Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 12 страница



Часто работа терапевта заключается в поддержке родителей проблемного ре­бенка. С точки зрения иерархии это означает, что терапевт должен поднять авто­ритет родителей и обеспечить им уважение детей. Но при этом каждое действие по обучению родителей несет в себе обвинение в том, что они сами не знают, что

'08  Глаиа 7. Спорные вопросы

[елают, в противном случае терапевту не пришлось бы учить их. «Вы должны быть юследовательны в воспитании детей», — говорит двадцатидвухлетний неженатый гсихолог сорокалетним родителям. «Я-то последовательна, а вот мой муж — 1ет», — отвечает жена. «Но вы оба должны быть последовательны», — говорит ■ерапевт. Это обучение? Или создание у родителей чувства вины из-за того, что >ни не могут перестать делать то, что делают, так как у них проблемы во взаимо­отношениях? Может быть, проблема — в организации семейной системы, а не в 1евежестве? Проницательный читатель, наверное, уже заметил, что супервизоры решат тем же в отношении обучающихся. Если они учат своих подопечных не (Гчить клиентов, они делают именно то, что не советуют делать обучающимся. Какие действия супервизор может предпринять для того, чтобы терапевты не по­учали своих клиентов? Необходимо изменить социальный контекст таким обра-юм, чтобы обучающийся и не пытался учить клиента, чтобы добиться терапевти-«ского изменения. Следующие примеры терапии иллюстрируют все вышеска­занное.

Модель показательного случая 1

Женщина привела на терапию своего 12-летнего сына и объяснила, что у него есть некоторые «ограничения» (была ли у него задержка развития, было непонятно). Она сказала, что несколько месяцев назад умер ее муж, оставив ей весь груз вос­питания их сына. Чтобы защитить мальчика, она провожала его до школы, вызва­лась дежурить на игровой площадке в обеденное время, где она могла за ним при­глядывать, а затем шла с ним домой из школы. Она никогда не выпускала его из дома одного. То есть мы имеем женщину, которую, по-видимому, нужно научить воспитывать ребенка и показать ей, что она чересчур опекает его, что мальчику нужна большая свобода и ответственность и даже что многие его проблемы вы­званы как раз тем, что она ограничивает его поведение. После такого поучающего разговора с предполагаемым знатоком в деле воспитания детей женщина, вероят­нее всего, будет чувствовать себя ужасно. Она может посчитать, что причинила ребенку вред своей излишней заботой. Если же она будет чувствовать себя слиш­ком плохо, слишком переживать из-за разговоров с терапевтом, то мальчику, воз­можно, придется создать какую-нибудь проблему, чтобы она смогла доказать те­рапевту, что проблемы все-таки не у нее, а у мальчика. Терапевт, верящий в то, что цель клиента — понять себя, мог бы проинтерпретировать этот случай так: «Для этой женщины принципиально важно осознать, насколько плохо она воспитыва­ет ребенка, даже если это ее расстроит».

Терапевт, в данном случае это был Питер Уркхард (Peter Urquhart), один из наших «общинных»1 семейных терапевтов, в течение часа разговаривал с женщи­ной и мальчиком. Он ни единым словом или жестом не позволил себе упрекнуть мать в чрезмерной опеке над сыном. Следуя плану супервизии, он сказал матери, что она должна подготовиться к тому, что ее сын изменится, что от 13-летнего парня можно ожидать большего, чем от более младшего ребенка, и что когда-ни­будь ему придется самому о себе заботиться. С этими изменениями нет нужды

' Букв.: community-based therapist — терапепт, нанят ый не государством, а на деньги штата. — Примеч. переа.

Должен ли психотерапевт обучать клиента?  109

торопиться, подчеркнул он, и попросил мать позволить мальчику играть после школы на улице прямо перед домом, чтобы она могла наблюдать за ним из холла и таким образом иметь возможность оберегать его. Она согласилась. Затем он попросил ее позволить мальчику доходить до перекрестка (мать могла наблюдать за ним), чтобы он мог научиться контактировать с соседскими детьми. Она снова согласилась. Через три недели мальчик стал играть в баскетбол на местной пло­щадке, а мать начала работать неполный рабочий день. Ни разу терапевт под пред­логом обучения не критиковал методы воспитания этой женщины.

В процессе терапии произошло еще одно интересное событие. Мать сказала, что время от времени она слышит, как мальчик в своей комнате разговаривает со своим покойным отцом. Это ее тревожило. Многие психотерапевты немедленно сделали бы диагностическую стойку и решили, что у мальчика психоз, но Уркхард повернулся к мальчику и спросил: «Что говорит тебе твой отец, когда ты беседу­ешь с ним в своей комнате?» Мальчик ответил: «Он говорит, у меня должен быть велосипед». Уркхард спросил у матери: «Как насчет этого?» Мать согласилась позволить сыну иметь велосипед, но сказала, что тот не умеет на нем ездить.

На следующей неделе, когда мать пришла к терапевту одна, она сказала, что иногда по ночам ее покойный супруг поднимается по лестнице и ложится рядом с ней в постель; затем он вздыхает и уходит. Наверное, мать не призналась бы в этом, если бы психотерапевт не отреагировал так спокойно на воображаемые разгово­ры мальчика со своим отцом. Тут Уркхарт просветил ее насчет того, что она, по­ложим, уже и так знала, сказав, что одинокие люди иногда видят родственников, по которым очень скучают. Визиты прекратились.

В данном случае терапевт должен был поставить четкую терапевтическую цель. Ему нужно было решить, должен ли он обучить мать тому, как правильно воспитывать сына, или дать мальчику возможность максимально реализовать свой потенциал и заинтересовать мать чем-то другим помимо ребенка. Каким об­разом обучение матери воспитательским навыкам помогло бы достичь этой цели? Ей нужно было не обучение, а сын, способный реализовать свой потенциал.

Модель показательного случая 2

Родители привели в детскую консультативную клинику двух своих детей: четы­рехлетнего мальчика и трехлетнюю девочку. Проблемы были у обоих детей. Маль­чик, находясь вне дома, все время кричал и вопил как резаный; а его младшая сестра ему подражала. Родители безуспешно старались справиться с детьми, и между ними возникали явные конфликты из-за их воспитания. В тот день супер­визором был я, и, так уж случилось, я был раздражен поведением некоторых тера­певтов, которые снисходительно поучали матерей. Я задался вопросом, возмож­но ли изменить поведение детей и стиль воспитания у взрослых, не используя прямого обучения матери каким бы то ни было приемам воспитания, ничего не рассказывая ей о теории научения и подкреплении. Именно эту задачу я поста­вил перед терапевтом. Психотерапевт могла разговаривать с матерью о любых взаимоотношениях в ее жизни, кроме отношений с детьми; помимо этого психо­терапевт не должна была давать матери никаких советов по поводу воспитания детей. Задача был не из легких, потому что дети вели себя ужасно. Муж вначале

' 10  Глава 7. Спорные вопросы

'клонялся от прихода на терапию, что делало задачу еще более сложной. Психо-ерапевт обсуждала с матерью взаимоотношения матери с мужем и ее матерью, но 1 детях не было сказано ни слова. После нескольких сеансов дети были способны эстолько отделиться от матери, что могли играть без нее в приемной, пока мама )азговаривала в кабинете с психотерапевтом. Кроме того, они перестали кричать.

Когда поведение детей улучшилось, вспыхнул конфликт между супругами. >Луж, явно почувствовав, что жена уделяет ему меньше внимания, заявил, что они юльше не могут позволить себе посещать терапию. Прямо на сеансе жена гневно 1аявила, что она и так уже слишком много терпит от мужа, — такую жалобу она шсказала впервые. После этого психотерапевт встретилась с мужем отдельно и оговорила его чаще выходить куда-нибудь вместе с женой. Вместе посещая тера-тевтические сеансы, муж и жена разрешили свои проблемы, а дети стали вести ;ебя настолько хорошо, что их приняли в детский сад.

Работая над этим случаем, терапевт ни разу не попыталась учить мать ее роди­тельским обязанностям, хотя мать, очевидно, полагала, что в этом и заключается забота терапевта, так как сказала кому-то, что в консультативной клинике, в ко-горой они были до этого, ее учили воспитывать детей. Во время терапии женщина говорила о том, как ей необходимо быть последовательной в воспитании детей, как эна и ее муж нуждаются во взаимной поддержке, как ей хочется, чтобы ее соб­ственная мать дала ей совет, но не вмешивалась в воспитание детей, о том, как необходимы детям любовь и внимание. И все это она, похоже, знала без всякого обучения.

В отношении этого случая и супервизор, и психотерапевт предположили, что родители и дети запутались в неудачной организационной последовательности. Когда с помощью указаний последовательность была изменена, изменились и дети. Следовательно, предположение оказалось верным.

Терапевт должен принять на веру, что родители знают, как быть родителями. Важные знания о воспитании детей они получают от родственников, друзей, со­седей, из телевизионных передач, журналов и т. п. Если родители плохо выпол­няют свои обязанности, то скорее всего повреждена их семейная система, а не мыслительные процессы. Цель состоит в том, чтобы применить имеющиеся зна­ния. Можно предложить родителям конкретную технику воспитания ребенка, чтобы мотивировать их на определенные действия, но это не означает, что они не знают, как быть родителем и с чего начинать. Некоторые терапевты считают обу­чение родителей неотъемлемой частью терапии, но если родители чувствуют снис­ходительное отношение к ним со стороны терапевта или полагают, что их обвиня­ют в некомпетентности, они будут страдать и противиться дальнейшей терапии. В то же время обучать родителей воспитанию детей, если они об этом просят, впол­не приемлемо. Однако верить в то, что обучение становится причиной изменений, было бы наивно.

Модель показательного случая 3

Позвольте мне привести пример обучения другого рода. Я прогуливался по холлу клиники, когда меня остановил один обучающийся из Испании и сказал: «Я толь­ко что вытащил 13-летнего мальчика из постели его матери. Раньше он всегда спал

Должен ли психотерапевт обучать клиента?   111

только с ней». Обучающийся был явно доволен своим успехом. Я знал, что мно­гие терапевты в подобном случае стараются объяснить матери, как тяжело ей од­ной и какие чувства ответственны за ее желание спать с сыном в одной постели. Они говорят это прямо или подразумевают это, поскольку уверены, что мать не­обходимо научить быть родителем. Однако, если матери рассказать про ее жела­ние спать вместе с сыном, она почувствует, что поступает неправильно. Чего же терапевты хотят этим достичь? Я спросил обучающегося: «Ну, а как вы это сдела­ли?» Он ответил: «Я подумал, что он уже слишком большой, для того чтобы спать вместе с мамой, поэтому я начал размышлять над тем, как это изменить. Я встре­тился с матерью наедине и сказал, что хотел бы по секрету сделать одно предло­жение. Я сказал, что ее сыну уже 13 лет и по утрам у него, возможно, уже есть эрек­ция, поэтому будет очень неудобно, если у него вдруг случится эрекция в присут­ствии матери. Я сказал, что, по моему мнению, было бы лучше, если бы он спал отдельно. Она сказала, что я прав, и он действительно смущается. Она даже заме­тила, что по утрам он отворачивается от нее. Теперь она заставит его спать в дру­гом месте».

Я считаю, что подход этого начинающего терапевта был разумной формой обу­чения, направленной на исполнение терапевтического правила, гласящего, что клиента никогда нельзя заставлять себя чувствовать еще более несчастным или виноватым, чем он уже себя чувствует.

Выводы

Вероятно, обучение и образование в терапевтической сфере отличаются от тако­вых в других сферах. Если мужчина построил мост, а мост обрушился, то кто-то должен обучить его, как построить более прочный мост. Когда он будет строить свой следующий мост, эти знания пойдут ему на пользу. Однако если у мужчины нарушены отношения с женщиной, то терапевт, который учит его, как улучшить эти отношения, не обязательно сделает его жизнь более мирной. По-видимому, обучение людей общению или тому, как им жить, не приводит к таким же очевид­ным успехам, как обучение в вещественном мире. Другими словами, как сказал однажды мой коллега: «Если вы пнете ногой камень, вы сможете рассчитать даль­ность и траекторию его полета. Если вы пнете собаку, ваши расчеты будут не столь надежны». То же самое можно сказать про обучение клиентов их личным взаимо­отношениям: живые объекты сильно отличаются от мостов.

Так каким же правилам мы должны следовать, обучая клиентов? Я предлагаю следующие тезисы.

1. Так как в наше время многие молодые люди уверены, что жизнь меняется слишком быстро, чтобы можно было доверять словам старших, то они час­то стараются найти себе терапевта-сверстника. Если терапевт является спе­циалистом в какой-то области, то он обязательно должен учить клиентов в смысле предоставления им информации, в которой они нуждаются. Напри­мер, несомненно, разумно рассказывать клиенту о СПИДе, если ты хорошо знаешь этот предмет. Но это совсем другое, нежели говорить матери, как плохо она воспитывает своих детей, и ждать при этом, что эта информация ее изменит.

12       Глава 7. Спорные вопросы

2. Если терапевт не в силах удержаться от интерпретаций и поучений, он дол­жен быть совершенно убежден, что внедряемые идеи позитивны.

3. Если терапевт не может не быть педагогом, он может видоизменить свою навязчивую тягу к поучениям, ограничив себя в желании объяснить клиен­ту его мотивы.

Действительно ли прошлое определяет настоящее?

Зплоть до середины XX в. в психотерапии считалось само собой разумеющимся, [то события прошлого определяют события настоящего. Например, фобия, навяз-швость, тревога рассматривались как способы поведения, перенесенные в насто-шхее из прошлого опыта, но ставшие в настоящем неадекватными. Если человек :традал такой навязчивостью, как беспрестанное мытье рук, считалось очевид-1ым, что он пережил в прошлом некое событие, породившее страх, а страх в свою >чередь сделал подобное поведение необходимым. Если мужчина слишком много тил, то семья, в которой он вырос, объявлялась дисфункциональной. Идея о том, ito человек реагирует беспомощностью на стимулы из прошлого, большинство из соторых он не осознает, оказала влияние на образ мыслей как в сфере самой пси-сотерапии, так и за ее пределами. Так, если в наше время женщина не испытывает /довольствия от сексуальных отношений, она часто уверена в том, что, должно Зыть, в детстве подверглась сексуальным домогательствам, даже если она ничего эб этом не помнит.

Хочу рассказать, как в 1950-х гг. я беседовал с сотрудником психиатрической эолышцы. Он поведал мне о молодом человеке, который проходил у него терапию. Я спросил, был ли тот юноша женат. Психиатр не знал. При этом он занимался с этим молодым человеком несколько раз в неделю в течение полугода. То, что он гак мало знает об актуальной ситуации своего клиента, меня ничуть не удивило; в ге времена некоторые из нас помогали психотикам заново переживать оральную стадию развития младенца. Мы не замечали того, что само по себе пребывание в больнице отчасти порождает их проблемы. Мы были уверены, что проблема — в их цетстве, и пытались выявить воздействия на них в раннем возрасте. Тогда мы только начинали признавать значимость актуальной ситуации пациента, такой, например, ситуации, как помещение в больницу и оставленная за ее воротами семья.

Когда в те дни я работал с клиентами, которым был поставлен диагноз «ши­зофрения», я проводил с ними часовые сеансы пять дней в неделю, в течение не­скольких лет. Тогда психотерапию вели именно так. Я несколько лет лечил моло­дого человека, прежде чем начал понимать, что его проблемы порождает пребы­вание в больнице. Он провел взаперти 15 лет; когда я взял его с собой в ресторан, он не знал, что нужно делать с меню. При этом считалось, что, пребывая в больни­це, он лечится, а после лечения будет готов выйти из больницы и жить самостоя­тельно. Социальное окружение, в котором он жил, нельзя было считать подхо­дящим.

Действительно ли прошлое определяет настоящее?   113

Сегодняшние терапевты, возможно, не осознают, насколько глубоко в те дни мы были погружены в теорию. Я вспоминаю, как вел терапию с молодым челове­ком, который регулярно заявлял, что его желудок полон цемента. Он говорил так, как будто и в самом деле верил, что у него внутри цемент. У него были и другие разновидности бреда. Будучи его терапевтом, я представлял себе его проблему как фиксацию на оральной стадии, где цемент символизировал материнское молоко. Как сказал Джон Розен, будущий шизофреник сосал каменную грудь1.

Я проконсультировался по поводу этого случая с Милтоном Эриксоном и спро­сил, что бы сделал он. Он сказал: «Я бы сходил в больничную столовую и посмот­рел, какая там еда. Затем я бы побеседовал с клиентом о его пищеварении». Я по­думал, что Эриксон недооценивает значение оральной стадии, но в столовую по­шел. Еда была отвратительной. Затем я, как и советовал Эриксон, начал беседовать с пациентом о пищеварении, и это, похоже, помогло.

Когда современные психотерапевты говорят, что симптом уходит корнями в прошлое, они лишь повторяют общие слова, которые твердили два или три поко­ления супервизоров. Большинство преподавателей психотерапии все еще придер­живаются этих убеждений, поэтому-то данный вопрос и является до сих пор спор­ным. Гипотеза о том, что значение прошлого не более чем метафора, была выдви­нута сторонниками системной теории. В 1950-х гг. появилось предположение, что симптом представляет собой адаптационное поведение, а не что-то неадекватное. Когда появились аргументы в пользу рассмотрения симптома как отражения ак­туальной ситуации человека (т. е. симптом соответствует тому социальному кон­тексту, в котором возник), стало ясно, что для изменения симптома нужно изме­нить социальную ситуацию. К социальной ситуации относятся как семьи, так и больницы.

Вопрос в том, лежит ли «причина» симптома в настоящем или в будущем? Очевидно, что существуют способы поведения, которые, возникнув в прошлом, продолжаются и в настоящем, например навыки счета или вождения машины, но как насчет симптома? Позвольте мне пояснить это на примере. Вообразим, что человек, который боится ездить на лифте, приходит к психотерапевту. Терапевт может предположить, что этот страх является следствием некой травмы в про­шлом, каким-то образом связанной с замкнутым пространством, а может — что этот страх выполняет какую-то функцию в настоящем. Не приносит ли стремле­ние избегать поездок на лифте этому человеку какой-нибудь выгоды в его соци­альной жизни? Или терапевт может забавляться обеими идеями — прошлой трав­мой и актуальной функцией — или найти их интересными, но не имеющими отно­шения к терапии. Цель одна — клиента нужно избавить от страха перед лифтами, и этой цели можно достичь, не исследуя прошлого и не принимая во внимание актуальных функций симптома в настоящем (фобию можно устранить, вообще не касаясь функций симптома).

Обучение клиента и разговоры о прошлом лучше всего считать данью вежли­вости. Так как клиенты зачастую верят в то, что прошлое определяет настоящее, и, стало быть, его надо обсудить, они часто ожидают от психотерапевта, что тот

1 Rosen, J. N. (1951). Direct analysis. New York: Grune & Stratton.

' 14  Глава 7. Спорные вопросы

>удет их учить. Такое обсуждение прошлого может способствовать развитию от-юшений, а следовательно, изменению симптома. Если мы оправдываем ожидания ;лиента в отношении обсуждения прошлого, это позволяет нам завоевать его до-!ерие и обеспечить его сотрудничество при выполнении каких-либо действий.

Причины возникновения симптомов могут быть крайне запутанными, в том [исле и потому, что, после того как произошло изменение, у клиента могут возни-сать различные инсайты, связанные с прошлым. Вместо того чтобы считать, что шсайт является причиной изменений, лучше подумать об изменении, которое 1ызывает инсайт. Например, я помог неразговорчивому мужчине избавиться от ■оловных болей, которые годами были его проклятием. Сам он полагал, что при-шна этих страданий была физиологической. Он избавился от боли с помощью традоксальной интервенции. Как только это произошло, он тут же попытался отопить меня в информации о том, что могло бы послужить причиной этих болей. 1му нужно было придать смысл своему избавлению от проблемы, поэтому он рормулировал гипотезы и объяснял их мне. Совершенно очевидно, что психоте­рапевт, который изменяет людей, должен вежливо выслушать все их рассказы об шсайтах, после того как изменение уже произошло. Психотерапевта надо научить уважать инсайт как следствие изменения.

\ как насчет ложных воспоминаний?

►Кенщина, которая боялась утонуть (причем этот страх создавал ей множество троблем), решила, что ей нужна помощь. Она пришла к психотерапевту, тот за-■ипнотизировал ее и вызвал воспоминания о прошлой жизни. Оказывается, в про-плой жизни она была свидетельницей того, как утонула ее сестра. На семинаре 5ыло сделано сообщение об этом случае, который закончился успехом: женщина, зспомнив переживания прошлой жизни, избавилась от своей боязни воды. Дру­гая женщина с аналогичным страхом в процессе терапии вспомнила о том, что ее :естра утонула в младенчестве уже в этой жизни. Было заявлено, что это воспо­минание избавило ее от страха.

Должен ли супервизор учить своих подопечных возвращать своих клиентов в трошлые жизни и заставлять их вспоминать травмы? Если это избавляет от сим-ттома, то почему нет? Можно ли сказать, что терапевт, который не верит в про-ллые жизни, но делает это, чтобы вылечить клиента, у которого есть такая вера, тоступает неэтично? Супервизор должен решить для себя, существуют ли про-ллые жизни, оказывают ли они влияние на нас и существует ли такая вещь, как южные воспоминания? Те, кто не верят в существование прошлых жизней и их влияние на нас, ссылаются на высказывания некоторых клиентов о восстановле­нии воспоминаний о прошлых жизнях как на доказательства того, что воспоми­нания могут быть ложными.

Вопрос о ложных воспоминаниях нельзя так легко отбросить. Существуют эчень сложные и соблазнительные ложные воспоминания. Воспоминания — «вещь» хрупкая. Даже реальные воспоминания приходят и уходят, доступные в эдни моменты времени и недоступные в другие. С помощью гипноза можно ожи­вить очень ранние воспоминания, но «вспомнить» можно и то, чего не было. Это

А как насчет ложных воспоминаний?  115

одна из причин того, почему данные, полученные с помощью гипноза, не прини­маются в суде в качестве свидетельств. Воспоминания, восстановленные в ходе терапии, являются продуктом взаимоотношений между клиентом и терапевтом. В зависимости от этих отношений воспоминания могут быть «реальными» и лож­ными. Гипнотическое внушение может повлиять на воспоминания так же, как и идеология психотерапевта. И терапевт, занимающийся прошлыми жизнями, и психоаналитик могут воздействовать на человека таким образом, чтобы получить воспоминания, соответствующие взаимоотношениям. Мы не должны забывать, что теория вытеснения возникла в результате сотрудничества клиента и психоте­рапевта.

Когда у дочери возникают ложные спровоцированные психотерапевтом вос­поминания о сексуальном насилии над ней со стороны отца и ее побуждают вы­ступить против родителей с этой «правдой» — это настоящая трагедия. Но так же трагична ситуация, когда воспоминания дочери верны и она стремится добиться признания правды, но отец при поддержке матери отрицает ее. Какую позицию должен занять супервизор, когда обучающийся приходит к нему и просит совета в случае с клиентом, который считает, что у него есть воспоминания о сексуаль­ном насилии? Супервизор должен напомнить обучающемуся, что ложные воспо­минания могут быть спровоцированы и терапевтом, и его клиентом. Как это часто случается и в других терапевтических ситуациях, на влияние терапевта могут не обращать внимания или не придавать ему значения. Супервизор должен четко объяснить, что терапевт является частью контекста, который создает уверенность у клиента.

В семейной терапии, наверное, самой тяжелой является ситуация, когда один из членов семьи обвиняет другого в насилии, а все остальные отрицают это. Тера­певт должен самым тщательным образом оценить ситуацию. Если «жертва» про­ходила психотерапию, особенно с применением гипноза, то в наши дни для те­рапевта следует признать необходимой концентрацию внимания на насилии в детстве.

Супервизор должен побуждать обучающихся быть терпимыми с клиентами в отношении следующих пунктов: 1) прошлое порождает актуальные симптомы; 2) обучение клиентов и 3) ложные воспоминания. Это значит, что терапевты должны научиться вежливо разговаривать с клиентом о прошлом, сосредоточи­ваясь в то же время на настоящем, в котором и существует проблема. Они обяза­ны с должным уважением обучать клиентов, когда это уместно, при этом полагая, что симптомы изменяют не поучения, но директивы. Они должны усвоить, что клиент может иметь ложные воспоминания и быть уверенным в их истинности и сомневаться в истинности своих настоящих воспоминаний. Клиенты могут даже настаивать на том, что их воспоминания правдивы, заведомо зная, что это не так, например, с целью поддержать какие-либо скрытые мотивы, имеющие отношение к родителям. Все же, как правило, если терапевт работает с актуальной ситуаци­ей, у него редко случаются осложнения такого рода.

Я вспоминаю необычную видеозапись сеанса семейной терапии, которую Бра-улио Монтальво показывал своим студентам. Это была запись разговора психо­терапевта с семьей, по окончании которого маленькая девочка заплакала, а ее отец,

116  Глава 7. Спорные вопросы

побуждаемый психотерапевтом, признал, что для нее все происходящее слишком тяжело. После показа этой пленки Монтальво просил свою группу определить, кто именно заставил девчушку плакать. Группа всегда указывала на отца, потому что он перегрузил дочь. Затем Монтальво снова возвращал запись к тому моменту, когда девочка начинала плакать, и оказывалось, что это произошло, когда с ней резко разговаривал психотерапевт. И члены семьи, и терапевт, проводивший се­анс, и группа студентов, смотревших запись, все были уверены в том, что четко помнят, кто заставил девочку плакать (отец). Вот так легко создаются ложные воспоминания.

Следующий отрывок иллюстрирует дилемму, которая может возникнуть пе­ред психотерапевтом. Родители привезли 18-летнюю девушку в психиатрическую больницу. Она обвиняла своего отца в том. что он вступил с ней в сексуальные отношения. Ее мать гневно отвергала даже такую возможность. Дочь кричала, что это было на самом деле. Отец сказал, что он точно не знает, было это или не было, так как иногда он напивается до беспамятства. Когда с девушкой провели инди­видуальный сеанс, она сказала, что ее уже три раза госпитализировали из-за ее обвинений (30 лет назад это была обычная практика, так как считалось, что вос­поминания дочери об инцесте свидетельствуют о развитии у нее бреда).

Терапевтическая группа долго колебалась, не зная, какую позицию занять. На­конец, после длительных дебатов, терапевты предложили дочери отказаться от обвинений, так как в противном случае ее, скорее всего, опять госпитализируют. Дочь гневно ответила: «Я хочу, чтобы мой отец признался». Она посвятила свою жизнь тому, чтобы вырвать у него это признание, а ее родители — тому, чтобы это отрицать. В конце концов дочь решила последовать совету терапевтов. Они зна­ли, что не смогут помешать ее госпитализации, если она не откажется от обвине­ний, поскольку на ней будут настаивать сотрудники больницы.

Обсуждая с терапевтами случаи сексуального насилия, супервизор должен четко объяснить, что в настоящий момент, какое бы ни было принято решение, оно, скорее всего, будет противоречивым и спорным. В нашей сфере невозможно достичь согласия по многим вопросам, и мы должны смириться с этим.

Идеология и ложные воспоминания

Если бы можно было достоверно доказать, что клиент говорит неправду о своем прошлом и что его воспоминаниям нельзя доверять, то это создало бы угрозу для основной идеологии клинической терапии. Большинство теоретических подходов к объяснению симптомов основано на сообщениях клиентов, в первую очередь — на сообщениях о прошлом опыте. Личная история — это пусковая площадка для клинических теорий. Можно смириться с тем, что клиент намеренно не рассказы­вает правды о своем прошлом. Однако если клиент искренне верит в ложные вос­поминания и преподносит их как факт, вся теория психопатологии, основанная на воспоминаниях клиента, оказывается под вопросом. Чем больше доктринерства в идеологии, тем более уязвим идеолог. Очевидно, что психодинамическая теория почти целиком основана на воспоминаниях людей, но то же самое можно сказать и о концепции посттравматического стрессового расстройства, об утверждениях о произошедшем в прошлом насилии и об истории дисфункциональных семей.

Социальные функции симптомов   117

Что бы ни говорил клиент о своем прошлом, все принимается как правдивый рас­сказ о нем.

Постулат о значимости прошлого может стать еще более шатким, если мы по­смотрим на него с точки зрения системной теории.Согласно этой теории, все, что делает клиент, определяется не его прошлым, а тем, что делают другие люди. Си­стема автокоррекции исправляет элементы в настоящем; прошлое не имеет зна­чения (за исключением случая, когда можно сказать, что прежде система работа­ла так же, как и сейчас).

Если воспоминания могут быть ложными, а симптом является ответом на на­стоящее, что тогда клиницисту делать с прошлым? Одно из решений, которое может предложить супервизор, заключается в том, чтобы учитывать прошлое, беседуя о причинах, по которым люди делают то-то и то-то, и сосредоточиваться на настоящем, говоря об изменении. Возможно, человек пьет потому, что вырос в дисфункциональной семье; однако эта гипотеза не имеет непосредственной связи с изменением, она лишь объясняет, почему у него возникла эта проблема. Или клиент может страдать от приступов тревоги, являющихся следствием посттрав­матического стресса; терапевт может уменьшить этот стресс с помощью десенси-тизации и репроцессинга движений глаз1, что не имеет никакого отношения к истокам тревоги клиента. Многие терапевтические техники, созданные для совла-дания с фобиями, включают и фантазирование, и поддержку, а многие специали­сты по фобиям теперь вообще не расспрашивают клиента о прошлом, так как оно не имеет значения для изменения человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.