Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дневник Джоя 1 страница



 

DIARY OF

 А BABY

 

Daniel N. Stern, M.D.

 

Basic Books A Division of Harper Collins Publishers

Дэниэл Н. Стерн

 

 

Дневник младенца

 

 

Что видит, чувствует и переживает ваш малыш

УДК 159.922.7 ББК 88.8 С 797

Права на издание книги получены по соглашению с Miller Agency.

Стерн Д.Н.

С 797 Дневник младенца: что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М.: Генезис, 2001. — 192 с.

 

ISBN-5-85297-032-8

Книга выдающегося американского психолога Д. Стерна необычна, она представляет собой одновременно и научное, и художественное произведение.

Это — дневник младенца, основанный на реальных наблюдениях и событиях. Автор дает возможность ребенку «рассказать» о себе то, что можно узнать лишь в результате многочисленных кропотливых исследо­ваний: что и как он видит, слышит, чувствует, как переживает различ­ные ситуации.

Специалисты получат уникальную возможность вместе с автором шаг за шагом провести тонкий психологический анализ поведения и реальных переживаний младенца, по-новому открывая для себя, казалось бы, хоро­шо известные закономерности развития ребенка от 1 месяца до 4,5 лет.

Вместе с тем эта книга — уникальное руководство по воспитанию ма­лыша, в ней содержится бесценная информация, необходимая каждой маме.

Книга адресована психологам, психотерапевтам, врачам-педиатрам, воспитателям и, конечно же, родителям, а также всем, кому интересен внутренний мир ребенка, особенности его развития.

 

ISBN-5-85297-032-8

 

© 1990 by Daniel N. Stern, M.D.

© Издательство ЦСПА «Генезис», 2001

© Патяева Е.Ю., Локтионова А.В., перевод с английского, 2001

© Герасимов СВ., оформление, 2001


 


От издательства…………………………………………………….4

 

ВВЕДЕНИЕ: Какие миры открываются ребенку........ .7

 

I. МИР ЧУВСТВ:

ДЖОЮ ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ............................................. .10

Глава 1. Пятно солнечного света: утро, 07:05.............. 11

Глава 2. Песни пространства: утро, 07:07.................... 14

Глава 3. Буря голода: утро, 07:20................................... 17

Глава 4. Буря голода затихает: утро, 07:25 .................. 19

 

II. МИР НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ:

ДЖОЮ ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА........... 23

Глава 5. Диалог без слов: утро, 09:30............................ 28

Глава 6. Пространственно-временной поток: полдень ….... 34

 

III. МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ:

ДЖОЮ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ........................... .38

Глава 7. Плавание: утро, 10:30................................... ....41

Глава 8. Разделенное чувство: утро, 11:50................ …45

 

IV. МИР СЛОВ:

ДЖОЮ ДВАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ............................... ...48

Глава 9. «Топс: утро, 07:05......................................... ... 50

Глава 10. Столкновение миров: утро, 07:21............. ....53

 

V. МИР ИСТОРИЙ:

ДЖОЮ ЧЕТЫРЕ ГОДА.............................................. ...56

Глава 11. Параллельные миры: утро, 08:00 и 09:00.................60

 

Избранная библиография........................................... ....68

Благодарности............................................................. ....71

Об авторе...................................................................... ...72


Что представляет собой только что родившийся чело­век? Строительный материал, из которого общество создаст то, что ему подойдет, или же уникальную самобытность? Развитие человека — всегда поступательный, прогрессивный процесс, или же по мере взросления утрачиваются, теря­ются уникальные способности, присущие ребенку? Только тонко чувствующий художник, способный превратить на­уку психологию в ювелирное искусство, может заглянуть за речевой барьер, открыть мир, в котором еще нет названий, помочь найти ответы на эти вопросы.

В 1990 году известный исследователь раннего детства, профессор психиатрии медицинского центра Корнельского университета, профессор психологии Женевского универси­тета, автор нескольких научных монографий, психоаналитик Дэниэл Стерн создал книгу, жанр которой находится на грани научной и художественной литературы. В ней пред­ставлены фрагменты внутреннего опыта младенца: что и как он видит, слышит, чувствует; что с ним происходит, когда он переживает голод, страх разлуки с мамой, течение времени; как он узнает, что он — это он.

Эта книга — «Дневник младенца». Но как же мог по­явиться такой дневник?

30-летний опыт исследовательской деятельности в обла­сти раннего развития, богатая психотерапевтическая прак­тика, анализ огромного количества видеозаписей младенцев, их взаимодействия с мамами и папами, постоянные дискус­сии с коллегами и, наконец, собственный опыт отцовства (Д. Стерн — отец пятерых детей) позволили автору про­никнуть в ту реальность, доступ к которой для большинства людей закрыт.

Итак, перед Вами дневник, описывающий реальные со­бытия, основанный на реальных наблюдениях: автор отве­чает за каждое слово как ученый. Каждому фрагменту днев­ника предшествует введение, в котором автор решает проблему художника: как описать, например, полосу солнеч­ного света на стене, как передать словами переживания, впечатления младенца? Дэниэл Стерн ищет точные слова, опираясь на результаты своих наблюдений, а также на ис­следования коллег. В ясных комментариях, следующих за фрагментами дневника, кристаллизован огромный опыт на­учных исследований, практической работы, наблюдений за взаимоотношениями детей и матерей.

Слой за слоем автор открывает доречевые «миры» мла­денца. Он делает это настолько точно, что любая мама бе­зошибочно узнает в этом описании свой опыт. Вместе с малышом мы начинаем постигать окружающую действитель­ность, последовательно проникая в те новые Миры, которые он открывает для себя. Каждая глава — совершенно осо­бый источник новых психологических знаний, который по­может научиться лучше понимать младенцев и по-иному взглянуть на взрослых.


Родители новорожденных смогут получить бесценную информацию о малышах. Они узнают не только о том, как ухаживать за младенцем, но и об особенностях общения с ним, о его переживаниях в различных ситуациях.

Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их ребе­нок заговорит. В этой книге они узнают много нового о том, как ребенок постигает слова, об опасностях, которые под­стерегают его на этом пути, а также о том, почему именно на дословесном опыте младенца основывается его будущее успешное взаимодействие с другими людьми.

«Дневник младенца» — одна из немногих книг, где ак­цент ставится на личности матери, а не только на последо­вательности действий, которые она должна совершать, уха­живая за малышом. Эта книга окажет поддержку молодой женщине в процессе ее превращения в хорошую маму.

Автор дает важные ориентиры в уникальном доречевом, часто игнорируемом взрослыми, мире. Он дает представле­ние о том, какое поведение взрослого способствует успеш­ному развитию ребенка и какую работу совершает сам ре­бенок в процессе становления его независимого «Я».

Специалисты получат уникальную возможность вместе с автором шаг за шагом провести тонкий психологический анализ поведения и реальных переживаний младенца, по-новому открывая для себя, казалось бы, хорошо известные психологические закономерности. Д. Стерн существенно раз­вивает представления Э. Эриксона о первом годе жизни ребенка, о возникновении «базового доверия» к миру, и опровергает принятое в некоторых психологических школах мнение о длительном симбиозе младенца и матери. Иссле­довательский опыт автора свидетельствует о том, что ребе­нок начинает воспринимать себя отдельно довольно рано. Д. Стерн подробно описывает, как у младенца появляется знание о своей «отдельности», отличии от других и о соб­ственных границах.


Для психотерапевтов особый интерес может представ­лять глава, посвященная непосредственному невербальному взаимодействию матери с ребенком. В ней автор описыва­ет феномен прямого контакта, понимание которого помо­жет терапевту научиться ценить аналогичные моменты, воз­никающие в процессе психотерапевтической работы, и понимать их важность для исцеления клиента.

В книге представлена периодизация развития личности, в основе которой лежит понятие «самости», описаны фено­мен прямого контакта и явление интерсубъективности, их значение для развития. Автор впервые уделяет внимание несоответствию при возникновении речи у детей вербального и невербального миров, которое нарушает целостный опыт ребенка и может привести к негативным психологическим последствиям: неуверенности в себе, страхам, переживанию отчуждения. Проводя психологический анализ происходящих с младенцем событий, автор делает это настолько тонко и деликатно, что книга остается доступной, понятной и инте­ресной не только профессиональным психологам, но и ши­рокому кругу читателей.

«Дневник младенца» давно стал бестселлером. Книга уже переведена на 14 языков, и мы счастливы представить ее нашим читателям.

 

Научный редактор издания А.В. Локтионова



 

Это, книга посвящается моей жене, Наде.

Прогуливаясь вчера, я еще раз по­разилась тому, как эти моменты моего бытия вырастают из неви­димой и умолкнувшей основы моей жизни — детства.

Вирджиния Вульф

 

ВВЕДЕНИЕ

 

КАКИЕ МИРЫ ОТКРЫВАЮТСЯ РЕБЕНКУ


Эта книга — дневник младенца по имени Джой. Я придумал такой дневник, потому что хотел найти ответы на интересующие нас вопросы о внутренней жиз­ни маленького ребенка. Как вы думаете, что происходит с вашей малышкой, когда она вглядывается в ваше лицо, когда пристально рассматривает обычное пятно солнечного све­та на стене или столбики своей кроватки? Что испытыва­ет ваш малыш, когда он голоден или когда сыт, когда ему грустно, когда вы играете с ним? Каково ему, когда он ос­тается один?

Я думал над этими вопросами и искал ответы на них более двадцати лет. Значительную часть этого времени я провел с маленькими детьми, а с пятерыми я просто жил вместе, потому что я — их папа. Как детский психиатр я налаживал взаимоотношения малышей с родителями. Как ученый-исследователь в области возрастной психологии я наблюдал за ними и изучал их.

Сначала внутренняя жизнь младенца была для меня на­учной проблемой, которую следовало решить. Но постепен­но мой интерес стал определяться чем-то большим, чем простое научное любопытство. Меня увлек поиск основ, ис­следование сущности человеческой природы. Мы все были когда-то детьми. У всех у нас есть представления о младен­честве и конкретных младенцах. Находясь рядом с ребен­ком, заботясь о нем или изучая его, каждый из нас обяза­тельно увидит, что у младенца есть свои мысли, чувства и желания. Присутствие такого крохи просто заставляет при­думывать, домысливать его внутреннюю жизнь.

Наличие нашей общей потребности лучше представлять себе внутреннюю жизнь младенца становилось для меня все яснее по мере наблюдения за родителями и малышами. В повседневных разговорах я постоянно слышал слова, кото­рые мы говорим ребенку почти не задумываясь: «Тебе это нравится, да?», «Эту игрушку ты не захотел?», «Хорошо, я знаю, ты очень спешишь. Я уже иду», «Теперь лучше, не так ли?». Именно благодаря таким интерпретациям родители по­нимают, как себя вести дальше, что делать, как думать и чувствовать. Быть родителем — значит постоянно искать такого рода объяснения и опираться на них, от этих интер­претаций также зависит исследовательская и клиническая практика, да и все развитие ребенка.

Большинству родителей хочется понять, что происходит в головке ребенка в те или иные моменты, например, когда он голоден или пристально и неподвижно смотрит куда-то, или вдруг начинает капризничать. В такие моменты роди­тели пытаются поставить себя на место своего малыша, дей­ствуют так, как будто имеют ясное представление о том, что же с ним происходит. А если не могут определить, что младенец переживает, то стараются догадаться, но их пред­положения неизбежно несут на себе печать того, как видят мир они сами. Например, плач вашего младенца вы воспри­нимаете как выражение недовольства или гнева, и в ответ вы, скорее всего, почувствуете себя в чем-то виноватым или разозлитесь. Если же в этом плаче вы услышите, что ребен­ку плохо, вы сможете откликнуться и помочь. Ваше пони­мание и большинство интерпретаций в значительной степени зависят от того, как реагировали на вас ваши родители, когда вы были ребёнком, как они истолковывали ваши чувства и поведение.

Такие предположения или интерпретации переживаний ребенка обычно позитивны и полезны. Когда вы любите, вам хочется разделить мир переживаний любимого человека, про­чувствовать все так, словно вы — этот он. С этого в чело­веческих отношениях начинаются доверие, близость и сопе­реживание. Способность взрослого представить, что и как чувствует ребенок, нужна обеим сторонам. Представьте, что ваша дочка вот-вот расплачется или неожиданно расплыва­ется в улыбке. Что вы делаете в этот момент? Конечно, пытаетесь понять, что вызывает эту реакцию и каковы ее желания и чувства, ориентируясь по ее движениям, выраже­нию лица и по тому, что только что происходило между вами. Осознать причины поведения вам помогает воображе­ние, которое вдруг подсказывает смысл происходящего. Эта интерпретация, являясь руководством к вашим дальнейшим действиям, одновременно помогает и ребенку ориентировать­ся в собственном опыте. Ведь он еще не знает, что чувству­ет, в чем причина беспокойства или радости, не знает даже, чего хочет, что его успокаивает или расстраивает. Все моти­вы, желания и чувства младенца неопределенны и расплыв­чаты, и именно ваша интерпретация помогает ему разобрать­ся в них и структурировать свой мир.

Несомненно, у родителей накапливаются свои представ­ления о том, что чувствует их малыш и что он делает. По­степенно они создают как бы непрерывную биографию, с которой постоянно сверяются в поисках подсказки и со­вета. Это своего рода руководство, справочник как для родителей — они учатся понимать своего ребенка, так и для ребенка — он учится воспринимать самого себя. В сво­ей клинической практике я встречаю поразительные сви­детельства того, как сильно влияют родительские конструк­ты на ребенка и как сильна родительская потребность объяснить детский внутренний мир. Конструкты, наиболее важные по последствиям, могут указывать на весьма отда­ленные связи: «Он совсем такой же, как и его дед, — силь­ный и спокойный», «Она так похожа на мою покойную мать, держится точно так же». Или даже: «Когда-нибудь он станет знаменитым и разбогатеет, и судьба нашей се­мьи, наконец, переменится». Или более близкие «утверж­дения»: «Она такая активная и решительная, совсем не такая, как я», «Я надеюсь, он не будет таким пугливым, каким был я в своё время», «В нем есть очарование его отца». Эти высказывания, связанные с прошлым или насто­ящим родителей, отражают их глубинные желания, страхи и надежды. Такого рода обобщения делает каждый, но если существуют противоречия между родительской фантазией о ребенке и тем, что испытывает сам ребенок, могут воз­никнуть серьезные психологические проблемы.

Накапливать личный опыт и конструировать свой внут­ренний мир младенцу помогает и семья в целом. Большин­ство младенцев становятся членами семей, в которых они родились, а в каждой семье — свое отношение к пережи­ваниям. В одной семье испытывать гнев — значит быть пло­хим; в другой гнев принимается; в третьей гневаться вооб­ще нельзя. Это приводит к тому, что внутренняя жизнь каждого младенца формируется по-разному. Малыш отчас­ти начинает узнавать об этих правилах, когда его собствен­ный опыт истолковывается дома только одним определен­ным образом.

Конечно, общество также имеет свои определенные нормы, в соответствии с которыми интерпретируется и структурируется опыт. Клинические теории развития Зигмунда Фрейда, Маргарет Малер, Эрика Эриксона — вдохновляются скрытыми фантазиями о природе младен­ческого опыта и основываются на них. То же относится и к исследованиям этого возрастного периода, где сами осо­бенности проведения экспериментов и результаты наблю­дений часто неявно определяются тем, как мы представ­ляем себе внутреннюю жизнь младенцев.

Таким образом, родители и психологи, как и все те, кто имеет дело с детьми, создают для ребенка своего рода био­графию. Работая над этой книгой, я делаю шаг вперед и со­здаю своего рода автобиографию ребенка. Я делаю это не только для того, чтобы пролить свет на внутреннюю жизнь | малышей, я хочу предложить исследовательскую стратегию, дающую новые гипотезы о восприятии, эмоциях и памяти младенцев, а также о том, как младенец сам переживает собственное развитие и свое прошлое.

Должен заметить, что эта автобиография не является це­лостной, она разнородна и построена отчасти на размышле­ниях,. отчасти на воображении, отчасти на фактах — однако все это основывается на современных знаниях о младенцах. За последние десятилетия произошла революция в научном наблюдении за младенцами: к настоящему времени система­тических наблюдений, относящихся к первым двум годам жизни ребенка, накоплено больше, чем о каком-либо другом периоде его жизни.

Отчасти эта революция была обусловлена тем, что мы на­учились задавать младенцам вопросы, на которые они реаль­но могут отвечать. Как только выяснилось, что именно в по­ведении ребенка является ответом, стало возможным ставить подходящие вопросы. Даже новорожденный может произвольно поворачивать голову в ту или иную сторону — разве это не потенциальный ответ? Соответствующий хороший вопрос мог бы звучать так: узнает ли младенец, которому два дня от роду, свою мать по запаху? Мы задаем вопрос и превращаем

потенциальный ответ в реальный следующим образом. Про­питанную молоком родной матери прокладку для груди кла­дем на подушку справа от головки младенца. Вторую влаж­ную прокладку — от другой матери — размещаем слева на том же расстоянии. Ребенок поворачивает голову направо! Когда прокладки меняют местами, малыш поворачивается на­лево. Он не только узнает запах матери, предпочитает его другому запаху, но и дает ответ, поворачивая голову.

Другой хороший ответ — сосание. Само собой разуме­ется, что младенцы умеют хорошо сосать. Все младенцы сосут как бы короткими очередями, затем на мгновение останавливаются и начинают новую очередь. При этом они могут контролировать длительности сосания и пауз. Для того чтобы ответить на вопрос: «На что любят смотреть младенцы?», мы можем поместить в ротик ребенка соску с электронными датчиками и подсоединить ее к слайд-про­ектору, расположенному так, чтобы ребенок смог видеть проектируемые на экран слайды. Малышка примерно трех­месячного возраста быстро учится тому, что всякий раз, как она захочет увидеть новую картинку, ей надо всего-навсе­го начать сосать, а если ей просто хочется рассматривать картинку, нужно остановиться. Ребенок будет прокручивать слайды с той скоростью, которая отражает его интерес к каждой из картинок. Такого рода эксперимент, если исполь­зовать в нем подходящие картинки, позволяет исследовать визуальные предпочтения младенца.

Чтобы узнать, может ли ребенок различать голос матери, был проведен такой эксперимент: соску с электронными датчиками подсоединили к двум кассетным магнитофо­нам. На одной кассете записан голос матери, на второй — голос посторонней женщины, говорящей то же самое. В первом случае младенец сосет медленнее и больше време­ни, чтобы дольше слушать голос своей матери, отвечая тем самым на наш вопрос. Существуют и другие потенциаль­ные ответы ребенка на бесчисленные вопросы, которые мы хотим ему задать: пристальный взгляд, движения глаз, час­тота сердцебиений, движения ножек. И все эти показате­ли используются в современных исследованиях.

Видеотехника предоставила нам новые возможности для тонких и точных наблюдений за взаимодействиями между младенцами и родителями. Мы можем теперь остановить кадр, посмотреть на движение тела или выражение лица несколько раз и точно измерить длительность. Видеокаме­ра оказалась таким же важным исследовательским инстру­ментом в изучении человеческого поведения — особенно невербальных, происходящих без слов, взаимодействий, — каким был микроскоп в обнаружении невидимых микро­организмов.

Дневник Джоя, насколько это возможно, основывается на современных знаниях о младенчестве. Часть информации по­лучена в результате моих собственных исследований, большая же часть приобретена благодаря исследованиям и наблюде­ниям, проводимым во всем мире. Для прилагаемой к книге библиографии я выбрал лишь самые важные работы в этой области.

Структура дневника соответствует логике развития мла­денца, которое осуществляется резкими неравномерными скачками. Каждый из этих скачков добавляет новое качество в мир его переживаний. Чтобы показать, как ребенок позна­ет сложное устройство реальности, я дал Джою возможность выразить его переживания в каждом из пяти следующих друг за другом миров: начиная с самого раннего младенчества и оканчивая решающим шагом в развитии на четвертом году жизни, который позволяет ему рассказывать про себя, то есть создавать свою собственную историю. Сначала Джой в воз­расте шести недель пребывает в первом своем мире — Мире Чувств, здесь все его впечатления скрепляет внутренний чув­ственный тон, сплетенная из ощущений и чувств «ткань»


опыта. Он имеет здесь дело не с причинами, фактами и объек­тами, но с непосредственной «сырой» реальностью собствен­ных чувств. В четыре месяца он вступает в Мир Непосред­ственного Общения. Из этого мира, где имеет значение только «здесь и сейчас, между нами», он описывает в дневнике слож­ное и богатое деталями взаимодействие между ним и его мамой, фиксирует те тончайшие движения, жесты, взгляды, которыми они регулируют взаимные потоки чувств. Тем са­мым Джой вводит нас в «совместную игру», которая являет­ся фундаментом взаимодействий с другими на протяжении всей нашей жизни.

В двенадцать месяцев Джой открывает, что у него есть способность думать, и замечает эту особенность у других людей. В Мире Внутренней Жизни он начинает осознавать такие внутренние психические процессы, как свои желания и намерения. Он обнаруживает, что внутренний ландшафт представлений одного человека может пересекаться с ланд­шафтом другого: два человека могут думать об одном и том же или хотеть одну и ту же вещь, но этого может и не быть. Например, он понимает, что его мама знает не только о том, что он хочет печенье, но и о том, что и ему известно, что она знает о его желании.

Еще через полгода с лишним, в двадцать месяцев, Джой вводит нас в Мир Слов с его парадоксальными сочетания­ми плюсов и минусов, преимуществ и неудобств. Он обна­руживает, что звуковые символы не только открывают но­вые просторы для воображения и общения, но одновременно что-то разрушают в его старых «доречевых мирах».

Наконец, к четырем годам, следует огромный скачок, и Джой уже сам может говорить о себе. Теперь он обладает способностью размышлять о том, что он переживает, при­давать смысл своему опыту и может рассказать другим со­зданную им самим автобиографическую историю. Он всту­пает в Мир Историй.


В этом дневнике Джой описывает повседневные собы­тия и свои впечатления, знакомы каждому родителю: одни из них, такие как изучение кроватки, носят спокойный ха­рактер, другие, такие как переживание голода, вносят бес­покойство и хаос в спокойное течение его жизни. Срезы переживаний, сделанные на каждой возрастной ступеньке, показывают драматизм как самых обычных, так и чрезвы­чайных моментов жизни и их воздействие на развитие ма­лыша. Каждый момент несет в себе богатство значений, подобно тому, как крупинка песка отражает устройство мира и обладает теми же свойствами, что и песок.

Обычно дневники содержат записи о событиях прошед­ших. Однако в дневнике Джоя все происходит в настоящем. События начинают существовать сразу же, непосредственно вытекая из опыта — без задержки и какой-либо реконст­рукции, которая требовалась бы взрослому для «фиксации» настоящего. Дневник Джоя подобен снам, пойманным ка­мерой и удержанным на пленке.

Конечно, у младенцев еще нет речи. Они не могут ни писать, ни говорить, ни даже думать словами. Поэтому Джой говорит языком, который создал для него я. Чтобы ухватить и передать читателю суть его доречевого опыта, я привлек понятия и слова, передающие разные ощущения, звуки, об­разы, особенности движения. По мере того как Джой взрос­леет и приобретает способность различать свои пережива­ния, дневник становится более детальным. Развивается его память, и описания становятся длиннее, богаче конкретным содержанием.

Хотя мне и пришлось воспользоваться определенным языком для «озвучивания» Джоя, я старался, чтобы этот язык максимально отражал его восприятие мира. Напри­мер, в возрасте шести недель, Джой не использует личные местоимения — я, мне, она, ее, — поскольку он еще не раз­личает себя и свою маму (или другого заботящегося о нем человека). Аналогично этому слова, связанные с чувством времени, тогда или после, появляются в дневнике, когда у Джоя уже есть некоторое представление о том, что одни события следуют за другими. Союз потому что начинает встречаться только тогда, когда у Джоя появляется чувство причинности.

Итак, каждая часть книги посвящена одному последо­вательно возникающему в жизни малыша миру. Мир Чувств предшествует Миру Непосредственного Общения, за ним следуют Мир Внутренней Жизни и Мир Слов, а завершает цикл Мир Историй. В начале каждой части я рассказываю о новых умениях и способностях Джоя, которые представ­ляют собой «снаряжение» для покорения открывшегося мира нового опыта, новых переживаний. Каждая глава строится вокруг какого-либо события, происходящего в течение утра, которое представляется с трех точек зрения: описывается ситуация с контекстом события; затем следует запись в днев­нике на созданном для Джоя языке и, наконец, мои ком­ментарии переживаний Джоя в свете последних знаний о мла­денчестве.

Повторение одного и того же события на разных воз­растных отрезках — например, реагирования Джоя на пятно солнечного света в шесть недель (Мир Чувств) и в двадцать месяцев (Мир Слов) — позволяет отметить изме­нения, произошедшие с малышом за это время. В после­дней главе (единственной, где воспроизводится подлинная речь Джоя) многое из пережитого появляется снова — в виде его собственной истории.

По мере взросления Джой последовательно проходит че­рез каждый из миров. Однако он никогда полностью не по­кидает предшествующие миры. Каждый новый мир не за­меняет предыдущих, но обогащает и дополняет их. Так, когда Джой вступает в Мир Непосредственного Общения, этот мир не оттесняет в сторону Мир Чувств и не поглощает его целиком, но придает ему новое звучание. И, как в музыке, когда к первой ноте добавляется вторая, каждая из них начинает звучать по-новому, точно так же каждый новый мир, добавляясь к уже существующим, изменяет их.

Мы живем во всех этих мирах одновременно. Они на­кладываются друг на друга, но никогда не исчезают. Их вза­имодействие порождает богатство человеческого опыта, что особенно заметно в Мире Историй. Таким образом, «Днев­ник младенца» описывает наше путешествие по мирам, которые открываются нам в раннем детстве и сопровожда­ют нас всю жизнь.



I

 

МИР ЧУВСТВ

 

ДЖОЮ ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ


Давайте войдем в первый мир Джоя и вспомним то, что на самом деле мы никогда и не забывали. Пред­ставьте себе, что у вещей, которые вы видите, трогаете или слышите, нет ни названий, ни функций, и лишь с некоторы­ми из них связаны какие-то воспоминания. Джой восприни­мает и переживает объекты главным образом как чувства, которые они в нем возбуждают. Он не воспринимает их ни в качестве объектов как таковых, ни с точки зрения того, что с ними делать или как они называются. Когда родители на­зывают его «счастье мое», он не знает, что «счастье» — это относящееся к нему слово. Малыш даже не знает, что это звук и что он отличается от света или прикосновения. Однако он внимателен к тому, как этот звук струится и переливается. Он может ощущать этот звук плавным, гладким, успокаива­ющим; или же резким, возбуждающим, настораживающим. Всякий опыт обладает своим особым чувственным тоном — не только для младенцев, но и для взрослых. Но мы обраща­ем на это меньше внимания: в отличие от Джоя, наше чув­ство бытия сфокусировано уже на другом.


Предположим, единственное, что существует в мире — это погода. Предположим, что люди, свет, стены, — все это лишь переменные погодных условий, ощутимые краткое мгновенье и складывающиеся из взаимодействия потоков воздуха, света и температуры в уникальную по настроению и энергии атмосферу. Предположим также, что не суще­ствует объектов, на которые влияла бы погода: ни деревь­ев, которые качал бы ветер, ни полей, которые поливал бы дождь. И, наконец, допустим, что не существует вас, отде­ленных от этого погодного ландшафта и наблюдающих за ним, поскольку вы — один из составляющих погоды. Пре­обладающие в вас настроение и энергия могут прийти из­нутри и тем самым изменить, по-новому окрасить все, что вы видите. Причина вашего настроения может оказаться снаружи, и тогда это «внешнее» проникает внутрь, отзы­вается внутри вас. Различия между «внутри» и «снаружи» пока еще очень туманны и потому переживаются как два элемента единого непрерывного пространства. Будучи взрос­лыми, мы часто переживаем моменты, когда внутренний и внешний миры попеременно влияют друг на друга, или даже полностью сливаются друг с другом, свободно «пере­текают» один в другой. Например, внутренний мир обра­щается во внешний, когда кто-то в вашем присутствии делает нечто отвратительное, и в этот момент кажется вам безобразным. Внешнее становится внутренним, когда во время прогулки ясным солнечным утром на душе неожи­данно становится легко и радостно, а все тело как будто поет. У взрослых такое частичное отсутствие границ меж­ду внешним и внутренним бывает лишь кратковременным, для маленьких детей это нормальное состояние.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.