Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 18 страница



Знать, не проходит ли клиент в данный момент терапию с кем-нибудь еще, важ­но, потому что позиция терапевта в иерархии коллег — предмет особой заботы. Например, если клиент прислан службой защиты детей, то какова юридическая ситуация? Если клиент принимает лекарства, то какой властью в этой ситуации

166  Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией

обладает прописавший их врач? Супервизору это нужно для того, чтобы защитить обучающегося от коллег и определить пределы власти обучающегося в данном случае.

Не стоит обучать тому, как собирать социальную историю или строить гено-грамму человека или семьи. Хотя этому учить легче, чем конкретным терапевти­ческим приемам, и эти темы могут помочь новичкам и супервизорам начать про­цесс обучения, они все же пускают обучение по нежелательному пути. Например, это подразумевает, что терапия нацелена на прошлое, хотя на самом деле терапия должна быть сосредоточена на настоящем и будущем. Социальную ситуацию кли­ента нужно исследовать в ходе терапии, но не отдельно.

Чтобы сэкономить время, обычно лучше всего сразу попросить всех, кто жи­вет в доме, прийти на первое интервью. Однако если звонящий хочет прийти по­беседовать один или есть подозрения, что приглашать всех сразу не стоит из-за чересчур напряженных отношений в семье, то звонящего можно проинтервьюи­ровать отдельно. Как правило, решение о том, кто придет на терапевтический се­анс, принимает не клиент, а специалист.

Как начать первое интервью

Проведение первого интервью с отдельным клиентом и проведение первого ин­тервью с супружеской парой или всей семьей — это не одно и то же и требует раз­ных психотерапевтических умений. Все, что на индивидуальной терапии клиент говорит терапевту — словами или языком тела, — относится только к терапевту и ни к кому другому, хотя речь может идти о других людях. То, что человек говорит терапевту один на один, возможно, он никогда не сказал бы в присутствии своей матери.

Клиенты общаются с терапевтами тремя способами. Они выбирают в кабине­те место (позицию) по отношению к терапевту или членам семьи; они общаются с помощью языка тела; они используют речь во всех ее многогранных проявлениях.

Выбранную клиентом позицию необходимо учитывать. Клиент может сесть вплотную к терапевту или далеко от него. Родители могут усесться, посадив ре­бенка между собой, что может свидетельствовать о том, какую ребенок выполня­ет функцию. Ребенок может сесть вдалеке от остальных членов семьи, что может свидетельствовать о его дистанцировании от семьи. Супруги могут сесть рядом, показывая, что они единое целое, или сидеть, отвернувшись друг от друга. Все эти варианты рассаживания в некоторой степени определяются культурными разли­чиями, но при этом определенным образом характеризуют людей и их реакцию на терапевтическую ситуацию. Хотя одна и та же позиция дома или в различных ситуациях повседневного общения может иметь совершенно разный смысл, при терапевтических взаимоотношениях разумно считать то, как двигается клиент, куда и как садится, его способом передачи информации. Например, взрослый, который пришел в кабинет психотерапевта не по своей воле, может продемон­стрировать это терапевту, и необходимо со вниманием отнестись к такой комму­никации.

Как начать первое интервью   167

Супервизор должен научить своих подопечных тому, что абсолютно все посла­ния клиентов на сеансе адресованы именно ему, терапевту, и не являются только отчетом о состоянии клиента. Например, если клиент слишком нервничает и ни­как не может усесться, это не просто отчет о его внутреннем состоянии, но и по­слание терапевту. Чем более косвенный характер носит послание, тем ярче чело­век показывает, что он не знает этого терапевта и, следовательно, не знает, как этот терапевт будет воспринимать его самого и как будет на него реагировать. Если терапевт что-то говорит, а клиент слегка отворачивается от него, то это послание терапевту, что клиент, возможно, в данный момент не может рискнуть высказать­ся прямо.

Однако было бы грубой ошибкой для обучающихся прямо комментировать или интерпретировать телодвижения клиента. Если терапевт говорит: «Вы заметили, вы отвели взгляд, когда я это сказал?», то человек может счесть, что терапевт наи­вен или груб, или то и другое вместе, хотя вслух этого и не выскажет. С этого мо­мента человек будет бояться пошевелиться, потому что терапевт может снова это прокомментировать и рассматривать каждое движение как реакцию на его слова.

Если уж терапевты хотят добиться от клиентов того, чтобы те рассказали им о том, о чем рассказывать бывает порой так трудно, то они должны сделать этот про­цесс как можно более безболезненным и безопасным. Если клиент что-то выра­жает на языке тела, терапевт должен принять это сообщение (если клиент захочет перевести эту метафору, он это сделает сам).

Часто бывает так, что для семьи просто сидеть рядом и разговаривать, особен­но о своих проблемах — это новый необычный опыт. В наше время большинство семей даже за обедом не собираются вместе. Особенно необычно разговаривать о своих проблемах с незнакомым человеком. Клиенты не знают, какого поведения от них ждут, и им необходимо некоторое руководство. Даже если они уже когда-то проходили терапию, они еще пока не привыкли к конкретному терапевту и не освоились с новым для них подходом. Например, если клиент, которого предыду­щий терапевт просил выражать свои чувства, ведет себя эмоционально на первом интервью, терапевт может ошибочно предположить, что это естественный для клиента способ поведения, тогда как на самом деле клиент ведет себя таким обра­зом, какого, по его мнению, ждет от него терапевт. Здесь полезно сказать нечто вроде: «Я хочу, чтобы каждый сказал то, что думает, и мы все выслушаем друг друга по очереди».

Терапевтов стоит обучить тому, как создавать на сеансе атмосферу комфорта для каждого члена семьи. Как только вошедшие в кабинет члены семьи разденут­ся и рассядутся, терапевту полезно завести небольшой разговор. Например: «Вы легко нас нашли?» или «Не правда ли, сюда очень трудно добираться?»

Если кабинет оснащен «прозрачным» зеркалом и видеокамерой, супервизор должен научить терапевтов рассказывать об этом. Например, можно сказать: «Мы будем работать следующим образом: у нас здесь есть «прозрачное» зеркало и за ним сидит мой коллега (или мои коллеги), которые могут звонить мне по теле­фону и высказывать свои предложения. Ум — хорошо, а два лучше. Вот здесь у нас видеокамеры, и я буду записывать сеанс, потому что хочу потом посмотреть

168  Глава Э. Сходство между психотерапией и супервитей

интервью еще раз, чтобы понять, мог ли я что-нибудь упустить. В конце сеанса я попрошу вас подписать разрешение на запись и просмотр. Если вы не захотите его подписать, я сотру запись».

Чем естественней рассказ про зеркало и камеры, тем легче клиентам их прини­мать. Иногда возникают вопросы, например: «То есть за зеркалом кто-то сидит?» или «А почему они не могут войти?». Лучше всего ответить: «Мы так работаем».

Клиентам бывает трудно рассказать о своей проблеме, поэтому повествование об особенностях кабинета не должно превалировать над выяснением того, почему они в нем оказались. Большинство клиентов не возражают против техники, позво­ляющей супервизорам и другим терапевтам наблюдать за процессом. Если кли­ент серьезно возражает против наблюдения и видеозаписи, то на зеркало опуска­ется занавеска, а кам,еры выключаются. Очень подозрительного клиента можно перевести в другой кабинет без технического оборудования. Это случается редко, но клиент имеет право отказаться от наблюдения или съемки. Так как обучение обычно требует наблюдения, такого клиента иногда передают терапевту, не вхо­дящему в программу. Окончательное решение об этом принимает супервизор, а не обучающийся.

В начале первого интервью необходимо обеспечить семье как можно более комфортные условия. Терапевт, заняв позицию специалиста, т. е. авторитета, не должен вести себя угрожающе, должен быть внимательно доброжелателен, не от­страняться, быть нейтральным, но вести себя неформально и дружелюбно. Для клиента это тяжелый момент, и терапевт должен использовать все свои личност­ные ресурсы, чтобы помочь ему расслабиться и начать говорить. Здесь могут по­мочь вопросы, задаваемые как детям, так и родителям. Терапевт может начать с вопроса: «В какую школу ты ходишь?», или «В каком ты классе?», или даже «Чего ты ждешь от прихода сюда?» Суть в том, чтобы показать: в терапии будет участво­вать каждый. Обучающемуся бывает полезно просмотреть видеозаписи бесед с семьями, а также подготовиться к встрече.

Часто клиенты интересуются квалификацией терапевта, особенно если он мо­лод, и спрашивают: «Вы доктор?»1 или «Какая у вас специальность?» Ответ дол­жен быть кратким и демонстрировать высокий образовательный уровень, напри­мер: «Я — лицензированный социальный работник» или «Я клинический психо­лог». Если обучающихся спрашивают, не на учебе ли они здесь, они должны ответить утвердительно, сказав, к примеру: «Я психотерапевт, и я прохожу спе­циальное обучение используемому здесь подходу».

Иногда матери спрашивают: «Вы состоите в браке?» или «У вас есть дети?» Обучающийся должен ответить коротко и честно: «Я не замужем» или «Да, у меня двое детей». Эти ответы кажутся очевидными, но многих терапевтов из-за стран­ной теории о некоем явлении, называемом «перенос», научили смущаться, отве­чая на личные вопросы. Как правило, терапевту не следует запрещать задавать личные вопросы, отвечать на них надо кратко и тут же возвращаться к цели встре­чи. У клиента есть право интересоваться социальной жизнью психотерапевта, но

Имеется в виду ученая степень, самая высокая из трех возможных — бакалавр, магистр, доктор. ■ При.иеч. перев.

Как начать первое интервью   169

не стоит позволять клиенту использовать вопросы для того, чтобы оттянуть пере­ход к его собственной проблеме.

Иногда ребенок плохо себя ведет и мешает начать сеанс, особенно если этим можно позлить родителей. Родители при этом часто оказываются в растерянно­сти, так как не знают, кто должен воздействовать на ребенка — они сами или тера­певт. Терапевты расходятся во мнении на этот вопрос (как и во многих других случаях), и супервизор должен уважать мнение терапевта. Некоторым нравится самим управляться с ребенком. Другие видят в этом возможность собрать инфор­мацию о семье и просят родителей воздействовать на ребенка так, как они делают это обычно. Если родитель при этом бьет ребенка, терапевт должен прекратить это и сказать, что необходимо использовать другие меры воздействия. Хорошо, если имеется холл, где маленькие дети могли бы поиграгь, пока родители с терапевтом находятся на начальной стадии терапии.

Если предъявленная проблема связана с ребенком, супервизор должен насто­ять, чтобы терапевт встретился с ребенком без родителей. Большинство родите­лей не верят, что терапевт может дать верную оценку ребенка в их присутствии, и поэтому когда терапевт соглашается поговорить с ребенком один на один, воспри­нимают его как специалиста по детской психотерапии.

Если обучающийся встречается с семьей или супружеской парой, супервизор должен научить его решать, кого именно спрашивать о проблеме. Это вопрос иерархии. Как специалист, призванный семьей на помощь, терапевт обладает до­статочным авторитетом, чтобы говорить, кто важен и что важно в данном случае. Если в кабинете находятся бабушки и дедушки, то в знак уважения их нужно пер­выми попросить рассказать о проблеме. Однако если проблема — в ребенке, а те­рапевт начинает интервью, расспрашивая о проблеме бабушек и дедушек, то та­ким образом он принципиально игнорирует власть родителей; в таком случае луч­ше всего сконцентрироваться на родителях, а старшему поколению оставить роль • советчиков. Но и здесь есть исключения: например, если из-за пристрастия роди­телей к наркотикам бабушке или дедушке передана опека над ребенком. В этом случае терапевт должен с уважением отнестись к тому, что они опекают ребенка, и коснуться в беседе этого вопрос*.

Если вместе с проблемным ребенком пришли оба родителя (а старшее поколе­ние не присутствует), терапевт должен решить, кого из родителей попросить рас­сказать о проблеме, и, следовательно, кто из родителей обладает большим авто­ритетом. Как правило, в первую очередь, о ребенке заботится мать, даже в наш век работающих женщин, поэтому обычно именно мать хочет рассказать о проблеме. Бывает, что в воспитании участвует отец, но он чаще выглядит второстепенной фигурой. Чтобы добиться от отца большего участия, терапевт может попросить его рассказать о проблеме. При этом отец часто переадресовывает вопрос жене. Ино­гда отец находится в скрытой коалиции с ребенком против жены; попросить его рассказать о проблеме — значит быстрей добраться до сути.

Если ребенок, у которого возникла проблема, живет только с одним родителем, то обучающийся должен поискать еще одного взрослого, включенного в ситуацию. Часто интервью проводится с матерью-одиночкой, которая живет вместе со сво-

170  Глава 9. Сходство между психотерапией и супервтией

ей матерью. Поддерживая авторитет матери и ее власть над ребенком, терапевт должен быть особенно любезен и осторожен с бабушкой. Например, терапевт мо­жет сказать бабушке: «Я попрошу сейчас вашу дочь рассказать о проблеме, а по­том я бы хотел выслушать, что вы посоветуете». Такое высказывание может по­мочь прояснить их взаимоотношения.

Часто к такой одинокой матери впоследствии присоединяются бабушка, быв­ший муж или друг, если эти люди занимают важное место в жизни ребенка. Каж­дому новоприбывшему терапевт должен уделить несколько минут наедине, что­бы помочь уравнять отношения.

Если терапевт работает с супружеской парой, он тоже должен сначала для себя решить, кого попросить рассказать, в чем заключается проблема. Если терапевт попросит жену, то она, скорее всего, начнет критиковать мужа, причем мужу по­том будет весьма трудно оправиться от такой критики. Если же спросить о про­блеме мужа, то он, вероятнее всего, переадресует вопрос жене, снабдив его коммен­тарием, представляющим проблему незначимой, ерундовой. После такого коммен­тария жена может почувствовать, что она просто обязана начать его критиковать.

Обучающимся нужно испробовать несколько способов работы с этой пробле­мой. Супервизор должен объяснить им, что цель в данном случае — не дать ни мужу, ни жене возможности сделать замечание, которое может привести к необра­тимым последствиям. Иногда терапевт может начать интервью со слов: «Если бы я попросил(а) мужа (жену) рассказать, в чем проблема, то что бы он (она) сказа-л(а)?» Это всегда вопрос иерархии.

Терапевт способен повлиять на иерархическое положение супругов, родителей или детей. Проблема, которая понуждает клиентов обратиться к терапии, неиз­бежно связана с некоторой путаницей в иерархии, и сам способ ее предъявления можно проинтерпретировать как предложение терапевту о создании коалиции. Например, когда девочка-подросток угрожает родителям убить себя, родители часто отказываются от своей власти, и подросток в результате отвечает за все про­исходящее в семье. Обучающийся, обеспокоенный угрозой суицида, скорее всего будет больше прислушиваться к дочери, и его необходимо научить вмешиваться в эту иерархию и восстанавливать ее правильный порядок, создавая коалиции со всеми членами семьи. Искусство психотерапии состоит в том, чтобы установить контакт со всеми конфликтующими между собой сторонами.

Цель первого интервью — определить проблему и начать ее решать. Это может произойти только в том случае, если терапевту удастся правильно организовать встречу. Терапевт должен взять на себя ответственность за изменение проблемы. По окончании первого интервью клиенты должны признать авторитет терапевта в вопросах психотерапии.

Как завоевать власть

Терапевт располагает двумя способами завоевания авторитета: 1) он решает, кто говорит, и 2) он решает, о чем говорить. Терапевт должен быть организатором разговора и предложить высказаться каждому заинтересованному члену семьи.

Планирование терапии   171

Даже если члены семьи начинают говорить все вместе, пытаясь разрешить спор­ный вопрос, это должно происходить под руководством терапевта. Терапевт бе­рет на себя ответственность, либо становясь центром внимания, либо создавая ситуацию и затем наблюдая за ее развитием со стороны.

Тему для обсуждения также выбирает терапевт. Клиенты благодарны за пре­доставленную им возможность проанализировать ситуацию и посмотреть на нее с новой, более позитивной точки зрения, поскольку их собственный взгляд на проблему не позволяет ее решить. Так что кому-то нужно взять руководство на себя и предложить помощь. Терапевт не должен быть тираном, он должен направ­лять клиентов мягко и необидно, чтобы не вызвать сопротивления. Терапевт вы­слушивает каждого по очереди, и если он правильно организовал встречу, то каж­дый клиент должен почувствовать удовлетворение. Потом, если терапевт сумеет резюмировать все сказанное, все согласятся с ним.

Если первое интервью проведено должным образом, клиент или семья почув­ствуют, что они поняты, что терапевт доброжелательно настроен в отношении каждого из них, сочтут, что терапевт компетентен в решении их проблем, и у них появится надежда на улучшение, поэтому они примут некоторые изменения в иерархии. А обучающийся и супервизор будут в восторге от наладившегося меж­ду ними сотрудничества.

Планирование терапии

Прежде всего супервизор должен объяснить обучающимся, как важна предвари­тельная информация о клиентах, полученная еще до первой встречи с ними. Пер­вое интервью необходимо спланировать с точки зрения ожиданий, но спланиро­вать надо так, чтобы обучающийся смог отбросить этот план, если в ходе встречи выяснится, что он неприемлем. Иногда терапевтов учат тому, что планировать — это неправильно, что они должны приходить на интервью без каких бы то ни было представлений о том, в каком ключе оно будет проходить. Я бы порекомендовал супервизору и терапевту планировать как можно больше — сколько смогут. Если план окажется неприемлемым или невыполнимым, его можно будет отбросить и смастерить новый. Часто план составляется в присутствии группы, которой тоже нужно научиться планированию. При этом супервизор и терапевт обсуждают бу­дущий терапевтический план, временами обращаясь к группе за новыми идеями.

Предположим, семья уже явилась на прием и ждет в холле. Просматривая пред­варительную информацию, терапевт узнает, что это мать примерно 40 лет, отчим, который немного моложе ее, 16-летняя дочь и 12-летний сын. Предъявленная проблема: «Моя дочь постоянно убегает из дома». У супервизора в данном случае две задачи: 1) как разрешить проблемы данной семьи; 2) как научить терапевта осмысливать проблемы такого рода и работать с ними (супервизор исходит из того, что обучающийся впервые сталкивается с такой проблемой и ее надо подроб­но проработать, хотя для некоторых членов группы такая ситуация может являть­ся совершенно обычной).

Первый вопрос, требующий ответа, гласит: кого пригласить в кабинет? Обя­зательно всю семью? Следует ли сначала встретиться с дочерью, или с одними

172   Глава 9. Сходство между психотерапией и супе/тизией

родителями? В зависимости от того, как терапевт видит предъявленную ему про­блему, он принимает решение.

Дочь, постоянно убегающая из дома, может бежать от чего-то или к чему-то. Если она убегает о г чего-то, то, возможно, от насилия или неправильного обраще­ния. Так как у нее не родной отец, а отчим, то вполне возможно существование слишком напряженного треугольника — мать-отчим—дочь. Возможно, девочка убегает от сексуального насилия со стороны отчима. Если она бежит, стремясь к чему-то, то это может быть мальчик или друзья. Ситуация, когда девочка-под­росток убегает из дома к другу, которого родители не одобряют, довольно типич­на. Вообще для родителей большая проблема — как сделать так, чтобы их дети дружили с другими детьми, но при этом только с тем, с кем надо. Если есть такая проблема, то девочки обычно выбирают себе мальчика значительно старше или принадлежащего к этнической группе, которую родители не одобряют, или име­ющего какие-нибудь проблемы, например пристрастие к алкоголю или нарко­гикам.

Эта цепочка рассуждений приводит к выводу о том, что первой нужно пригла­сить дочь. Если с ней неправильно обращаются, то она, возможно, расскажет об этом в личной беседе (в присутствии родителей она, скорее всего, об этом умол­чит). Правда, если терапевт начнет со встречи с дочерью, родители, сидящие в холле, будут про себя прикидывать, что она рассказывает про семью. Если перво­степенной целью терапии является восстановление власти родителей над не­управляемым ребенком, то подрывать их авторитет крайне нежелательно. Но именно это и может произойти, если терапевт оставит родителей в холле гадать, о чем сейчас рассказывает терапевту их дочь. В данном случае было принято реше­ние сначала провести встречу со всей семьей, а потом наедине поговорить с доче­рью о личных проблемах.

Обсуждая с обучающимся терапевтический план, супервизор должен объяс­нить, какую позицию он должен занять по следующим вопросам.

Проблема. Терапия должна быть направлена на решение проблемы, которая беспокоит семью (в данном случае — на побеги дочери из дома).

Рабочая единица. Единицей наблюдения и интервенций является треугольник. (В данном случае, треугольник мать—дочь—отчим является основной еди­ницей, хотя в семье можно выделить и другие подходящие для работы тре­угольники.)

Последовательность. Предполагается, что в семье есть повторяющиеся после­довательности действий (в этом случае, побеги дочери — это попытка изме­нить последовательность, которая тем не менее поддерживает последова­тельность и вынуждает повторять ее).

Иерархия. С точки зрения изменения структуры, терапия сфокусирована на семейной иерархии. (В данном случае было выдвинуто предположение, что у дочери больше власти, чем у родителей, и именно она определяет жизнь семьи. Убегая из дома и рискуя причинить себе вред, она заставляет роди­телей капитулировать в случаях, когда они с ней не согласны. Чтобы под­держать родителей и их авторитет, терапевт должен объединяться с ними,

 

I

Планирование терапии   173

как только для этого представляется возможность. Возникает вопрос, не будет ли молодой терапевт испытывать затруднений, создавая коалицию с родителями против проблемного подростка, если в силу своего возраста он чувствует тягу к созданию коалиции с девочкой против родителей. Если терапевт уже немолод, то у него, наоборот, может возникнуть искушение встать на сторону родителей. Задача супервизора — предугадать личные склонности терапевта и проработать их.)

Мотивация. Принципиальное значение имеют гипотезы о мотивах девочки. Супервизору следует объяснить терапевтам, что плохое поведение подрост­ков выполняет в семье некую положительную функцию. Если терапевт по­считает так же, то он посмотрит на девочку не просто как на проблемного ребенка, а как на человека, который хочет помочь. Крайним выражением этой позиции является взгляд на девочку как на ко-терапевта, так как она плохо себя ведет, чтобы помочь семье.

Держа в уме все эти переменные, терапевт будет думать о девушке как о части треугольника, где остальные два угла — ее родители, будет сконцентрирован на побегах из дома как на проблеме, будет стараться выявить их позитивные функ­ции и изменить последовательности и попытается поднять авторитет родителей. Терапевт должен научиться вставать на сторону родителей, не порывая связи с дочерью.

В конце планирования сеанса супервизор должен сосредоточиться на пробле­ме, выразить озабоченность по поводу треугольника с отчимом, подчеркнуть не­обходимость поднять авторитет родителей и скорректировать иерархию, а также убедить обучающегося, что с помощью побегов из дома дочь достигает каких-то позитивных целей. Личные предпочтения терапевта должны быть только отмече­ны супервизором без всяких комментариев; их легче изменить в ходе сеанса, чем при обсуждении гипотез.

Получив предварительную информацию о семье и проанализировав ее, те­рапевт может заключить, что будут выявлены какие-то сложности, связанные с вхождением отчима в семью. Интеграция отчима в семью в наше время становит­ся национальной задачей. Из-за того, что распадается примерно половина всех заключаемых браков, мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой неродных родителей. У супервизора должен быть какой-то способ работы с этими пробле­мами. Существуют стадии семейной жизни, которые некоторые пары преодолеть не могут. Обычно муж бывает слишком суров с детьми, так как полагает, что жена к ним слишком снисходительна. Жена же считает, что он слишком суров с ними, так как не осознает, насколько они ранимы, и потому старается его ограничить. Задача супервизора — помочь обучающемуся прекратить эту последовательность. Мать необходимо убедить в том, что она должна помочь своему мужу изменить поведение, независимо от ее опасений. Для такой беседы ее часто приходится при­глашать отдельно. Мужу нужно сменить свой стиль общения с детьми таким об­разом, чтобы жена не расстраивалась и не пугалась. Естественно, есть и другие варианты. Например, отчим может вести себя как добрый дядюшка и вообще не заниматься проблемой дисциплины. Каждая пара может выработать свои соб­ственные способы разрешения такой ситуации.

/ 74  Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией

Вполне возможно, что проблемное поведение дочери, т. е. ее побеги из дома — это попытка интегрировать отчима в семью. Если выдвигается эта гипотеза, то супервизору следует научить своего подопечного тому, как поддержать интегра­цию отчима в семью, чтобы у дочери отпала необходимость самой выполнять эту задачу.

Пример 1

Приведенное ниже описание — это не некий гипотетический случай, а реальная ситуация, которую я снял на видео и использую для обучения. Терапевтом был Дэвид Эдди (David Eddy), бывший в то время исполнительным директором мое­го института.

Когда семья (белая) в первый раз пришла на интервью, выяснилось, что их дочь убежала из дома к своему мальчику (афроамериканцу) и осталась жить с ним и его матерью. Ее мать и отчим не одобряли этого молодого человека. Когда семья пришла на терапию, большую часть своих проблем они уже решили. Девушка вер­нулась домой, и они с родителями пришли к соглашению по следующим вопро­сам: по вечерам она может гулять до часа, который оговорен вместе с родителями; она может встречаться со своим мальчиком; в этом семестре она может не ходить в школу (так как она сильно отстала), но должна найти себе работу и вернуться в школу осенью.

Кризис, приведший семью на терапию, заключался в том, что мать с дочерью подрались на улице, когда дочь отказалась идти домой. После этого мать отправи­ла дочь жить к ее родному отцу (терапевт и супервизор узнали о его существова­нии непосредственно на этом первом интервью). Живя со своим отцом, дочь по­чувствовала себя несчастной и захотела вернуться домой к матери. Мать и отчим согласились пустить ее обратно на определенных условиях, что привело к перего­ворам. Мать позволяла отчиму принимать решения, касающиеся дочери, и в этом смысле отчим был интегрирован в семью. (Ив самом деле, на этом интервью от­чим рассказал, что собирается усыновить детей.)

Работая с этой семьей, терапевт и супервизор оказались перед дилеммой. Цель терапии состояла в следующем: прекратить побеги дочери из дома, поддержать родителей и дать им возможность управлять дочерью, а также интегрировать от­чима в семью. Родители пришли на терапию с соглашением, которое они хотели заключить с дочерью, но это было плохое соглашение. Ожидать, что девочка в 16 лет сможет найти работу и при этом обходиться без машины, было нереалис­тично. Тем не менее если бы терапевт стал возражать против этого плана, он по­дорвал бы позиции родителей, которые уже все обговорили с дочкой. Терапевт и супервизор решили следовать тому, на что уже согласились родители. Девочка перестала работать в офисе у матери, а родители решились пригласить ее мальчи­ка к себе домой на обед (для них это была огромная уступка). В этот момент де­вушка начала интересоваться молодым человеком из маминого офиса.

План первого интервью включал обсуждение побега дочери из дома, интегра­цию отчима в семью и поддержку авторитета родителей, который позволил бы им требовать от дочери соблюдения их правил. Была сформулирована гипотеза о том, что побег из дома в нескольких отношениях помог семье: 1) дочь причинила

Планирование терапии   175

столько неприятностей, что мать была вынуждена позволить отчиму взять на себя больше родительской ответственности; 2) родной отец девочки был окончатель­но отодвинут на периферию семьи (чего раньше не было), и это освободило про­странство для отчима, который смог взять на себя роль отца. Был и еще один во­прос, в котором дочь тоже помогла: у матери была сестра, которая вышла замуж за афроамериканца после громкого семейного скандала. Фактически мать после этого с сестрой не общалась. Как только дочь связалась со своим молодым чело­веком, мать начала обсуждать это с сестрой. Таким образом, дочь выступила сред­ством воссоединения матери и тети.

Семья продолжала встречаться с терапевтом, но нерегулярно. Терапевт не де­лал никаких крупных интервенций, просто поддерживал решения, найденные се­мьей. Девушка больше из дома не уходила, а осенью вернулась в школу, как и было оговорено.

При работе с семьями, которые жалуются на ребенка и подростковые пробле­мы, можно предсказать типичные семейные структуры и проблемы иерархии. Но при работе с супружескими парами и индивидуальными клиентами типичных ситуаций не бывает; часто предварительной информации недостаточно для со­ставления плана. Но все же существует несколько очевидных примеров, о кото­рых супервизор должен рассказать обучающимся, чтобы им было легче составить план терапии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.