Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подробнее см. комментарий к ст. 19.) 9 страница



--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2011 по делу N А25-57/2010.

 

Порядок заключения договора аренды лесного участка несколько различен в зависимости от процедурного основания его заключения - необходимости проведения аукциона по продаже соответствующего права.

I. Заключение договора аренды лесного участка по результатам аукциона подробно регламентируется Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов. В п. 38 Методических указаний установлено, что в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор аренды лесного участка, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения на основании ст. 448 ГК РФ. Необходимо учитывать, что на основании п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Отдельно следует рассмотреть предоставление лесных участков на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по результатам аукциона.

Порядок предоставления в аренду лесного участка для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты с 1 апреля 2010 г. определяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).

Лесные участки, находящиеся в государственной собственности (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ), предоставляются в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства при условии:

- если такие участки расположены в границах охотничьих угодий;

- участки не предоставлены физическим лицам, юридическим лицам.

В ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 209-ФЗ предусматривается предмет охотхозяйственного соглашения, которое заключается на срок от 20 до 49 лет с целью привлечения инвестиций в охотничье хозяйство.

Так, по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта РФ) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Исходя из установленной правовой конструкции лесохозяйственного соглашения, оно является разновидностью договора аренды лесного участка. В основе предмета лесохозяйственного соглашения - предоставление лесного участка в аренду на определенный срок. При этом существенное значение имеет цель передачи в аренду лесного участка - проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры <1>.

--------------------------------

<1> Охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты; сохранение охотничьих ресурсов - это деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства; охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты (ст. 1 Федерального закона N 209-ФЗ). Охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ч. 1 ст. 53 Федерального закона N 209-ФЗ).

 

Орган исполнительной власти субъекта РФ заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом <1> в соответствии с ч. ч. 27 и 31 ст. 28 Федерального закона N 209-ФЗ.

--------------------------------

<1> Иные лица (помимо победителя), с которыми по результатам аукциона может быть заключено охотхозяйственное соглашение, непосредственно определены в ч. ч. 27 и 31 ст. 28 Федерального закона N 209-ФЗ: 1) участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), - в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения (однако следует подчеркнуть, что в указанном случае заключение охотхозяйственного соглашения является правом, а не обязанностью органа исполнительной власти субъекта РФ, который по своему усмотрению вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения соглашения); 2) единственный участник аукциона (в случае, если аукцион признан не состоявшимся по этой причине).

 

В п. 4 ст. 27 Федерального закона N 209-ФЗ предусматривается содержание охотхозяйственного соглашения:

1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках;

2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;

3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья;

4) годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира;

5) срок действия охотхозяйственного соглашения;

6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство;

7) обязательство органа исполнительной власти субъекта РФ предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки;

8) обязательство органа исполнительной власти субъекта РФ предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном Федеральным законом N 209-ФЗ;

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения;

10) иные условия, предусмотренные Федеральным законом N 209-ФЗ.

Стоит отметить, что приведенный перечень обязательных условий охотхозяйственного соглашения является открытым. Однако дополнительные условия могут быть предусмотрены только Федеральным законом N 209-ФЗ.

В ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 209-ФЗ определены основания прекращения охотхозяйственного соглашения. В частности, охотхозяйственное соглашение прекращается:

- по истечении срока его действия;

- по соглашению сторон;

- на основании решения суда.

Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждена Приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93.

Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения установлен в ч. ч. 1 - 32 ст. 28 Федерального закона N 209-ФЗ.

Решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ. В качестве организатора аукциона выступает орган исполнительной власти субъекта РФ или действующая на основании договора с ним специализированная организация (ч. ч. 1 и 2 ст. 28 Федерального закона N 209-ФЗ).

Подробный порядок подготовки и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения установлен в Приказе Минприроды России от 31.03.2010 N 93.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начальной цены права на заключение охотхозяйственного соглашения) на "шаг аукциона".

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение.

Охотхозяйственное соглашение заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона.

Средства, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственного соглашения и состоящие из денежных средств, внесенных победителем аукциона в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, и доплаты, подлежат перечислению организатором аукциона в доход бюджета субъекта РФ, на территории которого расположено охотничье угодье, в установленном порядке.

II. Заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона. В случае заключения договора аренды без проведения аукциона в силу ч. 3 ст. 74 ЛК РФ лицо, заинтересованное в получении права аренды (заявитель), подает заявление в уполномоченный государственный (муниципальный) орган (арендодатель).

Важно отметить, что в случае предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, на срок не более одного года для выполнения изыскательских работ договор заключается в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 161 "Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ" (далее - Постановление Правительства РФ N 161).

В п. 5 Постановления Правительства РФ N 161 определен перечень документов, представляемых заявителем в уполномоченный государственный (муниципальный) орган для заключения договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ:

а) заявление, в котором указываются:

- полное и сокращенное наименования и организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе являющегося индивидуальным предпринимателем;

- местоположение и площадь лесного участка, который предполагается арендовать;

- обоснование цели и срок использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду;

б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для организации; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем; копия документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (заверенная в установленном порядке);

в) копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе (заверенная в установленном порядке);

г) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);

д) копия документа, подтверждающего право на выполнение изыскательских работ, - в случаях, предусмотренных законодательством РФ (заверенная в установленном порядке).

Приведенный перечень сведений и документов является исчерпывающим.

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ N 161 названные документы рассматриваются арендодателем в течение 30 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. В случае принятия решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду указанные документы возвращаются заявителю.

В п. 7 Постановления Правительства РФ N 161 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лесного участка в аренду для выполнения изыскательских работ:

- осуществление использования лесов на лесном участке, на который претендует заявитель, другими гражданами и (или) юридическими лицами, исключающего проведение изыскательских работ;

- представление документов с нарушением установленных требований;

- представление заявителем недостоверных сведений;

- запрещение в соответствии с законодательством РФ осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.

Иные основания, не названные в ЛК РФ и в п. 7 Постановления Правительства РФ N 161, не могут являться основаниями для отказа в предоставлении лесного участка в аренду для выполнения изыскательских работ.

Решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду может быть обжаловано в судебном порядке. Необходимо руководствоваться положениями гл. 25 ГПК РФ либо гл. 24 АПК РФ (если предполагается использование лесного участка для выполнения изыскательских работ с целью осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности), устанавливающими порядок рассмотрения дел об оспаривании решений государственных (муниципальных) органов.

Согласно ст. ст. 257 и 258 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение 10 дней, а Верховным Судом РФ - в течение двух месяцев с участием заявителя, руководителя или представителя государственного (муниципального) органа, решения которых оспариваются. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного (муниципального) органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя.

Глава 24 АПК РФ регламентирует порядок рассмотрения дел об оспаривании решений государственных (муниципальных) органов, вынесенных в отношении юридического или физического лица, включая индивидуального предпринимателя, намеревающегося арендовать лесной участок для выполнения изыскательских работ с целью осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ст. ст. 200 и 201 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных (муниципальных) органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Арбитражный суд, установив, что решение государственного (муниципального) органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого решения незаконным.

В п. 9 Постановления Правительства РФ N 161 предусматриваются требования к содержанию решения о предоставлении в аренду лесного участка для выполнения изыскательских работ:

- сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе являющегося индивидуальным предпринимателем);

- местоположение и площадь лесного участка;

- цель предоставления лесного участка в аренду и срок аренды лесного участка;

- сроки подготовки и заключения договора.

В случае принятия решения о предоставлении в аренду лесного участка для выполнения изыскательских работ арендодатель (уполномоченный государственный (муниципальный) орган) обеспечивает проведение государственного кадастрового учета лесного участка, передаваемого в аренду.

Арендодатель и заявитель в течение 30 дней с даты окончания проведения государственного кадастрового учета либо государственного учета лесного участка осуществляют подготовку и подписание договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ.

В силу п. 12 Постановления Правительства РФ N 161 срок договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ определяется в соответствии со сроком, указанным заявителем в заявлении, но не более одного года. Данное ограничение срока договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ исключает необходимость его государственной регистрации.

 

Глава 7. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

 

Статья 75. Договор купли-продажи лесных насаждений

 

Комментарий к статье 75

 

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут отчуждаться (продаваться) по договору купли-продажи. Таким образом, на этом основании у граждан и юридических лиц может возникать право собственности на лесные насаждения, расположенные на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Объектом рассматриваемого договора являются исключительно лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По смыслу ЛК РФ к лесным насаждениям отнесены деревья, кустарники и лианы в лесах (ч. 1 ст. 16 ЛК РФ).

Лесные насаждения, являющиеся объектом договора, должны располагаться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Необходимо отметить, что под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральная собственность по смыслу ст. 17 ЗК РФ - исключительно собственность Российской Федерации. Право собственности на лесные участки подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Важно, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии <1>), обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

 

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. ст. 15 - 19 ЗК РФ). В частности, земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, в государственной собственности, в муниципальной собственности. Однако лесные насаждения, отчуждаемые по договору купли-продажи, предусмотренному в комментируемой статье, должны располагаться на лесном участке, находящемся в собственности публично-правовых образований - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 4 ЛК РФ). При этом необходимо учитывать, что непосредственное осуществление полномочий собственника в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов РФ. В частности, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений отнесено в том числе владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ (ст. 82 ЛК РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ).

Важно, что согласно ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Принято Постановление Правительства РФ от 08.12.2008 N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий".

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Покупателями лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели. В ЛК РФ не установлено определений граждан и юридических лиц. В связи с этим возникает неопределенность относительно возможности заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Важно, что согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 75 ЛК РФ к рассматриваемому договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Согласно абз. 4 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Профессор А.А. Ялбулганов указывает, что в ЛК РФ, с одной стороны, не названы иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица в составе участников лесных отношений, но с другой - не содержится запрета на заключение этими категориями лиц договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, исходя из положений Конституции РФ и ГК РФ названные категории лиц могут заключать соответствующие договоры <1>.

--------------------------------

<1> См.: Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007.

 

По общему правилу лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Об этом свидетельствует и предусмотренный порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, при котором заявки на участие в аукционе могут подавать индивидуальные предприниматели (ч. 11 ст. 79 ЛК РФ). Согласно ч. 3 ст. 25 ЛК РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Кроме того, согласно ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 36 ЛК РФ заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, переработка древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность. Однако ЛК РФ может содержать исключения, при которых использование лесов разрешается только гражданам для собственных нужд, не связанных с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью.

По общему правилу договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Однако законодатель допускает заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона в отдельных случаях: при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным осуществлением продажи лесных насаждений для заготовки древесины (ст. 19 ЛК РФ); при заготовке гражданами древесины для собственных нужд (ст. 30 ЛК РФ).

Продажа лесных насаждений означает их отчуждение собственником (продавцом) в пользу другого лица (покупателя) на возмездных условиях. Покупатель обязан оплатить передаваемые лесные насаждения в размере, определяемом по правилам ст. 76 ЛК РФ. Покупатель может использовать передаваемые лесные насаждения в соответствии с видами использования лесов (ст. 25 ЛК РФ) и при соблюдении правил использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в Российской Федерации. По смыслу комментируемой статьи лесные насаждения передаются по договору в целях заготовки. Согласно ч. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Представляется, что данное определение заготовки применимо к иным видам лесных насаждений. Таким образом, в результате заготовки лесные насаждения переходят в разряд объектов движимого имущества. В силу данного обстоятельства у покупателя на основании рассматриваемого договора не может возникать каких-либо прав на лесной участок, на котором располагались лесные насаждения. Положения ст. 271 "Право пользования земельным участком собственником недвижимости" ГК РФ в данном случае не применяются.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи правила купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ предусматривает содержание и срок договора купли-продажи лесных насаждений (ст. 75), правила определения платы по договору (ст. 76), порядок заключения договора (ст. 77). Кроме того, в гл. 8 ЛК РФ предусмотрен порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, ЛК РФ предусматривает условия и порядок купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом необходимо учесть, что согласно ч. 3 комментируемой статьи к заключенному договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

3. В силу ч. 3 комментируемой статьи положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору купли-продажи лесных насаждений в части, не противоречащей ЛК РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:

- по общему правилу положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору купли-продажи лесных насаждений при условии, что они не противоречат ЛК РФ;

- в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.