Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 страница



Разработка многомерной системы универсальных характеристик человека, выявление уникальности человеческого бытия - ведущее направление философской антропологии. Именно на этом пути лежит ответ на вопрос: "Что такое человек?". Биологические, психологические, социологические исследования сделать это не в состоянии. Самая глубокая сущность человека лежит за пределами естественных, общественных и технических наук.

Для науки человек предстает как тело среди тел - как вещь среди вещей. Но человек есть особая реальность, не стоящая в ряду других процессов. Поэтому изучение даже такого поразительно сложного органа как мозг не приближает к тайне души. Это вынужден был признать самый выдающийся нейрофизиолог нашего века сэр Чарлз Шеррингтон. В своей работе "Мозг и его механизм" он справедливо считает, что если естествознание должно изучать работу мозга, то сознание как таковое лежит вне его компетенции.

Наука - это лишь один из путей, ведущих к познанию внутреннего мира человека. С помощью ее методов раскрываются механизмы мозговой деятельности, устанавливаются этапы в развитии мозга - но не более того. Лауреат Нобелевской премии за исследования в области рефлексов Чарлз Шеррингтон не без основания считает, что сам мозг является лишь необходимым инструментом, способным улавливать тончайшие вибрации нефизического плана бытия, то есть мозг выступает орудием души. На это же указывают и многие исследователи ноокосмологии.

Изучение таких феноменальных явлений, как телекинез, телепатия, ясновидение, экстрасенсорные диагностика и лечение и т.п. свидетельствует о том, что сознание не сводимо к свойству высокоорганизованной материи - к мозгу, к его функции, к психическому отображению внешнего мира в голове субъекта. Скорее оно относится к еще мало познанной области Психической Энергии, которая лежит в основе всех проявлений физического мира. Психическая энергия вибрирует и реагирует на все явления жизни во всем Мироздании. Мозг человека улавливает из окружающего пространства те мысли, на которые он настроен. Такой подход нисколько не принижает суверенитет человека, его величие. Напротив, он говорит о вселенской сущности человека, о его принадлежности к Высшим Мирам.

Разгадка бытия Вселенной скрыта в самом человеке. Он не есть дробная часть мира, в нем заключена загадка целостности Мироздания. Это поняли еще древние индийцы и древние китайцы. В культуре ОМ (как и в культуре Дао) сознанием и духом обладает не только человек, но и любая из тьмы вещей. Субъектом сознания одновременно выступает и природа, и человек, а структура идей сознания принимает вид структурной упорядоченности Вселенной. Из природы сознание по генетическим каналам вместе с веществом буквально вливается в форму человека. Здесь оно средствами коллективного общения трансформируется, наполняется индивидуальными и общественными смыслами жизни и вновь по тем же каналам выводится на постоянные циклы природы.

Анализ историко-философских источников убеждает в том, что нисходящие в глубины древности великие культуры представляли Мироздание как целостный живой организм, включающий в себя природу, высший Разум и человека в триединстве их телесной, идеальной и духовной сущности. Современные исследования энергоинформационного взаимодействия подтверждают наличие иерархических организующих и управляющих структур, функционирующих по ментальному типу.

Их изучение требует такого же синтетического целостного видения человека, как это было на заре истории, когда связь человека со Вселенной была более тесной, а внелогические интуитивные формы мышления - господствующими.

Доминирующее сегодня сознание направлено "вовне". Оно формирует такую научную картину мира, универсума, в которой нет места человеку. Человек, в качестве субъекта, выносится за пределы мира и противопоставляется ему. Но тот факт, что человек познающий принадлежит миру и следовательно должен сам себя изучать, требует обращения "внутрь" - к самому человеку, к осмыслению его сути, места, предназначения в природном и социальном мире. Причем изучение человека не должно подменяться ни проблемой тела, ни проблемой души, ни проблемой трансцендентного сознания. Человек не должен противопоставляться миру как субъект. Он един с ним и телом и душой. В нем пересекаются все нити бытия.

С помощью ориентированных "вовне" методов познания невозможно понять великую загадку человека, его принадлежность к Высшим Мирам. С их помощью человек определяется только по внешним признакам путем соотношения с природой или с обществом, или с тем и другим вместе взятым.

Такой подход получил четкое выражение в философско-антропологических концепциях французских материалистов XYIII века Ламетри, Диро, Г ольбах, Гельвеций рассматривали человека как величайшее творение природы, целиком и полностью подчиненное ее законам. Человек, например, по мнению Г ольбаха, "произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может даже в мысли - выйти из природы" (Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х Т. М., 1963. Т.І. С.59).

Такое понимание человека не является магистральным в философии. Напротив, в ней всегда доминировало представление, согласно которому человек, несмотря на то, что живет в природном мире и участвует в природных процессах, не есть порождение природного мира.

Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать лишь в соотношении с природой. Человек кардинально отличается от природы. Духовный мир человека свидетельствует о существовании Высшего мира. Связь человека с ним является самым существенным признаком человеческого бытия. Выдающийся мыслитель Н.А. Бердяев отмечает: "Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном. Как существо, принадлежащее двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности... Загадочность и противоречивость человека определяется не только тем, что он есть существо, упавшее с высоты, существо земное, сохранившее в себе воспоминание о небе и отблеск небесного света, но еще глубже тем, что он изначально есть дитя Божье и дитя ничто, меонической свободы. Корни его на небе, в Боге и в нижней бездне" (Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993, С.55).

Проникновение в глубинную сущность человека требует творчества, отличного от основанного на рационализме научного поиска. Религия, искусство и философия возбуждают в человеке мощные духовные силы и обращают их на познание внутреннего мира, который соединяет человека с высшим планом бытия также, как тело связывает человека с видимым физическим миром. Здесь в силу вступает другой уровень сознания, "оппозиционный" к рациональному, связанный с гениальными прозрениями, интуицией, откровениями в художественном, философском и религиозном творчестве. Целостная модель человека получается не при помощи последовательной цепи умозаключений и суждений, а сразу, во всем ее объеме.

Важнейшим элементом философского подхода к человеку является идея многомерности личности, общества и Вселенной. Она пронизывает всю историю философии с самых отдаленных эпох. В многомерной картине человека он не меньше общества и Вселенной, а равнопорядковый с ними. Поэтому человека надо определять, с одной стороны, как индивидуальный срез социума, отражающий общественное целое во всей многомерности социальных отношений. С другой стороны, человек как природное существо есть микрокосмос, во всей полноте замыкающий на себя макрокосмос.

Однако нельзя понять человека из того, что равнозначно ему, понять его можно лишь из того, что превосходит его. Поэтому во всей глубине проблема человека решается лишь с выходом на информационный контакт с Иерархиями Космоса. Теперь появилась возможность сопоставлять человека не только со Вселенной и обществом, но и с находящимся на вершине структуры всего Мироздания Высшим Разумом, который есть высочайшая премудрость, первая причина всего существующего.

2.1.2. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии представляет собой ту единую идею, к которой сходятся и от которой расходятся все действительно мировоззренческие проблемы. Говоря другими словами, основной вопрос философии не только интегрирует всю философскую проблематику, но и дифференцирует ее в зависимости от того, насколько емко она выражает основной смысл философских исследований. Следовательно, в основном вопросе философии наиболее ярко отражена специфика философского знания, а именно его направленность на фундаментальные проблемы человеческого бытия. К таким проблемам, в частности, относятся: вопросы о смысле и цели жизни, о свободе и необходимости, о единстве мира, об отношении человека к Творцу, об Иерархиях духовного мира и т.д.

Их решение всегда приводило к космическому взгляду на мир, на себя, на свое место и роль во Вселенной. Анализ основного вопроса философии с точки зрения смысла, содержания и основных этапов становления показывает его близость к ноокосмологической проблематике. Можно сказать, что ноокосмология представляет собой авангардное направление научных исследований мировоззренческих проблем, лежащих в русле основного вопроса философии. Главной, основной проблемой философии всегда был человек. Приоритетным направлением научного поиска в ноокосмологии является человек в его контакте с Космическими сущностями. Ноокосмология в своих исследованиях опирается на широкий спектр результатов, достигнутых человечеством в основных сферах духовной деятельности (мифологии, религии, философии, искусстве и науке).

Особое значение в формировании современного образа человека принадлежит информации, полученной по космическим каналам. Тщательное изучение сведений, передаваемых нам Космическими сущностями, показывает, что они являются развитием представления о невидимом духовном мире, возникших на заре человечества.

Возникшее в глубокой древности чувство сопричастности к некой разумной силе мироздания не покидает человека и сегодня. Современный американский астроном Харлоу Шепли, рассматривая субстанции мироздания - материю, пространство, время и энергию, указывает, что существует еще некая сила. "Едва ли можно сомневаться, - пишет он, - что она существует... Мы могли бы назвать ее Направлением, Формой, Силой, Всемогущей волей или Сознанием. Но в любом случае это должно быть понятие, соответствующее космическим масштабам (Шепли Х. Звезды и люди. М., 1962. С.14).

Ноокосмология обосновывает это понятие как Высший Разум Мироздания.

2.1.2.1. Возникновение и развитие основного вопроса философии

Ключевые понятия ноокосмологии "Мир в целом", "человек - духовная сущность Космоса", "смысл и разумная цель эволюции Вселенной", "Космические Иерархии", "Высший Разум", "общение человека с разумным Космосом" и т.д. непосредственно связаны с основным вопросом философии. В определенном смысле ноокосмология пытается с научных позиций решить проблемы, которые с глубокой древности до сегодняшнего дня были и остаются центральными в философии.

Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся к истории философии. Исследуемые ноокосмологией тонкие взаимодействия, существующие между человеком и окружающей природой, в какой-то мере людям были известны очень давно. По крайней мере, уже в эпоху первобытного, доисторического человечества люди рассматривали свои мысли и чувства как отличную от тела нефизическую субстанцию. В обобщенном виде это представление было отражено в понятии "души", отличной от тела и покидающей его в момент смерти. В многотысячелетнюю эпоху первобытного общества господствующими были представления о существовании особого, тесно связанного с человеком, духовного мира.

Интуитивное, образно-метафорическое мироощущение, основанное на сильно развитых эмоциях и чувствах, было надежным ориентиром в полном опасности мире. Человек настолько тесно был "включен" в систему тонких энергоинформационных связей природы, что почти без остатка "тонул" в ней, был как бы "растворен" в системе информационных связей. Чистой, незамутненной последующими темными чувствами ненависти, жадности, злобы душе человека были доступны управляющие силы Большого Космоса в виде Иерархий (сознательных образов, принадлежащих к невидимому миру Вселенной). Они были олицетворены в сознании человека с социальными и природными явлениями.

С ростом количества недостойных человека качеств доступ в информационное пространство Космоса уменьшился. А по мере усложнения и ожесточения социальной жизни сущности невидимого мира удалялись из близких и доступных существ в далеких потусторонних богов, присутствие которых ощущали только избранные. Соответственно менялось и мироощущение. Из образнометафорического оно все больше превращалось в рассудочно-разумное. В таком мировоззрении на первый план все больше выступали рационализированные многочисленные и многовариантные боги.

Основанная на эмоционально-чувственной интуиции, мифология дог- матировалась, утрачивала целостность бытия и обрастала все усложняющимися культами религии. Несмотря на определенные искажения и упрощения, основные представления образно-метафорического мироощущения сохранялись. Одним из наиболее устойчивых является представление о душе как таком начале, которое не разлагается вместе с телом.

Идея отличной от тела души, покидающей его в момент смерти, играла весьма значительную роль во многих религиях. Причем, если судить по гомеровской "Илиаде", бытовало почти ноокосмологическое представление о ее природе. Душа человека рассматривалась как вполне материальное начало, хотя и более утонченное по сравнению с физическим телом.

Многочисленные эксперименты, проведенные современными учеными, подтверждают это представление.

Однако как сегодня, так и в прошлом были сверхчувствительные люди, которые воспринимали содержание невидимого мира.

По-видимому, именно с помощью интуиции, сверхчувственного восприятия и контакта с иерархическими сущностями формулируется чрезвычайно емкое и широкораспространенное представление о тождестве человека как малого мира с окружающей его природой и огромным Космосом. Идея тождества микрокосма и макрокосма стала определяющей мировоззренческой установкой на многие тысячелетия.

Укорененное в самих началах нашей цивилизации убеждение в единстве мира и человека, четко сформулированное великим древнегреческим мыслителем Демокритом положение о равенстве микро и макрокосма, может быть, как никая другая идея соединяет мифологические и философские взгляды с ноокосмологией.

Именно в этой идее истоки основного вопроса философии и связанной с ним мировоззренческой проблематики. Именно отсюда начинается центральное ноокосмологическое утверждение о том, что человек является космической сущностью, созданной для внесения определенного вклада в духовное и физическое развитие Вселенной.

Человек является исходным пунктом и завершающим этапом исследования всех проблем как философии, так и ноокосмологии. И в философии, и в ноокосмологии сложился свой особый взгляд на человека. В очень емкой и глубокой форме древнегреческий философ Эмпедокл выразил его первый вариант следующим образом: в силу тождества микро- и макрокосма возможно познание природы, ибо подобное познается подобным.

Важно, что человек здесь сопоставляется не с какой-то частью мира, а со всем миром, как равное с равным. При всей важности данного понимания природы человека оно является недостаточным и поэтому выступает лишь ступенькой на пути более глубокого и всестороннего представления. Формирование этого представления непосредственно связано с раскрытием содержания невидимого духовного мира, составляющего суть человека и Вселенной.

Как в первобытном обществе, так и в Древних Греции и Риме существование особого духовного мира не ставилось под сомнение. Несмотря на ослабление эмоционально-чувственного начала и возрастания рассудочно-разумного происходит усиление веры в существование души, заключенной в темницу тела. В религиозных мистериях разрабатывается специальная система правил, с помощью которых происходит физическое и духовное очищение и самосовершенствование. В религиозных мистериях создаются предпосылки для достойной посмертной жизни души и, что особенно важно, для восприятия, хранения и передачи из уст в уста полученной в ходе контактов информации.

Эзотерические знания древних мистерий о включенности человека в систему связей макрокосмоса, о душе как особом, бестелесном и бессмертном начале, об одушевленности природы ее жизненности разумности и т.д. стали основой космоцентрических взглядов древнегреческих мыслителей. Уже Демокрит в своем учении об атомах проводил четкое различие между духовными и телесными функциями человека. Правда, он не признавал бессмертие души, ее независимости от тела.

Представление о бессмертии индивидуальных человеческих душ и об их посмертных судьбах развил в своих трудах Платон. Опираясь на орфико- пифагорейские взгляды, он в контексте широко распространенных в древности представлений о метемпсихозе - переселении души из одного природного тела в другое - построил оригинальное учение о духовном мире. Согласно Платону, духовный мир человека есть органическая составная духовного мира Вселенной. В отличие от физического преходящего мира, духовный мир существует всегда. Поэтому человеческая душа после смерти не исчезает, а переходит в другое тело. Но есть высокоразвитые души, которые возвращаются в родственный им мир самосущих идей.

Платон считал идеи "бестелесными образцами" всех конкретных и реальных вещей. Идеи - первичный, вечный, неизменный, существующий вне времени и пространства компонент бытия, определяющий по отношению к миру плотных постоянно изменчивых предметов и явлений. Мир идей содержит в себе самые глубокие и сокровенные знания о тайнах Мироздания. Путем духовного самосовершенствования и нравственного очищения человек может настроить свою душу так, чтобы черпать знания из бездонного мира идей.

Взгляды Платона все глубже проникают в современные естественно-научные представления, являются необходимым элементом становления и развития новой научной картины мира. Речь идет о том, что объективным началом и основанием мира является не вещество и энергия, а информация. Таким образом, мир идей Платона в виде информационной реальности прочно входит в сознание наших ученых. Им остается всего лишь полшага до того, чтобы за безликим миром информации признать наличие управляющих сил Большого Космоса в виде Духовных Иерархий.

Для рассмотрения этой важнейшей проблемы ноокосомлогии и выявлении ее места в основном вопросе философии необходимо коснуться понятия "Бога". Именно в виде представления о Боге возникла и развивалась центральная идея ноокосмологии - идея Высшего Разума.

Эта идея возникла не сразу. Как известно, вначале преобладало представление о многообразии Богов. В древней Греции существовал целый пантеон олимпийских Богов. Но, вместе с тем, возникает понимание одного, единого и всесильного Бога. Так, основатель Эгейской школы древнегреческий философ Ксенофан считал, что существует единый Бог, совпадающий с целостностью Космоса. Главным его признаком является Ум. Что касается многочисленных Богов, то их придумали по своему образу и подобию люди.

С существованием единого Бога связывался процесс творения мира. Так, в шумеро-вавилонской мифологической поэме "Энума Элиш" ("Когда вверху") развита грандиозная идея творения всего мироздания Богом Мар- док.

Идея творения мира не была чужда и Платону. В диалоге "Тимей" он развивает грандиозное представление о создании мира внеприродным божественным мастером (Демиургом), использующим в креационистском (созидающем) акте сферу идей и совпадающую с пространством материю.

Творческий акт, согласно древнегреческой философии, включает в себя не только природу, но и человека. Божественное творчество есть проявление ума Демиурга. Поскольку человек обладает умом, постольку результаты творческой деятельности Бога доступны человеку. Более того, он сам все в большей степени выступает как творец.

Эта мысль четко выражена Аристотелем. Согласно его модели мира, существует предельно пассивная первая материя. Она представляет собой некий космический субстрат, который под воздействием активных форм (идей) преобразуется во все более сложные тонкие организации, из которых состоят такие совершенные формы как человеческая душа. Наиболее тонкой и совершенной формой является бестелесный Бог - наивысший источник космической активности. Бог не творит природно-человеческий мир, а завершает его в качестве высшей формы. Бог есть чистое мышление, осознающее само себя, абсолют, в котором субъект тождественен объекту. Бог есть последняя, окончательная цель мироздания, его перводвигатель.

Рассматривая античную стадию развития основного вопроса философии, нельзя не заметить, что человек здесь сопоставляется уже не с природой, а с Богом, который олицетворяет начало и единство многообразного мира. Бестелесный Бог - Высший Ум выступает носителем абсолютной, исчерпывающей истины. Благодаря озаренности светом Абсолюта, ум человека шествует навстречу Высшему Разуму через тьму материи.

Пантеистическое миропонимание античных мыслителей содержало в себе весьма важное представление об абсолютной одухотворенности мира. В ноокосмологии эта идея обосновывается с точки зрения информационного пространства. Во многих случаях она уже получила убедительное практическое подтверждение. Прежде всего, это относится к обоснованию информационного единства мира.

Категория "информационное единство мира" включает в свое содержание тонкие взаимодействия в неживой, живой природе и в человеческом обществе. Важнейшими ее слагаемыми являются целенаправленные взаимоотношения людей между собой, растительным и животным миром, неживыми структурами от элементарных частиц до макротел.

Данный аспект информационного единства мира хорошо исследован современной наукой и ни у кого не вызывает сомнения. Сложнее обстоит дело с прослеживанием информационных связей человека с более развитыми в интеллектуально-духовном отношении существами, чем он. Ортодоксальная наука пока признает информационную линию от человека вниз, в менее информационно емкие системы. Поэтому существующая сегодня информационная картина мира носит упрощенный характер.

Причиной данного недостатка является абсолютизация человека, рассмотрение его в качестве вершины эволюционирующей материи.

Наряду с этим складывается более емкая и всесторонняя информационная картина мира. Ее специфика заключается в том, что она не ограничивается изучением информационных связей, идущих вниз от человека к менее емким в информационном отношении структурам материи. Главное внимание в ноокосмологии обращается на информационные связи человека с верхними, более тонкими этажами Мироздания, на которых обитают существа гораздо более совершенные, чем человек.

В исследовании вертикальных русел информации ноокосмология использует не только экспериментальные данные, прежде всего, результаты общения человека с разумной средой Космоса, но и то устойчивое, доминирующее в истории человечества убеждение в наличии высших разумных сил, которое, возникнув однажды, не ослабевает до сих пор. Если бы у этого убеждения не было объективной основы, то мудрое прагматическое человечество уже давно бы отвергло его. Поскольку представление о взаимосвязи человека с высшим духовным миром выступает существенным аспектом основного вопроса философии, постольку есть необходимость рассмотреть его на следующей, средневековой стадии становления. Здесь оно наиболее четко выражено в христианском вероучении. Философствовавшие представители христианства, комментируя и углубляя доставшуюся им в наследство от античности модель мироздания, выработали понятие сверхприродного, нематериального Бога, создавшего космический, природный и человеческий мир из ничего. Интуитивное прозрение основоположников мировых вероучений открыло им новый пласт духовного мира, а именно за определенной информационной средой -Абсолютом -они увидели сверхъестественную личность.

Многочисленные мистики средневековья оставили нам свидетельства общения с Духовным миром. Знаменитый французский врач и астролог Мишель Нострадамус в письме к своему сыну Цезарю отмечает: "С помощью собственных познаний и природных данных мы не в состоянии познать скрытые таинства Бога, поскольку нам не дано знать ни времени, ни мгновения будущего. Однако есть несколько лиц, которым создатель захотел открыть тайны грядущего посредством интуиции и раскрыть значение прошлого. Благодаря им (ангелам) к нам приходит определенная сила и желанный мир, освещающие все подобно пламени. Вдохновение позволяет различить Божественное наитие и человеческую интуицию" (Звездный путь астрологии. Сборник оригинальных текстов с комментариями. - М., фирма "НТ-Центр", 1993. С.66).

Как видим, своим даром предвидения Нострадамус апеллировал к Богу. И сегодня силу его прозрения многие объясняют контактом с Разумом Вселенной. Его пророческое произведение вошло в историю мировой культуры как документ, содержащий сведения о грядущих событиях. Еще при жизни М. Нострадамуса многие из его предсказаний свершились. Вызывают интерес его пророчества и сегодня.

Интенсивный рост научного, прежде всего, естественнонаучного знания в эпоху нового времени не поколебал веру в Высшее Начало. С позиций естествознания происходит уточнение взглядов на человека и его взаимосвязь с природой и Космосом. Такие выдающиеся философы как Бэкон, Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк и др. строили широкие картины мира и человека в его взаимосвязи с Высшим Разумом. В своих трудах они прямо указывали на проявление в природе высших логических функций, свойственных человеку. Поэтому философы Нового Времени на первый план выдвигали интеллектуальные функции Бога. Для них еще не утрачивает значения средневековое понимание человека как образа и подобия Бога.

Величественная модель человека начинает упрощаться в XYIII веке. Неверие в Высший Разум привело французских философов (особенно Ламет- ри) к механическому истолкованию природы и человека. Духовный мир человека стал рассматриваться как функция механически организованного тела. Естественно, бессмертие души признавалось абсурдом. Следует отметить, что механическое миропонимание, трансформируясь к достижениям физики, биологии, астрономии, утвердилось после 1917 года в России и нанесло весьма заметный урон ее духовности. Что касается Европы, то механическое миропонимание никогда в ней не было доминирующим. Здесь сильны были представления о космической сущности человека, его связи с духовной реальностью Вселенной.

Огромный вклад в разработку этих аспектов основного вопроса философии внесли великие немецкие мыслители - Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. И. Кант впервые показал подлинный смысл и роль прошедших через всю историю философии глубоких мировоззренческих идей - идеи Бога как всеобъемлющей реальности, идеи мира как целого, бессмертия человеческой души, свободы выбора и воли. Он в своих размышлениях пришел к выводу, что эти идеи даны человеку до опыта и доказать их опытной, экспериментальной наукой невозможно. Истины духовной реальности существуют за пределами рационализма и логики. Но в своем существовании они имеют более прочное основание, чем опытные знания. В практической философии (теории морали) И. Кант с колоссальной силой показывает, что для подлинно морального человека жить без веры в Бога, в бессмертие души и в свободу воли как гаранта ответственности за свои поступки невозможно.

История человечества убедительно свидетельствует в пользу этого вывода. Философия Канта дает ответ на вопрос тех скептиков, которые сегодня нам говорят: если у Вас есть контакт с Космическими Сущностями, то почему они Вам не дают абсолютно новой научно-технической информации; почему вы располагаете в основном гуманитарным, духовно-нравственным знанием? И. Кант верно говорит, что без этого знания нельзя быть подлинно моральным человеком.

Мы же можем сказать, что XX век доказал, что без этого знания человек превращается в чудовище, способное уничтожить не только род людской, но все живое на Земле. Если бы сегодня без соответствующего духовно-нравственного совершенствования нам была бы дана космических масштабов информация научно-технического характера, то трагедия человечества не заставила бы себя долго ждать. Сегодня, в преддверии нового витка развития человечества, особо важное значение приобретает познание человеком самого себя. Что он собой представляет, на что способен, куда идет? Поэтому основной вопрос философии - человек является также главным вопросом ноокос- мологии.

Интересную трактовку этого вопроса предложил немецкий философ Фихте. Он считал, что в глубинах человеческой души за эмпирическим, повседневным "Я" скрывается абсолютное "Я", которое свидетельствует о причастии нашего духа к Богу.

Взгляды И. Канта и Г. Фихте нашли детальное развитие в ноофизике. В ее основных положениях отмечено, что мораль Высших Сил, как и мораль Христа, сводится к евангельскому изречению: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой".

Основой человека является нравственное существо, энергатическая субстанция - душа, которая, развиваясь, меняет свои физические воплощения (тела). Высшие Силы Космоса оказывают непрерывное воздействие на нравственный и физический миры. Эволюция души человека осуществляется под их контролем. Ни одно действие, ни одна мысль человека не остаются без внимания, анализа и оценки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.