Господа умрёт, подругу, проводив последним взглядом. Суд Божий всех найдёт».
Ученики Учителя спросили: «Где разделят людей? Ведь нас по свету Божьему, что пыли, среди достойных прячется злодей»? И Он ответил: «Это будет всюду, где те, кто наказанье заслужил. Орлы летят туда, где труп лежит. И никого на свете не забудут И правда воцарит»! ******************************
Примечания:
1. Апостолы, очевидно, просят об усилении в них веры чудодейственной, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особая какая-то вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса; 2. Этот факт ев. Лука сообщает, очевидно, с тою целью, чтобы показать, что язычники — самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению — оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства;
Евангелие. Глава 25
Притча о неправедном судье; Молитва фарисея и мытаря; «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк.18: 1-17); Притча о работниках в винограднике и их плата. (Мф.20: 1-16).
«Молитесь и надежды не теряйте, – так Иисус сказал, – Садитесь поудобней и внимайте». И притчу о судье им рассказал: «Жил в городе одном судья однажды. Он Бога не боялся и грешил, людей он не стыдился, наглым был. О сущности его расскажет каждый, кого он там судил.
И вот к нему пришла искать защиты от своего врага одна вдова. Но грубо и сердито её и в дом не допускал слуга. Вдова к судье ходила очень долго и он, в конце концов, себе сказал: «Ну, как же я от слёз её устал! Отказывать ей впредь – не вижу толка». И вдовье дело взял,
и правосудия помог добиться. Вы слышали ответ? Иначе дело не могло свершиться – избранникам Господь не скажет «Нет». Не защитит ли Бог своих избранных, что вопиют к Нему и день и ночь? Не Он ли сможет жаждущим помочь? Помедлив, Он не поздно и не рано их не отвергнет прочь. 1
И говорю: подаст защиту вскоре, избранников спасёт. Сын Человеческий, врагам на горе, на землю грешную с небес грядёт. Но вот найдёт ли на земле Он веру? Не станет ли она с теченьем дней в среде людской и глуше и слабей? И покарает всех забывших меру Господь в тоске Своей». 2
А тем, кто почитал себя и выше и праведней других, такую Иисус поведал притчу – одну из поучительных Своих: «Два человека в храм вошли молиться. Один – богатый, важный фарисей, другой был мытарь. В скромности своей. от света в тень спешил он удалиться и оставался в ней.
Вот фарисей повёл свою молитву тихонько, про себя. И начал, глянув в сторону сердито: «Могучий Бог, благодарю Тебя, что не таков я, как другие люди – грабители, обидчики, лжецы, прелюбодеи, воры, подлецы, что не таков, как этот мытарь буду – свидетели – отцы!
В неделю я всегда пощусь два раза, и десятину я от всех доходов выделяю сразу на Божий храм и в этом честь моя». 3 А Мытарь глаз не смел поднять на небо. Молился тихо, в грудь себя бия: «О, Господи, помилуй Ты меня, я грешен и Тебя достойным не был, ничтожна жизнь моя»!
Фарисей и мытарь
И вот Я говорю: он возвращался оправданным домой. А фарисей неправедным остался с надменною своею похвальбой. Кто сам себя над миром возвышает, унижен будет на пиру ином. А кто себя в пути своём земном перед людьми и Богом унижает возвышен будет в нём».4
Бывало, к Иисусу приносили родители детей и прикоснуться к ним Его просили, благословить улыбкою Своей. Ученики того не позволяли, но Иисус детей к Себе призвал и обнимая, так своим сказал: «Мне нужно, чтоб детей ко мне пускали. Хочу, чтоб каждый знал:
Благословение детей Господом Иисусом Христом
что Бог таких, как дети не отринет, на небеса возьмёт. Кто Царство Божье, как дитя не примет, тот никогда в него и не войдёт». Поскольку Царство Божие подобно хозяину, что утром вышел в сад и, чтоб убрать созревший виноград, работников нанять решил свободных, плодам созревшим рад.
Он за динарий в день, нанял рабочих, отправил их на сбор. Работников, к труду тому охочих, устроил этот скромный договор. А через час хозяин у базара опять приметил нескольких парней работы ждущих – скромного скромней. Он нанял на роботу эту пару, отправив поскорей
их в виноградник к сбору урожая. А к трём часам опять он к делу безработных приглашает: увидев их, решил и их нанять. К пяти часам, день к вечеру клонился, он встретил безработных трёх мужчин. «Свободны мы, – сказал ему один, – Никто нанять нас не поторопился, возьмите, господин»!
Хозяин принял всех и на работу отправил их тотчас. Но вот пришли вечерние заботы: настал за труд расплаты добрый час. Собрать людей и с ними рассчитаться хозяин виноградника хотел, и он домоправителю велел начать платить с последних постараться. Нарушить не посмел
домоправитель волю господина. И вот подходят те, кто стал под вечер наполнять корзины, чтоб получить в душевной простоте, хоть что-нибудь, что выдаст им хозяин. И дать им по динарию сказал хозяин добрый. Так он пожелал. Когда об этом прочие узнали, то каждый возроптал:
|