![]()
|
|||||||
Дневник Джоя 3 страницаЗатем мама поднимает Джоя. Сначала, готовясь к кормлению, она держит его вертикально, затем кладет горизонтально, чтобы дать ему грудь, все это время успокаивающе похлопывая его и поглаживая. Эти простые действия решительно изменяют действительность Джоя. Поднимая его и удерживая на руках, мать неизбежно дотрагивается до него. Ее прикосновение — это второй новый элемент «оболочки». На фоне ощущений «разрывов и разлетания» это прикосновение может переживаться как внезапное сдерживание, как граница, на которую он наталкивается. Появление границы приносит, однако, некоторое облегчение. Перемена положения тела — третий новый элемент, изменяющий мир Джоя. Первое, что делает мать в этой ситуации (помимо разговора), — берет малыша на руки и держит его вертикально в «позе объятия», так что его грудь прижата к ее груди, и головка оказывается у нее на плече, пока она готовит грудь или бутылочку. Мама Джоя не знает (возможно, лишь интуитивно чувствует), что тем самым решает сразу две задачи. Во-первых, устанавливается контакт их тел в положении объятия, а такая форма физического контакта лучше всего успокаивает человека и является наиболее действенной для малыша, когда он возбужден и расстроен. На протяжении всей жизни Джой будет нуждаться в объятиях, когда его чувства — независимо от возраста — будут задеты, ему будет одиноко или грустно. В том, насколько действенны объятия, вы еще раз сможете убедиться, когда будете читать о годовалом Джое (глава 7). Во-вторых, объятие придает Джою вертикальное положение, которое играет совершенно особую роль в жизни младенца раннего возраста. Получаемая от мышц обратная связь сообщает Джою о его новом положении в пространстве и оказывает сильное влияние на состояние его нервной системы, подобное переключению скоростей в автомобиле. Он успокаивается физически, но становится более активным психически, оказывается более восприимчивым к тому, что видит и слышит вокруг себя. В частности, если малыш расстроен не очень сильно и лишь похныкивает, то стоит его взять вертикально и заключить в объятия, как он успокоится, широко раскроет глаза и начнет осматриваться вокруг, выглядывая из-за Плеча матери. Сочетание физического контакта и вертикального положения вызывает у Джоя чувство, как будто все меняется и начинает возвращаться к нормальному состоянию. Его мир успокаивается. Движение является четвертым элементом «оболочки», окружающей теперь мир Джоя. Чтобы придать ему нужное положение, мама Джоя должна перемещать его в пространстве. При этом она покачивает его, успокаивающе похлопывает и поглаживает. До того как мама зашла в комнату, субъективное чувство движения состояло для Джоя главным образом из расходящихся взрывных волн голода, втягивающихся затем назад. Изменяя его положение в пространстве, мать создает движения, ослабляющие силу «движений» плача. Джой начинает понимать, что изменения, связанные с появлением матери, предвещают облегчение его страданий. У него складываются ожидания относительно того, что произойдет дальше. Ведь он уже не раз имел возможность убедиться, что появление матери и ее действия ведут в конечном итоге к утолению голода. Предположим, что ребенка кормят пять раз в день, тогда к шестинедельному возрасту Джой прошел через кормление уже двести десять раз, — достаточно, чтобы усвоить эту связь. Он вполне сообразительный малыш, поэтому постепенно становится большим специалистом по таким предугадываниям. Можно наблюдать, Лак голодные младенцы двух недель от роду успокаиваются при одном появлении матери. Я предполагаю, что этот эффект отчасти обязан своим возникновением ее действиям, предваряющим кормление. Но он также является результатом появления антиципации, состояния ожидания, «предвосхищения событий», которое отчетливо проявится в возрасте около трех месяцев. Несмотря на все изменения в мире Джоя, чувство голода пока остается. Разговор, объятие и ожидание лишь помогают выиграть время. Джой воспринимает это неустойчивое равновесие: «Пульсации разрывов и раскатов присмирели. Но они все еще здесь, по-прежнему готовые вырваться в любой момент». Для того чтобы началось кормление, Джой должен захватить ртом сосок. Это действие требует слаженности парного взаимодействия между ним и его мамой: мать поддерживает голову Джоя и направляет её к груди, Джой же отвечает за более тонкую настройку. Его голова, подобно' стрелке компаса в магнитном поле, совершает легкие исследующие движения, поворачиваясь туда-сюда до тех пор пока он, ориентируясь на прикосновения, не достигнет соска и не «приклеится» к нему. Эта тонкая регуляция поисковых движений происходит рефлекторно и составляет часть генетического наследства Джоя. Голод подталкивает поиск Джоя. Он ощущает голод изнутри, «в самом ценmpe бури». Сосок, который он ищет (не зная, разумеется, об этом), находится где-то в этой оболочке, создающей теперь границу его мира. Джой первоначально ощущает этот процесс как притяжение двух магнитов друг к другу. Как только они соприкасаются, сосок оказывается у него во рту. Как только появилась «точка соприкосновения» между физическим ощущением голода и ощущениями во рту, Джой начинает сосать. Сосание — также генетически унаследованное действие. Все младенцы сосут примерно одинаково: несколько «очередей» с регулярным быстрым ритмом, затем пауза, затем новая последовательность быстрых «очередей», новая пауза и т.д. Однако особенности сосания, подобно отпечаткам пальцев, у каждого младенца уникальны. При этом происходит две вещи. Во-первых, сосание, независимо от получаемого молока, задает телу Джоя новый ритм. Едва ли не каждая мышца его тела подключается для того, чтобы обеспечить и затем продлить эффективное сосание. Все в ребенке напрягается, чтобы поддержать этот новый ритм, который начинает перекрывать ритм «медленно пульсирующих волн» мучительного голода и постепенно его вытеснять. Во-вторых, Джой глотает. Теплое молоко, текущее вниз по горлу, должно ощущаться им как «поток, текущий к центру». «Этот поток согревает холод и охлаждает огонь», снимает чувство голода. По всей видимости, можно выделить две стадии утоления голода у младенцев. На первой стадии, — стадии острой и всеохватывающей потребности — малыш сосет, полностью сосредоточившись. Относительно небольшое количество молока ослабляет эту потребность, и фаза острого голода заканчивается. (С поступлением молока в желудке начинаются биохимические процессы, которые через кровь дают мозгу сигнал обратной связи и тем самым снижают активность «центра голода».) В следующей за этим длинной фазе младенец «соскальзывает» в мягкий и плавный ритм: он пьет молоко, но уже совсем не жадно и не так сосредоточенно, расслабляя свои напряженные мышцы. Физиологически эта фаза определяется количеством молока в желудке, которое также является сигналом для мозга. С переходом во вторую фазу голода Джой снова становится открыт миру. Как только острая фаза осталась позади, он может сосать молоко и одновременно с этим слушать, смотреть. До этого он мог только сосать. Родители интуитивно чувствуют эту закономерность. В течение первой фазы они могут заниматься самыми разными делами, пока малыш безотрывно сосет грудь или бутылочку. Их действия во время второй фазы определяются тем, как они По окончании острой фазы голода Джой не просто снова открывается навстречу миру. Фактически, он заново в него входит. В этом возрасте младенцы могут находиться в различных состояниях, таких как сон, полудрема, пассивное или активное бодрствование, плач, острый голод. Все они четко различаются и отделены друг от друга. Младенец переживает переход из одного состояния в другое не как постепенное изменение, а как скачок. Каждое из них больше напоминает ступеньку лестницы, чем наклонную плоскость. Поэтому смена состояний у ребенка происходит резче, чем у взрослого и, вследствие этого, несколько неожиданно. Выход из состояния острого голода Джой ощущает как своего рода прибытие в новый мир. Вступая в «изменившийся» мир, малыш, скорее всего, видит сначала лицо матери. Оно расположено прямо на линии его взгляда и как раз на необходимом расстоянии. Расстояние между глазами сосущего грудь младенца и глазами его матери составляет примерно 10 дюймов (около 25 см). Это именно то расстояние, на котором грудной ребенок наиболее четко фокусирует взгляд и яснее всего видит. Кроме того, черты человеческого лица идеально соответствуют врожденным зрительным предпочтениям младенцев (подробнее я остановлюсь на этом в следующей главе). Итак, Джой, насыщаясь и давая себя кормить, пристально смотрит на «текучие линии и плавные объемы» лица своей матери. Его очертания доставляют ему удовольствие. У малыша устанавливается соответствие («гармония») между состоянием удовольствия и лицом матери, поскольку внутренняя радость окрашивает все его восприятие. Он наблюдает за ее лицом, изучает глаза, и происходящие изменения вызывают у него живую реакцию. В свою очередь это оживление вызывает оживление мимики матери. Эта возросшая активность вместе с новой восприимчивостью к внешнему миру действует подобно изменчивому свету, оживляющему все вокруг. (Разумеется, Джой может перейти от кормления ко сну, а не к пассивному бодрствованию.) Жизненно важная связь между элементами цикла «насыщение — хорошее самочувствие — оживление» и присутствием, действиями, лицом матери прочно устанавливается в этот период и надолго сохраняется в жизни Джоя. Можно предположить, что именно в это время младенец начинает создавать внутренний образ своей матери, что-то вроде духовного отображения. Этот образ сложится, в конечном счете, из опыта множества различных взаимодействий, одним из которых является описанная последовательность кормления. Другими составляющими могут быть присущий только матери Джоя способ успокаивать малыша, когда он расстроен, доставляющая ему радость игра и т.д. Можно предположить, что эта создаваемая им мысленная модель матери станет прототипом того, что Джой будет ожидать от любимых людей, которых встретит в дальнейшей жизни.
II
МИР НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ
ДЖОЮ ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА
Джой вступил в короткий, но необычный отрезок жизни. Между восьмой и двенадцатой неделями он совершает необыкновенный скачок в своем развитии. «Расцветают» способности к общению: у него появляется «социальная улыбка», (улыбка, адресованная другому лицу), он начинает произносить звуки и уже может долгое время поддерживать прямой контакт глазами. Однажды утром, почти внезапно, Джой просыпается социальным существом. Но эти первые, наиболее интенсивные социальные взаимодействия еще непосредственны и ограничиваются самой близкой дистанцией «лицом к лицу», происходят «здесь и сейчас, между нами». Установление социальных контактов в такой открытой и прямой форме продолжается до начала шестого месяца и накладывает отпечаток на будущие взаимодействия Джоя с другими людьми, на его понимание поведения людей. Социальный мир малыша необычен по многим причинам. Прежде всего, в нем существует только лицо. Для Джоя это самый притягательный и впечатляющий объект мира. Кажется, лицо живет по собственным особым законам и обладает прямо-таки магическим притяжением. Это утверждение относится и ко взрослым: хотя мы и не исследуем лица так интенсивно, как дети, но, вероятнее всего, разглядывая окружающий мир, мы все же больше всего времени уделяем лицам. С момента рождения мы изучаем лицо и знаем достаточно точно все его выражения, поэтому считаем себя прирожденными специалистами, когда речь заходит о мимике с ее тончайшими изменениями. Мы полагаем, что о подлинных намерениях и чувствах другого человека можно узнать, прежде всего, по выражению его лица. Наше развитие в качестве экспертов начинается уже с раннего этапа жизни. Для Джоя лицо представляет совершенно уникальный мир. Зрительная система ребенка устроена так, что смотреть на лица ему приятнее, чем на все остальное. Длительный процесс эволюции снабдил восприятие Джоя определёнными зрительными предпочтениями. Так, он предпочитает округлое линии (щеки, брови) прямым, острые углы (уголки глаз) тупым. Ему нравятся резкие контрасты светлого и темного (белки глаз и темные зрачки). Его гипнотизирует вертикальная симметрия (зеркальное отражение правой половины лица в левой). В отличие от того времени, когда ему было шесть недель, теперь его очаровывает движение внутри «рамки лица» (движение губ при разговоре внутри общего контура лица). Если сложить эти врожденные предпочтения, то в целом они и составляют ЛИЦО. Джой не обладает врожденным предпочтением лица самого по себе, но черты и качества человеческого лица настолько соответствуют визуальным предпочтениям Джоя, что фактически так и получается. По всей вероятности, эволюция зрительных предпочтений младенцев происходила одновременно с развитием узнавания структуры женского лица, что послужило максимальному укреплению связи между младенцем и матерью. Лицо — особый объект еще и по другим причинам. Во-первых, материнское или отцовское лицо чрезвычайно отзывчиво ко всему, что делает Джой в тот или иной момент, так что ребенок ощущает совершенно особую связь между собой и другим человеком. Во-вторых, после двух-трех месяцев жизни малыша человеческое лицо приобретает особое свойство: оно вызывает первые направленные на социальный контакт улыбки и голосовые реакции малыша. Начиная с седьмой и восьмой недель жизни, ребенок реагирует на родителей сияющими улыбками и что-то лопочет в ответ на их слова. Другое большое событие, которое вводит Джоя в новый мир общения, — развитие способности управлять своим взглядом: теперь он сам определяет, куда смотреть, на что и как долго. К трём с половиной месяцам малыш может контролировать свой взгляд почти так же хорошо, как и взрослый. Пользуясь новой способностью, он может теперь начинать и останавливать близкое общение, поскольку оно строится вокруг взгляда в глаза друг другу. Просто взглянув на маму, он может начать «встречу» с ней, поскольку она почти наверняка посмотрит на него в ответ, затем продолжить общение, расплывшись в улыбке, или закончить его, отвернув голову и отведя взгляд в сторону. Он может отклонить приглашение к общению, отводя глаза, и закончить встречу, решительно посмотрев в другую сторону. Он становится настоящим экспертом в мимическом регулировании подобного рода социальных взаимодействий «лицом к лицу». Попеременный взгляд в глаза друг другу задает структуру этих взаимодействий. Обмен взглядами является действием в большей степени, чем обмен словами. В эту эпоху развития ребёнка взгляд «глаза в глаза» оказывается центральным событием, основой выражения жизни Джоя: радости или других чувств. К тому же, взгляд в глаза друг другу представляет собой необычайно интенсивное переживание. Дети ведут себя так, будто глаза действительно являются окнами души. Семи недель от роду они реагируют на глаза не просто как на центральную «географическую» достопримечательность лица, но как на психологический центр ' встреченной личности. Если вы когда-либо играли с ребенком в «ку-ку», вы понимаете, что я имею в виду. Ребенок наполнен радостным ожиданием уже тогда, когда вы начинаете медленно опускать платок, которым накрыли лицо, и становятся видны волосы и верхняя часть лба. Но бурное выражение радости наступает лишь в тот момент, когда он увидит ваши глаза. Шестилетний ребенок обнаруживает центральную для ] него психологическую роль глаз по-другому. Спросите у шестилетней девочки, которая закрыла оба глаза руками, думает ли она, что вы можете ее увидеть? Скорее всего, она ответит: «Нет!» Но причина такого ответа не в том, что ребенок не может представить, что вы видите его, когда он сам не видит вас. Мы привыкли так думать, но суть ответа заключена в другом. Она прекрасно понимает, что вы видите не только ее, но и ее руки, закрывающие глаза. Своим «нет!» она фактически говорит: «Раз ты не видишь моих глаз, значит, ты не видишь меня по-настоящему!» Видеть кого-то значит смотреть в его глаза. Не только для Джоя, для каждого из нас глаза другого человека чрезвычайно важны. Смотреть в глаза человеку, который отвечает на ваш взгляд, — это совершенно особый опыт. В такие моменты мы не только воспринимаем чью-то внутреннюю жизнь, обмен взглядами необыкновенно тревожит, так, что взрослые не в силах выдерживать прямой взгляд молча больше нескольких секунд (за исключением случаев влюбленности, сексуального влечения или агрессии, борьбы). Прямой молчаливый взгляд провоцирует у таких зверей, как собаки, волки, человекообразные обезьяны приступ ярости. Более слабый всегда первым отводит взгляд в сторону, чтобы, по возможности, остановить враждебное приближение другого зверя. Цирковые дрессировщики искусно пользуются своим знанием этих особенностей поведения. Если животное должно приблизиться, дрессировщик с вызовом смотрит ему в глаза, и опускает их вниз, когда оно должно остановиться. Чередованием разных взглядов дрессировщик добивается того, чтобы цирковые животные выполняли его требования. Похоже, что у людей, в зависимости от контекста, обмен взглядами вызывает либо сильные позитивные, либо сильные негативные чувства. В этом, между прочим, заключается секрет притягательности всевозможных игр в «гляделки» для детей. Маневры взрослых, связанные с прямым взглядом в глаза, основаны на том же: кто первым отведет взгляд? Проиграет он тем самым или выиграет? В этом возрасте общение Джоя с матерью или отцом не определяется ничем конкретным. Они не ведут еще разговоров на определенную тему: о погоде или других вещах. Им не нужно ничего объяснять друг другу, нечего вспоминать, не нужно планировать будущее. Единственной «темой» становится момент, в котором они — два человеческих существа — переживают прямую и глубокую связанность. Их взаимодействия преследуют единственную цель — продлит этот «опыт». И это не подготовка к чему-то — это и есть то, ради чего все происходит. За исключением игр в прятки (типа игры в «ку-ку»), эти взаимодействия глубоко спонтанны: ни Джой, ни мама не знают, что случится в следующее мгновение, каким будет новый шаг. Они просто создают игру, когда играют. Такое интенсивное взаимодействие не ограничивается младенческим возрастом. В процессе человеческой жизни оно не раз повторяется, часто неосознанно. Но в определенные моменты, например, когда повзрослевший Джой бесконечно долго смотрит в глаза молодой девушке, и когда они, не говоря ни слова, обмениваются лишь выражениями лиц и ритмом дыхания; именно в такие моменты интенсивно ощущаемой близости с другим человеком первые ранние переживания выступают на поверхность с прежней силой. Но пока, на данном отрезке развития, Джой не просто углубляется в мир этих особых взаимодействий, они захватывают его целиком, он — их пленник. Тому есть несколько причин. С одной стороны, новые, связанные с его ростом и созреванием побуждения и возможности, делают доступным для него поддержание близкого контакта. С другой стороны, врожденное предпочтение человеческих лиц, движений, голосов делает его родителей естественными побудителями его социального поведения, целью, к которой он стремится и направляет свое социальное поведение. А чем еще может заняться Джой в этом возрасте? Его исключительный интерес к прямому контакту не исходит из свободного желания, не является его волеизъявлением. Скорее, он вызван ограниченностью ребенка рамками «здесь и сейчас, между нами». Даже если бы Джоя заинтересовало что-то иное, он не смог бы ничего сделать. Для него еще непреодолимы определенные физические границы, он пока не может ни взять, ни удержать, ни отдать предмет; не в силах показать, спросить или ответить. Он открывает полноту и интенсивность мира неречевого контакта и существующую лишь в нем прямоту и спонтанность отношений между «я» и «ты». Хочет он этого или нет, Джой будет захвачен этим миром до тех пор пока ему не исполнится, по крайней мере, пять с половиной — шесть месяцев. Можно предположить, что последовательность, в которой развиваются социальные способности Джоя, имеет свой смысл и служит вполне определенной цели. Новорожденный ребенок развивает основную человеческую способность к интенсивной близости с другим человеком без тех усложнений и отвлекающих обстоятельств, которые привнес бы объект. Лишь когда ребенок овладеет чистым человеческим контактом, могут добавляться и другие вещи. В этой же связи можно спросить: почему речевое развитие малыша активно происходит лишь на втором году жизни? На мой взгляд, это связано с тем, что первая и решающая задача ребенка — приобрести невербальную основу, на которой потом будут строиться все социальные взаимодействия, в том числе и речь. Для осуществления этой задачи потребуется несколько лет. К тому моменту Джой заинтересуется миром объектов и научится с ним обходиться. Постепенно у него разовьется координация между глазами и рукой, между правой рукой и левой, это позволит дотягиваться до предметов, схватывать их и осуществлять с ними всевозможные манипуляции. Тогда он сможет сделать их «темой» общения с родителями. Однако не исключительной, поскольку мир «здесь и сейчас, между нами» навсегда останется с ним. К нему просто добавится другой мир. Но пока Джой живет в необычайно интенсивном и непосредственном мире прямого контакта, составляющем короткую эпоху от двух до шести месяцев первого года жизни. В это время он начинает ощущать, что он сам — «активный деятель», сам может вызывать те или иные события. Один поворот головы — и все вокруг изменяется. Стоит закрыть глаза, как становится темно, движение руки вызывает массу новых ощущений: Джой теперь чувствует, как происходит движение в пространстве. Это становится возможным благодаря обратной связи — сигналам, поступающим от мышц при напряжении, необходимом для преодоления земного тяготения. Очень скоро Джой начинает наслаждаться своими открытиями, ему нравится быть активным участником событий. К тому же он начинает ощущать себя физически отделенным от матери существом понимать, что у него и его мамы разные границы в пространстве и что каждый из них действует и чувствует по-своему. Когда мама двигается, от его мускулов не поступает никакой обратной связи, когда она говорит, не от него зависит ритм ее речи. Когда мама прикасается к нему, он лишь воспринимает ее прикосновение, но когда он сам касается себя, то одновременно ощущает себя и тем, кто прикасается, и тем, к кому прикасаются. Он начинает понимать, что определенные состояния и чувства, голод или радость, принадлежат только ему. Джой чувствует, что радость окрыляет его: он ощущает, как мышцы его лица и всего тела расправляются, расслабляются, и при этом появляется потребность что-нибудь сделать. Это знакомое сочетание ощущений возникает не тогда, когда мама радуется ему. Оно появляется, лишь когда радуется он сам. У Джоя начинает складываться представление о мире людей, в том числе о самом себе. Это происходит, когда он выделяет последовательность привычных, повторяющихся событий. Например, когда Джой двигает рукой, он всегда ощущает обратную связь от своих мышц. События, которые всегда происходят вместе и никогда не изменяются, называются инвариантами, и Джой уже умеет различать инварианты, определяющие его самого и других. «Когда младенец начинает отделять себя от матери и как он это делает?» — этот вопрос долго волновал умы психологов. Представление о младенце, умеющем опознавать инварианты переживаний, помогает найти ответ на этот вопрос. Посмотрим, как Джой двигает рукой. Какие неизменные (инвариантные) элементы составляют это движение? Сначала появляется намерение, решение двинуть рукой (обычно неосознаваемое). Оно предшествует движению и представляет собой его план. Второй элемент движения —обратная связь от рецепторов мышц вовремя и после движения. Наконец, третий элемент — ребенок видит движение руки. Когда Джой двигает рукой, находясь один или в присутствии матери, он переживает все три инвариантных элемента: намерение, обратную связь от мышц и видимое движение своей руки. Это постоянное сочетание инвариантов позволяет Джою научиться выделять процессы, связанные с собой1. Но если в его Присутствии будет двигать своей рукой мама, ребенок отметит соответствующее движение, однако не ощутит ни намерения, ни мышечной обратной связи. Это сочетание инвариантов, начинает определять для Джоя процессы, связанные с другим человеком2, в отличие от своих. Существует и другое сочетание: когда мать двигает его ручками, пытаясь научить малыша хлопать в ладоши, он получает обратную связь от мышц во время движения рук, и он их видит, но при этом отсутствует его решение, намерение, как главный элемент, запускающий все движение. Это третье сочетание характеризует события вместе с другим?. Вот так ребенок начинает отделять себя от матери. Многие теории исходили из того, что процесс разделения происходит очень медленно и младенцы живут в нерасчлененном слиянии с матерью до седьмого или даже до девятого месяца. Считалось, что они не понимают, кому принадлежат те или иные действия или чувства. В последнее время мы убедились, что способность опознавать в своем опыте инварианты появляется у младенцев достаточно рано, и поэтому полагаем, что открытие различия между собой и другими происходит уже к третьему-четвертому месяцу жизни. Итак, есть три составляющих человеческого бытия, которые впервые проявляются к этому времени: процессы внутри себя (self-events), процессы, связанные с другим (events of others) и совместные события «я с другим» (self-with-another). Именно поэтому теперь, говоря от лица Джоя, я могу использовать слова: я, мы и она. Джой, по сути, начинает структурировать свой социальный мир. В этом мире теперь есть отдельные люди, по крайней мере, он сам, его мама и папа, а также все, кто регулярно участвует в его жизни. У каждого из них есть своё лицо, глаза, голос, жесты. Они живут, действуют и оказывают влияние друг на друга. Они могут использовать свои чувства и поведение для изменения чувств другого. Когда этот мир создан, Джой оказывается способен к весьма сложным взаимодействиям «лицом к лицу» с другим человеком. Каждая из этих новых способностей, позволяющих четырехмесячному младенцу вступать в сложные социальные взаимодействия, сама по себе становится огромным шагом в его развитии. А их объединение, появление скоординированного социального поведения является еще большим шагом. Если какая-либо из важных способностей отстает в развитии, страдает социальное поведение в целом. Так, аутичные дети отказываются устанавливать контакт глазами и поддерживать его. Он не доставляет им удовольствия и более того, по всем признакам, даже неприятен. И даже если в остальном развитие таких детей протекает нормально, отсутствие контакта глазами накладывает мощные ограничения на социальный опыт ребенка, его социальную активность. Если самый близкий ребенку взрослый постоянно безучастен и погружен в себя, внутренне отсутствует, находится в нервном напряжении — это также ограничивает возможность общения и существенно затрудняет приобретение социального опыта. К счастью, у Джоя соответствующие его возрасту способности нормально развиты и хорошо скоординированы. Родители мальчика адекватно реагируют на его потребности. Впрочем, даже самые чувствительные и заинтересованные родители время от времени все же допускают ошибки и терпят неудачи. К сожалению, это неизбежно: ведь человеку свойственно ошибаться. Если это случается не слишком часто, то ошибки так же важны для успешного развития ребенка, как и «правильное» поведение родителей. Прочитав следующие две главы, вы узнаете о радостях и опасностях, поджидающих Джоя в новом мире общения. В пятой главе будет описана ситуация, когда взаимодействие между Джоем и его матерью почти выходит из-под контроля. В шестой — отец Джоя поможет ему справиться с неясными новыми впечатлениями в незнакомом мире вне семьи.
1 В оригинале self-event. Понятие из концепции Д. Стерна (книга«Interpersonal World of the Infant»), описывающее развитие self в онтогенезе человека. Self традиционно переводится как самость. Понятие «самость» в концепции Стерна лучше всего можно передать словами «ощущение себя». Выделение и опознание инвариантов относится к первому этапу развития самости — появление «островов самости» или островов ощущения самого себя. — Прим. научн. ред. 2В оригинале other-person events. 3В оригинале self with another. Глава 5 Диалог без слов утро, 09: 30
Джой сидит на коленях у матери и смотрит на нее. Она же отвечает отсутствующим взглядом, словно в своих мыслях находится где-то далеко. Джой рассматривает ее лицо и находит ее глаза. Они смотрят друг другу в глаза и молчат. Наконец, мама улыбается малышу. Джой, оживившись, устремляется вперед и отвечает на улыбку улыбкой. Теперь сияют оба, улыбка передается радостными взглядами с одного лица на другое. Мать Джоя начинает играть с ним. Она придает своему лицу выражение преувеличенного удивления, склоняется к Джою и касается кончиком своего носа его носика, улыбаясь и воркуя. Джой пищит от восторга, но закрывает глаза в момент соприкосновения. Мама отклоняется, немного выжидает, и, когда малыш начинает напряженно ждать повторения, вновь склоняется к нему. Она сильнее выражает восторженное удивление, и Джой начинает напрягаться и волноваться. Улыбка застывает, выражение его лица колеблется между удовольствием и страхом.
|
|||||||
|