Глава первая 12 страница
внимали, но схватить Меня не смели? Теперь, во тьме ночной в безлюдном месте вижу – осмелели. Власть тьмы и мрак – вам этот час родной»! Солдаты римские, трибун военный и храмовые стражи подошли, 3 связали Иисуса, повели обратно в город по тропе весенней проснувшейся земли.
Он к тестю Каиафы 4 был отведен. Ананом звался он. Анан всем властьимущим был приветен и тайной властью был он обличён. А Каиафа был первосвященник. (Анан для зятя место расчищал, его на этот пост он продвигал). Он в доме зятя тихо и степенно в те годы проживал.
Первосвященник вопросил сурово: «Нам правду говори – Скажи всё о Твоём ученье новом. Над кем Ты замышляешь воцарить? И о Твоих учениках поведай: кто за тобой идёт, и что за люд? И не молчи – минуты ведь идут. А не ответишь – на судьбу не сетуй: под пытками не лгут»!
Ответил Иисус: «Ведь Я со всеми открыто говорил. Учение Моё всё это время от общества Я в тайне не хранил. Учил и в синагогах и во храме, где иудеи слушали Меня не ночью, а при ясном свете дня. Спроси у них – они расскажут сами. И в тайнах обвинять
Меня не станут слушавшие люди». Тут стражник подбежал, ударил Иисуса: «Кто здесь судит? Как смеешь Ты, – он гневно закричал, – дерзить первосвященнику? Довольно»! «Что ж, если что-то Я не так сказал, – поведай всем, в чём Я сейчас солгал, а, если прав Я, то за что так больно Меня ты наказал»?
Анан, услышав это, убедился: «С таким не по пути»! И к Каиафе он распорядился немедля Иисуса увести. Когда Христа схватили лунной ночью, за ним пошёл один лишь Пётр вослед – мечтал Его спасти от страшных бед, хоть и не знал, что будет делать точно, но шёл за Ним след в след.
А во дворе у Каиафы стражи уселись у костра. И Пётр Симон погреться с ними жаждет. Стояла ведь холодная пора. При свете пламени его узнала одна служанка: «Этот тоже с Ним, с учителем захваченным своим, – Петра увидев, всем она сказала. Но Пётр ответил им:
«Я человека этого не знаю»! Потом сказал другой: А ты один из них, я полагаю»? «О, нет! – ответил Пётр, махнув рукой. Прошёл лишь час, когда один служитель опять узнал Петра: «С Ним точно был сей галилейской житель, что здесь сидит у нашего костра». Но Пётр отверг и это заявленье: «Не ведаю, о чём ты говоришь»!
Пётр трижды отрекается от Иисуса Христа
И тут, прорезав утреннюю тишь, раздалось петуха шального пенье. «Ты что со мной творишь! –
подумал Пётр. А Иисуса стража доставила во двор – здесь ждать утра, предчувствуя, что скажет синедриона страшный приговор. И на Петра Он глянул, обернувшись в потёмках не родившегося дня. В душе Петра слова Его звенят: «Ещё петух не пропоёт проснувшись, как трижды от Меня
ты отречёшься»! Пётр заплакал тихо. Поднялся. Вышел вон. И ночь ушла. Восход зарёю вспыхнул. На суд собрался весь синедрион. Первосвященник в длинном одеянье, законников премудрых длинный ряд, старейшины народа здесь сидят. Хранители закона, древних знаний на Господа глядят.
Его спросили: «Ты Христос – Мессия»? Христос ответил им: «Моим словам поверить вы не в силах, постигнуть их неверием своим. Но, если вам задам вопрос, тем более Я на него ответ не получу. Вам на него ответ не по плечу. И не отпустите Меня на волю – сдадите палачу.
Сын Человеческий отныне в славе, закончив путь земной, от Божьего престола сядет справа на небесах в обители иной». И все сказали: «Значит Ты – Сын Божий»? Ответил Он: «Сказали вы, что Я». Они вскричали, злости не тая: «Свидетельствовать лучше Ты не можешь! Открылась суть Твоя»!
И вот поутру к Понтию Пилату – правителю страны Ведут Христа. Уверены, что надо Его убить, убрать с лица земли. Тогда Иуда понял: «Всё ужасно. На смерть синедрионом осужден, на гибель безвозвратно обречён его Учитель». И в порыве страстном явился снова он
к первосвященнику. Монеты отдал. Все тридцать серебром, что получил за то, что подло продал Христа, всё рассказав врагам о Нём. И бросил серебро он на пол в храме: «Я грешен – Кровь невинную предал, – при этом Каиафе он сказал. И был ответ: «Ведь был вчера ты с нами, и сам того желал».
Не чуя ног, Иуда удалился. Не долго он ходил. Простить себя не смог и удавился, и больше на земле он не грешил. Первосвященники тогда купили на деньги те кровавые земли. Её «Землёю крови» нарекли, и хоронить там странников решили. Другого не нашли. **************************************
Примечания:
1. При этом Господь называет Себя Сыном Человеческим, т. е. Мессиею, показывая этим Иуде крайнюю гнусность его поступка, так как, предавая Мессию, он этим самым идет против заветных чаяний своего народа; 2. в Ев. Иоанна прямо сказано, что Иуда взял только слуг и воинов от первосвященников (Ин 18:3) — следовательно, сами первосвященники в Гефсиманию не ходили... Но все эти соображения не имеют силы. Первосвященники могли стоять сзади, скрываясь за воинами, чтобы в случае нужды ободрить их к действиям. По крайней мере, из дальнейших слов Христа (ст. 53) ясно видно, что тут были не одни слепые исполнители воли первосвященников, а и сами эти враги Христа; 3. Ин.18:12; 4. Каиафа был тогда первосвященником – преемником своего тестя Анана.
Евангелие. Глава 33
На суде Пилата; Варавва (Лк.23:1-5; Ин.18:31-40); Бичевание Иисуса. Терновый венец и багряница. «Распни Его».Пилат умыл руки и передал Иисуса на распятие (Ин.19:1-15; Мф.27:24; Ин.19:16); Симон Киринеянин (Лк.23:26-32); «Царь иудейский». Воины бросили жребий о хитоне. Иисус предал дух. Воин пронзил Ему рёбра. Иосиф и Никодим погребли тело Иисуса в новом гробу (Ин.19:17-42).
И к Понтию Пилату всем Советом приведен Иисус. И стали обвинять Его в наветах и в том, что вводит Он народ в искус, что не платить Он подать призывает, зовёт Себя самим Христом Царём, что всё сильней и глубже с каждым днём людей Своим ученьем развращает, что корень смуты в Нём.
«Ты Иудейский Царь? – спросил сурово у Пленника Пилат. «Ты говоришь, – в ответ ему два слова промолвил Иисус, поднявши взгляд. «Не вижу я за Человеком этим какой-нибудь значительной вины, – сказал Пилат. Но тотчас все они Пилату возразили: «Он в наветах Свои проводит дни.
И если бы для общества опасным злодеем Он не был, и не грозил нам будущим ужасным, синедрион Его б не приводил»! Пилат в ответ: «Тогда Его возьмите к себе на суд, решите всё о Нём, бесстрастно разобравшись, а потом по вашим же законам накажите одним своим судом». Истязание Иисуса Христа римскими воинами
Ему в ответ сказали Иудеи: «Не вправе мы решать, поскольку по закону мы не смеем преступников казнить и распинать». 1 Тогда Пилат вернулся под аркаду. Велел он Иисуса привести чтоб более подробно допросить, подальше от косых, недобрых взглядов судьбу Его решить.
«Ты Иудейский Царь? – спросил он снова. Вопросом на вопрос, устало говоря за словом слово, ответил прокуратору Христос: «Ты от себя ли спрашиваешь это, иль знаешь обо Мне со слов людей»? Пилат сказал: «Я разве Иудей? Твои первосвященники задеты и Ты для них злодей!
Что сделал Ты? Что совершил плохого»? «Плохого – ничего. А Царствие Моё есть Божье Слово, а не от мира бренного сего, – ответил Иисус, – Когда бы Царство Моё реально было в мире сём, то были б и служители при нём. Они сражались бы, чтоб Я напрасно здесь не был осуждён.
Но Царство это вовсе не отсюда». «Ты, значит, всё же Царь»? – опять спросил Пилат – и Царство будет большим и сильным, как бывало встарь»? «Ты говоришь, – ему Христос ответил, – что Царь. И для того Я был рождён и в мир сей разноликий отряжён, чтоб истину свидетельствовать свету, чтоб правду ведал он.
И каждый, кто за истину восстанет, кто слушает её, тот слышать голос Мой не перестанет, и слово благовестное Моё». «Но, что есть истина? – сказал надменно Пилат. 2 Потом устало продолжал: «За Ним вины я здесь не увидал». И выйдя к иудеям откровенно он им тогда сказал:
«У вас обычай есть: на праздник Пасхи преступника простить. Вины Его сгущаете вы краски. Не лучше ли на волю отпустить Царя сего без царства и народа»? 3 Священники вскричали: «Никогда! Врагом Он будет обществу всегда!
Варавву отпусти ты на свободу от правого суда». Варавва был убийца и разбойник. Немало нагрешил. Он убивал легко и беззаботно и много преступлений совершил. Тогда Пилат, поддавшись местной силе, велел вести Христа и бить Его. 4 И били, и одежду сняв с Него, в багряную накидку облачили избитого всего.
Возложение на Иисуса Христа тернового венца
И возложив на голову терновый венец, разящий плоть, плевали и клеймили едким словом солдаты римские. Безмолвен был Господь. Они кричали, перед Ним склоняясь: «Царь Иудейский! Радуйся, живи»! и били по щекам, а Он в крови смотрел на всё, уже не удивляясь, исполненный любви
Надругательство римских воинов над Иисусом Христом
и жалости к неведающим людям, творящим тупо зло. И вновь Пилата к иудейским судьям решение простое привело: «Я выведу Его. Хочу, чтоб знали – не нахожу в Нём никакой вины. Ведь Он ни для людей, ни для страны не делает вреда, а нам едва ли слова Его важны».
Вот Иисус в кровавой багрянице, с венцом на голове на возвышенье. Как в тумане лица. И прокуратор, верный сам себе, сказал, на Иисуса указавши: «Се человек! 5 Ничтожный человек. Нигде Ему не царствовать вовек. Пред вами повторить могу я дважды, что Он честнее всех»!
Тогда первосвященники и стражи от места своего Пилату закричали в злобном раже: «Распни Его! Распни! Распни Его»! 6 «Не вижу в Нём вины, – Пилат ответил, – Не нахожу в Нём злого ничего. Возьмите и распните вы Его, коль нет для вас грешней на целом свете иного никого».
«О, нет! – ему сказали иудеи, – имеем мы закон. К таким закон не знает снисхожденья – Себя ведь Сыном Божьим сделал Он и должен умереть»! Услышав это, Пилат почуял безотчётный страх. (Он слышал о недавних чудесах). В преторию он снова для совета с печатью на устах
велел ввести Христа. И стал он снова вопросы задавать. «Откуда Ты»? В ответ ему – ни слова. Не стал Господь Пилату отвечать. Пилат сказал: «Ты зря не отвечаешь. Ведь я имею власть Тебя казнить, а также власть имею отпустить. Быть может, Ты того не понимаешь, что жизненная нить
Твоя дрожит в моих руках отныне»? Христос ему сказал: «То говорит в душе твоей гордыня. Когда бы свыше Бог тебе не дал, ты не имел бы власти надо Мною. А потому имеют больший грех, чем ты, Мои гонители из тех, кто здесь Меня поставил пред тобою и губит без помех».
И стал Пилат искать какой-то выход, от смерти оградить. Но иудеи требуют, чтоб выдал, велел Его немедленно казнить. Сказал первосвященник: «Коль отпустишь, ты кесарю не друг. Всё дело в том, что всякий, кто назвал себя царём, кто только мысль о царствии допустит, стал кесарю врагом.
И вновь Пилат сел на Лифостротоне. 7 И страже приказал он Иисуса привести в короне. «Се Царь ваш, – иудеям он сказал. В ту пятницу пред Пасхою великой, в полуденный и жаркий час шестой, 8 когда зенит сиял над головой, разрозненные, яростные крики взлетели над толпой:
«Возьми Его, распни Его немедля»! «Хотите, чтоб распял я вашего Царя? – слегка помедлив, Пилат первосвященникам сказал. И строго иерархи отвечали: «Есть кесарь, и царя другого нет! Распни Его. Спаси народ от бед! Не то познаем горя и печали, каких не видел свет».
И видит прокуратор: плохо дело. Сейчас бессилен он. Пред ним толпа бушует оголтело, а невиновный должен быть казнён. И взял воды и перед всем народом умыл он руки, а затем сказал: «Смотрите все. Хочу, чтоб каждый знал: я Праведнику дать хотел свободу, но я её не дал.
Пилат выводит к народу Иисуса Христа
И я хочу, чтоб видели вы ныне и помнили вовек: я в Праведника крови неповинен. Он– вами осуждённый Человек»! И на распятие Его он предал. И повели Христа. И в крестный путь пошёл Он. И с дороги не свернуть. Куда ведёт тот путь, никто не ведал, не мог и заглянуть.
Христу навстречу с поля шёл крестьянин. Ему на плечи крест, взвалили, чтоб Симон Киринеянин – (крестьянина так звали все окрест), пронёс под раскалённым небосводом на место Лобное тот крест большой. Он нёс его, страдая всей душой. И шло за ними множество народа гудящею толпой.
И женщины скорбели и рыдали. И обратившись к ним, промолвил Иисус: «В своей печали не плачьте вы над жребием Моим, но плачьте о себе и ваших детях: в сей город дни ужасные придут, и скажут все, когда они грядут: «Блаженны неродившие на свете – их дети не умрут.
К горам с холмами станут обращаться и станут их просить обрушиться, лавинами сорваться, чтоб от мучений тягостных укрыть. Ведь если в эти дни творят такое, когда живёте в мире, что вас ждёт, когда в сей город бедствие придёт? Когда для вас настанет время злое муки принесёт»?
Несение креста
И вот Голгофа. Там Его распяли, Он смотрит с высоты. По центру крест Его они вкопали, а по бокам разбойников кресты. Пилат велел табличку по-еврейски, по-гречески и римски написать. И люди стали на кресте читать, что это Иисус, Царь Иудейский. Тогда ему пенять
Принесение креста на Галгофу
пришли первосвященники из храма: «Что Царь Он – не пиши! Пиши: «Он говорил, что Царь». Тогда мы такую надпись примем от души». Пилат первосвященникам ответил. И так он им задумчиво сказал: «Что здесь я написал – то написал! Иного тут Царя я не приметил и верно указал».
Пригвождение ко кресту
Когда Христа солдаты распинали, то начали делить Его одежды, что с Него сорвали, не зная, как с хитоном поступить. Хитон у Иисуса цельнотканый – его ни распороть, ни разорвать. Тогда решили жребием узнать, кому хитон достанется желанный. И начали метать.
Поднятие креста
Так сказано в Писании: «Разденут, потом между собой Мою одежду ревностно разделят по жребию недрогнувшей рукой». А на Голгофе не одни мужчины – четыре женщины здесь у Его креста: Мария – мать с сестрою были там, Клеопова Мария, Магдалина, любившие Христа.
На крестах
Вот Иисус, вознесенный высоко. Свою Он видит Мать, любимый ученик неподалёку… Им напоследок Он успел сказать: «О, Женщина! Вот сын Твой»! И добавил: «Вот Мать твоя, – ученику в глаза. И с той поры в свой дом Её тот взял. До самой смерти он Её оставил с почётом у себя. 9
И понял Иисус: конец страданьям. Окончен путь земной. Тогда во исполнение Писанья, Он прошептал, качнувши головой: «Пить. Жажда мучит». Римляне неспешно макнули губку в уксус, что был там, и поднесли её к Его устам, иссопа 10 ветвь, воткнув в неё небрежно. И снова по местам.
Лишь только уксус губ Его коснулся, «Свершилось, – прошептал. И голову склонивши, содрогнулся и предал дух. Свершенья час настал. В тот день первосвященники Пилата просили трех казнённых схоронить. Чтоб смерть ускорить – ноги перебить: «Их на субботу оставлять не надо, нельзя им дольше жить». 11
Снятие с креста Тела Господа
И перебили голени солдаты разбойникам двоим. И увидали: Иисус распятый уже скончался – тих и недвижим. И голени Ему не перебили. Но римский воин в рвении своём пронзил Христа меж рёбрами копьём. И кровь с водою тотчас проступили вослед за остриём.
И видевший свидетельствует. Верно свидетельство его. И говорит он, чтобы вы всемерно уверовали в истинность сего. Не зря слова Писания гласили: «И да не сокрушится кость Его». 12 И вот ещё: «Воззрите на Того, Которого копьём своим пронзили». 13 И всё про Одного.
Тогда Иосиф из Аримафеи (Он ученик Христа, но тайный. Опасался иудеев). просил Пилата, чтобы снять с креста. тот разрешил бы Иисуса Тело. Пилат позволил, и Иосиф снял. Пришёл и Никодим. 14 С собой он взял алоэ с миррой. И ещё для дела льняную ткань достал.
Пелёнами льняными по закону был Иисус одет. И в аромате знойном благовоний покинул Он Его предавший свет. Был от Голгофы сад неподалёку. И новая гробница в нём была. Она Христово тело приняла. Оставлен Он во тьме её глубокой один вдали от зла.
Положение Тела Господа Иисуса Христа в саду во гроб
Примечания:
1. Настойчивость, какую проявили иудеи в отношении к своему требованию, чтобы именно Пилат постановил приговор о Христе, а с другой стороны слабость, какую показал далее Пилат в отношении к иудеям, должны были послужить к осуществлению предсказания Христа о роде Своей смерти (Ин 7:32 и сл.). Если бы Пилат решительно отказался судить Христа, настоял бы на своем первом решении, то раздраженные иудеи и сами бы казнили Христа, но уже просто побили бы Его камнями как богохульника с их точки зрения, и через это не исполнилось бы пророчество Христа о том, что Его вознесут от земли — конечно, прежде всего на крест. Только с осуждением Христа на римском суде Ему предстояло распятие на кресте; 2. «Что есть истина?», т. е. истина только мечта. Стоит ли из-за нее бороться, идти на смерть? И Пилат, не ожидая ответа (ибо что мог ответить ему этот, по его мнению, энтузиаст-мечтатель? — рассудил Пилат), — вышел к иудеям и заявил им, что не нашел никакого повода к тому, чтобы подвергнуть Иисуса наказанию; 3. Ведь у иудеев есть обычай просить ежегодно отпускать на свободу, ради праздника Пасхи, одного из осужденных римскою властью преступников. Пилат теперь согласен помиловать Иисуса, которого он здесь иронически называет царем иудейским; 4. Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании Христа, Иоанн изображает это бичевание не как наказание, предшествовавшее, по обычаю, распятию, а как средство, каким Пилат думал удовлетворить злобу иудейских иерархов, которую питали ко Христу; 5. Слова: «се, человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царскою властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу; 6. Ничего не сказано, как отнесся к этому жалостному зрелищу собравшийся перед дворцом прокуратора простой народ: народ молчал. Но первосвященники и их служители стали громко кричать, что Пилат должен распять Христа; 7. Место, на котором было поставлено судейское кресло Пилата, говорит евангелист, называлось по-гречески Лифостротон (собственно — мозаичный пол), — так называли его говорившие по-гречески жители Иерусалима, — а по-еврейски Гаввафа (по одному толкованию возвышение, по другому блюдо); 8. т. е. двенадцатый. Точнее будет перевести: около двенадцати; 9. Почему Христос называет Свою Мать просто женщиною? С одной стороны, Он этим показывает, что отныне Он принадлежит всем людям, что естественные узы, связывавшие Его доселе с Пресвятою Матерью, теперь разрешаются, а с другой стороны, Он выражает Ей Свое сострадание именно как осиротевшей женщине. Иоанн тогда взял Пресвятую Деву с собою, чтобы отвести Ее в дом отца своего в Капернаум — таково, конечно, было тогда его намерение. Но это намерение не осуществилось, и Иоанн с Пресвятою Девою остался в Иерусалиме до самой Ее смерти, после того как, по воскресении Христа, недели три провел в Галилее, куда ушел по повелению Самого Христа (ср. Мф 26:32); 10. Иссоп – Иссоп обыкновенный (Hyssopus officinalis L.) - полукустарник высотой 70-80 см и диаметром ствола 60-70 см семейства Яснотковые (Lamiaceae). Достаточно самого поверхностного знакомства с практически любыми толкованиями как христианских богословов, так и иудейских раби чтобы понять, что во времена, когда апостол Иоанн писал свое Евангелие, слово “иссоп” использовалось не только в своем прямом значении, т.е. для обозначения конкретного растения, но и как символ, связанный с очищением и жертвоприношением. Причем, прежде всего, с очищением кровью и с кровавыми жертвоприношениями. Одно упоминание этого растения, особенно в контексте всех остальных описываемых событий казни Христа, должно было вызвать у читателя соответствующие ассоциации. 11. Здесь евангелист рисует четвертую и последнюю картину. Представители Синедриона просили у прокуратора, чтобы к наступавшей субботе были убраны тела распятых, так как и закон Моисеев требовал, чтобы тело преступника, который был повешен на дереве, не оставалось там на ночь, но было предаваемо земле в самый день казни (Втор 21:22 и сл.). Иудеям тем более хотелось исполнить этот закон, что наступал вместе с субботою и праздник Пасхи. Для этого же было необходимо добить повешенных на кресте преступников (им перебивали голени); 12. Исход 12:42; Числа 9:12; Псалом 33:21. 13. Захария 12:10; 14. Сообщая здесь о снятии со креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (см. Мф 27:57-60; Мк 15:42-46; Лк 23:50-53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа. Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно состав из мирровой смолы и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Ца
Евангелие. Глава 34
Возвещение ангела Марии о воскресении; Мария Магдалина спешит ко гробу. Увидев, что он пуст, она возвращается к Петру и Иоанну Петр и Иоанн с Марией Магдалиной прибегают к пустому гробу; Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине (Мф.28:1-4;Ин.20:3-18); Извещение учеников о Воскресении Господа (Лк.24:9-12); Явление Иисуса Христа Эммаусским путникам (Лк.13-35).
Прошла суббота. В первый день недели поутру подошли две женщины ко склепу. Захотели увидеть Иисуса. Принесли они для помазанья ароматы. Но грянул гром, и вздрогнула земля. Они застыли, Господа моля. Господень Ангел в этот миг крылатый сошёл с небес, веля
от двери склепа камню отвалиться. И вот сидит на нём. В сиянии своём, он словно снится – как снег одежды, взор горит огнём. Как мёртвые стоят у камня стражи – два воина, оставленные тут. Они всю ночь гробницу стерегут. От склепа глаз не отводили даже на несколько минут. 1
И Ангел женщинам сказал сурово: «Не бойтесь ничего! Что ищете меж мёртвыми живого? Его здесь нет. Воскрес. И никого вы не найдёте в сумрачной пещере. Ведь Он вам в Галилее говорил в те дни, когда путём земным ходил, что вы должны словам Его поверить. И стало, как решил:
Жёны мироносицы и ангел
Сын Человеческий тогда предвидел и всем тогда сказал, что грешники распнут Его. Он видел, что в третий день воскреснет. И восстал! И вспомнили слова Его и тотчас пошли сказать Его ученикам о чудесах, что повидали там, о том, что Он воскрес прошедшей ночью и жив на радость нам.
Те женщины Мария Магдалина и несколько других поведали апостолам, как ныне Господень Ангел там утешил их. Но показались их слова пустыми. Лишь с другом Пётр ко склепу побежал. Но Пётр в пути помедлил и отстал. Второй же ученик Его любимый 2 взглянул и увидал
одни в гробу лежавшие пелёны. 3 Но в склеп он не вошёл. Вошёл в гробницу Пётр, и изумлённо пелёны с лицевым платком 4 нашёл. Всё было свёрнуто и аккуратно лежало так, как будто спящий встал и вещи перед выходом собрал, чтоб людям видеть было их приятно. Он всё предугадал.
Тогда и Иоанн вошёл в гробницу. (Второй был Иоанн). Когда он увидал, что здесь творится, в Христово воскресенье верить стал. Они ведь из Писания не знали, что в этой жизни надлежит Ему. воскреснуть, позади оставив тьму, как до распятья не предполагали, что смерть принять Ему
придётся.5 И пошли они от гроба. Отправились к своим. Когда они ушли и скрылись оба, Мария Магдалина снова с Ним мечтает повидаться. И подходит она к Его гробнице. Видит там двух ангелов по разным сторонам от места, где лежал Он. Глаз не сводит Мария с них. Слезам
даёт она печальную свободу. Они сказали ей: «Какие, женщина, твои невзгоды? По ком рыдаешь ты в тоске своей»? Мария Магдалина отвечает: «Отсюда кто-то Господа забрал. Господь мой после смерти тут лежал. Куда унесен Он, никто не знает, никто не указал»!
Мария оглянулась. Видит сзади какой-то человек. Хоть что-то есть знакомое во взгляде, Марии не узнать Его вовек: то Иисус неузнанным явился. «Кого ты ищешь? Плачешь отчего? – Марию вопросил Он. Но Его Мария не признала. Отрешился, отвлёкся от всего
усталый взгляд её. Она сказала: «Не ты ли, господин, Его отсюда вынес»? Посчитала, что здесь садовник и, что он один покажет ей куда отнёс он Тело: «Хочу Его забрать. Ты укажи куда Его отнёс, где положил»? «Мария»! – слышит голос, и прозрела. Тот голос для души
измученной немыслимым страданьем, так дорог и знаком! Окончен поиск, позади терзанья – Теперь она стоит перед Христом! «Раввуни! 6 – обратилась по-еврейски к Учителю она при свете дня. Сказал Он: «Не удерживай Меня. Ко Мне не прикасайся по-житейски. Земного нет огня,
а от земли ещё Я не вознёсся к небесному Отцу. К Моим ты братьям от Меня вернёшься и скажешь: «Путь земной пришёл к концу, и к Моему Отцу Я возвращаюсь и к Богу Моему иду от сих. Скажи им: Бог – Отец Он и для них. Я вознесусь, но с ними не прощаюсь – Я вечен в душах их»!
Мария поспешила и сказала Апостолам Его, что Господа воочию видала, передала слова до одного. И в эти дни в Еммаус 7 по дороге шагали два Его ученика. В беседе их и горе и тоска. Недавний день принёс в сердца тревогу. Печаль их велика.
Догнал их Иисус и с ними рядом к Еммаусу пошёл. Окинули Его туманным взглядом, но не узнали, Кто к ним подошёл. Узнать Себя Христос им не дозволил. «О чём печалитесь, – Он их спросил Клеопа отвечал: «Ну, удивил! Не знаешь Ты причину нашей боли? О том, что сотворил
Синедрион с прославленным пророком, отдав Его распять? 8 Ведь Иисус Самим нам послан Богом! Все чаяли, что Он пришёл спасать Израиль и от бед его избавить! В словах Своих и в деле был силён перед народом и пред Богом Он! И вот – распят. 9 Сего уж не исправить, и третий день, как сон…
Иисус Христос и емаусские ученики
И женщины на днях нам рассказали. что к гробу подошли, но Тела Иисуса не видали. И Ангелы с небес туда сошли им говорили, что Он жив и ныне. И несколько из наших были там. Его искали тщетно в тех местах: в гробнице Тела не было в помине, она была пуста.
«Как несмышлены вы! – с улыбкой грустной им Иисус сказал, – Как трудно вам поверить безыскусно пророкам. Не один ведь указал, что всё, что было, выстрадать Мессия сначала должен. Только лишь тогда Свою Он славу обретёт Христа». И начал Он, начав от Моисея, указывать места,
где о Христе пророки говорили в Писании святом. 10 Так шли они в жару, в дорожной пыли, самозабвенно слушая о Нём. Они уже приблизились к селенью. Он сделал вид, что далее идёт. Они просили прекратить поход и переночевать под мирной сенью. «Уж вечер настаёт,
|