Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 4 страница



«О, Господи! Мой сын так мало пожил,
приди, спаси его! –
молил чиновник, – он три года прожил.
Дороже нет на свете никого»
«Иди домой! – Так Иисус ответил, –
Ребёнок твой здоров и будет жить.
Тебе о нём не следует тужить».
И человек поверил: есть на свете,
кому добро творить!

В пути домой он получил известье,
что сын здоров его.
Он счастлив был со всей семьёю вместе,
и он спросил про сына своего:
«Когда болезнь оставила ребёнка»?
«В час пополудни», – был простой ответ.
В тот час, когда был дан ему совет
скорей идти домой с надеждой звонкой,
как чистый Божий свет!

И в Иисуса всей своей душою
поверил человек.
И всех своих повёл он за собою,
Остался верным Господу навек!

************************************

Примечания:

1. Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти Самарию;
2. Самарянка, вероятно, узнала в Христе иудея и по чертам лица, и по одежде, и, наконец, по произношению;
3. Христос, очевидно, говорит, здесь о благодати Духа Святого, которая будет подаваться верующим во Христа, благодаря Его спасительным заслугам. Эта благодать не останется в сердце верующего мертвым капиталом, а станет увеличиваться все более и более и, наконец, потечет, как обильная водою река в широкое море, в вечную жизнь. Здесь, на земле, этому потоку благодати приходится течь недолго — он сам стремится на более обширные пространства Небесного Царства;
4. Отцы самарян, т. е., так думает самарянка — патриархи: Ной, ковчег которого остановился, по верованиям самарян, на горе Гаризине, Авраам, Исаак и Иаков, которые также на этой горе приносили жертвы, — все кланялись именно на этой горе. Между тем, иудеи утверждали, что поклонение Богу возможно только в Иерусалиме;
5. Выражение «дух» обозначает здесь противоположность плоти и всему, что имеет плотской, ограничивающий свободу духа, характер. У иудеев и у самарян было представление, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным же образом, от места, где совершается богослужение;
6. Разговаривать мужчине, и особенно раввину, с женщиною на дороге считалось у иудеев делом не совсем уместным;
7. «Есть другая жатва, для нас более важная — это обращение душ, и вот эта жатва здесь, в Самарии, должна начаться сейчас, потому что нивы уже побелели — хлеб духовный уже поспел, – в виде притчи говорит Христос. От видимого Христос обращает взоры учеников Своих к невидимому. Впрочем, можно предполагать, что уже тогда из города стали направляться к колодцу, руководимые самарянкою, ее сограждане, и на них-то Христос мог показывать ученикам Своим, говоря: «посмотрите…»;
8. Здесь Христос мог иметь в виду иудейских священников, учивших самарян закону Моисееву (4 Цар 17:28 и сл.), а также и Иоанна Крестителя, деятельность которого едва ли могла пройти бесследно для самарян;
9. «Не чтят пророка в своём отечестве». Под отечеством Христа евангелист разумел действительное отечество Христа, как потомка Давидова по плоти, т. е. город Иудина колена Вифлеем и вообще Иудею, в противоположность Самарии и Галилее. Этому не противоречит и то, что, по синоптикам, Его отечеством является Назарет (Лк 4:23) и вообще Галилея (Мф 26:69). Синоптики говорят только о народном представлении, какое сложилось о происхождении Христа, Иоанн же — о действительном;

Евангелие. Глава 10

«Сын Человеческий есть господин и субботы»; Избрание двенадцати апостолов; «Весь народ искал» Иисуса; Он учит их; Кто «блажен»? о любви и суде. (Лк.6).

В субботу днём, среди пшеницы в поле
однажды проходил
с учениками Иисус. На воле
своих Он высшей мудрости учил.
Те слушали Учителя, срывая
меж делом золотые колоски,
и ели зёрна твёрдые с руки,
ладонями колосья растирая
на склоне у реки.

Увидев это, двое фарисеев
их укорили в том,
что не блюдут законы иудеев –
в субботу занимаются трудом. 1
Ответил Иисус: «Вы не читали
что делал сам Давид, когда взалкал,
и все, кто с ним в то время голодал?
Они ведь хлебы предложенья взяли
И ели. 2 Бог им дал.

И говорю вам: нет для вас заботы.
В ответе Я один –
Сын Человеческий – Он и субботы
и сущего на свете господин».
В другую же субботу в синагогу
Ему пришлось войти в другом краю,
чтоб истину великую Свою
там людям преподать во славу Бога.
И видит Он скамью.

И на скамье несчастный сухорукий,
исполненный тоски.
Глаза его с надеждою и мукой
молили о спасении руки.
А фарисеи пристально следили
за Иисусом: «станет ли опять
деянием субботу нарушать»?
И обвинить Его готовы были,
коль станет исцелять.

Но Иисус, конечно, знал их мысли.
Больному Он сказал:
«Встань со скамьи, на середину выйди.
Хочу, чтоб ты нам руку показал».
Несчастный подошёл. Христос продолжил:
«Что правильней в субботу совершать:
творить добро, иль злобу пробуждать?
Спасти ли чью-то жизнь в субботу должно,
иль гибели предать»?

Он посмотрел на бывших в синагоге.
«Ты руку протяни, –
Велел Он онемевшему в тревоге
больному человеку перед Ним.
Тот руку протянул, и моментально
рука здоровой кровью налилась,
порозовела, сила в ней зажглась
и радость расцвела в глазах печальных.
На то Господня власть.

А в уголке шептались фарисеи:
«Ему ничто закон!
Но Он ещё об этом пожалеет.
За страшный грех сполна заплатит Он»!

И в эти дни Христос взошёл на гору.
Всю ночь молился там.
А поутру, едва открылся взору
рассвет, бредущий мягко по горам,
учеников Своих призвал Он верных.
Из них двенадцать под шатром небес
апостолами 3 выбрал Он Себе
для славных дел, трудов неимоверных
в их жизни и судьбе.

Симон был Иисусом первым вызван
и наречён Петром.
За ним Андрей – его брат младший призван.
Иаков с Иоанном шли потом.
Филипп, Варфоломей, Матфей с Фомою,
Иаков, сын Алфея и Симон –
(Зилотом у народа звался он),
поднялись к Иисусу чередою,
туда, где горный склон

венчала каменистая вершина.
А Иисус призвал
ещё Иуду – Яковлева сына.
(К ученикам недавно тот пристал).
Двенадцатым апостолом Христовым
Иуда призван был Искариот.
Тот самый, чей навеки проклят род,
на низкое предательство готовый –
корысти подлый плод.

И вот они спустились на равнину
в горах, а там их ждут
ученики. И люди мест пустынных
и городов больных своих ведут.
Из Иудеи, Иерусалима,
от Тирских и Сидонских берегов
на встречу с Иисусом рыболов,
пастух, купец, надеждою гонимы,
пришли, чтоб мудрых слов

услышать благовестное звучанье
и вылечить больных.
Все верили в Божественность призванья,
с котором Иисус излечит их.
И каждый жаждал только прикоснуться
к одежде Иисуса и руке.
И каждый от Него невдалеке
хотел, как бы случайно повернуться
в надежде и тоске.

Ведь от Него неведомая сила
ко страждущим лилась.
Она больных и немощных целила,
над недугом она имела власть.
И вот к ученикам, поднявши очи,
так Иисус задумчиво сказал:
«Я говорю, чтоб каждый твёрдо знал:
слова сии и днём и тёмной ночью –
начало всех начал»:

Блаженны духом нищие, калеки,
ведь вам принадлежит
Святое Царство Божие. Навеки
оно от зла и скорби оградит.
Блаженны ныне алчущие люди.
Насытитесь вы до скончанья дней.
Нет Царства Божия для вас родней.
Блаженны плачущие ныне. Будет
вам в Царстве веселей.

Блаженны вы, когда вас ненавидят,
преследуют, клянут,
изгонят отовсюду и обидят,
поносят ваше имя там и тут,
когда за то, что преданы безмерно
вы Сыну Человеческому здесь,
клеветники терзают вашу честь.
Блаженны вы в своём порыве верном
и радостей не счесть.

Возрадуйтесь в тот день, возвеселитесь.
На небесах вас ждёт
великая награда. Обратитесь
к делам минувших дней, былых невзгод:
ведь их отцы с пророками святыми
вот так же поступали, как сейчас,
сыны их, ненавидящие вас,
вот так и вы преследуемы ими
в суровый этот час.

Но горе вам, богатые! Не минет
расплата вас за всё!
Но горе вам, пресыщенные ныне!
Вам голод явит естество своё.
Но горе вам, смеющиеся ныне!
Слезами вы умоетесь потом.
Но горе людям, говорят о ком
лишь хорошо! В года иные
всех уверяли в том,

что лжепророки истинно святые,
отцы их свой народ.
Я всем скажу сейчас слова такие –
пусть каждый в сердце их своё возьмёт:
«Своих врагов и недругов любите,
творите ненавидящим добро,
прощайте обижающих хитро,
вас проклинающих благословите
спокойно и мудро.

И если в щёку кто тебя ударит,
другую подставляй,
Тому, кто без плаща тебя оставит,
безропотно рубашку отдавай.
И каждому подай, кто лишь попросит,
не требуя обратно у него
из данного тобою ничего.
Когда он сможет, сам пускай приносит –
на совести его.

И как ты хочешь, чтоб другие люди
вели себя с тобой,
так с ними поступай. Наградой будет
добро людское на стезе земной.
И если только тех вы полюбили,
кто любит вас и ласков с вами кто,
какая благодарность вам за то?
Ведь любящих и грешники любили
и любят – есть за что!

И если вы добро творите людям,
что вам добро несут,
вас на земле за это не осудят,
но в Царство Божье с этим не возьмут.
Вы Божьей благодарности не ждите.
И грешники лишь тем добро творят,
кто им даёт и их подаркам рад.
В таком кругу закрытом вы грешите –
в себя нацелен взгляд.

Но, нет! Своих врагов вы возлюбите,
взаймы давайте им,
добро для них безропотно вершите,
дарите милосердием своим.
И возмещенья трат не ожидайте.
Рассчитывать не нужно на возврат.
И выше будет вам любых наград
От Господа награда. Он, вы знайте –
таким деяньям рад.

И будете Всевышнего сынами.
Ведь даже к самым злым,
какие существуют между нами,
Он славен милосердием Своим.
Любите же и будьте милосердны,
как любит милосердный ваш Отец,
несущий милосердия венец.
Дарите людям доброе усердно.
Очнитесь, наконец!

Вы не судите и не осуждайте!
Не будете тогда
судимы и осуждены. Прощайте
и прощены пребудете всегда.
Давайте. Вам воздастся полной мерой.
Всё то, что вы дадите для других,
сполна для вас отмерится за них.
Легко дающий должен быть уверен:
в деяниях своих».

Нагорная проповедь Господа

Передохнул и снова обратился
к народу Иисус.
И мудростью Господней озарился
весь горный край, и правды Божьей вкус
почуяли собравшиеся люди
и близкие Его ученики,
и все, кто от разлада и тоски
пришёл в надежде: просветленье будет
от Господа руки.

И притчу Иисус поведал людям
из жизни двух слепых:
«Когда слепой вести слепого будет,
что ждёт тогда в пути несчастных сих?
Всё просто: оба в яму попадают!
Теперь Я вам скажу, что ученик,
который даже многое постиг,
учителя высот не достигает.
Но вот счастливый миг:

учение закончено и станет
хороший ученик
таким же, как учитель, не обманет
надежд и дум учителей своих.
Ещё скажу вам о соринке малой,
что видишь в глазе брата твоего,
в своем, не замечая ничего,
хоть в то же время там бревно лежало.
И более того:

как смеешь ты о ней поведать брату
и вынуть предложить?
О, лицемер! Бревно сначала надо
из собственного глаза удалить!
И лишь тогда увидишь и посмеешь
ты брату с пониманием помочь.
Из глаза братнего извлечь соринку прочь
тогда легко и верно ты сумеешь
и гордость превозмочь.

И вот ещё: не ведомо такое,
чтоб славные плоды
нам приносило дерево плохое,
и не было ещё такой беды,
чтоб дерево хорошее давало
плоды плохие. Более сего:
мы знаем древо по плоду его.
Доныне человечество не знало
чудесного того,

чтоб фиги на терновнике созрели,
и чтобы виноград
рос на кустах, а персики краснели
на пальмах, завершая их наряд.
Так добрый человек добро большое
даёт из сердца, где его хранит.
У злого – злое сердце зло копит
и людям выдаёт лишь всё плохое.
И каждый говорит,

лишь только то, что в сердце накопилось
и льётся через край».
Затем сказал Он: «Чтоб добро вершилось,
жить по Моим заветам начинай.
Вы «Господи и Господи»! зовёте,
не делая того, что говорю.
Вы видите лишь то, что Я творю.
Вы молитесь, но верой не живёте.
За то вас не корю,

но человек, Мои слова принявший,
ведущий жизнь по ним,
как муж, на твёрдом камне дом создавший
трудом, благоразумием своим.
Подуют ветры, зашумит ненастье
и реки разольются, забурлят,
но дом его они не сокрушат.
Над домом сим напор стихий не властен.
И выше нет наград.

А человек, который только слышит
слова Мои в тоске,
но ими в мире не живёт, не дышит –
он тот, кто дом построил на песке.
Подуют ветры, зашумит ненастье
и реки разольются, забурлят
и дом непрочный быстро сокрушат.
Дом без основы всем ветрам подвластен.
Строитель виноват.
********************************************

Примечания:

1. Такое действие учеников, с точки зрения преданий старцев, было уже работою приготовления пищи, которая считалась осквернением субботнего покоя;
2. Закон Моисеев разрешает хлебы предложения есть только священникам в определённое время;
3. В ветхозаветной Церкви существовали «шелухим», посланники, или по-гречески апостолы. Они были представителями общин, развозили письма, решали спорные вопросы, собирали пожертвования, сообщали о днях праздников. По двое ходили они из города в город, обеспечивая связь между рассеянными очагами Израиля. Новозаветной Церкви тоже надлежало иметь таких апостолов;

Евангелие. Глава 11

Исцеление слуги сотника; Воскрешение сына вдовы в Наине; Ответ Иисуса Иоанну Крестителю и Его отзыв об Иоанне; Женщина помазала миром ноги Иисуса; притча о прощеных долгах. (Лк. Гл.7).

Окончив речь, Он в Капернаум, к морю
сошёл с горы крутой.
И повстречал в пути немало горя,
немало слёз увидел пред Собой.
У сотника болел слуга любимый.
Неизлечимый тихо умирал.
Об Иисусе сотник услыхал
и вызнавши, что Он проходит мимо,
на встречу с Ним послал

старейшин Иудейских, чтоб молили
несчастного спасти.
Старейшины пошли и попросили
к хорошему римлянину зайти.
Сказали: «Он построил синагогу,
он любит, понимает наш народ,
не мучит и поборов не берёт,
в Тебя душою верит, словно в Бога,
и верою живёт».

И Он пошёл. А на дороге ждали
хозяина друзья.
Они по просьбе сотника сказали
его слова: «Нет, не достоин я,
чтоб ты, о Господи, вошёл под кров мой.
к Тебе я сам не смею подойти,
но Ты и словом можешь всех спасти:
слова Твои сияют светом ровным
на жизненном пути!

Ведь я подвластен сам, но только слово
для воинов своих
скажу я, и они тотчас готовы
исполнить приказания мои».
Услышав это, Иисус народу,
что шёл за Ним, с улыбкою сказал:
«В Израиле Я даже не видал,
под Иудейским синим небосводом,
таких страстей накал,

такой огромной веры безоглядной»!
И далее пошли.
А сотника друзья, пойдя обратно
слугу здоровым, в тот же час, нашли.
А Иисус ушёл с учениками.
В старинный Наин 1 сделали заход.
За ними очарованный народ,
свидетелем представший тихой драмы:
у городских ворот,

оттуда в это время выносили
умершего юнца,
собравшиеся жёны голосили,
рыдала мать. Он вырос без отца.
И вот теперь единственного сына
вдова в последний провожала путь.
Христос постиг её печали суть:
совсем одна, без сына, без мужчины,
на сердце боль и жуть.

И сжалился над бедною вдовою.
«Не плачь, – Он ей сказал,
коснулся гроба лёгкою рукою
и грустно улыбнувшись, продолжал:
«Встань, юноша! К тебе Я обращаюсь»!
И прямо у народа на глазах,
со словом благодарности в устах
сел юноша, с которым тут прощались.
И обуял всех страх.

И люди с ликованьем и тревогой
смотрели на Него.
И, торжествуя, прославляли Бога,
и говорили все до одного:
«Пророк великий нам теперь явился! 2
Отметил Бог Израиля народ.
Проходит время страха и забот:
Лицом своим, как прежде, обратился
к нам Божий небосвод.

И весть об Иисусе полетела,
дошла до дальних мест.
И слово Иисусово и дело
известны в Иудее и окрест.
И обо всём сказали Иоанну
любимые его ученики,
когда крестил народ он у реки.
И вот послал двоих он утром ранним.
Те, на подъём легки,

дошли до Иисуса и сказали:
«Пророк велел узнать:
Скажи, Ты Тот, Которого мы ждали
или другого нужно ожидать»?
А Иисус в то время сделал много
чудесных, не подвластных людям дел.
Он прокаженных очищать умел,
безумных избавлял от злой тревоги,
хромым ходить велел.

Умершие послушно воскресают
по манию Его,
болезни и недуги отступают
от взгляда или слова одного,
глухие слышат, нищие ликуют,
слепые люди прозревают в миг,
глухие обретают вновь язык,
больные с детства больше не горюют:
Он боли их постиг.

Посланцам Иоанна Он ответил:
«Вы скажете ему,
что видели и слышали на свете,
свидетелями были вы чему.
И пусть решает Я ли Долгожданный,
откинув фарисейских враков тлен.
И кто Меня приемлет – тот блажен –
найдёт он мир, найдёт покой желанный
под сенью Божьих стен».

Посыльные пустились в путь обратный,
а Иисус тогда
сказал народу просто и понятно
об Иоанне раз и навсегда:
«На что ходили вы смотреть в пустыне?
На ветром обдуваемый тростник,
что солнцем весь иссушенный поник?
Что видели вы там, ответьте, ныне.
Чей видели вы лик?

Одетого в роскошные одежды
Приметили вы там?
Такого там увидеть нет надежды.
Такие обитают по дворцам!
Кого же вы там видели? Пророка?
Да, Я вам говорю! Но только он
Господним откровеньем наделён.
Он выше, чем пророк. Он послан Богом.
Мне путь готовит он.

И вот что вам скажу: с начала века
среди земных людей
ещё не знали выше человека,
чем Иоанн при миссии своей.
Но в Царстве Божьем самый малый выше,
чем Иоанн в величии его».
И весь народ – свидетели сего,
и мытари, слова Христа услышав,
пошли до одного,

признавши Божью правду со смиреньем,
креститься от того,
о ком Христос с безмерным уваженьем
поведал в завершение всего.
Но фарисеи – те не пожелали,
отвергли волю Божью о себе,
верны остались призрачной судьбе:
пророком Иоанна не признали –
посланником небес.

«С кем вас сравнить? Кому же вы подобны? –
Им Иисус сказал, –
Вы словно дети, что сидят удобно
и говорят друг другу, малу – мал:
«Мы весело играли на свирели,
но с нами не хотели вы плясать.
И слушая, не стали вы рыдать,
когда мы песни грустные вам пели».
А с вами – та же стать:

Явился людям Иоанн Креститель
и вы сказали: «Бес
сидит в нём. Не земной он житель –
вина не пьёт и хлеба он не ест»!
Но вот Сын Человеческий приходит,
Который ест и пьёт и ночью спит.
И снова ваша злоба говорит:
«Он с грешниками пьёт и дружбу водит
И Бога Он гневит»!

Оправдана премудрость только теми, –
Я должен вам сказать, –
кто ищет правду, лишь она над всеми –
поступком мудрость нужно доказать».
В те времена по горной Галилее
ходил Он, исцелял больных, учил.
Однажды приглашенье получил
к обеду в дом Симона-фарисея,
которого лечил.

И вот возлёг Он в комнате просторной,
чтоб трапезу начать.
А в это время в том селенье горном
одной блуднице удалось прознать,
что Иисус в гостях у фарисея.
И вот она в богатый дом вошла,
с собой в сосуде миро 3 принесла
и встав у ног Его, от робости немея,
там плакать начала.

Из чёрных глаз её слеза скользнула
и на ноге Его
жемчужной каплей тяжкой обернулась,
за ней другая пала на Него,
и вот потоком слёз омыты ноги,
и волосами длинными она
их вытирает бережно. Грустна,
она не может скрыть своей тревоги:
она ведь так грешна!

Сосуд свой алавастровый 4 открыла
и зельем дорогим
у Иисуса ноги умастила
и целовала их, склоняясь над Ним.
Хозяин-фарисей, увидев это,
подумал вслух: «Какой же Он пророк –
блудницу грешную узнать не смог!
Таких пророков не было на свете,
ведь с ними Бог»! 5

А Иисус сказал: «Симон, послушай,
Я кое-что скажу
и, не желая твой покой нарушить,
лишь маленькую притчу расскажу».
Симон ответил: «Расскажи, Учитель».
И молвил Иисус: «На свете жил
Один богач. Он деньги одолжил
двоим соседям. Каждый местный житель.
Но первый получил

пятьсот динариев, и полновесных.
Второй – лишь пятьдесят.
Случилось так, что оба мужа честных
вернуть свой долг не могут, но хотят.
И видя их страдания, долги их
простил, соседей пожалевши, он.
Ну а теперь скажи мне ты, Симон,
кто более возлюбит из двоих сих
того, кем был прощён»?

Симон ответил: «Думаю, что первый:
он больше получил.
Второй возлюбит менее, наверно:
ведь меньший долг богач ему простил».
На это Иисус лишь улыбнулся:
«Ты правильно, по жизни, рассудил, –
Кто большее прощает – боле мил, –
и к женщине рыдавшей повернулся
и взор к ней обратил, –

Ты видишь эту женщину простую?
Так слушай и гляди.
Она целует ноги Мне, ликуя,
слезами моет, волосом своим
их осушает, смазывает миром!
А как скажи при ясном свете дня,
позвав к обеду, встретил ты Меня?
Воды для ног не дал Мне перед пиром.
Напомню, не виня:

при встрече ты не дал Мне целованья,
волос не умастил.
Она ж слезами чистыми признанье
Мне выражает. Ведь Господь простил
ей многие грехи её земные
и потому любовь её сильна –
стократ сильнее той любви она,
которой любят грешники иные,
чья прощена вина

гораздо меньшая, чем прегрешенья
сей плачущей жены».
И женщине сказал: «Тебе прощенье
дарую всех грехов твоих земных». 6
Тут гости фарисея зашептались:
«Да как же это так? Да кто же Он?
Прощать грехи Он правом обличён?
Неужто, Машиаха 7 мы дождались?
Исполнился закон»?

А Иисус, как будто и не знает
сомнений у гостей.
Внимания на них не обращает,
и говорит стоящей у дверей:
«Тебя спасла твоя святая вера.
Иди спокойно, праведно живи
в трудах, надежде, вере и любви.
И за любовь воздастся полной мерой.
Смиренье призови».
**************************************

Примечания:

1. Наин — город, лежавший недалеко от Назарета, к юго-востоку. Ныне это маленькая деревня;
2. Наинские жители не верили еще во Христа как в Мессию: Он для них был только посланником Божиим, великим пророком, который должен помочь народу Божию. Появление Христа, по их мнению, есть только признак наступления мессианского времени;
3. Миро (мирра) – ароматическая смола некоторых тропических деревьев;
4. Алебастровый сосудик, который на ремешке носили женщины на шее;
5. Замечательно, что даже фарисей здесь признает Христа свободным от малейшего подозрения в каком-нибудь грехе. Христос настолько свят, что к Нему не должно приближаться никакое грешное существо;
6. Здесь хотя и поставлено настоящее время, но это не значит, что грехи женщины были прощены только после помазания ею ног Христа. Как видно из последнего стиха, грехи ей уже были прощены раньше, благодаря ее вере во Христа;
7. Машиах (евр.) – Мессия, Христос;

Евангелие. Глава 12

Двенадцать посланы проповедовать и исцелять (Лк. 9, ст.1-6); Иоанн Креститель обезглавлен Иродом; Насыщение 5000; Хождение по воде; Исцеление многих (Мк. 6, ст.14-56).

А Иисус по городам, селеньям
с двенадцатью ходил.
В беседах, укрощая все сомненья,
о Царстве Божьем правду доводил.
С ним женщины: Мария Магдалина
(семь бесов из неё Христос изгнал)
и Иоанна – Он её спасал,
когда была мертва наполовину,
а Он о том узнал.

Двенадцати апостолам дал силу
и над бесами власть.
Лечить людей, спасать их от могилы
апостолам своим внушил Он страсть.
И по двое послал их в мир широкий, 1
чтоб Царство Божие провозглашать, 2
чтоб страждущих и хворых исцелять.
И повелел им ничего в дорогу
из нужного не брать:

ни денег, ни сумы, ни корки хлеба.
Чтоб в чём стоят, пошли
без посохов, что под горячим небом
дают опору от людей вдали.
«Когда войдёте в дом, там оставайтесь, –
учил их Иисус, – придёт пора
продолжить путь – идите со двора,
с хозяевами милыми прощайтесь.
Но вас не раз, не два

не станут слушать и откажут в крове
в каком-то городке.
Тогда уйдите, не промолвив слова,
И выйдя за ворота налегке,
прах отряхните с ног своих усталых.
И станет этот знак для них, как тень,
проклятием в грядущий судный день.
Вам городов пройти ещё не мало
и правды Божьей сень

всегда над вами – для души отрада».
Пути зовут опять.
И учат покаянию, и рады
лечить людей и бесов изгонять.
Апостолы народу Божье слово
о Царствии Господнем понесли
и много сделать славного смогли,
и многих, к покаянию готовых,
к крещенью привели.

А Ироду всё чаще доносили,
что чудеса творит
один пророк необычайной силы,
и весь о нём Израиль говорит.
Одни твердили: «Иоанн Креститель
из мёртвых дивной силою воскрес
и сотворяет тысячи чудес».
Другие утверждали: «Он не житель.
Он навсегда исчез.

То Илия»! А третьи говорили,
что он святой пророк,
подобный тем, что в древнем мире жили,
в целенье и знаменьях знает толк.
Услышав это, Ирод испугался:
«То Иоанн казнённый. Он воскрес.
Он после смерти вовсе не исчез»!
(Казнённого невинно, он боялся).
Коварный, словно бес,

царь Ирод 3 сам велел упечь в темницу
пророка лишь за то,
что Иоанн, презрев и сан, и личность,
всегда ему указывал на то,
что царь, женившись на Иродиаде,
нарушил и обычай и закон
и опорочил честь свою и трон
женитьбой на жене родного брата,
что был им сокрушён.

Однако, зная праведность пророка,
его не убивал
Царь Ирод. Он душевные тревоги
от мыслей Иоанновых знавал.
Но злобна, как змея Иродиада.
Когда б могла, убила бы его,
чтоб в царстве не осталось никого,
кто упрекал бы Ирода за брата
и за жену его.

И день настал, когда Иродиада
решилась отомстить
и лучшую, желанную награду
из рук невинной дочки получить –
из рук прекрасной, юной Саломеи.
Никто так не танцует, как она.
Сиянием весны озарена,
танцует Саломея, словно реет
на облаке одна.

На дне рожденья Ирода Антипы
те, кто в палаты вхож:
пять-шесть военачальников великих
и общество влиятельных вельмож.
В разгаре пира Ирод предлагает
гостям сирийский танец показать.
И Саломея радостно плясать
от сердца перед ними начинает.
Какой порыв и стать!

Сияют махеронские 4 чертоги,
наполнен светом зал.
Сердца полнятся страстью и восторгом,
желаний повышается накал.
Глаза горят безмерным восхищеньем.
И с музыкой сливаясь: то кружа,
то замирая, словно ворожа,
она затмила свет в одно мгновенье,
прекрасное верша.

Сияют камни и звенят браслеты
и танца вьётся нить.
Воскликнул Ирод: «Я за пляску эту
весь мир готов к ногам её сложить!
Пусть знают все, что всякое желанье,
принцессы Саломеи в этот раз,
клянусь я Богом, выполню тотчас.
Полцарства, поощренья, наказанья:
укажет – мой приказ»!

И мать свою спросила Саломея:
«Чего б нам пожелать»?
В ответ она, от ужаса немея,
услышала, что ей сказала мать
и повторила Ироду при людях:
«Я голову Крестителя прошу,
но вида крови я не выношу.
Пусть лучше принесут её на блюде».
«Я матери служу, –

подумала она, сказавши это.
И пала тишина
на пышный зал, старейшин разодетых,
как будто мор, нашествие, война
обрушились внезапно, беспощадно
на Галилею, царство и дворец!
Антипа мрачен: «Я ей не отец,
но клятве буду верен безоглядно.
Крестителю конец»!

Приказ. И вот идёт телохранитель
в темницу и назад.
И смотрит с блюда Иоанн Креститель.
И все от головы отводят взгляд.
Дочь матери снесла подарок страшный.
Его ученики пришли за ним,
за праведным учителем своим.
И упокоен был пророк отважный.
Он умер, как и жил –

свидетель правды Божией на свете,
не знающей преград.
Едва он пережил тридцатилетье
и вот погиб, лишь верою богат.
А Ирод прожил словно бы во мраке:
он верил, что Креститель воскрешён –
как праведник, восстал из гроба он.
И жизнь царя прошла в смертельном страхе,
и трона был лишён. 5

Саломее подносят голову св. Иоанна Крестителя
Двенадцать. Их успех,
с которым исцеляли и учили,
их окрылил и вдохновил их всех.
Однако после казни Иоанна
здесь каждого опасность стерегла.
Настигнуть, как коварная стрела
и нанести губительную рану
месть Ирода могла.

Тогда сказал заботливый Учитель:
«Пойдите вы туда,
где Ирод, этот изверг и губитель,
не сможет вас обидеть никогда.
И в лодках переправились к востоку
к другим, не столь опасным берегам.
Тетрархом был Филипп в те годы там.
Им отдохнуть пришла пора немного
от бед людских и драм.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.