|
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7 страницаНравственно-волевая установка на созерцательность, интуитивно мистическое слияние с бытием имеет значительный потенциал для исследования духовности. В отличие от представлений о поставленном в центр мироздания человеке, игнорирующем трансцендентную волю бытия восточный подход позволяет ощутить исходящие от вселенской воли ритмы, войти в них и творить в соответствии с собственными устремлениями, направленными на преодоление конечности своей жизни. Духовное в ней связывается с выходом за пределы мелочных эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия и расчета. Он предполагает, что цели и смысложизненные, смыслообразующие ориентиры личности укоренены в системе высших, надындивидуальных ценностей. В восточном подходе к пониманию духовности следует различать светскую и религиозную трактовки. Религиозную точку зрения лучше всего рассматривать на примере христианской, православной интерпретации духовности. Духовность христианская, в православном смысле, наиболее четко связывается со Святым Духом, третьей ипостасью Триединого Бога. Созданный по образу и подобию Бога человек призван стяжать Святой Дух. При этом в отличие от новых оккультных сект и религий, подавляющих разум и волю человека, превращающих личность в слепого исполнителя воли “гуру” и стоящих за ним темных магических сил, православие возвышает человека, создает предпосылки для творческого развития сущностных сил. В плане философско-ноокосмологического анализа большой интерес представляет то, что православие воспринимает “Дух” как некое энергетическое начало. Отцы Церкви считали, что третья ипостась Триединого Бога есть “Огонь”; “Дух творящий”; “Дух, который все ведает, всему учит”; “Дух свободы”; “Податель откровений, который разделяет дарования, творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей”. Бог через Святого Духа дает людям безвозмездно столько силы и энергии, сколько они в состоянии принять и вместить. Стяжать Божий дар надо посредством очищения своей души от гордыни, злых помыслов, грехов, которые создают барьер между человеком и Богом. Духовность, таким образом, является соединяющим человека с высшей творческой силой мостиком. Он выстраивается, с одной стороны, устремленным к Богу человеком, а с другой - сам Бог движется навстречу человеку. Близко к религиозному пониманию духовности примыкает позиция Платона, Аристотеля, Гегеля, Шеллинга, представителей русского космизма Л. Шестова, Н. Федорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, А. Хомякова и других, признававших наличие особой субстанции, определяющих процесс творения мира и его судьбу. В основе человеческой духовности лежит духовность мировая, понимаемая в виде мирового духа, Бога, Абсолютной идеи или Мирового Разума. Добро, истина и красота есть понятие, отражающее различные аспекты Высшего Начала, без которого не может быть ни смысла жизни, ни согласия с самим собой, ни гармонии с природой. Развитие духовности осуществляется путем решения эстетических, нравственных и познавательных задач. Несомненным приоритетом обладает нравственность - сердцевина духовности. Именно она является главным мерилом духовности человека, основным критерием отличия его от “естественного” не возвысившегося над животной жизнью состояния. Русские космисты впрямую ставили зависимость нравственных качеств человека на его возможность в познавании мира. Они считали, что мир открывается лишь нравственно целостной, духовной личности. Отсюда понятие истины рассматривалось не только с гносеологической и эстетической, но и с этической стороны. В целом же истина есть итог проявления всех сущностных сил человека. “...Я всегда сознавал,- отмечал Н.А. Бердяев,- что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью” (Бердяев Н. Опыты.- М., 1990.- С.462). Справедливость данного вывода подтверждается всем ходом научно - го познания, формированием гуманистически ориентированной научной картиной мира. Ноокосмологический подход предполагает выявление глубинных оснований духовности, раскрывающих смысл человеческого бытия. На это же нацелены усилия и ряда ученых нашей страны в последние годы. Положительным является осознание того, что духовность не нашла собственного места в категориальном аппарате философии и что под духовностью часто понимается культурность. Речь идет о том, что духовность, отождествляясь с культурой и другими родственными категориями (“сознание”, “идеальное”, “разум”, “душа”, “дух”, “мышление” и т.п.), лишается самостоятельного статуса. Подобный подход не является плодотворным. Видимо, прав В.В. Рау- шенбах, предлагающий вывести духовность за пределы рациональной логики, так как это понятие не входит в строгий терминологический ряд (См.: Раушенбах В.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию/О человеческом человеке.- М., 1991.- С.33). Пронизывая познавательное, нравственное и эстетическое начало, духовность проявляется в творческой деятельности мыслителя, ученого, в художественно-эстетической сфере, в подвижнической жизни праведника. Как верно подметил В.С. Барулин “духовное начало не просто и не только детерминирует человеческую деятельность, оно буквально пронизывает всю человеческую деятельность без исключения. Это своего рода система управления человеческой деятельностью, ее командная рубка” (Барулин В.С. Социальнофилософская антропология. Общие начала социально-философской антропологии.- М., 1994.- С.97). Понимание важности духовного начала сегодня сочетается с пониманием того, что всякий образованный человек признает существование духовности личности. Однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать и тем более - управлять ею,- на эти вопросы современная наука о человеке пока не дает ясных ответов. Видимо, проникновение вглубь духовности предполагает осознание целостности человека, его взаимосвязи с окружающим миром. Здесь нельзя ограничиваться кругом таких понятий, как интеллектуальное, идеальное, разумное, сознание, психологическое и т.д. Недостаточно также рассматривать духовность только как “целостную активность человеческой психики, в единстве интеллектуальных, эмоциональных, проективных и т.п. механизмов, в единстве сознательных, подсознательных и надсознательных процессов в единстве ее психологического и идеологического уровней” (Каган М.С. Диалектика материального и духовного в культуре//Диалектика культуры. Сборник.- Куйбышев, 1982.- С.45). Конечно, такое понимание открывает довольно широкие возможности изучения духовности как самостоятельного общественного феномена, но в то же время ограничивает доступ в глубины духовного мира личности. В этом мире содержится не только то, что рационально и чувственноволевым способом освоено человеком, пережито им, но и то, что еще слабо выражено. Это касается, прежде всего, смысло-образующих, смысложизненных проблем, занимающих центральное место в системе “вечных вопросов” человеческого бытия. Обретение духовной культуры, усовершенствование личности непосредственно сопряжено с поиском ответов на вопросы: кто я? Зачем пришел в этот мир? Каков смысл моей жизни? Что было со мной до моего рождения? Что будет после смерти? Следовательно, духовность это, прежде всего, обретение смысла и цели жизни. Сами по себе знания, какими бы они глубокими и обширными ни были, еще не дают духовности. Духовное освоение мира человеком предполагает формирование определенной иерархии ценностей, целей и смыслов бытия. Духовность всегда была связана с гуманистическими идеями, центром которых было не столько отношение человека к себе, к другим людям, обществу и природе, сколько к Разуму Вселенной. Гуманистический смысл духовности концентрируется вокруг таких категорий, как вера, надежда и любовь. Человек во что-то верит: в Бога, общество, государство, в самого себя. Духовное самоопределение человека связано также с надеждой: на Бога, на общество, на свою судьбу, на других людей. Гуманистичность духовной культуры человека заключается в любви к Богу, другим людям, к природе, к самому себе. С учетом культурно-антропологического аспекта понятие духовности можно употреблять при характеристике внутреннего субъективного мира человека, как “духовного мира личности”. В последние годы при анализе духовного обращается внимание на необходимость целостного изучения человека. Только при таком подходе ду- ховное не будет ускользать от внимания исследователей. В частности, В.Н. Грузков, например, рассматривая человека как исходную “точку отсчета” и “меру” всего сущего, определяет духовное как атрибут человека, как результат эволюции жизни от низших форм к высшим, к социальной реальности и духовно-материальным основаниям ее развития и саморазвития. Духовное бытие на социальном уровне открывается через предметно-преобразую- щую деятельность человека. Представляется плодотворным разграничение категорий “идеальное”, “сознание”, “духовное”. Можно согласиться с тем, что идеальное есть первичное (фактически родственное для всей живой материи) отражение человеком внешнего мира, что это есть предельно общая (в чистом виде) информация об объекте познания или действия. Сознание можно представить и в виде фундаментальной способности человека к “узнаванию” идеального и его воспроизведения в мышлении. Духовное проявляется и функционирует как второй слой сознания. Оно выступает средством самоосознания и саморегуляции человеком своего сущностного “Я”. В ходе развертывания и самоутверждения человеком своих сущностных сил в той или иной деятельности духовное проявляется через духовно-практическую и духовно-теоретическую деятельность. Анализ отечественной философской мысли убеждает, что в диалектико-материалистической концепции проблема духовности рассматривается посредством анализа таких понятий, как “сознание”, “идеальное”, “разум”, “мышление”, “интеллект” и т.п. В целом же проблема духовности сводится к земным основам. Общее понимание духовности, характерное для исследователей нашей страны, А.К. Уледов выразил следующим образом: “Дело не в самом термине “духовность”, а в том содержании, которое в него вкладывается. Например,- отмечает он,- известный русский философ Н. Бердяев усматривал источник духа, духовности в сверхъестественном, божественном начале. Но это не мешало ему давать вполне земные характеристики духовности” (Уледов А.К. Духовное обновление общества.- М., 1990.- С.17). Но Бердяев потому то и был точен в частном, так как верно смог решить вопрос общего, уловил космическое происхождение духовности. Создание более полной картины духовности, видимо, будет осуществляться на базе таких теоретических концепций, “которые исходно носили бы междисциплинарный характер, были бы эвристически плодотворны не в одной, а в нескольких специальных отраслях науки, входящих в систему современного человековедения” (Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.- М., 1989.- С.317). Таким образом, исходя из выше изложенного, мы можем констатировать наличия двух основных подходов к проблеме духовности, сложившихся в истории философии. Во-первых, рационалистического или прагматического, восходящего своими корнями к эпохе возрождения и ставшим доминирующим для стран Запада, при котором все проблемы духовности объясняются с рационалистической точки зрения посредством таких понятий, как индивидуальный интерес, польза, расчет и по существу отрицающего саму постановку проблемы. При таком подходе духовность отождествляется с результатами науки, морали и искусства. Во-вторых, традиционного подхода, видящего суть духовности не только в обретении новых разнообразных знаний, а в смысле и цели самой жизни. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовность позволяет соотнести свои действия и ценности с нравственными и эстетическими критериями внеличностного характера. Подводя итог рассмотрению проблемы духовности, можно сделать следующие выводы: Во-первых, в традиционном философском смысле духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное и эстетическое. Этим трем способностям человека соответствуют три основные сферы духовной деятельности, созидающие научное знание и философию, нравственность и искусство, которым в свою очередь соответствуют высшие духовные ценности: истина, добро, красота. Во-вторых, духовность шире по объему и богаче по содержанию того, что связано с рациональным знанием, культурой переживания и чувственно-волевым освоением мира. Духовность связана с такими ценностями и идеалами, на основе которых решаются смыслообразующие, смысложизненные проблемы, выражающиеся в системе вечных вопросов человеческого бытия. В-третьих, главным в духовности выступает не обретение разных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов. В ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовность позволяет соотнести свои действия и ценности с Высшим Разумом. В-четвертых, духовность всегда связана с гуманистическими идеями, центром которых было отношение человека не только к себе, но и к другим людям. В духовности одним из основных является вопрос, чем для меня является другой человек - целью или средством, какова ценность его жизни, чести и достоинства. Опираясь на результаты анализа понятия “духовность”, попытаемся раскрыть сущность духовного человеческого потенциала Разума Вселенной. В самом общем приближении духовный потенциал можно определить как качественное состояние основных смыслообразующих форм внутреннего мира человека и их проявление в духовной деятельности, направленной на реализацию сущностных сил человека на Земле, и утверждения в качестве фактора Разума Вселенной в процессе глобальной эволюции. Исходя из данного определения, в духовном человеческом потенциале можно выделить следующие сущностные элементы: -гуманистические ценности, связанные с пониманием человека как элемента, необъемлемой частицы Разума Вселенной (если человек микрокосм, воспроизводящий в себе все вселенские силы и энергии, то и Вселенная содержит в себе все качества, характерные для человека); -смыслообразующие, смысложизненные ценности человека, выражающие то главное, что осуществляется в процессе самоорганизации природы и общества; -те области внутреннего мира человека, в которых зреют и проявляются вовне научные знания, философия, искусство, нравственность, вероучения, фиксируемые в виде веры, истины, добра и красоты. Будучи по своей сущности целостным проявлением внутреннего мира человека, духовный потенциал своей структурой и содержанием охватывает все виды сознания, самосознания, души в целом. Носителями духовного потенциала являются человек, нация, общество, человечество. Содержание духовного потенциала определяется основными смыслообразующими ценностями, присущими той или иной цивилизации. Культурно-историческому типу России присущи следующие ценности: коллективистский характер сознания: любовь к своему Отечеству, доходящей до понимания особой роли России в создании соответствующего требованиям Разума Вселенной мироустройства; особый тип духовности, в котором доминирует интуитивизм, проявляется сверхсознание и т.п. В космологическом смысле духовный человеческий потенциал представляет те духовные возможности, которые по мере развития человеческой цивилизации будут использованы для обеспечения творческой эволюции в определяемом Разумом Вселенной направлении гармонии добра и красоты. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что духовный человеческий потенциал на общепланетарном уровне представляет собой проявление внутреннего мира всех живущих на Земле людей, специфическое духовное состояние, выражающее определенный уровень духовных возможностей цивилизации в ее движении к своему идеалу - Разуму Вселенной. 3.2. ДОМИНИРУЮЩАЯ РОЛЬ РАЗУМА ВСЕЛЕННОЙ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА На пути к ноокосмологическому представлению о Разуме Вселенной человеческая мысль прошла ряд этапов. В космоцентрической культуре античности он представлялся как живой одухотворенный космос, воспроизводящий самое себя в человеке и других разумных существах. В средневековой культуре христианства Высший Разум рассматривался как качество высшей личности - Бога, создавшей мир и человека. Начиная с эпох Возрождения и Нового времени, складывается веер разноречивых взглядов. С одной стороны, отождествляющих Высший Разум с творческой потенцией природы, а с другой - отводящих ему лишь функцию первоначала, перводвигателя. В XIX - XX веках наибольшее развитие идея Высшего Разума получает в русском космизме и ноокосмологии, рассматривающих человека в его соотношении с разумным началом мироздания, вписывающих внутренний мир отдельной личности не только в систему социальных связей, но и в информационное пространство космоса. Развитие естествознания все в большей степени подтверждает правомерность древних представлений о единстве человека с природой. Все вокруг одухотворено, пронизано жизнью. Вселенная представляет собой субстанцию одновременно духовную и физическую. Человек и космос есть воплощение одной и той же гармонии принципов, действующих в жизненной субстанции: человек - микрокосм, Вселенная - макрокосм. В макрокосме принцип порядка - Вселенский Разум, в микрокосме - разум человека, как проекция бесконечного в конечном. И в космосе и в человеке циркулирует одна и та же жизненная субстанция, творит одна и та же психическая энергия. Помимо человека во Вселенной есть множество других разумных существ, составляющих иерархию сил, придающих реальный смысл окружающему миру. Представления о живой взаимосвязи человека с окружающим миром начали складываться тогда, когда он еще не выделял себя из природы и отражал ее преимущественно своими ощущениями, чувствами. По мере развития сознания человек не только выделяет себя из окружения, но и противопоставляет себя ему. Однако взгляд на внешний мир как на живой организм не исчезает. Вместе с тем возникает система взглядов на мир, в которой нет места человеку. Он как бы исключается из природы, принадлежит ей только в телесной части. Что касается сознания, разума, то аналогий в окружающем мире не обнаруживается. Тело человека системно, поскольку состоит из тех же элементов, что и любые вещи. Более того, оно может рассматриваться в качестве элементов более обширных природных систем. Этого нельзя сказать о сознании. Его связь с природой обнаруживается только через отражение, которое является способом его существования. Посредством отражения материальный мир предстает в сознании человека в идеальном плане. Но здесь есть нечто, что выходит за пределы отражения. И связано это с тем, что человек способен воспроизводить не только материальное, но и идеальное, то, что возникает как бы из ничего. Это касается математических формул, идей, образов, которые нельзя назвать непосредственным продуктом отражения. Удивления достоин тот факт, что многие фундаментальные опосредованные идеи и образы возникли на донаучной стадии развития сознания. В глубокой древности возникла идея единства мира и человека, сформировалось представление о Разуме Вселенной, появилась мысль о творческом формировании космоса из некоего исходного состояния и т.п. Мир при этом мыслился как одухотворенный живой организм, включающий в себя человека. На научной стадии сознание исключает себя из научной картины мира, представляет лишь отдельные связи и свойства природы, “дробит” вещи и процессы на составные части, пытаясь свести к ним высшие формы организации, включая жизнь и самое себя. Однако по мере развития научных знаний такой подход обнаруживает свою неадекватность, возрастает потребность в целостной картине мира. Происходит переоценка сложившихся взглядов, в новом свете предстают, начинают проявлять себя передающиеся от поколения к поколению учения древних мыслителей. Их достоверность оценивается не относительно той или иной локальной вещи или процесса, а применительно к целостной системе мироздания. При этом обнаруживается две грани человеческого разума. Одна обращена к конечным, наблюдаемым событиям, данным разуму через ощущения и чувства. Другая связана с невидимым, сакральным, принципиально ненаблюдаемым, порождающим разум, и являющимся его результатом и, в конечном итоге, первопричиной и следствием всего. Сегодня сохранившиеся человечеством на протяжении тысячелетий представления о невидимой стороне Вселенной, непосредственно связанной с духовной стороной людей, начинают играть огромное значение в связи с развитием ноокосмологии и подобных ей направлений исследования. Они доказывают, что сохраняющиеся в течение многих тысячелетий представления людей об окружающем мире не являются ложными. В то же время господствующие на нынешнем этапе развития человечества взгляды не являются безусловно истинными. Как в прошлом, так и сегодня наряду с истиной имеется заблуждение. Обилие разноречивых представлений о мире и человеке связано со стремлением конечной стороной разума охватить бесконечный мир, игнорируя при этом ту сторону разума, которая является проявлением и выражением бесконечности мира. Формируя достоверный образ мира и человека, ноокосмология производит синтез всех существующих представлений о мире в целостность. При этом конечное и бесконечное, видимое и невидимое, тело человека и физический космос, душа человека и разум вселенной предстают в расширенном сознании людей в виде взаимодополняющих аспектов одного и то же бытия. В закодированном виде исходное целостное понимание бытия содержится в учениях, возникших на заре человеческой истории. Погружение в смысл древних представлений гармонично сочетается с новейшими достижениями в различных областях современного научного познания. Все более очевидным становится тот факт, что за видимым физическим миром стоит нечто, проявляющее себя во Вселенной силами, природа которых не объясняется современной наукой так же, как и сущность человеческого разума. Отсутствие знаний о смыслообразующих основаниях бытия приводит к обилию постулатов, посредством которых происходит объяснение понятий пространства, времени, энергии, массы и прочее. Несмотря на то, что некоторые постулаты и выведенные на их основе научные теории подтверждаются реальными экспериментами и наблюдениями, сегодня ощущается недостаточность, однобокость физической модели мира, ее незавершенность. Из такой модели Вселенной невозможно вывести того, кто ее воспроизводит, то есть в ней недостает человека. Ныне обозначилось перспективное направление заполнения существующего пробела. Речь идет о том, что в науке наряду с тенденцией разделения окружающих вещей и процессов на более простые, элементарные элементы обозначилась и утверждается тенденция объединения вещей и процессов в более крупные целостности, системы. Если первая тенденция позволила углубиться в познание структур и функций материального мира на всех уровнях его бытия, то вторая открывает перспективу: за видимым обнаружить невидимое, понять смысл происходящего. Движение теоретической физики по пути объединения всех физических взаимодействий, поиск единой теории поля предлагает нам в очередной раз круто изменить свои представления о мире. Процесс познания дает модели все более невероятных объектов: вибрирующих в шестимерном пространстве неких микроскопических суперструн, колебания которых оказывается элементарными частицами; Тянущихся через всю Вселенную космических струн, объединяющих в себе энергию электромагнитных, слабых и ядерных взаимодействий. При этом формирование все более целостной модели мира предполагает, с одной стороны, движение от отдельных взаимодействий к одному универсальному взаимодействии, видимо, существовавшему в начальный период возникновения Вселенной повсеместно и сохранившемуся ныне лишь в космических струнах, с другой стороны, движение от суперобъединения в планковский период эволюции Вселенной к расщеплению единого взаимодействия по мере расширения и охлаждения материи. Встречное движение человеческой мысли порождает невероятные фантастические теории. Одной из них является теория зеркального мира, созданная российскими физиками в 80-х годах XX века. Интерес к ней в данном исследовании вызван тем, что нечто подобное в теории зеркального мира имеет в многочисленных легендах и сказках. Видимо, человеческий разум устроен так, что самые смелые его построения имеют реальную объективную основу. В ходе проникновения вглубь бытия поражающего воображение, неожиданные научные гипотезы вдруг приобретают реальный смысл. Еще совсем недавно позитроны, кварки и другие экзотические частицы микромира и их взаимодействия, а также многие объекты крупномасштабной Вселенной воспринимались как выдумки излишне увлеченных своей наукой чудаков, а сегодня они стали неотъемлемым элементом научных теорий. В современных научных построениях постепенно начинают учитываться идеи древнейших религиозо-философских учений индуизма, даосизма и буддизма. Этим самым обнаруживается движение к объединению систем знаний, отражающих видимый физический мир и воспроизводящих невидимый духовный мир. О существовании трансцендентальной разумной реальности наиболее мудрые представители человечества знали давно. Примерно за шесть тысяч лет до нашей эры мир физический и мир духовный не противопоставлялись друг другу, а представлялись в их единстве. Основные положения одной из самых древних целостных моделей мира можно сформулировать следующим образом. 1. Вселенная возникла из точки в Пространстве. Эта точка одновременно является субстанцией, Принципом, единой начальной причиной, центром, вокруг которого и к которому все тяготеет. В абстрактном невидимом пространстве доминирует принцип - в проявленном плане субстанция. 2. Пространство, как вместилище и тело Вселенной, состоит из Космоса - упорядоченного компонента, Теоса - упорядочивающей силы (Разума, Духа) и Хаоса - бесформенного начала. Эволюция Вселенной под воздействием Теоса направлена от Хаоса (беспорядка, тьмы) к Космосу (организации, свету). До появления Вселенной Хаос, Теос и Космос выступают в виде троичного божества, после проявления познаются в виде Материи, Силы и живого Духа. 3. Человеческому разуму подвластно познание только той Вселенной, которая периодически проявляется из непостижимой Абсолютной Сущности. Разум человека может лишь констатировать: Вселенная возникла. По поводу то, что было до возникновения мира, он ничего сказать не может. 4. Ввиду того, что все сущее в проявленной Вселенной возникает и исчезает словно мираж, иллюзия, реальность мира относительна. Было время, когда ничего ныне существующего не было. И наступит время, когда все исчезнет так же, как и появилось. 5. Сознание не является абсолютной монополией человека. Вселенная в целом обладает сознанием, которое придает ей смысл так же, как сознание придает смысл жизни человека. 6. Творческий процесс во Вселенной протекает не бессознательно. Организация структур Вселенной осуществляется при помощи универсальных мыслительных процессов, важным слагаемым которых является иерархия сознательных существ, которые в прошлом были людьми или могут стать ими в будущем. В отличие от ныне существующей модели мира схема бытия прошлых поколений людей включала в свое содержание в качестве изначальных оснований жизнь и разум. В древнейших религиозно-философских системах говорится о существовании помимо земных форм жизни и разума и внеземных, определяющих сущность и содержание космоса. В виду огромного значения вероучений в жизни человечества кратко рассмотрим как в них решался вопрос невидимой духовной стороны мироздания. Создатель арийской религии Рама, установивший знаки Зодиака (четыре тысячи лет до н.э., Скифия) считал, что за внешней природой скрывается неисповедимая божественная сущность, противоположными началами которой являются космическая сила - всемирное начало - Агни, выраженное в огне Солнца, и Сома - живая вода - тонкая материя в своих бесконечных трансформациях. Агни есть мужское начало, творческий разум, чистый дух. Сома - женское начало, душа мира, природа. Соединение этих двух сущностей составляет высшую реальность - Бога. Единая в себе самой сущность Бога разделяется, приносит себя в жертву, чтобы произвести все существующее. Человек осознает смысл бытия потому, что в нем наряду с преходящим имеется бессмертная душа (частица Агни). Благодаря закону перевоплощения душа в зависимости от образа мысли и жизни человека то приходит в этот мир, воплощаясь в том или ином теле, то уходит из него, чтобы затем снова возвратиться. С позиций ноокос- мологии это не просто красивая легенда. Заключенный в ней смысл с завидным постоянством воспроизводится в более поздних религиозно-философских построениях. Так наполненный жизнью и смыслом космос в его единстве с человеком представлен в учении Кришны (три тысячи лет до н.э., Индия). Тело, - считал Кришна,- внешний покров души, есть нечто конечное, но душа, пребывающая в нем, есть нечто невидимое, невесомое, вечное. Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе. У него есть разум, душа и тело. Если душа соединяется с разумом, она достигает мудрости, если она колеблется между разумом и телом, она попадает под господство страсти, если же она отдается телу, она отдается во власть безрассудства, неведения. По распадении тела, когда победит мудрость, душа поднимается в область тех существ, которые приобрели видение единого. По распадении тела, в котором господствует страсть, душа возвращается вновь в среду тех, кто привязан ко всему земному. Если распадается тело, в котором господствует неведение, душа, затемненная материей, снова привлекается в лоно неразумных существ. Двигаясь по пути совершенствования можно достичь божественной сущности, подняться выше души и разума. Несмотря на то, что божественная сущность пребывает в каждом человеке, мало кто способен найти ее. Но кто познает Бога, тот приобретает подлинную свободу, освобождается от рождения и смерти.
|
|||
|