|
|||
Зиммель. Джорд КатонаЗиммель
Георг Зиммель, немецкий социолог и философ, уже при жизни был популярным философом. Тонко чувствующий феноменолог, диалектик по складу ума, он глубоко интересовался судьбой личности и вместе с тем разрабатывал широкомасштабные философско-исторические проблемы культуры, остро переживал и пытался осмыслить кризис европейской цивилизации. Он сыграл существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки, хотя и оставался в тени своих великих современников — Дюркгейма и Вебера. Зиммель считается основоположником формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Такие формы Зиммель называет «формы социации». Формы социации можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта — форму и содержание. Зиммель предвосхитил ряд существенных положений современной социологии групп. Группа, согласно Зиммелю, является образованием, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своим собственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Она, как и индивид, благодаря особой жизненной силе имеет тенденцию к самосохранению, основы и процесс которого Зиммель и исследовал. Способность группы к самосохранению проявляется в продолжении ее существования даже при исключении отдельных членов. С одной стороны, способность группы к самосохранению ослабляется там, где жизнь группы тесно связана с одной господствующей личностью. Распад группы возможен из-за властных действий, которые противоречат групповым интересам, а также из-за персонализации группы. С другой стороны, лидер может быть объектом идентификации и укреплять единство группы. Особое значение имеют его исследования роли денег в культуре, изложенные прежде всего в «Философии денег» (1900). Использование денег как средства оплаты, обмена и расчетов превращает личные отношения в опосредованные внеличностные и частные отношения. Оно увеличивает личную свободу, однако вызывает всеобщее нивелирование в силу возможности количественного сопоставления всех мыслимых вещей. Деньги для Зиммеля — также самый совершенный представитель современной формы научного познания, сводящего качество к чисто количественным аспектам. Значение социологических идей Зиммеля состоит в том, что он одним из первых привлек внимание к микросоциальным процессам (на уровне межличностного, группового взаимодействия), из которых и складываются макросоциальные, крупномасштабные образования. Изучение этих процессов он считал одной из важнейших задач социологии. Зиммель оказался тонким и наблюдательным социальным психологом, теоретиком взаимодействия, его различных видов. Он дал четкий анализ процессу деградации культурных норм и образа жизни в условиях капитализма, причем этот процесс описал изнутри, как его участник. Вклад Зиммеля в развитие социологии несомненно велик. В Берлине Зиммель вместе с единомышленниками, среди которых были М. Вебер и Ф. Теннис, организовал Немецкое общество социологов. Зиммель активно размышлял об объекте, предмете и структуре новой науки, формулировал принципы социального устройства. Описывая общество, Георг Зиммель, социальное взаимодействие представлял как результат контактов многих людей. При этом он вывел основные признаки общественного устройства. Среди них такие как количество участников взаимодействия (их не может быть меньше трех), отношения между ними, наивысшей формой которого является сплочение, и социальное пространство. Именно он вводит в научный оборот этот термин, который обозначает сферу общения, которую участники определяют, как свою. Он называет важнейшими социальными силами деньги и социализированный интеллект. Зиммель создает классификацию форм социального существования, которое базируется на степени приближенности или удаленности от "потока жизни". Жизнь же представляется философу как цепь переживаний, которые обусловлены одновременно биологией и культурой. Значимость работ Зиммеля трудно переоценить. Он является одним из основоположников социологии, выявляет причины социального развития, осмысляет роль денег и моды в культуре человечества. Георг Зиммель, конфликтология которого стала базой для социальной философии второй половины 20 века, оставил серьезный труд о социальных противостояниях. Он оказал значительное влияние на становление американского направления социологии и стал предвестником постмодернистского мышления.
Джорд Катона
Джордж Катона (6 ноября 1901, Будапешт-18 июня 1981, Западный Берлин) —американский психолог венгерского происхождения, одним из первых выступивший за сближение экономики и психологии. В 1921 году он получил докторскую степень по экспериментальной психологии в Геттингенском университете и работал в Германии до 1933 года как журналист и психолог-исследователь. Первоначально обученный как психолог, работающий над проблемами обучения и памяти, во время Второй мировой войны он стал участвовать в попытках американского правительства использовать психологию для борьбы с инфляцией, вызванной войной. Это заставило его задуматься о применении психологических принципов к макроэкономике, разработав показатели потребительских ожиданий, которые в конечном итоге стали индексом потребительских настроений Мичиганского университета. Использование этого индекса позволило ему предсказать послевоенный бум в Соединенных Штатах в то время, когда обычные экономические индикаторы предсказывали рецессию, успех, который помог его неоперившемуся индексу утвердиться. Катона написал множество книг и журнальных статей, пропагандирующих развитие экономической психологии. Эти общие идеи были более полно восприняты в Европе, чем в Соединенных Штатах, вплоть до развития, после его смерти, современной поведенческой экономики. Катона разрабатывал макроэкономические обобщения и прогнозы на основе эмпирических данных микроэкономических опросов потребителей, а не теоретизировал на основе идеализированных моделей или предположений совершенно рациональных участников экономики. "В отличие от чистых теоретиков, мы не будем с самого начала предполагать, что рациональное поведение существует или что рациональное поведение составляет предмет экономического анализа", - писал он в 1951 году.Вместо этого он искал условия, при которых могло бы произойти более или менее рациональное поведение. Он также стремился связать рыночные силы с происхождением человеческого поведения, настроений и принятия решений. "Вместо того, чтобы предполагать, что цены, размер производства, объем закупок и т. д. мы будем стремиться установить формы, условия и пределы человеческих решений, которые оказывают на них влияние. Саморегулирующаяся рыночная экономика будет рассматриваться как "предельный случай", в котором человеческие решения наименее спонтанны." Катона противопоставлял "подлинное решение "и"привычное поведение". Работы : Организация и запоминание: исследования в области психологии обучения и преподавания (ColumbiaUniversityPress, 1940; переиздано в 1967 году Хафнером) Война без инфляции: психологический подход к проблемам военной экономики (издательство Колумбийского университета, 1942) Контрольценибизнес (Cowles Commission and Principia Press, 1945) Психологический анализ экономического поведения (McGraw-Hill, 1951) Бизнес смотрит на банки: исследование делового поведения (совместно со Стэнли Стейнкампом и Альбертом Лаутербахом) (UniversityofMichiganPress, 1957) Мощный потребитель: психологические исследования в американской экономике (McGraw-Hill, 1960) Общество Массового Потребления (McGraw-Hill, 1964) Частные пенсии и индивидуальные сбережения (Институт социальных исследований Мичиганского университета, 1965 год)
Реакция потребителей на рост доходов (совместно с Евой Мюллер) (BrookingsInstitution, 1968) Устремления и достатка (с БуркхардStrumpel и Эрнест Зан) (Макгроу-Хилл 1971, ) Психологическая Экономика (Elsevier, 1975) Новая экономическая эра (с БуркхардStrumpel) (1978) "Психологический анализ деловых решений и ожиданий", AmericanEconomicReview, Vol. 36 (1946), 44-63 "Анализ диссидентства", American Economic Review, Vol. 39 (1949), 673-888 "Влияние изменений доходов", обзор экономики и статистики, т. IV 31 (1949), 94-103 "Рациональное поведение и экономическое поведение", психологическое обозрение, т. 60 (1953), 307-318 "Изменение отношения: нестабильность реакции и приобретение опыта", психологические монографии, Т. II. 72 No. 10 (1958) "Повторяемость и изменчивость потребительского поведения", HumanRelations, Vol. 12 (1959), 35-49 "О так называемом эффекте богатства", обзор экономики и статистики, т. 43 (1961), 59-60 "Богатство богатых", обзор экономики и статистики, т. 46 (1964), 1-13 "Потребительское поведение: теория и выводы относительно ожиданий и стремлений", AmericanEconomicReview, Vol. 58 (1968), 19-30 "Потребительские расходы длительного пользования: объяснения и прогнозирование", BrookingsPapersonEconomicActivity, Vol. 1971 № 1 (Январь 1971), 234-239 "Человеческийфакторвэкономическихделах", АнгусКампеллиП. Э. Конверс, eds., The Human Meaning of Social Change (Russell Sage Foundation, 1972) "Психология и экономика потребления", JournalofConsumerResearch, Vol. 1 № 1 (Июнь 1974 Г.), 1-8 "Упорство веры в личностно-финансовый прогресс", БуркхардШтрумпель, изд., Человеческие потребности и экономические потребности (Институт социальных исследований Мичиганского университета, 1975 год) "К Макропсихологии", американский психолог, т. 34 № 2 (1979) 118-126 ИССЛЕДОВАНИЕ Потребительские отношения и спрос 1950-1952 (совместно с Евой Мюллер) (исследовательский центр SurveyResearchCenter, Мичиганский университет, 1953) Потребительские ожидания 1953-1956 (совместно с Евой Мюллер) (SurveyResearchCenter, Мичиганский университет, 1956).
|
|||
|