|
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9 страницаТворчески развивая учение о ноосфере, ноокосмология указывает на то, что во Вселенной везде за универсальным эволюционным процессом просматриваются признаки, характерные для творческой деятельности самого человека. Следовательно, ноокосмология вводит в картину мира разум так же, как биосферно-ноосферная концепция - жизнь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философско-ноокосмологический анализ духовного потенциала человечества позволяет рассматривать его в качестве одного из компонентов единой системы универсального космического творчества, осуществляемого Разумом Вселенной. Поток творческой энергии, производя сборку систем неорганической и органической природы, усложняя их, выдвигает на передний план глобальной эволюции сознательную деятельность разумных существ, ядром которой выступает духовный потенциал, являющийся мерой принадлежности к разумным силам космоса, воплощающий в себе идеалы гармонии природы и человека, цели добра, красоты и истины в отношениях разумных существ между собой и веры в наличие высших по отношению к ним Разумных Сил Мироздания. Исходной точкой духовного возрастания людей являются мифология, искусство, религия, философия, наука, в лоне которых происходит процесс формирования духовного потенциала человечества, складываются сначала смутные представления о гармонии мира с человеком, его органической, телесной и духовной взаимосвязи с природой, раскрываются способности непосредственной реализации психической энергии, возможности с ее помощью осуществлять тончайшие преобразования в вещах, процессах, организмах растений и животных, в образе жизни и поведении людей. Последующее развитие духовного потенциала человечества сопровождается усилением ощущения одушевленности природы, подсознательного чувства телесного и духовного родства людей с ней. В яркой форме это проявляется в природных религиях, в политеистических верованиях, в восприятии процессов природы в виде выражения разнонаправленных разумных сил (духов, богов), не связанных единой волей. Духовный потенциал человечества при этом существует в виде отдельных очагов пламени, рассредоточенных по враждующим между собой родам и племенам. Преодоление родоплеменных антагонизмов, слияние очагов духовности в более обширные национальные образования наступает с появлением монотеизма, с развитием чувства наличия в мире единого Высшего Разума и Воли. Бессознательная интуиция, природное чувство, монотеистические верования, фиксируя мысль на идее единого Бога, придают духовному процессу резкое ускорение. Сегодня общепризнанным является факт определяющего воздействия на всю западную цивилизацию христианства, ставшего катализатором общественного прогресса. В то же время начинает осознаваться то, что отход от идеи Высшей Разумной силы Вселенной, как в прошлом, так и сегодня, снижает духовно-нравственный потенциал, а в ряде случаев ведет к разрушению социальной системы. Богатый материал в этом отношении представлен в Библии и других Священных Писаниях. С помощью озарений, интуиции и других способов Высший Разум сообщает через своих посредников (пророков, апостолов и т.п.), а в отдельных случаях и путем непосредственного боговоплощения (Иисус Христос) знания о себе и требования к людям, соблюдение которых обеспечивает гармонию с природой, творческий характер деятельности по ее преобразованию, гуманистические отношения людей между собой, любовь к Богу. Идея Высшего Разума, таким образом, выступает центром, вокруг которого формируется культура, складывается любая цивилизация. Знания о Высшем Разуме выступают фундаментом сложной системы вертикальных и горизонтальных жестко упорядоченных ритуально-социальных отношений между людьми. Для поддержания этих отношений на требуемом Высшим Разумом гуманистическом уровне люди с помощью огромных интеллектуальных и физических усилий строят священные объекты, заряженные божественной энергией, часть которой в ходе духовной практики перетекает в социальные структуры, придавая им соответствующий природе человека характер. Каждый новый человек с момента своего рождения, попадает в своеобразное информационное поле, выполняющее по отношению к его душе те же функции, которые природа выполняет в отношении его тела, т.е. питает ее, дает возможности к развитию. В свою очередь, развивающаяся душа отдельного человека увеличивает потенциальную энергию общества, расширяет разумное пространство человечества, усиливает его духовные возможности. Понятие «разумное пространство» характеризует внешнюю сторону духовного потенциала человечества, включающую в свое содержание основные и неосновные, главные и второстепенные сведения о мире. Внутренняя сторона духовного потенциала человечества является своеобразным коконом, в котором формируются ориентированные на Высший Разум люди. Одной из форм внутренней стороны духовного потенциала является миф, представляющий собой мироощущение людей на заре их истории. Видный исследователь мифа русский философ А.Ф. Лосев совершенно верно считает, что “Мифическая действительность есть подлинная, реальная действительность, не метафорическая, не иносказательная, но совершенно самостоятельная, доподлинная, которую нужно понимать так, как она есть, совершенно наивно и буквально. Никакой аллегоризм тут не поможет” (Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Из ранних произведений.- М., 1990.- С.426). Материал данного исследования полностью подтверждает утверждение А.Ф. Лосева. Если исходить из того, что миф является внутренней стороной духовного потенциала, ядром разумного пространства человечества в детский период его развития, когда оно подобно ребенку буквально впитывало в себя все жизненно важные сведения об окружающем мире, то не удивительно, что основная часть этих сведений отражает самое главное, а именно, процесс создания мира и его природных и культурных элементов разумными силами Космоса, которые запечатлены в преданиях, или сказаниях о духах, богах, первопредках, героях. Накопленная в мифах духовная энергия была реализована и развита в последующем в искусстве, вероучениях, устно - поэтическом творчестве, философии, словесности, письменности, существенно расширивших внутренний и внешний аспекты духовного потенциала человечества. В отличии от мифов, формирующих модель мира по законам видения, в них вступают в силу уже и законы логики. Подвижное образное состояние разумного пространства уплотняется, наполняется новым смыслом. Вместе с тем первичное представление о начальном бесформенном состоянии Вселенной, о векторе эволюции в сторону большей упорядоченности, усложнении и более гармоничном устройстве мира, о периодической гибели и новом рождении космоса, о мире физическом и духовном и т.п. в видоизмененной форме сохраняют свое значение и сегодня. Они удивительным образом согласуются с теми “безумными” идеями современного естествознания, которые начинают составлять основное содержание информационного пространства человечества конца XX начала XXI века. У многих выдающихся ученых познание мира ныне не ограничивается желанием провести расчет, измерить и осмыслить физическую реальность, а есть и глубинная, внутренняя потребность постижения ее сущности, в создании объемной многомерной модели, раскрывающей мир в информационно-духовной стороны, то есть со стороны его смысла, его души (Логоса). Развитие современной науки приближается к рубежу, с которого, по- видимому, начнется осознание и заряда духовности, заложенного Высшим Разумом в монотеистические вероучения. Сегодня, по крайней мере, очевидным становится невозможность рационального объяснения истории человечества без учета материала, содержащегося в иудаизме, буддизме, христианстве и исламе. Наиболее значительные события человеческой истории связаны с непосредственным воплощением Разума Вселенной в человека. Речь идет о появлении Бога на Земле в образе Будды и о боговоплощении в облике Иисуса Христа. Человеческий разум не в состоянии воспринять это как факт, как знание об исторических персонажах, оставивших о своей деятельности в памяти человечества массу неизгладимых свидетельств и впечатлений. Поэтому их деяния, физический облик, знания, мудрость и т.п. стали эталоном жизнедеятельности миллионов верующих людей, идеалом, которого человечество не достигло до сих пор. Выдающийся немецкий философ К. Ясперс обратил внимание на так называемую “ось мирового времени”, эпоху, с которой начинается осознание человеком своей органической взаимосвязи с Духом мира, активно проявившим себя в VII-VI веках до н.э. На огромном пространстве от Индии и Китая до Египта и Италии произошли духовные процессы, выразившиеся в рассеянии евреев, в бурном развитии искусства, философии, образовании активных зон цивилизации. “Спящий разум” человека разбудил в конце VII века до н.э. Будда, говоривший о своих знаниях так: “...Многое Я знаю, но не многое открываю вам потому, что мои знания пока бесполезны для вас, ибо не ведут к просветлению, нирване, мудрости. А что же тогда объясняется Мною? Существует дуккха - это Я объясняю. Существует причина дуккхи - это Я объясняю. Существует прекращение дуккхи - это Я объясняю. Существует путь к прекращению дуккхи - это Я объясняю”. Иными словами, то немногое, что открыл людям Будда - Бог, впервые принявший облик смертного человека, заключается в наполнении духовного потенциала человечества новым смыслом. Краеугольными его элементами Будда объявил четыре благородные истины: 1) разумная жизнь человека всегда сопряжена со страданием (дуккха); 2) причина страданий и неудовлетворенности бытием - плотские желания, страх перед временем; 3) избавление от желаний и страха смерти ведет к состоянию нирваны (упокоенного бытия); 4) есть путь, ведущий к нирване, просветлению, Высшему Разуму. Он включает в свое содержание такие праведные элементы, как воззрение, стремление, речь, действие, жизнь, усилие, созерцание и самопогружение. На протяжении веков учение Будды оказывало и сегодня оказывает мощное воздействие на духовный потенциал сотен миллионов людей, формирует их представление о духовном мире Вселенной. Согласно буддийской теории Вселенная состоит из трех сфер (верхней, средней и нижней). Верхняя сфера - это мир Божественный, область Абсолютной духовности, обитель чистого идеального начала, где нет никаких форм. Верхняя сфера является космическим телом Высшего Разума, его чистым бытием. Средняя сфера - мир божеств различных рангов и различной степени могущества и духовности. Здесь же располагается и особая категория разумных существ (полубогов, полулюдей), как добрых, так и злых. Нижняя сфера охватывает круг земного бытия, где все проходит через сансару (перерождение личности или души), где все живое родственно между собой, где существует органическая взаимосвязь и переходы между формами. В работе обращается внимание на принципиальное сходство космологии буддизма с космологией других развитых вероучений. Главное, что их объединяет, заключается в признании наличия духовного мира Вселенной, элементом которого выступает выпестованный Разумом мира духовный потенциал человечества. В нем содержится самое главное, а именно, принципы самосовершенствования, с помощью которых человек продвигается навстречу Богу. Важным рубежом на этом пути стало второе явление Бога в образе человека Иисуса Христа. В Евангелии говорится, что Он пришел, чтобы “...Упразднив вражду Плотию Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир” (Еф., 2.15.). Здесь, как видим, сформулирована цель христианского вероучения: создание нового человека и гармоничное устройство с его помощью окружающего мира. Христианство, как и другие религии, создало материальное орудие достижения цели, которым является церковь. Мистическое тело Христово есть Церковь, в разумном пространстве которой учение Христа преобразует человека, формирует новую личность. “...Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5.17). Высший Разум ориентирует человека на развитие самого главного в нем, того, что является орудием преобразования мира и собственного совершенствования, то есть ума. “... И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего” (Рим.12.2). Ум, разум человека прокладывает путь в лабиринте мира сего для того, чтобы пробиться к свету Разума Вселенной. В работе обосновывается положение о том, что в христианстве, как и в других вероучениях, содержится информационная матрица, в лоне которой совершается развитие человечество. На определенных этапах истории Высший Разум богодухновенным актом оплодотворяет культуру тех или иных народов, формируя, таким образом, информационное пространство для дальнейшего развития людей. По определению папы Льва XIII “Богодухновен- ность есть сверхприродное действие, посредством которого Дух Святой побуждал и подвязал священных писателей и содействовал им во время писания таким образом, что они осознавали, стремились точно передавать и выражали с безошибочной верностью все то, и только то, что Бог повелевал им писать” (Библия, Брюссель, “Жизнь с Богом”.- 1983.- С.5). С ноокосмологических позиций богодухновнность интерпретируется как способность отдельных высокодуховных людей воспринимать фокусированную мысль Высшего Разума. Являясь сутью, смыслом мира Он созидает его, творит разумные существа с помощью энергии, которая имеет две стороны - физическую, являющуюся силой преобразования, и психическую, выступающую смыслом совершенствования всего сущего. Физическая энергия проявляется во всех вещественно-полевых процессах в виде меры движения, способности производить работу, свойства материи. Если бы во Вселенной не было психической энергии, то физическая энергия функционировала бы в виде слепой силы, не способной к созиданию. Мир был бы погружен в хаос. Однако мы этого не наблюдаем. Благодаря психической энергии в неорганическом мире имеет место порядок и гармония, а в органическом - вектор динамичного усовершенствования. По мере усложнения материи наблюдается концентрация психической энергии. С возникновением центральной нервной системы человека, его головного мозга разумная энергия фокусируется на объектах, преобразование которых в своей совокупности составляет искусственную природу, или культуру человечества. Человек в своем творчестве стремится искусственное приблизить к естественному, создаваемому Высшим Разумом по законам, которые человеку пока не доступны, но о которых он уже догадывается. В частности, предположение о существовании разумной материи не только не противоречит ни физическим, ни эволюционным законам, но напротив является достаточно прочным основанием для объяснения возникновения жизни и разума на нашей планете. В данной книге показано, что жизнь и разум не являются производными от косного вещества, что они выступают теми элементами мироздания, благодаря которым оно гармонично развивается, меняя свои формы. Делая акцент на исследовании свойств разумной энергии, мысли и разума человека, его духовного потенциала материал работы тем самым создает ноокосмоло- гические предпосылки корректировки представления об эволюции человечества, наполняет его историю смыслом, связанным с жизнью и разумом Вселенной. Таким образом, итогом исследования духовного человеческого потенциала Разума Вселенной является его модель, процедуры, связанные с ее формированием, а также различной степени общности следующие утверждения. Качественные сдвиги во всех сферах человеческой жизнедеятельности находят отражение в различных областях культуры, обуславливают появление новых направлений исследования человека. Одним из них является но- окосмология, обращенная к изучению наиболее глубоких оснований человеческого бытия. Как в жизни отдельного человека, так и в истории человеческой цивилизации имеют место события, не находящие ответа в науке, но оказывающие огромное воздействие на судьбы отдельных людей и на ход человеческой истории в целом. Примером может быть событие, связанное с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. Несмотря на его “неопределенность” в науке оно сыграло и продолжает играть колоссальную роль в жизни нашей цивилизации. На протяжении вот уже почти двух тысяч лет христианство выступает духовнонравственным ориентиром совершенствования человечества, его восхождения к вершинам Вселенского Разума. Становление духовного потенциала человечества, его движения навстречу с творческим началом всего сущего было определено в качестве объективно-предметной основы данного исследования. В основу работы была положена концептуальная идея о том, что рассмотрение человечества в качестве элемента более обширной системы - Разума Вселенной потребует использования особого рода средств, методологический арсенал которых состоит в их неопределенности, одновременной обращенности к общепризнанным знаниям, и к тому духовному опыту человечества, который не входит в содержание позитивной науки. Объектно-предметная основа и концепция исследования обусловили в качестве исходных теоретико-методологических предпосылок анализа положения философии о человеке, его месте, роли и предназначении во Вселенной; идеи русского космизма о космической сущности человека и необходимости его непосредственного участия в глобальном эволюционном процессе; выводы ноокосмологии о возможностях и резервах человеческого организма и психики. Рассмотрение духовного потенциала человечества в его соотношении с более обширной вселенской системой осуществлялось с учетом оригинальных взглядов, сформулированных в различных областях науки. Исходя из специфики объекта и предмета исследования, авторами рассмотрены смысловые значения понятия “Разум Вселенной”. Под Разумом Вселенной можно понимать: а) то существо, которое в религиозном сознании запечатлено как Творец всего сущего, образом и подобием которого является человек; б) тот, удаленный от нынешнего состояния сознания идеал, к которому человечество устремлено и частью которого в будущем несомненно станет, то есть превратится в фактор космического масштаба; в) ту волну жизни и разума, которая на определенном этапе развития Вселенной проявилась на биопланете Земля и, несомненно, в других точках мироздания и которая со временем объединится в единую вселенскую цивилизацию, так же как соединились разрозненные племена и народы Земли в общепланетарное сообщество; г) то метафизическое понятие, которое позволяет нам, говоря “природа творит”, подспудно подразумевать под этим идентичный духовному процессу, протекаемому в голове человека, процесс организации и самоорганизации в окружающем мире; д) все выше сформулированные значения могут оказаться аспектами того неопределенного, неуловимого состояния мира и человека, которое и является Разумом Вселенной. Анализ ряда работ русских и зарубежных философов по раскрытию духовного потенциала человека, позволил сделать вывод о том, что духовный человеческий потенциал объективно существует как целостное относительно самостоятельное явление. Его исследование не может ограничиваться признанием такого рода уникальности, при котором он не может рассматриваться в сопоставлении с чем-то более обширным. Если все является элементом чего-то, то почему таким элементом не может быть духовный человеческий потенциал? По крайней мере, в обширном поле человеческого сознания на этот вопрос имеется положительный и утвердительный ответ, отражающийся не только в мифологии, религии, философии, искусстве, но и в науке. Идея высшего разумного начала мироздания проходит через всю историю человеческой цивилизации и находит отражение во всех сферах духовной культуры. С ее осмыслением связана постановка и решение проблемы развития духовного человеческого потенциала в направлении достижения космических масштабов преобразующей творческой деятельности. В процессе решения этой проблемы были выделены и обоснованы основные смысловые значения понятий “Высший Разум”, а также сформирован ноокосмологи- ческий подход, в рамках которого были определены основные направления эволюции человеческого духовного потенциала на нынешнем этапе развития нашей цивилизации. Применение ноокосмологического подхода позволило сделать вывод, что на сегодняшний день существует многовариантная возможность совершенствования человека, реализация его скрытого потенциала. Наиболее перспективным направлениям следует отнести: создание искусственного интеллекта; формирование коллективного интеллекта земной цивилизации; раскрепощение духовного потенциала, полная реализация природных ресурсов отдельного человека; контакт и взаимодействие с внеземным разумом, результативного использования полученного от него знания. Книга 2 Истоки зарождения новой философии - философии космического сознания В данной книге объектом исследования является человек как космическая сущность, его непознанные интеллектуальные возможности и духовно-нравственные резервы. Предметом изучения выступает осмысленное, непосредственное двустороннее взаимодействие сознания человека с разумом Космоса. Одной из основных задач является анализ существующих взглядов на проблему общения человека с Духовными Сущностями Вселенной и разработка на этой базе целостной концепции человека как ноосферной составляющей космического сознания, вписанного в процесс развития Универсума. Поставленная цель достигалась последовательным рассмотрением следующих основных вопросов: - рассмотрением философии как науки о человеке; - раскрытием смысла и содержания русского космизма и учения о ноосфере; - уточнением понятий Высший Разум, человек, ноокосмология, ноо- физика; -анализом опыта осмысленного общения человека со вселенским разумным началом при решении теоретических и практических задач. В работе использовались идеи, взгляды, представления различных вероучений, мифологических, образно-метафорических и научных моделей мира и человека, философские выводы и обобщения, подходы к творчеству и свободе в искусстве, последние достижения различных сфер науки в области исследования феномена информационного обмена человека со Вселенной. Исходные мировоззренческие положения и методологические принципы данного труда сформулированы на основе ноокосмологической концепции, разработанной в Институте проблем естествознания Российской Академии естественных наук. При изложении материала широко использовались идеи Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, А.К. Горского, В.Ф. Купревича, О. Д. Куракиной, А.Ф. Лосева, А.К. Манеева, В.Н. Муравьева, Ю.Г. Савина, А.К. Савченко, В.С. Соловьева, А.И. Суптели, А.В. Сухово-Кобылина, Л.Н. Толстого, Н.А. Умова, П.Д. Успенского, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.С. Хомякова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, и др. В В Е Д Е Н И Е Уровень развития современной науки позволяет выдвигать невиданные ранее проекты и дерзкие идеи, к числу которых можно отнести изучение явления информационного контакта человека с одухотворенной средой Космоса, поиск методов объективного научного анализа таких контактов, а также изучение возможности их использования в теоретических разработках и практической деятельности людей. На протяжении столетий представители вероучений, ученые и философы, естествоиспытатели и политические деятели, писатели, поэты и художники постоянно обращались к осмыслению положения и роли человека во Вселенной, анализу возможностей вскрытия его духовных, интеллектуальных и психических ресурсов, изучению путей установления осознанного двустороннего духовного контакта с сущностями, «населяющими» мир Высшей истины, откровений, вдохновений, нравственной чистоты, вселенской любви и зрелости. Нынешний этап исторического развития человечества отмечен новыми попытками осмысления процесса взаимодействия людей с разумной сферой мироздания. Это зачастую сопровождается переоценкой собственных взглядов и системы ценностей и выражается в ощущении помимо земной иных форм бытия, в поисках истинной духовной гармонии, в возникновении чувства повышенной ответственности за судьбы мира и человеческой цивилизации в частности. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость философского анализа упомянутых проблем, являются: - во-первых, формирование концептуального ноокосмологического подхода к анализу информационного взаимодействия человека с разумной духовной средой мирового пространства, что в значительной степени облегчает понимание его природы, истории, структуры и механизмов; - во-вторых, создание и практическое использование методов раскрытия и совершенствования духовно-нравственных, интеллектуальных и физических способностей людей, основанных на общении с Космическими сущностями; - в-третьих, уточнение научной картины мира, включение в ее содержание человека во всей совокупности связей с тонкими структурами мироздания, которые обеспечивают прием и передачу информации без всякого обычного чувственного контакта между источником информации и воспринимающим субъектом, то есть перевод познавательного процесса с рационального, логического субъект-объектного отношения на интуитивное субъ- ект-субъектное взаимодействие; - в-четвертых, необходимость формирования системы космического миропонимания, базирующейся на принципах космического сознания и всеединства. Кроме того, следует отметить, что на сегодня философские проблемы ноокосмологии, несмотря на все увеличивающееся количество литературы, остаются слабо разработанными. Это объясняется сравнительно поздней отменой идеологических ограничений и узким кругом ученых, способных полно и квалифицированно исследовать проблемы космизма. Только в конце 80-х - начале 90-х годов в нашей стране проявился активный интерес к проблемам энергоинформационного взаимодействия в природе, включая осознанные контакты человека с одухотворенными сущностями космического Универсума. За короткий срок издано немало монографий, отдельных публикаций, статей, в которых отражены некоторые аспекты функционирования человека как космического, многопланового существа, сочетающего в себе качества вещественного и духовного миров. Наиболее глубокими являются исследования, выполненные Ю.Г. Савиным, А.И. Суптелей, М.Е. Мишкиной, О.Д. Куракиной, А.К. Савченко, И.Б. Петровым, и др. Эти современные российские ученые ближе всех оказались к истинному пониманию тайн бытия и Высшего Сознания, которые открылись в ходе осознанного общения людей с высшими Духовными Сущностями Космоса. Через нравственное очищение и духовное возрастание им удалось получать непосредственно в мозг ценную информацию научного, общегуманного, политического и иного содержания. Открытие российских ученых положило начало эпохе осознания доминирования тонких невещественных форм материи в жизнедеятельности человека и в функционировании Космоса. Наконец-то люди получили возможность заглянуть в истоки Мироздания, уяснить смысл и цель своей жизни, понять целесообразность процессов перевоплощений, предназначение, место и роль человечества в глобальном эволюционном процессе. Следует констатировать, что целенаправленные исследования проблем информационного обмена человека с внешней средой Земли и Космосом предпринимаются также зарубежными учеными. Наиболее известными являются работы таких авторов как Р.Г. Джан, Дж. Тейлор, Дж. Райн, А. Костлер, Х. Бергер, Н. Маршелл, Г. Вассерман, Х. Доббс, Х. Прайс и др. Однако, в трудах указанных авторов не ставилась задача философского анализа человека как космического существа, взаимодействующего с разумом иного порядка, что с неизбежностью обусловило утрату целостности при концептуальном исследовании проблем миропонимания. В отечественной литературе проблема общения человека с сущностями Духовного Космоса исследовалась, главным образом, в лоне Института проблем естествознания Российской Академии естественных наук. За пределами этой организации отдельные аспекты данной проблемы, как правило, находят лишь фрагментарное отражение и имеют по преимуществу популярно-публицистический характер. Конечно, в их ряду есть и весьма солидные работы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Это труды В.П. Казначеева, И.М. Когана, А.П. Дуброва, В.Н. Пушкина, А.В. Мартынова, Л.Г. Прищепы, В.В. Щенникова и др. Вместе с тем, авторы не упускали из внимания труды выдающихся мыслителей, которые первыми обратили внимание на наличие и активную творческую роль невещественных форм тонкой материи. Это Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Гегель, Бергсон, Тейяр-де-Шарден и др. Исходя из состояния научной разработанности проблемы информационного обмена человека с духовной средой Космоса, теоретических и практических потребностей ее исследования, а, также, учитывая актуальность рассматриваемой темы, учеными ставилась цель - осуществить анализ существующих взглядов на проблему общения человека с Духовными Сущностями Вселенной и разработать на этой базе целостную концепцию человека как космического существа, которому уготована важная регулирующая роль в универсальном эволюционном процессе. Поставленная цель достигалась последовательным решением следующих основных задач: - исследования философских воззрений на человека, его внутренний мир, устремления, ценностные установки и ориентиры; - раскрытие тенденций развития и механизмов разрешения противоречия между интеллектуальными достижениями современной промышленноиндустриальной цивилизации и катастрофическим отставанием, а в ряде случаев и прямой деградацией духовного и нравственного состояния человечества; - анализ истоков зарождения, сложностей и перспектив развития философии космических форм сознания - философии ноокосмологии, которая превращается в наиболее полную концепцию человека в единстве его тонких невещественных связей с духовной реальностью мироздания; - уточнение ключевых понятий ноокосмологии, отражающих природу и характер глобального эволюционного процесса, направляемого Высшим Разумом и регулируемого Высшими Духовными Сущностями Вселенной, определяющими смысл и содержание жизни человека, показывающими необходимость целенаправленного самосовершенствования;
|
|||
|