![]()
|
|||||||
Изосова Л.А., Изосов А.В. 2 страница Суммой (или объединением) двух событий Например: Следует помнить свойство: Произведением (или пересечением ) Например: Свойство: Разностью Например, при бросании игрального кубика: Событие Событие Например, при бросании игрального кубика «выпала цифра от 1 до 6» - достоверное событие, «выпала цифра 10» - не -возможное собтие. Противоположное событие Например: Свойства:
События Например, при бросании монеты: Например: Если Понятия произведения и суммы событий можно перенести на случай произвольной конечной или бесконечной последо -вательности событий: Событие Событие Говорят, события Пусть
§ 3 ЧАСТОТА СОБЫТИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА,
Пусть произведена серия Частотой события
СВОЙСТВА ЧАСТОТЫ СОБЫТИЯ. 1) Частота случайного события Это свойство очевидно, так как всегда 2) Частота достоверного события равна единице 3) Частота невозможного события равна нулю 4) Частота суммы двух несовместных событий равна сум- ме частот этих событий, т.е. В самом деле, если событие Тогда Чтобы сформулировать следующее свойство, введём ещё одно понятие. Частота одного события, вычисленная при ус- ловии, что произошло другое событие, называется условной частотой и обозначается 5) Частота произведения двух событий равна произведе – нию частоты одного из них на условную частоту другого В самом деле, пусть в серии из
Длительные наблюдения показали, что если в одинаковых условиях производятся опыты, в каждом из которых число ис -пытаний достаточно большое, то частота события проявляет свойство устойчивости: в различных опытах частота меня- ется мало (тем меньше, чем больше число испытаний в опыте) и колеблется относительно некоторого постоянного числа.
§ 4 ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ.
Учитывая свойство устойчивости частоты события, можно ввести понятие вероятности события. Определение. Вероятностью случайного события назы –вается постоянное число, около которого группируются часто- ты этого события по мере увеличения числа испытаний. Это определение вероятности называется статистическим. Положительное свойство этого определения заключается в том, что оно опирается на реальный эксперимент. Но в этом же кроется и его отрицательная сторона. Для надёжного опреде -ления вероятности, в смысле этого определения, необходимо произвести большое число опытов, что зачастую связано с большими материальными затратами, например, при проверке изделий на надёжность, которая приводит к разрушению изде- лия. Однако то, что каждое массовое случайное событие имеет свою вероятность, является фактом, подтверждаемым опытом, что и доказывает существование статистических закономернос- тей в природе. Однако статистическое определение вероятности, как осно- ванное на экспериментальных данных, не даёт возможности заранее, до эксперимента, определить вероятность события, т.е. не является «рабочим определением». Рассмотрим другое определение вероятности, которое на -зывается классическим. Это определение основано на понятии равновозможных несовместных событий (исходов данного опы -та, которые образуют полную группу, т.е. учтены все возмож -ные исходы данного опыта), т.е. шансов. Рассмотрение таких групп равновозможных событий можно свести к так называе -мой «схеме урн» (урна содержит одинаковые, неразличимые на ощупь шарики: разноцветные или занумерованные, которые из- влекаются произвольным образом). Например, испытание с подбрасыванием монеты можно сравнить с извлечением из ур- ны, содержащей два шара (белого и чёрного), шара опреде -лённого цвета. Опыт «подбрасывание игрального кубика» рав- носилен опыту «извлечение из урны, содержащей 6 занумеро- ванных шаров, шара с определённым номером» и т.п. По отношению к каждому событию равновозможные исходы (шансы) делятся на благоприятные, при которых событие про- исходит, и, соответственно - неблагоприятные, при которых со- бытие не происходит. Например, при бросании игрального ку –бика, для события Определение. Вероятностью появления некоторого собы- тия называется отношение числа шансов, благоприятствующих данному событию, к общему числу равновозможных в данном опыте шансов. Такое определение вероятности называется классическим. Другими словами Важным достоинством этого определения является то, что с его помощью вероятность события можно определить зара- нее, до опыта, и сделать соответствующие выводы. Недостаток его заключается в том, что это определения можно применять только в случае равновозможных исходов опыта.
Рассмотрим несколько примеров. 1. Двоекратное подбрасывание монеты. Возможные исходы «ГГ, ГЦ, ЦГ, ЦЦ» (Г – герб, Ц – цифра). Всего 2. В урне находится 10 шаров, из которых 6 белых и 4 чёрных. Произвольным образом извлекаются 2 шара. Опреде- лить вероятность того, что оба шара белые (событие Общее число исходов в данном случае Число благоприятных исходов 3. Из цифр 1, 2, 3, 5 составляется 4 - х значное число. Определить вероятность того, что полученнок число чётное (событие Число благоприятных исходов 4. В коробке 20 шаров, из которых 7 красных, 8 синих и 5 зелёных. Случайным образом извлекаются 6 шаров. Найти вероятность того, что среди отобранных шаров разноцветные шары будут поровну, т.е. по 2 (Событие Общее число исходов Число благоприятных исходов Тогда
При классическом определении вероятностей можно расс -матривать только конечные полные группы равновозможных событий. На практике же зачастую встречаются такие испы –тания, число возможных исходов в которых бесконечно. При- менить классическое определение в данном случае невозмож- но. Однако в этом случае можно воспользоваться так называ -емым геометрическим определением вероятности, которое также опирается на понятие равновозможности исходов данно- го опыта. Применяется этот метод в задачах, сводящихся к случайному «бросанию точки» на конечный участок прямой, плоскости или пространства. Можно ограничиться плоским слу- чаем, так как одномерный и трёхмерный случаи отличаются только тем, что вместо площади в них имеем дело с длиной отрезка или с объёмом. Пусть на плоскости имеется некоторая область та попадание в любую точку области Рассмотрим несколько примеров. 1. Пусть даны две концентрические окружности радиусов
площадь 2. На отрезок ным образом ставятся две точки
Кроме того, в данных условиях, Из второй системы получаем условия, которые необходимы по условию задачи:
Это геометрическа 5 иллюстрация данной задачи. 2,5
0 2,5 5
Область И таких задач, которые сводятся к вычислению геометри- ческих вероятностей существует достаточно много.
§ 5 АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
Теория вероятностей, как и любая другая математическая наука, строится на основе некоторой системы аксиом. Исходя из статистического определения вероятности, аксиоматику не -обходимо вводить таким образом, чтобы она достаточно хоро- шо согласовывалась с опытом, т.е. вероятность события долж- на обладать свойствами частоты. Поэтому основные аксиомы: Аксиома 1. Вероятность события - это неотрицательное число, заключённое между 0 и 1, т.е. Аксиома 2. Вероятность достоверного события равна 1, т.е. Аксиома 3. Вероятность невозможного события равна 0, Замечание. Если вероятность некоторого события равна нулю, то это ещё не означает, что данное событие невоз -можно. Например, при выстреле по некоторой мишени, вероят- ность попадания в определённую точку равна нулю, но это ещё не означает, что данное событие невозможно. Просто ми- шень содержит бесконечно много точек. Точно также, если ве- роятность события равна 1, это ещё не означает, что оно дос- товерно. (Если в рассмотренном примере: А - «попадание в некоторую точку мишени», то
Аксиома 4 (аксиома сложения вероятностей). Вероят -ность суммы двух несовместных событий равна сумме их ве- роятностей: Определение Вероятность появления события
Аксиома 5 (аксиома умножения вероятностей). Вероятность произведения двух событий равна произведению вероятности одного из них на условную вероятность другого, т.е.
Следствие. На основании этой аксиомы, условную вероят -ность события можно искать по формуле Эти аксиомы уже позволяют решать некоторые простейшие задачи. Пример 1. Из урны, содержащей 10 занумерованных шаров, необходимо извлечь шар с номером, кратным 3 или 4. События: Эти события несовместны. аксиоме 4, Пример 2. Из урны, содержащей 6 белых и 4 чёрных шара, поочерёдно (без возвращения) извлекают два шара. Найти ве- роятность того, что оба извлечённых шара белые. А - первый шар белый, В - второй шар белый. Тогда
|
|||||||
|