Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 17 страница



Терапевт настаивал: «Нет, я предлагаю тебе сдаться самому. Мне будет больно видеть, как тебя посадят в тюрьму как раз в тот момент, когда ты станешь нормаль­ным. Как ты сказал, ты пойдешь на работу, станешь там продвигаться по службе, а потом — бац, и тебя сажают в тюрьму».

«Вы думаете, это на самом деле случится?» — спросил Реджинальд.

«Ты сам это сказал. Если ты станешь нормальным, это обязательно случится».

Реджинальд задумался и снова сказал, что не хочет попасть в тюрьму как раз тогда, когда он уже готов получить работу. Доктор X. повторил свои рекоменда­ции. Он сказал: «Во многих отношениях ты нормален, но у тебя все еще есть эти мысли об убийстве. Давай договоримся, что если эти мысли снова будут тебя бес­покоить, ты пойдешь и сдашься сам и облегчишь свою душу».

«Ладно», — с сомнением сказал Реджинальд.

Супервизор, наблюдая все это через зеркало, все больше изумлялся, почему Реджинальд продолжает «доставать» терапевта своими бреднями об убийстве. Се­мейная ситуация к этому времени улучшилась настолько, что у молодого челове­ка, казалось бы, больше не было необходимости оставаться сумасшедшим, он осва­ивал ремесло, и ему уже предложили серьезную работу. Он завел нескольких дру-

156   Глава 8. «Живая» супервизия

зей и даже стал делать упражнения, чтобы улучшить физическую форму. И все же он продолжал снова и снова говорить об убийстве и людях в черной машине. Удивляло и то, почему доктор X. был столь терпелив и, несмотря на испытывае­мую скуку, так внимательно слушал эти многократно повторяющиеся разговоры об убийстве. Годами, час за часом он слушал эти стереотипные фразы. Естествен­но, супервизор начал думать, что все это не было результатом расстройства мыш­ления, а было осмысленной коммуникацией, тайной.

Супервизор вызвал доктора X. из кабинета, чтобы обсудить с ним эту загадку: почему молодой человек продолжает вести разговоры об убийстве? Терапевт тоже был в недоумении. «Скажите, — спросил супервизор, — кто лечил Реджинальда, когда он приобрел позднюю дискинезию?» «Я лечил, — ответил доктор X. — Его лечение было частью экспериментальной фармакологической программы, и у него развилась дискинезия. Вот почему я вел с ним терапию последние три года... по­тому что я чувствую себя очень виноватым».

Супервизор нашел ключ к разгадке. Ему вспомнилась другая ситуация, когда пациент и врач завязли в борьбе, которую никак не могли прекратить. Типичная ситуация: пациента лечили от болей, и он привык к обезболивающим. Когда фи­зиологические причины боли уже устранены, врач, раздраженный этой зависимо­стью и полный чувства вины, пытается лишить пациента лекарств. Злясь на вра­ча из-за зависимости, пациент продолжает испытывать боль. Иногда такие паци­енты ходят от врача к врачу, собирая с них рецепты на обезболивающие для своих истерических болей и намекая медицинскому сообществу, что их врач не только не вылечил их, но и сформировал зависимость от лекарств.

Супервизор сказал доктору X., что с этической точки зрения он должен изви­ниться перед Реджинальдом, поскольку нанес вред своим лечением. Возможно, Реджинальд не позволял ему вылечить свой бред об убийстве, пытаясь отплатить ему за то, что он вызвал у него позднюю дискинезию. Решение казалось очевид­ным. «Вам нужно пойти и извиниться перед ним, — сказал супервизор. — Вы со­гласны?»

Терапевт согласился извиниться перед молодым человеком за нанесенный три года назад вред. Он вернулся в терапевтический кабинет, но при выполнении это­го намерения у него возникли трудности. Он сказал Реджинальду, что он очень хорошо продвигается, а затем произнес: «Знаешь, иногда с теми, кто имеет такие же проблемы, как ты, мы проводим другую терапию. Мы иногда используем и препараты... лекарства».

«Да», — сказал Реджинальд.

«Мы когда-то уже говорили о побочных эффектах, которые у тебя возникли».

«Да».

После долгой паузы Доктор X. сказал: «Знаешь, ты очень стараешься, и все же у тебя поздняя дискинезия. Это очень горько — иметь ее».

«Да».

«Несколько лет я встречался с тобой по разным поводам. В первый раз я осмат­ривал тебя, когда ты лежал в госпитале и мы давали тебе галоперидол».

«Да».

«И тогда он вроде бы очень хорошо на тебя действовал».

«Живая» суперпизия. Пример 3: Как извиниться перед своим пациентом...   157

«Угу».

«Когда тебя госпитализировали во второй раз, я слова тебя лечил. Мы исполь­зовали новое лекарство».

«Ммм».

«У тебя от него было много побочных эффектов, насколько я помню. Ну, там, хождение туда-сюда и все такое».

«Я не помню», — ответил юноша.

«Да, зато я помню, — грустно заметил терапевт. — Я помню».

«Ладно».

«Знаешь, врачу... иногда мы думаем, что делаем что-то для пользы пациента, а это оборачивается вредом. — Вздохнув, терапевт продолжил: — Дело в том, что я чувствую себя ужасно. Я ужасно себя чувствую из-за тебя. Из-за того, что у тебя эти побочные эффекты».

«Я не замечаю никаких побочных эффектов, правда», — мягко сказал юноша.

«У тебя — это непроизвольные движения рук и губ. Когда ты об этом вспоми­наешь, ты можешь их контролировать, но ты, наверное, замечал, что когда ты за­нят чем-то другим, руки у тебя начинают двигаться, и ты начинаешь делать такие движения губами. Мне очень плохо из-за этого, мне лично».

«Почему вам лично должно быть из-за этого плохо?»

«Ну, я ведь давал тебе что-то и считал, что это тебе поможет».

«Тогда помогало».

«Да, но потом появились эти побочные эффекты. — После паузы доктор X. ска­зал: — Дело в том, что это случилось с тобой».

«Да, — сказал Реджинальд грустно, — случилось. Это уж точно».

«Что ты об этом думаешь?»

Помолчав, Реджинальд сказал: «Теперь уже ничего нельзя сделать. Вы не мо­жете ничего изменить. Все уже случилось. К сожалению, Бог уже ничего не может сделать. Я думаю, вы могли бы сказать, что некоторые вещи нельзя исправить».

«Да, — сказал терапевт, — сейчас уже ничего не исправишь. И я не знаю — ни­кто не может сказать, что будет потом».

Реджинальд заговорил о другом. До этого он рассказывал, что его немощным родителям трудно приезжать в госпиталь на сеансы. Теперь он сказал, что счита­ет, его родителям больше не следует приходить регулярно. Он сказал: «Мне ка­жется, что мы можем еще раз встретиться здесь с моей матерью втроем и закон­чить на этом семейную терапию. Я думаю, что сам я тоже перестану с вами встре­чаться, если со мной все будет в порядке. — Помолчав, он продолжил: — Потому что на самом деле я считаю, что вы уже сделали все, что действительно могли для меня сделать. Я не думаю, что вы можете сделать что-то еще. Вы помогли мне вер­нуться туда, где я могу снова жить самостоятельной жизнью».

Перед терапевтом встала дилемма. Конечно же, он знал, что когда пациент хо­чет стать независимым и больше не нуждается в терапии — это хорошо, но он со­мневался в причинах этого желания. Это желание могло означать, что Реджинальд считает попытки доктора достичь с ним еще каких-то результатов безнадежными и просит таким образом доктора подтвердить его выводы. Доктора X. это сильно беспокоило. Затем позвонил супервизор и дал совет, после чего доктор X. сказал

158  Глава 8 «Живая» супервизия

Реджинальду: «Я не могу тебя так легко отпустить. И не могу так просто отпус­тить твою семью. Действительно, сейчас у тебя все хорошо, но я не хочу прекра­щать терапию, пока не увижу, что ты полностью вернулся к норме».

«Да, — сказал Реджинальд, — я считаю, что у меня все прекрасно. Я чувствую себя очень хорошо. Я уже не так часто думаю об убийстве. Время от времени, ино­гда очень долго не думаю об этом. Я стараюсь не позволять мыслям беспокоить меня. Ну, знаете, я стараюсь чем-то заняться».

Эти слова были для терапевта своего рода подарком, они показывали, что не­приятные мысли оставляют его пациента и, кроме того, он, возможно, хочет ска­зать, что благодарен терапевту за извинения. Доктор X. сказал: «Я думаю, что с твоими предками мы будем иногда встречаться, а тебе нужно двигаться вперед в твоей трудовой программе».

Затем доктор X. обсудил с Реджинальдом его предположительную программу физических упражнений и будущую социальную жизнь. К концу интервью он вер­нулся к старой теме: «Если эти мысли снова станут тебя беспокоить, тогда ты пой­дешь сдаваться. Выкинь их из головы. Тебе ясно?»

«Если у меня появятся такие мысли, то я должен взять и сдаться?» — спросил Реджинальд.

«Если они опять будут тебя изводить, то — да. Дело в том, что ты теперь — нор­мальный, и это важно».

Реджинальд сказал: «Я больше не считаю, что я убийца; так считают только чокнутые. Это безумие». Он усмехнулся.

«Хорошо», — сказал терапевт.

«А вы еще не собираетесь отказаться от меня?»

«Нет, пока ты еще не начал жить самостоятельно. Я не собираюсь этого делать».

Реджинальд улыбнулся. «Я вам очень благодарен за помощь», — сказал он. Удивительные слова в устах этого молодого человека.

Реджинальд получил работу и смог сам себя содержать. Доктор X. продолжал встречаться с ним и с его родителями, часто заходил по вечерам к ним домой по пути из госпиталя, потому что им было трудно передвигаться. «Типы в черной машине» исчезли.

Глава 9

Сходство между психотерапией и супервизией

Можно считать, что психотерапевтическая техника и супервизионная техника — синонимы. Все новые психотерапевтические интервенции, придуманные на сегод­няшний день для того, чтобы помогать клиентам, можно использовать для помо­щи обучающимся терапевтам. Если согласиться с тем, что терапия должна быть директивной, то директивный подход становится столь же приемлемым для обу­чающихся, сколь и для клиентов.

Если социальный контекст влияет на мысли и чувства клиентов, то из этого следует, что тот же социальный контекст становится источником проблем у тера­певтов, проходящих обучение. Предположим, у обучающегося возникают слож­ности с принятием и реализацией идей супервизора. В наши дни следует прежде всего выяснить, не находится ли обучающийся между двумя конфликтующими супервизорами. Стоит также учесть возможность конфликта между тем терапев­том, который проводит терапию обучающегося, и тем из его супервизоров, кото­рый придерживается новых взглядов на терапию. Обучающийся может разрешить эти конфликтные отношения, став, например, неадекватным. Это значит, что обу­чающийся в данном случае похож на проблемного члена семьи в семейной тера­пии, оказавшегося в семье между двух авторитетов и ставшего неадекватным.

В прошлом человек, которого обучали традиционной терапии, должен был объ­яснять проблемы клиента и проблемы терапевта в смысле теории вытеснения. С этой стратегией есть одна сложность — она основана на негативном видении людей. Терапевт должен иметь позитивные взгляды, которые он мог бы передать клиенту. То, что человек может делать, гораздо важнее того, чего он не может. Многие обучающиеся сами проходят через терапию, на которой от них требуют, чтобы они вспомнили все негативные события своей жизни, из чего они делают вывод, что то же самое им было бы неплохо делать и в отношении своих клиентов;

160  Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией

особенно если к этому же подталкивает их и супервизор. Сегодня супервизор дол­жен протестовать против такого подхода. (Кроме того, обучающиеся с традици­онной подготовкой без энтузиазма относятся к составлению плана терапевтиче­ского сеанса или даже всей терапии. Их учили выжидать и смотреть, что сделает клиент, т. е. не планировать, а спонтанно реагировать.)

Терапевты, занимающиеся краткосрочной директивной терапией, составляют планы, используют директивы и считают, что разговорами симптом не изменишь, для этого нужны действия. Если у обучающегося есть проблемы в работе с клиен­том, то простое обсуждение этого с супервизором обычно ничего не меняет, если только в разговоре подспудно не присутствовали директивы супервизора. Обсуж­дение идей и идеологий приводит только к новым дискуссиям об идеях и идеоло­гиях. Некоторые супервизоры любят обсуждать с обучающимися смысл их про­блем и бывают сильно раздосадованы, если эти обсуждения не приводят к поло­жительному результату; они могут даже отругать обучающегося, хотя никогда не позволили бы себе этого с клиентом. Есть и такие супервизоры, которые не жела­ют говорить обучающимся, что нужно делать (их учили избегать директив в рабо­те с клиентами); они думают, что обучающийся, который не знает, что делать даль­ше, страдает от эмоциональных проблем, вместо того чтобы считать, что ему не хватает умений или что он реагирует на подавляющую социальную обстановку.

В прошлом многие супервизоры знали, как быть философами, но не знали, как научить своих подопечных эффективно работать. Теперь мы дожили до момента, когда супервизор обязан знать, что делать, — или же решаться на смелые попыт­ки. Преподаваемый терапевтический подход и процедуры, которым обучают в тренинговой программе, должны соответствовать друг другу. Когда терапия пред­полагала инсайт и была нацелена на бессознательное, про супервизию можно было сказать то же самое. Теперь, когда терапия становится краткосрочной и активной, применяет разнообразные директивы, подход, используемый при обучении, при­обретает те же характеристики. Проблемы обучающихся разрешаются путем из­менения их отношений с супервизором, так же как проблемы клиента разрешают­ся в отношениях с терапевтом. Тем, кто обучает психотерапии, доступны техники краткосрочной терапии. Супервизоры могут использовать подходы, ориентиро­ванные на разрешение проблем; они могут сдерживать изменение обучающихся и использовать это сдерживание как способ изменять их, использовать парадоксы и метафоры, предлагать испытания или давать прямые советы и указания. Супер­визор может быть столь же активен и директивен, сколь и терапевт, соответству­ющий современным ожиданиям. Он может давать прямые указания обучающим­ся, например советовать или выступать в качестве тренера, а если у обучающего­ся возникает проблема и он «ничего не может с ней поделать», супервизор может использовать непрямые техники, точно так же как и с клиентом, который «не в силах с этим справиться».

Использование парадокса

Нижеследующий пример из личного опыта иллюстрирует использование пара­докса: в программе «живой» супервизии я был супервизором у молодой женщи­ны-терапевта, которая так нервничала, что это мешало ей проводить семейную

Использование парадокса   161

терапию. Она постоянно боялась сделать ошибку и слишком заботилась о том, что я о ней подумаю. Ее нервозность была очевидна не только мне, но и семье, с кото­рой она работала. Существовала опасность, что из-за ее тревоги клиенты в конце концов потеряют к ней уважение. Она вела себя так, будто была не в силах спра­виться с собой. Нужно было что-то делать.

Если бы супервизор начал искать и интерпретировать какие-то ее личные при­чины, стоящие за тревогой, она могла бы встревожиться еще сильнее. Кроме того, если бы ей порекомендовали самой пройти терапию, чтобы разрешить ее пробле­мы, это никоим образом не помогло бы конкретной семье, с которой она работала, а для меня стало бы просто уклонением от ответственности. Помощь при тщатель­ной подготовке к интервью, казалось, не делала ее спокойнее. Заверения, что она проводит интервью вполне компетентно (что соответствовало действительности), нисколько не уменьшали ее тревогу в терапевтическом кабинете. Она продолжа­ла говорить о своей боязни допустить ошибку — поднять, например, не ту тему, или слишком рано предложить решение, или встать на сторону ребенка против ма­тери и так далее.

Было ясно, что руководство и прямые указания не помогут. Я решил исполь­зовать непрямую технику, так же как в работе с клиентами. Непосредственно пе­ред интервью я сказал ей: «Вы беспокоитесь о том, чтобы не наделать ошибок. Я хочу помочь вам справиться с этим беспокойством. Я хочу, чтобы сегодня, во время интервью с семьей, вы сделали три ошибки». Пораженная молодая женщи­на переспросила: «Три ошибки?» «Да, — сказал я. — Это должны быть особые ошибки. Я хочу, чтобы одна из них была такой, про которую мы оба знали бы, что это ошибка». «Хорошо», — сказала она, записывая. «Я хочу, чтобы вы сделали эту ошибку правильно, — сказал я. — Вторая ошибка должна быть такой, чтобы вы зна­ли, что это ошибка, а я не знал. Это будет ваша личная ошибка. Наконец, я хочу, чтобы вы сделали ошибку, не зная, что это ошибка». Я добавил твердо: «Я хочу, чтобы вы правильно сделали все эти три ошибки». «Хорошо», — сказала она нерв­но, записывая все эти инструкции, пока семья входила в кабинет с «прозрачным» зеркалом. Молодая женщина провела интервью действительно компетентно, но при этом выглядела задумчивой и озабоченной. Когда она подошла ко мне после интервью, я сурово спросил: «Вы сделали все три ошибки правильно?» «Идите к черту», — сказала девушка и больше уже так не нервничала.

Терапевты, незнакомые с эффективным использованием парадокса, могут уди­виться тому, что эта девушка не возразила, что она не смогла бы сделать ошибку, не зная при этом, что это ошибка, или тому, что она не протестовала против ис­пользования техники парадокса по отношению к ней самой. Парадокс эффекти­вен на уровне взаимоотношений. Обучающийся, который с раздражением реаги­рует на супервизора, скорее всего, не станет критиковать его слова. Моя подопеч­ная не могла возразить, что невозможно намеренно сделать ошибку и не знать при этом, что это ошибка. Это значило бы поправлять меня, а она не могла этого де­лать из-за своих страхов. Если бы она спросила, каким образом она может сделать такую ошибку, я бы сказал ей, что она сама должна придумать как, или, может быть, стал бы объяснять ей, что можно сделать ошибку, не осознавая этого. Если

162  Глава Я Сходство между психотерапией и супервизией

бы она обвинила меня в использовании техники парадокса — чего она не сдела­ла—я бы согласился с этим, и велел бы ей тщательно следовать моим инструкци­ям, чтобы лучше все это понять.

В использовании парадокса есть два важных аспекта. Во-первых, использовать его нужно с теми, с кем эта техника будет эффективной (парадокс, который я ис­пользовал с этой девушкой, мог бы не сработать с другим обучающимся). Во-вто­рых, само по себе осознание использования парадокса не лишает его эффектив­ности. Иногда клиент говорит: «Вы применяете ко мне технику реверсии». Пра­вильный ответ в данном случае: «Да, кроме всего прочего, я делаю и это». Когда я еще практиковал, мои коллеги могли сказать, например: «У меня есть такой-то симптом, поработай со мной, пожалуйста, в технике парадокса». Если они выпол­няли мои указания, то парадокс давал положительный эффект, поскольку пара­докс работает на уровне взаимоотношений, а не на уровне осознавания.

Супервизоры не слишком хорошо умеют давать обучающимся указания, пото­му что их самих учили в эпоху недирективных подходов. Например, у обучающе­гося могут возникнуть трудности в работе с пожилыми женщинами; ему может быть неприятно вести себя с ними в авторитарном стиле. У того же обучающегося может при этом не быть никаких проблем с молодыми женщинами. Супервизор не может просто пожелать, чтобы обучающийся справился со своими трудностями, или порекомендовать ему самому пройти терапию, чтобы разобраться в отноше­ниях с собственной матерью. Научить терапевтов эффективно работать с мужчи­нами и женщинами любого возраста — работа супервизора. Годами ориентирован­ные на инсайт супервизоры обвиняли обучающихся в эмоциональных проблемах, вместо того чтобы обвинять самих себя в недостаточной готовности к работе с такими трудностями. Это был способ избежать обучения тому, что нужно делать.

Супервизор может заимствовать из терапии целый ряд директив для ис­пользования при обучении терапевтов. Цель — изменить поведение терапевта, так что супервизор может применить весь спектр своих психотерапевтических навы­ков. Так же как психотерапевт формулирует проблему клиента и производит интервенцию, так и супервизор формулирует проблемы обучающегося, возни­кающие при применении им того или иного подхода, и вмешивается, чтобы изме­нить их.

I

Стадии обучения

Как и терапия, обучение имеет несколько стадий и строится на позитивных взаи­моотношениях. Обучение предполагает следующие стадии.

1. Супервизор ведет себя дружелюбно, чтобы помочь обучающимся почув­ствовать себя более раскрепощенно.

2. Супервизор должен предложить обучающимся контракт, в котором опре­деляются основные идеи будущего курса и новый психотерапевтический подход, которому они будут учиться.

3. Обучающимся объясняют начальные директивы, которые используются для того, чтобы организовать семью или, в индивидуальной терапии, разго­ворить клиента.

Начало обучения   163

4. Супервизор наблюдает за действиями обучающихся и формулирует для каждого из них свойственные ему проблемы при проведении терапевтиче­ского интервью.

5. Для повышения уровня обучающихся производятся интервенции.

6. Прослеживается развитие обучающихся, чтобы избежать рецидивов пове­дения, усвоенного ими при предыдущем обучении.

Группа обучающихся может включать в себя как новичков, которые только начинают работать, так и опытных психотерапевтов, желающих изучить конкрет­ный психотерапевтический подход. Каждый обучающийся представляет собой уникальный случай обучения, но несколько обобщений все же сделать можно. Пе­ред начинающими встает проблема: они хотят выглядеть так, как будто знают, что делают, но, для того чтобы начать учиться, они вынуждены признать, что еще мно­гого не знают. У опытных терапевтов — та же проблема, но в более острой форме: они не желают, чтобы с ними обращались, как с новичками, но, так как они изуча­ют новый подход, они являются начинающими. У них есть большой соблазн на­чать демонстрировать свои знания, но большая часть этих знаний в новом подхо­де неприменима, а их взгляды, скорее всего, тоже придется корректировать. На­пример, опытному терапевту может быть удобнее проводить индивидуальную терапию, потому что у него недостаточно умений для проведения семейной. Сле­довательно, он будет искать идеологические обоснования для своего желания встречаться с каждым членом семьи по отдельности, даже когда это неприемле­мо. Супервизору необходимо это изменить. Обучающийся должен поверить в то, что компетентен в проведении интервью с семьей, тогда изменятся и его идеи. Супервизор должен продемонстрировать в процессе обучения те самые идеи, ко­торые он пропагандирует: образ мыслей у людей меняется тогда, когда меняется их социальная ситуация.

Начало обучения

Супервизор должен быть заботливым и понимающим, должен обеспечивать сво­им ученикам поддержку, достаточную для того, чтобы они смогли следовать ука­заниям и рискнуть попробовать что-то новое. Когда обучающиеся собираются в группу, им необходимо обеспечить комфорт и дать надежду на то, что обучение станет интересным и ценным опытом. Очень хорошо, если у группы будет своя комната, которая станет их собственной территорией на все время обучения. (Если женщины в этой группе берут свою сумочку с собой в терапевтический кабинет, значит, они не уверены, что их место в комнате за зеркалом действительно оставле­но за ними.) Обучающиеся также должны считать своей территорией терапевти­ческий кабинет. Иногда, если обучающимся разрешают произнести в терапевти­ческом кабинете вводные слова — например, рассказать членам семьи о «прозрач­ном» зеркале и снимающей их камере, — это дает им возможность почувствовать кабинет своей вотчиной (равно как и приобрести опыт эффективного начала ра­боты с клиентом). Для клиента естественно на первых порах чувствовать себя в терапевтическом кабинете на чужой территории, но терапевт не должен испыты­вать подобных ощущений.

164   Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией

Организовывать обучение можно совершенно по-разному. Для работающих терапевтов наиболее эффективно заниматься раз в неделю полный день. За целый день перед их глазами пройдут несколько семей, и, таким образом, за год они по­лучат представление о множестве разнообразных клинических проблем. Если се­мьи записываются на прием через полтора часа, то в получасовом промежутке между приемами можно составить план интервью, затем провести часовой сеанс и после обсудить его с терапевтами.

Лучше всего проводить супервизию каждого сеанса обучающегося. Есть тре-нинговые программы, в которых обучающийся получает супервизию на первом сеансе, а после этого несколько интервью проходят без супервизии (и есть веро­ятность, что пока он не закончит работать с этими клиентами, он больше суперви­зии не получит). Проблема такой организации обучения в том, что обучающийся недополучает супервизии на каждой стадии работы. Кроме того, если обучающий­ся дает указание клиенту, наблюдающий за ним супервизор не имеет возможно­сти узнать, как клиент его выполнил или какова была реакция обучающегося. Су-первизия каждого интервью — это самый дорогой вид обучения, но интенсивность такой программы окупает все затраты. Супервизор руководит обучающимся в критический период терапии — с момента инициации изменения в клиенте и до его реакции на произошедшее изменение.

Когда обучающийся один день в неделю учится, а все остальные — работает, то у него есть возможность уже на следующий день использовать в своей работе то, чему он научился вчера. Напротив, те, кто не работает в период обучения, не мо­гут немедленно попробовать на практике то, чему учатся. Часто различные цент­ры позволяют своим сотрудникам брать свободный день на неделе для учебы и даже платят за это, особенно если видят результаты.

Когда группа обучающихся собирается впервые, участников нужно попросить коротко рассказать о своей специализации, о том, где они работают, и о том, что они надеются получить от этой программы. Важно знать терапевтическую ситуа­цию обучающегося (т. е. где он работает или преподает), потому что ситуация зна­чимо влияет на восприятие обучения.

В самом начале супервизор должен произнести короткую речь, разъяснив орга­низационные моменты и подчеркнув проблемы, связанные с ответственностью.

Супервизор говорит обучающимся, что каждый из них сможет вести интервью в привычной для себя манере, а потом супервизор будет поправлять их, если их стиль будет сильно отличаться от подхода, используемого в программе. Если это­го не сказать, обучающиеся, возможно, не будут использовать в терапевтическом кабинете свой прошлый опыт, а будут сидеть неподвижно, стараясь угадать, ка­ких действий может ожидать от них супервизор. Хотелось бы, чтобы обучающие­ся избегали двух вещей. Во-первых, не делали интерпретаций, особенно связыва­ющих прошлое с настоящим и подчеркивающих обычные негативные мотивы; и, во-вторых, не просили членов семьи сказать, как они себя чувствуют. Если двух этих видов интервенции не будет, то семья на удивление быстро станет делиться информацией, и возможностей для работы тоже будет гораздо больше. Зато и обу­чающийся почувствует, что он работает более эффективно, и это будет на самом деле так.

Сбор информации   165

В конце первого сеанса внимание обучающихся следует обратить на следу­ющий сеанс. К этому моменту они уже должны быть ознакомлены с процедурами и средствами обучения в программе, так же как и с основными терапевтическими правилами, которые даются на коротком семинаре, и, следовательно, они могут выразить свои пожелания и опасения относительно тренинговой программы.

Естественно, супервизор должен знать, как научить способам проведения пер­вого интервью с семьей, отдельным клиентом или супружеской парой. Терапия — это умение, которому можно научить, и, как и любое умение, оно должно пости­гаться на практике. Само собой, люди и их проблемы чрезвычайно сложны, и спо­собов изменения людей столько же, сколько в мире целителей, которые этим за­нимаются. И все же необходимо обсудить и упростить вопросы, а также встать на определенную теоретическую позицию.

Запись сеансов на видео — очень полезный современный учебный прием. Су­первизор постепенно накапливает у себя видеозаписи, демонстрирующие разные способы проведения первого интервью, мотивирование клиента на следование директивам, различные указания, способы работы с реакцией клиента и т. д. Если во время учебных сеансов съемка ведется постоянно, то записи становятся кладе­зем информации и ценным источником демонстрации психотерапевтических на­выков и умений.

Сбор информации

Перед первым интервью супервизор должен обеспечить терапевта определенной информацией, которую обычно узнают по телефону от клиента, иногда это делает секретарь, а иногда — сам терапевт. Нужно получить некоторые конкретные дан­ные, включая возраст и род занятий клиента (или родителей, если речь идет о ре­бенке). Нужно выяснить, кто проживает в доме, возраст детей. Если родители разведены, то необходимо знать, кому передана опека над детьми. Во время пер­вого разговора с клиентом по телефону его нужно попросить кратко описать про­блему. Не нужно пускаться в подробное обсуждение — стоит просто назвать про­блему (напр., «супружеская проблема», или «моя дочь постоянно убегает из дома», или «мой сын принимает наркотики»).

Важно узнать, проходили ли они прежде терапию и, особенно, проходят ли они терапию в данный момент. Если есть страховка, то какая? Важно узнать имя и/ или должность того, кто отправил клиента на терапию, поскольку с этим челове­ком, возможно, придется вступить в контакт. Иногда мы узнаем, что у человека случилось несчастье и его прислали из кризисного центра. Иногда школа присы­лает ребенка, у которого возникли проблемы. Иногда дело касается наркотиков, сексуального домогательства или насилия, тогда людей на терапию посылает суд и, следовательно, для них она не является добровольной. Иногда человека при­сылает бывший клиент, что всегда приятно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.