Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 19 страница



Откр.21:2-4 – И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.Центром новой Вселенной тайнозрителю видится святый город Иеруса­лим, новый. Иерусалим был и центром старого мира. В Эдеме – колыбель человечества, туда Бог поместил Адама, первого человека. На месте города Иерусалима, на Голгофе, был по церковному преданию похоронен Адам. Там нашел себе последнее пристанище изгнанный из рая. Там смерть настигла первого из вкусивших жизнь и бытие. И вот «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Так это место стало местом падения и смерти твари. Но там, где смерть захватила Адама, там Бог решил воскресить жизнь. Там тварь, потерявшая свое бытие в Боге, должна возродиться, приобщившись пакибытия. Центр смерти и тления должен был стать цент­ром жизни и пакибытия. О начале этого мы читаем еще в книге Бытия: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Все­вышнего, – и благословил его (Аврама), и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт. 14:18-19). Так Владыка неба и земли посылает через своего священника Мелхиседека благословение гра­да Иерусалима Аврааму и всему роду его. Благословение Иерусалима почи­ло на «отце веры» (Рим. 4:11-12) Аврааме, а через него на всей Церкви ветхозаветной, столицей, центром и святилищем которой и стал Иерусалим. Как и первый Адам, второй Адам – Христос (ср. Рим. 5:18-19) рождается не в Иерусалиме, но сюда приходит вкусить смерть. На месте погребения Адама умирает Христос на кресте (вот почему под распятием Христовым бывает изображение черепа Адама, знак того, что – «смертию смерть по­прал»), и на третий день боголепно воскресает. Кровь и вода Голгофы (Ин. 19:34; 1 Ин. 5:6) – вот баня пакибытия Вселенной. Центр смерти стано­вится цетром жизни. «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис. 60:1). Так Иерусалим начинает преобразовывать уже весь мир по божественному плану Спасителя: «И будете Мне свидетелями в Иеруса­лиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Город земной становится городом духов­ным, Церковь ветхозаветная – Церковью новозаветной. Восклицает Апостол о христианах: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к не­бесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евр. 12:22). И тот же Апостол вос­клицает о Церкви: «А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4:26). «Вышний Иерусалим», Церковь – это богочеловечество («не­веста», ставшая «одной плотью» с «женихом»), небо, сходящее на землю, пакибытие в этом бытии. И вот тайнозритель видит и в новом мире пакибы­тия святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба на землю. Но не сказано «сшедший с неба», а именно «сходящий». Этим город Иеру­салим ставится как бы между небом и землей. Но не просто между ними, как в новом, третьем месте, а именно как соединение того и другого, как сходящий от Бога с неба на землю. Новое небо и новая земля – это паки-небо и паки-земля, новый Иерусалим – это паки-Иерусалим, паки-Церковь. Это место соединения нового неба и новой земли, место особого пребы­вания Бога с прославленными людьми, Церковь вечности.

Небесный город Иерусалим святый, ибо является местом особого пре­бывания Бога и прославленных святых в вечности. В него не войдет ничто нечистое (ст. 27). Он – новый, в отличие от того старого, бывшего на прежней земле, бывшего святилищем ветхозаветной Церкви. Город – новый, ибо он в новом мире вечности. Старого мира тления и старого Иерусалима уже нет. Но опять, как ранее о земле и небе, надо разуметь не совершенное исчезновение прежнего и создание его заново, а новое бытие или пакибытие прежнего города и прежней христианской Церкви, бывшей на прежней зем­ле. Миновали не они сами, а их прежнее бытие.

Приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. В подоб­ных выражениях представлялись Иерусалим и Церковь Ветхого Завета, а также и Церковь Нового Завета. «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый» (Ис. 52:1). «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли называется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» (Ис. 54:5-6). Так и в Новом Завете Церковь именуется Невестой Христовой (2 Кор. 11:2; Еф. 5:22-33; Откр. 19:7-8; 22:17). Небесная Церковь, вышний Иерусалим, приготовленный как невеста, украшенная для мужа-Христа. За долгие века земного странствования Церковь украсилась божественной кра­сотой для своего мужа-Христа. «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?.. Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иеру­салим, грозна как полки со знаменами» (Песн. 3:6; 6:4). Вся Песнь Песней Соломона есть гимн нетварной красоте Церкви. Эту красоту стяжают свя­тые, «ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его». Об этой святой земле восклицает пророк: «О, как велика благость его и какая красо­та его!» (Зах. 9:17). «Отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их доброта, которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светонос­ной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная» (священ­ник Павел Флоренский). Этой красотой украшайся, душа, дабы на тебя Бог «как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (красо­той – слав.)» (Ис. 61:10). Такой красотой будет украшен небесный Иеру­салим, Церковь для Христа.

Одновременно с небесным видением Иоанн слышит и небесный голос. И услышал я громкий голос с неба. По иному переводу читается «голос от трона». В первом случае голос нужно себе представлять раздающимся вне нового Иерусалима с неба. Из второго же чтения следует, что голос разда­ется от престола (трона) Бога и Агнца, который был в центре нового Иеру­салима (22:1). Исходил ли этот голос с неба или от престола Божия, он принадлежит не Богу, а какому-то другому высшему существу (например, одному из четырех животных, окружавших престол (ср. 6:6), ибо о Боге говорится в третьем лице.

Бог вступает в самое тесное общение с людьми и создает Себе и им одну обитель. Новый Иерусалим не просто скиния Бога, но именно скиния Бога с человеками. Это союз Богочеловечества. Об этом говорилось еще в Вет­хом Завете: «И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим наро­дом» (Лев. 26:11-12). «И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иез. 37,27). Уже в Ветхом Завете Бог повелевает Моисею сделать скинию, которая должна стать жилищем Бога среди людей. Обитая в скинии, Бог обитал среди Своего народа. Мрак язычества еще по­крывал все народы земли, но уже был «ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе» (Пс. 75,2-3). Бог был со Своим избранным народом, обитал среди него в Иерусалиме, и они были Его народом, а Он был Богом их.

Но вот совершается еще большее, исполняются слова пророчества «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23). «И слово стало плотию, и обита­ло с нами» (Ин. 1,14). Теперь «в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго» (1 Тим. 3:15) обитает «полнота Наполняющего всё во всем» (Еф. 1:22). Не часть, а вся полнота Божия обитает в Церкви с человеками. Так символически и мистически тождественны Богородица и Церковь – обитель Бога с людьми. Чадам Церкви теперь говорится: «Ибо вы храм Бога жива­го, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Исполняется обетование Сына Божия человеку, что со Отцом через Духа «мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Вышний Иерусалим – обитель Живоначальной Троицы и матерь всем нам (Гал. 4:26). Здесь Бог говорит людям: народ Мой; здесь восклицают люди: Еммануил! С нами Бог! Всякий православный хрис­тианин исповедует свою веру «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». В пакибытии же, в вечности, упразднится вера и будет видение от «лица к лицу», «каково оно есть». Явленное как через тусклое стекло (1Кор.13:12) явится тогда воочию. Церковь, место особого пребывания Бога с людьми на земле, будет небесным градом, местом особого пребывания Бога с людьми в вечности.

Тогда люди будут Его народом, ибо не будет уже иного царя, и Он будет Богом их, и не будет богов иных. Но это должно предваряться уже сейчас. Мы все принадлежим к какому-нибудь народу: к русскому, английскому, греческому, индийскому, но принадлежим ли мы уже к Его народу, к «народу святому, людям, взятым в удел» (1 Пет. 2:9)? Поревнуй о том, душа! Иные превозно­сятся принадлежностью к тому или иному народу. Однако в небесном граде будет проверяться не гражданство государств земных, не нация, но чужой ли ты и пришлец или согражданин святым и свой Богу (Еф. 2:19).

Нам свойственно любить свой народ и дорожить им. Но свойственна ли нам та божественная любовь, желающая видеть свой народ Его народом? Потрудились ли мы о том, помолились ли? Поревновали ли о братьях своих, родных нам по плоти? (Рим. 9:3).

Сам Бог будет Богом их. Что лучше: дом, одежда, друг или: мой дом, моя одежда, мой друг? Ясно, что второе. Как многие знают Бога, но стал ли Он Богом их? Что нам от таких отвлеченных понятий, как дом, одежда, друг, если они не стали нашими? Ты знаешь Бога Вселенной, Бога Авраама, Исаака и Иакова, но знаешь ли ты Бога своего? Стал ли Бог мира Богом твоим?

Сказав о чудном единении Бога с людьми в небесном граде, голос от пре­стола возвещает далее о великом утешении, которого сподобятся святые. И отрет Бог всякую слезу с очей их, как и Исаия писал: «И отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25:8). Сейчас на земле слёзы не иссыхают на лицах людей, ибо идут они «долиною плача» (Пс. 83:7). Не случайно вся жизнь срав­нивается с прохождением по долине плача. Но вот Сошедший в долину земных скорбей и слёз восходит на гору Блаженств и возвещает: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Настанет светлый день, когда Бог отрет всякую слезу, ибо иссушит их источник. Слезного моря и плача уже нет. Слёзы покая­ния иссушатся прощением, слёзы скорбей – радостью. На Страшном Суде восплачут еще раз и праведники, ибо они увидят прегрешения своей жизни. Каждо­му со слезами придется отвечать за всю свою жизнь. Но вот и эти слёзы иссуше­ны – началась вечность небесной радости и веселья. Исчезла главная причина слёз – смерть. И смерти не будет уже, «поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25:8). Исторгнуто жало смерти – грех (1Кор.15:56) и «поглощена смерть по­бедою» (1 Кор. 15:54)! Настало царство вечности, бытия всей твари в Боге!

Ни плача страждущих, ни вопля униженных и оскорбленных уже не бу­дет. Как и Исаия говорил о новом Иерусалиме, что «не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Ис. 65:19).

Ни болезни уже не будет. Человек и вся природа, освободившись от греха и рабства тлению (Рим. 8:21), не будут уже знать болезни – этого проклятия прежнего мира (Быт. 3:16-19). Болезнь – предверие смерти. Но вот закрылись врата смерти, и никто уже более не войдет ими. Вырван ко­рень смерти, и исчезло древо болезней.

Ибо прежнее прошло. Прошли слёзы, смерть, плач, вопли и болезни. Про­шел образ прежнего мира. «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10). Пакибытие вечности предваряется уже ныне в Церкви. Уже ныне в Церкви Христовой утешается плачущий, успокаивается вопиющий, исцеляется болящий, исчезает смерть, проходит образ грешного мира. Для этого обильно изливается благодать Божия. Душа, прошло ли твое прежнее? Исцеляешься ли от болез­ней греха, перешла ли ты от смерти в жизнь?

Откр.21:5 – И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.Исходя из слов стиха 6, ясно, что Сидящий на престоле и говорящий эти слова есть Господь Иисус Христос. Эти слова и ранее говорил Христос и они приличествуют Ему. Но сказано, что после Страшного Суда и начала нового мира и вечности «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог всё во всем» (1 Кор. 15:28). Человеческая природа Иисуса Христа стала причастна Божественной славе и, будучи природой второй ипо­стаси Троицы, причастна Самой Троице. Господь говорил Апостолу Филип­пу: «Видевший Меня видел Отца: как же ты говоришь: покажи нам Отца?» (Ин. 14:9). Так и в этом видении Иоанна можно разуметь всю Пресвятую Троицу в Ее единении с прославленной человеческой природой.

Господь снова возвещает великую истину пакибытия: се, творю все но­вое. Образ прежнего мира прошел, настало всё новое! «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). В пакибытии для обновленного человечества Бог будет ближе, чем был в начале прежнего бытия в раю для Адама до его грехопадения. Так Бог не только восстановит падшую тварь, но вознесет ее выше, чем она была до падения. В этом великая победа Божия!

Слова сии – это слова Божии (ст. 5-8) о новом творении, о блаженстве праведников и осужде­нии нечестивых. Повеление записать эти слова исходит либо от Самого Бога, либо же от посредствующего Ангела (ср. 10:4; 14:13; 19:9). Эти слова истинны и верны, ибо они «произносятся Самой Истиной и познаются не через симво­лы, а по самым делам» (Андрей Кесарийский). Истинно то, что исходит от Истины (Ин. 14:6). Поэтому истинным Писанием, открывающим Истину, яв­ляются не книги, написанные от человеческого ума, логических рассуждений, опытных наблюдений или чувственных порывов – всё это может быть оши­бочным и ложным – но книга Библия, написанная святыми мужами по по­велению Божьему. «К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» (Песн. 1:6) – взывает ищущая душа к Истине, – если можно войти в твой чертог! Чертогом Истины является Слово Божие, а «стада товарищей» и шат­ры их (Песн. 1:7) это произведения «всегда учащихся и никогда не могу­щих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7), суемудрых учителей века сего. Не этим «товарищам» открыта Истина, не в их шатрах она обретается.

Откр.21:6 – И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Несколько раз голос Бога-Творца и Спасителя оглашал Вселенную словом: совершилось! Этим словом, как печатью, запечатлевались различные стадии творения мира. Хаосу, мраку и беспорядку говорил Бог: «Да будет...» И откликался древ­ний бытописатель: «И стало так» (Быт. 1:30). Совершилось шестидневное создание мира. С крестного древа возглашает божественный Страдалец: со­вершилось! (Ин. 19:30). Совершилось искупление. Совершился переход от Ветхого Завета к Новому. Но и в апокалиптическое время переносится этот возглас. Когда была излита седьмая чаша гнева, то голос от небесного пре­стола возвестил: совершилось! (16:17). Время кончилось. Начался Страш­ный Суд. И вот теперь уже из чертога вечности снова глас Божий: совер­шилось! Совершилось всё, что должно было быть. Совершился переход от Нового Завета к вечному Царству. После шести дней творения сказано: «И стало так» – начался седьмой день, день покоя Божия. После «шестоднева страданий» Иисуса Христа снова раздается глас: «Совершилось», – и вошел Христос в покой Свой, начался новый день, день христианской эры. В кон­це всего времени снова тот же возглас: «Совершилось», – начинается но­вый день вечности. Так начало, середина и конец этого мира отмечены печа­тью Творца: «Совершилось!» Что Он восхотел, то и стало. Совершились все дела Божии, начался «покой Его», вечный шаббат. И «кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10).

Далее Бог говорит: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (см, 1:8,10).

Святой Андрей Кесарийский прилагает к этим словам еще такое толкование, что Христос есть начало и конец, «как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий Свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей». В Нем начало и конец всякого бытия, «все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Об этом так писал блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе!» И как весь Космос имеет свое начало и конец в Боге, в Сыне Его Единородном, так и всё, до самого мельчайшего в нашей жизни, должно иметь в Нем свое начало и конец. Человек, всякое ли свое дело в жизни начина­ешь со Христом и завершаешь в Нем?

И далее слышит Иоанн: жаждущему дам даром от источника воды живой. Сотворенная Богом тварь стремится к Нему и жаждет Его. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:2-3), – взывал священный певец. И вот Бог креп­кий пришел к людям (Ис. 9:6) и говорит: «Всякий, пьющий воду сию, возжаж­дет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Вот стоит Божественный Иисус и возглашает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Припади, жаждушая душа, к Божественному источнику и пей, пей животворящую воду (22:1). Вода жизни – это Дух Святой, «который от Отца исходит» (Ин. 15:26), как от источника (ср. Ин. 7:39). Посылает же Его Христос, почему Он и говорит, что Сам даст эту «воду» (21:6; Ин. 15:26). В пустыню земли истекают теперь эти потоки воды жизни, потоки Духа Святого, напояя жаждущих странников. Изливается Дух Святой через святые таинства, через слова Священного Писания, через святых, через всё, освящаемое в Церкви (святая вода, иконы). Только приди, жажду­щий, и пей. Пей даром. Ибо Господь сказал Своим ученикам и их преемникам, этим раздателям воды жизни: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Если бы человеку было как-то дано купить или заработать благодать и спасе­ние, то многие приложили бы все усилия для этого. Не посчитались бы ни с большими деньгами, ни с трудностями различных дел и поездок, лишь бы ку­пить эту «воду жизни». Но она так не обретается, а дается даром кающейся и жаждущей душе. Потому человек не может «купить» благодать, что ничего не имеет для ее обретения, он – грешен. Даже самую малую «долю спасения» он не может получить своим богатством и своими усилиями. «Человекам это невозможно» (Мф. 19:26). Всё же для нас сделал Бог, и не упустил ничего. (Деян. 8:20-22). Верующие должны ясно уразуметь, что благодать и всякое священнодей­ствие даются даром. А та лепта, которую они несут в храм, есть не плата за благодать, а опять-таки их дар Богу, их приношение, за счет которого матери­ально содержатся храм и его служители (см. 1 Кор. 9). В совершенной мере напоение от источника воды живой произойдет в вечности. Сейчас Церковь находится еще в пустыне (Песн. 3:6; 8:5) и под­визается в безводных местах этого мира греха и неправды. Но «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). В вечности Сам Бог напоит всякого жаждущего истины, духа и красоты. Сейчас – стремление к Богу, и только потом – полнота общения с Ним.

Даром даются все блага будущего века, ибо всё нынешнее ничего не стоит в сравнении с ним. Они не приобретаются имением, но даром дает Бог веру­ющим в Него. Однако, если человек и не может ни спастись сам, ни купить своего спасения, но даром всё приемлет от Господа, то это вовсе не значит, что спасутся все, и человеку ничего не нужно делать.

Откр. 21:7 – Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.Для наследования вечных благ и жизни в Боге необходимо победить мир греха. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Рождение от Бога и всякая благо­дать даются даром. Но даются для того, чтобы, облекшись в это «всеору­жие Божие» (Еф. 6:13), подвизаться и побеждать мир. Крест – величай­ший дар Божий людям – дан даром. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все пре­одолев, устоять» (Еф. 6:13). «Всеоружие Божие» дается нам даром, но про­тивостоять и преодолевать с его помощью должны мы сами. Только кому на земле Господь был Богом, тому Он будет и там Богом: кто на земле жил как чадо Божие, тот и там будет Ему сыном.

Откр.21:8 –Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.Не только лишается Царствия Божия (1 Кор. 6:9-10), но будет в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Грамотные люди нашего века, иногда даже и верующие, посмеиваются над якобы примитивным представ­лением Церкви, что вот-де грешники будут жариться в гееннском огне. Но ведь примитивно-детское представление часто бывает самым правильным и неискаженным лжеименной мудростью. Да, действительно, и душой, и телом грешники будут гореть в нестерпимом огне геенны. Огненные муки постиг­нут разум, чувство, волю и тело нечестивца. То есть неправильно представление о только лишь телесном огне. Огонь геенны поразит все душевно-те­лесное существо человека.

Господь перечисляет различные роды грешников, что будут мучиться в вечном огне второй смерти.

Боязливые – это те, о которых говорил Господь в притче: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20-21). Боязливыми и ма­ловерными были некогда и ученики Господа (Мф. 8:26; Мк. 4:40). Это особенно проявилось, когда они оставили Его во время крестных страданий. Но позже они все укрепились в Боге, мужественно пронесли весть о Христе во все концы Вселенной и приняли мученическую кончину. Может показаться: какой грех в боязливости? Разве приносит боязливость кому-нибудь вред? Но вот Сам Господь говорит, что их участь в озере огненном. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26). И ныне много боязливых. Они не отвергают Бога, не борются против Него, но стыдятся, стесняются и боят­ся. Они не желают мужественно взять крест и нести его «в роде сем прелюбо­дейном и грешном» (Мк. 8:38). Они боятся того, чтобы кто-то узнал о том, что они верующие или крещеные, чтобы кто-то увидел в их доме икону, чтобы кто-то узнал, что они молятся, посещают храм Божий, чтобы кто-то увидел на их теле крестик. И это у них не конспирация, которой не чуждались и первые христиане и мученики, но страх и ложный стыд. Они не стыдятся подражать этому миру в словах, внешнем облике, образе жизни, но стыдятся подражать Христу и Его святым. Участь таковых вместе с неверными в озере огненном. Поэтому встрепенись, душа! Расчисти свое сердце от камней страха и ложного стыда и дай Слову Божию пустить в тебе глубокие корни! Свои последние на­ставления ученикам Господь заключил словами: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Неверные – это неверующие и некрещеные. Как и сказано, что «кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16; Ин. 3:5). Равно это и отпавшие от Церкви, и отрекшиеся от Христа. «Если отречемся, и Он (Христос) отречется от нас» (2 Тим. 2:12). (Евр. 6:4-8).

Так погибнут стыдящиеся веры и вовсе неприемлющие ее, или отверга­ющиеся от нее.

Скверные – все, оскверненные грехами нечестия, развратной жизнью. Не думай, человек, что твоя вера или крещение спасут тебя, если дерзко пребываешь в греховной скверне! Наоборот, будешь иметь сугубое наказа­ние в сравнении с осквернявшимися в неведении.

Убийцы – люди, лишавшие других людей жизни. Убийство – это страш­ное преступление. Убийцы – дети того, кто «был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). Но это не только лишавшие своих ближних телесной жизни. Ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что ни­какой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин. 3:15). (Мф. 5:21-22). Поэтому будем стяжать дух мирный, любвеобильный, кроткий и незлобивый.

Любодеи – погрязшие в грехах нечестия; вредившие не только себе и своей чести, но и чести других.

Чародеи – вредящие ближним через обман и обольщения посредством трав, а также при помощи тайных сил и демонов. Церковные каноны разли­чают чародеев, отравителей, прорицателей и волхвов. Чарование – это призывание бесов на сотворение вреда другим (наведение злого жития, наведе­ние апатии и безволия, нежелания жить, наведение болезней и т.д.). Внешне при этом чародеи могут даже петь псалмы, призывать имена мучеников и Богородицы, но их союзники – бесы. Отравители травами и другими сред­ствами отравляют людей, дурно воздействуя на психику. Прорицатели че­рез общение с демонами прорицают будущее. Волхвы призывают якобы благотворных бесов и делают внешне доброе, фактически же портят и губят душу. Волхвы же занимаются астрологией. Помимо этого есть еще гадате­ли, спиритисты, маги и прочие земные служители ада. Все, совершающие эти грехи, строго наказываются по церковным канонам, а Писанием обрекаются на вечные муки в геенне огненной. Поскольку часто бывает трудно отли­чить Божию силу от бесовской, ибо чародеи внешне маскируются в благочестивую оболочку, да и велика обольстительная сила сих чар, то лучше всего прибегать лишь к помощи Церкви. Ведь и дар различения духов дает­ся только иным (1 Кор. 12:10), поэтому не должны на это дерзать все, а пользоваться испытанно благодатными средствами Церкви. Это тем более важно в наш век всеобщего смешения понятий, духов и учений. И что бы ты ни встретил, христианин, осени себя и окружающее крестным знамением, сотвори молитву и уповай на Бога, дабы остаться чистым и неосквер­ненным от всякой чародейской и демонической силы. «Отче наш... не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:9,13).

Поклоняясь ку­мирам и всякой твари как божеству, идолослужители фактически поклонялись и прино­сили жертвы бесам (1Кор.10:20) и тем уготовили себе участь в озере, горящем огнем и серой.

И под конец Господь перечисляет всех лжецов. Ложь находится у истоков всяких грехов (Ин. 8:44). Многие считают, что если они не грабители и не убийцы, то у них собственно и грехов нет. Но кто свободен от лжи? Кто никогда в жизни не обманывал? А участь лжецов одна с убийцами и неверными. И многие христиане допускают в своей жизни ложь. Утверждают, что есть «свя­тая ложь» и «ложь во спасение», в определенных случаях, дескать, можно го­ворить неправду. Но так ли это? Во-первых: где та черта, которая указывает, когда можно лгать, а когда нет. Как, и на основании чего практически в тех или иных ситуациях решать: лгать или нет? Нам кажется иногда, что в какой-то ситуации обязательно надо солгать, но проходит время и обнаруживается, что можно было, и даже нужно было не лгать. И практика показывает, что люди, допускающие «ложь во спасение», начинают лгать даже в таких ситуациях, когда ложь совершенно очевидно была не нужна и не служила никакому спасению. Мысль, что в какой-то ситуации обязательно надо солгать, навевается дьяво­лом, ибо он – отец лжи. Он ставит ум человека в тупик, из которого якобы можно выйти только ложью. Взирающий же на Бога всегда найдет выход прав­дой. Просто в это надо верить до конца. (Мф. 10:19-20). А «Дух Отца» есть «Дух истины» (Ин. 15:26), а не лжи. Во-вторых: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк. 4:22). Когда твоя ложь станет явной, как засвидетельствуешь обманутому о Том, Чье имя Истина? (Ин. 14:6). В-треть­их: зачем же нам заповедано «быть мудрыми» (Мф. 10:16), если можно лгать? Мудрость в том и состоит, чтобы, не солгав, найти выход. Можно отвечать уклончиво, отвечать не на вопрос, отказаться отвечать, молчать, но не лгать. В-четвертых, нам скажут, как же такие праведники, как Раав из Иерихона или царь Давид прибегали ко лжи и были оправданы Богом? Действительно, мно­гие ветхозаветные праведники прибегали к неправде, но ведь были многие из них и многоженцами. Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), Новый Завет дал закон совершенный. Многое, что дозволялось в Ветхом За­вете, уже недопустимо для времени благодати. Нагорная проповедь Спасителя показывает нам возвышение Нового Завета перед Ветхим, возвышение благо­дати перед законом. В Новом Завете мы уже нигде не находим ни тени неправ­ды в устах праведников. В-пятых, не может быть «святой лжи», ибо всякая святость от Бога, а ложь – «свое» для сатаны (Ин. 8:44). Написано: «Всякая неправда есть грех» (1 Ин. 5:17). А может ли грех быть святым?! Может ли грех войти в Царствие Божие? Может ли быть тьма светлой? В-шестых, не может быть «лжи во спасение», ибо «кто говорит ложь, не спасется» (Пр.19:5) и «кто говорит ложь, погибнет» (Пр.19:9). Также говорит Господь в Апокалипсисе: «А вне (небесного Иерусалима) всякий любящий и де­лающий неправду» (22:15), «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою». Ясно сказано, что всякая ложь, с какой бы целью она ни совершалась, ведет к вечным мукам геенны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.