Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подробнее см. комментарий к ст. 19.) 5 страница



- заготовка древесины (ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);

- заготовка живицы (ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ч. 4 ст. 32 ЛК РФ);

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ч. 3 ст. 34 ЛК РФ);

- ведение охотничьего хозяйства (ч. 2 ст. 36 ЛК РФ);

- ведение сельского хозяйства (ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);

- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);

- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями, кроме государственных и муниципальных учреждений (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);

- осуществление рекреационной деятельности государственными и муниципальными учреждениями (ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);

- создание лесных плантаций и их эксплуатация (ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);

- выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением выполнения данных работ на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных по правилам ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ (ч. 2 ст. 43 ЛК РФ);

- переработка древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2 ст. 46 ЛК РФ).

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. В частности, помимо указанных выше целей использования лесных участков в ЛК РФ предусмотрены следующие:

- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи <1>, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

--------------------------------

<1> Необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети".

 

- осуществление религиозной деятельности;

- иные виды использования лесов, осуществляемые в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. ст. 6, 25 ЛК РФ).

Таким образом, законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня целей лесопользования, для осуществления которых лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании договора аренды. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

В настоящее время предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях - без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

III. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками - ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

- гражданам - для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

- религиозным организациям - для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи определено, что ЛК РФ устанавливаются основания и порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, ЛК РФ устанавливает специальные правовые нормы, подлежащие применению к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В Лесном кодексе РФ указано, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора: ч. 8 ст. 29, ч. 3 ст. 31, ч. 4 ст. 32, ч. 3 ст. 34, ч. 2 ст. 36, ч. 3 ст. 38, ч. 3 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 42, ч. 2 ст. 43, ч. 2 ст. 46, ч. ч. 1 - 3 ст. 71, ст. ст. 72 - 74, ст. ст. 78 - 80 ЛК РФ.

Важно, что в ч. 2 комментируемой статьи присутствует конкретизация - в соответствии с ЛК РФ предоставляются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. При этом под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральная собственность по смыслу ст. 17 ЗК РФ - исключительно собственность РФ.

Между тем следует рассматривать ч. 2 комментируемой статьи в совокупности с ч. 2 ст. 3 ЛК РФ, устанавливающей, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Таким образом, к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут применяться положения гражданского законодательства, а также ЗК РФ, но в части, не противоречащей ЛК РФ и другим федеральным законам.

Важно учесть, что законы субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня правового регулирования не могут предусматривать правила, ограничивающие применение гражданского законодательства, а также ЗК РФ к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законы субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня не должны учитываться при решении вопроса о применении к названным отношениям гражданского законодательства, а также ЗК РФ.

Таким образом, гражданское законодательство и ЗК РФ применяются к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности только в субсидиарном порядке и в строгом соответствии с положениями ЛК РФ и федеральных законов.

Предоставлением лесных участков в аренду является принятие уполномоченным государственным (муниципальным) органом решения о передаче лесного участка гражданам и юридическим лицам на условиях аренды, а также принятие организационно-правовых мер, направленных на исполнение данного решения. Федеральное агентство лесного хозяйства - уполномоченный государственный орган, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Согласно п. 5.3.35 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства самостоятельно принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форму примерного договора аренды лесного участка.

3. В силу ч. 3 комментируемой статьи положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:

- по общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ;

- в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Таким образом, в статьях ЛК РФ могут предусматриваться изъятия из правила применения ГК РФ к договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

При применении ГК РФ к договору аренды лесного участка необходимо руководствоваться ст. ст. 606 - 625 этого Кодекса, которые устанавливают правовые основы договора аренды: понятие, форму и существенные условия договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, правила изменения и расторжения договора.

В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что по общему правилу порядок, предусмотренный ЗК РФ, применяется к отношениям по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам. Вместе с тем в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ЗК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Необходимо заметить, что согласно ч. 4 комментируемой статьи по общему правилу порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется именно ЗК РФ. Представляется, что в данном случае необходимо буквальное толкование данного положения, что исключает возможность применения иных актов земельного законодательства к отношениям по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам.

 

Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

 

Комментарий к статье 72

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается предмет договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в следующих целях:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

- ведение сельского хозяйства;

- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

- осуществление рекреационной деятельности;

- создание лесных плантаций и их эксплуатация;

- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи <1>, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

--------------------------------

<1> ФАС Поволжского округа установлено, что опоры линии электропередач являются конструктивными элементами воздушных линий, т.е. входят в состав линейного объекта. В связи с этим выделение лесных участков под опорами не является нарушением назначения использования лесного участка, предоставляемого для эксплуатации линии электропередач. Для установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Заявителем в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей (Постановление от 23.05.2011 по делу N А57-10980/2010 (опубликовано не было)). В связи с этим, Федеральным арбитражным судом Поволжского округа было признано правомерным и обоснованным решение нижестоящего суда о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления открытого акционерного общества на использование лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

 

- переработка древесины и иных лесных ресурсов;

- осуществление религиозной деятельности;

- иные виды использования лесных участков, определенные по правилам ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.

Важно учесть, что лесной участок может предоставляться арендатору для осуществления как одной, так и нескольких целей. При этом указанный перечень видов использования лесов подлежит расширительному толкованию. Однако иные виды использования лесов могут осуществляться исключительно в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются леса (ч. 2 ст. 6 ЛК РФ).

В судебной практике достаточно часто возникают вопросы о необходимой площади лесных участков, предоставляемых для осуществления указанных выше видов деятельности. Например, рассматривая отдельный вид хозяйственной деятельности - строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, следует привести позицию ФАС Уральского округа.

В частности, судом было установлено, что предоставление лесного участка только под опоры линий электропередачи противоречит принципам лесного законодательства. При предоставлении лесного участка в аренду его площадь следует определять исходя из ширины охранной зоны <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2011 N Ф09-1599/11-С6 по делу N А50-17835/2010.

 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа руководствовался в том числе положениями ч. 2.2 ст. 45 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в суд первой инстанции, - от 22 июля 2010 г.). В действующей редакции ЛК РФ аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. 45 и устанавливает, что без предоставления лесных участков осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан, но только в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов. Кроме того, ФАС Уральского округа руководствовался Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 N 486, и указал, что исходя из содержания данного нормативного правового акта не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.

По договору аренды передаются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности - в собственности Российской Федерации (ч. 1 ст. 101 ЗК РФ). Иные лесные участки могут находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. К полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений отнесено в том числе установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утверждение формы примерного договора аренды лесного участка (ст. 81 ЛК РФ). Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Согласно п. 5.3.35 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства самостоятельно принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форму примерного договора аренды лесного участка. Важно, что непосредственное осуществление полномочий в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов РФ. В частности, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду (ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений отнесено в том числе владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ (ст. 82 ЛК РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ).

Согласно ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти происходит на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 08.12.2008 N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий".

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Аукционы по продаже права на заключение договора аренды проводятся по правилам, установленным в гл. 8 ЛК РФ.

Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка являются:

а) органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований соответственно;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ - в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ;

в) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов РФ, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов РФ в силу ч. 2 ст. 83 ЛК РФ.

Специальная процедура предоставления в аренду действует в отношении следующих лесных участков:

1) расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;

2) находящихся на землях обороны и безопасности.

Лесные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, в силу п. 3 ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", предоставляются в аренду по правилам, установленным в Порядке подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон. В частности, Приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 (далее - Приказ Минэкономразвития России N 293) утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков. В силу п. 2 Приказа Минэкономразвития России N 293 объектом договора аренды может быть земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка:

- зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

- рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

- зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей. Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка или до принятия решения о проведении торгов по передаче в аренду данного земельного участка. Проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии РФ в течение 30 дней с даты его поступления. Договор аренды земельного участка составляется не менее чем в трех экземплярах, один из которых передается в МПР России.

Лесные участки, расположенные на землях обороны и безопасности, передаются в аренду по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 <1> (далее - Постановление Правительства РФ N 176). Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти направляют перечни земельных участков в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ежегодно, не позднее 1 мая, для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование в соответствии с законодательством РФ. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение двух недель с даты поступления перечня земельных участков, Министерство обороны РФ по мере необходимости размещают сообщение о наличии земельных участков в печатных средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования правовых актов субъектов РФ и иной официальной информации, а также на официальных сайтах Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства обороны РФ в Интернете. В сообщении указываются сведения, содержащиеся в указанном перечне, а также сведения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом или об органе Министерства обороны РФ, уполномоченном рассматривать заявления о предоставлении земельных участков. Юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка, направляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (в его территориальный орган по месту нахождения земельного участка), в отношении земельного участка из состава земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил РФ, - в Министерство обороны РФ (его уполномоченный орган) заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган), в отношении земельного участка из состава земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил РФ, - Министерство обороны РФ (его уполномоченный орган) в течение двух недель со дня поступления заявления принимают решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству РФ и разрешенному использованию земельного участка.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".

 

Таким образом, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на стороне арендодателя в зависимости от принадлежности права собственности на лесной участок и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам РФ могут быть:

- Федеральное агентство лесного хозяйства;

- органы исполнительной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления. Кроме того, при предоставлении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, подготовка проекта договора осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а его согласование - Министерством природных ресурсов и экологии РФ; в случае предоставления лесных участков, расположенных на землях обороны и безопасности, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган), в отношении земельного участка из состава земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил РФ, - Министерство обороны РФ (его уполномоченный орган).

Арендаторами лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть граждане и юридические лица (ч. 1 ст. 71 ЛК РФ). Таким образом, по данному основанию у граждан и юридических лиц может возникать право пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно материалам судебной практики договор аренды лесного участка по своей правовой природе может быть смешанным и содержать как элементы договора аренды, так и условия договора о возмездном оказании услуг (например, обязанность одной из сторон оказать услуги по отводу лесных участков для рубки лесных насаждений) <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Центрального округа от 14.11.2008 N Ф10-5181/08.

 

Рассматривая содержание договора аренды лесного участка, необходимо руководствоваться общими нормами ст. ст. 606 - 625 ГК РФ, которые устанавливают правовые основы договора аренды: понятие, форму и существенные условия договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, правила изменения и расторжения договора. Предоставлением лесных участков по договору аренды является принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче лесного участка гражданам и юридическим лицам на условиях аренды, а также принятие организационно-правовых мер, направленных на исполнение данного решения. В настоящее время предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях - без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлены требования к объектам договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

I. По договору аренды в соответствии ч. 2 комментируемой статьи могут передаваться исключительно лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются по правилам ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ. Законодатель не связывает статус лесного участка с его обязательным расположением на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности. Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Кроме того, лесные участки могут находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.