Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 13 страница



подходит день к концу. Останься с нами, –
Клеопа говорит, –
Ты греешь душу мудрыми словами.
Побыть с Тобою сердце нам велит».
И Он вошёл, чтобы остаться с ними.
И хлеб благослов
ил и преломил,
и подал им, и вновь их удивил
речами необычными Своими.
Когда Он говорил,

глаза у них открылись и узнали
ученики Христа
Но Он невидим стал для них. И в дали
за Ним летит молитва и мечта.
Они тогда припомнили дорогу
и то, что их сердца ещё в пути
почуяли с Кем довелось идти,
когда Писанье изъяснял Он строго.
«Прости, Господь! Прости»!

И в Иерусалим путём недальним
тотчас они пошли.
Одиннадцать Апостолов печальных
в известном доме там они нашли.
И обо всём, что было рассказали:
как Иисус в пути не узнан был,
как Он учил, как хлеб Он преломил
и как они тогда Его узнали,
когда благословил.
***********************************

Примечания:

1. Матфей отступает здесь от рассказа других евангелистов и только один сообщает эти подробности. Нельзя придумать обстоятельств более величественных. Прежде всего, было «великое землетрясение» И здесь опять нет никакой надобности предполагать, что эти слова евангелиста не указывают на физическое землетрясение, как и во время распятия.
Все евангелисты повествуют только о результатах воскресения, т. е. — о последовавших затем событиях, а не о самом воскресении. Во время самого акта воскресения женщины были на пути ко гробу;
2. Так говорит о себе евангелист Иоанн, ибо это был он;
3. Бинты, которыми иудеи пеленали своих покойников при захоронении. Они умащались благовониями;
4. Ткань, которой укрывали лицо покойного;
5. Как и другие иудеи, ученики Христа, до Его воскресения, не представляли себе, что Мессия должен умереть и, следовательно, не думали даже о каком-либо Его воскресении. Христос же говорил, по Иоанну, о воскресении Своем только образами (Ин 2:19; 10:18).
Только у евангелиста Луки проходит во всем повествовании о воскресении та мысль, что и страдание, и смерть, и воскресение Христа вполне согласны с бывшими о Нем пророчествами. Таких указаний на исполнение Писания не находим ни у одного из других евангелистов. Очевидно, что Лука хотел дать этим доказательство того, что Христос, ранее свидетельствовавший о Себе, как об обетованном Спасителе людей, так и в настоящем событии воскресения явился именно таким Спасителем обетованным;
6. Раввуни! – Хотя Иоанн переводит это слово так же, как слово: Равви, однако несомненно, что в устах Марии это наименование имело особое значение. Дело в том, что в древнееврейской литературе слово раббан означало не учителя-книжника, а равнялось выражению Адон — владыка (Цан, с. 664). Мария, называя так явившегося ей живым Христа, очевидно признает в Нем Владыку жизни;
7. Еммаус — у Иосифа Флавия Аммаус (Иуд. война VII, 6, §6) — небольшое селение в 12 км. от Иерусалима к северо-западу, т. е. в трех часах пути;
8. точнее: выступил как пророк (ἐγένετο). Путники не называют Христа Мессией — очевидно, смерть Христа повлекла за собою падение их надежд на Христа как на Мессию, но тем не менее они все же считают Его пророком (название почетное), — который показал себя таким и на делах, т. е. в чудесных знамениях, и на словах, т. е. в учении. И таким Он явил Себя и пред Богом, и пред народом, т. е. казался не только народу пророком, но и был таким в действительности;
9. Замечательно, что путники не вменяют ответственности за смерть Христа всему иудейскому народу, а считают виновными только представителей народа. И в самом деле, народ в целом скорее был на стороне Христа, и только толпа подученных иудеев поддерживала первосвященников в их требованиях, обращенных к Пилату;
10. т. е. Христос начал Свои разъяснения истории домостроительства человеческого спасения с книг Моисея, а потом, покончив с ними, перешел к книгам пророческим и указывал в них места, относящиеся к Нему как к Мессии и, таким образом, обозрел все мессианские пророчества, находящаяся в Св. Писании (вероятно, под книгами пророческими здесь евангелист разумеет все остальные книги Ветхого Завета после книг Моисеевых, следовательно и псалмы, пророчества коих Христос не мог здесь не привести, раз Он приводил их и раньше;

Евангелие. Глава 35

Двукратное явление Иисуса собравшимся ученикам. Фома (Ин.20:19-29); Явление Иисуса ученикам при море Тивериадском. Троекратное обращение Иисуса к Петру: «Любишь ли ты Меня? Паси овец Моих» (Ин.21:1- 19); «Идите, научите все народы…» (Мф.28:16-20); Вознесение (Лк.24:50-53).

А в первый день недели, после казни
при запертых дверях
ученики сошлись, и было им неясно
как дальше жить. Обуревал их страх.
Они боялись мести Иудеев.
Рассеяться, исчезнуть был искус.
Но в комнате явился Иисус
«Мир вам! – Он их приветствовал, жалея, –
Теперь вам покажусь».

И показал и руки им и рёбра,
пронзённые копьём.
И Он глядел на них с улыбкой доброй
в обычном одеянии Своём.
Ученики опешили сначала,
а после радость охватила их,
в сердцах забушевала молодых:
«Такого чуда раньше не бывало
в деяниях иных»!

«Мир вам! – ученикам сказал Он снова, –
Меня послал Отец,
Я ж посылаю вас правдивым словом
будить глухую тьму людских сердец. 1
Примите от Меня Святого Духа, –
добавил Он и с тем дохнул на них:
когда простите вы грехи иных –
они простятся, станут легче пуха,
когда грехи других

оставите на них – тяжёлым грузом
останутся навек.
Теперь на вас тяжёлая обуза –
судить, насколько грешен человек»
Фома-Близнец в ту пору не был с ними,
и не было его лишь одного.
«Здесь был Господь. Мы видели Его, –
сказали все, назвав святое имя.
«Но сам я никого

не видел и Учителя не слышал.
Скорбит душа моя.
Так вот, пока я лично не увижу
следы гвоздей и рану от копья,
покуда пальцы не вложу я в раны,
не стану верить радостным словам, –
сказал Фома. Прошла неделя. Там
в такой же вечер, тихо и нежданно
Христос явился Сам.

«Мир вам! – войдя, приветливо сказал Он
своим ученикам, –
Фома, тебе рассказа братьев мало,
иди ко Мне – свидетельство Я дам.
Ты руку протяни, Мне палец в рану
смелей вложи, и руки осмотри.
Отринь свои сомненья и прозри.
Неверие оставь во мгле туманной –
пусть вера воцарит»!

В ответ Фома сказал Ему с поклоном:
«О, мой Господь, мой Бог! –
Господь в ответ: «Поверил неуклонно
ты лишь тогда, когда увидеть смог
Меня, но истинно лишь те блаженны,
кто верует, Меня не повидав,
не видя, всей душой Меня признал.
Их вера есть высокий, совершенный
духовный идеал».

Шли дни, и в Копернаум воротилась
апостолов семья.
Веление Учителя свершилось –
и жили в Галилее, не таясь.
Привычно рыбаки ловили рыбу
на море Галилейском 2 по ночам.
И облик Иисуса их очам
сиял повсюду и всегда, где б ни был
их кров и их причал.

Однажды Пётр, Фома с Нафанаилом,
Иаков, Иоанн
ночному лову отдали все силы,
но сеть пуста. Уж утренний туман
на море пал. И грустно возвратились
без рыбы рыбаки на берег свой.
И видят человека пред собой.
И незнакомцу очень удивились:
не знают кто такой.

Он улыбнулся и сказал им: «Дети,
есть пища ли у вас»?
Они сказали: «Нет. Пустуют сети.
Без рыбы мы вернулись в этот раз».
А был то Иисус. И Он сказал им:
«От лодки справа вы закиньте сеть:
возьмёте рыбы – некуда и деть»!
От этих слов пахнуло чем-то давним,
что раньше было здесь…

Сеть погрузили, вытащить – не в силах.
Сеть рыбою полна. 3
А Иоанна словно осенило,
и прошлые он вспомнил времена:
«Ведь здесь Господь! – шепнул он Симеону.
И Пётр в повязке к берегу поплыл.
За ним вослед гребут, что было сил,
другие с сетью по морскому лону.
Вот берег подступил.

Они взошли, а там огонь разложен.
И рыба на костре
И хлеб стопою ровною разложен
на каменной плите, как на столе.
А Иисус им говорит спокойно:
«Несите рыбу, что у вас в сетях».
Пошли. Несут с печатью на устах,
не в силах привечать Его достойно:
уста сковал им страх.

А Он сказал: «Обедать начинайте»
и хлеб им подаёт,
и рыбою печёной угощает.
Никто из них вопрос не задаёт
«Кто Ты»? Ученики теперь все знают,
что Сам Господь опять явился к ним.
В родных краях присутствием Своим
почтил их в месте, что они считают
любимым и родным.

А солнце, поднимаясь, берег сушит.
В воде лучей игра.
И радость неземная греет души
апостолов, сидящих у костра.
Потом все встали – веселы и сыты.
Господь Петра в сторонку отозвал.
«Симон Ионы сын, – его назвал, –
Хочу Я, чтобы честно и открыто
сейчас ты Мне сказал:

ты любишь ли Меня сильнее прочих»?
«Так, Господи! Люблю!
Люблю Тебя и днём и тёмной ночью.
Ты знаешь, каждый взгляд я Твой ловлю»!
А Иисус сказал ему на это:
«Моих ягнят ты ревностно паси».
Потом опять апостола спросил:
«Меня ты любишь больше всех на свете»?
«Так, Господи! Прости! –

ответил Пётр, – Ты знаешь Сам об этом»!
«Овец Моих паси,
Симон Ионы сын, – сего ответа
был удостоен Петр. И вновь спросил
его, в душе скрывая сожаленье,
под небом галилейским Иисус.
(Он так решил продолжить Свой искус,
чтоб снять с души Петровой угрызенья,
сомнений тяжкий груз):

«Симон Ионы сын, Меня ты любишь»?
Апостол загрустил.
От правды не уйдёшь и не отступишь,
а он тогда отрекся, отступил!
«О, Господи! Ты знаешь всё, – печально
Христу ответил преданный Симон.
И жизнь отдать готов сегодня он
за Царство Божие, за мир хрустальный…
И вырвалось, как стон:

«Люблю Тебя»! А Иисус ответил:
«Паси овец Моих»!
Потом с печалью в голосе заметил:
«Под старость будешь ты в руках чужих.
Когда был молод, шёл, куда хотелось,
свой пояс сам завязывал себе.
Хозяином ты был в своей судьбе.
Состарившись, того не сможешь делать.
Другой придёт к тебе

и препоясав, отведёт насильно,
куда не хочешь ты.
И перед силой злобною бессильный,
прославишь ты у жизненной черты
Небесного Отца, ряды умножив
чад Божьих тех, кто верит во Христа».4
Христос умолк. Слов этих простота
всего на свете для Петра дороже
и манит высота.

Шёл день за днём и в горной Галилее
всё чаще и сильней
уверовали местные евреи –
шли за Христом на родине своей.
И в добрый час на горную вершину
Христос призвал учеников Своих.
Умножились ряды их в эти дни.
С апостолами, город свой покинув,
к Нему взошли они.

И там, под синим небом, увидали
ученики Христа.
И на колени перед Ним упали.
И Он идёт – живая красота!
Но кто-то усомнился, не поверил,
что Сам Господь сейчас явился к ним,
мир изменив явлением Своим,
что к новой жизни отворил Он двери
для всех людей, что с Ним.

И Он сказал достойно им и ясно:
«Вся власть Мне отдана
на небесах и на земле прекрасной.
Она и справедлива и сильна.
А потому идите, научите
народы и земные племена,
крестите их в любые времена.
Крестя и обращая, призывайте
святые имена

Отца и Сына и Святого Духа. 5
Учение Моё,
а ваша совесть будет в том порукой,
дорогу к человечеству найдёт.
Учите соблюдать, что заповедал.
Вас не смутят препоны и беда.
Не отступать от правды никогда,
нести достойно всё, что Я передал
вы будете всегда.

И Я тогда навеки буду с вами».
Закончил речь Христос
торжественными этими словами.
И в душах благочестие зажглось.
Пришла весна. С ней к Иерусалиму
в один из славных, ясных майских дней
из Галилеи множество людей
идут на Шавуот, 6 как пилигримы.
В толпе, смешавшись с ней

одиннадцать апостолов Христовых,
а также, кроме них
десятков семь учеников, готовых
учить людей и обращать других.
И собрались в известном доме этом,
где лишь недавно были вмести с Ним,
и за столом с Учителем своим
встречали Пасху Нового Завета,
когда Он был гоним.

И вновь Спаситель к трапезе явился
и освятил её.
К Писаниям Он снова обратился,
и разъяснил пророчество сиё:
«Христу придётся пострадать безмерно,
затем из мёртвых в третий день восстать,
явившись в мире солнечном опять,
чтоб было проповедано всеместно,
как Божья благодать,

во имя Иисуса покаянье,
прощение грехов,
от Иерусалима начиная, 7
во всех народах разных языков.
И вы сему свидетели. 8 Мужайтесь,
Отцом Моим обещанное Я
вам посылаю.9 Братья и друзья,
вы в Иерусалиме оставайтесь,
как дружная семья,

пока не облечётесь высшей силой». 10
Сороковой был день,
как Он воскрес, поднялся из могилы,
покинув склепа сумрачную тень.
Христос в сей день из города на волю
учеников любимых вывел вон
к Вифании, на гору Елеон.
И в солнечных лучах, как в ореоле,
стал перед ними Он.

И поднял руки, их благословляя.
И в неприметный миг
стал возноситься в небо, отдаляясь
от сада, от вершины и от них.
Они Ему всем сердцем поклонились. 11
И пребывали в радости большой.
И с Елеона с лёгкою душой
сошли и в древний город возвратились
вечернею порой.

Вознесение

И пребывали в храме, прославляя
Небесного Отца,
и преломляли хлеб, благословляя.
Простым весельем полнились сердца:
присутствие Господне безгранично.
Он всюду, Он свершение и суть.
Апостольский продолжен будет путь,
пока есть мир простой и необычный –
с пути не повернуть.
***************************************

Примечания:

1. Так как ученики, оставивши своего Учителя и Господа в часы Его страданий, этим самым как бы отказались и от порученного им дела распространения в мире учения Христова (Ин 17:18), то Христос теперь снова восстанавливает их в их достоинстве и уничтожает всякие возникшие в них сомнения относительно своего права быть апостолами, говоря, что Он посылает их так же, как Его самого послал Отец. Этим Он уже дает им понять, что Он посылает их во всеоружии для того, чтобы они могли осуществить возложенную на них миссию, как и Его Отец послал со всею силою Духа (Ин 3:34);
2. Море Галилейское, названное у Луки Генисаретским, здесь называется еще Тивериадским, — вероятно, с отношением к греческим христианам, читателям Евангелия, которым известно было имя Тивериады, столицы Ирода Антипы, названной так в честь императора Тиверия;
3. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа;
4. После восстановления Петра в его апостольском достоинстве, Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию ап. Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги его, т. е. на мученическую смерть;
5. т. е. крестите людей к признанию имени Отца, Сына и Святого Духа, к усвоению одной из главнейших новозаветных истин — о Троичности Лиц Божества. Просто и кратко можно выразить мысль так, что в крещении выражается «принадлежность» людей к Царству Отца, Сына и Святого Духа. В силу самого акта крещения, человек делается членом Христовой церкви, — ему прощается первородный грех и он делается участником всех дальнейших благодатных христианских даров;
6. Праздник дарования Торы (Пятикнижия Моисеева). Приходится на 23 мая. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек;
7. Иерусалим должен быть точкою отправления для проповеди о Христе как столица теократии (ср. Ис 2:3; 40:9; Деян 1:8);
8. т. е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения;
9. т. е. что обещал Мой Отец через пророков, именно излияние Св. Духа (Иоил 2:28 и сл.; Ис 44:1 и сл.; Иез 36:27; ср. Деян 2:16 и сл.);
10 Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы — тоже воины Христовы! Сила свыше — благодать Св. Духа, которая и есть новая сила, получаемая чрез Св. Духа;
11. здесь «поклонение», очевидно, понимается как религиозное действие: по отношению к возносившемуся Христу, оно иным и быть не могло;

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.