Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 10 страница



11. Должна ли процедура дезинтоксикации занимать по крайней мере 30 дней? Да_ Нет_

12. Заключается ли ценность лекарств в том, что они облегчают общение кли­ента с психотерапевтом? Да__Нет__

13. Должен ли терапевт считать, что все члены семьи имеют равное право вы­сказаться по ходу терапевтического сеанса? Да__Нет__

14. Нужно ли делить мир на насильников и жертв, чтобы занять позитивную терапевтическую позицию? Да__Нет__

15. Должен ли терапевт спасать клиентов от своих коллег, которые крепко дер­жат их и используют неверный подход? Да__Нет__

16. Можете ли вы объяснить дзэн? Да__Нет__

По шкале от 1 до 100, погрязший в ошибках прошлого получает оценку 1, а имеющий разумные взгляды получает 100. Не стоит ожидать, что обучающиеся, находящиеся в процессе излечения от своего академического образования, достиг­нут самой высшей оценки или даже приблизятся к ней. Супервизор же, который не смог правильно ответить на эти вопросы, должен тщательнейшим образом про­читать книгу до конца и даже перечитать все, что говорилось до сих пор. (Супер­визоры, получившие высшие оценки, должны писать собственные книги.)

Глава 6

Самая лучшая теория

Когда-то мы поверили в то, что для создания теории изменения симптомов нам необходимо знать правду о причинах их возникновения и о том, какую функцию они выполняют. Мы поверили в то, что нам необходимо найти действительную причину симптома и реальный механизм изменений. После сотни лет поиска ис­тины, создания множества психотерапевтических теорий и многих исследований конкретных случаев, видимо, становится ясно, что мы никогда не узнаем правды. Для того чтобы изменять людей, нам нужны гипотезы, но это не означает, что они всегда должны быть научно обоснованы. И конечно же, обоснованием нельзя счи­тать терапевтические действия, так как к результату ведут многие истинные пути. Поскольку мы никогда не сможем уверенно сказать, что знаем правду, терапию следует выстраивать на базе самых лучших знаний и того, что дает наибольший практический результат. Исходя из всего вышесказанного, обсуждение самой луч­шей терапевтической теории не кажется слишком смелым.                              ,

Что есть истина?

Муж привел жену к психотерапевту. Проблема заключалась в том, что она в тече­ние многих лет не могла одна выйти из дома. Как только она пыталась выйти из дома без сопровождения, ее охватывала паника и возникала жуткая головная боль. Покинуть дом она могла только в сопровождении мужа или матери. Она утверж­дала, что не может с собой справиться. Ее муж сказал психотерапевту, что устал от всего этого, так как весь день должен работать, а потом еще бегать со всякими поручениями, делать покупки, общаться с учителями по поводу детей и так далее. Почему эта женщина не может одна выходить из дома? Предположим, мы намерены узнать правду. Наше намерение приведет нас к бесконечному поиску,

О  Глава б. Самая лучшая теория

аправление которого будет зависеть от того, как мы описываем проблему и ка-

их теорий придерживаемся при выдвижении гипотез. Каждая новая идея будет

ткрывать перспективы, ведущие к новым гипотезам или даже к новым теоретиче-

ким построениям, ни одно из которых невозможно будет научно верифицировать.

Позволю себе привести загадочный случай. Нейлу Шиффу, моему коллеге, с

оторым я сотрудничал в течение многих лет, педиатр передал 12-летнего маль-

ика, который все еще мочился в постель. Мать уже несколько лет постоянно

[ыталась разными способами решить эту проблему. Шифф задал родителям во-

[рос, который часто задают директивные психотерапевты: «Готовы ли вы что-то

делать, чтобы избавить его от этой проблемы?» Мать ответила, что она готова,

>тец, как казалось, проявил меньше готовности. Шифф сказал: «Я хочу, чтобы вы

ыатили вашему сыну 50 долларов каждый раз, когда он мочится в постель». Мать

;огласилась, отец выказал меньше энтузиазма. Мать последовала совету Шиффа,

1 мальчик заработал 150 долларов. Затем он перестал мочиться в постель. Когда

аать рассказала педиатру о том, что сделала и к каким результатам это привело,

т назвал все это смехотворным и сказал: «Вы не должны поощрять ребенка за его

тействия, если хотите избавить его от них». Мать ответила: «Мне все равно, он

ведь перестал мочиться в постель».

Очевидно, что педиатр мыслил в русле теории научения и позитивного под­крепления, тогда как мысль Шиффа развивалась скорее в соответствии с идеями, изложенными в этой книге. Когда мы исследуем какой-либо терапевтический подход, мы часто бываем озадачены предпосылками, из которых исходит терапевт. Исследователь располагает достаточным временем для того, чтобы изучить все варианты, связанные с каждой избранной для исследования переменной, тогда как у клинициста нет такой возможности. Изучение переменных в контексте терапии затрудняет поиск истины, даже если она действительно существует.

Терапевт может выдвигать гипотезы, но прежде всего он должен помочь свое­му клиенту, тогда как исследователь может бесконечно следовать за извивами своей мысли. Терапевт должен придерживаться теории, возможные интервенции которой вызовут положительные изменения у клиента как можно быстрее и без­болезненнее. Могут ли вообще исследователи выяснить для терапевтов истинную причину конкретного симптома? Пока такого ни разу не случалось, и терапевты не могут ждать появления другого поколения исследователей. Давайте оставим эту идею о поиске истины и выберем самую лучшую теорию для терапевта, задача которого состоит в изменении клиента.

У людей нет иного пути, кроме как выдвигать гипотезы и создавать теории. Очевидно, нам по природе свойственно размышлять о том, почему другие люди делают то, что делают. Поэтому мы вынуждены сделать то же самое — у нас тоже нет выбора.

Теория для терапевтов

Терапевт должен заниматься теоретическими построениями, но он не обязатель­но должен соглашаться с любой старой теорией, хотя иногда это, по-видимому, случается. Отобранные теории должны использоваться для создания теории, ко-

Теория для терапевтов   91

торая могла бы служить руководством для изменения клиентов. Теория должна обладать также и другими характеристиками.

Прежде всего, теория должна давать надежду и терапевту, и клиенту. Люди, пребывающие в стрессовом состоянии, должны иметь возможность обратиться к психотерапевту, верящему в позитивное изменение их симптома и демонстриру­ющему им эту веру. Теории, в которых допускается наличие неизлечимых нару­шений, в психотерапии не приветствуются (хотя иногда они приносят облегчение терапевтам, провалившим терапию). Далее, психотерапия, осуществляемая со­гласно данной теории, должна быть успешной в большинстве случаев. Клиенты такой психотерапии должны чувствовать себя лучше, чем люди в спонтанной ре­миссии или люди из «ожидающих» контрольных групп.

По возможности, теория должна описывать людей и их проблемы обычным языком. Этот язык позволяет терапевту осуществлять изменения и в то же время не является языком диагностических категорий. Например, супервизор, учащий своих подопечных ставить женщине, которая не может одна выходить из дома, диагноз «агорафобия», ведет себя старомодно. Если описать ее как женщину, ко­торая не может или не хочет одна выходить из дома, то это одновременно и опре­делит проблему, и даст указания к действиям.

Вместо того чтобы просто описать здесь наилучшую терапевтическую теорию, я позволю себе сделать некий преподавательский ход и обсудить те решения, ко­торые должны принимать психотерапевты любого направления. Обучающиеся обязаны принимать участие в выборе подхода и его обсуждении под руководством супервизора, который, само собой, надеется, что логика решений, с которыми стал­киваются обучающиеся, сама приведет их к определению самого лучшего подхо­да. Супервизор должен особо выделить тот факт, что у обучающихся нет выбора — принимать или не принимать определенное решение. Когда у них есть клиент, они должны занять определенную позицию относительно конкретных переменных, хотят они этого или не хотят.

Переменные в психотерапии

Так же как и в примере с женщиной, которая не могла одна выходить из дома, те­рапевт должен всегда обязательно спрашивать себя, сколько людей необходимо включить в определение проблемы. Гипотезы о природе проблемы зависят от ко­личества людей, включенных в ее описание: один, двое, трое или больше.

Проблема одного человека

Терапевт, который полагает, что «одна проблема — один человек», будет описы­вать проблему женщины, которая не могла выйти одна из дома, как индивидуаль­ную проблему. Такой терапевт мог бы дать следующее описание: «Она не может одна выйти из дома без того, чтобы ее не охватил сильнейший страх». Когда пси­хотерапевт предположил, что клиентка «боится» выходить из дома, у него возни­кает вторая гипотеза. Он не только описывает ситуацию как проблему одного че­ловека, но и определяет причину поведения женщины — «страх». Гипотеза о на­личии страха приводит терапевта к множеству терапевтических методов борьбы со страхом и тревогой. При этой точке зрения терапия неизбежно концентрирует-

92  Глава 6. Самая лучшая теория

ся на внутренних процессах клиента, потому что других людей «картинка» не включает. Поклонник психодинамики, возможно, предположил бы, что у женщи­ны возникает подсознательное побуждение, которое пугает ее всякий раз, когда она пытается выйти из дома, другими словами, она паникует и не может покинуть дом, так как эти действия повлекут за собой неосознаваемые последствия. По те­ории психодинамики написано примерно 32 480 книг, и большинство из них по­священо каким-либо аспектам тревоги. Супервизору очень легко составить спи­сок литературы для обучающихся.

Когнитивная теория, вобравшая в себя большинство гипотез психодинамиче­ской терапии, но стремящаяся быть более рациональной по отношению к иррацио­нальным проблемам, тоже очень популярна. Этот подход также отражен во мно­жестве публикаций. Кроме того, эту точку зрения можно найти в литературе по поведенческой психотерапии, посвященной страхам и тревоге. Обучающиеся, которые воспринимают эту проблему как индивидуальную, более чем не одино­ки. Все, включая и широкую публику, знают, как размышлять о внутренней при­роде человека. Ведь эти концепции насчитывают по крайней мере 3000 лет, начи­ная с древних греков, которые исследовали и классифицировали индивидуальные характеры. Большинство супервизоров учат своих подопечных именно этому, поскольку именно так учили их супервизоры. Эта книга относится к тем редким публикациям, которые доказывают, что терапия будет более успешной, если те­рапевты перестанут ориентироваться на одинокую личность. Ведь в этом случае возможности для интервенций слишком ограничены.

А как насчет диады?

А что произойдет, если мы расширим нашу точку зрения, поместив в картину дво­их? О нашем примере мы могли бы сказать: «Это женщина, муж которой отрица­тельно реагирует, когда она одна выходит из дома». Мы говорим о той же самой женщине, но проблема определена по-другому, в описании содержатся другие гипотезы. У нас не так много идей и теорий относительно общности, состоящей из двух человек, ведь такого рода терапии не тысячи лет. Однако накопленный за сорок лет терапевтический опыт такой работы вполне достаточен, чтобы терапевт осознал необходимость решать, включать ли ему мужа в описание проблемы. На­пример, мы могли бы предположить, что: 1) женщина не может покидать дом одна, потому что помогает своему мужу; 2) у этой пары сложился контракт, набор пра­вил, согласно которому она беспомощна и он должен помогать ей; 3) женщина помогает своему мужу, заставляя его заботиться о себе и сердиться на себя, отвле­кая его, таким образом, от собственных проблем и обеспечивая его объяснением по поводу его сложных отношений с ней и с другими людьми; или 4) это последо­вательность действий, которую соблюдает пара, предполагающая, что жена боит­ся выходить, следовательно, муж старается предотвратить это. Гипотезы могут не иметь отношения к реальному поведению клиента, но они служат ориентиром для терапевта при планировании изменений. Например, терапевт может опереться на заявление мужа о том, что он хочет, чтобы жена избавилась от проблемы, и обя­зать его помочь жене в разрешении проблемы. Терапевт поможет ему руководить женой шаг за шагом, а тем временем будет руководить им самим и помогать ему разрешать его разнообразные проблемы. При таком подходе муж тоже изменится.

Теория для терапевтов   93

Мы также можем описать данную проблему, используя диаду — женщина и ее мать. Например, мы могли бы предположить, что женщина на самом деле никогда и не покидала родительского дома, чтобы устроить свою независимую жизнь с мужем, и что ее симптом требует, чтобы ее мать постоянно вмешивалась в ее жизнь. Мы можем также предположить, что женщина ощущает необходимость дать своей матери какое-то занятие. Эти гипотезы будут соответствовать теории цикла жизни семьи.

Проблема с диадическим описанием состоит в том, что диада кажется неста­бильной. При описании диады мы можем вдруг обнаружить, что вновь скатыва­емся к описанию одного человека или, наоборот, включаем в диаду кого-то еще. Терапевт останавливается на исследовании мотивации супруга или включает в общность любовника, ребенка, свекровь или тещу.

Салливан сказал, что при индивидуальной терапии в комнате находятся двое1. Клиент реагирует на то, что делает терапевт. В 1940-х гг. эта точка зрения была отвратительна психиатрам, потому что их теория тогда не была на это рассчитана. Психоаналитику положено было быть лишь чистым экраном в начале терапии и проекцией клиента - в конце. Была попытка использовать термин «перенос» для описания общности из двух людей в кабинете психотерапевта, но совершенно очевидно, что этот термин не годится. Это описание того, как один из людей вос­принимает отношения, а не описание самих отношений.

Заявление по поводу того, что минимальной единицей восприятия в психоте­рапии является диада, достаточно спорно (и сам я позже собираюсь предложить триаду в качестве минимальной единицы восприятия). Но раз мы видим объект на фоне другого объекта, то мы видим и человека в контексте другого человека — наблюдателя. В нашей классификационной системе мы не можем иметь общность из одного, не принимая во внимание другого в качестве контекста. Как сказал Лао Цзы: «Когда мы создаем добро, мы уже создали зло». Одиночный объект суще­ствовать не может.

Большинство стратегических интервенций создается с учетом диады. Возмож­но, это происходит потому, что психотерапевты обычно рассматривают отноше­ния между клиентом и терапевтом как диадические (гипноз тоже считается фе­номеном взаимодействия двух человек). Многие интерпретации включают реак­ции клиента на терапевта. Например, парадокс описывается как «ведущий к реакции на терапевта». Большинство описаний супружеских проблем являются диадическими в том смысле, что описываются отношения между мужем и женой. Например, наш случай с женщиной можно было бы описать через возможную реакцию мужа на ее самостоятельный выход из дома.

Итак, мы решили, что общность из одного человека нас не устраивает совсем, диада как объект психотерапии также спорна, поэтому давайте наконец обратим­ся к концепции триады.

Преимущества триады

По моему мнению, если терапевту нужно решить, сколько людей включать в описание проблемы, ему следует выбрать такую рабочую единицу, как триада.

1 Sullivan, H. S. (1947). Conceptions of modem psychiatry. New York: William Alanson White Psychiatric Institute.

Глава б. Самая лучшая теория

[итература, рекомендующая триаду, представлена по крайней мере двумя книга-[и, если считать и эту. Например, наш случай с женщиной, которая не могла одна ыходить из дома, мы можем легко рассмотреть в рамках треугольника, составлен-юго из нее, ее матери и мужа.

Давайте условимся сразу, что сейчас мы не обсуждаем вопрос о количестве [юдей в кабинете психотерапевта. Мы представляем ситуацию с помощью рабо-[их единиц-триад. Например, терапевт-мужчина, который работает с клиенткой ! индивидуальной терапии, должен осознавать, что он превращает ее брак в тре­угольник. Ее муж некоторым образом реагирует на коалицию своей жены и тера-1евта, причем это происходит даже тогда, когда терапевт ни разу не встречался с лужем. В течение многих лет супружеская терапия проводилась с каждым супру-'ом по отдельности; подход, который превратил проблему треугольника в более 1ем проблему.

Детей можно описывать как включенных в треугольники взрослых, особенно гех детей, которые стараются им помочь. Ребенок, у которого есть проблемы в школе, может быть втянут в борьбу между матерью и учителем, или между учите­лем и директором, или между матерью и отцом. Чем более конфликтен треуголь­ник взрослых, тем больше страдает ребенок.

Обучающиеся терапевты сами иногда попадают в треугольник. Остальные два угла представляют собой новые идеи, высказываемые супервизором, и старые идеи, которым их обучали предыдущие учителя.

Резюме

Решить проблему определения единицы терапевтического воздействия можно, применив широкий, гибкий подход, который позволит брать различные единицы для разных проблем. Например, алкоголизм можно счесть индивидуальным забо­леванием, делинквентностью как триадической проблемой, или трудностями с эрекцией при диадических проблемах. Из-за того, что индивидуальная терапия имеет долгую традицию и весьма соблазнительна, супервизор, пытающийся на­учить терапевтов работе с различными общностями, часто заканчивает тем, что сосредоточивается на отдельной личности и проводит менее успешную терапию. Подобный результат можно продемонстрировать на историческом моменте в эволюции психотерапии. Зигмунд Фрейд пришел к выводу (и написал об этом работу) о том, что его пациентка, молодая женщина, подвергалась сексуальным домогательствам. Говоря о методе психоанализа, Фрейд формулирует это так:

Истерические симптомы следует прослеживать до истоков, что непременно доказыва­ет наличие в сексуальной жизни личности переживаний, приспособленных к тому, что­бы продуцировать болезненную эмоциональную реакцию. Шаг за шагом продвигаясь в прошлую жизнь пациента, всегда ведомый структурными связями между симптома­ми, воспоминаниями и ассоциациями... я вынужден был признать, что в основе всех случаев, представленных на анализ, лежит один и тот же фактор, а именно воздействие агента, которое должно быть принято как специфическая причина истерии. Очевидно, что это воспоминания, связанные с сексуальной жизнью личности и обладающие дву­мя чрезвычайно важными качествами. Событие, неосознаваемый образ которого сохра­нил пациент, является преждевременным сексуальным переживанием, связанным со стимуляцией гениталий, результатом сексуального использования со стороны другого

Теория для терапевтов  95

человека, а период, в который происходит это роковое событие, приходится на раннее детство, до 8-10 лет, прежде чем ребенок достигает половой зрелости... У меня была возможность полиостью проанализировать тринадцать случаев истерии... Вышеупомя­нутое переживание обнаруживалось не в одном случае; оно присутствовало или в ка­честве жестоких попыток принуждения со стороны взрослого, или как менее неожи­данное и вызывающее меньшее отвращение соблазнение, приводящее тем не менее к тому же результату. В семи случаях из тринадцати мы имели дело со связью между детьми, сексуальными отношениями между маленькой девочкой и чуть более старшим мальчиком, как правило, ее братом, который сам ранее был жертвой соблазнения. Эта связь иногда продолжалась годами, до пубертата, мальчик без изменений воспроизво­дил с маленькой девочкой то, что он сам испытывал со слугой или гувернанткой; по этой причине эти действия часто бывали отвратительны. В некоторых случаях имело место и изнасилование, и инфантильная связь или многократные грубые домогатель­ства (с. 148-149)'.

В 1896 г. Фрейд предложил семейную теорию возникновения неврозов. Он обнаружил, что в 13 случаях из 13 имело место сексуальное насилие в детстве. Если бы Фрейд продолжал развивать эту точку зрения, он создал бы семейную те­рапию. Он был бы вынужден согласиться с современными семейными терапевта­ми, которые принимают во внимание не только человека, совершившего насилие, но и мать, не сумевшую защитить своего ребенка. Его размышления должны были бы получить триадический характер и включать не только эдиповы фантазии, но и реальное поведение семьи.

Однако Фрейд скоро изменил свое мнение. Он решил, что сексуальное наси­лие над этими пациентками в действительности не имело места, а было всего лишь ложной памятью, фантазией их внутреннего мира. Заняв эту позицию, Фрейд вер­нул всю психотерапию обратно в сознание клиента и увел ее от реальных собы­тий в семье. Причина такого изменения является одной из самых интересных за­гадок в истории психотерапии. Эта загадка совпадает с очень животрепещущим вопросом о том, насколько часто сексуальное насилие является ложным воспоми­нанием, включая воспоминания, созданные совместно терапевтом и клиентом в процессе исследования этой гипотезы. Предположение о ложности воспоминаний клиента снимает с членов семьи все обвинения и освобождает клиента от всякой необходимости противостоять их домогательствам. Сегодня вопрос о ложной па­мяти ставится в связи с использованием гипноза. (Интересно, использовал ли Фрейд гипноз в то время, когда предложил свой оригинальный взгляд?) Вопрос о том, имело ли в действительности место сексуальное насилие, или это лишь лож­ные воспоминания, очень сильно повлиял на жизнь многих людей. Он напомина­ет о психоаналитиках, заставлявших людей отказываться от правды. Более того, одно время обычной практикой была госпитализация дочери, обвинявшей отца в инцесте, из-за уверенности психоаналитиков в ложности таких обвинений.

Учитывая знания, почерпнутые из истории психотерапии, терапевтам, по-ви­димому, разумнее всего остановиться на триадическом объяснении проблем кли­ента, так при таком подходе терапия сконцентрирована на реальном мире. Имен­но такой подход предполагает наличие большого количества вызывающих изме-

1 Freud, S. (1959). Heredity and the aetiology of the neuroses. In E.Jones (Ed.), International psychoanalytic library (No. 7, Chap. 8). New York: Basic Books. (Оригинал опубликован в 1896 г.)

 Глава 6. Самая лучшая теория

тение интервенций. Если уж так необходим компромисс, то можно сказать, что гриадическая точка зрения используется при сохранении должного уважения к индивидуальным и диадическим возможностям для некоторых необычных людей. Игнорировать триаду значит наносить вред, закрепляя ситуацию.

Основной довод в пользу триады заключается в том, что размышления о триа-це открывают взору теорию коалиции со всеми ее разветвлениями: только рабо­чая единица из трех человек позволяет размышлять о двоих против одного. Этот способ мышления не только дает картину семейных драм, но и позволяет терапев­ту думать о себе как о части проблемы клиента.

Должен ли терапевт сосредоточиваться на проблеме?

Самое первое, неотложное решение, которое должен принять терапевт в начале терапии, решение, отражающее нашу общую ориентацию, — это решение о том, сосредоточиваться ли на представленной клиентом проблеме. Или же терапевту лучше сфокусировать свое внимание на том, что стоит за проблемой или находит­ся вокруг нее? Выбор терапевта определяет природу отношений с клиентом. Если терапевт исследует историю и собирает факты, на проблеме он сконцентрировать­ся не сможет. Построение генограммы, модного ныне способа исследовать семей­ное древо, также не позволяет работать непосредственно с тем, что, по мнению клиента или семьи, нуждается в изменении.

Если терапевт концентрирует свое внимание на предъявленном симптоме, кли­ент считает, что его поняли. Если же терапевт сосредоточен на том, что стоит за симптомом — или над ним, или под ним, или в истоках, — клиенты вынуждены терпеть и ждать, пока терапевт доберется до того, за что они платят деньги, до того, что они хотят изменить. Обучающихся необходимо убедить, что немедленная кон­центрация на проблеме быстрее всего подвигнет клиента на сотрудничество. Ми­нус такого подхода в том, что терапевт всегда имеет меньше информации, чем хо­телось бы, так как в таком случае информацию не собрать в процессе рутинного прояснения истории. К сожалению, исследование истории превращает терапию в некий склад, где хранится информация о прошлом; после этого семью трудно бу­дет убедить перейти к настоящему и предпринять какие-то действия.

Я хотел бы упомянуть о том, как работали семейные терапевты прежде, до того, как они научились работать лучше. Когда семья приходила на прием и приводила ребенка, который, по их словам, был причиной «всех проблем», терапевт пытался защитить ребенка, говоря: «Ладно, а вон тот ребенок в углу выглядит еще более странно, а третий, похоже, несчастен, а ваш брак вообще выглядит не слишком прочным». А после таких заявлений терапевт просил семью что-то сделать для изменения своей организации и натыкался на удивительное нежелание сотрудни­чать, что и привело к возникновению теорий о сопротивлении.

Если обучающиеся не хотят быть старомодными, то лучше всего подчеркнуть, что современная терапия сильно отличается от описанного процесса: если семья определяет ребенка как средоточие всех проблем, терапевт соглашается с ней и

Важность последовательности  97

убеждает семью провести реорганизацию, чтобы справиться с этим проблемным ребенком.

Издавна терапевты говорили, что важен не симптом, а его источник в лично­сти клиента и его причины. Терапевты, которые это говорили, не знали, как изме­нить симптом; они могли лишь долго говорить о нем и надеяться, что он изменит­ся. Те же самые терапевты предупреждали: если изменить симптом, на его месте возникнет новый, еще худший. Теперь доказано, что это идея глупа, и вообще та­кие превращения обнаруживали исключительно поклонники психодинамики. Такая теория может парализовать терапевта — раз успех приводит к чему-то еще более худшему.

Важность последовательности

Здравый подход к объекту психотерапевтических интервенций, выведенный из системной теории, заключается в допущении, что терапия меняет последователь­ности, а не личность. В качестве примера возьмем неродных родителей в семье. Предположим, разведенная женщина с детьми вновь выходит замуж не только потому, что ей нравится ее новый муж, но и потому, что считает, будто детям ну­жен отец, а она сама нуждается в помощи при их воспитании. Когда отчим начи­нает утверждать свой авторитет перед ее детьми, она реагирует на это словами: «Ты не понимаешь, это особенные дети. Ты их не знаешь». Отчим самоустраня­ется, и через некоторое время кто-то из детей начинает вести себя хуже. Тогда мать дает знать отчиму, что ей нужна его помощь в связи с ребенком. Когда он что-то делает, чтобы дисциплинировать ребенка, она говорит что-нибудь вроде: «Ты не понимаешь, какие они ранимые, особенно после развода, так что давай я сама буду ими заниматься». Позже, когда ребенок опять начинает вызывать бес­покойство, она снова показывает мужу, что он действительно должен взять на себя больше ответственности за воспитание детей. Эта последовательность мо­жет продолжаться бесконечно и не ограничивается ни временем, ни полом но­вого родителя. Супервизор в этом случае должен научить терапевта, как убедить мать позволить своему новому мужу заниматься детьми так, как он считает нуж­ным. Вероятнее всего, если он перестанет сердиться на нее за то, что она вмеши­вается в его попытки заняться воспитанием детей, он начнет обращаться с ними мягче.

Все взаимодействие в семье состоит из последовательностей, и терапевт дол­жен научиться думать о них и о том, как их изменить. Задача ведь не в том, чтобы изменить ребенка, мать или отца, а в том, чтобы изменить цепочку действий, ко­торой все они следуют. Когда это будет сделано, изменятся и мысли, и чувства членов семьи. Эта идея возникла в 1950-х гг. До этого времени считалось, что че­ловек строит отношения с другими людьми в соответствии со своими мыслями и чувствами. Теперь же очевидно обратное: взаимоотношения порождают мысли и чувства. Поведенческие последовательности, несущие горе, можно изменить, при­неся в семьи спокойствие и радость. Один из способов научить обучающихся ви­деть последовательности состоит в том, чтобы показывать им видеозаписи в за­медленном режиме.

 Глава 6. Самая лучшая теория

Естественно, обучающимся нужно описать и более общие последовательности. Например, иногда супружеская пара приходит на терапию в кризисный для себя момент, и после нескольких сеансов супруги немного успокаиваются и уходят удовлетворенными. Терапевт решает, что терапия была успешной, но через 6 ме­сяцев пара возвращается на пике нового кризиса. Кратковременное терапевтиче­ское вмешательство снова приносит успокоение, и супруги уходят счастливыми только для того, чтобы еще раз вернуться через 6 месяцев. Терапевт должен осо­знавать, что он сам и эта пара являются частью последовательности взаимодей­ствий.

Я вспоминаю, как Грегори Бейтсон работал с семьей, в которой был ребенок с диагнозом «шизофрения». Пока продолжалась терапия, отец открыл свое дело, и это было расценено как положительное следствие терапии. Через несколько ме­сяцев он разорился, что было расценено как отрицательное следствие терапии. Позже было установлено, что отец достаточно регулярно уже несколько лет то открывал свое дело, то разорялся. Следовательно, этот цикл не зависел от тера­пии. Мы постоянно учимся узнавать, какие последовательности можно изменить, а какие просто дают иллюзию изменения, потому что являются частью более об­щих последовательностей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.