Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 9 страница



«Мы целый день в трудах жару терпели,
а эти только час.
Мы всю работу выполнить успели,
а ты, как этим, платишь нам сейчас!
Тогда хозяин так сказал рабочим:
«Друзья мои, я не обидел вас.
Ведь каждый согласился в этот раз
работать за динарий день до ночи.
Так кто же прав из нас?

Берите, что дают по уговору,
идите по домам.
Не по душе мне ваши разговоры.
Хозяин я, что захочу – то дам.
Не в праве ль я своим распоряжаться?
Последним дал я то же, что и вам –
своим добром распоряжаюсь сам.
И на меня не нужно обижаться.
Кому и что отдам

решаю без оглядки на советы.
А может быть глаза
завистливы у вас на щедрость эту? –
закончил Иисус. Потом сказал:
«Вот так последние нежданно будут
там первыми в неведенье своём.
Господь не забывает ни о ком.
А первые последними пребудут.
в Небесном Царстве том». 5
*******************************

Примечания:

1. Смысл нравоучения, выводимого из притчи Христом, следующий. Христос как бы учит: «Слушайте, что говорит судья неправедный! Но Бог — Он ли не защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Ужели можно сказать, что Он медлителен в отношении к ним. Разве может Он не прийти к ним на помощь? — Тем не менее, если Христос здесь отрицает действительно замедление со стороны Бога, то Он не говорит, чтобы дело не представлялось иначе и избранным Божиим. Им может казаться, что такое замедление существует, потому что Бог, по Своей премудрости, не всегда исполняет просьбы и людей благочестивых, отлагая это до известного времени;
2. Грусть слышится в этих словах Христа: Ему больно, что придется к большинству людей применить строгое осуждение, вместо того, чтобы их помиловать и сделать участниками Своего славного Царства;
3. Фарисей говорит о своих положительных заслугах пред Богом. Вместо того, чтобы поститься один раз в году — в праздник очищения (Лев 16:29), он, подобно другим набожным иудеям, постится еще два дня в неделю — во второй и пятый. Вместо того, чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, получаемой ежегодно в стаде, или от плодов (Чис. 18:25), он дает десятину от «всего», что получает — с самых мелких доходов;
4. Евангелие от Луки дает нам урок смирения. Смирение — это противоположность гордыне, это не зацикленность на себе, а внимательность к другим, просто потому, что они важнее. Но это и не нарочитое самоуничижение, которое тоже, по сути, обращено на себя, любимого. Настоящее смирение — это одно из проявлений любви, и как же трудно оно нам дается. То есть дается-то оно легко, это ведь один из главных даров Святого Духа, а вот принимается нами с огромным трудом;
5. Сравнять первых с последними и, наоборот, разъяснить и доказать, что так бывает и может быть, хотя бы и не всегда, и что равная плата зависит просто от самой доброты и благости Верховного Домохозяина, — в этом главная и существенная мысль притчи. Понимаемая конкретнее, притча означает, что первые не должны гордиться своим первенством, превозноситься пред другими, потому что могут быть такие случаи в человеческой жизни, которые ясно показывают, что первые совершенно сравниваются с последними и последним даже отдается преимущество. Вывод, который должны были сделать отсюда слушавшие Христа ученики, таким образом, совершенно ясен и понятен. Здесь не дается повеления непременно сравниваться с последними, не предлагается совета, а разъясняется принцип, руководствуясь которым делатели в Христовом винограднике должны исполнять свои работы.

Евангелие. Глава 26

Болезнь и смерть Лазаря; Иисус идёт в Вифанию; Воскрешение Лазаря; «Я воскресение и жизнь»; Первосвященники и фарисеи решили убить Его. (Ин. 11)

В Вифании был некто Лазарь болен.
Он братом был родным
Марии. Стриг овец, работал в поле.
Но вот пришли к нему плохие дни.
Мария – та, что Иисусу ноги
слезой омыла, миррой умастив
и волосом роскошным осушив,
когда обедал Он, устав с дороги
и набирался сил,

жила теперь с сестрой своею Марфой.
И Лазаря любя,
послала к Иисусу с просьбой жаркой:
«Спаси его. Ведь любит он Тебя»!
«Его болезнь для жизни не опасна, –
ответил Иисус, – ему она
сейчас во славу Божию дана,
чтоб Божий Сын прославился, Мне ясно
зачем она нужна».

Ещё два дня жил Иисус в Перее.
Затем ученикам
сказал: «Пора вернуться в Иудею».
«Но ведь Тебя убить хотели там, –
ученики разумно возражали.
Но Он ответил: «Я идти готов.
Имеет день двенадцать лишь часов 1
Нам снова в путь. Оставьте все печали.
Итак, довольно слов.

Кто ходит днём – пройдёт, не ошибётся:
он видит мира свет. 2
Идущий ночью, в темноте споткнётся.
С ним тёмной ночью света мира нет». 3
Он помолчал, потом сказал спокойно:
«А Лазарь, друг наш, он теперь уснул,
во тьме ночной, как в море утонул.
Пойду и разбужу его достойно –
тихонько позову».

«Но если смог уснуть, то сам и встанет!
Поправится он сам! –
ученики сказали. – И оставит
болезнь его во сне, на радость нам»!
Не поняли, что Он сказал о смерти
ученики Его. Он помолчал,
потом ученикам Своим сказал:
«Нет, Лазарь умер. А теперь поверьте –
Хочу, чтоб каждый знал:

Я радуюсь за вас, что там Я не был
в его последний час.
Пойдём к нему. Под Иудейским небом
воспрянет и окрепнет вера в вас»! 4
Тогда Фома-Близнец промолвил грустно:
«Мы в Иудею к Лазарю пойдём,
и все мы там с Учителем умрём.
Не встанет Лазарь от Его искусства,
как он, мы все уйдём». 5

Четыре дня покоится в гробнице
в Вифании родной
умерший Лазарь. В час, когда явился
сюда Христос вечернею порой,
к Нему навстречу Марфа поспешила.
Мария дома в скорби их ждала.
Она с родными, близкими была.
Печаль любивших Лазаря сразила
и вместе собрала.

И много их из Иерусалима
к Марии в дом пришло.
(Всего пять километров между ними).
Сочувствие сюда их привело.
Сказала Иисусу Марфа с плачем:
О, Господи, когда б Ты с нами был,
то брат наш и сейчас на свете жил.
С Тобою здесь всё было бы иначе,
но высших сил

дано тебе чудесное явленье.
Что б Ты не попросил,
пошлёт тебе Сам Бог во исполненье»!
«Твой брат воскреснет, – тихо возгласил
ей Иисус. Она в ответ сказала:
«Я знаю – он воскреснет, но тогда,
когда последний день придёт сюда,
и жизнь свою все обретут с начала
для Божьего суда».

«Я – воскресенье, – Иисус ответил, –
и жизнь, – добавил Он. –
Кто верует в Меня, тот после смерти
для новой жизни будет воскрешён.
И все живущие на свете люди,
кто на земле уверовал в Меня,
как солнца свет средь пасмурного дня,
жизнь вечную получат, живы будут,
пред Господом склонясь.

Скажи, словам сиим Ты верить можешь»?
Ответила она:
«Да, Господи! Ведь Ты Христос, Сын Божий,
грядущий в мир, рука Твоя сильна»!
И с тем она к Марии возвратилась.
Сестре сказала, что её зовет
пришедший Иисус. Её Он ждёт.
К Нему тотчас Мария устремилась.
Тотчас её уход

заметили собравшиеся люди
и поднялись за ней.
Подумали, что у гробницы будет
рыдать о брате и судьбе своей.
Когда Христа Мария увидала,
она припала к Господа ногам,
струились слёзы по её щекам.
«О, Господи! – она Ему сказала, –
«Когда б Ты здесь был Сам,

в момент болезни брата дорогого,
он был бы жив сейчас»!
И больше не могла сказать ни слова.
К ним подошли все гости в этот час
Увидев, как рыдают Иудеи,
Сам Иисус безмерно восскорбел
и выполнить скорее захотел
Своё решенье, сих людей жалея.
Спокойно, как сумел,

спросил Он: «Где его вы положили»?
Сказали все Ему:
«Наш Лазарь, Господи, в своей могиле
от нас ушёл навеки он во тьму»!
Тут Иисус невольно прослезился.
Одни, на слёзы взоры обратив,
сказали: «Как Он Лазаря любил»!
Другие говорили: «Он явился
рыдать, лишённый сил.

Ведь Человек, что зрение слепому
смог раньше возвратить,
и Лазаря болезнь целебным словом
сумел бы без сомненья отвратить».
Скорбя в душе от этих разговоров,
Христос к гробнице Лазаря пошёл.
В пещере под скалой её нашёл.
Во вход задвинут камень до упора –
огромен и тяжёл.

Христос сказал им: «Уберите камень»!
Но Марфа говорит:
«Там тяжко, Господи. Когда его отвалим…
Ведь Лазарь там четыре дня лежит».
Ей грустно Иисус на то ответил:
«Не говорил ли Я тебе не раз:
уверовав, увидишь хоть сейчас
ты славу Божию во всём её расцвете.
Настал прозренья час».

И вот отвален камень от гробницы.
И Он у камня стал.
К Нему обращены сердца и лица.
И в небо Иисус Отцу сказал:
«Отец, за то, что Ты Меня услышал,
благодарю. Я знаю – Ты со Мной.
Всегда и всюду слышишь голос Мой.
Но говорю, чтоб те, что рядом дышат,
узнали Нас с Тобой,

Воскрешение Лазаря

чтоб верили они, не сомневались,
что Ты послал Меня.
чтоб в душах этих вера не кончалась
ни тёмной ночью, ни при свете дня»!
Он так сказал и подошёл ко входу
и звонко крикнул: «Лазарь, выходи»!
И вот в пелёнах, руки на груди,
бредёт, шатаясь, Лазарь на свободу –
могила позади.

Христос велел: «Его вы развяжите,
платок с лица – долой
и ноги от пелён освободите –
пускай идёт воскреснувший домой»!
И многие тогда из Иудеев,
что были у Марии в эти дни
и те, кто в волшебстве Его винил,
в Нём усомниться, более не смеют –
поверили они,

уверовали чисто в Иисуса.
Но несколько из них,
в душе своей не поборов искуса,
подались к фарисеям в эти дни,
о явленном им чуде рассказали.
Собрался на совет Синедрион.
Один вопрос решал сегодня он:
дела Христовы бурно обсуждали.
И был вопрос решён.

Они сочли, что слишком много делал
сей Человек чудес.
И был вопрос их: «Что теперь нам делать?
Его оставить? Но тогда, как лес
поднимутся уверовавших толпы.
Смирить Израиль Римляне придут,
разрушат храм наш и народ сомнут,
как берег моря яростные волны». 6
И так сказал им тут

Каиафа. Это был первосвященник:
«Не можете вы знать,
насколько важен этот соплеменник!
Не можете того вы понимать,
что нам же будет лучше и спокойней,
когда один за всех людей умрёт,
избавив от погибели народ.
Нет жертвы очистительной достойней.
Его нам Бог даёт».

Не от себя Каиафа лицемерный
всё это предсказал.
Он был первосвященником примерным,
пророчество Господь ему послал
о том, что Иисус погибнуть должен,
как жертва для спасения людей,
чтоб смертью искупительной Своей
объединить в один народ всех Божьих
рассеянных детей. 7

Тогда и было принято решенье
Иисуса погубить.
Но рокового Он не ждал мгновенья,
не стал открыто меж людьми ходить.
Оттуда Он ушёл на край пустыни
в людьми забытый город Ефраим.
Ученики всё время были с Ним.
И сердцем, и душой они отныне
с учителем своим.

Шло время. Скоро праздник иудейский –
великой Пасхи дни
готовился справлять народ еврейский.
Со всей страны шли в Иерусалим,
чтобы пройти пред Пасхой очищенье
паломники, и тысячи людей
в ущельях улиц, в рамах площадей
спешили к храму – вымолить прощенье
в духовности своей.

Здесь Иисуса с нетерпеньем ждали
И думали они,
и в храме друг у друга вопрошали
придёт ли Он на праздник в эти дни.
Первосвященники и фарисеи
во время Пасхи отдали приказ,
чтоб кто Его заметит в тот же час
сказали, Иисуса не жалея,
где ходит Он сейчас.
**************************************

Примечания:

1. Как для дня Бог определил известную продолжительность (12 часов), так назначен определенный срок и для деятельности Христа;
2. Как для мира сего, т. е. для обыкновенных смертных, свет или солнце дает возможность ходить не спотыкаясь или действовать в своей сфере, так — хочет сказать Христос — и для Него есть особое высшее Солнце, принадлежащее не сему, а высшему миру, во свете Которого Он и будет ходить, хотя бы земной мир был окутан тьмою или усеян всякими опасностями. Это Солнце — Бог (ср. Пс 88:12; Ис 9:20; Мих 7:8);
3. Здесь Христос говорит о человеке, который не видит в Боге свое Солнце, который не имеет в себе Бога (свет). Косвенно этими словами Господь упрекает Своих учеников в маловерии (ср. Мф 8:26);
4. Иисус радуется, что Лазарь умер в Его отсутствие — иначе Он, конечно, исцелил бы его, и не совершилось бы большого чуда — воскрешения. Последнее же теперь особенно полезно будет увидеть ученикам, вера которых, очевидно, в то время, под влиянием преследований, каким подвергся их Учитель, значительно ослабела. Чудо воскрешения должно было подкрепить их веру во Христа как Истинного Мессию;
5. Фома хочет сказать, что там, в Иудее, их всех ожидает смерть, что они умрут, как умер Лазарь. Он, конечно, находится под влиянием той мысли, что Христос не смог исцелить болезнь Лазаря, а о делах Христа, совершенных раньше, он как будто совсем забыл. Такое же недоверие к силе Христовой Фома проявил и после, когда ему было сообщено о воскресении Самого Христа. Поэтому он и получил народное прозвище «Фома неверующий»;
6. Когда стало известно, что произошло в Вифании, первосвященники и фарисеи собрали совет (Синедрион). Из разговоров, происходивших в этом заседании Синедриона, видно, что руководящую роль здесь играли первосвященники или начальники священнических черед. В самом деле, только высшей священнической аристократии, нисколько не дорожившей национальным достоинством иудейского народа, было свойственно рассуждать так, как здесь рассуждают члены Синедриона. Дело Христа обсуждается в Синедрионе только со стороны политической, а если бы фарисеи давали тон обсуждению, то они стали бы оценивать это дело со стороны религиозной. Священники только боятся за себя, опасаются утратить власть и соединенные с нею доходы, если пойдут римляне усмирять бунт, какой может произвести новоявленный Мессия. Они согласны пожертвовать для сохранения некоторого подобия иудейской самостоятельности и своего начальственного положения даже и такой заветной мечтой израильского народа, как Мессия, царь и восстановитель царства Давидова;
7. Евангелист рассматривает слова Каиафы как пророчество потому, что Каиафа в тот год был первосвященником. Это замечание евангелиста толкуют различно. Одни думают, что евангелист считал первосвященника органом божественного откровения и выражение «в тот год» понимают в смысле общего определения «в это время». Другие же полагают, что евангелист не мог не знать, что во втором храме не было уже урима и туммима, посредством которых первосвященник узнавал волю Божию и являлся, таким образом, органом божественного откровения. По мнению этих толкователей, Иоанн рассматривал Каиафу как приносителя жертвы в праздник очищения. В этот праздник ему предстояло принести жертву за грехи всего народа, и Бог таинственным внушением указал ему истинную жертву, какая должна очистить грехи народа и всего человеческого рода (рассеянных чад Божиих). Такою жертвою и должен был явиться Христос. Из двух этих толкований более естественным представляется первое. Если же Каиафа и не имел урима и туммима, то все же он был в глазах Иоанна представителем Церкви Божией, жизнь которой в то время еще не окончилась, и следовательно, он мог служить, даже вопреки своему желанию, орудием божественного откровения, каким и явился в настоящий раз. Пусть его пророчество осталось непонятым членами Синедриона, к которым он обратился с речью — все же это стало известным и впоследствии приводилось, очевидно, в христианских общинах как доказательство того, что искупительная смерть Христа была предвозвещена устами и представителя иудейской Церкви;

Евангелие. Глава 16

Сокровенное будет открыто; кого бояться?; Малые птицы не забыты; Исповедание и отвержение Иисуса; Против любостяжания; Притча о безумии богатого; «Не заботьтесь»; «Посмотрите на лилии»; «Ищите Царствия Божия»; Бодрствуйте; Верный домоправитель; Разделение в доме и грядущий суд. (Лк.12).

Меж тем, народу собралось немало
на проповедь к Нему.
Но Иисус стал говорить сначала
ученикам и больше никому:
«Закваски берегитесь фарисейской. 1
На ней ведь лицемерия печать!
Нет ничего, что можно укрывать
во тьме навечно от молвы житейской,
на свет не выпускать.

Всё сказанное тайно, явным станет.
Что сказано во тьме,
при ясном свете слышимым предстанет.
Что тайно прозвучало в тишине,
то с кровель возгласят неотвратимо.
Какой бы лицемер не принял вид:
одно в душе – другое говорит.
В конце концов, притворство станет зримым –
Господь разоблачит.

И вам скажу, друзья Мои, не бойтесь,
не опасайтесь тех,
кто убивает тело. Сделать больше
они не могут, хоть бы изо всех
старались сил своих, ярясь напрасно.
Вы бойтесь только Бога одного.
Своею властью, что в руке Его
не только тело – душу в ад ужасный
отправить для Него

возможно, если кто того заслужит.
Не пять ли малых птиц
за пару грошей продают – не тужат?
Но ни одну из крохотных синиц
Бог без внимания не оставляет.
И взор Его охватывает нас.
И каждый волосок сочтён у вас,
и вы Ему дороже целой стаи
небесных птиц сейчас.

И говорю вам: всякий, кто признает
перед людьми Меня,
пусть в этой жизни непреложно знает:
что душу эту верную храня,
Сын Человеческий его признает
пред Ангелами Божьими всегда.
Но, кто Меня отвергнет – никогда
он Моего признанья не узнает –
отныне навсегда.

И если кто неверие покажет,
тот может быть прощён.
Но если против Духа слово скажет –
во веки он не будет пощажён.
Когда же приведут вас в синагоги
к начальникам духовным и властям,
не беспокойтесь, что сказать им там.
Вас Дух Святой избавит от тревоги:
слова подскажет вам».

Тут кто-то из толпы позвал: «Учитель,
нас с братом рассуди:
вели, чтоб этот права нарушитель
со мной отца наследство разделил».
На это Иисус ему ответил:
«Послушай, человек, никто судить
Меня не ставил. И добро делить
меж вами не велел на этом свете.
Должны по правде жить».

И к людям обратился: «Берегитесь
вы жадности своей.
Во всех своих делах вы не стремитесь
урвать кусок побольше, пожирней.
Ведь ваша жизнь земная не зависит
от вашего богатства, от сумы.
Должны вы твёрдо помнить: «смертны мы,
богатство не замедлит, не приблизит
приход смертельной тьмы».

И притчу рассказал об этом тоже:
«Однажды жил богач.
И снял он с поля урожай хороший,
но некуда девать его, хоть плачь!
Богач решил: «Разрушу я амбары
и большие построю вместо них,
и всё своё добро в амбарах сих
надолго сохраню. Не то, что в старых»!
Доволен он и лих.

И мыслит: «У меня добра на годы!
Ешь, пей и веселись,
забудь про неудачи и невзгоды.
Теперь наступит радостная жизнь»!
Но Бог ему сказал: «Глупец великий!
Едва настанет ночь,
душа твоя ликующая, тихо
унесена из тела будет прочь.
Кому твои достанутся запасы»?
Так с тем бывает, кто лишь для себя
богатства ищет, Бога не любя.
Он всё теряет вместе с жизнью разом,
лишь о земном скорбя».

И вновь воззвал к апостолам Учитель:
«Я должен вам сказать:
живите без забот и не ищите,
что есть и пить, чем тело прикрывать.
Не больше ли душа питья и пищи?
И не важней ли тело, чем хитон?
Для птиц небесных писан ли закон?
Они не жнут, не сеют, только свищут,
но их питает Он!

Отец Небесный ваш тех птиц питает.
Не лучше ли вы их?
Заботами никто не продлевает
земную жизнь на самый краткий миг.
И малого не можете вы сделать,
то, что уж говорить об остальном?
Заботиться не следует о том,
чего заботой не достичь несмелой,
и не добыть трудом.

На лилии взгляните полевые:
они ведь не прядут,
не трудятся. Одежды дорогие
им дал Господь – в такой красе живут,
какой царь Соломон в своём величье
не знал. Но лилии трава. Она
живёт сегодня, завтра сожжена.
И если для простой травы обличья
в мир Господом дана

столь пышная, нарядная одежда,
то маловерных вас
не лучше ли Господь оденет прежде?
И не заботьтесь ни о чём сейчас:
о том, что пить, что есть, во что одеться?
Язычники мечтают лишь о сём.
Отец Небесный знает обо всём:
от нужд людских вам никуда не деться
на поприще земном.

А потому, лишь к одному стремитесь,
мечтайте об одном:
о Царстве Божием, к нему тянитесь
а всё для жизни будет вам дано. 2
Не бойся же, паства Моя! Вы знайте,
что ваш Отец вам хочет Царство дать!
Спешите вы имущество продать
и деньги бедным людям раздавайте.
Себе ж приобретать

небесное сокровище дерзайте –
в Господне Царство вход.
Оно не оскудеет – твёрдо знайте.
Ни тлен его, ни время не возьмёт.
И где сокровище пребудет ваше,
пребудут ваши верные сердца
под оком у Небесного Отца –
нет места ни надёжнее, ни краше
и Царству нет конца!

И будьте вы всегда подобны людям,
что господина ждут,
чтоб отворить, как только он прибудет
и быть на месте – только позовут.
Блаженны те рабы, кого застанет
готовыми к услугам господин.
Тогда он сам послужит им один,
за верность их хвалить не перестанет,
питать их до седин.

Ждать господина может быть придётся
все ночи напролёт.
Но тот блажен, кто ждёт, и кто дождётся,
кого не спящим господин найдёт.
Ведь, если бы хозяин дома ведал,
в какое время в дом проникнет вор,
то вовремя усилил бы дозор,
поймал бы вора, наказанью предал,
усилил бы запор.

Готовьтесь. Неожиданно настанет
тот долгожданный час,
когда Сын Человеческий предстанет
во славе пред людьми, в последний раз. 3
А Пётр спросил: «О, Господи, скажи мне,
Ты притчу эту рассказал для нас»?
или для всех назначен Твой рассказ»?
Ответил Иисус: «Внимайте с ними
ещё одна для вас:

Скажите, кто слуга благоразумный
и верный, и кому
поручит господин его разумно
командовать над слугами в дому?
Блажен слуга, которого застанет
за добрым делом господин его,
и выберет его лишь одного,
чтоб управлять, когда нужда заставит,
имением его.

Слуга же нерадивый и неверный,
который мыслит так:
«Нескоро будет господин, наверно»,
и в ход пускает плётку и кулак.
Других он истязает, пьёт, гуляет,
себя он ставит в доме выше всех
и делает, что хочет без помех.
И господина он не ожидает.
Но вот конец утех –

внезапно господин его вернулся,
когда никто не ждал.
Разгул ужасной смертью обернулся:
за всё слугу хозяин наказал.
Слуге, который волю господина
услышал, понял, но не стал спешить
порученное дело совершить
без оправданья, видимой причины,
придётся пережить

жестокое по силе наказанье.
Наказан меньше тот,
кто сделал упущенье по незнанью.
Хоть и его за то расплата ждёт.
И если многое дано кому-то,
то многое и спросится с него.
Чем с прочих больше взыщется с того,
кому вся жизнь доверена – как будто
весь груз на одного.

Вот Я пришёл возжечь огонь священный.
О, как бы Я желал,
о чём прошу в молитвах сокровенных,
чтоб сей огонь скорее запылал!
Но лишь тогда огонь Мой разгорится,
когда Своё служенье совершу,
закончу дело, коему служу:
крещеньем страшным должен Я креститься
Томлюсь Я и грущу

покуда совершится то крещенье.
Уже не долго ждать.
И скоро, очень скоро, без сомненья,
настанет время людям всё отдать.
Вы думаете, Я пришёл к вам с миром?
О нет! Я вам принёс не мир, но меч. 4
Родные семьи сможет он рассечь
при свете дня, в ночи, в разгаре пира,
лишь только вспыхнет речь

о проповеди крестной и спасенье,
что пламенем своим
очистит мир от затхлости и тленья
духовной силой, именем Моим.
Отец и сын разделятся и встанут
друг перед другом в ревности своей.
И дочери пойдут на матерей.
И матери тогда гнушаться станут
упорных дочерей».

И вновь Христос к народу обратился:
«Над морем облака
вам говорят, что в море дождь пролился,
а южный ветер – что недалека
пора жары и нивы перегретой.
О, лицемеры! Вы лицо земли
и небосклона распознать смогли.
Так почему же времени приметы
от разума вдали

вы держите, призывы не храните
ученья Моего,
своим умом понять вы не хотите
знамений ясных времени сего?
Когда идёшь на суд с заимодавцем 5
старайся миром спор уладить с ним –
решительным противником своим,
не то судом сполна тебе воздастся:
законом долг храним.

И будешь содержаться ты в темнице,
покуда не вернёшь
долги свои. Неволя будет длиться,
пока не возвратишь последний грош.
*****************************************

Примечания:

1. Христос предупреждает учеников беречься закваски фарисейской и саддукейской. Но даже ближайшим ученикам трудно понять Его. Им трудно понять не только Его притчи, но и простое уподобление постороннего воздействия закваске.
Однако две крайности не исчезли, но продолжают существовать и искушать людей. Ведь закваска фарисейская пытается свести веру к формальной религиозности и показному благочестию, а саддукейская норовит свести веру к набору рациональных представлений и чисто земному политиканству. Фарисейская закваска искажает вертикальное измерение христианства, а саддукейская — горизонтальное;
2. Не заботиться вовсе не значит не трудиться. Речь здесь идёт о той подавляющей человека заботе, которая перестаёт быть разумной, превращая жизнь человека в сплошное беспокойство, мешающее воспринимать многочисленные дары Небесного Отца. Понятно наше стремление свести к минимуму неожиданные неприятности, но пытаясь продумать все предстоящие варианты мы рискуем превратиться в Умную Эльзу, лишившую себя настоящего из страха перед одним из вариантов будущего.
Но если мы надеемся на Бога больше, чем на собственные ограниченные усилия, то мы спокойно можем приступить к повседневным трудам, веря, что они не станут бессмысленной тратой сил. Сам Господь будет рядом с Нами в беде и в радости.
И не случайно этот отрывок завершается призывом искать Царства Божия и правды Его. Ведь это и есть то главное, к чему приложится и всё остальное.(Мф 6:24-34);
3. Размышляющие о временах Второго Пришествия и Страшного Суда почему-то больше внимания обращают на сопутствующие кризисным временам катаклизмы, нежели на совершенно чёткие слова Иисуса о том, что в тот ожидаемый момент будет продолжаться нормальная повседневная жизнь, не прервутся ни привычные труды, ни свадьбы, ни тем более приём пищи. Главные потрясения произойдут не в земной коре или в атмосфере, но в жизни людей, их душах. Выбор, который Господь предлагает нам сделать, совершается уже теперь, и совершается он тихо и незаметно для большинства окружающих. Делают выбор совершенно похожие люди, но делают по-разному. До поры до времени они рядом, но настанет час расставания, когда каждый пойдёт туда, куда выбрал. .(Мф 24:32-51);
4. Не мир, но меч приносит Христос в человеческую среду. Веками многие пытались обосновать этими словами собственную воинственность. Правда, при этом такие горе-воители не хотели замечать, что слово меч здесь не является синонимом слова война. (Ведь Христос не сказал: «не мир Я принёс, но войну»). Не забудем, что меч (в славянском переводе нож) не только орудие убийства, но ещё и режущий инструмент. Этим мечом разрезаются связи между близкими людьми, если в важнейших духовных вопросах они не смогут ни найти согласия, ни достичь веротерпимости. Но выбор, перерезающий прежние связи, часто бывает неизбежен, если старые связи тянут не просто к старым знакомствам и родственным отношениям, но к былым грехам.
Из этого не следует, что христианам надлежит начинать вражду. Нет, мы призваны нести любовь в окружающий нас мир. Но такова реальность, что окружающим не всегда легко бывает понять тех, кому вера открыла другую жизнь. Поэтому разрыв нередко происходит и не по инициативе христиан. .(Мф 10:34-11:1);
5. Мысль о необходимости воспользоваться совершающимися ныне знамениями времени Господь подкрепляет здесь притчею, содержание которой взято из обыденной жизни. Хорошо поступает тот, кто, не доводя дело до судебного разбирательства, спешит помириться с противником своим или заимодавцем, потому что суд не помилует неплатящего . Так и слушателям Своим Господь советует этою притчею сделать поскорее то, что требуется от них настоящим положением вещей, т. е. принести поскорее покаяние в своем упорстве, с каким они доселе не хотели признать во Христе Богопосланного Мессию и этим избавиться от угрожающего им суда Божия.

Евангелие. Глава 27

Предсказание Иисуса о Его смерти; Просьба матери сыновей Зеведеевых; Больше тот, кто служит; Исцеление двух слепых Мф.20:17-34).

Ведёт дорога к Иерусалиму.
Толпа пылит по ней.
Вот Иисус с тревогами Своими,
в предчувствии земных последних дней.
И в сторону Учитель отзывает
Учеников, и так им говорит:
«Там будет предан, схвачен и убит
Сын Человеческий. Я верно знаю:
там мука предстоит.

На смерть первосвященники осудят.
И скорым будет суд.
Он римлянам на пытки отдан будет,
и на кресте они Его распнут.
Но только Он на третий день воскреснет.
И смерть отступит пред Его лицом.
Предстанет Он перед Своим Отцом
и перед миром в высшей славы блеске,
с божественным венцом».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.