Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 21 страница



Все же вместе цвета камней-оснований означа­ют всю совокупность божественных совершенств Апостолов, немеркнущую красоту основания горо­да вечности. Камнями-самоцветами сверкают все совершенства Апостолов в божественном ожерельи камней оснований города. Да украсит Прекраснейший из сынов человеческих (Пс. 44:3) и нас, не­достойных, Своей небесной красотой!

Откр.21:21 –А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.Об этом писал уже пророк Исаия: «И сделаю ворота твои – из жемчу­жины» (Ис. 54:12). Если ворота примерно соразмерны стенам (72 м=144 локтя), то можно себе представить, из каких громадных жемчужин высече­ны ворота! Как неописуема красота этих ворот!

О значении двенадцати см. толкование на ст. 12-13.

Апостолы уподоблены жемчужинам, как получившие просвещение и блеск от единственной многоценной жемчужины – Христа. То, что ворота из жемчу­жин, означает, сколь велика цена входа в Царство Божие. «Вы куплены доро­гою ценою» (1 Кор. 6:20) крови Богочеловека Иисуса Христа. Капли крови из пречистых ран Распятого, как многоценные жемчужины, оросили многогреш­ную землю и омыли ее, переродили банею пакибытия в землю новую.

Двенадцать жемчужин-ворот и двенадцать драгоценных камней-оснований являют собой двенадцать патриархов Ветхого Завета (сыновей Иакова), поэтому каждые врата были из одной жемчужины, ибо всё колено усматри­вается в одном своем родоначальнике. Это и двенадцать Апостолов Нового Завета, ранее уже виденных тайнозрителем в виде двадцати четырех стар­цев. Двадцать четыре драгоценных камня – Церковь Ветхого и Нового Заветов. Как врата держатся на основаниях, так спасение ветхозаветных праведников коренится на Ходатае Нового Завета (Евр. 12:24). Благая весть двенадцати Апостолов спасет и двенадцать колен Израилевых.

Как кровеносные сосуды связывают всё тело с источником его жизни – сердцем, и по ним струится кровь, которая есть душа (жизнь) всякого тела (Лев. 17:14), так улицы города пронизывают и связуют его, являются его жизнен­ными артериями. Улицами сообщаются и связуются в один жизненный организм различные части города. Потому и в небесном граде улица – одной природы с самим городом. О таинственном значении улицы мы увидим в ст. 22:1-2. Она действительно будет той артерией, по которой от сердца города – от престола Божия будет истекать река воды жизни, напояя и животворя весь город. В этой «воде жизни», струящейся по улице – вечная жизнь города.

Улица города названа в единственном числе. Как трудно себе предста­вить город кубической формы, так и трудно себе представить его с одной улицей. В этом, как и далее в том, что одно дерево жизни будет «по ту и по другую сторону реки» (22:2), мы видим недоступность нашему разуму и представлению города. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Ре­альности неба не могут вложиться в сознание земное, поэтому Бог и пока­зывает их Иоанну в образах непредставимых. Здесь должен смолкать зем­ной разум и должно дать простор вере. Это постигается верой. Разум позна­ет ему данное, видимое. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверен­ность в невидимом» (Евр. 11:1). Разум познает постигаемое, вера постигает непостижимое. Разум познает законы, вера – таинства. В домостроительстве городов всё ясно и постижимо, в «домостроительстве благодати Божией» (Еф. 3:2) всё таинственно и непостижимо, Церковь – великая тайна. Рассудок не может «ходить по ее улицам», ибо тут всё не так, как в мире земном. Здесь, по «этим улицам», можно ходить только верой. Авраам «верою обитал на земле обетованной» (Евр. 11:9), и нам невозможно обитать там, в вышнем мире, иначе, пытающийся входить в город-Церковь рассудком непременно на­рушит «правила движения», не постигнет непостижимое, создаст хаос ереси. Таков религиозный рационализм во всех своих формах, рационализм протестанства, сектантства. Рационалист, вступающий в «обетованную землю», в «город религии» и постигающий его только разумом, подобен дикарю, всту­пающему в современный цивилизованный город и пытающийся ходить по нему так, как бродят в диких местах. Приведем цитату из книги священника Павла Флоренского «Столп и утверждение истины». «Но вера, – то что называется «разумная», то есть «с доказательствами от разума», вера по толстовской формуле: «Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое по­ложение представлялось мне, как необходимость разума» – такая вера есть заскорузлый, злой, жесткий и каменный нарост в сердце, который не допус­кает его к Богу, – крамола против Бога, чудовищное порождение челове­ческого эгоизма, желающего и Бога подчинить себе. Много есть родов без­божия, но худший из них – так именуемая «разумная», или, точнее, рассу­дочная вера. Худший, ибо кроме непризнания объекта веры («вещей невиди­мых») она, к тому же являет в себе лицемерие, признавая Бога, чтобы от­вергнуть самое существо Его, – «невидимость», то есть сверхрассудочность. «Что есть «разумная вера»?» – спрашиваю себя. Отвечаю: «Разумная вера» есть гнусность и смрад пред Богом». Церковь же говорит устами Тертуллиана: верю, потому что абсурдно. Сверхразумно – поэтому верю, ибо не могу понять. Но так открыл Бог, посему – верю, Господи! Господи Иисусе, «мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвиг­ни меня во время подобно на Твое славословие, ибо препрославлен Ты со Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым Духом во веки. Аминь» (молит­ва святого Антиоха).

Откр.21:22– Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.Иоанн, воспитанный в иудейском законе, долго живший в Иерусалиме, привыкший видеть сердцем, средоточием и красотой города величественный храм, часто молившийся там (Деян. 3:1), естественно пытался увидеть и в Новом Иерусалиме его храм. Иерусалим без храма мог представляться Апо­столу лишь как тело без души, как дом без жильцов. Но тщетны бы были все попытки увидеть в городе неба храм. Но помнит Апостол сказанные не­когда слова Спасителя самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:21.23). А вот еще и в древности сказано у пророка Иеремии: «В те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег за­вета Господня», он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут при­ходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престо­лом Господа» (Иер. 3:16-17).

Можно различать три периода в истории храма Божия. Первый – ветхоза­ветный. Был видимый рукотворенный храм в Иерусалиме. Там обитал Бог с людьми и принимал их поклонение и жертвоприношения. Второй – нозаветный. Рукотворный храм заменен на нерукотворный. Иерусалим и его храм – это теперь Церковь, невидимое Тело Христово. Тщетно искать в «новозаветном Иерусалиме» храм, его там нет. Нет ковчега Завета, он на ум уже не приходит христианам. В это время сам Иерусалим-Церковь называют престолом Господа (Иер. 3:17). Всюду, где невидимая Церковь Божия, всюду, где есть верные, совершается поклонение Богу и Агнцу, приносится бескровная жертва. Это значит, что настало время поклонения Богу в духе и истине, а храма уже не видно. Однако это не отменяет потребности христиан воздвигать Богу и види­мые храмы – места особого присутствия Божия, места совершения богослу­жений. Христиане уже, в отличие от иудеев, могут повсюду строить храмы, а не в одном только определенном городе, и вообще везде совершать свои слу­жения и священнодействия. Третий период начинается после Страшного Суда и не имеет конца. Храма нет, ибо повсюду в небесном городе Иерусалиме место Его особого пребывания, место собрания верующих для поклонения Творцу и Спасителю. Сам Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. Хотя в дальнейшем и в этом городе мы увидим престол Его (22:1) как место Его преимущественного пребывания. Так взор тайнозрителя останавливается после всех со­кровищ города неба на его Царе, Боге и Вседержителе. Блаженно чистое серд­це Апостола, сподобившееся зреть Невидимого! Закланный за грехи мира на земле Агнец там Сам является храмом. Отец и Сын названы храмом. В ст. 22:1 мы видим и третью ипостась Пресвятой Троицы – Святой Дух. Сама Троица и есть храм неба. Прославленная тварь, входящая в сей храм, входит, погружается в недра троической жизни Бога. Поклоняется в Боге, в духе и истине Духу и Исти­не. О неизреченное блаженство жизни не с Богом, не перед Богом, а в Боге!

Откр.21:23-24 – И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.Невозможно невооруженным глазом, телесными очами смотреть на яркий свет, например, на солнце. Здесь же тайнозритель своими духовными очами взирает не на солнце, а на свет сотворившего солнце. На Того, Который не светел, но Сам свет есть. «Бог есть свет» (1Ин.1:5). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого челове­ка, приходящего в мир» (Ин.1:9). Сей Свет в мире был и говорил: «Я свет миру» (Ин.8:12). «Св. Писание называет Бога светом. Название сие, по обыкновенному рассуждению, выра­жает следующее свойство Божие: Его чистоту. Но не выражает ли оно и суще­ства Божия? Не есть ли Бог в самом деле свет, и существо Его не имеет ли чего похожего на свет?» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический). Свет есть глубинная сущность Божия. Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). «И окрест Бога страшное великолепие» (Иов. 37:22). Бог – самосущий свет и обитает во свете Своей славы, как солнце всегда пребывает в море своего све­та. Божественный свет – нетварный, ибо излучается (а не творится!) Тем, Кто есть свет Сам в Себе.

Сотворив мир, Бог погрузил его в бесконечный океан Своего света. Тварный мир освещался и до конца пронизывался тончайшим нетварным светом Божеского естества. Об этом так говорил Сам Бог многострадально­му Иову: «Когда Я полагал основания земли... при общем ликовании утрен­них звезд (Ангелов), когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов. 38:4,7). Разумные существа, просвещаемые Божеским светом, уподоблялись ликующим звездам. Не на это ли указывает и именование Люцифера до па­дения «сыном зари» (Ис. 14:12). Тварь порождалась превечной Зарей и ею освещалась. Нуждались ли Божьи творения еще в ином свете? Думаем, что нет. Когда же «упал... с неба денница, сын зари! разбился о землю» (Ис. 14:12). Когда «ангел света» (2 Кор. 11:14) стал «уносящим свет», и имя его стало Люцифер, и мир, потеряв Бога, погрузился в бесконечный абсолют­ный мрак. «Земля же была безвидна и пуста, тьма над бездною» (Быт. 1:2). Люцифер, «уносящий свет», оставил тварь без света, и она погрузилась во тьму, во «тьму над бездною». Тьма – не-свет, тьма – пустота, там нет Бога, там бездна пустоты, пустота «без дна» нескончаемая... «Всё являемое свет есть» (Еф. 5:13). Исчез свет, исчезла истинная реальность, исчезло «являе­мое», земля – «безвидна», без вида, ибо видимое, являемое свет есть.

И эту тварь без вида, пустую, погруженную в бездну тьмы, Бог не ос­тавляет. Он желает возвратить ее в Свое лоно, вернуть свету, «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Осиять же эту тварь сразу Своим светом Бог не мог: тварь была бы не спасена, а просто сожжена. «Никто не влива­ет молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут» (Лк. 5:37). И тогда Бог дает миру свет, но уже свет тварный. (По представлениям современных физиков – квантовое элек­тромагнитное поле. Хотя и эти представления со временем могут совершен­но измениться). «Да будет свет. И стал свет» – вот начало воссоздания мира.

Без света, хотя бы тварного, не может быть никакая жизнь. (Глубинное значение тварного света для твари, его в некотором смысле даже онтологи­ческое значение, отображено в современной физической картине мира. Даже такие первичные понятия, как время, пространство, масса – относительны (теория относительности Эйнштейна). Но в основе основ современной физи­ки лежит также сверхрассудочный (противоречащий здравому смыслу) постулат инвариантности скорости света. Скорость света – одна и та же в любой системе отсчета. При относительности материи, пространства и време­ни свет, как некий первокирпич мироздания, инвариантен, постоянен, самотождествен сам себе.) Как Божественный свет созидает жизнь вечную, так тварный свет – жизнь временную. На четвертый день творения «сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли» (Быт. 1:14). Тогда были созданы солнце, луна и звезды. Но тварный свет мог производить только временную жизнь твари. Этот свет сам рождается и умирает, в нем утро перечеркивается вечером, день – ночью.

Но вот наконец торжествующий клич: «свет во тьме светит» (1Ин.1:5)! «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» (Ис.60:1-2). «Слово ста­ло плотью» (Ин. 1:14). Луч нетварного Света пробил бездну мрака и кос­нулся земли. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разу­ма» (тропарь Рождеству). Новая звезда на небосводе востока (Мф. 2:2) ознаменовала появление этого чудного Света на земле. По-прежнему тьма покрывает землю, но над Новым Иерусалимом, над Церковью Христовой воссиял свет присносущий. Нет нужды в солнце и луне, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом» (Ис. 60:19-20). Этот нетварный свет вечности видели избранные ученики на Фаворе. Об этом так пишет святитель Григорий Палама: «Итак, Свет Преобра­жения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствительной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа в то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произ­веденного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа – этот Неизреченный Свет... Итак, Свет этот не есть свет чувственный, и созерцавшие его не просто видели его чувствеными очами, но измененными силой Божественного Духа: они из­менились и только таким образом увидели перемену, происшедшую при са­мом принятии нашей бренности, обоженной соединением с Словом Божиим». Ныне в Церкви уже пакибытие. Ныне в Церкви светит нетварный Свет Бога и Агнца, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Но в совершенстве всё это будет в вечности. Сейчас «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Тогда – померкнет всякая тьма, «ночи там не будет» (ст. 25). Тогда померкнет и тварный свет, как меркнет свет луны при восходящем солнце. Тогда не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения, ибо «будет Бог всё во всем» (1Кор.15:28), а «Бог есть свет». Этот неизреченный свет будет пронизывать всё, как сейчас фи­зический свет пронизывает прозрачные предметы. Потому и сказано, что весь город подобен золоту, как чистое и прозрачное стекло. Пронизанное Боже­ственным светом, всё в будущем веке уподобляется прозрачному стеклу. Не будет ничего непрозрачного, не исполненного Божиим светом. Как получив­шее от этого света неописуемый блеск, всё сравнивается с чистым золотом.

О грядущем свете имел откровение и древний пророк Захария: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единствен­ный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах. 14:6-7). В словах этого пророчества сокрыты глубокие истины. Определенно сказано, что «не станет света» тварного, так как не может не стать света нетварного. А поскольку не будет уже тварного света, то ясно, что «светила удалятся», ибо нет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения. Это будет день, но он будет «ни день, ни ночь». Дня и ночи в земном смысле там не будет, ибо не будет ни солнца, ни луны, ни других светил. Но это будет день, ибо «в вечернее время» мира, когда погаснет земной тварный свет, «явится свет» невечерний и нетварный, трисолнечный свет Царя неба и земли. Тогда слава Божия расторгнет своим светом сгуща­ющуюся тьму вселенского вечера. Тогда светильником будет Божественный Агнец. Когда закалался Агнец на кресте, тьма окутала землю, сгустился мрак вечера... Но «в вечернее время явится свет», «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Воссияет присносущий свет Христа. И с древних времен (еще святой Василий Великий в 375 г. писал об этом гимне, где «народ возглашает древнюю песнь» («О Св. Духе» к св. Амфилохию, еп. Иконийскому) Церковь каждодневно воспевает на вечернем богослуже­нии – «Свете тихий святыя славы бессмертного Отца небесного, святого бла­женного, Иисусе Христе: Пришедше на запад солнце, видевше свет вечер­ний, Поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, жизнь дающий: потому мир Тебя славит». А в конце утрени (по обычаю также служится вечером) священник возглашает в алтаре: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», – возжигаются свечи и светильники церковные, и хор, ликуя, поет великое славословие.

Если Бог есть свет Сам в Себе, светильник, то освещением города яв­ляется слава Божия. Об этом многократно свидетельствует Писание – «Сла­ва Божия осветила его» (21:23), (Ис. 60:1-2). На горе Фаворе Моисей и Илия явились «во славе» (Лк. 9:31).

Спасенные от греха и вечной погибели народы будут ходить во свете его (города). Как спасение, так и хождение во свете народов предварительно бывает на земле, а в совершенстве – в вечности. О спасении уже на земле так говорит Господь: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). То есть уже сейчас имеет жизнь и перешел в нее от смерти. А о хождении во свете еще на земле так говорил Господь: «Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин. 11:9-10). Но спасение и свет даются сейчас только предварительные, еще не во всей полноте. «Возлюб­ленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем» (1Ин.3:2). Полное спасение от греха и совершенный свет обретаются в вечности. Жителями города являются спасенные народы. По вопросу о спасении есть разные понятия. Так некоторые, в особенности сектанты, всегда гово­рят, что они уверены в том, что спасены. От каждого требуется у них уве­ренность в своем личном спасении. Православных же сектанты укоряют в том, что они мол не уверены в своем личном спасении, и на вопрос: «Спа­сен ли ты?» – отвечают: «Да Бог знает». В чем тут дело? В совершенно разном понимании спасения. Есть так называемая «правовая» или «юридичес­кая» концепция спасения. По ней спасение понимается как избавление от наказания за грехи, как избавление от вечных мук и получение права на вечное блаженство. Спасение понимается как награда за веру, добрые дела, святость за счёт искупительной жертвы Христовой. Юридически-правовое понимание спасения в значительной мере свойственно протестантизму, сектанству и католичеству. Покаявшийся сектант или исповедовавшийся католик получают, грубо говоря, как бы «путевку на небо», обретают право на спа­сение. Сектант, живущий еще во многих прегрешениях, считает себя уже спасенным за счёт жертвы Христовой. Такое понимание чуждо православию. Для православного спасение прежде всего не в избавлении от наказания (хотя и в нем тоже), но избавление от греховной природы. Спасение – не награ­да за святость, а сама святость и есть. Свят – значит, спасен. Спасение – это жизнь в Боге, свобода от греха. А потому, кто дерзнет сказать, что спа­сен? Кто без греха? «Прежде смерти не называй никого блаженным», – говорит премудрый Сирах (Сир. 11:28). Сектанты же не других только, но сами себя называют спасенными и блаженными. О православном понимании спасения так учат святые отцы. Климент Александрийский: «По моему мне­нию, мы должны прибегать к слову спасения не из страха наказания, не из-за обещания награды, но ради самого добра. Делающие так стоят на правой стороне святилища, те же, которые думают, что они, давая тленное, получат в обмен принадлежащее бессмертию, названы в притче о двух братьях наемниками». В другом месте он же говорит: «Если бы могли представить, что кто-нибудь предложит истинному христианину, желает ли он выбрать позна­ние Бога или вечную жизнь, и если бы эти две вещи, которые совершенно тождественны, были разделены, – то он без малейшего колебания избрал бы познание Бога, признавая, что обладание верой, которая от любви вос­ходит к познанию, желательно само по себе, независимо от того, приятно ли или неприятно, выгодно или нет для человека. Истинный христианин пред­почел бы быть святым и страдать, чем вечно блаженствовать и грешить».

Святой Макарий Великий говорит: «Истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради Царствия, как бы для купли и корысти, и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как приверженные Единому Богу и вместе Создателю своему». То есть две группы мест Писания: одна, говорящая о спасении верующих, как о чем-то уже совершившимся, а другая – как о чем-то имею­щем наступить в вечности. То и другое не должно противопоставляться и не должно брать верх только что-то одно. Здесь мы имеем антиномию. Одновре­менно верно то и другое. Верно и то, что Христос совершил наше спасение, дает нам его, и мы его уже сейчас получаем: омываются грехи, обретаем Духа Свя­того. Верно и то, что мы еще не спаслись, еще греховны и должны в страхе и трепете совершать свое спасение, которого чаем.

Иоанн видит в новом Иерусалиме спасенные народы. Ибо надлежит «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк. 24:47). Все народы земли причастны спасению и будут ходить во свете нового Иерусалима – святой Церкви. Об этом обновлении народов так писал Апостол Павел: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, ко­торый обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос» (Кол. 3:9-11). Но и приняв христианство, будучи рав­ны перед Богом, народы однако не теряют своей самобытности и своих особен­ностей. Так будет и в вечности. Все одинаковы, как спасенные, как чада Бо­жии. Но это не значит, что произойдет некое обезличивание. Как личности, так и народы, сохранят свою индивидуальность, свои особенности и самобытность. В Мф. 19:28 Господь говорит, что и в пакибытии будет двенадцать колен Израилевых. То есть будут там и израильтяне, и все другие народы. Различия между народами не будут бесследно стерты. Каждый народ будет там в своей красе, каждый народ принесет в небесный Иерусалим свою особую славу и честь (ст. 26). Славу и честь пророков и Апостолов принесет израильский на­род, славу и честь богословов и философов принесут греки, славу и честь мис­сионеров принесут латинские народы, славу и честь аскетов и подвижников принесут населявшие Египет... Как многогранный кристалл засияет в божествен­ном Свете множество народов. Каждый народ играет в общем великом теле Церкви свою особую роль, отведенную ему промыслом Божиим. И это не толь­ко в этом веке, но и в будущем.

Народы нового Иерусалима будут ходить во свете его. Нетварный свет Иерусалима – Христос, слава Божия. В Его свете ходят спасенные уже в этом веке. Невечерний свет Христов просвещает верующих. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9). Мир Божий проникает в мир тварный. Небо просвещает землю. Чистое сердце зрит свет Фаворский. О Фаворском свете в XIV в. произошел весьма знаменательный спор. Калабрийский монах Варлаам и его приверженцы утверждали тварность Фаворского света. Тем самым фактически отрицалась возможность видения духовного света и создавалась непреодолимая пропасть между тва­рью и Творцом. Разрывалась связь мира Божия с миром человеческим. Спа­саемые лишаются возможности ходить во свете Неба. Это учение было кри­ком плотяности человеческой. Это могли говорить люди, чьё духовное око – слепо, взиравшие на все (даже предметы божественные) плотскими глазами. Такое учение обрекает тварь греться только во свете чувственного солнца и оставаться слепым к свету несолнечному. Для таковых, когда погаснут солн­це и луна, погаснет всё, и они погрузятся в вечный мрак. Таковы и современ­ные материалистические учения. Таковы материалисты, не способные видеть небо и его свет. О жалкое пресмыкание во тьме! Этому учению противостали православные исихасты, подвижники духовного созерцания, сподоблявшие­ся видения духовного нетварного света. Через равноангельское житие во плоти они прозревали духовно. Борьбу против варлаамитской ереси возгла­вил святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Он отсто­ял православное учение о нетварности Фаворского света и возможности ви­дения его людьми. На слова: «И просветилось лицо Его, как солнце» (Мф. 17:2) он пишет так: «Евангелист сказал это не в том смысле, чтобы тот Свет почитать за подлежащий чувствам (да удалится от нас ослепление ума тех, которые не могут представить себе ничего выше, подлежащего чувствам!), а желая показать, что Христос Бог – для живущих и созерцающих духом есть то же, что солнце – для живущих по плоти и созерцающих чувством, ибо другого Света для ведения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями. Возсиял же оный Неисповедимый Свет и та­инственно явлен Апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного ви­дения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу».

Но даже и не достигая таких Фаворских вершин, каждый верующий призван ходить во све­те Божием, чтобы и в вечности сподобиться хождения в немеркнущем свете нового Иерусалима. О чудный свет небесного города, святой Церкви, просве­ти и нас, грешных и недостойных. Сподоби нас, Боже, ходить в Твоем свете! Под царями земными, которые принесут в небесный город славу и честь свою, можно буквально разуметь святых и благоверных царей. С другой стороны, здесь можно разуметь всех царствовавших над грехами и страстями и принесших в небесный город к ногам Своего Царя и Бога славу и честь добрых деяний.

Откр.21:25-26 – Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов.Об этом пророчествовал еще Исаия: «И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достоя­ние народов и приводимы были цари их» (Ис. 60:11).

Ночи там не будет, так как она останется во тьме кромешной, в геенне, вне Царства пакибытия. Там будет всегда день, освещаемый Божественным светильником – Христом! Там будет немеркнущий трисолнечный свет Трои­цы, охватывающий и просвещающий всё и всегда. А как днем нет нужды закрывать ворота, то и ворота небесного города не будут запираться. Этим означена, во-первых, безопасность жителей города, ибо неоткуда ожидать нападения. Враг окончательно и навсегда уничтожен. Ничто не омрачит и не потревожит радостную и блаженную жизнь спасенных. Во-вторых, этим оз­начена связь города со всем внешним миром. Через открытые ворота в го­род принесут славу и честь народов новой земли. Новый Иерусалим будет средоточием всей вселенской жизни пакибытия. Вся обновленная Вселенная будет стекаться туда – к престолу Бога и Агнца, к вечному городу Царя неба и земли. Там небо соприкасается с землей и вечно оживотворяет всё. В-третьих, этим означено, что и в своем земном странствии Церковь с от­крытыми вратами встречает всех приходящих к ней. В любое время, всегда, из всякого народа человек может прийти сюда. Сложить свою земную честь и славу, смириться и «нищим духом» войти в спасительный город Церкви. Здесь, душа, всегда ждет тебя Христос. Здесь ты можешь обитать с Богом. Войди и отвратившись земной славы и чести, сложив их еще у порога, обле­кись здесь славой и честью добрых деяний и духовности, чтобы принести их потом к ногам твоего Небесного Царя в Его небесном городе!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.