Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 14 страница



Оберегающий супервизор   12 7

Симптомы могут возникнуть у обоих полов. Как только женщины забирают боль­ше реальной власти, мы можем наблюдать усиление симптомов у мужчин, в осо­бенности в тех случаях, когда муж «не может справиться» со своей неспособно­стью делать то, чего хочет жена.

В наше время разводов есть еще один вид не эффективной организации, кото­рый терапевту необходимо учитывать и распознавать. Множество матерей и от­цов воспитывают детей одни. Часто, когда родитель отвечает за группу детей и второго члена команды нет, дети начинают перегружать родителя. Они не реша­ют свои проблемы сами, а все время взваливают их на родителя, так что он прини­мает участие во всех разговорах. Такая организация нежизнеспособна. Когда в группе только один лидер, то все, что ему требуется, — это второй человек в ко­манде, который мог бы подтвердить, что лидер — это лидер. Вот для чего офице­рам в армии нужны сержанты — для поддержания их авторитета. В семьях с оди­ноким родителем перегруженный родитель нуждается в ком-то еще, может быть, в старшем ребенке, или бабушке, или разведенном отце, чтобы поддерживать свое лидерство, которое позволяет складываться иерархии, а не хаосу.

Отношения «пол—иерархия» — это сложный процесс, а не просто проблема женского и мужского. Супругам, которые борются друг с другом за равенство, будучи при этом лидерами группы, строить взаимоотношения непросто. Анализ иерархии и структуры в семье — задача весьма сложная, так как иерархия, по край­ней мере двойная — та, что показывают окружающим, включая терапевта, — мо­жет сильно отличаться от действительной тайной организации иерархии в семье.

О том, что вопросы пола не имеют простых, стереотипных решений, свидетель­ствует влияние, которое оказывает половая принадлежность терапевта, суперви­зора и членов семьи на возникновение коалиций.

Оберегающий супервизор

От супервизоров можно ожидать, что они будут защищать и опекать обучающих­ся, клиентов, а также самих себя.

Защита членов семьи

Как правило, супервизор должен защищать клиентов, попавших в руки обуча­ющихся. Я вспоминаю виды такой защиты, которые сформировались к 1960-м гг. Вот один пример: 17-летняя девушка сошла с ума во время своего первого семе­стра в колледже. Она была госпитализирована с диагнозом «шизофрения», после чего ее перенаправили в больницу неподалеку от ее дома. Дон Джексон начал за­ниматься с ней психотерапией. На семейном сеансе отец разговаривал с дочерью таким образом, что Джексон остановил его, сказав: «Если вы будете продолжать в том же духе, то вас ждут неприятности, которые вам совершенно не нужны». В то время, в начале 1960-х гг., психотерапевты, руководствуясь теорией вытеснения, обычно побуждали людей говорить все, что те могут высказать. Остановить отца, когда он говорил с ребенком, было поступком необычным. После сеанса я спро­сил Джексона, почему он так поступил. Он сказал, что отец стал просить дочь оценить его отцовские качества, а это неправильно, когда ребенок с проблемой

128  Глава 7. Спорные вопросы

судит своего родителя. Терапевт не должен был допустить этого. Он добавил: «Я считаю, долг терапевта не допустить, чтобы отец смешивал себя с дерьмом». Во времена, когда все мы стимулировали у наших клиентов самовыражение и то­тальную честность, это была новая и свежая мысль.

Защита обучающихся

Долг супервизора не допустить, чтобы обучающиеся делали из себя дураков. По­этому в первую очередь их необходимо обучить навыкам проведения интервью, чтобы они не делали грубых ошибок и не чувствовали себя беспомощными во время сеанса. Я вспоминаю одного социального работника-женщину не без опы­та, проводившую интервью с семьей, в которой были дети семи-восьми лет. Соци­альный работник разговаривала с матерью, а дети тем временем прыгали, скака­ли, плясали, дурачились и орали друг на друга. Это привело терапевта в ужас, но она не знала, как надо организовать семью, чтобы и мама, и дети могли достичь определенных целей. Также я припоминаю психотерапевта, в прошлом учитель­ницу младших классов, которая проводила терапию с семьей, имевшей четырех диких ребятишек. За несколько мгновений терапевт, используя свой школьный опыт, умудрилась рассадить четырех ребят по углам и заставить их рисовать кар­тинки; затем она продолжила разговаривать с матерью, организованно вовлекая детей в обсуждение.

Иногда происходящее в консультационном кабинете выходит из-под контро­ля, несмотря на все искусство обучающегося, и тогда супервизору, который нахо­дится за зеркалом, необходимо вмешаться, чтобы разрешить кризис и спасти обу­чающегося. Супервизор может, например, позвонить обучающемуся в кабинет по телефону с предложением разделить семью на две группы и отослать одну группу в холл. Этот прием часто помогает разрядить напряженную обстановку.

Если терапевт расстроен и не может справиться с возникшим затруднением из-за каких-то личных реакций, супервизор может предложить какое-нибудь альтер­нативное поведение. Однако невозможно всегда защищать терапевтов от нашего, признаем это, нелегкого дела. Они должны уметь справляться со своей тревогой и при этом нормально функционировать. Перефразируя Гарри Трумэна: «Если терапевт не может выносить жару, он должен убраться из кухни».

Насилие в психотерапевтическом кабинете

Если возникает ситуация реальной угрозы, а не просто тревоги, обучающихся нужно защитить. Однажды я выступал супервизором для супервизора. Когда я прошел за зеркало, чтобы присоединиться к нему, мы увидели, что в кабинете находятся мать и дочь, а женщина-терапевт стоит за стулом. Когда я спросил сво­его коллегу, почему терапевт стоит, мне сказали, что она боится дочери, которая угрожает ей физической расправой. Я вызвал терапевта из кабинета и сказал ей, что она не должна бояться клиента. По моему указанию она сказала матери и до­чери, что если дочь снова будет хоть как-то угрожать терапевту, их терапия тут же прекратится. Мать и дочь согласились с этим, и терапевт смогла сесть и продол­жить сеанс.

Так как мы работали в частном институте, то после этого происшествия мы взяли за правило не принимать случаи, в которых возможно насилие. Вскоре по-

Оберегающий супервизор   129

еле этого к нам пришел отец со своим сыном средних лет. Ему сказали по телефо­ну, сообщил отец, что он не может привести на терапию всю семью, так как его сын склонен к насилию, и теперь он хотел с кем-нибудь это обсудить. Марша Ортиз, одна из супервизоров, поговорила с мужчиной и его сыном и решила, что семью можно принять. С ними начали работать, и сын ни разу не пытался проявить на­силие. Позже его брат средних лет угрожал насилием, но проблема была решена совершенно безболезненно.

Угроза суицида

Когда на психотерапевтическом сеансе возникает проблема, супервизор должен защитить клиента. Одна из причин использования «прозрачного» зеркала как раз в том, чтобы дать супервизору возможность видеть все происходящее в терапев­тическом кабинете и защитить клиента от наивного обучающегося, если в этом есть необходимость. Однако бывают ситуации, когда обучающегося тоже нужно защищать. Например, в том случае, если клиент угрожает суицидом. Обучающим­ся нужно внушить, что эти угрозы нужно всегда воспринимать всерьез, даже если они произнесены вскользь, особенно если угрозы исходят от подростка. Если под­росток угрожает убить себя, это поднимает терапевтическую ситуацию на другой уровень, и терапевту больше не стоит возиться с обычной борьбой за власть меж­ду подростком и родителями.

Обучающимся нужно внушить, что помимо помощи подростку, угрожающему убить себя, и попыток разрешить проблему, стоящую за этой угрозой, они долж­ны ясно представлять себя на месте свидетеля, отвечающего на вопрос обвините­ля: «Что вы предприняли, чтобы спасти жизнь погибшего?» Обучающиеся, с по­мощью супервизора, должны быть в состоянии проделать необходимые действия. Сюда включается и готовность госпитализировать подростка, даже в том случае, когда госпитализация может создать ему больше проблем, чем амбулаторная пси­хотерапия. Если человек хоть раз побывал в психиатрической больнице, он ста­новится заклейменным, он скомпрометирован в глазах общества, и это наложит определенные ограничения на прием в школу или на работу, на получение води­тельских прав и так далее. Более того, госпитализация может побудить остальных членов семьи смотреть на подростка как на дефектного. Даже учитывая все эти последствия, можно сказать, что госпитализация подростка, угрожающего убить себя, может быть необходима для защиты обучающегося от обвинений в произо­шедшей трагедии.

Если супервизор и коллеги обучающегося наблюдали за ним через зеркало в момент, когда была произнесена эта угроза, они могут провести обсуждение, на­правленное на поддержку решений терапевта группой профессионалов.

Хотя очевидно, что в суде этот метод проверен не будет, один из самых лучших методов работы с угрозой суицида — использование семьи. Если родители согла­сятся взять на себя такую ответственность, можно выстроить в семье систему «су­ицидальной бдительности». Клиента никогда не оставляют одного, с ним всегда находится кто-то из членов семьи. Это защищает человека с суицидальными на­мерениями и, благодаря тому что семье приходиться справляться с возникшими неудобствами, позволяет выявить семейные проблемы.

'30  Глава 7. Спорные вопросы

сотрудничество с коллегами

Супервизорам необходимо защитить обучающихся от социальной системы, в том шсле от коллег различного ранга и от судебной системы. Терапевты должны на-гчиться отстаивать свои права перед коллегами. Иногда супервизору приходится ш только выступать в качестве советчика, но и быть барьером между своим подо-1ечным и его коллегами. Иногда коллеги нападают на обучающихся за недоста­точно серьезное отношение к DSM-IV, несмотря даже на то, что эта классифика-щя не была предназначена для психотерапевтической сферы и ее применение ложет даже повредить. Супервизор должен поддерживать обучающегося в этой юрьбе. Идеологические вопросы иногда принимают форму нападок на психоте­рапевтический подход, которому следует обучающийся: его могут назвать поверх-юстным, манипулятивным, неэтичным или неуместным. Супервизор в своей обу-1ающей программе должен затронуть эту аргументацию и ее источники.

Кроме того, есть такие специалисты, которые хотят выполнить свою задачу во ^то бы то ни стало, даже если это пойдет во вред терапии. Например, коллеги пси-шлога могут убеждать семью, что ребенка нужно обследовать с помощью батареи психологических тестов. Иногда обучающийся стесняется сказать, что эта бата­рея тестов диагностирует ребенка как отклоняющегося и что такое заключение может быть ошибочным и бесполезным в терапевтическом подходе, направлен­ном на социальную организацию семьи. Супервизор должен научить своих подо­печных распознавать тесты, совместимые с терапией, и отказываться от других, несовместимых, даже если это вызывает раздражение у психологов, потративших годы на то, чтобы овладеть тестом Роршаха.

Чаще всего у обучающихся возникают проблемы в общении с психиатрами. Когда психиатр отсылает клиентов к другому специалисту, один-два члена семьи уже сидят на лекарствах. Большинство молодых терапевтов неохотно обращают­ся к психиатрам с просьбой отменить препараты или снизить дозировку, даже если это кажется им важным с точки зрения психотерапевтического подхода. Супер­визор должен сам побеседовать с психиатром, чтобы понять, что можно сделать. Похожие проблемы возникают, когда коллеги посылают клиентов на семейную или супружескую терапию, а сами продолжают встречаться с одним из членов семьи в индивидуальном порядке. Супервизор должен найти возможность при­остановить индивидуальную терапию на какое-то время, чтобы семья была сосре­доточена на совместном прохождении терапии.

Иногда вопросы сотрудничества достигают уровня целых организаций. Ска­жем, обучающийся работает с женщиной, которая слишком много пьет и нужда­ется в прохождении дезинтоксикации. Наиболее предпочтительные действия в данном случае — несколько дней детокса, а затем семейная терапия, цель кото­рой — так организовать семью, чтобы не допустить дальнейшего пьянства. Одна­ко организации, осуществляющие детокс, имеют свой собственный план действий. Они захотят положить человека, нуждающегося в детоксе, в больницу на срок, исчисляющийся неделями, а затем назначат ему амбулаторное лечение чуть ли не на полгода. Обучающийся побаивается противодействовать этой системе и скоро обнаруживает, что его пьющий клиент ускользнул и передан другим людям для применения к нему менее адекватного подхода. Может быть, у супервизора будет возможность повлиять на организацию, осуществляющую детокс, а может быть, и нет.

Другие спорные вопросы   131

Бесконечная терапия

Обучающегося надо научить завершать работу с клиентом, когда достигнуты изменения и проблема, с которой пришел клиент, решена. У клиента могут быть и другие проблемы, но если он не хочет с ними работать, в этом нет необходи­мости.

Однако иногда клиент и обучающийся застревают на этом этапе. Обучающий­ся всегда может найти еще какие-то проблемы, над которыми семья еще может по­работать, а семья, довольная результатами, пребывает в восторге от терапевта и хочет продолжать терапию. Задача супервизора — помочь клиенту и терапевту освободиться друг от друга. По достижении улучшения можно, например, удли­нить интервалы между сеансами. Во время этих перерывов семья начинает инте­ресоваться другими вопросами, а у обучающегося появляются новые клиенты, за­нимающие его время и мысли.

Освобождение терапевта и клиентов друг от друга может стать серьезной про­блемой. Например, какое-то время я проводил супервизию в Нью-Йорке. Все обучающиеся были опытными психотерапевтами и рассказывали на общем обсуждении о своих клиентах. Обсуждение начиналось примерно с таких фраз: «Я работаю с этим клиентом уже 8 лет». Другой терапевт говорил: «Эту терапию я провожу 9 лет». Я начал понимать, что эти терапевты не могли освободиться от своих клиентов и таким образом просили меня о помощи. Они не могли ни выле­чить своих клиентов, ни бросить их. Так как терапия, которой мы занимались, была краткосрочной, нескольким обучающимся понадобилось всего несколько об­суждений, чтобы успешно завершить терапию. Через некоторое время другие те­рапевты начали смущаться и говорить примерно так: «Я лучше не буду упоминать, сколько лет я встречаюсь с этим клиентом».

В первую очередь защита обучающихся предполагает их общение и взаимодей­ствие с профессионалами других областей, имеющих иные, не психотерапевтичес­кие, приоритеты. Иногда обучающиеся обнаруживают, что их попытки соблюсти интересы и удовлетворить идеологические запросы коллег в медицине, психоло­гии и социальной работе препятствуют их собственной терапевтической деятель­ности. Супервизор должен помочь им разобраться с этими вопросами.

Другие спорные вопросы

Супервизору приходится иметь дело и с другими противоречиями в нашей сфере, включая вопросы: должен ли обучающийся психотерапевт целенаправленно воз­действовать на клиента, когда клиент этого не осознает; должен ли он выступать за развод, если пара несчастна; должен ли он забирать детей из дома и отдавать их в приемную семью, если родители о них не заботятся; стоит ли советовать моло­дежи покидать своих родителей и никогда больше с ними не общаться и стоит ли прекращать терапию, если предъявленная проблема уже решена, но есть другие очевидные проблемы.

Нам нет необходимости рассматривать здесь все эти спорные вопросы, так как разумный уже давно занял по каждому из них правильную позицию.

глава 8________________________

«Живая» супервизия

«Живая» супервизия — это такая супервизия, при которой супервизор наблюда­ет за работой терапевта и делает замечания по ходу действия. Такая организация работы может принимать различные формы. В XIX веке обучение клиническому гипнозу заключалось в том, что обучающийся наблюдал за работой учителя с кли­ентом, а затем учитель наблюдал за работой обучающегося. Супервизор тогда мог наблюдать за происходящим и руководить ходом терапии. Внедрение в практику в начале 1950-х гг. «прозрачного» зеркала, а затем видеозаписей, дало супервизо­ру возможность наблюдать за работой обучающегося, не присутствуя на интервью. В использовании «прозрачного» зеркала можно выделить несколько стадий1. Я вспоминаю стадии моего собственного развития как супервизора. В самом на­чале мы только наблюдали за работой обучающегося через зеркало, не'внося ни­каких корректив по ходу интервью — только до или после него. Позже мы обсуж­дали с обучающимся, что ему следовало бы сделать. Иногда тем из нас, кто наблю­дал через зеркало, было больно видеть, как обучающийся совершает ошибки, которые легко можно было бы исправить или которых можно было бы даже избе­жать, если бы мы сделали замечание. Но мы ждали окончания сеанса, чтобы дать свои комментарии. Тогда, в самом начале, мы все считали, что терапевтический сеанс неприкосновенен и в этот процесс нельзя вмешиваться. Возможно, такое мнение явилось результатом предыдущего периода, в котором конфиденциаль­ность считалась важнейшей частью терапевтической обстановки. Между клиен­том с терапевтом и всеми остальными как бы пролегала граница, создававшая ощущение беседы наедине, даже если за ними велось наблюдение через «прозрач­ное» зеркало.

1 В 1957 г. я наблюдал за тем, как Чарльз Фулвейлср (Charles Fulweiler) проводил терапию с семьей, находясь за зеркалом. После этого зеркало было включено в проект Бейтсона. Ср. Haley, J., & Hoffman, L. (1968). Techniques of family therapy. New York: Basic Books.

Глава 8. *Живая» супервизия   133

Следующим шагом в использовании «прозрачного» зеркала стал стук в дверь во время интервью и вызов терапевта из кабинета для того, чтобы высказать ему какие-либо предложения. Было отмечено, что от таких предложений в процессе интервью не только улучшается сама терапия, но и терапевт лучше усваивает идеи, чем в случае, когда супервизор высказывает свои предложения до сеанса. Тера­певты не возражали против этих вторжений, они были благодарны за руководство. После того как таким образом была разрушена граница терапевт—клиент, терапев­ты смогли уже вполне непринужденно выходить в середине сеанса из кабинета, чтобы проконсультироваться с супервизором.

Следующим шагом стала установка телефонов, связывающих кабинет терапев­та и комнату за зеркалом, так что супервизор смог давать обучающемуся советы по телефону. Это не так сильно нарушало процесс, как стук в дверь. Опытный обучающийся может поднять трубку, выслушать предложения супервизора, по­ложить трубку на место и продолжить сеанс как ни в чем не бывало. Фактически, если обучающийся имеет некоторый опыт, то по дальнейшему ходу разговора не­возможно определить, что именно предложил супервизор по телефону. Напротив, начинающий терапевт иногда так сильно реагирует на звонок по телефону или мигание лампочки, что супервизор трижды подумает, звонить или нет, поскольку его вмешательство слишком уж заметно.

В «живой» супервизии проблемы могут возникнуть, если супервизор слишком активно пользуется телефоном, не давая терапевту действовать самостоятельно. Одно время мы вешали телефон на стену кабинета, так что терапевту приходилось вставать и идти через всю комнату. Это делалось для того, чтобы звонок суперви­зора как можно больше нарушал процесс, а супервизор, соответственно, старался звонить как можно реже. Звоня по телефону, супервизор должен быть краток и говорить только по делу. Он должен заранее продумать то, что хочет сказать, за­тем придать своему высказыванию максимально краткую форму и только тогда позвонить. Крайним вариантом максимального вторжения супервизора в процесс является использование маленького микрофона, помещенного в ухо. В этом слу­чае клиент даже не может определить, в какой момент от супервизора поступает предложение. При таком варианте организации психотерапевтического процесса возникают две проблемы, делающие использование этого устройства неразумным. Во-первых, пытаясь слушать одновременно и супервизора, и семью, терапевт при­обретает остекленевший взгляд, который мешает ему поддерживать хороший кон­такт с семьей. Во-вторых, супервизор, со своей стороны, говорит слишком много, потому что вмешиваться в данном случае легко. Когда в ухо терапевта непрерыв­но поступают предложения супервизора, терапевт уподобляется роботу, реализу­ющему чужие идеи.

Было испробовано множество вариантов «живой» супервизии, включая ис­пользование в терапевтическом кабинете только микрофона, который соединял­ся с магнитофоном супервизора в соседней комнате. Супервизор не мог видеть того, что происходит, мог только слышать сказанное и давать советы.

Когда «живая» супервизия проводится правильно, то ход интервью расплани­рован заранее, а телефонные звонки используются только изредка. Например,

134   Глава 8. «Живая» супервизия

тогда, когда супервизор видит, как можно улучшить плановое действие, или за­мечает, что что-то пропущено. Если становится ясно, что терапевтический план надо менять, то лучше вызвать терапевта из кабинета и обсудить изменения, а не пытаться объяснять такие сложные вещи по телефону.

В наши дни альтернативой «прозрачному» зеркалу стала недорогая видеока­мера в кабинете и монитор в комнате супервизора. Использование монитора не дает супервизору такого эффекта присутствия, как «прозрачное» зеркало, но оно вполне приемлемо. Кроме того, видеонаблюдение предоставляет и новые возмож­ности. Раз уж монитор можно поставить в соседней комнате, то с таким же успе­хом его можно разместить и в соседнем здании. На самом деле он может быть и в другом городе. Теперь супервизию можно получить, невзирая ни на какие рассто­яния и государственные границы. В начале 1980-х гг. я участвовал в «живой» су-первизии сидя в Вашингтоне, глядя на монитор и по телефону передавая свои предложения терапевту в Луизиане. Использование спутниковых технологий по­зволяет руководить терапевтами по всему миру.

Ценность «живой» супервизии в том, что она позволяет научить терапевта ре-ализовывать терапевтический план. Часто просто бывает полезно иметь еще одну пару глаз, наблюдающих за сеансом с объективной дистанции. Это очень ценная помощь в решении практических вопросов, например, можно указать терапевту, что он неправильно понял чьи-то слова или уделяет недостаточно внимания чле­ну семьи, которого стоит подключить к разговору. Изредка у терапевта что-то не получается не потому, что он этого не умеет, а потому, что забыл, и ему надо на­помнить. Например, на одном семейном сеансе мать сказала, что она хотела бы поговорить с терапевтом наедине, без сына. Терапевт перешел к обсуждению про­блем, очевидно, полагая, что индивидуальное интервью с матерью, без сына, мо­жет быть организовано в какое-то другое время. Супервизор позвонил и предло­жил просто отослать мальчика из комнаты и выслушать мать. Так и было сделано, и это сэкономило очень много времени. В другом случае, клиентка, обсуждая свои проблемы, вскользь упомянула о том, что в детстве подвергалась сексуальным домогательствам со стороны отца. Женщина сказал об этом так небрежно, обсуж­дая совершенно другие вещи, что терапевт фактически не заметил этого высказы­вания. Супервизор позвонил и предложил терапевту спросить у женщины, гово­рила ли она об этом кому-нибудь еще. Выяснилось, что никогда не говорила и очень хотела бы обсудить это с кем-нибудь.

Одна из проблем, которую надо обязательно иметь в виду, состоит в том, что «прозрачное» зеркало «не пропускает» эмоции. Порой супервизору сложно судить об эмоциональном состоянии клиента: он не может понять, насколько сильно тот расстроен. Иногда, предлагая терапевту какие-то действия, супервизор сталкива­ется с сопротивлением терапевта. Значит, надо выяснить, в чем дело — в том ли, что терапевт получает от клиента информацию, которая недоступна супервизору, или в том, как терапевт воспринимает эмоциональную устойчивость клиента. Например, супервизор может предложить обсудить с супругами сексуальные про­блемы, а терапевт не захочет этого делать. Вопрос: для кого эта тема в данный момент слишком болезненна — для супругов или для терапевта?

Обучающаяся группа    135

Так как терапевту в кабинете и наблюдателям за зеркалом доступна разная информация, супервизору полезно сказать обучающемуся что-то вроде: «Я буду давать вам советы и хочу, чтобы вы следовали им. Но учтите, это только предло­жения. Вы принимаете решение о том, делать вам предложенное или не делать, потому что именно вы находитесь рядом с клиентом. Однако если я скажу, что вы должны что-то сделать, значит вы должны это сделать». Такая речь показывает обучающимся, что супервизор в данном случае является учителем и обладает вла­стью, но сами они тоже отвечают за свои действия.

Обучающаяся группа1

Супервизор может работать с коллегой или обучающимся один на один, а может работать с группой обучающихся за «прозрачным» зеркалом, при этом обучающи­еся по очереди работают с клиентами в терапевтическом кабинете. Эти две ситу­ации сильно отличаются друг от друга. Когда супервизию получает один терапевт, единицей рассмотрения является связка «терапевт—клиент». Супервизор сосре­доточивается на ней и легко игнорирует различные помехи. Кроме того, по­скольку на обсуждении больше никто не присутствует, супервизор свободен в своих комментариях по поводу терапевта и его стиля и может высказываться не только позитивно, но и критически.

Однако если супервизор работает с группой, то его слова слышат все присут­ствующие. Более того, супервизор не может целиком посвятить себя наблюдению за интервью, так как должен объяснять группе, что происходит и что должно про­исходить. Иногда супервизор просто высказывает свои мысли и помогает группе таким образом посмотреть на происходящее с его точки зрения. Иногда суперви­зор так увлекается наблюдением за работой терапевта, что забывает про группу. Группа обучающихся может прийти к неверным выводам, наблюдая за происхо­дящим в терапевтическом кабинете. Например, в определенной ситуации супер­визор может стимулировать конфронтацию; группа при этом может решить, что к такой конфронтации надо стремиться всегда, не понимая, что она была предло­жена только для данного конкретного случая. Чтобы избежать недоразумений, супервизору лучше объяснить обучающимся свою позицию. Если сеанс записы­вается на видео, у супервизора есть возможность прокрутить запись в замедлен­ном темпе и показать таким образом обоснование сделанных интервенций.

Цель обучающейся группы — одновременно научиться терапевтическим тех­никам и пониманию человеческих проблем. Ценность «живой» супервизии в том, что она позволяет обсудить конкретные проблемы именно в тот момент, когда они возникают. В процессе получения академического образования психотерапевты знакомятся с традиционным пониманием человеческих проблем и обоснования­ми этого понимания. Позже, когда психотерапевт начинает работать и к нему при­ходит клиент с каким-либо расстройством, он пытается припомнить сведения о нем, полученные много лет назад в учебном заведении. «Живая» супервизия пред­лагает другой способ обучения: терапевты одновременно узнают и о проблеме, и о том, как с ней справляться. Например, когда студент изучает умственную отста-

Traininggroup — букв, «обучение в группе» и «группа, участвующая в обучении». — Примеч. перев.

136  Глава 8 *Живая» супервизия

лость, им движет чисто академический интерес. Когда обучающийся в «живой» супервизии получает для работы семью со взрослым умственно отсталым сыном, то начинается совсем другое обучение. Обучающемуся не терпится научиться обращаться с этой проблемой и узнать, что о ней вообще известно. Например, обу­чающийся видит, что человек с такой степенью отсталости может самостоятель­но завязать шнурки на ботинках, но никогда этого не делает, так как у него очень заботливая мать, которая всегда делает это за него. Становится понятна необхо­димость расширить диапазон действий, которые этот человек может выполнить самостоятельно. Обучающийся может увидеть как природу проблемы, так и об­раз действий семьи.

Супервизор, обучающий психотерапии, а не постановке диагнозов, осознает, что терапевты получают больше знаний, когда сталкиваются с проблемой на те­рапевтическом сеансе, а не на диагностическом интервью. Природу проблемы от­крывает для себя не только обучающийся в роли терапевта, но и вся группа, на­блюдающая за сеансом и участвующая в терапевтическом процессе. Если в буду­щем им придется работать с подобной проблемой, она уже не будет для них внове.

Обучающаяся группа полезна и супервизору. В процессе обучения рассматри­ваются все виды проблем, и супервизор может использовать знания группы, что­бы пополнить свои знания. В группе обучающихся терапевтов (практикующих психотерапевтов, а не начинающих студентов) есть люди, обладающие богатым опытом работы с различными проблемами, с различными препаратами, разными типами коллег и юридических ситуаций. Хороший супервизор использует это и приумножает мудрость группы. Необходимо уяснить себе, что супервизор отве­чает за все и что идеи и предложения поступают к супервизору от группы, а от него уже — к обучающемуся терапевту, проводящему сеанс.

Использование ресурсов группы определяется ее организацией. Принципиаль­но важно подчеркивать в группе все позитивное. Необходимо, чтобы в группе был дух высокой морали. Как терапевт хочет добиться от клиента самых лучших идей, так и супервизор хочет получить в группе самые лучшие идеи от каждого ее члена.

Вы слышали об Эмиле Дюркгейме?

В обучающейся группе из восьми или десяти человек почти всегда есть один от­ступник. Обычно супервизорам трудно иметь дело с таким обучающимся. Это тот, кто не принимает идей, которым пришел учиться, кто оспаривает указания или задает вопросы, очевидно продиктованные другой идеологией. Члены группы сто­ронятся его или начинают переглядываться, когда он говорит. Как супервизору следует обращаться с таким человеком? Терпеливо. В каждой группе должен быть отступник1, считал Дюркгейм, и к его мнению стоит прислушаться. Функция от­ступника в том, чтобы показать группе, как не надо себя вести. Подразумеваемые правила поведения в группе специально не проговариваются, но отступник нару­шает их; после этого каждый понимает, что так вести себя не стоит. Я вспоминаю, как один управляющий магазина говорил, что никогда не надо увольнять худше­го продавца, так как вы сразу же получите другого худшего продавца; группе про­давцов нужен худший. Если выкинуть из группы обучающегося, с которым труд­но, результат может быть тот же самый.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.