Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 страница



- анализ методов организации информационного обмена человека со Вселенной, прежде всего, осмысленных контактов с разумом невещественных форм разумного мира Космоса.

Объектом исследования выступали человек как космическая сущность, его скрытые интеллектуальные резервы и духовно-нравственный потенциал.

Предметом познания является осмысленное непосредственное, двустороннее взаимодействие сознания человека с разумом невещественных космических сущностей.

Теоретико-методологической основой исследования выступали: труды отечественных и зарубежных ученых, развивающих идеи информационного обмена человека с внешней средой Земли и Космосом, общения личности с Космическими Сущностями; ноокосмологическая концепция тонких невещественных форм материи, определяющих направленность и характер универсального эволюционного процесса, и человека как космического существа, обладающего колоссальными потенциальными способностями, которые раскрываются в процессе духовно-нравственного самосовершенствования.

Эмпирическую основу исследования составили: результаты экспериментальных работ в области тонких невещественных связей в природе; результаты обучения студентов ведущих вузов страны (МГУ, МФТИ, МАИ и др.), сотрудников научно-исследовательских институтов Российской академии наук и Академии естественных наук по программам раскрытия и совершенствования интеллектуальных способностей людей; информация, полученная путем ввода людей в энергоинформационные каналы Космоса. Использовались также материалы конференций, проводимых по проблемам энергоинформатики, биоэнергетики, нетрадиционных форм лечения и методов диагностики.

Научная новизна выполненных исследований заключалась в:

- выявлении и использовании в анализе исторических фактов, различных источников и документов, отражающих как реальный процесс взаимодействия человека с разумной средой Мироздания, так и философские воззрения на данный аспект человеческого бытия;

- уточнении понятий "Высшие Духовные Силы", "Высший Разум", "ноокосмология", "ноофизика", определении понятия "человек как космическая сущность" и конкретизации содержания сущностных сил человека, раскрывающихся в ходе самосовершенствования;

- разработке системы факторов, детерминирующих процесс информационного обмена человека с внешней средой Земли и Космосом;

- выяснении необходимых предпосылок и условий эффективного двустороннего контакта высокодуховных людей с Космическими Иерархиями;

- формировании концептуальных основ механизма реализации духовного потенциала человека как субъекта космических процессов;

- рассмотрении природы глобального эволюционного процесса, определении места и роли человека во Вселенной;

- раскрытии смысла, цели человеческой жизни, выявлении роли таких аспектов духовного мира, как вера, знание, совесть, любовь и т.д.

Основные направления исследований:

1. Информационный обмен человека с внешней средой Земли и Космосом, результатом которого является усиление функциональной и организационной роли и влияния человека на глобальный эволюционный процесс через самосовершенствование человека, развертывание его потенциальных возможностей.

2. Общение человека с Космическими сущностями как необходимая предпосылка, основное условие самосовершенствования личности, как важнейший аспект основного закона Мироздания - развитие всех его структурных элементов, становление ценностей более высокого порядка.

3. Тенденции и противоречия становления новой научной парадигмы

- мировоззренческой концепции ноокосмологии, являющейся дальнейшим развитием наиболее плодотворных философских идей научной философии, русского космизма и учения о ноосфере. Ноокосмология как синтез идей и обобщений мифологии, религии, искусства, философии и науки, отражающих тонкие невещественные связи человека с духовной реальностью мироздания.

4. Обобщенная характеристика человека как существа, принадлежащего видимому энерго-вещественному миру и непроявленному миру невещественных форм материи: взаимосвязь тела и души, жизни и смерти; добра и зла; веры и знания; любви и ненависти; философии и религии; собственного "Я" и Высшего Разума.

Теоретические положения, обобщения, определения и выводы могут служить необходимым материалом для формирования мировоззрения XXI века, который станет эрой осознания места и роли человека в иерархии разумных существ, эпохой всеобщего духовно-нравственного развития человечества, усиления его связи с Духовными Силами Космоса.

2.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВОЗЗРЕНИЙ, КОНЦЕПЦИЙ, ГИПОТЕЗ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ НАУКИ, ЧЕЛОВЕКА И РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

2.1.1. Философия как наука о человеке

Последние достижения в области ноокосмологии заставляют по-новому взглянуть на философские, религиозные и мифологические модели человека, в которых он представлен как органический элемент мироздания, как связующее звено между физической видимой Вселенной и невидимым духовным миром.

Исследование проблем информационного обмена человека с внешней средой Земли и Космосом убеждает в истинности представлений, согласно которым человек принимает активное участие в процессах космического масштаба. Поэтому антропологические идеи мифологии, религии и философии имеют большое методологическое значение в становлении и развитии междисциплинарного комплексного направления научного поиска - ноокос- мологии, претендующей стать наиболее полной и всесторонней современной концепцией человека.

Изучение информационных процессов смещает центр внимания ученых на проблему человека. В нем они видят разгадку многих тайн природы и общества. Сегодня на передний план научных исследований выдвигаются вечные философские вопросы: кто мы, откуда возникли, какое место занимаем в мироздании, какова наша роль в эволюции Космоса.

Несмотря на то, что на вооружении современной науки находятся сложнейшие методы и многовековой опыт истории, ответы на эти вопросы по-прежнему пока не найдены.

Мыслители практически всех времен обращали внимание на великую тайну человека, глубина и масштабы человеческого духа неизменно сопоставлялись с бесконечными просторами Вселенной.

Мысль об органической нерасторжимой взаимосвязи человека и Вселенной является исходной и в процессе разработки мировоззренческих аспектов ноокосмологии. С вводом людей в энергоинформационные каналы Космоса человек предстает как один из центральных элементов Мироздания, как активный участник глобальных вселенских процессов, как творческий орган космического Разума.

Грандиозная панорама человеческой сущности раскрывается по двум направлениям. Первое связано с религиозным, философским и художественным творчеством. Для понимания человеческой природы оно дает гораздо больше, чем ортодоксальная наука. В священных писаниях буддизма - Три- питаке, иудаизма - Торе, ислама - Коране, христианства -Библии и т.д. человек представлен как божественное существо, способное в своем духовном развитии подниматься до взаимодействия с Высшими Существами Вселенной.

У великих художников и мыслителей - Бл. Августина, Я. Беме, У. Шекспира, Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Шелера, В. Вернадского и т.д. - человек раскрывается как уникальное, изумительное существо, самое поразительное творение Высшего Разума, природы и истории, перспективы которого совпадают с бесконечно усложняющимся миром.

Второе направление видит в человеке продукт эволюции животного мира, результат социального развития. В соответствии с этим подходом человек есть субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее речью, мышлением и сознанием.

Этот взгляд на человека упускает из вида самое главное, самое суще - ственное, а именно - целостность личности, ее слитность с космическими ритмами Мироздания.

С накоплением фактов психофизических взаимодействий человека с объектами живой и неживой природы все более очевидной становится несостоятельность абсолютизации науки, безграничной веры в силу рационального познания в ущерб интуитивным, мифологическим, религиозным, философским и искусствоведческим представлениям о человеке.

Развитие ноокосмологии как теоретически, так и экспериментально убеждает в том, что человек является естественной частью всего Космоса. Общение с Высокими Иерархиями коренным образом меняет взгляд на человека, его место и роль в мире. Он начинает осознавать свою связь не только с природой и обществом, но и с Высшим Разумом, что позволяет фиксировать новый образ человека, вырабатывать современный идеал личности, ее ноо- космологическую модель, которая постепенно вплетается в плоть и ткань современной культуры, так же, как зарождающаяся ноокосмология впитывает в себя наиболее ценные антропологические идеи, накопленные человечеством.

Непосредственное внедрение методов ноокосмологии в процессы обучения, развития творческих способностей, оздоровления и т.д. позволяет говорить о том, что идеалом развития цивилизации в XXI веке станет теоретическое и практическое человековедение.

Ноокосмология как комплексная система знаний о человеке, его психофизических возможностях и резервах, раскрывающихся в ходе взаимодействия людей с высшими разумными силами Космоса, складывается на базе идей, накопленных человеческой культурой, и информации, полученной в процессе непосредственного общения с Космическими сущностями.

Развитие ноокосмологии настоятельно требует формирования теоретического ядра единой системы знаний о человеке. В нынешнем веке оно может стать центром, вокруг которого начнут объединяться все пласты человеческой культуры, преодолевая барьеры и преграды, разделяющие их между собой.

Философии в данном процессе принадлежит важная роль. Она определяется тем, что любовь к мудрости является интегралом представлений о человеке, синтезатором того, что достигнуто в науке, религии, искусстве и других направлениях человеческой культуры.

Ретроспективный взгляд на историю философии обнаруживает в ее содержании огромное количество идей, ставших сегодня чрезвычайно актуальными в связи с появлением ноокосмологии. И это закономерно. Ведь основное магистральное направление развития культуры связано с признанием высшего духовного начала Вселенной.

Исходя из этого, ноокосмология научно обосновывает концепцию существования космического суперразума, соединяющего в себе все сущее во Вселенной, в том числе и на Земле. Сердцевиной ноокосмологических построений является идея контакта человека с Космическим разумом. Усилиями российских ученых она воплощена в реальное общение с Духовными Сущностями Вселенной. Таким образом, ноокосмология не только теоретически, но и практически соединяется с ведущей линией человеческой культуры, в основании которой лежит понимание человека как носителя особых способов взаимодействия с различными разумными существами.

Человек - главный предмет настоящей работы, большая часть которой посвящена проблемам информационного обмена людей с внешней разумной средой Земли и Космоса.

Факты взаимодействия человека с духовными сущностями Вселенной существовали в истории цивилизации всегда.

Изучая их, мы можем не только строить настоящее, но и прогнозировать будущее. Убеждение, из которого исходит автор, сегодня достаточно распространено и весьма четко сформулировано в комментариях к учению о ноосфере академиком Н.Н. Моисеевым. "Для того, чтобы увидеть контуры будущего, надо познать свое прошлое. Вот почему наша стратегия будущего развития должна быть тесно связана с пониманием места человека в едином процессе развития материального мира" (Моисеев Н.Н. Оправдание единства (комментарии к учению о ноосфере). Вопросы философии. 1988. N 4. C.23).

Действительно, чтобы представить тенденции развития цивилизации, ее место и роль в универсальном эволюционном процессе, необходимо понять человека как носителя особых способов взаимодействия во Вселенной. А это предполагает выяснение сущности психики, ее возможностей, аналогов психизма в природе, признаков и механизмов проявления интеллекта в Космосе.

В данной работе на большом естественно-историческом материале показано, что идея высшего Разумного начала Мироздания, возникшая в четкой форме несколько тысячелетий назад, стала приобретать ясные научные очертания в последние несколько десятилетий и составляет оригинальное достижение наиболее передовой отрасли знания - ноокосмологии.

2.1.1.1. Человек как носитель особых способов взаимодействия со Вселенной.

Человек на протяжении тысячелетий испытал огромное количество способов, приемов, процедур, методов познания. Они сегодня представляют собой весьма эффективную систему сознательного контроля, регулирования деятельности по формированию и развитию научного знания о физическом мире. С помощью эмпирических и теоретических методов исследования создана величественная, поражающая воображение картина Мироздания. Однако Вселенная в ныне господствующей научной картине мира больше напоминает механизм, в лучшем случае ЭВМ, в то время как она на самом деле есть живой, развивающийся организм, созданный Высшим Разумом.

Целостная системная модель Мироздания, включающая в свое содержание не только видимый физический мир, но и невидимый духовный мир, уходит своими корнями в мифологическое сознание наших далеких предков, которые изначально представляли природу как равную самим себе систему. Хорошо известна нерасчлененность первобытного мышления, выражавшаяся в том, что человек полностью растворял себя в природе, воспринимал происходящие в ней события по аналогии с собственными целенаправленными действиями. Этот факт единодушно отмечается антропологами, психологами, специалистами по истории языка и культуры, путешественниками. Все исследователи мифологии относят к числу ее наиболее устойчивых признаков четко выраженный антропоморфизм /287/, т.е. наличие таких человекоподобных качеств в природе, как разум.

Люди давно пришли к пониманию того, что природа в своих основаниях причастна Разуму. На всем и во всем видели они его печать. И прежде всего поражались проявлению разума в самих себе. С помощью собственного разума они всегда стремились войти в контакт с тем, кто их создал. И попытки эти были небезуспешны.

История нашей цивилизации дает множество примеров, показывающих, как в ходе общения с Высшим Разумом люди получали информацию, меняющую образ жизни населения целых регионов и континентов. Этот факт отражен в искусстве, религии и философии.

В выдающихся произведениях искусства содержится знание мира как целостного бытия. Чем больше и глубже творческий поток, тем ярче "схватывается" в медитативной концентрации художника единство мира и человека. Он и сам ощущает себя частицей необозримого разумного космоса, трансформатором и проводником неких идей и чувств, которые принадлежат не только ему. Он как бы выступает усилителем и шлифовщиком приходящих извне слабых и неограненных идей и образов.

Раскрывая специфику художественного творчества, выдающийся русский космист В. Соловьев писал: "Все сколько-нибудь знакомые с процессом художественного творчества знают, что художественные идеи и образы не суть сложные продукты наблюдения и рефлексии, а являются умственному взору разом в своей внутренней целостности (художник видит их как это прямо утверждали про себя Гете и Гофман) и дальнейшая художественная работа сводится только к их развитию и воплощению в материальных подробностях... Если таким образом предметом художества не может быть ни частное явление, воспринимаемое во внешнем опыте, ни общее понятие, производимое рассудочной рефлексией, то этим может быть только сущая идея, открывающаяся умственному созерцанию" (Соловьев Вл. Учения о Бо- гочеловечестве. Т.Ш. СПб, 1913. С.65,68).

Искусству доступно не только визуальное, лежащее на поверхности, но и невидимое, духовное. Скульптурно-архитектурный ансамбль, музыка, живопись, книги выражают мировоззрение мастера, степень его близости к Творцу, способность увидеть в структуре вещий замысел Высшего Разума.

Ноокосмологические исследования свидетельствуют об органическом единстве слов, форм, цвета, звуков и света. Установлена связь эстетического феномена с формой "золотого сечения", обнаружено тождество между организацией кристаллических структур и стихотворным размером и т. д.

Семантические и структурные взаимосвязи окружающего мира были известны еще древним. В дошедших до нас произведениях искусства запечатлено устройство мира, в котором человек не был наделенной разумом случайной вещью.

Кого бы мы ни взяли из выдающихся творцов искусства - Гомера или Микеланджело, Данте или Пушкина, Достоевского или Толстого, для них характерно "предчувствие" жизни, ее знание не по частям, не по деталям, а сразу, целиком.

Взаимосвязь творчества выдающихся художников с Высшим Разумом дает возможность зримо изобразить бесконечность человеческого "Я", раскрыть драматические поиски души, напряженность интеллектуальной жизни. Изучение творческого наследия Данте, Достоевского и Пушкина свидетельствует об их глубоком проникновении во внутренний мир, о понимании космического предназначения человека, об учете в своих произведениях многомерности его души.

В статьях, дневниках, записных книжках, романах Достоевского через комплекс религиозных и философских идей человек представлен как находящаяся в непрерывном становлении, непосредственно связанная с Богом космическая сущность. Характерно, что Достоевский, как и все гениальные художники, наиболее глубокие духовные измерения человека и окружающего его мира выражал через религиозную символику. И это глубоко закономерно, так как творчество в его истинном смысле есть процесс перевода космической информации на язык знаков, образов, символов и понятий эволюционирующего человечества.

Поэтому творчество, как духовный процесс создания нового, не может протекать вне веры в того, кто непосредственно или опосредованно приоткрывает фундаментальные тайны бытия. Хорошо по этому поводу сказал Э.И. Неизвестный: "Сам акт художественного творчества как акт духовный, направленный на разрешение непрагматических задач, есть акт действия в вере. Без веры творчество невозможно. Без веры не может быть вообще никакого творчества. Речь здесь не идет о смысле и символе веры. Но для художника необходима вера в то, что человек не является просто животным, а есть существо сложное, в котором дуалистически соединяются два начала: космическое и тварное. Именно внутреннее знание этого и делает художника художником.

Вера есть чувство, а определить чувство в словах сложно. Приблизительно: Вера есть стремление, попытка и способ преодолеть космическое одиночество человека и предчувствие конечного ответа, находящегося одновременно как внутри, так и вне тебя" ((Неизвестный Э.И. О синтезе ис- кусств//Вопросы философии. 1989. N 7, С.84).

Религия, в особенности христианство, всегда уделяла первостепенное внимание духовному миру, общению верующих с неким Разумным началом. Религия собственно есть ответ на проявление Божественной сущности, она возникает из контакта человека с внечеловеческим началом Мироздания. Итогом взаимодействия наиболее высокодуховных людей с Разумом Вселенной является откровение. Воплощенное в Священных Писаниях, откровение становится основанием той или иной религии. На протяжении тысячелетий религия играла огромную роль не только в духовной, но и в социальной жизни народов. В отдельные периоды она вносила радикальные изменения в социальную среду.

"История всех времен и народов, - отмечает Макс Планк, - весьма убедительно свидетельствует о том, что из непосредственной, незамутненной веры, которую религия внушает своим последователям, живущим деятельной жизнью, исходили самые сильные стимулы и значительные творческие достижения, причем в области социальной не меньше, чем в области искусства и науки" (Планк М. Религия и естествознание//Вопросы философии.- 1990.- № 8).

Речь здесь идет не столько о влиянии религии на политику, сколько о глубокой трансформации, которая происходит в человеке под воздействием веры. Дело в том, что вера является необходимой предпосылкой, непременным условием открытия окна в духовный мир. Чтобы соприкоснуться, ощутить духовную реальность, необходимо поверить в нее и, следовательно, привести свое духовное состояние путем совершенствования и очищения в унисон с духовным миром Вселенной.

Этот очень сложный и трудный процесс далеко не каждому под силу. Но тем, кто станет на путь духовного самосовершенствования, очищения и веры, открывается истинный смысл бытия и Божественной реальности.

Выдающийся французский философ А. Бергсон указывал, что истоки веры восходят не к рациональным спекуляциям, а к интуитивным прозрениям своих гениев и пророков.

Изучение религиозного наследия апостолов, отцов церкви, святых убеждает, что их сознание восходит на высшие ступени созерцания, где бессильны логика и обычные чувства. Лауреат нобелевской премии бельгийский драматург и поэт Морис Метерлинк, образно характеризуя прозрения религиозных мистиков, писал: «Здесь мы видим себя у предела человеческой мысли и далеко за границами ума. Тут необыкновенно холодно, тут необыкновенно темно, а между тем вы не найдете здесь ничего другого, кроме света и пламени. Но для тех, кто туда вступает, не приноровив душу к новым ощущениям, пламя это и свет также холодны, как если бы они были нарисованы. Речь идет здесь о самой точной из наук. Необходимо пройти здесь пространства самые неприветливые и наименее обитаемые... Речь идет здесь о науке очень глубокой, а не о сне; сны не бывают одинаковы, сны не имеют корней, между тем как пламенный цветок божественной метафизики расцветает из корней мистических, находящихся в Персии и в Индии, в Египте и в Греции» (Метерлинк М. Сокровище смиренных. - Собр. соч. Т.ІІ, II ч., 1915, с.50).

Очевидно, разница контакта Высшего Разума с такими высокодуховными религиозными гениями как Кришна, Будда, Моисей, Заратустра, Франциск Ассизский, Бл. Августин, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и людей обыкновенной средней духовности заключается в том, что пророки и святые всем своим существом воспринимают духовный мир и становятся носителями идей Творца, а обыкновенные люди голос Незримого часто воспринимают через призму научных предрассудков и недоверия ко всему, что выходит за пределы рационально обоснованного. Тем не менее, по этому пути - пути постижения духовной реальности, мистической встречи с Космическим Сознанием идет большая часть человечества.

На протяжении тысячелетий люди испробовали множество способов познания невидимого духовного мира, множество методов общения с тем высшим началом бытия, которое в религии названо Богом. Здесь немало было и тупиков, связанных с религиозным фанатизмом, с невежеством и низкой духовностью официальных представителей конфессий.

Необходимо четко различать внешнюю, поверхностную веру в официального церковного Бога и внутреннюю, глубокую веру в высшее начало. Первая основана на догме, на выгоде, она не рождает потребности в духовном очищении и самосовершенствовании. Ей чужды драматизм духовного поиска, трагизм интеллектуальных усилий. По этому пути идут люди низкодуховные, которые верят как все, по традиции, потому что так выгодно, удобно или, как сегодня, модно. Этот путь не позволяет открыть окно в духовный мир и тем более войти в контакт с Богом.

Иное дело - вторая, внутренняя вера, уверенность, знание, чувство разумности бытия. В ее основе лежат творчество, любовь, стремление к развитию своих способностей, слияние с Космическим Разумом. Ей присущи самоотверженность, понимание ни с чем не сопоставимой ценности души. Для идущих по этому пути людей вопрос Иисуса Христа о том, "какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?", наполнен глубоким смыслом. Люди истинной веры превыше всего ставят духовные ценности. Для них поиск Бога является смыслом жизни. Его присутствие они видят везде. "Мы ищем Бога, - отмечал Джордано Бруно, - в неизменном, непреклонном законе природы, в благоговейном настроении души, руководимой этим законом, мы ищем его в блеске солнца, в красоте вещей, исходящих из лона нашей матери-земли, в истинном блеске Его сущности - в бесчисленных созвездиях, светящихся на неизмеримом пространстве единого неба, живущих, чувствующих, мыслящих и воспевающих хвалу Всеблагому, Всеединому, Всевышнему" (Бруно Дж. О безмерном и неисчислимом. Цит.по кн.: Риль А. Введение в современную философию. СПб, 1904, с.25).

Отмеченная здесь гармония между человеком и природой есть не только основа его жизни на Земле, но и необходимая предпосылка духовного самосовершенствования, нравственного и физического очищения, единения с высшим Началом Мироздания.

Академик М.Е. Мишкина по этому поводу замечает: "Удивительная самосогласованность, коррекция, гармония неживых, живых структур, плоти и духа подводит к мысли о наличии не только вещественно-полевого, но и информационного пространства. В каждой точке этого пространства, очевидно, содержится вся информация о Вселенной. Иначе невозможно объяснить гармонию и целесообразность Мироздания. Ведь где-то же должно отражаться, воспроизводиться то, что происходило или происходит сейчас. Об этом говорит не только генетическая информация зародышей биообъектов, но многие феномены человеческой психики" (Савин А.Ю. Основания ноокосмологии. - М., 1994).

Строгая упорядоченность, гармония и красота Мироздания несомненно имеют прямое отношение к духовному миру человека. Настроенность этого мира на красоту, добро и истину по-разному проявляется в искусстве, философии, науке и религии. Религия, как наиболее древняя форма духовной деятельности, создала свои специфические методы приведения человеческого духа в соответствие с духовной реальностью мироздания. Самым важным в религиозном чувстве является единение с высшим Началом; ядром всего мистического опыта является прорыв к Божественному Космическому Разуму.

Религия не дает ответа на вопрос о природе тайны духовной реальности, но она развивает веру в ее объективном существовании. И это главное. Миллионам людей присуще неопределенное чувство Абсолютной реальности, лежащей за миром физических явлений. Это глубоко интимное чувство спасительного присутствия Высшего Разума является неиссякаемым источником надежды, веры и справедливости. Для подавляющего большинства людей вера в Бога является главным мировоззренческим ориентиром, она наполняет бытие оптимизмом и смыслом.

Гениальный писатель русской земли Л.Н. Толстой записал в своей "Исповеди": "Я жил только тогда, когда верил в Бога. Как было прежде, так и теперь: стоит мне знать о Боге, и я живу; стоить забыть, не верить в него - и я умираю" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.23, М., 1957. С.45).

В отличие от религии философия стремится дать ответ на вопрос: что лежит в основе Мира? Какова природа духовной реальности? Основным источником информации о невидимом мире идей, образов, форм и т.д. являются Духовные Сущности (Учителя Вселенной) и Высший Разум. Только с их помощью возникла мудрость, органом познания которой выступал не разум, как у познающей науки, а душа. По мнению Платона, когда душа сосредоточивается и собирается в себе самой, верит только себе и что невидимо с помощью обычных органов чувств.

Философия опирается на интуицию и пытается в логических терминах описать то, что ей дается Большим Разумом. Она является свободной реакцией на его откровение, выражает стремление перевести на человеческий язык непередаваемый мистический опыт. Философия не включает в свое содержание божественное откровение, которое не постепенно, а разом поднимает нас до безошибочной веры, но она является свободной попыткой осмыслить то, что дано в откровении. Религия всецело обращена к Богу, а философия в основной своей части - к человеку. Антропологическая тема является основным содержанием философии в ее первоначальном и истинном смысле.

2.1.1.2. Человек и Вселенная в символах религиозно-философских мистерий

При всей парадоксальности для рационализированного сознания XX века в истории цивилизации пожалуй нет более древнего и устойчивого чувства, чем чувство "реального присутствия в нашей жизни, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего Начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и наше собственное существование" (Мень А.В. История религии. В поисках Пути, Истины и жизни. В семи томах. Т.І. Истоки религии/ -М.: СП "Слово", 1991. С.45).

Был период в истории человечества, когда это чувство доминировало и не подвергалось сомнению. Истоки чувства органического единства человека и Вселенной в мифологии. В мифологической картине мироздания человек не выделяется из окружающего мира, который рассматривается как живой, одушевленный организм, управляемый высшими разумными космическими силами. Включенный в иерархию этих сил, человек способен с их помощью воздействовать на вещи, животный и растительный мир. Специфическая духовная практика, трансформируясь, дошла до нашего времени и стала одним из наиболее сильных возмутителей интеллектуального спокойствия в ХХ1-ом веке.

Несмотря на несовместимость с господствующими научными представлениями во всем мире постоянно проявлялся большой интерес к психофизическим взаимодействиям человека с объектами живой и неживой природы и той, весьма обширной области знаний, история развития которой сравнима с возрастом самой цивилизации. Исходной посылкой древнейших знаний является представление о примате духовного, божественного начала в человеке. В религиозно-философских системах Древнего Мира это представление конкретизируется в идеях вечной жизни, потустороннего мира, сверхъестественных сил и в возможности человека взаимодействовать с ними.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.