Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 12 страница



внимали, но схватить Меня не смели?
Теперь, во тьме ночной
в безлюдном месте вижу – осмелели.
Власть тьмы и мрак – вам этот час родной»!
Солдаты римские, трибун военный
и храмовые стражи подошли, 3
связали Иисуса, повели
обратно в город по тропе весенней
проснувшейся земли.

Он к тестю Каиафы 4 был отведен.
Ананом звался он.
Анан всем властьимущим был приветен
и тайной властью был он обличён.
А Каиафа был первосвященник.
(Анан для зятя место расчищал,
его на этот пост он продвигал).
Он в доме зятя тихо и степенно
в те годы проживал.

Первосвященник вопросил сурово:
«Нам правду говори –
Скажи всё о Твоём ученье новом.
Над кем Ты замышляешь воцарить?
И о Твоих учениках поведай:
кто за тобой идёт, и что за люд?
И не молчи – минуты ведь идут.
А не ответишь – на судьбу не сетуй:
под пытками не лгут»!

Ответил Иисус: «Ведь Я со всеми
открыто говорил.
Учение Моё всё это время
от общества Я в тайне не хранил.
Учил и в синагогах и во храме,
где иудеи слушали Меня
не ночью, а при ясном свете дня.
Спроси у них – они расскажут сами.
И в тайнах обвинять

Меня не станут слушавшие люди».
Тут стражник подбежал,
ударил Иисуса: «Кто здесь судит?
Как смеешь Ты, – он гневно закричал, –
дерзить первосвященнику? Довольно»!
«Что ж, если что-то Я не так сказал, –
поведай всем, в чём Я сейчас солгал,
а, если прав Я, то за что так больно
Меня ты наказал»?

Анан, услышав это, убедился:
«С таким не по пути»!
И к Каиафе он распорядился
немедля Иисуса увести.
Когда Христа схватили лунной ночью,
за ним пошёл один лишь Пётр вослед –
мечтал Его спасти от страшных бед,
хоть и не знал, что будет делать точно,
но шёл за Ним след в след.

А во дворе у Каиафы стражи
уселись у костра.
И Пётр Симон погреться с ними жаждет.
Стояла ведь холодная пора.
При свете пламени его узнала
одна служанка: «Этот тоже с Ним,
с учителем захваченным своим, –
Петра увидев, всем она сказала.
Но Пётр ответил им:

«Я человека этого не знаю»!
Потом сказал другой:
А ты один из них, я полагаю»?
«О, нет! – ответил Пётр, махнув рукой.
Прошёл лишь час, когда один служитель
опять узнал Петра:
«С Ним точно был сей галилейской житель,
что здесь сидит у нашего костра».
Но Пётр отверг и это заявленье:
«Не ведаю, о чём ты говоришь»!

Пётр трижды отрекается от Иисуса Христа

И тут, прорезав утреннюю тишь,
раздалось петуха шального пенье.
«Ты что со мной творишь! –

подумал Пётр. А Иисуса стража
доставила во двор –
здесь ждать утра, предчувствуя, что скажет
синедриона страшный приговор.
И на Петра Он глянул, обернувшись
в потёмках не родившегося дня.
В душе Петра слова Его звенят:
«Ещё петух не пропоёт проснувшись,
как трижды от Меня

ты отречёшься»! Пётр заплакал тихо.
Поднялся. Вышел вон.
И ночь ушла. Восход зарёю вспыхнул.
На суд собрался весь синедрион.
Первосвященник в длинном одеянье,
законников премудрых длинный ряд,
старейшины народа здесь сидят.
Хранители закона, древних знаний
на Господа глядят.

Его спросили: «Ты Христос – Мессия»?
Христос ответил им:
«Моим словам поверить вы не в силах,
постигнуть их неверием своим.
Но, если вам задам вопрос, тем более
Я на него ответ не получу.
Вам на него ответ не по плечу.
И не отпустите Меня на волю –
сдадите палачу.

Сын Человеческий отныне в славе,
закончив путь земной,
от Божьего престола сядет справа
на небесах в обители иной».
И все сказали: «Значит Ты – Сын Божий»?
Ответил Он: «Сказали вы, что Я».
Они вскричали, злости не тая:
«Свидетельствовать лучше Ты не можешь!
Открылась суть Твоя»!

И вот поутру к Понтию Пилату –
правителю страны
Ведут Христа. Уверены, что надо
Его убить, убрать с лица земли.
Тогда Иуда понял: «Всё ужасно.
На смерть синедрионом осужден,
на гибель безвозвратно обречён
его Учитель». И в порыве страстном
явился снова он

к первосвященнику. Монеты отдал.
Все тридцать серебром,
что получил за то, что подло продал
Христа, всё рассказав врагам о Нём.
И бросил серебро он на пол в храме:
«Я грешен – Кровь невинную предал, –
при этом Каиафе он сказал.
И был ответ: «Ведь был вчера ты с нами,
и сам того желал».

Не чуя ног, Иуда удалился.
Не долго он ходил.
Простить себя не смог и удавился,
и больше на земле он не грешил.
Первосвященники тогда купили
на деньги те кровавые земли.
Её «Землёю крови» нарекли,
и хоронить там странников решили.
Другого не нашли.
**************************************

Примечания:

1. При этом Господь называет Себя Сыном Человеческим, т. е. Мессиею, показывая этим Иуде крайнюю гнусность его поступка, так как, предавая Мессию, он этим самым идет против заветных чаяний своего народа;
2. в Ев. Иоанна прямо сказано, что Иуда взял только слуг и воинов от первосвященников (Ин 18:3) — следовательно, сами первосвященники в Гефсиманию не ходили... Но все эти соображения не имеют силы. Первосвященники могли стоять сзади, скрываясь за воинами, чтобы в случае нужды ободрить их к действиям. По крайней мере, из дальнейших слов Христа (ст. 53) ясно видно, что тут были не одни слепые исполнители воли первосвященников, а и сами эти враги Христа;
3. Ин.18:12;
4. Каиафа был тогда первосвященником – преемником своего тестя Анана.

Евангелие. Глава 33

На суде Пилата; Варавва (Лк.23:1-5; Ин.18:31-40); Бичевание Иисуса. Терновый венец и багряница. «Распни Его».Пилат умыл руки и передал Иисуса на распятие (Ин.19:1-15; Мф.27:24; Ин.19:16); Симон Киринеянин (Лк.23:26-32); «Царь иудейский». Воины бросили жребий о хитоне. Иисус предал дух. Воин пронзил Ему рёбра. Иосиф и Никодим погребли тело Иисуса в новом гробу (Ин.19:17-42).

И к Понтию Пилату всем Советом
приведен Иисус.
И стали обвинять Его в наветах
и в том, что вводит Он народ в искус,
что не платить Он подать призывает,
зовёт Себя самим Христом Царём,
что всё сильней и глубже с каждым днём
людей Своим ученьем развращает,
что корень смуты в Нём.

«Ты Иудейский Царь? – спросил сурово
у Пленника Пилат.
«Ты говоришь, – в ответ ему два слова
промолвил Иисус, поднявши взгляд.
«Не вижу я за Человеком этим
какой-нибудь значительной вины, –
сказал Пилат. Но тотчас все они
Пилату возразили: «Он в наветах
Свои проводит дни.

И если бы для общества опасным
злодеем Он не был,
и не грозил нам будущим ужасным,
синедрион Его б не приводил»!
Пилат в ответ: «Тогда Его возьмите
к себе на суд, решите всё о Нём,
бесстрастно разобравшись, а потом
по вашим же законам накажите
одним своим судом».
Истязание Иисуса Христа римскими воинами

Ему в ответ сказали Иудеи:
«Не вправе мы решать,
поскольку по закону мы не смеем
преступников казнить и распинать». 1
Тогда Пилат вернулся под аркаду.
Велел он Иисуса привести
чтоб более подробно допросить,
подальше от косых, недобрых взглядов
судьбу Его решить.

«Ты Иудейский Царь? – спросил он снова.
Вопросом на вопрос,
устало говоря за словом слово,
ответил прокуратору Христос:
«Ты от себя ли спрашиваешь это,
иль знаешь обо Мне со слов людей»?
Пилат сказал: «Я разве Иудей?
Твои первосвященники задеты
и Ты для них злодей!

Что сделал Ты? Что совершил плохого»?
«Плохого – ничего.
А Царствие Моё есть Божье Слово,
а не от мира бренного сего, –
ответил Иисус, – Когда бы Царство
Моё реально было в мире сём,
то были б и служители при нём.
Они сражались бы, чтоб Я напрасно
здесь не был осуждён.

Но Царство это вовсе не отсюда».
«Ты, значит, всё же Царь»? –
опять спросил Пилат – и Царство будет
большим и сильным, как бывало встарь»?
«Ты говоришь, – ему Христос ответил, –
что Царь. И для того Я был рождён
и в мир сей разноликий отряжён,
чтоб истину свидетельствовать свету,
чтоб правду ведал он.

И каждый, кто за истину восстанет,
кто слушает её,
тот слышать голос Мой не перестанет,
и слово благовестное Моё».
«Но, что есть истина? – сказал надменно
Пилат. 2 Потом устало продолжал:
«За Ним вины я здесь не увидал».
И выйдя к иудеям откровенно
он им тогда сказал:

«У вас обычай есть: на праздник Пасхи
преступника простить.
Вины Его сгущаете вы краски.
Не лучше ли на волю отпустить
Царя сего без царства и народа»? 3
Священники вскричали: «Никогда!
Врагом Он будет обществу всегда!

Варавву отпусти ты на свободу
от правого суда».
Варавва был убийца и разбойник.
Немало нагрешил.
Он убивал легко и беззаботно
и много преступлений совершил.
Тогда Пилат, поддавшись местной силе,
велел вести Христа и бить Его. 4
И били, и одежду сняв с Него,
в багряную накидку облачили
избитого всего.

Возложение на Иисуса Христа тернового венца

И возложив на голову терновый
венец, разящий плоть,
плевали и клеймили едким словом
солдаты римские. Безмолвен был Господь.
Они кричали, перед Ним склоняясь:
«Царь Иудейский! Радуйся, живи»!
и били по щекам, а Он в крови
смотрел на всё, уже не удивляясь,
исполненный любви

Надругательство римских воинов над Иисусом Христом

и жалости к неведающим людям,
творящим тупо зло.
И вновь Пилата к иудейским судьям
решение простое привело:
«Я выведу Его. Хочу, чтоб знали –
не нахожу в Нём никакой вины.
Ведь Он ни для людей, ни для страны
не делает вреда, а нам едва ли
слова Его важны».

Вот Иисус в кровавой багрянице,
с венцом на голове
на возвышенье. Как в тумане лица.
И прокуратор, верный сам себе,
сказал, на Иисуса указавши:
«Се человек! 5 Ничтожный человек.
Нигде Ему не царствовать вовек.
Пред вами повторить могу я дважды,
что Он честнее всех»!

Тогда первосвященники и стражи
от места своего
Пилату закричали в злобном раже:
«Распни Его! Распни! Распни Его»! 6
«Не вижу в Нём вины, – Пилат ответил, –
Не нахожу в Нём злого ничего.
Возьмите и распните вы Его,
коль нет для вас грешней на целом свете
иного никого».

«О, нет! – ему сказали иудеи, –
имеем мы закон.
К таким закон не знает снисхожденья –
Себя ведь Сыном Божьим сделал Он
и должен умереть»! Услышав это,
Пилат почуял безотчётный страх.
(Он слышал о недавних чудесах).
В преторию он снова для совета
с печатью на устах

велел ввести Христа. И стал он снова
вопросы задавать.
«Откуда Ты»? В ответ ему – ни слова.
Не стал Господь Пилату отвечать.
Пилат сказал: «Ты зря не отвечаешь.
Ведь я имею власть Тебя казнить,
а также власть имею отпустить.
Быть может, Ты того не понимаешь,
что жизненная нить

Твоя дрожит в моих руках отныне»?
Христос ему сказал:
«То говорит в душе твоей гордыня.
Когда бы свыше Бог тебе не дал,
ты не имел бы власти надо Мною.
А потому имеют больший грех,
чем ты, Мои гонители из тех,
кто здесь Меня поставил пред тобою
и губит без помех».

И стал Пилат искать какой-то выход,
от смерти оградить.
Но иудеи требуют, чтоб выдал,
велел Его немедленно казнить.
Сказал первосвященник: «Коль отпустишь,
ты кесарю не друг. Всё дело в том,
что всякий, кто назвал себя царём,
кто только мысль о царствии допустит,
стал кесарю врагом.

И вновь Пилат сел на Лифостротоне. 7
И страже приказал
он Иисуса привести в короне.
«Се Царь ваш, – иудеям он сказал.
В ту пятницу пред Пасхою великой,
в полуденный и жаркий час шестой, 8
когда зенит сиял над головой,
разрозненные, яростные крики
взлетели над толпой:

«Возьми Его, распни Его немедля»!
«Хотите, чтоб распял
я вашего Царя? – слегка помедлив,
Пилат первосвященникам сказал.
И строго иерархи отвечали:
«Есть кесарь, и царя другого нет!
Распни Его. Спаси народ от бед!
Не то познаем горя и печали,
каких не видел свет».

И видит прокуратор: плохо дело.
Сейчас бессилен он.
Пред ним толпа бушует оголтело,
а невиновный должен быть казнён.
И взял воды и перед всем народом
умыл он руки, а затем сказал:
«Смотрите все. Хочу, чтоб каждый знал:
я Праведнику дать хотел свободу,
но я её не дал.

Пилат выводит к народу Иисуса Христа

И я хочу, чтоб видели вы ныне
и помнили вовек:
я в Праведника крови неповинен.
Он– вами осуждённый Человек»!
И на распятие Его он предал.
И повели Христа. И в крестный путь
пошёл Он. И с дороги не свернуть.
Куда ведёт тот путь, никто не ведал,
не мог и заглянуть.

Христу навстречу с поля шёл крестьянин.
Ему на плечи крест,
взвалили, чтоб Симон Киринеянин –
(крестьянина так звали все окрест),
пронёс под раскалённым небосводом
на место Лобное тот крест большой.
Он нёс его, страдая всей душой.
И шло за ними множество народа
гудящею толпой.

И женщины скорбели и рыдали.
И обратившись к ним,
промолвил Иисус: «В своей печали
не плачьте вы над жребием Моим,
но плачьте о себе и ваших детях:
в сей город дни ужасные придут,
и скажут все, когда они грядут:
«Блаженны неродившие на свете –
их дети не умрут.

К горам с холмами станут обращаться
и станут их просить
обрушиться, лавинами сорваться,
чтоб от мучений тягостных укрыть.
Ведь если в эти дни творят такое,
когда живёте в мире, что вас ждёт,
когда в сей город бедствие придёт?
Когда для вас настанет время злое
муки принесёт»?

Несение креста

И вот Голгофа. Там Его распяли,
Он смотрит с высоты.
По центру крест Его они вкопали,
а по бокам разбойников кресты.
Пилат велел табличку по-еврейски,
по-гречески и римски написать.
И люди стали на кресте читать,
что это Иисус, Царь Иудейский.
Тогда ему пенять

Принесение креста на Галгофу

пришли первосвященники из храма:
«Что Царь Он – не пиши!
Пиши: «Он говорил, что Царь». Тогда мы
такую надпись примем от души».
Пилат первосвященникам ответил.
И так он им задумчиво сказал:
«Что здесь я написал – то написал!
Иного тут Царя я не приметил
и верно указал».

Пригвождение ко кресту

Когда Христа солдаты распинали,
то начали делить
Его одежды, что с Него сорвали,
не зная, как с хитоном поступить.
Хитон у Иисуса цельнотканый –
его ни распороть, ни разорвать.
Тогда решили жребием узнать,
кому хитон достанется желанный.
И начали метать.

Поднятие креста

Так сказано в Писании: «Разденут,
потом между собой
Мою одежду ревностно разделят
по жребию недрогнувшей рукой».
А на Голгофе не одни мужчины –
четыре женщины здесь у Его креста:
Мария – мать с сестрою были там,
Клеопова Мария, Магдалина,
любившие Христа.

На крестах

Вот Иисус, вознесенный высоко.
Свою Он видит Мать,
любимый ученик неподалёку…
Им напоследок Он успел сказать:
«О, Женщина! Вот сын Твой»! И добавил:
«Вот Мать твоя, – ученику в глаза.
И с той поры в свой дом Её тот взял.
До самой смерти он Её оставил
с почётом у себя. 9

И понял Иисус: конец страданьям.
Окончен путь земной.
Тогда во исполнение Писанья,
Он прошептал, качнувши головой:
«Пить. Жажда мучит». Римляне неспешно
макнули губку в уксус, что был там,
и поднесли её к Его устам,
иссопа 10 ветвь, воткнув в неё небрежно.
И снова по местам.

Лишь только уксус губ Его коснулся,
«Свершилось, – прошептал.
И голову склонивши, содрогнулся
и предал дух. Свершенья час настал.
В тот день первосвященники Пилата
просили трех казнённых схоронить.
Чтоб смерть ускорить – ноги перебить:
«Их на субботу оставлять не надо,
нельзя им дольше жить». 11

Снятие с креста Тела Господа

И перебили голени солдаты
разбойникам двоим.
И увидали: Иисус распятый
уже скончался – тих и недвижим.
И голени Ему не перебили.
Но римский воин в рвении своём
пронзил Христа меж рёбрами копьём.
И кровь с водою тотчас проступили
вослед за остриём.

И видевший свидетельствует. Верно
свидетельство его.
И говорит он, чтобы вы всемерно
уверовали в истинность сего.
Не зря слова Писания гласили:
«И да не сокрушится кость Его». 12
И вот ещё: «Воззрите на Того,
Которого копьём своим пронзили». 13
И всё про Одного.

Тогда Иосиф из Аримафеи
(Он ученик Христа,
но тайный. Опасался иудеев).
просил Пилата, чтобы снять с креста.
тот разрешил бы Иисуса Тело.
Пилат позволил, и Иосиф снял.
Пришёл и Никодим. 14 С собой он взял
алоэ с миррой. И ещё для дела
льняную ткань достал.

Пелёнами льняными по закону
был Иисус одет.
И в аромате знойном благовоний
покинул Он Его предавший свет.
Был от Голгофы сад неподалёку.
И новая гробница в нём была.
Она Христово тело приняла.
Оставлен Он во тьме её глубокой
один вдали от зла.

Положение Тела Господа Иисуса Христа в саду во гроб

 

Примечания:

1. Настойчивость, какую проявили иудеи в отношении к своему требованию, чтобы именно Пилат постановил приговор о Христе, а с другой стороны слабость, какую показал далее Пилат в отношении к иудеям, должны были послужить к осуществлению предсказания Христа о роде Своей смерти (Ин 7:32 и сл.). Если бы Пилат решительно отказался судить Христа, настоял бы на своем первом решении, то раздраженные иудеи и сами бы казнили Христа, но уже просто побили бы Его камнями как богохульника с их точки зрения, и через это не исполнилось бы пророчество Христа о том, что Его вознесут от земли — конечно, прежде всего на крест. Только с осуждением Христа на римском суде Ему предстояло распятие на кресте;
2. «Что есть истина?», т. е. истина только мечта. Стоит ли из-за нее бороться, идти на смерть? И Пилат, не ожидая ответа (ибо что мог ответить ему этот, по его мнению, энтузиаст-мечтатель? — рассудил Пилат), — вышел к иудеям и заявил им, что не нашел никакого повода к тому, чтобы подвергнуть Иисуса наказанию;
3. Ведь у иудеев есть обычай просить ежегодно отпускать на свободу, ради праздника Пасхи, одного из осужденных римскою властью преступников. Пилат теперь согласен помиловать Иисуса, которого он здесь иронически называет царем иудейским;
4. Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании Христа, Иоанн изображает это бичевание не как наказание, предшествовавшее, по обычаю, распятию, а как средство, каким Пилат думал удовлетворить злобу иудейских иерархов, которую питали ко Христу;
5. Слова: «се, человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царскою властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу;
6. Ничего не сказано, как отнесся к этому жалостному зрелищу собравшийся перед дворцом прокуратора простой народ: народ молчал. Но первосвященники и их служители стали громко кричать, что Пилат должен распять Христа;
7. Место, на котором было поставлено судейское кресло Пилата, говорит евангелист, называлось по-гречески Лифостротон (собственно — мозаичный пол), — так называли его говорившие по-гречески жители Иерусалима, — а по-еврейски Гаввафа (по одному толкованию возвышение, по другому блюдо);
8. т. е. двенадцатый. Точнее будет перевести: около двенадцати;
9. Почему Христос называет Свою Мать просто женщиною? С одной стороны, Он этим показывает, что отныне Он принадлежит всем людям, что естественные узы, связывавшие Его доселе с Пресвятою Матерью, теперь разрешаются, а с другой стороны, Он выражает Ей Свое сострадание именно как осиротевшей женщине.
Иоанн тогда взял Пресвятую Деву с собою, чтобы отвести Ее в дом отца своего в Капернаум — таково, конечно, было тогда его намерение. Но это намерение не осуществилось, и Иоанн с Пресвятою Девою остался в Иерусалиме до самой Ее смерти, после того как, по воскресении Христа, недели три провел в Галилее, куда ушел по повелению Самого Христа (ср. Мф 26:32);
10. Иссоп – Иссоп обыкновенный (Hyssopus officinalis L.) - полукустарник высотой 70-80 см и диаметром ствола 60-70 см семейства Яснотковые (Lamiaceae). Достаточно самого поверхностного знакомства с практически любыми толкованиями как христианских богословов, так и иудейских раби чтобы понять, что во времена, когда апостол Иоанн писал свое Евангелие, слово “иссоп” использовалось не только в своем прямом значении, т.е. для обозначения конкретного растения, но и как символ, связанный с очищением и жертвоприношением. Причем, прежде всего, с очищением кровью и с кровавыми жертвоприношениями. Одно упоминание этого растения, особенно в контексте всех остальных описываемых событий казни Христа, должно было вызвать у читателя соответствующие ассоциации.
11. Здесь евангелист рисует четвертую и последнюю картину. Представители Синедриона просили у прокуратора, чтобы к наступавшей субботе были убраны тела распятых, так как и закон Моисеев требовал, чтобы тело преступника, который был повешен на дереве, не оставалось там на ночь, но было предаваемо земле в самый день казни (Втор 21:22 и сл.). Иудеям тем более хотелось исполнить этот закон, что наступал вместе с субботою и праздник Пасхи. Для этого же было необходимо добить повешенных на кресте преступников (им перебивали голени);
12. Исход 12:42; Числа 9:12; Псалом 33:21.
13. Захария 12:10;
14. Сообщая здесь о снятии со креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (см. Мф 27:57-60; Мк 15:42-46; Лк 23:50-53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа. Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно состав из мирровой смолы и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Ца

Евангелие. Глава 34

Возвещение ангела Марии о воскресении; Мария Магдалина спешит ко гробу. Увидев, что он пуст, она возвращается к Петру и Иоанну Петр и Иоанн с Марией Магдалиной прибегают к пустому гробу; Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине (Мф.28:1-4;Ин.20:3-18); Извещение учеников о Воскресении Господа (Лк.24:9-12); Явление Иисуса Христа Эммаусским путникам (Лк.13-35).

Прошла суббота. В первый день недели
поутру подошли
две женщины ко склепу. Захотели
увидеть Иисуса. Принесли
они для помазанья ароматы.
Но грянул гром, и вздрогнула земля.
Они застыли, Господа моля.
Господень Ангел в этот миг крылатый
сошёл с небес, веля

от двери склепа камню отвалиться.
И вот сидит на нём.
В сиянии своём, он словно снится –
как снег одежды, взор горит огнём.
Как мёртвые стоят у камня стражи –
два воина, оставленные тут.
Они всю ночь гробницу стерегут.
От склепа глаз не отводили даже
на несколько минут. 1

И Ангел женщинам сказал сурово:
«Не бойтесь ничего!
Что ищете меж мёртвыми живого?
Его здесь нет. Воскрес. И никого
вы не найдёте в сумрачной пещере.
Ведь Он вам в Галилее говорил
в те дни, когда путём земным ходил,
что вы должны словам Его поверить.
И стало, как решил:

Жёны мироносицы и ангел

Сын Человеческий тогда предвидел
и всем тогда сказал,
что грешники распнут Его. Он видел,
что в третий день воскреснет. И восстал!
И вспомнили слова Его и тотчас
пошли сказать Его ученикам
о чудесах, что повидали там,
о том, что Он воскрес прошедшей ночью
и жив на радость нам.

Те женщины Мария Магдалина
и несколько других
поведали апостолам, как ныне
Господень Ангел там утешил их.
Но показались их слова пустыми.
Лишь с другом Пётр ко склепу побежал.
Но Пётр в пути помедлил и отстал.
Второй же ученик Его любимый 2
взглянул и увидал

одни в гробу лежавшие пелёны. 3
Но в склеп он не вошёл.
Вошёл в гробницу Пётр, и изумлённо
пелёны с лицевым платком 4 нашёл.
Всё было свёрнуто и аккуратно
лежало так, как будто спящий встал
и вещи перед выходом собрал,
чтоб людям видеть было их приятно.
Он всё предугадал.

Тогда и Иоанн вошёл в гробницу.
(Второй был Иоанн).
Когда он увидал, что здесь творится,
в Христово воскресенье верить стал.
Они ведь из Писания не знали,
что в этой жизни надлежит Ему.
воскреснуть, позади оставив тьму,
как до распятья не предполагали,
что смерть принять Ему

придётся.5 И пошли они от гроба.
Отправились к своим.
Когда они ушли и скрылись оба,
Мария Магдалина снова с Ним
мечтает повидаться. И подходит
она к Его гробнице. Видит там
двух ангелов по разным сторонам
от места, где лежал Он. Глаз не сводит
Мария с них. Слезам

даёт она печальную свободу.
Они сказали ей:
«Какие, женщина, твои невзгоды?
По ком рыдаешь ты в тоске своей»?
Мария Магдалина отвечает:
«Отсюда кто-то Господа забрал.
Господь мой после смерти тут лежал.
Куда унесен Он, никто не знает,
никто не указал»!

Мария оглянулась. Видит сзади
какой-то человек.
Хоть что-то есть знакомое во взгляде,
Марии не узнать Его вовек:
то Иисус неузнанным явился.
«Кого ты ищешь? Плачешь отчего? –
Марию вопросил Он. Но Его
Мария не признала. Отрешился,
отвлёкся от всего

усталый взгляд её. Она сказала:
«Не ты ли, господин,
Его отсюда вынес»? Посчитала,
что здесь садовник и, что он один
покажет ей куда отнёс он Тело:
«Хочу Его забрать. Ты укажи
куда Его отнёс, где положил»?
«Мария»! – слышит голос, и прозрела.
Тот голос для души

измученной немыслимым страданьем,
так дорог и знаком!
Окончен поиск, позади терзанья –
Теперь она стоит перед Христом!
«Раввуни! 6 – обратилась по-еврейски
к Учителю она при свете дня.
Сказал Он: «Не удерживай Меня.
Ко Мне не прикасайся по-житейски.
Земного нет огня,

а от земли ещё Я не вознёсся
к небесному Отцу.
К Моим ты братьям от Меня вернёшься
и скажешь: «Путь земной пришёл к концу,
и к Моему Отцу Я возвращаюсь
и к Богу Моему иду от сих.
Скажи им: Бог – Отец Он и для них.
Я вознесусь, но с ними не прощаюсь –
Я вечен в душах их»!

Мария поспешила и сказала
Апостолам Его,
что Господа воочию видала,
передала слова до одного.
И в эти дни в Еммаус 7 по дороге
шагали два Его ученика.
В беседе их и горе и тоска.
Недавний день принёс в сердца тревогу.
Печаль их велика.

Догнал их Иисус и с ними рядом
к Еммаусу пошёл.
Окинули Его туманным взглядом,
но не узнали, Кто к ним подошёл.
Узнать Себя Христос им не дозволил.
«О чём печалитесь, – Он их спросил
Клеопа отвечал: «Ну, удивил!
Не знаешь Ты причину нашей боли?
О том, что сотворил

Синедрион с прославленным пророком,
отдав Его распять? 8
Ведь Иисус Самим нам послан Богом!
Все чаяли, что Он пришёл спасать
Израиль и от бед его избавить!
В словах Своих и в деле был силён
перед народом и пред Богом Он!
И вот – распят. 9 Сего уж не исправить,
и третий день, как сон…

Иисус Христос и емаусские ученики

И женщины на днях нам рассказали.
что к гробу подошли,
но Тела Иисуса не видали.
И Ангелы с небес туда сошли
им говорили, что Он жив и ныне.
И несколько из наших были там.
Его искали тщетно в тех местах:
в гробнице Тела не было в помине,
она была пуста.

«Как несмышлены вы! – с улыбкой грустной
им Иисус сказал, –
Как трудно вам поверить безыскусно
пророкам. Не один ведь указал,
что всё, что было, выстрадать Мессия
сначала должен. Только лишь тогда
Свою Он славу обретёт Христа».
И начал Он, начав от Моисея,
указывать места,

где о Христе пророки говорили
в Писании святом. 10
Так шли они в жару, в дорожной пыли,
самозабвенно слушая о Нём.
Они уже приблизились к селенью.
Он сделал вид, что далее идёт.
Они просили прекратить поход
и переночевать под мирной сенью.
«Уж вечер настаёт,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.