Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8 страница



В целом близкую к этой картине мира рисует в своем воображении и Гермес Трисмегист (XIII век до н.э., Египет). В его видении обитатели Земли живут в материальном мире - Мраке. Из темных глубин Мрака устремляется огонь, Божественный Глагол - Сын, который соединяясь с Отцом - Богом, дает жизнь. Безграничное пространство включает в себя семь концентрических сфер, в каждой из которых вращается планета, сопровождаемая гением, лучом Глагола - Света. Свет - Божественный Разум, свои могуществом содержащий все и заключающий в себе прообразы всех существ.

Падение и восхождение душ осуществляется в пределах семи сфер. Над каждой сферой духа господствует определенный гений. Ограничивая Вселенную рамками Млечного Пути, Гермес придает ему статус лона, из пределов которого зародыши человеческих душ попадают в седьмую сферу. Чем ниже они опускаются, тем в более плотные оболочки облекаются, затемняя при этом божественную сущность. Однако душа всегда тяготеет к истоку, желает приобрести то, что потеряла. Совершенствуясь, она поднимается по сферам к мудрости, любви, правосудию, красоте, славе, знанию, бессмертию.

Высшим проявлением совершенства является Бог. Он тройственен по сущности (Разум, Сила, Материя), по проявлению (Свет, Глагол, Жизнь), по составу (Дух, Душа, Тело). Познание и совершенствование людей должно осуществляться в соответствии с двумя принципами. Первый гласит: внешнее подобно внутреннему, малое таково же, как и большое, закон один для всех. Второй утверждает: люди - смертные боги, а боги - бессмертные люди.

Примерно в одно и тоже время с Г ермесом сходную модель одухотворенного, наполненного жизнью мира создает и Орфей (XIII век до н.э., Греция). Центральное место в мире он отводит всегда подобному самому себе, единому Богу, управляющему всей Вселенной. Помимо верховного Бога существует иерархия бесчисленных разнообразных божеств, величайшими среди которых являются души светил. Они изошли из небесного огня и первозданного света и своими ритмическими движениями управляют великим целым.

Каждое светило, вращаясь, вовлекает в свою эфирную сферу сонмы полубогов или просветленных душ, которые были когда-то людьми, и, опускаясь по лестнице воплощенных уровней, вознеслись вновь на высоту, где прекращается круг рождений. Посредством этих чистых духов Бог дышит, действует, проявляется. В лучах Вечного Разума Бога, его дыхания души светил направляют сонмы низших духов, которые действуют в элементах мира, создают его гармонию.

Величественное представление о невидимой части бытия сформировано в XII веке до н.э. величайшим еврейским пророком Моисеем. Согласно его учению в недрах Бога располагаются и развертываются божественные силы, заключающие в себе все миры. Бог проявляет себя посредством трех аспектов: как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух. Он творит мир, создавая небо и Землю, свет разума - субстанцию, из которой возникают души, элемент, переносящий мысль в бесконечное пространство.

В волнах божественного эфира, как бы под просвечивающим покровом, трепещут идеальные формы миров и существ. Из глубин изначального света возникают семена, начала, формы, живые души бытия. Проявленная в духе Вселенная материализуется, обретает реальный для человека смысл. Без человека - Адама и Евы - Вселенная не была бы полноценной, поскольку человек есть образ и подобие Бога в проявленном мире.

Бог наделяет человека не только разумом, способностью ощущать красоту мира, но и свободой воли. Даже для совершенных людей, какими были Адам и Ева, свобода воли оказалась роковой. Совершив грехопадение, они подчинили свои души телам и вступили в круг рождений. Сокрытому грубой тканью материи человеческому сознанию стал недоступен чистый дух Бога. О нем оно могло судить лишь по божественному порядку, пронизывающему все сферы Вселенной и по данному пророком откровению.

Не мыслил мир без Бога и один из первых философов древней Греции Пифагор (VI век до н.э.). Он полагал, что макрокосм - Вселенная и микрокосм - человек венчаются божественным единством. В основе всего лежит троичное начало. Три мира: Божественный, естественный и человеческий, взаимно поддерживая и определяя друг друга, исполняют вселенские процессы путем нисходящих и восходящих движений. Инволюция духа в материи означает процесс мирового творения Богом. Эволюция материи есть процесс восхождения единства, в котором индивидуальное творчество посредством развития сознания играет определяющую роль.

В основе эволюции существ лежит семиричность, а закон тройственности управляет их строением. Образующий тетраду Космос, проникнут Богом, и управляется им. Невидимый мир окружает видимый и непрерывно оживляет его. Посредником между духом и материей является невещественный свет, предшествующий веществу. Он представляет собой универсальную везде распространенную невесомую действующую силу. Эфирные океаны этой пластической вибрирующей субстанции соединяют между собой видимую и невидимую стороны мироздания.

За внешней стороной каждого числа скрывается его истинный мистический смысл. Особое значение имеет единица, монада, в которой заключена сущность Бога. Великая Монада действует посредством творческой Диады. Бог проявляет себя в активном, животворящем мужском начале и пассивном женском начале. Все в проявленном мире тройственно. Триада есть образующий закон вещей, ключ жизни. Вселенная воплощена в трех концентрических сферах: мире множественном, мире естественном и мире человеческом. В свою очередь человек состоит из тела, души и духа. Дух есть то, что движется само по себе без внешних причин.

Душа дана человеку Богом. Она формируется из космического флюида (энергетической «обители») душу, которая входит в делимую, пассивную смертную часть человека - тело. Под воздействием творческого Божественного импульса из сочетания двух начал: материи души и духа происходит бесконечное разнообразие образующих Вселенную существ.

В процессе бытия имеет место два противоположных параллельных движения - духовная и материальная эволюция мира. Проявление Бога в материи посредством воздействующей на нее мировой души выражается в материальной эволюции. Рост сознания в индивидуальных монадах, стремящихся воссоединиться через цикл жизни с божественным Духом, из которого они изошли, является духовной эволюцией.

Божественное единство смешивает, дифференцирует, сосредотачивает все и дает силу видимой Вселенной - приходящей форме мировой Души. Благодаря мировой Душе разбросанная в бесконечном пространстве материя сосредотачивается, растворяется, рассредоточивается в виде невесомого космического флюида или астрального света. Он является самым тонким, лишенным атомистичности, обладающим всепроникающим свойством состояния материи. В отличие от него из плотных состояний материи огня, воздуха, земли и воды состоит все. Эти атомистические элементы являются проводниками духа в видимом мире. Все одушевлено. Все имеет свое предназначение в универсальном процессе эволюции.

Подобно Пифагору мыслил мир и человека Платон (IV век до н.э., Греция). По его представлению космос - живое, наделенное умом и душой существо, созданное Богом. Его тело сотворено из огня и земли. В теле помещается душа, а в душе - ум. Помимо видимого мира есть мир умопостигае- мый. Человек познает мир потому, что он с ним един.

Анализ взглядов пророков и мыслителей показывает, что в дохристианскую эпоху сформировалось представление, согласно которому мир и человек сотворены высшей силой - Богом. Однако Бог мыслился как запредельное, непостижимое существо, к которому безответно тянется душа человека. Участие высшей разумной силы в делах человека мизерно, ограничено наказанием или поощрением, но не помощью ради спасения.

Совершенно по иному взаимосвязь Бога и человека предстала в учении Иисуса Христа. Не только человек тянется к Богу, но и Бог идет навстречу людям. Человек неравнодушен к Творцу. Он есть его образ и подобие. Человек троичен, обладает телом, душой и духом. Дух - бессмертное неделимое начало, тело - преходящее и делимое начало. Душа соединяет и разделяет два начала. Она имеет форму эфирного тела, сходного с плотью и придает ей жизнь, движение, единство. Как душа действует на тело, так дух воздействует на душу.

Под определяющим воздействием христианского учения складывались взгляды на мир и человека Д. Бруно, Р. Декарта, Ф. Парацельса, Г. Лейбница, И. Ньютона, И. Канта, Ф. Гегеля и других выдающихся мыслителей нашей эры. При этом с усилением рационального элемента в духовном потенциале человечества на передний край в сознании людей выдвигались природные вещи и процессы. Наиболее общие свойства воспроизводились в физике, включающей в свой состав механику, электродинамику, термодинамику, теорию поля, теорию относительности и т.д.

Для описания материального мира сформировался язык теоретической физики, ключевыми терминами которого стали масса, сила, скорость, энергия, частица, волна и т.п. Они довольно адекватно воспроизводят внешнее, поверхностное измерение Вселенной, ее тело, но не позволяют судить о внутреннем, глубинном, лежащем в основе жизни и сознании людей.

Вместе с тем проведенный анализ показывает, что на протяжении всей человеческой истории в сознании людей ощущается, живет идея Высшего Разума, смысл которой заключается в возможности прорыва за пределы предметного мира, постижение Вселенной с помощью самоуглубления, проникновения в первоистоки всего сущего. В различных сферах духовной культуры идея Высшего Начала служит ориентиром развития, раскрытия возможностей человека. Она выступает своего рода идеалом, к которому устремлен дух человека. Идеалом, лежащим не только в будущем, но присутствующим в прошлом и настоящем, связанным не только со временем, но и с пространством, соединяющим глубинные основы Вселенной и внутреннего мира человека.

Необходимость общения с трансцендентным началом обострила потребность человека обращать внимание на собственные переживания. В ходе сосредоточенного самоуглубления, самопознания, как бы всматривания в измерения своего духа, было установлено, что по мере погружения во внутрь себя, отключения от потока жизни, от чувственных восприятий, от диктата тела появляется ощущение свободы от мира, открывается ее качественное отличие от него. К сожалению, это понимание самосознания сегодня утрачено, заменено упрощенным представлением о самоощущении, самовосприятии и самопонимании, в которых нет того глубинного измерения, которое характеризует человеческую душу. Восстановление первоначального взгляда на самосознание может внести существенный вклад в решение проблемы Разума Вселенной.

Ставшая актуальной для ноокосмологии в связи с решением вопроса возможностей и резервов психики проблема Разума Вселенной не может быть не только решена, но и правильно поставлена без обращения к бессознательному, без осознания наличия скрытых детерминантов сознания, не представленных в сознании сведений.

3.3. УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ, КОНЦЕПЦИЯ СВЕРХИНТЕЛЛЕКТА В НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА XX ВЕКА

Русские космисты положили начало формирования научной картины мира, в которой жизнь и разум представлены в качестве необходимого и вечного атрибута материи. Чуждый и враждебный человеку Космос механической и физической модели мира обрел совершенно новый вид. В познании Космоса открылись “...перед человеческим сознанием все новые горизонты, новые широкие перспективы” (Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.- М., 1981. -С.57). Их смысл сегодня осознается в том, что жизнь и разум являются производными антропных свойств Вселенной; что жизнь и разум человека органически увязывают в единую целостную систему микро-, макро- и мегамиры; что переход от биосферы в ноосферу выражает общую тенденцию движения материи в сторону усложнения, повышения организации; что разум человека, так же как и его тело, являются элементами более обширных общностей - Космоса и Высшего Разума.

Мысль о тотальности и вечности жизни и разума получила распространение не только в философии России, но и в западной философии начала XX века. В книге “Творческая эволюция” (1903 г.) французский философ А. Бергсон выдвинул экстравагантную идею: жизнь такая же вечная составляющая бытия, как и материя, и энергия, ее закономерное развертывание - процесс космический, движимый внутренним творческим порывом. Он указал на новую идею о фундаментальном антиэнтропийном качестве живого, благодаря которому эволюционный вал жизни неуловимо нарастает. Связанная с потоком жизни и сознания тенденция к увеличению порядка и организации противостоит энтропийным силам упрощения, дезорганизации и распада (См.: Бергсон А. Творческая эволюция.- СПб.- 1909).

Взгляды А. Бергсона тесно перекликаются с мыслями В.И. Вернадского во многих пунктах. Не составляет исключения и вышеприведенное положение. Русский космист противостояние энтропийным силам рассматривает не как стихийный природный процесс, а как проявление сил, идентичных разуму человека. В одном из своих писем В.И. Вернадский замечает: “В одной из мыслей я касался, в переживаниях, мне думалось, очень глубоко, выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияния с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремлений к исканию истины человеческих сознаний, в том числе и моего” (Вернадский В.И. “Я не могу уйти в одну науку”. Из писем к Н.Е. Вернадской//Прометей.- М., 1988.- № 15.- С. 117).

Развиваемые русским космизмом мысли о взаимосвязи человека и мира, оказали существенное влияние на сдвиг научной модели мироздания в сторону фундаментальных философских взглядов. Появление таких новейших областей науки как квантовая электродинамика прямо или косвенно указывает на правомерность аналогов между поведением элементарных частиц и процессами жизни и сознания (См.: Фейнман Р., Сэнди М.- Фейнмановские лекции по физике.- С.109). Усилиями таких ученых, как Вернадский, новый взгляд на жизнь и разум приобрел концептуально оформленную систему знаний. Их смысл заключается в следующих обобщениях.

На нашей планете живое вещество и биосфера создаются и поддерживаются космической энергией Солнца, которая проникает и в глубокие части планеты, ее коры. Входя в геохимические циклы химических элементов в земной коре живое вещество, в то же время, находится в непрерывном химическом обмене с космической средой его окружающей, но никогда в ней самопроизвольно не зарождается и резко от нее отличается.

Количество живого вещества в биосфере есть величина постоянная или мало меняющаяся. Представляя собой единое, генетически связанное целое живое вещество образует многообразие видов растений и животных. Геохимическая биогенная энергия стремится в биосфере к максимальному проявлению (первый биогеохимический принцип). При эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию (второй биогеохимический принцип). При эволюции видов химический состав живого вещества остается постоянным, но увеличивается вносимая живым веществом в космическую среду биогенная химическая энергия.

Из обобщенной характеристики живого вещества можно сделать следующий вывод: жизнь является неотъемлемым атрибутом материи, мощным катализатором глобального эволюционного процесса, смысл которого в творческом преобразовании космической материи, усложнении ее, движении в сторону информационно емких систем, одной из которых выступает человек. С возникновением в биосфере психики человека влияние жизни на окружающий мир резко усиливается. Наступает особая психозойская эпоха. Биосфера переходит в ноосферу.

Для понимания места и роли этого процесса важное значение имеет характеристика внепланетного проявления жизни. Исходным ее пунктом выступает принцип Реди: никогда не наблюдается зарождение живого организма из косной материи. В течение геологического времени жизнь в биосфере, в смене поколений необратима. Конца и начала жизни мы нигде не обнаруживаем, может его и нет вовсе. В космической среде жизнь действует обратно пропорционально энтропии.

Термодинамическое поле живого организма обладает резко выраженной дисимметрией (принцип Пастера-Кюри) и этим отличается от космической Среды. Деятельность организмов в высших их формах не является механическим процессом. Она индивидуальная и различна в разных особях. Степень свободы каждого из них может быть всегда установлена.

Делая из обобщения внепланетных проявлений жизни мировоззренческие выводы, прежде всего, следует отметить: если жизнь имеет космический характер, то и наделенный жизнью человек предстает существом космического порядка. Установление внепланетных проявлений жизни позволяет лучше понять Вселенские истоки человека, является важным шагом в понимании места и роли разума во Вселенной, раскрытия пространственно-временных характеристик Космоса и т.д.

Весьма плодотворным при формировании современной модели мира является замечание Вернадского о том, что: “Процессы, создающие живое естественное тело, необратимы во времени. Возможно, это окажется следствием особого состояния пространства - времени, имеющего субстрат, отвечающий неевклидовой геометрии” (Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.- М., 1981.- С.176). Не исключено, что исследование биосферы позволит проникнуть в фундаментальные структуры материи, отвечающие за возникновение все более сложных систем.

Несмотря на то, что в вопросе о вечности жизни Вернадский находился в научном одиночестве, его мысли имеют кардинальное значение для формирования современного миропонимания.

Логика развития науки в конечном итоге подтвердит вывод Вернадского о том, что бесконечность во времени характерна не только для материи и энергии, но и для жизни.

Вслед за этим выводом с логической необходимостью вытекает и вывод, связанный с вечностью разума во времени. Его рассмотрение чрезвычайно актуализирует учение русского космизма о ноосфере.

Обозначая контуры научной картины мира XX века следует иметь в виду, что русский космизм и его плодотворное развитие в ноокосмологии акцентируют внимание на учении о единстве мира и человека не только со стороны их телесной взаимосвязи, но и с точки зрения тотальной укорененности людей в основания бытия внутренней психической жизнью. Для раскрытия этой стороны единства человека и Вселенной особенно важное значение имеет обоснование положения об универсальности и вечности жизни во Вселенной.

Многие видные ученые внесли в решение этого вопроса заметный вклад. Так, в 1865 году гипотезу всеобщности жизни во Вселенной выдвинул Г. Рихтер. Такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц и В. Томсон разделяли этот взгляд. Сторонником занесения спор жизни на Землю был и В.И. Вернадский. Он положительно воспринимал гипотезу шведского ученого С. Аррениуса, который рассеянные на Северном полюсе живые споры термофильных бактерий считал (по их жизненным и оптимальным характеристикам) жителями Венеры.

Проблему множественности миров Вернадский считал возможным в будущем решить посредством эмпирических доказательств. Он вполне допускал биологическую жизнь на таких планетах солнечной системы как Венера и Марс. Причем наличие растительности на Марсе не вызывало у него сомнения. С позиций достигнутых современной наукой результатов можно считать оптимизм Вернадского оправданным.

Жизнь есть результат развития мира. Она, несомненно, имеет космические истоки, а, может быть, жизнь является и вечным феноменом, то есть она никогда не возникала и никогда навсегда не исчезнет из лона мира. В любом случае практическое освоение космического пространства человеком позволяет продвигаться по пути универсализации Земли как космического тела.

Выяснение вопроса распространения жизни во Вселенной непосредственно связано с проблемой ее происхождения. Господствующая ныне теория происхождения живого из неживого имеет немало внутренних противоречий. Профессор Берлинского университета Роланд Глазер указывает на противоречие, связанное с предположением случайности жизни во Вселенной. “Даже если представить себе целое море органических молекул,- замечает он,- например, аминокислот, остается непонятным как появился первый белок, первая молекула, способная к размножению. На карте наших знаний здесь до сих пор простирается огромное белое пятно. По-видимому, нам еще не известны какие-то важные закономерности, ибо создание “разумной” последовательности аминокислот вряд ли могло быть случайностью. Жизнь тогда была бы в высшей степени невероятным явлением” (Глазер Р. Биология в новом свете. Пер.с нем.- 1978.- С.154).

Появление упорядоченной генной структуры имеет ничтожную вероятность. На это обращает внимание видный ученый М.В. Волькенштейн: “случайную самоорганизацию хаоса и возникновение необратимой эволюции трудно себе представить” (Волькенштейн М.В. Биофизика.- М., 1988.- С.541).

Логика развития биологического знания, так же как и логика физики с неизбежностью выводит мышление человека на необходимость признания не только закономерностей самоорганизации, но и наличия разумности в общей схеме мирового целого.

Из логики развития науки вытекают следующие мировоззренческие выводы:

а)   жизнь и разум - неотъемлемые вечные атрибуты космического бытия;

б)    развитие материи осуществляется в направлении дискретных форм жизни и разума, одним из проявлений которых является жизнь и разум на Земле;

в)    жизнь и разум на Земле есть основа для поиска их проявления в более высокой форме.

Эти мировоззренческие выводы имеют определенное значение для развития ноокосмологии, для формирования научной картины мира XXI века. Причем следует иметь в виду их не только теоретическое, но и практическое значение, так как человечество все активнее перехватывает инициативу стихийного бессознательного творчества природы, придает эволюции целенаправленный, осмысленный характер. “Взрыв” научной мысли в ХХ столетии подготовлен всем прошлым биосферы и будет иметь все возрастающее значение в преобразовании окружающего мира. Биосфера неизбежно перейдет в сферу разума (См.: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.- М., 1991.- С.40).

Формируя учение о биосфере, В.И. Вернадский показал, как область активной жизни, охватывая нижнюю часть атмосферы - гидросферу и верхнюю часть литосферы, образует целостную динамическую систему, проявляющуюся как геохимический фактор планетарного значения и масштаба. Развивая мысль об активно преобразующей роли жизни, Вернадский пришел к пониманию места разума в биосфере. Наделенный разумом человек - результат исторически длительного развития биосферы, высшее выражение ее потенции, наиболее плодотворное направление ее изменения. С появлением разума начинается творчески осознанное преобразование биосферой самое себя, подготовка предпосылок для перехода в следующую более высокую фазу развития - ноосферу.

Разрабатывая учение о ноосфере, Вернадский представил ее в виде новой, высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и функционированием человечества, которое, познавая законы природы, совершенствуя технику, оказывает все возрастающее воздействие на ход эволюции. Человечество стало мощной геологической силой не столько за счет биологического единства, сколько благодаря проявлению свойств сознания, единству в средствах сообщения и общения. Развитие сознания, совершенствование науки и техники выведет человечество за пределы Земли в Космос (См.: Вернадский В.И. Труды биогеохимической лаборатории. Вып.16.- М., 1980.- С.212-22).

Исследование реального процесса формирования ноосферы в наши дни дает возможность выделить следующие признаки сознательно определяемых волей и разумом человека перспектив развития: обострение глобальных противоречий, необходимость концентрации усилий человечества в планетарном масштабе; все ускоряющийся процесс развития науки и техники, необходимость приведения в соответствие интеллектуального потенциала человечества с духовно-нравственными основами жизни человека; кардинальные изменения во всех сферах человеческой жизни, все настойчивая потребность в сближении с природой, необходимость перехода от глубокого воздействия на нее к тонкому соприкосновению с ней.

Предвидя новый этап в развитии нашей цивилизации, Вернадский писал: “человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни, биосферу... переводит ее в новое геологическое состояние; так трудом и сознанием человека биосфера переходит в ноосферу” (См.: Проблемы биогеохимии. В.И. Вернадский.- М., 1980.- С.56).

Вывод Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, несомненно, есть выдающееся достижение научной мысли, заметный вклад в формирование мировоззрения XX века, в создание основ моделей мира XXI века.

Присоединяясь к этой оценке, следует подчеркнуть, что истинность учения о ноосфере подтверждается не только глобализацией человеческой жизни, новой революцией в области науки и техники, ускорением ритма истории, кардинальными изменениями в жизнедеятельности людей на всей планете, но и непосредственным поворотом к человеку, к его разуму и духовному миру в целом.

Как никогда ранее очевидным становится, что человечество сегодня есть основная геологообразующая сила планеты и ему необходимо брать на себя ответственность за судьбу биосферы. С позиций этого императива ученые сегодня разрабатывают теорию универсального эволюционизма. Выводы и обобщения Вернадского согласуются и со многими положениями ноокос- мологии, исследующей информационные взаимодействия и трансперсональный опыт людей.

Исследования, проводимые В.П. Казначеевым, А.И. Вейником, Л.Г. Прищепа, В.В. Щенниковым, И.М. Коганом, А.П. Дубровым, В.Н. Пушкиным и другими, позволяют рассматривать человека в системе информационных связей биосферы и созданной им культурной Среды. Такой подход позволяет ряду ученых, например В.П. Казначееву и Е.А. Спирину, включать в содержание ноосферы не только овеществленную мысль человека, но и систему био- и психополей, влияние которых простирается и на материальные объекты. Становление ноосферы, таким образом, предстает как космическое проявление универсума, где информационная взаимосвязь человека с природой выступает в качестве ведущей закономерности.

С ноокосмологических позиций, акцентирующих внимание на роли психической энергии в процессах творческой эволюции, интерес представляет взгляд на ноосферу французских мыслителей Э. Леруа и П. Тейяр де Шардена, рассматривающих ее как объективный автономный процесс. Тейяр де Шарден, в частности, считал ноосферу как “.. .действительно новый покров “мыслящий пласт”, который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней” (См.: Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М., 1987.-С.149).

В отличие от Вернадского Леруа также считает, что ноосфера “будет стремиться от биосферы, как бабочка от куколки”.

Представляется, что позиция Вернадского является более убедительной, так как не абсолютизирует сферу разума человека, не отрывает ее от материальных основ, не выносит информационные процессы за пределы души человека и бытия общества. Вместе с тем для решения задач данного исследования определенную методологическую роль имеет положение Тейяр де Шардена о том, что путем объединения науки и религии возникает “гармонизованная общность сознания, эквивалентная своего рода сверхсознанию” (См.: Тейяр де Шарден. Феномен человека. С. 199).

Не подлежит сомнению, что религия не является простой фантазией человека. В своей основе она имеет реальное содержание, связанное с проявлением Разума Вселенной. И наука, несомненно, будет включать его в свои построения, в свою картину бытия. Как бы предвидя это, Тейяр де Шарден упор делал на вызревание Сверхсознания, на переходе от ноосферы к теосфе- ре (к сфере Бога, к сфере Чистого Духа). И, может быть, он прав, что “нашей ноосфере предназначено обособленно замкнуться в себе и что не в пространственном, а в психическом направлении она найдет, не покидая Земли и не выходя за ее пределы, линию своего бегства” (Там же. С.225). Созревшее, достигшее в лоне ноосферы сознание станет покоиться в Боге - Омеге.

Подобный мотив легко обнаруживается в трудах В.С. Соловьева,

Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других русских космистов. Так П.А. Флоренский в письме к В.И. Вернадскому в 1929 году указывает на существование “в биосфере или, может быть, на биосфере, того, что можно было бы назвать пневматосферой, то есть особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или точнее круговорот духа. Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли подлежит сомнению”.

В этой особой части вещества, преобразованного человеческой мыслью, заключена психическая энергия человека. Но надо иметь в виду, что ноосфера есть не только то, что создано человеком в материальной сфере и в сфере культуры, но и самое мысль. “Со смертью человека в нем гибнет животное, а дух ускользает и высвобождается. Пережив распад своего тела, человек приобщается к сверхприродным мирам» (Мень А. История религии. Т.1.- М., 1991.- С. 127).

Вера в это является мощным стимулом развития всех сфер жизни. С движением сознания к вечной Душе сопряжен творческий процесс многих выдающихся ученых, например Вернадского (См.: Вернадский В.И. Я не могу уйти в одну науку. Из писем к Н.Е.Вернадской.- С. 117).

Реальный процесс перехода от биосферы к ноосфере протекает не где-то за пределами нашей жизни, а в ней самой. Он сопряжен с драматическим напряжением всех сил и энергий, с ожесточенной борьбой за выживание.

Смысл этой тенденции заключается во все возрастающей роли человека в жизни нашей планеты.

Появление кибернетики, синергетики, информатики и т.п. указывает на возможность перехода к модели жизнестойкого (регулируемого, устойчивого) развития: коэволюции, согласованном усилии человечества в решении экологических проблем, промышленном освоении космоса, осознании экологически допустимого предела потребления продукции биосферы и т.п.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.