Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 8 страница



Евангелие. Глава 22

Притча о потерянной овце; О блудном сыне, его отце и брате (Лк.15).

И мытарей и грешников немало
сходилось ко Христу.
И те часами слушали, бывало,
речей Его святую простоту.
А фарисеи, книжники роптали
на то, что Иисус приемлет их
и с ними ест в скитаниях Своих.
Им притчу Он сказал тогда печально.
И не для них одних:

«Почти что каждый, сто овец имея,
но потеряв одну,
пропавшую овечку пожалеет,
оставит тех пастись, и не сомкнув
усталых глаз своих, пойдёт на поиск
заблудшей той, покуда не найдёт.
Найдя, её на плечи он возьмёт 1 –
находка эта дорогого стоит.
Овцу он принесёт

к себе домой, друзьям своим покажет.
«Порадуйтесь со мной, –
пропавшая овца нашлась, – он скажет, –
и этот день – великий праздник мой!
Так, большая на небе радость будет
тому, кто покаяние свершил,
чем целым девяносто девяти,
достойным, праведным и чистым людям».
Закончив, Он решил

поведать притчу им о блудном сыне:
«В селении одном
(их дом на старом месте и поныне)
два сына жили со своим отцом.
И младший сын сказал отцу однажды:
«Прошу тебя именье раздели
и долю мне по праву отдели».
Отец не отказал. Наверно каждый
с ним так бы поступил.

А младший сын, родителям на горе,
имущество собрал
и в дальний край отправился за море
и там добро бездумно растерял.
Но в той стране настал великий голод,
и младший сын нуждался и страдал,
не знал чем жить, болел и голодал,
однако был он крепок, был он молод
и на работу стал:

один из местных жителей за крохи,
(то был не иудей),
послал его на поле за дорогой
при свете дня пасти своих свиней.
И был бы рад изгнанник добровольный
рожками их набить себе живот,
на то взирая, как их стадо жрёт,
но был он на работе подневольным –
хозяин не даёт.2

Одумавшись, тогда себе сказал он:
«У моего отца
наёмников работает немало,
я с ними бы остался до конца.
У них еда и кров над головою,
а мне тут смерть от голода грозит.
Пойду отца родимого просить.
«Я грешен перед Богом и тобою, –
начну я говорить, –

Блудный сын вернулся в родные края

Я недостоин сыном называться.
В наёмники прими.
Любых работ не стану я чураться –
слугою буду с прочими людьми».
И он пошёл к отцу, в страну родную,
неведением мучась и стыдом.
И вот вдали он видит отчий дом,
идёт к нему, волнуясь и тоскуя –
трепещет пред судом.

Его отец увидел на подходе
и бросился к нему.
Как солнце на лазурном небосводе,
так сын его пропавший был ему.
Он плакал, обнимая дорогого,
от счастья на груди его рыдал.
И блудный сын тогда отца обнял
и все слова, что приготовил, снова
он с горечью сказал:

«Отец! Я перед Богом и тобою
безмерно согрешил.
Я сыном называться недостоин:
все годы во грехе и блуде жил».
Отец его слова не стал и слушать.
Одежду он доставить повелел
и перстень сыну на руку надел
и обувь дал ему, обычай не нарушив,
и лаской обогрел. 3

Велел колоть тельца из самых лучших,
весёлый править пир:
«Отпразднуем такой счастливый случай
Пусть с нами веселится Божий мир!
Мой сын был мёртв и ожил Божьей волей! 4
Мой сын пропал – и снова дома он.
Из дальних стран, из чуждых нам сторон
он снова здесь и не исчезнет более.
И это явь – не сон»!

А старший сын в то время был на поле –
работы проверял.
Он целый день провёл в трудах на воле
и возвращаясь, пенье услыхал.
Подходит к дому – музыка играет,
веселье, танцы, настежь дом открыт,
повсюду ликование царит.
«Что это значит? – он слугу пытает.
Слуга и говорит:

«Пришёл твой брат, и твой отец телёнка
откормленного взял.
Велел забить и приготовить тонко,
и всех друзей на пир к себе созвал.
Он очень рад, что сын домой вернулся,
что жив он, что здоров и невредим,
и счастлив твой отец от встречи с ним».
А старший сын нахмурясь, отвернулся:
«Пусть остаётся с ним, –

подумал он, сердясь и негодуя.
Но вышел тут отец:
«Мой сын, иди домой. Ведь я ликую:
твой брат живым вернулся, наконец»!
И старший сын тогда отцу ответил:
«Все эти годы я тебе служил,
твоим я каждым словом дорожил,
работал в поле и зимой и летом
и что я заслужил?

Ты мне не дал ни разу и козлёнка –
с друзьями посидеть,
а тут ты колешь лучшего телёнка
для встречи сына, чтобы обогреть
того, кто всё имущество растратил,
с блудницами в вертепах просадил
развеял, пропил, по ветру пустил.
Не много ли такому благодати?
Мне белый свет не мил»!

Возвращение блудного сына

И, помолчав, отец ответил сыну:
«Ты сын, всегда со мной.
И у тебя для грусти нет причины:
ведь всё моё останется с тобой. 5
А наш весёлый праздник – наше слово
в честь возвращенья брата твоего.
Ведь был он мёртв и ожил и его
мы потеряли, но нашёлся снова.
И то важней всего»! 6
*************************************

Примечания:

1. Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб: так изображали Христа-Спасителя;
2. Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем ему было питаться, и он должен был наняться к одному жителю той страны в пастухи стада свиней. Это занятие — самое низкое с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, мало давал своему пастуху пищи, и тот принужден был рвать стручки с так называемого «хлебного дерева Иоанна Крестителя». Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь рожками (τ. κεράτια). Их ели и свиньи, но никто не обращал внимания на его голод и настоящей пищи ему не давали;
3. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние пред отцом своим. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли первую, т. е. самую дорогую какая была в доме одежду (στολὴ — длинная и широкая одежда людей знатных Мк 12:38; 16:5; Откр 6:11). Перстень и обувь — знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома;
4. Был мертв и ожил. Смерть — это пребывание в грехе, оживление — раскаяние (Евфимий Зигабен);
5. т. е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мною, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме собственно уже твое: ты получишь все один после моей смерти;
6. главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к себе.

Евангелие. Глава 23

Притча о неверном управителе. О разводе; Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.16).

Ещё одну затем поведал притчу
Учитель для своих:
«Полезно, чтобы каждый это слышал, –
сказал Он, глядя ласково на них. –
Один богач своё именье отдал
хозяйственному мужу под надзор.
Но управитель этот – тихий вор,
немало расточил его и продал.
И с некоторых пор

узнал хозяин о его проделках,
потребовал отчёт
о всех больших делах и мелких сделках.
Представить всё велел наперечёт,
сказав при том: «Ты больше не у дела,
дай мне отчёт, и можешь уходить»!
«Но как теперь я дальше буду жить? –
подумал управитель, – что мне делать
как горе утолить?

Пахать и сеять вовсе не умею.
с мотыгой не дружу,
к волам и овцам подойти не смею,
а милостыню клянчить я стыжусь».
И в тот же миг к нему, как озаренье,
пришла идея: «Хватит мне ума,
так сделать, чтоб меня торговцев тьма,
когда покину это управленье,
ввела в свои дома».

Господских должников он призывает
и каждому из них
значительные скидки предлагает:
одним весомей, меньше для других.
Торговец маслом дал ему расписку
на сто мер масла, взяв его в кредит.
На пятьдесят теперь ему велит
писать мошенник новую записку,
приняв достойный вид.

Другого он спросил: «Ты сколько должен»?
«Сто мер пшеницы брал, –
должник ответил. «Что ж, теперь возможно,
чтоб новую расписку написал.
Ты старую расписку забираешь,
а новую на семьдесят пиши.
Тебе помочь хочу я от души.
Дружи со мной – зерна не потеряешь.
Ты только поспеши».

«И говорили знающие люди, –
продолжил Иисус, –
что этот человек надолго будет
желанным гостем у познавших вкус
его деяний хитрых, но несложных.
А всё так ясно: он ведь отдавал
лишь то, что людям раньше приписал
и, что теперь присвоить невозможно.
Хозяин всё узнал

и похвалил мошенника за мудрость,
за хитрость похвалил.
Закончив эту притчу, тем же утром
увидел Иисус, как подходил
к ним мытарей, людей мирских десяток.
И Он заметил: «Многие из них
догадливей учителей своих –
получше знают дел земных порядок,
как рыба в море в них. 1

Я говорю вам: пользуйтесь всемерно
тем, что дарует свет,
чтоб угодить в земном пути безмерно
Тому, Кого могущественней нет.
И в час, когда лишась всего земного,
окажетесь вы в царствии ином,
радушно примет вас Мессии дом –
души обитель, вечности основа
в небесном царстве том.

Кто верен в малом и нелицемерен –
в большом не подведёт.
Бесчестный в малом и в большом неверен –
обманом и коварством обойдёт.
И коль богатства скромные, земные
тебе нельзя спокойно доверять, 2
то истинные как тебе отдать –
сокровища небесные, иные,
всю Божью благодать?

И если здесь тебе нельзя доверить
беречь и сохранять
имущество чужое, можешь верить:
тебе твоё не станут доверять.
И ни один слуга служить не может
двум господам в один и тот же час.
Он одному любовь свою отдаст,
но ненависть к другому сердце гложет.
Обманет и предаст.

Не можете служить одновремённо
и Богу и деньгам.
Кто выбрал для служения мамону,
не может устремляться к небесам. 3
Слова Его слыхали фарисеи,
с презреньем улыбались про себя.
Превыше правды серебро любя,
на людях чли законы Моисея,
корысть свою тая.

Он им сказал: «Вы говорите людям,
что праведны, чисты,
Но знает Бог, что в сердце вашем. Судит
Он обо всём с небесной высоты.
Что ценно для людей, то мерзко Богу.
Он помолчал. Потом стал говорить
о том, что по закону нужно жить.
Идти по жизни верною дорогой
и веру укрепить:

«До Иоанна был закон, пророки.
Но Иоанн открыл
ворота в свет. И с нового порога
приход Мессии миру возвестил.
И многие стремятся в Царство Божье.
Но сам закон незыблем, нерушим.
В нём каждый знак во век незаменим,
его ничто не может уничтожить –
ведь Божья воля с ним.

Скорей земля с лазурным небом сгинут,
чем хоть одна черта
сего закона потеряет силу,
нарушится заветов красота.
Так, всякий разводящийся с женою,
женившись на другой – прелюбодей!
А с разведённой в брак вступать не смей –
прелюбодеянье вершишь иное,
в позорном браке с ней. 4

На свете жил один богач весёлый.
Доволен жизнью был.
Беды не ведал горестных уколов,
одежды дорогие он носил:
в порфиру и виссоны 5 наряжался
и тратил жизнь на женщин и пиры.
Бывало, веселился до зари
и ничего на свете не боялся.
Был счастлив до поры.

К его воротам часто приносили
и клали возле них
бродягу одного. В грязи и пыли
лежал он там в мучениях своих.
То нищий Лазарь, спавший у дороги –
больной, голодный и полуживой,
весь в язвах, но с душою золотой,
здесь ждал еды, и горькой пищи крохи
он получал порой.

Собаки отбирали эту пищу.
Он тихо голодал.
И был он самым нищим среди нищих,
безропотно и грустно умирал.
Когда он умер, Ангелы Господни
забрали душу с матери-земли,
её на крыльях тихо подняли,
и к Аврааму, в горний край свободный
на небо вознесли.

Лазарь и богач

Но вот опять дни траура настали –
богач в могилу лёг.
Из царства мёртвых, где его пытали,
он глянул вверх и там увидеть смог,
как Лазарь шёл, обнятый Авраамом.
«О, Авраам, ты сжалься надо мной,
скажи ему, чтоб Лазарь палец свой
водой смочил и освежил здесь прямо
язык несчастный мой! –

воззвал он к Аврааму из геенны, –
Я мучаюсь в огне»!
«Мой сын, тебя настигли перемены
и не дано менять что-либо мне, –
ответил Авраам, – ты пожил славно,
не зная ни печали, ни забот,
а здесь пришёл для Лазаря черёд
утешится покоем жизни плавным.
Здесь всё наоборот.

Непроходима пропасть между нами
и никому не в мочь
отсюда в ад проникнуть через пламя,
в мучениях твоих тебе помочь. 6
Тогда богач взмолился к Аврааму:
«Наш отче, Авраам, прошу тебя,
в мой отчий дом, сынов своих любя,
пошли ты Лазаря – пусть скажет самым
мне близким от себя,

всё братьям пятерым моим расскажет
о бытии в аду,
предупредит их, путь для них укажет,
чтоб не познали муки и беду».
«У них есть Моисей и есть пророки, –
так богачу ответил Авраам, –
Бог повелел во всём их слушать нам.
В законе их всей мудрости истоки.
Бог судит по делам».

«Нет, отче Авраам! Ведь если мёртвый
с советом к ним придёт,
покаются они, и самый гордый
совет его безропотно возьмёт»!
На это Авраам ему ответил:
«Уж если Моисей им не указ,
пророков не действителен наказ,
то не поверят никому на свете
они и в этот раз». 7
***********************************

Примечания:

1. Иисус как бы говорит: «да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения — великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т. е. фарисеи»;
2. Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен...» Это общая мысль, не требующая по своей общности и особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно — неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?;
3. От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением мамоне, что в семитских языках значит «деньги» или «богатство»;
4. Последние две строфы имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготовляли иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению. Ев. Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия. Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает через это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом: первый грешит с точки зрения непреложности закона, а второй — как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни;
5. Порфира — это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета). Виссон — тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (след,, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды;
6. Еврейское слово «шеол», переведенное здесь выражением «ад», обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых и на геенну — для нечестивых. Кроме того, талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем пред собою чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучащей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет;
7. Некоторые толкователи, помимо прямого смысла, указанного выше, усматривают в этой притче еще смысл аллегорический и пророческий. Богач, по их разумению, во всем своем поведении и судьбе изображает собою иудейство, жившее беспечно в надежде на свои права на Небесное Царство, и потом, по пришествии Христа, внезапно очутившееся за порогом этого царства, а нищий — язычество, которое было отчуждено от общества израильского и жило в нищете духовной, а потом вдруг было принято в лоно Христовой Церкви.

Евангелие. Глава 24

О соблазнах, прощении, вере и послушании; Благодарный прокажённый самарянин и неблагодарные девять; «В тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк.17).

Раз Иисус, собрав друзей под вечер,
им начал объяснять:
«Бывает так, – сказал Он в этой встрече,
что начинают нас одолевать
соблазны, что на тяжкий грех толкают.
Но горе тем, кто повод подаёт,
кто этот грех за радость выдаёт,
через кого он в сердце проникает,
и душу достаёт.

Да было б лучше, было б меньше горя,
чтоб мельничный жернов
на шею привязав, столкнули в море
такого «мудреца» без лишних слов,
чем чтобы он на грех, забывши Бога,
кого-нибудь из слабых совратил!
Будь зорким! Если брат твой согрешил,
ты упрекни его и словом строгим
в ошибке убеди.

Раскается – прости его немедля.
И даже если он
семь раз на дню зло причинить сумеет,
немалый нанеся тебе урон,
но всякий раз покается смиренно –
прости ему содеянное зло:
его возможно в гневе понесло,
а разум возвратился постепенно
и зло его ушло».

Апостолы у Господа просили
умножить веру в них.
Он им ответил: «Разве вы забыли,
что видели в деяниях Моих?
Ведь если бы в душе несли вы веру
не более горчичного зерна,
то чудеса могла б творить она,
не зная ни препятствия, ни меры.
Для всех она одна.

Коль с верой вы б смоковнице сказали:
«исторгнись из земли»,
перенестись ей в море приказали,
то в тот же миг увидеть бы могли,
что выполнено ваше пожеланье». 1
Шли дни за днями, неразлучно с Ним
ученики шли в Иерусалим,
и набирались мудрости и знаний
с Учителем своим.

Между Самарией и Галилеей
Он шёл в один из дней.
И встретили Его в одном селенье,
и обратились с просьбою своей,
поодаль ставши, десять прокажённых.
«Помилуй нас, Наставник Иисус»! –
они вопили, чуя смерти вкус,
в парше и язвах страшных и зловонных.
Мольба из грешных уст

дошла до сердца доброго, большого.
Их Иисус послал
к священникам, чтоб те сказали слово.
Они пошли, и каждый увидал,
ещё вполне того не понимая,
что он очищен, словно вновь рождён.
Но лишь один из всех, кто исцелён
вернулся к Иисусу, и рыдая
отдал Ему поклон:

пал ниц к Его ногам и славил Бога,
за жизнь благодарил.
Другие девять шли своей дорогой,
а этот Самарянин старый был.
«Вас было десять и на самом деле
вас Бог от язв и лютой смерти спас! –
Так Иисус сказал, к нему склонясь, –
Где ж остальные девять? Неужели
никто из них Меня

благодарить за благо не вернётся
и Бога величать?
Неужто совесть в людях не проснётся –
как должное всё станут принимать?
Встань и иди. К тебе вернулась сила.
Да будет на душе твоей покой
и чистый небосвод над головой.
Тебя святая вера исцелила
Иди, Господь с тобой». 2

И вот Его спросили фарисеи,
когда сюда придёт
и землю Царство Божие согреет,
и праведник блаженство обретёт.
«Оно уже грядёт, – Христос ответил, –
Незримо, незаметно для людей.
И ощутят его в душе своей
немало тех, кто будут жить на свете –
язычник и еврей.

И никогда никто сказать не сможет:
«Смотрите – вот оно»!
Оно лишь души ваши растревожит.
Его увидеть, людям не дано.
Затем к ученикам Он обратился:
«Настанет время и в тоске своей
вы захотите хоть один из дней,
когда Сын Человеческий явится
увидеть поскорей,

но не дано вам день увидеть этот.
И скажут вам: «Он здесь»!
Но не ищите вы Его по свету,
не верьте и оставьте всё, как есть.
Вот молния, сверкнувши, освещает
от края и до края небосвод.
Когда Сын Человеческий придёт,
подобно ей над миром воссияет.
Когда Он вновь придёт.

Но прежде предстоит Ему мученья
принять и пережить.
Его отвергнет это поколенье,
не станет по Его заветам жить.
Так было в старину, во время Ноя.
Так будет в этом мире и тогда,
когда с небес вернётся Он сюда.
И, как тогда, постигнет всё земное
вселенская беда.

Все ели, торговали и женились,
но Ной вошёл в ковчег,
и небеса над миром отворились:
потопа воды погубили всех.
Так было на земле во время Лота.
Все ели, пили, строили жильё,
и множили имущество своё
и, как всегда, планировали что-то,
покуда Бог даёт.

Но Лот однажды вышел из Содома,
и в этот день Господь
огнём и серой под раскаты грома
сгубил навеки города и плоть.
Когда Сын Человеческий вернётся,
с небес во всём величии сойдёт,
всё будет так же, знайте наперёд.
И суд над миром праведный начнётся
И зло погибель ждёт.

Кто будет в этот день на кровле дома,
не думай о вещах.
За ними не спеши в раскатах грома,
жди с именем Господним на устах.
Кого сей судный день застанет в поле,
пускай не возвращается домой,
пусть помнит случай с Лотовой женой:
она наперекор Господней воле
на дом взглянула свой.

Кто станет жизнь свою беречь всемерно,
тот в этот день умрёт.
Кто потеряет жизнь, заветам верный,
тот в Царстве Божьем вечность обретёт.
А из двоих, лежащих на постели,
один лишь к вечной жизни будет взят.
Другой, смертельным ужасом объят,
останется. В последней колыбели
его угаснет взгляд.

И двое в это время будут в поле,
но одного возьмут.
Другой из них погибнет Божьей волей.
Его судьба – навек остаться тут.
Две женщины в тот вечер будут рядом
молоть зерно. Одну Господь возьмёт,
другая волей Господа умрёт,
подругу, проводив последним взглядом.
Суд Божий всех найдёт».

Ученики Учителя спросили:
«Где разделят людей?
Ведь нас по свету Божьему, что пыли,
среди достойных прячется злодей»?
И Он ответил: «Это будет всюду,
где те, кто наказанье заслужил.
Орлы летят туда, где труп лежит.
И никого на свете не забудут
И правда воцарит»!
******************************

Примечания:

1. Апостолы, очевидно, просят об усилении в них веры чудодейственной, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особая какая-то вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса;
2. Этот факт ев. Лука сообщает, очевидно, с тою целью, чтобы показать, что язычники — самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению — оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства;

Евангелие. Глава 25

Притча о неправедном судье; Молитва фарисея и мытаря; «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк.18: 1-17); Притча о работниках в винограднике и их плата. (Мф.20: 1-16).

«Молитесь и надежды не теряйте, –
так Иисус сказал, –
Садитесь поудобней и внимайте».
И притчу о судье им рассказал:
«Жил в городе одном судья однажды.
Он Бога не боялся и грешил,
людей он не стыдился, наглым был.
О сущности его расскажет каждый,
кого он там судил.

И вот к нему пришла искать защиты
от своего врага
одна вдова. Но грубо и сердито
её и в дом не допускал слуга.
Вдова к судье ходила очень долго
и он, в конце концов, себе сказал:
«Ну, как же я от слёз её устал!
Отказывать ей впредь – не вижу толка».
И вдовье дело взял,

и правосудия помог добиться.
Вы слышали ответ?
Иначе дело не могло свершиться –
избранникам Господь не скажет «Нет».
Не защитит ли Бог своих избранных,
что вопиют к Нему и день и ночь?
Не Он ли сможет жаждущим помочь?
Помедлив, Он не поздно и не рано
их не отвергнет прочь. 1

И говорю: подаст защиту вскоре,
избранников спасёт.
Сын Человеческий, врагам на горе,
на землю грешную с небес грядёт.
Но вот найдёт ли на земле Он веру?
Не станет ли она с теченьем дней
в среде людской и глуше и слабей?
И покарает всех забывших меру
Господь в тоске Своей». 2

А тем, кто почитал себя и выше
и праведней других,
такую Иисус поведал притчу –
одну из поучительных Своих:
«Два человека в храм вошли молиться.
Один – богатый, важный фарисей,
другой был мытарь. В скромности своей.
от света в тень спешил он удалиться
и оставался в ней.

Вот фарисей повёл свою молитву
тихонько, про себя.
И начал, глянув в сторону сердито:
«Могучий Бог, благодарю Тебя,
что не таков я, как другие люди –
грабители, обидчики, лжецы,
прелюбодеи, воры, подлецы,
что не таков, как этот мытарь буду –
свидетели – отцы!

В неделю я всегда пощусь два раза,
и десятину я
от всех доходов выделяю сразу
на Божий храм и в этом честь моя». 3
А Мытарь глаз не смел поднять на небо.
Молился тихо, в грудь себя бия:
«О, Господи, помилуй Ты меня,
я грешен и Тебя достойным не был,
ничтожна жизнь моя»!

Фарисей и мытарь

И вот Я говорю: он возвращался
оправданным домой.
А фарисей неправедным остался
с надменною своею похвальбой.
Кто сам себя над миром возвышает,
унижен будет на пиру ином.
А кто себя в пути своём земном
перед людьми и Богом унижает
возвышен будет в нём».4

Бывало, к Иисусу приносили
родители детей
и прикоснуться к ним Его просили,
благословить улыбкою Своей.
Ученики того не позволяли,
но Иисус детей к Себе призвал
и обнимая, так своим сказал:
«Мне нужно, чтоб детей ко мне пускали.
Хочу, чтоб каждый знал:

Благословение детей Господом Иисусом Христом

что Бог таких, как дети не отринет,
на небеса возьмёт.
Кто Царство Божье, как дитя не примет,
тот никогда в него и не войдёт».
Поскольку Царство Божие подобно
хозяину, что утром вышел в сад
и, чтоб убрать созревший виноград,
работников нанять решил свободных,
плодам созревшим рад.

Он за динарий в день, нанял рабочих,
отправил их на сбор.
Работников, к труду тому охочих,
устроил этот скромный договор.
А через час хозяин у базара
опять приметил нескольких парней
работы ждущих – скромного скромней.
Он нанял на роботу эту пару,
отправив поскорей

их в виноградник к сбору урожая.
А к трём часам опять
он к делу безработных приглашает:
увидев их, решил и их нанять.
К пяти часам, день к вечеру клонился,
он встретил безработных трёх мужчин.
«Свободны мы, – сказал ему один, –
Никто нанять нас не поторопился,
возьмите, господин»!

Хозяин принял всех и на работу
отправил их тотчас.
Но вот пришли вечерние заботы:
настал за труд расплаты добрый час.
Собрать людей и с ними рассчитаться
хозяин виноградника хотел,
и он домоправителю велел
начать платить с последних постараться.
Нарушить не посмел

домоправитель волю господина.
И вот подходят те,
кто стал под вечер наполнять корзины,
чтоб получить в душевной простоте,
хоть что-нибудь, что выдаст им хозяин.
И дать им по динарию сказал
хозяин добрый. Так он пожелал.
Когда об этом прочие узнали,
то каждый возроптал:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.