Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 10 страница



А в это время вместе с сыновьями
пришла к Нему одна
из женщин простодушных, но упрямых.
Была то Зеведеева жена.
Пред Иисусом женщина склонилась,
а Он спросил: «Что хочешь ты сказать»?
Она в ответ: «Прошу меня понять.
Моим сынам родимым сделай милость,
прошу Тебя им дать

там в Царствии Твоём места по праву:
прошу, чтоб каждый сын
воссел с Тобою в нём. Мой старший – справа,
а младший – слева, чтобы ни один
не оставался без Твоей опеки».
«Что просите – понять вам не дано!:
познать им те же муки суждено,
что Я приму у смерти на пороге.
Так свыше решено,

Но сможете ли вы принять страданье,
крещение Моё? –
спросил их Иисус. «Да, сможем! Знаем!
Всё вынесем! – ответили вдвоём
Иаков с Иоанном – Зеведеи.
И Он сказал: «Вы будете страдать.
Мои страданья вам дано познать,
но взять к Себе вас власти не имею –
на то Отцова власть.

Кому места Отец Мой приготовил,
тому и быть на них».
Такой ответ печальный и суровый
дал Иисус в речениях Своих.
И остальные десять возмутились,
услышав этот странный разговор.
Ученики решили дать отпор
товарищам, что к Господу просились.
Их ярость, как костёр. 1

Но Иисус призвал к Себе сердитых
Своих учеников.
И попросил Он их унять обиду.
Потом сказал, не тратя лишних слов:
«Вы знаете, языческий правитель
над всем народом властвует один.
Вельможа над народом господин,
хотя и он такой же смертный житель,
как и рабыни сын.

Но среди вас быть не должно такого. 2
Кто хочет первым быть,
тот должен вам, Моё примите слово,
рабом покорным преданно служить.
А кто стремится выше всех подняться,
тот должен вашим добрым стать слугой,
забыть для вас и отдых и покой
и, если нужно, с жизнью распрощаться,
пожертвовав собой.

Сын Человеческий, сему подобно,
пришёл не для того,
чтобы Ему служили, чтоб покорно
склонился мир пред именем Его.
О нет и нет! Затем пришёл Он к людям,
чтоб Самому им преданно служить,
чтоб жизнь отдать и этим искупить
людские жизни: те, что есть и будут,
Свой выкуп совершить».

Христос уходит из Иерихона
и множество людей
идет, не отставая, неуклонно
за Иисусом в ревности своей.
Там два слепых сидели у дороги.
Услышали они: шумит народ,
потом они узнали, Кто идёт
и замерли в надежде и тревоге.
Проходит Он и вот

слепцы взмолились: «Господи, помилуй,
Давидов сын, спаси»!
Их, заслонив, толпа пыталась силой
заставить отойти с Его пути.
Но те не сдались и взывали громче.
Их Иисус, услышав, подозвал:
«Чего хотите вы, – Он им сказал.
Слепцы в ответ: «Нет нашей доли горше.
Свет дня для нас пропал.

Хотим мы, чтоб глаза у нас открылись,
чтоб славный Божий свет
увидели мы вновь, чтоб нам явилось
всё то, что было скрыто много лет»!
И жалость сердце тронула святое:
«Всегда в кромешной тьме, как плохо им»!
И глаз слепых движением одним
коснулся Он. И вмиг прозрели двое
и вдаль пошли за Ним.
**********************************

Примечания:

1. (Мк 10:41; Лк 22:24) Причиною негодования 10 учеников была просьба Иакова и Иоанна, клонившаяся к умалению прочих апостолов. Возникновение подобных явлений показывает во всяком случае, что ученики Христа не всегда отличались даже в Его присутствии любовью друг к другу и совершенно братским единением. Но в настоящем случае так было не от злобы, а больше, по-видимому, от простоты, неразвитости и недостаточного усвоения учения Христова. Борьба из-за первых мест в новом царстве, местничество, повторилась и еще, на тайной вечери;
2. Слова Спасителя отличаются высокой поучительностью не только для духовных, но и для всех властителей и начальников, которые обыкновенно желают обладать всей «полнотой власти», вовсе не думая о том, что истинная (а не мнимая) христианская власть основывается только на услугах, оказываемых людям, или на служении им, и притом без всякой мысли о какой-либо внешней власти, которая приходит сама собою.

Евангелие. Глава 28

Спасение мытаря Закхея (Лк.19: 1-10); Притча о минах (Лк.19:11-28); Мария из Вифании помазала ноги Иисуса; возражение Иуды (Ин.12:1-11); Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим (Лк.19:29-44).

В Иерихоне жил Закхей. Он главный
над мытарями был.
Он услыхал о Иисуса славе
и разглядеть в толпе Его решил.
Закхей был низкорослым от природы
и, забежав по улице вперёд,
влез на смоковницу и ждал, когда пройдёт
здесь Иисус в скоплении народа
и он Его найдёт.

Вот Иисус пришёл на это место
и видит на ветвях
сидит Закхей, богатый мытарь местный.
Немой вопрос и страх в его глазах.
«Закхей! – сказал Учитель, удивившись,
на дереве его увидев том, –
сойди скорей, веди Меня в свой дом,
сегодня должен Я остановиться
в имении твоём».

Тот оказал своё гостеприимство.
Был радостен и горд.
И все роптали: «Он остановился
у грешника. Ведь мытарь плут и вор»!
Но встал Закхей и речь повёл такую:
«О, Господи! Я беднякам отдам
пол состояния, что нажил сам. 1
И вчетверо вернуть я обязуюсь
обманутым купцам»! 2

А Иисус сказал: «Пришло спасенье
сегодня в этот дом.
А этот человек – он без сомненья
сын Аврамов в грешном мире сём. 3
Сын Человеческий пришёл на землю,
чтобы искать всех гибнущих людей,
чтобы спасти их жертвою Своей.
Он душам человечьим чутко внемлет -
они всего ценней»!

Он был вблизи от Иерусалима
и люд простой считал,
что Царство Божье близится незримо,
что Царства Божья день почти настал.
Знал Иисус об этом и поведал
всем притчу, чтобы поняли они,
что Божье Царство не идёт сменить
земную власть и что Его победа –
связующая нить

для душ, обретших веру и надежду
на вечность и покой,
для тех, кто не относится небрежно
к дарованному Божеской рукой. 4
«Вельможа, – начал Он, – известный родом,
собрался в дальний край венчаться там
на царство, а затем к родным местам
вернуться управлять своим народом.
И он решил: я дам

рабам своим монеты золотые,
пусть те их в оборот
запустят и, как делают иные,
получат для казны моей доход.
И десяти рабам он дал по мине 5
и в дело их велел вложить, пока
не возвратится он издалека.
И верил он, что золото не сгинет,
не дрогнула рука.

А граждане 6 пути его узнали,
и люто ненавидели его,
и вслед за ним гонцов они послали,
чтоб слово там сказать против него:
«Мы не желаем, чтоб он правил нами, –
такие в дальний край летят слова.
Но, повествует древняя молва,
он царство получив, вернулся в славе
и в дом к себе призвал

рабов, 7 которым деньги дал для дела.
и стал их вопрошать,
как мины обернуть они сумели
по сколько мин способны возвращать.
И первый раб сказал: «Твоя монета
мне десять мин дохода принесла.
Пускал я деньги в разные дела».
Хозяин похвалил его за это:
«Иного не желал.

Ты верен в малом был и вот, отныне,
тебе во власть твою
я десять городов под небом синим
со всем богатством их передаю».
Раба второго требует хозяин.
«Мой господин, – тот молвил, – видит свет
в трудах своих добыл я пять монет
за мину, что ты дал мне уезжая».
«Подарка лучше нет, –

сказал рабу вельможа и добавил:
тебе пять городов
отдам я в управленье, чтобы правил
ты ими как умеешь и готов».

А третий раб промолвил виновато:
«Твоя монета здесь.
Я завернул в платок её и спрятал. 8
Хранить твоё – для нас большая честь.
Я в оборот пускать её боялся.
Ведь ты жесток: берёшь, чего не клал
и жнёшь, чего не сеял, не сажал,
и деньги потерять я опасался.
Теперь я всё сказал». 9

«Лукавый раб! Тебя судить я буду, –
воскликнул господин, –
твоими же словами. Дал я ссуду,
но мину не умножил ты один.
Ты знал, что я жесток и непреклонен,
что жну, чего не сеял, не сажал,
беру, что по душе, чего не клал.
Так почему же в оборот законный
ты мину не отдал,

чтоб возвратившись, с прибылью изрядной
я получил её?
Не страх ли перед долгом неоплатным
опутал сердце слабое твоё»?
И приказал: «Его возьмите мину,
тому отдайте, кто десяток мин
умело заработал лишь один».
А слуги возразили властелину:
«Помилуй, господин,

ведь тот и так уж десять мин имеет»!
Но царь ответил им:
«Даю тому, кто умножать умеет
таланом и желанием своим.
У неимущего отнимется и кроха,
что он имеет и дрожит над ней –
над робкою надеждою своей.
Но всем дана широкая дорога
и день идти по ней!

Ну, а врагов, мечтающих с тоскою,
чтоб я не правил тут,
введите и избейте предо мною. 10
Пусть навсегда от глаз моих уйдут». 11
…Шесть дней до Пасхи. Из Иерихона
в Вифанью Иисус пришёл опять,
друзей Своих желая повидать.
Он к Иерусалиму неуклонно
подходит, чтоб принять

там смерть и муки за грехи людские…
В Вифании Его
ждал ужин в доме Марфы и Марии
и кров гостеприимный для Него.
За ужином прислуживала Марфа.
Там Лазарь, воскрешенный, с ними был
и Господа за жизнь благодарил.
Мария же взяла полмеры нарда 12
(он издревле служил

как миро – царь восточных благовоний)
и тихо подошла
к Тому, Кто высших почестей достоин,
и ноги Иисуса полила,
омыла их и волосом роскошным
их осушила, косы распустив
и душу к Иисусу устремив.
И аромат таинственный, тревожный
дыханьем подхватив,

развеял лёгкий сквознячок по дому.
И тут Симонов сын
Искариот Иуда, вероломный,
что подлую измену совершит,
промолвил: «Ведь могли продать за триста
динариев живительный бальзам?
Я благовоние продал бы сам,
чтоб деньги беднякам раздать для жизни»!
Но так сказал он там

не потому, что хлопотал о бедных.
Он был с начальных пор
их казначеем – скаредным и вредным,
и проявил себя как плут и вор.
Он ящик денежный носил с собою:
пожертвования в него он клал
и в свой карман монеты изымал.
И думал, что дела свои он скроет
и деньги, что украл.

Иисус сказал: «Оставь её в покое!
Ведь миро сберегла
она сейчас для случая другого –
для погребенья Моего взяла.
А бедные всегда пребудут с вами,
но близится, идёт печальный час,
когда Я на земле покину вас,
и без Меня останетесь вы сами,
и смерть разлучит нас».

Прошла суббота. Иисус поднялся:
в тревоге не уснуть.
С апостолами утром Он собрался
на Иерусалим продолжить путь.
Дорога меж холмов змеёю вьётся.
К Фиффагии они по ней пришли.
И Он послал апостолов двоих
в селенье под горою, что зовётся
с древнейших лет седых

горою Елеон – масличной рощей 13
«Учеников послав, –
сказал Он им, – когда пройдёте площадь,
вы у ворот увидите осла.
То будет необъезженный ослёнок.
Животное прошу вас отвязать
и к нам сюда заботливо пригнать.
А если спросят вас вполне законно –
зачем вам угонять

ослёнка этого, скажите людям:
«Чтоб Господу служить»!
Они пошли. Узнав, Кто ехать будет,
хозяева не стали и тужить:
осла отдали с радостью великой.
Взамен седла, одежды уложив,
И Иисусу место предложив,
апостолы под радостные клики
за Ним во след пошли.

Стал Иисус спускаться с Елеона.
Народом окружён,
Царь, мир несущий, гордо, как на троне,
средь пилигримов в город едет Он.
Вокруг ликуют и кричат: «Осанна
Давида Сыну! Царствие грядёт
отца Давида. С Ним оно придёт.
Благословен сей праздник, Богом данный:
Мессия к нам идёт»!

Старались все украсить путь Мессии.
Стелили на пути
свои одежды, ткани дорогие,
с горы мечтали рядом с Ним сойти.
И пальмовые ветви воздымая,
бежали дети радостно за Ним.
И гордо за Учителем своим
апостолы шагали, распевая
псалом – Мессии гимн.

Торжественный вход Господа в Иерусалим

Вот Иерусалим открыл идущим
объятья под горой.
И грянуло: «Благословен Грядущий,
во имя Господа Царь праведный земной!
И мир на небесах и слава в вышних»!
У города, в ликующей толпе
и фарисеи, верные себе,
с другими встретить Иисуса вышли.
Услышав, как в мольбе

народ зовёт на царство Иисуса,
«Давидов сын» зовёт,
узрев накал народного искуса,
они в толпе протиснулись вперёд
и в ужасе Спасителю сказали:
«Равви, заставь их замолчать скорей!
Ведь бунт начнут в горячности своей,
и нас от римлян Ты спасёшь едва ли –
и взрослых и детей»!

Но Иисус ответил фарисеям:
«Особый случай тут:
ведь, если люди замолчать сумеют,
то камни вместо них возопиют»!
Повсюду возбужденье, ликованье,
но у Мессии грустные глаза,
печален взгляд, и светлая слеза
струится вопреки Его желанью.
В душе Его гроза.

Оплакивает Он великий город,
войти в него готов
Он знает всё о том, чем станет вскоре
Обетованья город и слепцов.
«О, если б ты в сей день дорогу к миру
познал! – промолвил тихо Он, грустя, –
но ныне это скрыто от тебя.
И дни придут, когда враги секиру
поднимут, всё губя,

против тебя воздвигнут укрепленья 14
и на земле твоей
всё предадут погибели и тленью
и похоронят в ней твоих детей. 15
В тебе на камне камня не оставят
за то, что не узнал ты ничего,
о часе посещенья твоего». 16
…Вот Иерусалим. Мессию славят…
И въехал Он в него.
**************************************

Примечания:

1. Вероятно, беседа, какую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел Сам Мессия;
2. Он рассматривает свой поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимость украденного (Исх. 22:1);
3. т. е. несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение через Мессию;
4. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание Господь и сказал нижеследующую притчу;
5. мина золотая равнялась 1250 рублям золотом. В Ев. Матфея счет ведется более крупный — на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство;
6. Под гражданами, не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно разуметь единоплеменников Христа, неверующих иудеев;
7. Под рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами — разные полученные ими от Бога дарования;
8. У ев.Матфея раб зарыл выданную ему для обращения монету – талант в землю. Отсюда известная пословица;
9. Притча о талантах, приведенная в Евангелии от Матфея, натолкивает на очень простую мысль. Насколько бесплоден страх в качестве мотива для наших поступков. Обратите внимание: образ господина, сложившийся в представлении третьего раба, вызывает в нем страх. Казалось бы, боишься — так трудись, чтобы избежать наказания, если господин таков, что «жнет, где не сеял». Но страх распространяется дальше и приводит к боязни рисковать, страх лишает свободы и парализует. Не случайно Бог всегда при встрече с человеком говорит: «Не бойся». Он освобождает нас, Он хочет нашей ответственной инициативы, Он дает нам авансом разнообразные таланты (дары) для их преумножения — так, чтобы их было больше, чем нам нужно, чтобы мы могли ими делиться, возрастая в братолюбии, как об этом пишет ап. Павел, тем самым свидетельствуя о Божией любви (см. главную новость);
10. Избейте предо мною — образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть;
11. Притча, таким образом, касается будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом царстве;
12. Нард (лат. nardus) — ароматная смола и эфирное масло,
которые получают из некоторых растений семейства валерьяновых
(Valerianaceae). Настоящий, или благовонный, нард — древнее
косметическое и лечебное средство из индийского пахучего
растения Nardostachus jatamansi (иногда так называют и само растение). В русском переводе с английского именуется «мускусным корнем». Растет в Гималаях, Китае, Индии и Непале. Растение до 1 м высотой с лиловыми цветами. Из корней дистилляцией получают эфирное масло янтарного цвета,
которое применялось как благовоние в парфюмерии и медицине. Из нарда в древние времена приготавливалось миро;
13. к горе Елеон (ἐλαιω̃ν — значит: масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора, Иуд. древн. VII, 9, §2);
14. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною;
15. Город в Св. Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил 2:23; Ис 51:18), а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города;
16.т. е. определенного пункта времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение.

Евангелие. Глава 29

Вопрос о власти Иисуса; Притча о злых виноградарях; «Отдавайте кесарево кесарю…»; Вопрос саддукеев о браке в небесах; Книжники «не смели спрашивать Его»; «остерегайтесь» их. (Лк.19:47-48; 20:1-47).

И каждый день Учитель в древнем храме
теперь учил людей.
Его ученье, притчевые драмы
народ пленяли мудростью своей.
Старейшины и книжники искали
как погубить опасного врага,
Господня правда им не дорога.
Первосвященники схватить пытались,
да коротка рука!

Они бессильны были сделать это:
всегда народ с Ним был,
и слово каждое, и мудрые советы
народ с восторгом искренним ловил.
В один из дней Учитель был с народом
учил и благовествовал ему.
И вместе подошли тогда к Нему
старейшины, привязанные к роду
и сану своему,

первосвященники из саддукеев,
и книжники пришли.
И от лица верховных иудеев,
они допрос предвзято повели:
«Поведай нам, чьей властью Ты здесь учишь,
Скажи, кто власть Тебе такую дал»?
Им Иисус немедля отвечал:
«Сперва на мой вопрос ответьте лучше, –
и Свой вопрос задал:

Скажите Мне, крещенье Иоанна
с небес иль от людей»?
И не смогли они ответить прямо
в обычной лицемерности своей.
«С небес, мы скажем, – Он тогда ответит:
«Зачем же не поверили ему?
А скажем «от людей» – нас не поймут,
и от камней толпы на месте этом
тогда нас не спасут. 1

Ведь верят все, что Иоанн Креститель
пророком был святым.
Его унизим, а потом – не жить нам.
Уж лучше не ответим, промолчим».
Но погодя сказали: «Мы не знаем».
«Тогда, – ответил Иисус, – и Я
вам не скажу, откуда власть Моя».
И притчу всем поведал, как хозяин
из дома удаляясь,

в аренду сдал любимый виноградник. 2
И вот подходит срок.
И к виноградарям и злым и жадным
он шлёт раба, чтоб получить тот мог
часть урожая, что по уговору
должна принадлежать ему всегда.
Но там его раба ждала беда:
он был избит и, изгнанный с позором,
едва дошёл туда,

где жил хозяин, но без урожая.
На виноградник свой
раба второго снова отряжает
хозяин. Но вернулся тот домой
без винограда, весь в кровавой гуще.
И вот хозяин третьего раба
послал на виноградник, но судьба
его была не лучше предыдущих:
вернулся он едва.

«Как быть? – грустит хозяин, – всё уладить,
добиться своего?
На этот раз пошлю за виноградом
возлюбленного сына моего.
Они, увидев сына, постыдятся
своих неправедных, бесчестных дел.
Ведь виноград давно уже созрел
пришла пора со мною рассчитаться
за мой большой надел».

Но виноградари, увидев сына,
решили меж собой,
что в нём грядущих их потерь причина,
что виноградник под его рукой
для них, как видно, станет недоступным.
Ведь он наследник, и его отец
отдаст ему хозяйство, наконец.
И виноградник станет неприступным –
доходам их конец!

Тогда они убить его решили,
наследника сего:
«Наследство станет нашим»! И убили,
за виноградник вытолкав его.
«Что сделает теперь хозяин с ними? –
тут Иисус у общества спросил, –
что сделает он с теми, кто убил
его дитя – единственного сына
в расцвете юных сил?

На виноградник он к убийцам сына
с возмездием придёт.
Виновных, милосердие отринув,
недрогнувшей рукою перебьёт.
А виноградник он отдаст надолго,
достойным виноградарям другим,
которые сполна трудом своим
возьмут плоды, не забывая долга,
отчёта перед ним». 3

Услышав это, многие сказали:
«Пусть не придёт беда!
Пусть то, что от Тебя мы услыхали
на свете не случится никогда»! 4
Но Иисус взглянул на них сурово
и так тогда собравшимся сказал:
«Но что же значит то, что указал
великий псалмопевец вещим словом
и людям написал:

«Отвергнутый строителями камень
краеугольным стал.
О камне этом слышали вы сами:
убьется тот, кто на него упал,
а на кого он рухнет, тот мгновенно
раздавлен будет, обратится в прах». 5
Притихли люди при Его словах.
А иерархи тотчас, несомненно
всё поняли. И страх

их обуял. Про них ведь эта притча.
Они схватить Его
немедленно хотели, но не вышло:
защитников здесь много у Него.
Они за Ним следили неотступно
и стали соглядатаев своих
к Нему в толпе среди людей простых
слать с хитрой сетью подлых и преступных
вопросов и интриг.

Они мечтали, чтобы Он ответил
на каверзный вопрос
так, чтоб правитель тотчас же заметил
в словах крамолу, получив донос.
«Учитель, знаем мы, – Ему сказали, –
Ты верно учишь Божьему пути,
и мы готовы по нему идти.
Но Ты скажи нам, чтоб мы верно знали,
ответь и рассуди:

нам правильно ли кесарю налоги
и подати платить?
От этих сборов мы в большой тревоге.
Под этим грузом людям трудно жить»!
Он попросил их показать монету.
(Лукавый ход заранее Он знал.
Коварство и подвох предугадал).
«Чей лик и имя на монете этой? –
им Иисус сказал.

Отдайте кесарю кесарево, а Божие - Богу

«Здесь кесарь! Все смотрите и внимайте! –
ответили они.
«Так кесарево кесарю отдайте,
а Божие для Бога сохраним, –
сказал на это Иисус с улыбкой.
На слове не смогли Его поймать
и не пытались больше задавать
своих вопросов каверзных и зыбких.
Он стал их удивлять.

Приходят к Иисусу саддукеи, 6
и старший речь ведёт:
«Написано в законе Моисея:
когда женатый человек умрёт,
своих детей от брака не имея,
то на вдове жениться брат его
обязан, чтоб продолжить за него
весь род его. Он так продлить сумеет
род брата своего.

И жили братья. Семеро их было.
Женатым первый был.
И вот, бездетным он сошёл в могилу.
Второй вдовицу в жёны получил.
Но умер и второй, за ним и третий
Все семеро бездетными ушли,
но брата род продолжить не смогли.
Недолго и вдова жила на свете.
Вослед ушла с земли.

Скажи, когда потом они воскреснут,
в мир попадут иной,
хотим узнать, ведь это интересно:
чьей станет эта женщина женой?
Ведь семеро женой её имели»?
На это Иисус ответил им:
«Живущие, 7 желанием своим
выходят замуж, и жениться смеют,
и солнце светит им.

Но те, кто удостоен воскресенья
и будут вечно жить, 8
не станут в Царстве славы и спасенья
жениться или замуж выходить.
Как Ангелы небесные бессмертны,
они все будут Божьими детьми –
из праха возрождёнными людьми.
И станут в новой жизни, в новом свете
жить в мире и любви.

О том, что с Богом мёртвые воскреснут,
сам Моисей сказал.
В пылающей купине, как известно,
он Богом патриархов называл
того, кто говорил с ним – Иегову.
Ведь Бог – не мёртвых Бог, покойных сих.
Он Бог детей возлюбленных Своих.
И к ним летит Его живое слово
там, в новой жизни их»! 9

И кто-то из законников промолвил:
«Ты хорошо сказал»!
Ни слова более никто не молвил.
Народ вокруг речам Его внимал.
«Ещё скажу вам, – Иисус продолжил, –
молва гласит: Христос – Давидов сын!
Но сам Давид писанием своим,
псалмом заветным правильней и строже
назвал себя пред Ним. 10

Господь был для него всегда Сын Божий.
И Господом назвал
Давид Его. Иначе он не может:
Отца Христова в Боге он узнал».
Ученикам сказал Он при народе:
«Остерегайтесь книжников сиих.
Они в одеждах длинных, дорогих
всегда почёта жаждут, в храм приходят,
чтоб все видали их

на первом месте. Чтобы их слыхали,
чтоб почесть их ждала.
Но как они жестоки и нахальны,
как лицемерны речи и дела!
Они, молясь, лишают беспощадно
в беду попавших одиноких вдов
их крова, им оставшихся домов.
Но кара их постигнет неотвратно.
Господь к таким суров.
***********************************

Примечания:

1. Обычная у евреев казнь (ср. Исх 17:4);
2. Притча о винограднике у ев. Луки стоит ближе всего к тому, как она изложена у ев. Марка (Мк 12:1-12; ср. Мф 21:33-46);
3. Прямой смысл притчи достаточно ясен. Израиль — виноградник Господа (см. Ис. 5), а его вожди — злые виноградари. Они очень быстро понимают о ком Иисус говорит эту притчу, что только убеждает их в решимости погубить Его;
4. По-видимому, это были люди из среды простого народа, которые поняли, что Господь изображает в притче отношение к Нему со стороны иудейских иерархов. Они говорят, что им не хочется, чтобы виноградари убили «сына», т. е. им жаль Христа;
5. Следует понимать: «В случае, если сбудется ваше желание, то что должно означать изречение Писания: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла»? Т.е. в таком случае не исполнится воля Божия, изречённая в Писании обо Мне»;
6. Некоторые саддукеи отвергали воскресение мертвых;
7. т. е. люди до-мессианского периода;
8. правильнее: «ибо такие они умереть более уже не могут (ού̓τε γὰρ ἀποθανει̃ν ἔτι δύνανται). Бессмертием воскресших, — их неумиранием, — исключается брак между ними (но не различие в поле), — так как брак необходим только там, где существует смерть (Феофилакт);
9. Ибо у Него все живы, т. е. все — которых Он Бог — Ему живы. Если они и умершие, то для людей, по отношению к людям, но не в отношении к Богу. Таким образом, будущее воскресение умерших является естественным и необходимым завершением того жизненного состояния, в котором находятся умершие до Страшного суда;
10. Псалом 109;

Евангелие. Глава 30

Две лепты вдовы и похвала ей (Лк.21: 1-4); Эллины хотят видеть Иисуса; Прославление Сына Человеческого; «Когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе»; Пророчество Исайи о слепых глазах; Начальники уверовали, но не исповедали. (Ин.12: 20-50); Предсказание о разрушении Иерусалима; Знамения и ужасы; «Смотрите за собою»; Последнее поучение в храме. (Лк.21: 5-38).

Закончив говорить с учениками,
Учитель видит там:
богатые приносят горожане
свои дары и жертвуют на храм.
И в ящик для пожертвований чёрный
слегка смущаясь, бедная вдова
кладёт две лепты, 1 их собрав едва,
и в тень уходит робко и покорно.
Звучат Его слова:

«Вот бедная вдова. Она щедрее
купцов и богачей.
Ведь положила больше, чем имеет
на жизнь свою вперёд на много дней.
Другие положили от избытка.
Для них подарок Богу – не урон.
На их делах не отразится он,
не нанесёт богатству их убытка.
Сей женщине поклон».

Лепта вдовицы

На светлый праздник в Иерусалиме
пришли издалека,
чтоб Богу поклониться и Эллины,
и в храм вошли 2 с подарками в руках.
Они к Филиппу с просьбой обратились,
чтоб с Иисусом познакомил их.
Филипп из Вифсаиды был для них
соседом ближним. Ведь они явились
из городов родных

Десятиградия, соседних Галилее. 3
Филипп же был смущён.
К Учителю с таким идти не смея,
совет Андрея хочет слышать он.
И оба Иисусу рассказали
о просьбе греков, подойдя к Нему.
Но что открылось светлому уму?
Какие перед Ним разверзлись, дали
сквозь вековую тьму?

Им Иисус ответил: «Тяжко бремя.
И вот, пора вам знать:
Для Сына Человеческого время
настало славу вечную принять. 4
Я истинно скажу: зерно пшеницы,
на землю павши, если не сгниёт –
останется одно, но принесёт
нам много зёрен, гордо возродится,
когда в земле умрёт. 5



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.