Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Donald Iv a I s с h e d 9 страница



Например, постоянное отвержение матерью, которое Линора переживала в детстве, не могло быть «сохранено » как воспоминание и осталось лишь как ощущение ужас­ного напряжения в желудке, положившее начало ее ран­ней язвенной болезни. Только тогда, когда чувства, свя­занные с этим отвержением, вновь ожили в отношениях с ее мужем, она смогла восстановить «зависящие от состо­яния » воспоминания о ранней травме — она оказалась спо­собной на это, когда у нее имелся образ ее детского «я » и поддерживающие терапевтические отношения, которые помогали ей в этом. Юнг однажды сказал, что простое от-реагирование (abreaction) травмы не представляет собой исцеляющего фактора: «переживание должно быть вос­произведено в присутствии врача» (Jung, 1928a: para. 269). По-видимому, присутствие свидетеля переживания не­обходимо для констелляции той самой «инаковости », ко­торая вводит в действие психику в качестве «третьего» фактора.

Обычно психика является тем органом переживания, который создает связи и ассоциации между элементами личности, преследуя цели интеграции, целостности и един­ства личности. Однако в случае травмы мы видим, что пси­хика не только устанавливает связи, но и разрушает их —

расщепляя или диссоциируя. Мы могли бы представить диссоциативные защиты психики в виде «маленького че­ловечка », который смотрит за тем самым предохраните­лем в электрической цепи в доме и разрывает цепь, как только ударяет молния. Это обеспечивает личности вы­живание — в условиях травмы целью психики является не индивидуация, а выживание. Защита психики спасает жизнь, однако спустя какое-то время она ошибочно при­нимает каждую «вспышку света» за ту самую когда-то пережитую катастрофу и компульсивно разрывает цепь. При этом платится чудовищная цена — потеря духа. Жи­вительное начало психической жизни или то, что мы бы назвали духом, уходит, когда разум и тело разделены.

С этого момента положение вещей несколько услож­няется, так как возникает вопрос: «Куда уходит дух?». Как мы видели на примере наших случаев, зависимые от состояния «воспоминания» точки напряжения в желудке как раз и могут быть одним из таких «мест», куда уходит дух. Другими словами, он инкапсулируется в неких «со­матических» бессознательных состояниях. Однако мы также видели, на примере Линоры, что ее дух был инкап­сулирован и в «разуме»—в этом искаженном и искажаю­щем внутреннем мире, сплетенном из архетипических фан­тазий; Винникотт (Winnicott, 1971a: 32) назвал это «фантазированием», противопоставив воображению. Мы могли бы назвать его «душевным» или «духовным» бес­сознательным. В случае Линоры картина выглядела так, будто бы существовало два «места », где была инкапсули­рована энергия: одно в ее теле и другое в ее разуме. Оба были «бессознательными». Однако вместо того, чтобы говорить о «бессознательном » во множественном числе, мы, следуя Юнгу, скажем, что бессознательное имеет два аспекта или «полюса »—один полюс соотносится с инстин­ктом и с телом, а другой — связан с духовным измерением бытия.

В аналогии Юнга психика располагается в видимой части спектра. В этой части спектра человеческий глаз мо­жет воспринимать цвета от красного на одной границе до фиолетового — на другой. На каждой из сторон спектра есть «цвета», которые являются «бессознательными», так сказать, вечно вне осознания. На одной стороне — инф­ракрасные лучи, а на другой — ультрафиолетовые. Мы можем представить себе инфракрасную область как хто-

нический или «психоидный» уровень — инстинктивную, телесную сторону бессознательного, а область ультрафи­олета как духовное или «высшее» душевное измерение бессознательного. По-видимому, психика использует крайние области спектра тело/разум как депозитарий, как «места », куда уходит личностный дух, где он может быть скрыт. Вероятно, дух отправляется одновременно в оба места, когда он покидает единую структуру тело/разум. «Возвращается » же он также из двух мест одновременно. Личностный дух не только сходит с небес в виде голубя, как это изображено на средневековых образах нисхож­дения Святого Духа. Он также появляется и снизу — из телесного нижнего мира как распрямляющаяся змея Кун-далини. Когда эти два аспекта духа встречаются, мы име­ем то, что можно было бы назвать рождением души или психики и воплощением духа или божественного ребенка. «Numen» и «lumen» воссоединяются (см. Jung, 1949: paras 259—305).

Глава 3

Д налог между Фрейдом и Юнгом о внутреннем мире травмы

Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Достоевский, «Братья Карамазовы »*

Жане и демоны одержимости

Глубинная психология берет свое начало в открытии того факта, что человеческая личность содержит в себе не один, а два (и даже больше) центра организации и идентич­ности. К середине девятнадцатого века последователями Мессмера, практиковавшими гипноз и «животный магне­тизм», было опубликовано множество замечательных ра­бот с яркими описаниями случаев раздвоения личности или множественной личности, состояний сомнамбулической одержимости, каталепсии и других форм «дипсихизма » (см. Ellenberger, 1970:112-47). Эти исследования наглядно продемонстрировали, как в измененном состоянии созна­ния вторичное эго-состояние, со своей собственной полно­ценной жизнью, берет контроль над повседневной личнос­тью индивида.

Вторичная личность, изучавшаяся в этих ранних ис­следованиях, рассматривалась как «демоническая», нахо­дящаяся во власти «духа» (обычно злого), овладевающего

* Полное собрание сочинений. Л.: Наука, 1976, т. 14, с. 100.

личностью изнутри. Часто в состоянии гипнотического транса этот дух одержимости называл себя демоном. За­долго до работ Жане и Фрейда было известно, что источ­ник власти демона одержимости находится в тяжелом трав­матическом опыте и что состояние демонического «транса » каким-то образом блокирует организацию травматическо­го опыта в виде воспоминаний. В ранних работах Шарко и Жане описывалось, как демоны, имеющие свои имена, лес­тью и уговорами вовлекались в процесс лечения. Их гипно­тическая власть над эго пациента «переносилась » на врача, и таким образом травматические воспоминания могли быть восстановлены.

Жане особенно нравилось обводить вокруг пальца этих внутренних демонов. Один из его пациентов, названный Ахиллом, был одержим самим Дьяволом и извергал потоки богохульства и проклятий до тех пор, пока Жане хитрос­тью не вовлек этого внутреннего демона (используя метод автоматического письма) в сотрудничество с ним в процес­се лечения, и тот взял на себя гипнотический контроль за поведением пациента изнутри! Вскоре после этого в созна­нии пациента всплыла травматическая история о том, как он в поезде изменил своей жене. В момент измены он стал фантазировать о Дьяволе и неожиданно для себя впал в состояние одержимости. Бред пациента прекратился в тот момент, когда Жане удалось заполучить рассказ об этой глубоко конфликтной ситуации. Внутренний демон паци­ента оказывал сильнейшее сопротивление лечению до тех пор, пока он не был вовлечен в сотрудничество. Подводя итог, Жане резюмировал по поводу этого случая, что при­чиной болезни этого пациента был не демон, а муки совести (см. Ellenberger, 1970:370).

В этом случае Жане продемонстрировал свое истинно «современное » понимание того, что источником «настоя­щей болезни » является интрапсихический конфликт (бес­сознательные чувства вины/раскаяния), причиняющий слишком сильное страдание, с которым не может справить­ся эго пациента. Психика, защищая себя от непереносимой боли, посылает архетипического демона, представителя системы самосохранения психики, цель которого состоит в диссоциации чувств стыда/тревоги пациента. Этот демон «думает» и «говорит», озвучивая интерпретации пациен­том своей неосознаваемой боли.

Глагол «интерпретировать » образован от греческого hermenuenein, т. е. «исходящее от Гермеса», бога комму-

никации и герменевтики, мудрого посредника между бо­жественной и человеческой сферами. Бог границ и пере­крестков («переходного пространства» по Винникотту (Winnicott, 1951), Гермес также является святым покро­вителем глубинной психологии.

Итак, мы видим, что внутренний мир травмы состоит из созданий Гермеса, являющегося, кроме того, Триксте-ром. Его сообщения — часто ложь и обман (см. Radin, 1976). Возможно, образ Гермеса (во второй части книги мы уви­дим его во множестве обличий) является наиболее точной персонификацией того, что я назвал архетипической сис­темой самосохранения психики.

Травма и открытие Фрейдом психической реальности

К тому времени, когда Фрейд начинал свою работу, в описаниях случаев, подобных случаю Ахилла Жане, было показано, что исцеление может быть достигнуто посред­ством гипнотического индуцирования «вторичного», изме­ненного состояния сознания, контролируемого «демоном». Однако движущий механизм этих исцелений оставался не­понятым. В том факте, что вызывание (или изгнание) демо­на оказывает на пациента целительное действие, не видели в то время никакого смысла, поскольку считалось, что при­чина раздвоения эго психотических пациентов лежит в не­коем наследственном «изъяне» мозга или их патологичес­кой умственной слабости.

Применив гипнотические техники Шарко к своим ис­терическим пациентам и получив от них подробные описа­ния своих травматических историй, Фрейд сделал откры­тия, приведшие его к созданию первой психоаналитической теории травмы и, что самое важное, к открытию психичес­кой реальности perse*. Фрейд обнаружил, что за истери­ческими симптомами его пациентов лежит некий болезнен­ный аффект, который остается в «связанном» состоянии, поскольку относится к изолированному от сознания вос­поминанию. Заблокированная связка аффект-воспомина­ние, согласно Фрейду, становится ядром «вторичной пси­хической группы» (Freud, 1894:49)или «предсознательным комплексом идей » (Freud, 1893:69п). Однажды образовав­шись в «травматический момент», это ядро служит причи-

* Как таковой (лат.)

ной уменьшения сопротивляемости психики при повторе­нии травматических ситуаций, схожих по силе воздействия. Отсюда следует, что лечение не достигнет успеха, если не будет реконструирован исходный травматический момент наряду с аффектом, ассоциированным с ситуацией трав­мы. Согласно широко известному изречению авторов, «ис­терические пациенты в основном страдают от реминисцен­ций» (Freud, 1893: 7).

Однако возникает вопрос: «Реминисценции чего? » Что является травматическим моментом и ассоциированным с ним «блокированным аффектом?» В этой работе Фрейд дает ясный ответ, какой именно момент он считает травма­тическим. «Во всех случаях, которые я анализировал,— пишет он,— корни болезненного аффекта лежат в сексу­альной жизни субъекта» (Freud, 1894: 52). В 1896 году Фрейд выдвинул еще более сильное заявление:

Поэтому я заявляю, что в основании каждого случая истерии лежит один или более случаев преждевремен­ного сексуального опыта... Я убежден, что это является важной находкой, открытием caput Nili [источника Нила] в нейропатологии.

(Freud, 1896: 203)

Подводя итог размышлениям на эту тему, Фрейд пред­положил, что результатом травмы является не поврежде­ние мозга, а повреждение психики (расщепление эго). Имен­но это приводит к образованию «вторичной психической группы», которая становится источником сопротивления исцелению.

Теория соблазнения

В своих ранних исследованиях Фрейд вскоре столк­нулся с разнообразными препятствиями, что потребовало от него пересмотра положений теории и практических ме­тодов. Во-первых, многие травмированные пациенты отка­зывались от гипноза и многими разными способами сопро­тивлялись попыткам аналитика добиться доступа к их диссоциированному материалу. Во-вторых, Фрейд обнару­жил, что некоторые из его пациентов скорее отреагирова­ли фантазии о травматическом сексуальном абьюзе, чем реальную ситуацию сексуального соблазнения. Фрейд жа­луется в своем письме Флиссу: «Вначале я определил этио­логию [неврозов] слишком узко; фантазии здесь занимают гораздо большее место, чем я думал прежде »(Freud, 1959).

Это не было отказом от теории соблазнения, как Мей-сон (Masson, 1984) пытался представить в различных своих работах (см. Kugler, 1986). Напротив, эти слова отражали растущее сомнение Фрейда по поводу того, может ли стать причиной невроза одно лишь объективное травматическое событие, без участия более глубоких слоев души (mind) (в особенности это касается участия бессознательных фан­тазий и ассоциированных уровней бессознательной тре­воги). В этот период Фрейд был занят поисками психичес­кого фактора, который мог бы лежать в основании того факта, что к расщеплению психики приводит не сама трав­матическая ситуация, а устрашающий смысл, который со­бытие обретает для индивида. Этот смысл должен быть най­ден, доказывал Фрейд, в универсальной бессознательной фантазии — своего рода ядре или «Kerncomplex», лежа­щем в сердцевине всех неврозов (см. Кегг, 1993: 247ff).

Случай Маленького Ганса дает нам неоспоримые свиде­тельства этого. Фрейд обнаружил в своем молодом пациенте четко выраженные сексуальные чувства ревности к матери и гнева к своему отцу, как к «сопернику» — темы, нашедшие свое мифологическое выражение в мифе о царе Эдипе, кото­рый Фрейд объявил чем-то вроде универсальной травмы. В свете этого мифа, то, что отец бранит своего сына за игры со своим пенисом, не составляет травму как таковую. Но эта брань означает угрозу кастрации, и этот смысл, в свою оче­редь, вызывает травматическую тревогу. Именно тревога, основанная на бессознательной фантазии, расщепляет пси­хику. Акцент здесь поставлен на психической реальности. Внешнее травматическое событие само по себе теперь не рас­сматривается как патогенный фактор — скорее его внутрен­нее представление, аффект, преувеличенный смысл высту­пает теперь в роли источника психопатологии.

Теория комплексов Юнга и травма

Юнг был всецело на стороне Фрейда в попытках того включить в дискуссию о травме измерение смысла, бессоз­нательных фантазий и бессознательной тревоги. Особый пункт, явившийся своего рода водоразделом, пролегшим между их концепциями травмы, заключался в точном по­нимании того, что представляет собой смысл ситуации, и что представляют собой бессознательные фантазии. Для Юнга очень важной представлялась идея о том, что трав­ма — это не просто «перегрузка в цепи», но нечто, имею-

щее отношение к бессознательному смыслу. Даже на поро­ге своего окончательного разрыва с Фрейдом в 1912 году Юнг, в своих лекциях в Фордэмском университете, гово­рил о своем согласии с взглядами Фрейда:

Много людей пережили детьми или взрослыми травмы без того, чтобы из последних образовался невроз [в то время, как у других развивается невроз]... Этот вначале несколько смущающий результат сводит на нет этиоло­гическое значение ранней сексуальной травмы, потому что, как из этого следует, совершенно безразлично, была ли травма в действительности или ее не было. Опыт учит нас, что фантазии могут воздействовать так же травматически, как и произошедшие в действительнос­ти травмы.

(Jung, 1912a: paras 216-17; курсивной. Д.К.*)

У того, кто читает утверждение Юнга о том, что «со­вершенно безразлично, была травма в действительности или ее не было», может создаваться впечатление, что Юнг здесь преувеличивает (и это было, в общем-то, присуще ему). Очевидно, что, с клинической точки зрения, дело об­стоит совсем не так, да и Юнг на самом деле вовсе не на­стаивает на этом. В других своих работах, например, он весьма красноречиво излагает свое понимание важности произошедшего в прошлом пациента события и содержа­ния травматической ситуации для процесса психотерапии (см. Jung, 1963:117).

На этом этапе развития психоанализа Фрейд и Юнг под­черкивали — в противовес более популярной в то время тео­рии «повреждения мозга >> — потенциально травматоген-ный эффект бессознательных фантазий. Они наблюдали на примере своих пациентов, как часто воспоминания о ре­альном травматическом событии заменялись конфабуляци-ями, содержанием которых были бессознательные фанта­зии. Это затрудняло различение фактов и измышлений и усугубляло травму. Оба были согласны с тем, что эти фанта­зии могли быть по своим последствиям такими же травмиру­ющими, как внешнее травматическое событие, часто продол­жая травму во внутреннем пространстве, когда внешнее событие давно закончилось (поздняя фрейдовская концеп­ция «навязчивого повторения»). Другими словами, оба при-

• Юнг К.Г. Избранные труды по аналитической психологии. Цюрих: Изд. Психологического клуба, 1939, т. 3, с. 11 (с ред.).

держивались той точки зрения, что само по себе травмати­ческое событие (обычно) не является причиной тех глубо­ких изменений в психике, которые оно инициировало. Для того, чтобы понять процессы, происходящие в травмирован­ной психике, необходимо включить в рассмотрение компо­нент фантазии. Но о какой именно фантазии идет речь? Это как раз тот вопрос, в котором Фрейд и Юнг не пришли к согласию и который, спустя восемьдесят лет после их траги­ческого разрыва, все еще вызывает у нас замешательство.

Юнг, еще до своей встречи с Фрейдом в 1907 году и независимо от него, исследовал свою собственную версию фрейдовской «вторичной психической группы » идей, за­рождающейся на основе «блокированных аффектов». В своих исследованиях Юнг использовал метод словесного ассоциативного теста: он просил пациентов выдавать нео­граниченный поток ассоциаций на слова-стимулы из спис­ка, пытаясь таким образом обнаружить внутренние факто­ры, приводящие к нарушениям функционирования эго. Юнг обнаружил, что свободному потоку ассоциаций испытуе­мого обычно препятствуют различные аффекты — отсюда появился его термин «чувственно окрашенный комплекс ». Когда Юнг впоследствии группировал связанные с аффек­том слова-стимулы вместе, то они, казалось, выдавали не­кую общую тему, но эта тема не всегда была связана с сексуальностью. Эксперимент действительно фиксировал эротические комплексы, которым соответствовали слова-стимулы, отражающие различные аспекты сексуального поведения. Латентное время реакции на эти слова было уве­личено. Однако наряду с ними были и другие комплексы, в том числе комплекс неполноценности, комплекс власти, родительские комплексы или комплексы, образованные как бы вокруг какого-то поступка или события, являю­щегося источником сильного чувства вины, как это было в случае с пациентом Жане, имевшим сексуальную связь на стороне.

С точки зрения Юнга, следовательно, вторичные эго-состояния, воплощенные в комплексах, вызываются не од­ной лишь сексуальной травмой, но всеми трагедиями, все­ми несчастьями человеческой жизни, каждое из которых по-своему уникально. Юнг не меньше Фрейда был увле­чен попытками найти «универсальный» ядерный комп­лекс, стоящий за травматическими неврозами. Однако его собственное исследование «блокированных аффектов» в Диссоциативных состояниях привело его к пониманию

множественности травмы, к мысли о существовании мно­жества разных индивидуальных историй и фантазий (ком­плексов) об этой травме. Неудивительно, что его теория либидо, появившаяся позднее, была плюралистичной и множественной. Она не была привязана к одному лишь инстинкту, к эдиповому сюжету с его (всеобщей) кастра-ционной травмой, принуждающей к отказу от инцестуоз-ного сексуального желания. Глубоко погрузившись в изу­чение мифологии, Юнг пришел к убеждению, что человеческая сексуальность является только одним из возможных путей, на которых универсальные бессозна­тельные фантазии могут стать источником проблемы (трав­мы) для развивающегося эго.

Исходя из своего открытия, Юнг разработал плюра­листическую модель, описывающую способности психики диссоциироваться на множество различных комплексов, каждый из которых содержит определенный набор архе-типических мотивов или образов в своей сердцевине. Эти архетипические образы сформированы более глубокими «пластами» бессознательного, придающими им «нуминоз-ный» характер. В качестве носителей нуминозности они являются частью исконного переживания человеком боже­ственного (sacred), внушающего и благоговение, и ужас, т. е. потенциально травмирующими. Согласно Юнгу, именно среди этих нуминозных амбивалентных архетипических образов и ассоциированных с ними комплексов необходи­мо было бы в случаях неврозов предпринять поиск уни­версальных, связанных с травмой бессознательных фан­тазий. Другими словами, Эдипов сюжет и сексуальность не были единственными «демонами » для Юнга. Множество других «богов » могло причинить травму развивающемуся эго; особенно это касалось темной стороны «демоничес­кой » реальности, с которой Юнг столкнулся в излагаемом ниже случае.

Леди, которая жила на Луне

Открытие Юнгом религиозного измерения бессозна­тельных фантазий и их связи с травмой является интерес­ным эпизодом в истории психоанализа. Юнга чрезвычайно заинтриговали фантазии одной пациентки, перенесшей пси­хическую травму1. Эти фантазии развернулись в целую, скрытую от посторонних глаз, драму, в которой она жила на Луне и старалась спасти детей от крылатого вампира,

угрожавшего их стране. Юнг полностью излечил эту паци­ентку от ее психоза. По ходу лечения он был вынужден столкнуться в переносе с архетипическим образом ее дья­вольского «демона-любовника », который был основной фи­гурой ее похожей на сказку фантазии. В проекциях этой фигуры Юнг распознал «интенцию» психики к искупле­нию, для интерпретации которой не годился фрейдовский подход, заключавшийся в редукции подобного материала к сексуальным желаниям или «мечтам».

Когда Юнг впервые увидел эту молодую женщину, ей было 17 лет и она находилась в кататоническом состо­янии. Родившись и прожив жизнь в небольшом соседнем городке, она получила лишь самое элементарное образо­вание и не имела совершенно никакого представления о мифологии. Когда ей было пятнадцать лет, ее соблазнил старший брат, доктор, а потом изнасиловал однокласс­ник. Эти травматические события фрагментировали ее пси­хику, и она погрузилась в полную изоляцию: она обща­лась только со злобным сторожевым псом, который принадлежал семейству, жившему по соседству. Брат, в отчаянии, привел ее к Юнгу и дал ему carte blanche на то, чтобы тот сделал все, что в человеческих силах для того, чтобы ей помочь,— невзирая на очевидный риск суицида. На первом приеме она была совершенно недоступна кон­такту, отказывалась от пищи и слышала голоса. Юнг так описывает первое ее появление:

Он привез ко мне пациентку в кататоническом состоя­нии, в полном мутизме, с холодными синими руками, застойными пятнами на лице и расширенными, слабо реагирующими зрачками. Я поместил ее в расположен­ный неподалеку санаторий, откуда ее ежедневно при­возили ко мне на часовую консультацию. После много­недельных усилий мне удалось добиться от нее ответа на мои повторяющиеся вопросы: к концу каждого се­анса она шепотом произносила несколько слов. В тот момент, когда она собиралась говорить, у нее каждый раз сужались зрачки, исчезали пятна на лице, вскоре теплели и приобретали нормальный цвет руки. В конце концов она начала говорить — поначалу с бесконеч­ными повторами и остановками — и рассказывать мне содержание своего психоза. (...) И вот она рассказала мне длинный и подробный миф, описание ее жизни на Луне, где она играла роль женщины-спасительницы лунного народа. Ей была неизвестна классическая связь

Луны с безумием, как и другие мифологические моти­вы, звучащие в ее рассказе.

(Jung, 1958: 17t*)

Ниже приведено содержание фантазии, о которой она в конце концов рассказала Юнгу,

что поселилась на Луне. Судя по всему, Луна была оби­таема, но вначале она увидела там только мужчин. Они тут же увели ее с собой и поместили в подлунное жи­лище, где содержались их дети и жены. На высоких лунных горах жил вампир, похищавший и убивавший женщин и детей; в результате лунному населению гро­зило полное уничтожение. Вот почему женскую по­ловину населения пришлось поселить под поверхнос­тью Луны.

Желая помочь жителям Луны, моя пациентка решила уничтожить вампира. После долгих приготовлений она поднялась на площадку специально возведенной баш­ни и замерла в ожидании чудовища. Через несколько ночей она, наконец, увидела вампира, приближавше­гося издалека подобно огромной черной птице. Спря­тав длинный жертвенный нож в складках платья, де­вушка ждала вампира. И вот он перед ней. У вампира было несколько пар крыльев, прикрывавших всю его фигуру и лицо, так что ему были видны только соб­ственные перья. Охваченная изумлением, девушка ре­шила выяснить, каков вампир на самом деле. Положив руку на рукоятку ножа, она подошла поближе. Внезап­но крылья распахнулись, и перед нею оказался мужчи­на неземной красоты. Железной хваткой он сжал ее в крылатых объятиях, тем самым лишив возможности воспользоваться ножом. Но взгляд вампира настоль­ко очаровал девушку, что она все равно не смогла бы нанести удар. Он поднял ее с площадки и улетел вмес­те с ней.

(Jung, 1963: 129--)

После того как она рассказала Юнгу свою историю, она смогла разговаривать более свободно, без блокирова­ния. Однако выдав свой секрет, она вдруг поняла, что уже

* Юнг К.Г. Психология переноса М.— К.: Рефл-бук-Ваклер,

1997 с. 91 (с ред.).

** Юнг К.Г. Дух и жизнь. М.: Практика, 1996, с. 134.

не сможет возвратиться на Луну, и ее безумие вернулось с прежней силой, так что ее пришлось вновь госпитализиро­вать до тех пор, пока она не вышла из кататонии. После двухмесячного перерыва пациентка вернулась в санаторий и была в состоянии посещать сеансы. Медленно, как пишет Юнг, она начала понимать, что ее жизнь на Земле неизбеж­на. Она не могла вернуться на Луну. «Она отчаянно боро­лась с этим выводом и его последствиями», снова и снова уступая своему демону и попадая в больницу. «Почему я должна вернуться на Землю?— вопрошала она.— Этот мир не так прекрасен, как Луна; жизнь на Луне полна смыс­ла...» (Jung, 1963:12а).

Однажды она решила смириться со своей судьбой и остаться в этом мире навсегда: она устроилась медсестрой в санатории. Вскоре обнаружилось, что она тайно носит с собой револьвер. Когда молодой доктор делал над ней пас­сы, она выстрелила в него. Во время последней встречи с Юнгом она вручила ему заряженный револьвер и в ответ на его изумление заявила: «Я бы застрелила вас, если бы вы бросили меня!». После того как история со стрельбой улеглась (доктор остался жив), она вернулась в свой род­ной город, вышла замуж, родила детей и в течение после­дующих тридцати лет регулярно письмами извещала Юнга о состоянии своего здоровья, которое оставалось превос­ходным все это время (см. Jung, 1963: 130 и Jung, 1958: 571-3).

Юнг дал фантазиям Лунной Леди следующую интер­претацию:

В результате инцеста, жертвой которого она стала в подростковом возрасте, у нее возникло чувство соб­ственной униженности в глазах мира и одновременно с этим — чувство собственного величия в сфере фанта­зии. Она оказалась перенесенной в сферу мифа: ведь инцест — это традиционная прерогатива царственных особ и богов. Результатом стало полное отчуждение от мира, то есть состояние психоза. Девушка перешла, так сказать, во «внемирное» состояние и утратила контакт с человечеством. Она погрузилась в мир космических расстояний, во внеземное пространство, где встрети­лась с крылатым демоном. Как всегда бывает в подобных случаях, в процессе лечения она спроецировала образ этого демона на меня. Таким образом, я автоматически оказался под угрозой смерти — как и всякий, кто попы­тался бы убедить ее вернуться к нормальной жизни. Рас-

5 Калшед Д.

сказав мне свою историю, она в каком-то смысле обма­нула демона и связала себя с земным человеческим су­ществом. В итоге она обрела способность вернуться к жизни и даже вступить в брак.

(см. Jung, 1963: 130, курсив автора*)

Интерпретация, данная Юнгом, нуждается в допол­нении для того, чтобы мы могли поместить ее в контекст настоящего исследования. Да, пациентка Юнга в самом деле проецировала своего демона-вампира на Юнга, но проеци­ровала не одну лишь его опасную, деструктивную сторону. Она также проецировала его «прекрасный », внушающий благоговение аспект, позитивную сторону демона, давшую ему власть очаровать ее. Вряд ли она рассказала бы свою историю, предавая демона, если бы не было любовного от­ношения к Юнгу в переносе, и она не оказалась источником любопытства внешнего объекта, который мог ей реально что-то предложить. Этот процесс, как мы знаем из описа­ния случая, вызывал сильнейшее сопротивление со сторо­ны демона. Только благодаря искреннему интересу к это­му случаю Юнга, в то время еще молодого психиатра, система самосохранения ослабила контроль над внутренним миром пациентки.

В течение всего времени, что Юнг занимался этим слу­чаем, он писал Фрейду. Из этой переписки можно понять, насколько важным был этот случай для эволюции его мышления. Например, в сентябре 1910 года Юнг пишет Фрейду:

Я работаю как лошадь, сейчас увлечен находками архе­ологов в Иране. Я полагаю, моя догадка о том, что фан­тазии Миллер'"* составляют таинство искупления, мо­жет быть полностью подтверждена. Только вчера пациентка с так называемой Dem. praec.*** разрази­лась действительно грандиозными, до настоящего мо­мента старательно оберегаемыми лунными фантазия­ми, литургические образы которых сложились в картину таинства искупления. Необыкновенно красивый слу-

* Там же, с. 135.

** Имеются в виду опубликованные Флурнуа фантазии его пациентки, анализ которых лежит в основе книги Юнга «Ли­бидо, его метаморфозы и символы» (Переработанное изда­ние— «Символы трансформации»).

*** Dementia praecox — раннее слабоумие — старое название шизофрении.

чай, но очень трудный, в основе лежит инцест с род­ным братом... Интересно... что ее знаний было совер­шенно недостаточно, чтобы придумать такое специаль­но; эта фантазия берет начало в ее раннем детстве (примерно в 7-летнем возрасте). Сейчас ей I8V2 лет, она еврейка.— Как я уже сказал, я купаюсь в изумлении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.