Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 18 страница



Но неправильно думать, что вся тварь будет просто уничтожена и бес­следно исчезнет. Это было бы торжество не Бога, а сатаны. Христос не только умер, но и воскрес. «Проходит образ мира сего» (1Кор.7:31), тлен­ного и греховного. Но и «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21). То есть будет не просто унич­тожение, но перерождение и обновление. Об этом так писали святые отцы. Святой Ириней Лионский: «Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен устроивший ее), но проходит образ мира сего, то есть то, в чем было преступление, ибо в сем обветшал чело­век, а потому, по Божественному о всем предведению, и образ сей был только на время». Святой Мефодий: «Неудобоприятно такое иных рассуждение, что всё до основания погибнет, и что не будет ни земли, ни воздуха, ни неба; ибо хотя для очищения и обновления весь мир и воспламенится, будучи потопляем огнем, однако не дойдет он до окончательной погибели и истреб­ления». Так же думали блаженный Антипатр, святой Андрей Кесарийский и другие святые.

Показав, как предстал перед страшным Судьей весь космос, Иоанн опи­сывает далее, как происходил Суд над людьми.

Откр.20:12 – И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.Это картина всеобщего Суда, на который надлежит предстать всем людям в последний день. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5:10). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящи­еся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскре­сение жизни, а делающие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29).

Под мертвыми разумеются все люди умершие телесно, или же в особенности мертвые во грехах. То, что здесь не упоминаются дожившие до второго пришествия Христова и не пре­терпевшие телесной смерти, но изменившиеся, не означает, что их не будет на Суде. Они, как и вышедшие из гробов, предстанут перед престолом Суда. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5:10), – горорит Апостол Павел. А в другом месте: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13).

Иоанн видит представших перед престолом Бога – малых и великих. Малые и великие по возрасту, по богатству, славе и положению в обществе и Церкви, по совершению греховных дел – все одинаково предстанут на Суд. Это будет нелицеприятный Суд всеправедного Судии. Иоанн видит их всех, стоящих пред Богом, а пред Богом все равны. Не с земными богатствами, титулами и наградами, не со знаками отличия и почести, а с своей совестью и делами равно предстанут перед Богом все: президент и чиновник, патриарх и священник, крестьянин и раб. Человек малый и великий готовится к это­му Страшному Дню. Тогда спросит Бог каждого: что сделал ты для Меня, какой принес сноп Господину жатвы? Не уповай на свое величие, не отговаривайся своей малостью, но готовься предстать перед Богом!

Иначе еще: малые означают нечестивых, а великие – праведных. Те и другие тоже равно предстанут на Суд, как мы уже видели. Поэтому ложно учат говорящие, что праведные не предстанут на Страш­ный Суд. При этом они ссылаются на слова Христа: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Они говорят, что как только умирает праведник, то он сразу: без мытарств, без молитв Церкви и даже без суда идет к Богу. Это неверно по следующим причинам. Во-первых, это противоречит тем ясным местам Писания, где говорится о том, что правед­ники тоже предстанут на Суд: Мф. 25:31-40; 1 Кор. 3:11-15; 2 Кор. 5:10; Рим. 14:10. Во-вторых, слова Христа в Ин. 5:24 должно разуметь не так, будто праведники не предстанут на Страшный Суд, а так, что они еще на земле через веру и таинства обрели вечную жизнь, и на Суде будут не осуждены, а оправданы. В покаянии они осудили себя, а потому не будут осуждены Богом. В-третьих, это видно из того, что на Суде будет открыта «книга жизни» и осуждены будут не все, а только не найденные в ней (ст. 12,15). Найденные же в этой книге есть праведники, имеющие наследовать жизнь вечную. В четвертых, с мыслью, что праведники не предстанут на Суд, не может смириться нравственное чувство христианина. Есть такой принцип, что за преступление следует наказание, и что «нет ничего тайного, что не сдела­лось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк. 4:22). Без суда это нарушается. Обличенный и наказанный может по­лучить прощение. Искренний человек не может с радостью принять проще­ние, не будучи сначала обличен. Просмотрев беспристрастно свою жизнь, как может христианин согласиться с тем, чтобы не предстать на суд? Никак.

С другой стороны нельзя думать, что нечестивые не воскреснут на Суд. Так, святой Кирилл Иерусалимский, объясняя слова псалма «не воскреснут нечестивые на суд» (Пс. 1:5), учит: «Если сказано, что нечестивые не воскреснут на суд, а на осуждение, потому что Богу нет нужды в долгом ис­следовании, но тотчас по воскресении нечестивых последует и их наказание». Блаженный Феодорит учит: «не сказал Св. Дух не воскреснут нечестивые... Воскреснут, то есть воскреснут, но не в суд, а на осуждение, потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказа­ния. Как убийц, взятых на самом месте преступления, судьи приводят в судилище не для того, чтобы обличать, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор, так проведшие жизнь в нечестии, немедленно по воскресении, понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни». Такое понимание этих слов псалма ясно проступает в русском переводе: «Потому не устоят нечестивые на суде».

Далее описывается, как совершается сам Суд. И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мерт­вые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. О раскрытии многих книг на Суде написано также у пророка Даниила: «Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). По этим книгам будет совершаться суд над каж­дым человеком. Иные здесь разумеют книги Писания, по которым будут сверяться жизнь и дела каждого человека. Поэтому каждый из нас должен во всем строить свою жизнь по этим священным книгам. Слово Божие бу­дет нас судить в последний день. Эти книги написаны не для кого-то, а для каждого из нас. В них написана воля Божия, исполняя которую, только и возможно спастись. «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнить всё, что в ней написа­но: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразум­но» (Нав. 1:8), тогда только сможешь устоять на Страшном Суде. Сейчас многие, и верующие и неверующие, не раскрывают этих священных книг. Но они все равно будут раскрыты на суде, и что ответишь, когда будешь судим по написанному в книгах Писания?! Будут ли дела твои сообразны с напи­санным в этих книгах?.. Читайте Писание, исполняйте его и будете жить!

Лучше же под раскрытыми книгами разуметь совесть каждого человека. Как в некую книгу записываются все помышления, слова и дела человека. Сейчас эта книга закрыта, но на Суде она будет раскрыта. То, что сейчас порою оста­ется закрытым не только от постороннего взгляда, но и от самого себя, всё будет раскрыто тогда. Тот день покажет «дело каждого, каково оно есть» (1Кор. 3:13). Тогда, как в раскрытой книге, каждый увидит себя и дела свои, каковы они есть. И сообразно с написанными в книге мыслями и деяниями каждого человека будет ему и суд. Душа, помнишь ли всегда об этом?

Помимо этих многих книг, еще и иная книга раскрыта, которая есть кни­га жизни. Об этой книге см. толкование на 3:5. В эту книгу по предведению Божьему вписаны имена всех, имеющих наследовать жизнь вечную. Мно­гие книги будут открыты для обнаружения дел каждого человека, безраз­лично, верующего или неверующего. По ним каждый получит «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10) А по книге жизни будет определяться как бы конечный приговор или вечная участь человека. Записанные в эту книгу при крещении и не изгладившие из нее своего имени делами своей жизни, наследуют Царство, уготованное им от создания мира (Мф. 2:,34).

И судимы были мертвые. Сейчас время свободы – потом будет Суд. Сейчас, человек, делай, что хочешь – потом за все будешь отвечать. Сей­час сеется семя – потом пожнешь плоды. «Всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5:10). Но от белого престола суда выходит огненная река (Дан. 7:10). А потому всякий не иначе предстанет перед страш­ным Судьей, как пройдя через эту реку. Истекающая от престола река огня охватит, омоет и попалит своим пламенем всякого идущего к судье. Страшно идти против течения могучей реки, стекающей с высоких гор. Но как пойдешь, человек, через реку огня, истекающую от небесного престола?!

В той огненной реке «каждого дело обнаружится: ибо день покажет, пото­му что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (1Кор. 3:13). Если даже природа: звезды и луна, травы и цветы, небо и земля не устоят, но, уносимые страшной клокочущей огненной рекой, бежат от пре­стола с неимоверной скоростью, и не найдут себе места, то как устоишь ты, грешный и слабый человек, как найдется тебе место?.. «Как снесем это, братие, – взывает Ефрем Сирии, – когда увидим огненную реку, плещущую с яростию и пожигающую всю землю и все дела, которые на ней?» У кого дело, ко­торое он строил, устоит? (см. 1 Кор. 3:14-15). Во время разлива горных рек всё: ил, деревья, камни, люди – превращается в быстро уносящееся вниз, страш­ное клокочущее месиво. Что поможет тогда, когда разольется всеиспытующая огненная река Суда? Восплачь, человек, и вострепещи и истово помолись со всей Церковью: «Христианской кончины жизни нашей, безболезненной; непостыд­ной, мирной, и доброго ответа на Страшнем Судище Христовом, просим – подай, Господи».Тогда устоит только «золото, огнем очищенное» (3:18). А потому советую тебе, душа, купить его у Христа! Только добрые дела, соделанные в Духе Святом, смогут устоять в том огненном испытании Страшного Суда. Толь­ко Сам, Испытующий сердца, помыслы и дела человеческие, сможет тогда по­мочь. Взирай на Него, человек, всегда помни день смертный и всегда помни день судный! Память о дне Суда удержит тебя от всего нечистого и скверного и возгреет к делам добрым и праведным.

И судимы были мертвые, – пишет Иоанн, – сообразно с делами сво­ими. И далее он еще раз напишет (ст. 13) и судим был каждый по делам своим. Можно привести и множество других мест Писания, говорящих о том, что на Страшном Суде будут испытываться именно дела человека, и, соот­ветственно с делами, будет воздаяние. (1Кор. 3:13-15). (2 Кор. 5:10). «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним» (Иов. 34:10-11). «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). Все эти и многие другие места Писания противостоят протестантскому учению об оправдании только верой, а не делами. Это уче­ние с силой провозгласил Мартин Лютер, а за ним оно было подхвачено почти всеми протестантскими и сектантскими течениями. Многие из них ссылаются на слова Писания: «Через дела ли закона вы получили Духа, или через на­ставления в вере?» (Гал. 3:2). Прекрасным ответом этим лжеучителям зву­чат слова Апостола Иакова, брата Господня: «Что пользы, братия мои, кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:14,17,24,26). Совершенно верна та мысль, что спасение нельзя «заработать» своими «добрыми делами», тем более чу­жими. Но и совершенно неверна мысль, что спастись можно только своей верой. Спасают не вера и не дела, а Христос. Не вера утопающего в спа­сающего и не попытки его ухватиться за него спасают, но сам спасающий. Так и здесь. Спасает только Сам Бог. От человека же требуются равно и вера, и дела. Чтобы приобщиться к спасению необходима «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Цитаты же, приводимые протестантами, говорят не о ненужности и неспасительности дел, а о невозможности спастись посредством своих собственных дел и фарисейского исполнения ветхозаветного закона. Но ведь и так же невозможно спастись посредством фарисейского упования на свою веру! Уповайте на Христа Спасителя, верьте в Него, соединитесь с Ним в таинствах и творите добро. На Страшном Суде о нас скажут наши дела. По делам будет и воздаяние. Поэтому спешите делать добро!

Откр.20:13 –Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.Все люди, от первого до последнего, какой бы смертью ни умерли, ка­кой бы участи их тело ни подвергалось, воскреснут. «Сколько ни было и ни будет рожденных на свет, – говорит святой Ефрем Сирин, – все придут на сие позорище видеть Суд... все умершие соберутся на место Суда... Ужа­сом будет объята смерть и изблюет всю свою добычу и не оставит ни одно­го мертвеца, не представив его в Судилище. Земной персти повелено будет отделить прах умерших. Кто поглощен морем, кого пожрали звери, кого рас­клевали птицы, кто сгорел в огне, – все пробудятся, восстанут и явятся». Как и сказано в Евангелии, что «наступает время, в которое все, находящи­еся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). В смерти душа человека оставляет его тело. Тело же, разлагаясь, претворя­ется в прах земной, от которого оно и было взято. Иные считают, что это тело исчезнет в огне Суда, а Господь сотворит новые тела людям. Так счи­тал, например, Ориген. Но это неверно. Мы уже видели, что мир не исчез­нет, но пройдет его ветхий образ и сотворится новый. Так и здесь. То самое тело, которое некогда умерло и истлело, непостижимым нашему уму обра­зом воскреснет. «Всякое тело, – говорит Андрей Кесарийский, – на что разложилось, из того же будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю». Если бы Бог до конца уничтожил старый мир и заново создал новый (в том числе и тела людей), то это была бы победа сатаны. Но всемогущий Бог не оставит и не уничтожит Свое творение, но спасет его и совершенно обновит. Участники «воскресения жизни» получат новые тела, сообразные телу вос­кресшего Господа Иисуса Христа, «Который уничиженное тело наше преобра­зит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:21). В таком духовном теле воскресшие люди будут жительствовать на небесах. «Воскресе­ние жизни» будет совершено животворящим Духом Божиим, как сказано, что «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Сво­им, живущим в вас» (Рим. 8:11). Печать Духа Святого есть залог этого вос­кресения. Поэтому Бог и «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:22). Участники «воскресения осуждения» получат тела, соответственные страшным местам геенны огненной. Тела, которые будут вечно гореть и не сго­рать, тела которые будет вечно точить червь неумирающий.

То, что мертвых отдали море, смерть и ад, означает, что усопшие, ис­пытавшие разную смерть, одинаково будут воскрешены в последний день. Под отданными морем следует буквально понимать всех утонувших в морях. Ра­зуметь здесь под морем множество народов нет никакого основания. Разгра­ничить же конкретно отданных смертью и адом очень трудно. Понимать это можно различно. Речь может идти обо всех претерпевших смерть, чьи души отделились от тела и пошли в ад – место нам неведомое, приемлющее души, отходящие отсюда. В этом смысле ад надо разуметь не как место мучения, а как место пребывания душ всех умерших людей. Можно же разуметь и ад как место, где мучаются сейчас души нечестивых, ибо Иоанн вообще в этом видении видит в основном Суд над нечестивыми.

Так в день второго славного пришествия Христова «при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес. 4:16) ничто: ни море, ни смерть, ни ад не смогут удержать свои жертвы. Некогда они вырвали людей из круга жизни, но теперь придется их отдать. Море и земля отдадут пепел сожженных, прах истлев­ших и мощи нетленных, смерть и ад отдадут покойных, и будет великое всеобщее воскресение мертвых. И судим был каждый по делам своим. Это означает, что различна будет слава праведных, в зависимости от их дел, а также различны будут муки нечестивых, ибо неодинаково они грешили. О различной славе праведных так говорит Господь: «В доме Отца Моего оби­телей много» (Ин. 14:2). А Апостол Павел пишет: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная сла­ва луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1Кор. 15:40-42). Поэтому уже сейчас в церковных служ­бах разным святым оказывается большее или меньшее почитание.

Небо, земля и человек предстали Суду Божьему. Последний день мира кончился.

Откр.20:14– И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.Это смерть смерти. Иные под ввержением смерти из ада в озеро огнен­ное понимают ввержение в геенну властителей и служителей смерти и ада, то есть демонов. Как часто под городом разумеют жителей города, так и под адом можно разуметь его жителей. Лучше же видеть здесь то, о чем писал Апостол Павел: «во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем (то есть на Страшном Суде) конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое началь­ство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15:22-26). Так на Страшном Суде после суда над всем миром и людьми будет осуждена и сама смерть. «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15:52-55; Ос. 13:14). Смерть – это прекращение жизни человека, разделение души и тела. Ад – место пребывания душ умерших. Когда же все воскреснут, предстанут на Суд и начнется вечность, тогда упразднятся и излишни будут смерть и ад. Смерть – это отчуждение от Бога. Ее породил Люцифер, когда отпал от Бога, ею умер Адам, когда согрешил. Но вот всё снова предстает перед Богом – и умирает смерть. Настал смертный день смерти – смерть вторая. Смерть вто­рая – это озеро огненное, это вечное отчуждение от Бога. Туда попадет смерть первая и ее жилище – ад. Когда оправданные на Суде праведники увидят это страшное ввержение смерти и ада в геенну, то воскликнут: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»

В наше время очень многие утешают себя тем, что всё кончится смертью, то есть небытием. Но здесь глубокое непонимание того, что такое небытие. Это понимание порождено тем, что многие совершенно перестали понимать, что та­кое бытие. Истинное бытие – это Бог, ибо Он сказал о Себе: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Мы же только «Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Небытие это не сущее, небытие – это «не-Бог», как и тьма не есть некая субстанция, а есть отсутствие света, «не-свет». Исходя из этих определений, кстати, ясно, сколь несуразно требование «доказать бытие Бога», ибо истинное бытие и есть Бог. Тварь может иметь временную и вечную жизнь или бытие в Боге. Сущее под благодатию сейчас имеет временное бытие в Боге, после же всеобщего воскресения и Суда будет иметь вечное бытие в Боге. Так же и смер­ти тварь может подвергнуться временной и вечной. Сейчас, при частном отчуж­дении от Бога, тварь попадает в рабство первой смерти, первой стадии небы­тия. После же Страшного Суда будет полное отчуждение павшей твари от Бога. Если сейчас страшно «не быть» в Боге, то сколь страш­но будет «абсолютное небытие», абсолютное отсутствие Бога! Если страшен ад (место временной смерти, временного небытия), то коль страшна будет геенна (место вечной смерти, вечного небытия)! Трепещи сего душа, а не утешайся мыслью о небытии! То, что будет в геенне, строго говоря, нельзя называть ни жизнью, ни бытием! Это вечная смерть, небытие, мрак и ужас. Так же как и сейчас состояние грешника – это не жизнь, а смерть, временное небытие, ад. Крещение же – первое воскресение, обуславливающее второе воскресение и жизнь вечную, вечнобытие в Боге. Как вечно бытие, также вечно и его отри­цание – небытие или смерть вторая.

Заключительным аккордом Страшного Суда звучат слова:

20:15– И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.Возревнуем же, чтобы имена наши не были изглажены из этой спаситель­ной книги!

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

 С момента творения мира и до Страшного Суда существует время. Оно – как капля, брошенная в неизмеримый океан вечности. Лучи Писания освещают всю эту «каплю времени» и показывают нам ее во всей полноте. Но несколько лучиков выходит из «капли времени», теряясь в океане вечности, позволяя нам что-то познать о нем.

Со священным страхом и трепетом приникнем и мы к этому таинственно­му видению невидимого.

Откр.21:1 – И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.Библия начинается словами «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), а в ее последнем повествовании говорится о новом небе и новой земле, о великом «пакибытии» Вселенной(Мф. 19:28). Начало Библии – бытие, ко­нец – пакибытие (паки – снова, пакибытие – сновабытие – слав.). Как в водах святого крещения, в «бане пакибытия» (Тит. 3:5) прекращается ветхое бытие души и начинается новое, так в огненном крещении Страшного Суда прекраща­ет свое ветхое бытие Вселенная и начинается пакибытие мира. Во всем Писа­нии слово «пакибытие» употреблено два раза: Мф. 19:28 и Тит. 3:5. Один раз говорится о пакибытии души через воды крещения, а другой раз – о пакибы­тии мира через огонь Суда. Бытие мира было нарушено грехом. Но вот уничто­жен грех, начинается пакибытие. Прежнее небо и прежняя земля миновали, ибо потеряли свое бытие в Боге и настолько были испорчены, что нуждались не в исправлении и улучшении, а в новом бытии, пакибытии. Как о крещеной душе сказано: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17), так и о новом мире: «Ибо прежнее прошло... се, творю всё новое» (21:4,5). С другой стороны, речь идет не об уничтожении прежнего мира и сотворении нового, но о прохождении прежнего бытия и начале нового бытия, «пакибытия» той же самой твари. Псалмопевец говорит о земле и небе­сах, что «все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:27). Не о новом сотворении мира, а о новом бытии пре­жнего мира говорит псалмопевец Давид словами: «и Ты обновляешь лице зем­ли» (Пс. 103:30). Святой Иоанн Богослов так пишет об этом в своем посла­нии: «Тьма проходт и истинный свет уже светит», и еще: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:8,17). Апостол Павел так писал о прежнем бытии мира: «Ибо проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31), а о пакибытии: «И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21). А в Евангелии сказано, что «небо и земля прейдут» (Мф. 24:35), в славянском переводе – «мимо идут».

«Как будет проходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства, – говорит святой Григорий Нисский. – Но, как прежний мир возник из воды и от нее получил свое бытие, так новый мир восстанет из огня и чрез него получит свое пакибытие». «Вначале сло­вом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдаш­ний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержи­мые тем же Словом, сберегаются огню на день суда» (2 Пет. 3:5-7). Прооб­разом этого может служить старое водное крещение Иоанна Предтечи и но­вое крещение огнем и духом Иисуса Христа, Бога-Слова. «Огонь во всякой вещи, под землею и в облаках, огонь поэтому является символом не только разрушения и уничтожения, но и очищения и освящения. Из мирового по­жара, по очищении, из гари возникнет небо и новая земля». «Посему гово­рится не о бытии тварей, но о перемене к лучшему» (Андрей Кесарийский). Блаженный Августин пишет так: «В мировом пожаре уничтожаются совер­шенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, а самая субстанция получит такие свойства, которые через удивительные изменения окажутся соответствующими бессмертным телам, так что мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и по плоти». Блаженный Феофилакт: «Бог однаж­ды создал вещество, и что было необходимо для здешней лишь жизни, и для тамошней бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ и дозволит наполнять другой, нетленный мир». Мысль о том, что мир будет уничтожен, отвергнута на V Вселенском соборе как еретическая.

О новом небе и новой земле так писал еще святой пророк Исаия: «Ибо вот, Я (Бог) творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце... Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь» (Ис. 65:17; 66:22). И Апостол Петр, описав гибель грешного мира в огне Страш­ного Суда, говорит: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13).

Душа, оставь ветхую жизнь и ветхого человека! Гряди, погрузись в баню пакибытия, начни снова свое бытие! Только начав уже сейчас это новое бытие в Боге, ты сможешь приобщиться пакибытия нового неба и новой земли. И, как пакибытия сподобятся и небо, и земля, так и ты сейчас и душой, и те­лом должен возродиться и вести новую жизнь, быть новой тварью. «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

Вода была основанием, первичной стихией прежнего мира. «Вначале сло­вом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3:5). «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и Дух Божий носил­ся над водою» (Быт. 1:2). Новое небо и новая земля выйдут из стихии огня, в котором кончится первый мир. А потому и основанием нового мира будет не вода, моря уже нет, а огонь света (2:23-24; 22:5).

Иные отцы разумели здесь и море житейской суеты и волнений. Андрей Кесарийский пишет: «Также если море означает бурную и волнующуюся жизнь, то его не будет уже. Ибо во святых не останется тогда ни малейшего смущения или страха». Блаженный Августин: «Мятежный и бурный век, подразумевае­мый под именем моря, не будет жизнию смертных». Это мнение подтверждает Василий Великий в толковании на Ис. 44:27: «Который (Господь) бездне гово­рит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу». Сейчас жизнь человека подобна щеп­ке, брошенной в мятущееся, бушующее море. Потому и поет Церковь: «Житей­ское море, воздвизаемое видя напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему при­текаю, вопию к Тебе: возведи от истления жизнь мой, Многомилостивый». Это море иссох­нет в огне последнего дня. И в вечности моря уже нет.

Можно же здесь разуметь и буквально, что не будет моря прежнего мира, «ибо оно уже не будет нужно людям» (Андрей Кесарийский). Для чего и море, часто бурное и гибельное, зрелище ужасов и мятежа стихий, оно не может иметь места в жилище вечной тишины и безопасности. Тогдашний мир был не только «составлен из воды и водою», но и «погиб, быв потоплен водою» (2 Пет. 3:6). Вода – стихия жизни первого мира, была и стихией гибели, ужаса и смерти. На новой земле моря уже нет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.