Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дневник Джоя 2 страница



Человеческое «погодное явление» — это неповторимое мгновение движения чувств. Оно не похоже на неподвиж­ную фотографию, так как обладает своей длительностью подобно аккорду, паре тактов или целой музыкальной фразе. Оно может длиться от доли секунды до нескольких се­кунд. В каждый отдельный краткий момент времени чувства Джоя изменяются вместе с восприятием, и каждый раз создается совершенно особая картина чувств в движении: внезапный всплеск интереса; поднимающаяся, а затем спа­дающая волна голода; приливы и отливы удовольствия. Джой Переживает жизнь как последовательность наплывающих друг на друга моментов.

Четыре эпизода первой части книги описывают момен­ты, последовательно происходящие утром одного дня, когда Джою было шесть недель, Сначала Джой смотрит на сол­нечный свет, падающий на стену его комнаты («Пятно сол­нечного света»). Затем он переводит взгляд на перекладинки своей кроватки и находящуюся за ними стену («Песни пространства»). Потом он чувствует голод и плачет («Буря Голода»), и, наконец, он накормлен («Буря голода затихает»). Подобно кадрам кинофильма, один момент может сменить другой, продолжить его, или оборвать, отделяясь от него ничем не заполненной паузой. Джою пока неясно, как пос­ле одного момента он оказывается в следующем, происхо­дит ли что-то между ними и что именно. Его чувства все время сосредотачиваются на том или ином моменте, и каж­дый из них он переживает весьма интенсивно. Многие опи­санные моменты оказываются постоянно возвращающими­ся ситуациями его жизни.


 

Глава 1

 

Пятно солнечного света

 

Джой только что проснулся и пристально смотрит на пятно солнечного света на стене за его кроваткой.

 

Там сияет пространство,

Нежный магнит притягивает.

Пространство теплеет и оживает.

Там внутри в медленном танце

начинают кружиться друг с другом

какие-то силы.

Танец приближается.

Все устремляется навстречу ему.

Он все ближе и ближе,

но никогда не оказывается здесь.

Возбуждение начинает спадать.

 


Для Джоя большая часть его столкновений с миром дра­матична и эмоциональна, причем элементы этой драмы и ее суть далеко не очевидны для нас, взрослых. Из всего, нахо­дящегося в комнате, именно пятно солнечного света привлек­ло внимание Джоя. Его захватывают яркость и интенсив­ность. В свои шесть недель от роду он уже может видеть достаточно хорошо, хотя еще не вполне совершенно. Ребе­нок в состоянии воспринимать различные цвета, формы, ин­тенсивность. Он рождается с выраженными предпочтения­ми: хочет смотреть на определенные предметы, знает, что ему нравится. Самым важным элементом, определяющим его предпочтения, является интенсивность воспринимаемого. Нервная система младенца готова сразу же оценить интен­сивность света, звука, прикосновения или другого раздражи­теля, который он способен воспринять органами чувств. Ин­тенсивность испытываемых ощущений — вероятно, самое первое доступное указание, позволяющее решить, прибли­жаться к объекту или держаться от него в стороне. Интен­сивность может побудить его попробовать защититься. Она направляет его внимание и любопытство и определяет уро­вень его внутреннего возбуждения. Стимул слабой интенсив­ности (как, например, включенная днем лампа) мало при­влекает малыша. Если воздействие чересчур интенсивно (как от прямого солнечного света), ребенок будет избегать его. Но если объект, подобно пятну солнечного света, вызывает умеренно сильные ощущения, то младенец будет просто оча­рован, захвачен им. Интенсивность, которую он может вы­тверживать, его возбуждает, и он сразу на нее откликается всем своим существом: он оживляется, его внимание обостряется. Солнечное пятно становится «нежным магнитом», притяги­вающим все чувства младенца.

В этом возрасте Джоя привлекает все то, что заключено в четкую рамку. Края солнечного пятна приковывают его глаза к той границе, где соприкасаются светлые и темные части стены. Можно сказать, что солнечный свет притяги­вает его взгляд, но именно края удерживают его.

Как Джой узнает, что сияющее пространство находит­ся там? Откуда он знает, что оно, например, не здесь, со­всем рядом с ним? Даже в столь юном возрасте ребенок способен воспринимать расстояние и отличать одну об­ласть пространства от другой. Вскоре он разделит все про­странство на две отдельные части: «ближайший мир», на­ходящийся в пределах досягаемости вытянутой руки, и «дальний мир», дотянуться до которого он не может. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем Джой будет в состоянии дотягиваться до того, что его привлекло, схва­тывать и удерживать это. Тем не менее, в шесть недель он уже учится различать достижимое и недостижимое пространство. (Эта способность поможет ему позже ос­воить принципиально важный для него «акт хватания», и он выделит для себя то, что действительно находится в пределах его досягаемости. Бессмысленно пытаться дотя­нуться до луны или даже до вещей, находящихся в дру­гом конце комнаты.) Для младенца, в отличие от взрос­лого, пространство не является непрерывным и целостным. Оно напоминает, скорее, пузырь, окружающий его на рас­стоянии вытянутой руки. Даже слепые дети, когда начи­нают хватать и дотягиваться до объектов, тянутся к зву­чащей игрушке только в том случае, когда она находится в пределах этого радиуса. Они, также как и зрячие дети, делят пространство на две части,' но делают это не глаза­ми, а ушами. Таким образом, солнечный зайчик, находясь вне пределов будущей досягаемости Джоя, оказывается « там».

Почему солнечное пятнышко для Джоя «оживает», представляется ему «какими-то силами, кружащимися в медленном танце»? Этот эффект определяется особен­ностями внимания Джоя, тем, как он исследует пятно света, как смотрит на него. В этом возрасте младенцы могут уставиться на что-то, как будто их взгляд при кован и они «вынуждены» смотреть на одно и то же место. В подобном состоянии ребенок вполне активен психически, а не погружен, как это бывает со взрослыми, в смутные грезы.

Такого рода моменты в жизни младенца часто беспо­коят родителей. Представьте себе, что вы держите на ру­ках свою шестинедельную малышку. Вы смотрите ей в лицо и хотите поиграть с ней, а она не сводит глаз с того места на вашем лице, где кончается лоб и начинаются волосы. Вам хочется, чтобы она смотрела вам в глаза, вы улыбаетесь ей, чтобы поймать ее взгляд. Но эта улыбка не дает результа­та. Вы можете, как это и делает большинство родителей, продолжить попытки привлечь ее внимание: корчить смеш­ные рожицы или даже немного покачать ее из стороны в сторону, надеясь, что физическое движение освободит ее взгляд. Но она по-прежнему пристально и неотрывно смот­рит на линию ваших волос. Многие родители интерпрети­руют этот взгляд в сторону как настоящее отвержение и могут даже отказаться от попытки установить контакт гла­зами. Но это вовсе не является отвержением, напротив, это вполне нормальное явление, которое называется непроизвольным, «принудительным» вниманием.

Временами вам все-таки удается привлечь или пере­хватить взгляд малышки, но даже когда ваши попытки безуспешны, у вас часто возникает впечатление, что она каким-то образом замечает ваши усилия. И это соответ­ствует истине: она действительно внимательно рассмат­ривает ваше лицо, но лишь периферическим зрением. Все дело в том, что ее глаза прикованы к рамке, а не к кар­тинке.

Джой пристально смотрит на край, отделяющий пятно Света от стены. Но то, что его взгляд направлен в какую-то одну точку на границе солнечного пятна, не означает, что он обращает внимание только на это место. Хотя мы часто и не осознаем этого, мы легко можем отделять фокус зрения (то, на что именно направлены наши глаза) от фокуса вни­мания (того, на что мы обращаем внимание). Вспомните, как вы ведете машину: ваши глаза смотрят на дорогу пря­мо перед вами, а внимание может блуждать из стороны в сторону (к объектам на краю вашего поля зрения), забе­гать в будущее или обращаться к прошлым событиям. По­пробуйте выбрать какое-то место на чистом листе бумаги и пристально на него смотреть. Когда вам это наскучит, то фокус внимания — но не ваши глаза — начнет перемещаться на соседние участки страницы. И по мере того как ваше вни­мание будет скользить по ним, они начнут меняться и даже исчезать. Цвета могут перетекать друг в друга: то, что пер­воначально казалось белым, начинает приобретать зеленова­тый или красноватый оттенок, эти два цвета могут менять­ся местами. Точно также может изменяться и яркость участков, подобно тому как становится другой освещённость горы под лучами света, падающего сквозь неторопливо плы­вущие по небу облака. Или же плоская страница начинает как бы менять форму вокруг точки фиксации взгляда: то она выгибается горбом, то растворяется или прогибается внутрь. Такого рода иллюзии возникают, когда фокус внимания и точка фиксации взгляда не совпадают и вступают друг с другом в игру.

Точно также и Джою быстро надоедает смотреть в одно и то же место на границе света и тени. По всей вероятно­сти, его взгляд как бы прилипает к одной точке, в то время как фокус внимания начинает смещаться и блуждать вок­руг. Переключая внимание, он исследует внутреннюю часть солнечного пятна, видимую периферическим зрением. Как только это происходит, у него возникают зрительные иллю­зии того же рода, что и у взрослого. Пятно солнечного све­та «оживает»: оно начинает двигаться, менять форму и цвет. Джой еще не знает, что всё это — лишь фокусы, трюки, создаваемые особым взаимодействием зрения и внимания. Оживая, солнечный зайчик представляется ему «игрой, танцем сил». Джой вступает в динамические отношения с солнечным пятнышком. И все его восприятие носит такой же характер. «Снаружи» для него не существует «мертвых», неодушевлённых объектов, и все новые силы включаются в игру. По мере того как они завладевают вниманием Джоя, солнечное пятно становится подвижным и начинает кру­житься в медленном танце.

Благодаря игре цветов, складывается впечатление, что солнечное пятно теплеет и приближается к Джою. Младен­цы этого возраста уже обладают цветовым зрением. Пятно солнечного света на фоне белой стены выглядит желтоватым, а стена по сравнению с ним кажется слегка голубоватой. Ин­тенсивные «теплые» цвета, такие как желтый, выступают вперед, «холодные» же цвета, подобные синему или голубо­му, как бы отступают назад. Поэтому Джою кажется, что солнечное пятно движется к нему, а стена отодвигается назад. Таким образом, у пространства есть центр, который непрерывно приближается, подобно тому как музыкальный тон медленно повышается, но никогда не выходит из слы­шимого диапазона. Одновременно вокруг центра существу­ет пространство, которое медленно отступает назад. Центр, оживляемый танцующими силами, кажется все время при­ближается к малышу, но никогда его не достигает. Благода­ря этому, приближающееся пятно на фоне отступающей стены создает ощущение непрерывного обновления: пятно как бы «выворачивается» наружу.

Находясь во взаимодействии с пятном, малыш ощуща­ет, как «все устремляется навстречу ему»; он ждет: что-то должно произойти («он все ближе и ближе»), потом это «возбуждение» напряженного ожидания «начинает спадать».


 

Эта игра ощущений и иллюзий зачаровывает Джоя: свето­вое зрелище захватывает не только его глаза, но и всю не­рвную систему. Младенцы любят переживания такого рода, когда стимуляция и возбуждение нарастают, но только не слишком быстро и сильно. (Когда вы хотите захватить вни­мание вашего малыша и удерживать его, вы интуитивно повышаете голос и делаете более выразительной мимику.) Когда стимулы слабеют или перестают изменяться, младен­цы начинают скучать и переключаются на что-то другое. Так и Джою через некоторое время наскучивает эта игра: она потеряла свою новизну и напряженность. Его внимание внезапно слабеет, и он осматривается в поисках других впе­чатлений. В этот момент он отворачивает голову от залитой солнечным светом стены.



 

Джой только что отвернулся от стены и смотрит на па­лочки, из которых состоит боковая решетка его кроватки, и на виднеющуюся за ними более темную дальнюю стену.

 

   Внезапно появляется пространство.

 

Как столб, тонкий и упругий. Стоит неподвижно и звучит мелодично.

Вот откуда-то в песню вступает новый голос.

Это — столбик пространства рядом с первым.

Он тоже поет — в гармонии с первым.

Обе мелодии переливаются в едином дуэте,

одна звучит громко, другая тихо.

Вдалеке большие и мягкие объемы пространства. Ритм их звучания глубже и медленнее.

На фоне далекого медленного ритма то выдвигается

вперед, то отступает ясный, яркий дуэт.


Оба звучащих пространства переплетаются

и сливаются в единую песню,

которая наполняет мир.

Вдруг врывается совсем другая нота.

Стремительная звезда, что проносится мимо

и быстро исчезает.

 

 

Поворачивая голову, Джой тут же наталкивается взгля­дом на один из столбиков решетки своей кроватки, и его поражает темное и блестящее дерево, которое находится так близко от лица. Пока что Джою все равно, появился ли этот столбик сам или же возник в результате поворота головы. Он начинает существовать перед его глазами, на переднем плане.

Этот столбик выступает как нечто отличное от затенен­ной стены и других лежащих за ним пространств. Он сде­лан из отполированного до блеска темного дерева и легко захватывает внимание ребенка, прежде всего, потому что находится очень близко и выглядит ясным, плотным, более ярким, не таким, как все остальное. В этом возрасте Джой лишь частично фокусирует взгляд, чтобы увидеть предме­ты, находящиеся на разном расстоянии от него. Посколь­ку он пока не может ясно видеть всю комнату, большие куски дальней стены кажутся ему размытыми, но все же видимыми, подобно деталям отдаленного ландшафта для взрослых.

Для Джоя столбик кроватки — не просто сделанная из дерева деталь. Это особого рода объем среди многих других окружающих его объемов пространства. Но у него другой чувственный тон, не такой, как у остального пространства. Термин «чувственный тон» означает различные чувства, ко­торые столбик кроватки может вызывать у Джоя. Как нам представить себе это яснее?


В игре «Ассоциации» (в оригинале «Боттичелли») во­дящий загадывает кого-нибудь. Играющие пытаются отга­дать, кого он имеет в виду, задавая определённые вопросы: «Если бы этот человек был куском ткани, каким он был бы на ощупь?»; «Если она была бы цветом, какой это был бы цвет?»; «Если бы он был временем дня, то каким имен­но?» и т.д.

Чтобы играть в эту игру, участники должны не только знать того, чье имя надо отгадать. Они должны уметь улав­ливать определенные качества опыта — напряжение, мяг­кость, ясность, яркость, интенсивность, скорость и т.д., по­ступающие по различным каналам восприятия — через зрение, слух, обоняние, вкусовые и тактильные ощущения. Кроме того, они должны быть способны переводить качество, воспринятое в одной модальности, — скажем, зрительной — в другую, — например, слуховую.

На интуитивной способности переводить ощущения одних органов чувств в другие основаны многие поэтические эффекты. Прочтите, например, строки из «Соответствий» Бодлера (1857): есть запахи столь свежие, как кожа младенца,

       Сладкие, как флейты, зеленые, как трава,

        И есть другие — развращенные, роскошные и

        торжествующие.

Дети уже рождаются со способностью играть в «Ассо­циации». Их нервная система устроена так, что они могут делать это без всякого предварительного опыта. Разумеется, опыт им тоже помогает. Например, если трехнедельному малышу завязать глаза и дать пустышку новой формы, ко­торую он никогда раньше не видел и не трогал, он станет ее сосать, чтобы почувствовать, что это такое. Если вытащить соску у него изо рта и положить рядом с другой, которую ребенок также никогда не видел, и снять с его глаз повязку…(с.42-43)…ходящее ощущение какое-то время все же звучит вместе с первым. Именно поэтому в дуэте двух мелодий «одна зву­чит громко, другая тихо». В итоге он видит оба столбика одновременно, даже если фокусирует свой взгляд лишь на одном из них.

В новом взаимодействии между столбиками (на пере­днем плане) и стеной (фоном) для Джоя разыгрывается вторая драма. Все мы, взрослые и дети, воспринимаем про­странственную частоту. Например, в ограде из жердей на каждую единицу зрительного поля (видимого нами про­странства) приходится определенное количество отдельных жердей. Плотность объектов (жердей) и составляет про­странственную частоту ограды. Три маленьких мальчика, неравномерно стоящих на фоне ограды, будут иметь другую пространственную частоту. Эта картинка составлена из раз­ных пространственных частот, наложенных друг на друга. Мы, взрослые, легко отделяем мальчиков от жердей ограды, или же столбики кроватки от стен и дверей. То же делает и Джой, но не потому, что это объекты с определенными свойствами, а в силу того, что пространственная частота столбиков выше и равномернее частоты лежащей за ними стены и двери. Помогает ему и то, что столбики находятся ближе к нему.

Контраст пространственных частот (высокая частота и равномерность в противоположность низкой частоте и не­равномерности) и контраст качеств (яркий и четкий в про­тивоположность неопределенному, диффузному, неяркому и расплывчатому) дает начало песням: близкой быстрой и да­лёкой медленной, каждая из которых как бы существует в отдельной области пространства. Соотнесение этих двух песен и двух планов пространства и задает канву второй драмы. По мере того как внимание Джоя перескакивает с ближнего плана на дальний и обратно, к быстрой, равно­мерной и простой гармонии столбиков кроватки присоединяется медленный, размытый ритм дальней стены и две­ри. Таким образом, кажущийся бесцельным перевод взгляда Джоя таит в себе нечто творческое: более быстрый ритм переднего плана своими четкими равномерными «ударами» может структурировать расплывчатое движение фона. В свою очередь, задний план, с его более редким ритмом, мо­жет удерживать и связывать несколько отдельных кусков переднего плана. Смена зрительного фокуса делает новую точку фиксации более живой и яркой. Фокусируя свой взгляд на одной из противоположностей, Джой все еще слышит отзвуки и видит последействие другой. Близкий мир соединяется с дальним, и пространство, окружающее Джоя, медленно объединяется в единое целое перед его внутренним взором

«Вдруг врывается совсем другая нота. Стремительная звезда, что проносится мимо и быстро исчезает». В этом возрасте Джой почти не может контролировать движения своих рук. Когда он Поглощен наблюдением и возбужден тем, что видит, его руки могут беспорядочно двигаться. В такой момент его рука взлетела и попала в поле его зрения, а затем быстро упала назад и исчезла. Все младенцы чрезвычайно чувствительны ко всему, что движется. Их периферическое зрение (то, что они видят в стороне от того места, на кото­ром фокусируют взгляд) наиболее чувствительно именно к движению. Центральное же зрение настроено прежде всего на восприятие формы. Это имеет смысл, поскольку безопасность живых существ зависит от способности воспринимать движения, происходящие в стороне от прямой линии нашего взгляда. Заметив движение на периферии, мы можем повернуть голову и глаза в этом направлении, рассмотреть, что там движется, и решить, стоит ли убегать или же начать охоту.

*Другая нота» — это рука Джоя, которая, промелькнув в периферическом поле зрения, отчасти отвлекла его внимание от столбиков кроватки. Он, разумеется, не понял, что это его рука. Мальчик воспринял только то, что движение по­явилось с периферии поля зрения и отличается по своей скорости и длительности от того, что он наблюдал.

На основе такого рода восприятий младенец конструи­рует единый мир, состоящий из множества событий разно­го рода. Эта «совсем другая нота» отмечает начало следую­щей задачи на интеграцию, с которой скоро предстоит справиться Джою. Он сделает открытие: движущаяся рука, которую он видит, это та же рука, которую он ощущает дви­жущейся, и та же рука, которой он хочет двигать.

Таким образом, младенец приступает к решению зада­чи огромной значимости: ему предстоит практически одно­временно наполнить смыслом все различные составляющие его мира.



Глава 3

 

Буря голода

утро, 07:20

 

Со времени последнего кормления Джоя прошло четы­ре часа, и он, вероятно, проголодался. Внезапно его нижняя губка начинает двигаться. Он становится беспокойным. За­тем появляется первое жалобное похныкивание, которое быстро превращается в безудержный плач.

 

Надвигается буря. Свет приобретает металличес­кий оттенок. Стройный ряд плывущих по небу облаков распадается. Обрывки неба разлетаются в разные стороны. В тишине набирает силу ветер. Раздаются прерывистые звуки, но не видно никако­го движения. Ветер отделился от своих звуков. По­рывами и толчками они ищут друг друга. Мир рас­падается. Что-то должно случиться. Нарастает неприятное чувство тяжести. Оно ис­ходит из центра и превращается в боль. Теперь в самом центре разражается буря. Именно


в центре она набирает силу и превращается в пуль­сирующие волны. Волны гонят боль наружу, а затем снова возвращают назад.

Ветер, шум, куски неба — все стягивается к цент­ру. Там они встречаются друг с другом и снова соединяются для того, чтобы снова быть выброшен­ными наружу волной, а затем — втянутыми назад к центру и образовать следующую волну, еще более сильную и грозную.

Пульсирующие волны вздымаются и заполняют все целиком, всю атмосферу. Весь мир — сплошной рев. Все взрывается и разлетается на части, а затем об­рушивается, вливается, несется назад к пульсирую­щему узлу боли, средоточию агонии, которая не может длиться, но все же длится.

 

 

Голод — мощная потребность, сокрушительное пережи­вание. Он проносится по нервной системе младенца, по­добно буре, обрывая то, что происходило до этого, дезорганизуя поведение и переживания малыша. Он привносит новые чувства, устанавливает свои собственные способы действий, свой собственный ритм.

Первоначально ощущение голода слабо, но оно очень быст­ро нарастает. Сначала Джой, по всей видимости, ощущает его как беспокойство, вторгающееся в гладкое течение его переживаний. Беспокойство поражает все: движения, дыхание, внимание, чув­ства, восприятие. Такое мощное вторжение должно переживать­ся Джоем как внезапная потеря гармонии в его мире: все ста­новится «не так». Чувственный тон всех ощущений для него неожиданно меняется — примерно так, как это бывает перед бурей, когда «свет приобретает металлический оттенок».

В этой фазе нарастающего хаоса и усиливающегося чувства голода мир представляется распавшимся и раздроб­ленным. Внимание Джоя переключается внутрь, и внешний мир он может воспринимать лишь обрывками. То, что в нормальном состоянии он воспринимает как единое, теперь полно провалов, как если бы какую-то сцену внезапно прервали, а затем продолжили в другом месте или в дру­гое время. У Джоя это выглядит так: он дрыгает ручками и ножками, сотрясая тем самым весь свой переживаемый мир. «Стройный ряд плывущих по небу облаков распада­ется. Обрывки неба разлетаются в разные стороны».

Больше всего у Джоя нарушается дыхание. С усиле­нием голода в образовавшемся хаосе появляется собствен­ный порядок. Джой начинает дышать чаще, сильнее и резче.. Активизируются голосовые связки, и мы уже слышим плач. Но пока голод не стал полноценным хозяином, дыхание Джоя («ветер») и крик («звуки») еще не объединены. Временами он дышит, не подавая голоса. Временами ко­ротко вскрикивает в конце выдоха, пока еще не перекры­вая криком всего выдоха целиком, а иногда кричит на выдохе так долго, что начинает задыхаться.

Это нарушение координации между дыханием и криком воспринимается Джоем подобно тому, как если бы ветер и его звук отделились друг от друга. «Порывами и толчками они ищут друг друга». Издаваемые Джоем яростные крики и резкие движения вносят свой вклад в фазу мучительного хаоса. Движения его рук и ног не скоординированы между собой, с его криком и дыханием. Для Джоя «мир распада­ется». Это диффузное ощущение отражает глубинное изме­нение его самочувствия.

Но затем, по мере того как голод нарастает и начинает переживаться где-то внутри, в месте, которое Джой ощущает как «центр», происходит следующее: из неопре­деленного беспокойства всплывает ясное чувство голода, схватки голода изменяют режим функционирования нервной системы Джоя. Он отдается теперь мощному ритму крика «во все горло». Это и есть «пульсирующие вол­ны». Такой плач — не хаотичное состояние. Напротив, это поведение, организованное центральной нервной системой. В этом состоянии поведение Джоя вновь скоординирова­но в соответствии с его собственными законами.

Новый порядок «плача во всё горло» заключается в быст­ром, глубоком и жадном вдохе («втягивание назад к центру») и следующем за ним длинном выдохе, сопровождающимся громким криком («выбрасывание наружу»). Дыхание и голос Джоя, наконец, объединились, и его мир снова начал упорядо­чиваться. «Ветер, звуки, куски неба — все стягивается к цент­ру. Там они встречаются друг с другом и снова соединяются для того, чтобы снова быть выброшенными наружу».

По мере того как крик становится громче, он поглощает все действия и переживания Джоя и упорядочивает их. Мощ­ный, сопровождаемый криком выдох, вероятно, дает Джою минутное облегчение боли — подобно тому, как крик и под­прыгивание на одной ноге «облегчают» боль от ушибленного пальца. Теперь он действует упорядоченно. Усилия и произ­водимый им шум также помогают отвлечься. Плача, Джой будто снова и снова отбрасывает чувство боли. А в промежут­ках между вдохами и выдохами это ощущение внутри него вновь сгущается. «Пульсирующие волны вздымаются и запол­няют все целиком. Все взрывается и разлетается на части». Обрушившись, все «несётся назад к пульсирующему узлу боли».

Упорядоченный громкий плач помогает Джою справить­ся с голодом двумя способами. Во-первых, это великолепный сигнал для привлечения внимания (сирены полиции и ско­рой помощи используют тот же принцип).  С его помощью Джой может привлечь внимание родителей и заставить их что-нибудь предпринять. В то же время, плач помогает ма­лышу ослабить интенсивность ощущений голода. Таким образом, голод мобилизует потенциал, позволяющий Джою воздействовать на внешний мир и справляться с внутренним.


 

 

Глава 4

 

Буря голода затихает

 

утро, 07:25

 

Мама Джоя, услышав голодный крик, входит в его ком­нату. Она говорит с ним успокаивающим нежным голосом, поднимает его и левой рукой прижимает к себе, расстеги­вая правой рукой блузку и продолжая разговаривать с ма­лышом. Затем она прикладывает его к груди. Он находит сосок и начинает жадно сосать. Через некоторое время он успокаивается и смотрит на мамино лицо.

 

 

Мир сразу чем-то окутывается. Он становится меньше, медленнее и нежнее. Мягкая оболочка отодви­гает в сторону обширные пустые пространства. Все изменяется. Зашевелилось неясное обещание. Пульсации волн и разрывов присмирели. Но они все еще здесь, по-прежнему готовые вырваться в любой момент. Где-то в промежутке между границей бури и цент­ром, появляется течение, стягивающее полюса. Два магнита, покачиваясь, двинулись навстречу друг другу, затем, соприкоснувшись, плотно соединились. В месте их контакта начинается новый, быстрый ритм. Он накладывается сверху на медленно пульсирующие волны бури. Этот новый ритм ко­роткий и жадный. Все напрягается, чтобы его уси­лить. С каждым его биением к центру течет поток. Этот поток согревает холод и охлажда­ет огонь. Он освобождает узел в центре и исто­щает свирепые атаки бури, пока они не утихнут раз и навсегда.

Новый ритм превратился в легкое и плавное тече­ние. Остальная часть мира расслабляется и следу­ет общему медленному темпу. Все создано заново. Изменившийся мир просыпает­ся. Буря прошла. Ветер утих. Небо смягчилось. По­являются текучие линии и плавные объемы. Они предвещают гармонию и оживляют все вокруг, по­добно возникающему изменчивому свету.

Громкий голодный плач Джоя послужил сигналом и оказал нужное воздействие на маму: она пришла. Еще до того как она приложила Джоя к груди, ее появление вно­сит в его мир четыре новых элемента: звук, прикоснове­ние, движение и новое положение. Накладываясь друг на друга, эти четыре элемента создают «нечто окутывающее», что сдвигает в сторону «пустые пространства». Вот как это происходит.

Прежде всего, мама Джоя входит в комнату и обра­щается к нему по имени. Как и многие матери, видя го­лодного и плачущего ребенка, она постоянно говорит с ним, — почти не делая пауз, — до тех пор, пока он не начнет сосать. Что именно она говорит, не так важно.

«Сейчас все снова в порядке, Джой. Все хорошо. Мама торопится как только может. Еще одна минуточка. Все хорошо, малыш». Она говорит для того, чтобы успокоить и ободрить Джоя, значение имеют не слова, а их звучание, мелодия голоса, как одеяло, которым кутают Джоя, чтобы его успокоить, или приостановить его плач до того момента, пока он не начнет есть. Голос мамы задает Джою ритм: сначала она говорит быстрее приступов его плача, чтобы перебить их ритм, затем она замедляет темп речи, чтобы перевести малыша своим ритмом в менее возбуж­денное состояние. Именно поэтому мир кажется Джою замедленным. Таким образом, речь матери — это первый из элементов, окружающих малыша «мягкой оболочкой». Ведь если Джой плачет очень сильно, он слишком возбуж­ден, чтобы сосать грудь. Мать готовит его к кормлению, используя свое «инстинктивное» материнское знание. При этом мы имеем дело с выдающимися механизмами регу­ляции, к которым большинство матерей прибегает, совер­шенно не задумываясь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.