|
|||
Дневник Джоя 1 страницаСтр 1 из 10Следующая ⇒
DIARY OF А BABY
Daniel N. Stern, M.D.
Basic Books A Division of Harper Collins Publishers Дэниэл Н. Стерн
Дневник младенца
Что видит, чувствует и переживает ваш малыш УДК 159.922.7 ББК 88.8 С 797 Права на издание книги получены по соглашению с Miller Agency. Стерн Д.Н. С 797 Дневник младенца: что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М.: Генезис, 2001. — 192 с.
ISBN-5-85297-032-8 Книга выдающегося американского психолога Д. Стерна необычна, она представляет собой одновременно и научное, и художественное произведение. Это — дневник младенца, основанный на реальных наблюдениях и событиях. Автор дает возможность ребенку «рассказать» о себе то, что можно узнать лишь в результате многочисленных кропотливых исследований: что и как он видит, слышит, чувствует, как переживает различные ситуации. Специалисты получат уникальную возможность вместе с автором шаг за шагом провести тонкий психологический анализ поведения и реальных переживаний младенца, по-новому открывая для себя, казалось бы, хорошо известные закономерности развития ребенка от 1 месяца до 4,5 лет. Вместе с тем эта книга — уникальное руководство по воспитанию малыша, в ней содержится бесценная информация, необходимая каждой маме. Книга адресована психологам, психотерапевтам, врачам-педиатрам, воспитателям и, конечно же, родителям, а также всем, кому интересен внутренний мир ребенка, особенности его развития.
ISBN-5-85297-032-8
© 1990 by Daniel N. Stern, M.D. © Издательство ЦСПА «Генезис», 2001 © Патяева Е.Ю., Локтионова А.В., перевод с английского, 2001 © Герасимов СВ., оформление, 2001
От издательства…………………………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ: Какие миры открываются ребенку........ .7
I. МИР ЧУВСТВ: ДЖОЮ ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ............................................. .10 Глава 1. Пятно солнечного света: утро, 07:05.............. 11 Глава 2. Песни пространства: утро, 07:07.................... 14 Глава 3. Буря голода: утро, 07:20................................... 17 Глава 4. Буря голода затихает: утро, 07:25 .................. 19
II. МИР НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ: ДЖОЮ ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА........... 23 Глава 5. Диалог без слов: утро, 09:30............................ 28 Глава 6. Пространственно-временной поток: полдень ….... 34
III. МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ: ДЖОЮ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ........................... .38 Глава 7. Плавание: утро, 10:30................................... ....41 Глава 8. Разделенное чувство: утро, 11:50................ …45
IV. МИР СЛОВ: ДЖОЮ ДВАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ............................... ...48 Глава 9. «Топс: утро, 07:05......................................... ... 50 Глава 10. Столкновение миров: утро, 07:21............. ....53
V. МИР ИСТОРИЙ: ДЖОЮ ЧЕТЫРЕ ГОДА.............................................. ...56 Глава 11. Параллельные миры: утро, 08:00 и 09:00.................60
Избранная библиография........................................... ....68 Благодарности............................................................. ....71 Об авторе...................................................................... ...72 Что представляет собой только что родившийся человек? Строительный материал, из которого общество создаст то, что ему подойдет, или же уникальную самобытность? Развитие человека — всегда поступательный, прогрессивный процесс, или же по мере взросления утрачиваются, теряются уникальные способности, присущие ребенку? Только тонко чувствующий художник, способный превратить науку психологию в ювелирное искусство, может заглянуть за речевой барьер, открыть мир, в котором еще нет названий, помочь найти ответы на эти вопросы. В 1990 году известный исследователь раннего детства, профессор психиатрии медицинского центра Корнельского университета, профессор психологии Женевского университета, автор нескольких научных монографий, психоаналитик Дэниэл Стерн создал книгу, жанр которой находится на грани научной и художественной литературы. В ней представлены фрагменты внутреннего опыта младенца: что и как он видит, слышит, чувствует; что с ним происходит, когда он переживает голод, страх разлуки с мамой, течение времени; как он узнает, что он — это он. Эта книга — «Дневник младенца». Но как же мог появиться такой дневник? 30-летний опыт исследовательской деятельности в области раннего развития, богатая психотерапевтическая практика, анализ огромного количества видеозаписей младенцев, их взаимодействия с мамами и папами, постоянные дискуссии с коллегами и, наконец, собственный опыт отцовства (Д. Стерн — отец пятерых детей) позволили автору проникнуть в ту реальность, доступ к которой для большинства людей закрыт. Итак, перед Вами дневник, описывающий реальные события, основанный на реальных наблюдениях: автор отвечает за каждое слово как ученый. Каждому фрагменту дневника предшествует введение, в котором автор решает проблему художника: как описать, например, полосу солнечного света на стене, как передать словами переживания, впечатления младенца? Дэниэл Стерн ищет точные слова, опираясь на результаты своих наблюдений, а также на исследования коллег. В ясных комментариях, следующих за фрагментами дневника, кристаллизован огромный опыт научных исследований, практической работы, наблюдений за взаимоотношениями детей и матерей. Слой за слоем автор открывает доречевые «миры» младенца. Он делает это настолько точно, что любая мама безошибочно узнает в этом описании свой опыт. Вместе с малышом мы начинаем постигать окружающую действительность, последовательно проникая в те новые Миры, которые он открывает для себя. Каждая глава — совершенно особый источник новых психологических знаний, который поможет научиться лучше понимать младенцев и по-иному взглянуть на взрослых. Родители новорожденных смогут получить бесценную информацию о малышах. Они узнают не только о том, как ухаживать за младенцем, но и об особенностях общения с ним, о его переживаниях в различных ситуациях. Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их ребенок заговорит. В этой книге они узнают много нового о том, как ребенок постигает слова, об опасностях, которые подстерегают его на этом пути, а также о том, почему именно на дословесном опыте младенца основывается его будущее успешное взаимодействие с другими людьми. «Дневник младенца» — одна из немногих книг, где акцент ставится на личности матери, а не только на последовательности действий, которые она должна совершать, ухаживая за малышом. Эта книга окажет поддержку молодой женщине в процессе ее превращения в хорошую маму. Автор дает важные ориентиры в уникальном доречевом, часто игнорируемом взрослыми, мире. Он дает представление о том, какое поведение взрослого способствует успешному развитию ребенка и какую работу совершает сам ребенок в процессе становления его независимого «Я». Специалисты получат уникальную возможность вместе с автором шаг за шагом провести тонкий психологический анализ поведения и реальных переживаний младенца, по-новому открывая для себя, казалось бы, хорошо известные психологические закономерности. Д. Стерн существенно развивает представления Э. Эриксона о первом годе жизни ребенка, о возникновении «базового доверия» к миру, и опровергает принятое в некоторых психологических школах мнение о длительном симбиозе младенца и матери. Исследовательский опыт автора свидетельствует о том, что ребенок начинает воспринимать себя отдельно довольно рано. Д. Стерн подробно описывает, как у младенца появляется знание о своей «отдельности», отличии от других и о собственных границах. Для психотерапевтов особый интерес может представлять глава, посвященная непосредственному невербальному взаимодействию матери с ребенком. В ней автор описывает феномен прямого контакта, понимание которого поможет терапевту научиться ценить аналогичные моменты, возникающие в процессе психотерапевтической работы, и понимать их важность для исцеления клиента. В книге представлена периодизация развития личности, в основе которой лежит понятие «самости», описаны феномен прямого контакта и явление интерсубъективности, их значение для развития. Автор впервые уделяет внимание несоответствию при возникновении речи у детей вербального и невербального миров, которое нарушает целостный опыт ребенка и может привести к негативным психологическим последствиям: неуверенности в себе, страхам, переживанию отчуждения. Проводя психологический анализ происходящих с младенцем событий, автор делает это настолько тонко и деликатно, что книга остается доступной, понятной и интересной не только профессиональным психологам, но и широкому кругу читателей. «Дневник младенца» давно стал бестселлером. Книга уже переведена на 14 языков, и мы счастливы представить ее нашим читателям.
Научный редактор издания А.В. Локтионова
Это, книга посвящается моей жене, Наде. Прогуливаясь вчера, я еще раз поразилась тому, как эти моменты моего бытия вырастают из невидимой и умолкнувшей основы моей жизни — детства. Вирджиния Вульф
ВВЕДЕНИЕ
КАКИЕ МИРЫ ОТКРЫВАЮТСЯ РЕБЕНКУ Эта книга — дневник младенца по имени Джой. Я придумал такой дневник, потому что хотел найти ответы на интересующие нас вопросы о внутренней жизни маленького ребенка. Как вы думаете, что происходит с вашей малышкой, когда она вглядывается в ваше лицо, когда пристально рассматривает обычное пятно солнечного света на стене или столбики своей кроватки? Что испытывает ваш малыш, когда он голоден или когда сыт, когда ему грустно, когда вы играете с ним? Каково ему, когда он остается один? Я думал над этими вопросами и искал ответы на них более двадцати лет. Значительную часть этого времени я провел с маленькими детьми, а с пятерыми я просто жил вместе, потому что я — их папа. Как детский психиатр я налаживал взаимоотношения малышей с родителями. Как ученый-исследователь в области возрастной психологии я наблюдал за ними и изучал их. Сначала внутренняя жизнь младенца была для меня научной проблемой, которую следовало решить. Но постепенно мой интерес стал определяться чем-то большим, чем простое научное любопытство. Меня увлек поиск основ, исследование сущности человеческой природы. Мы все были когда-то детьми. У всех у нас есть представления о младенчестве и конкретных младенцах. Находясь рядом с ребенком, заботясь о нем или изучая его, каждый из нас обязательно увидит, что у младенца есть свои мысли, чувства и желания. Присутствие такого крохи просто заставляет придумывать, домысливать его внутреннюю жизнь. Наличие нашей общей потребности лучше представлять себе внутреннюю жизнь младенца становилось для меня все яснее по мере наблюдения за родителями и малышами. В повседневных разговорах я постоянно слышал слова, которые мы говорим ребенку почти не задумываясь: «Тебе это нравится, да?», «Эту игрушку ты не захотел?», «Хорошо, я знаю, ты очень спешишь. Я уже иду», «Теперь лучше, не так ли?». Именно благодаря таким интерпретациям родители понимают, как себя вести дальше, что делать, как думать и чувствовать. Быть родителем — значит постоянно искать такого рода объяснения и опираться на них, от этих интерпретаций также зависит исследовательская и клиническая практика, да и все развитие ребенка. Большинству родителей хочется понять, что происходит в головке ребенка в те или иные моменты, например, когда он голоден или пристально и неподвижно смотрит куда-то, или вдруг начинает капризничать. В такие моменты родители пытаются поставить себя на место своего малыша, действуют так, как будто имеют ясное представление о том, что же с ним происходит. А если не могут определить, что младенец переживает, то стараются догадаться, но их предположения неизбежно несут на себе печать того, как видят мир они сами. Например, плач вашего младенца вы воспринимаете как выражение недовольства или гнева, и в ответ вы, скорее всего, почувствуете себя в чем-то виноватым или разозлитесь. Если же в этом плаче вы услышите, что ребенку плохо, вы сможете откликнуться и помочь. Ваше понимание и большинство интерпретаций в значительной степени зависят от того, как реагировали на вас ваши родители, когда вы были ребёнком, как они истолковывали ваши чувства и поведение. Такие предположения или интерпретации переживаний ребенка обычно позитивны и полезны. Когда вы любите, вам хочется разделить мир переживаний любимого человека, прочувствовать все так, словно вы — этот он. С этого в человеческих отношениях начинаются доверие, близость и сопереживание. Способность взрослого представить, что и как чувствует ребенок, нужна обеим сторонам. Представьте, что ваша дочка вот-вот расплачется или неожиданно расплывается в улыбке. Что вы делаете в этот момент? Конечно, пытаетесь понять, что вызывает эту реакцию и каковы ее желания и чувства, ориентируясь по ее движениям, выражению лица и по тому, что только что происходило между вами. Осознать причины поведения вам помогает воображение, которое вдруг подсказывает смысл происходящего. Эта интерпретация, являясь руководством к вашим дальнейшим действиям, одновременно помогает и ребенку ориентироваться в собственном опыте. Ведь он еще не знает, что чувствует, в чем причина беспокойства или радости, не знает даже, чего хочет, что его успокаивает или расстраивает. Все мотивы, желания и чувства младенца неопределенны и расплывчаты, и именно ваша интерпретация помогает ему разобраться в них и структурировать свой мир. Несомненно, у родителей накапливаются свои представления о том, что чувствует их малыш и что он делает. Постепенно они создают как бы непрерывную биографию, с которой постоянно сверяются в поисках подсказки и совета. Это своего рода руководство, справочник как для родителей — они учатся понимать своего ребенка, так и для ребенка — он учится воспринимать самого себя. В своей клинической практике я встречаю поразительные свидетельства того, как сильно влияют родительские конструкты на ребенка и как сильна родительская потребность объяснить детский внутренний мир. Конструкты, наиболее важные по последствиям, могут указывать на весьма отдаленные связи: «Он совсем такой же, как и его дед, — сильный и спокойный», «Она так похожа на мою покойную мать, держится точно так же». Или даже: «Когда-нибудь он станет знаменитым и разбогатеет, и судьба нашей семьи, наконец, переменится». Или более близкие «утверждения»: «Она такая активная и решительная, совсем не такая, как я», «Я надеюсь, он не будет таким пугливым, каким был я в своё время», «В нем есть очарование его отца». Эти высказывания, связанные с прошлым или настоящим родителей, отражают их глубинные желания, страхи и надежды. Такого рода обобщения делает каждый, но если существуют противоречия между родительской фантазией о ребенке и тем, что испытывает сам ребенок, могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Накапливать личный опыт и конструировать свой внутренний мир младенцу помогает и семья в целом. Большинство младенцев становятся членами семей, в которых они родились, а в каждой семье — свое отношение к переживаниям. В одной семье испытывать гнев — значит быть плохим; в другой гнев принимается; в третьей гневаться вообще нельзя. Это приводит к тому, что внутренняя жизнь каждого младенца формируется по-разному. Малыш отчасти начинает узнавать об этих правилах, когда его собственный опыт истолковывается дома только одним определенным образом. Конечно, общество также имеет свои определенные нормы, в соответствии с которыми интерпретируется и структурируется опыт. Клинические теории развития Зигмунда Фрейда, Маргарет Малер, Эрика Эриксона — вдохновляются скрытыми фантазиями о природе младенческого опыта и основываются на них. То же относится и к исследованиям этого возрастного периода, где сами особенности проведения экспериментов и результаты наблюдений часто неявно определяются тем, как мы представляем себе внутреннюю жизнь младенцев. Таким образом, родители и психологи, как и все те, кто имеет дело с детьми, создают для ребенка своего рода биографию. Работая над этой книгой, я делаю шаг вперед и создаю своего рода автобиографию ребенка. Я делаю это не только для того, чтобы пролить свет на внутреннюю жизнь | малышей, я хочу предложить исследовательскую стратегию, дающую новые гипотезы о восприятии, эмоциях и памяти младенцев, а также о том, как младенец сам переживает собственное развитие и свое прошлое. Должен заметить, что эта автобиография не является целостной, она разнородна и построена отчасти на размышлениях,. отчасти на воображении, отчасти на фактах — однако все это основывается на современных знаниях о младенцах. За последние десятилетия произошла революция в научном наблюдении за младенцами: к настоящему времени систематических наблюдений, относящихся к первым двум годам жизни ребенка, накоплено больше, чем о каком-либо другом периоде его жизни. Отчасти эта революция была обусловлена тем, что мы научились задавать младенцам вопросы, на которые они реально могут отвечать. Как только выяснилось, что именно в поведении ребенка является ответом, стало возможным ставить подходящие вопросы. Даже новорожденный может произвольно поворачивать голову в ту или иную сторону — разве это не потенциальный ответ? Соответствующий хороший вопрос мог бы звучать так: узнает ли младенец, которому два дня от роду, свою мать по запаху? Мы задаем вопрос и превращаем потенциальный ответ в реальный следующим образом. Пропитанную молоком родной матери прокладку для груди кладем на подушку справа от головки младенца. Вторую влажную прокладку — от другой матери — размещаем слева на том же расстоянии. Ребенок поворачивает голову направо! Когда прокладки меняют местами, малыш поворачивается налево. Он не только узнает запах матери, предпочитает его другому запаху, но и дает ответ, поворачивая голову. Другой хороший ответ — сосание. Само собой разумеется, что младенцы умеют хорошо сосать. Все младенцы сосут как бы короткими очередями, затем на мгновение останавливаются и начинают новую очередь. При этом они могут контролировать длительности сосания и пауз. Для того чтобы ответить на вопрос: «На что любят смотреть младенцы?», мы можем поместить в ротик ребенка соску с электронными датчиками и подсоединить ее к слайд-проектору, расположенному так, чтобы ребенок смог видеть проектируемые на экран слайды. Малышка примерно трехмесячного возраста быстро учится тому, что всякий раз, как она захочет увидеть новую картинку, ей надо всего-навсего начать сосать, а если ей просто хочется рассматривать картинку, нужно остановиться. Ребенок будет прокручивать слайды с той скоростью, которая отражает его интерес к каждой из картинок. Такого рода эксперимент, если использовать в нем подходящие картинки, позволяет исследовать визуальные предпочтения младенца. Чтобы узнать, может ли ребенок различать голос матери, был проведен такой эксперимент: соску с электронными датчиками подсоединили к двум кассетным магнитофонам. На одной кассете записан голос матери, на второй — голос посторонней женщины, говорящей то же самое. В первом случае младенец сосет медленнее и больше времени, чтобы дольше слушать голос своей матери, отвечая тем самым на наш вопрос. Существуют и другие потенциальные ответы ребенка на бесчисленные вопросы, которые мы хотим ему задать: пристальный взгляд, движения глаз, частота сердцебиений, движения ножек. И все эти показатели используются в современных исследованиях. Видеотехника предоставила нам новые возможности для тонких и точных наблюдений за взаимодействиями между младенцами и родителями. Мы можем теперь остановить кадр, посмотреть на движение тела или выражение лица несколько раз и точно измерить длительность. Видеокамера оказалась таким же важным исследовательским инструментом в изучении человеческого поведения — особенно невербальных, происходящих без слов, взаимодействий, — каким был микроскоп в обнаружении невидимых микроорганизмов. Дневник Джоя, насколько это возможно, основывается на современных знаниях о младенчестве. Часть информации получена в результате моих собственных исследований, большая же часть приобретена благодаря исследованиям и наблюдениям, проводимым во всем мире. Для прилагаемой к книге библиографии я выбрал лишь самые важные работы в этой области. Структура дневника соответствует логике развития младенца, которое осуществляется резкими неравномерными скачками. Каждый из этих скачков добавляет новое качество в мир его переживаний. Чтобы показать, как ребенок познает сложное устройство реальности, я дал Джою возможность выразить его переживания в каждом из пяти следующих друг за другом миров: начиная с самого раннего младенчества и оканчивая решающим шагом в развитии на четвертом году жизни, который позволяет ему рассказывать про себя, то есть создавать свою собственную историю. Сначала Джой в возрасте шести недель пребывает в первом своем мире — Мире Чувств, здесь все его впечатления скрепляет внутренний чувственный тон, сплетенная из ощущений и чувств «ткань» опыта. Он имеет здесь дело не с причинами, фактами и объектами, но с непосредственной «сырой» реальностью собственных чувств. В четыре месяца он вступает в Мир Непосредственного Общения. Из этого мира, где имеет значение только «здесь и сейчас, между нами», он описывает в дневнике сложное и богатое деталями взаимодействие между ним и его мамой, фиксирует те тончайшие движения, жесты, взгляды, которыми они регулируют взаимные потоки чувств. Тем самым Джой вводит нас в «совместную игру», которая является фундаментом взаимодействий с другими на протяжении всей нашей жизни. В двенадцать месяцев Джой открывает, что у него есть способность думать, и замечает эту особенность у других людей. В Мире Внутренней Жизни он начинает осознавать такие внутренние психические процессы, как свои желания и намерения. Он обнаруживает, что внутренний ландшафт представлений одного человека может пересекаться с ландшафтом другого: два человека могут думать об одном и том же или хотеть одну и ту же вещь, но этого может и не быть. Например, он понимает, что его мама знает не только о том, что он хочет печенье, но и о том, что и ему известно, что она знает о его желании. Еще через полгода с лишним, в двадцать месяцев, Джой вводит нас в Мир Слов с его парадоксальными сочетаниями плюсов и минусов, преимуществ и неудобств. Он обнаруживает, что звуковые символы не только открывают новые просторы для воображения и общения, но одновременно что-то разрушают в его старых «доречевых мирах». Наконец, к четырем годам, следует огромный скачок, и Джой уже сам может говорить о себе. Теперь он обладает способностью размышлять о том, что он переживает, придавать смысл своему опыту и может рассказать другим созданную им самим автобиографическую историю. Он вступает в Мир Историй. В этом дневнике Джой описывает повседневные события и свои впечатления, знакомы каждому родителю: одни из них, такие как изучение кроватки, носят спокойный характер, другие, такие как переживание голода, вносят беспокойство и хаос в спокойное течение его жизни. Срезы переживаний, сделанные на каждой возрастной ступеньке, показывают драматизм как самых обычных, так и чрезвычайных моментов жизни и их воздействие на развитие малыша. Каждый момент несет в себе богатство значений, подобно тому, как крупинка песка отражает устройство мира и обладает теми же свойствами, что и песок. Обычно дневники содержат записи о событиях прошедших. Однако в дневнике Джоя все происходит в настоящем. События начинают существовать сразу же, непосредственно вытекая из опыта — без задержки и какой-либо реконструкции, которая требовалась бы взрослому для «фиксации» настоящего. Дневник Джоя подобен снам, пойманным камерой и удержанным на пленке. Конечно, у младенцев еще нет речи. Они не могут ни писать, ни говорить, ни даже думать словами. Поэтому Джой говорит языком, который создал для него я. Чтобы ухватить и передать читателю суть его доречевого опыта, я привлек понятия и слова, передающие разные ощущения, звуки, образы, особенности движения. По мере того как Джой взрослеет и приобретает способность различать свои переживания, дневник становится более детальным. Развивается его память, и описания становятся длиннее, богаче конкретным содержанием. Хотя мне и пришлось воспользоваться определенным языком для «озвучивания» Джоя, я старался, чтобы этот язык максимально отражал его восприятие мира. Например, в возрасте шести недель, Джой не использует личные местоимения — я, мне, она, ее, — поскольку он еще не различает себя и свою маму (или другого заботящегося о нем человека). Аналогично этому слова, связанные с чувством времени, тогда или после, появляются в дневнике, когда у Джоя уже есть некоторое представление о том, что одни события следуют за другими. Союз потому что начинает встречаться только тогда, когда у Джоя появляется чувство причинности. Итак, каждая часть книги посвящена одному последовательно возникающему в жизни малыша миру. Мир Чувств предшествует Миру Непосредственного Общения, за ним следуют Мир Внутренней Жизни и Мир Слов, а завершает цикл Мир Историй. В начале каждой части я рассказываю о новых умениях и способностях Джоя, которые представляют собой «снаряжение» для покорения открывшегося мира нового опыта, новых переживаний. Каждая глава строится вокруг какого-либо события, происходящего в течение утра, которое представляется с трех точек зрения: описывается ситуация с контекстом события; затем следует запись в дневнике на созданном для Джоя языке и, наконец, мои комментарии переживаний Джоя в свете последних знаний о младенчестве. Повторение одного и того же события на разных возрастных отрезках — например, реагирования Джоя на пятно солнечного света в шесть недель (Мир Чувств) и в двадцать месяцев (Мир Слов) — позволяет отметить изменения, произошедшие с малышом за это время. В последней главе (единственной, где воспроизводится подлинная речь Джоя) многое из пережитого появляется снова — в виде его собственной истории. По мере взросления Джой последовательно проходит через каждый из миров. Однако он никогда полностью не покидает предшествующие миры. Каждый новый мир не заменяет предыдущих, но обогащает и дополняет их. Так, когда Джой вступает в Мир Непосредственного Общения, этот мир не оттесняет в сторону Мир Чувств и не поглощает его целиком, но придает ему новое звучание. И, как в музыке, когда к первой ноте добавляется вторая, каждая из них начинает звучать по-новому, точно так же каждый новый мир, добавляясь к уже существующим, изменяет их. Мы живем во всех этих мирах одновременно. Они накладываются друг на друга, но никогда не исчезают. Их взаимодействие порождает богатство человеческого опыта, что особенно заметно в Мире Историй. Таким образом, «Дневник младенца» описывает наше путешествие по мирам, которые открываются нам в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. I
МИР ЧУВСТВ
ДЖОЮ ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ Давайте войдем в первый мир Джоя и вспомним то, что на самом деле мы никогда и не забывали. Представьте себе, что у вещей, которые вы видите, трогаете или слышите, нет ни названий, ни функций, и лишь с некоторыми из них связаны какие-то воспоминания. Джой воспринимает и переживает объекты главным образом как чувства, которые они в нем возбуждают. Он не воспринимает их ни в качестве объектов как таковых, ни с точки зрения того, что с ними делать или как они называются. Когда родители называют его «счастье мое», он не знает, что «счастье» — это относящееся к нему слово. Малыш даже не знает, что это звук и что он отличается от света или прикосновения. Однако он внимателен к тому, как этот звук струится и переливается. Он может ощущать этот звук плавным, гладким, успокаивающим; или же резким, возбуждающим, настораживающим. Всякий опыт обладает своим особым чувственным тоном — не только для младенцев, но и для взрослых. Но мы обращаем на это меньше внимания: в отличие от Джоя, наше чувство бытия сфокусировано уже на другом. Предположим, единственное, что существует в мире — это погода. Предположим, что люди, свет, стены, — все это лишь переменные погодных условий, ощутимые краткое мгновенье и складывающиеся из взаимодействия потоков воздуха, света и температуры в уникальную по настроению и энергии атмосферу. Предположим также, что не существует объектов, на которые влияла бы погода: ни деревьев, которые качал бы ветер, ни полей, которые поливал бы дождь. И, наконец, допустим, что не существует вас, отделенных от этого погодного ландшафта и наблюдающих за ним, поскольку вы — один из составляющих погоды. Преобладающие в вас настроение и энергия могут прийти изнутри и тем самым изменить, по-новому окрасить все, что вы видите. Причина вашего настроения может оказаться снаружи, и тогда это «внешнее» проникает внутрь, отзывается внутри вас. Различия между «внутри» и «снаружи» пока еще очень туманны и потому переживаются как два элемента единого непрерывного пространства. Будучи взрослыми, мы часто переживаем моменты, когда внутренний и внешний миры попеременно влияют друг на друга, или даже полностью сливаются друг с другом, свободно «перетекают» один в другой. Например, внутренний мир обращается во внешний, когда кто-то в вашем присутствии делает нечто отвратительное, и в этот момент кажется вам безобразным. Внешнее становится внутренним, когда во время прогулки ясным солнечным утром на душе неожиданно становится легко и радостно, а все тело как будто поет. У взрослых такое частичное отсутствие границ между внешним и внутренним бывает лишь кратковременным, для маленьких детей это нормальное состояние.
|
|||
|