|
|||
Пьер БурдьёПьер Бурдьё
Довольно-таки трудно пройти мимо Пьера Бурдьё, который являлся одним из наиболее влиятельных французских социологов 20 века. Кроме этого, он так же был
этнологом, философом и политическим публицистом. За свою жизнь он написал 35 книг и 400 статей. Его работы высоко ценятся как в плане теоретических, так и эмпирических исследований. В первую очередь стоить поговорить об общей характеристики научной деятельности Бурдьё, какие основные понятия он ввёл, а также какой деятельностью занимался. Можно вылета в социологии Бурдьё несколько основных особенностей: 1. В первую очередь это стремление преодолеть, используя концептуальные нововведения, ряд устоявшихся дилемм в социальной науке: субъективизм / объективизм, микро / макро, конструктивизм / детерминизм, материализм / символизм, интерпретация / объяснение. 2. Во-вторых, в своих работах Бурдьё занимался совмещением теоретических и практических (полевых) исследований и постоянная разработка новых идей, независимо от их источника в методологическом плане. Данная особенность помогает более точно представлять себе в действии, а точнее в практике те или иные понятия социолога. 3. Третья особенность в социологии Бурдьё стоит выделить то, что культура в его работах рассматривается как система символов и значений, а также играет главную роль в сохранение и работе социального неравенства. 4. Четвёртое, это общество, которое почти везде упоминает социолог Бурдьё. Для него общество это место, где постоянно проходит жестокая борьба, в ходе которой появляются различия, которые составляют содержание социального бытия. Бурдьё занимался исследованием механизмов воспроизводства социальных иерархий. В добавок к этом в своих работах он особо подчёркивал значимость культурных, а также символических факторов воспроизводства. Социолог критиковал марксистские концепции примата экономики. По словам Бурдьё, в воспроизводстве социальных отношений господства, одну из главных ролей играет способность занимающих властные позиции агентов навязывать свои культурные и символические практики. Слова Бурьдё: «Знание позиции, занимаемой агентами в данном пространстве, содержит в себе информацию о внутренне присущих им свойствах (условие) или об относительных их свойствах (позиция). Это особенно хорошо видно в случае лиц, занимающих промежуточные или средние позиции, которые, помимо средних или медианных значений своих свойств, обязаны некоторыми своими наиболее типичными характеристиками тому, что располагаются между двумя полюсами поля, в ней тральной точке пространства и балансируют между двумя крайними позициями». Особой изюминкой французского социолога являлось то, что он исследовал не произведения искусства, а их институциональный контекст, который способны формировать, легитимировать, а также поддерживать те или иные вкусы и ценности. Благодаря Бурдьё у современной критике появилась возможность узнать о таких понятиях, как «культурный капитал», «габитус» или «диспозиция». А также ещё одно понятие, как символическое настиле. Его он описывал как принуждение к признанию различных форм господства и незнанию его механизмов, трактовал он это так - символическое насилие легитимирует социальные формы господства. Стоит поговорить о каждом важном открытие социолога отдельно, ведь каждое из них повлияло на современное видение критиков. Бурдьё утверждал, что социальный мир в современном обществе делится на индивидуальные социальные области. Их он называл социальными полями. Разделение социальной деятельности отразилась таким образом, что образовались определённые видов полей как деятельности- поля искусства и поля политики. Поля характеризуются сравнительной автономией по отношению к обществу в целом. Также социолог особо подчёркивал, что каждое поле имеет свою иерархию и динамику, но это все благодаря конкурентной борьбе социальных агентов за господствующее положение. Несмотря на то, что здесь анализ Бурдьё совпадает с марксистской традицией, сам социолог подчёркивает то, что конфликты не сводятся к конфликтам между социальными классами, они как раз-таки разворачиваются в символическом измерении в разных социальных полях. Следующим понятием, которое ввёл Бурдьё будет - габитус. Данное понятие тесно связанно с понятием поля, о котором мы говорили раннее. Габитус обозначает символическом измерении в разных социальных полях. Данное понятие оказало огромное влияние на социальные науки. По слова социолога габитус играет важную роль в системе опознания свой/чужой, оно являлось формой «воплощённого» в прямом смысле этого слова «культурного капитала», а также возможность определить способности карьеры и успешности индивида в обществе. Габитус способен определить многое в индивиде, это может быть и определение художественного вкуса, манеру поведения индивида, какие ценности у того или много индивида, плюс ко всему определить вкус в еде и одежде, а самое невероятное, так это выявление таких телексных проявлений как мимика жесты или походка. Ещё одним нововведением Бурдьё, стало выделением им различных видов капитала. Благодаря данным видам возможно более точно и нюансировано описывать и концептуализировать сложную систему социальных взаимодействий и отношений власти, которая сложилась на переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Социолог выделяет три три типа капитала: 1. культурный 2. социальный 3. символический Последний из них является в каком-то смысле разновидностью социального капитала. Если говорить о самом понятие капитал, то под ним Бурдьё понимал как наличие индивидуальных ресурсов, которые позволяют индивиду занять ту или иную позицию в обществе.
Подытожить свои характеристики об деятельности Пьера Бурдье хотелось бы привести его словами: «Чтобы изменить мир, нужно изменить способы, по которым он формируется, т.е. видение мира и практические операции, посредством которых конструируются и воспроизводятся группы».
|
|||
|