Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 20 страница



Откр.21:9– И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.Видим, что один и тот же Ангел может совершать совсем различные служения. Сходны и слова обращения Ангела к Иоанну в обоих случаях: «подойди, я покажу тебе суд над великою блудни­цею» (17:8) и пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

В 19:7 мы видим жену – невесту Агнца, приготовившую себя для бра­ка, ожидающую великое таинство. Теперь же видим их теснейшее блаженное общение. Что тогда было радостным ожиданием, то теперь – блаженная действительность.

Ангел говорит Иоанну: пойди, я покажу тебе... О чистые очи тайнозрителя, удостоенные этого дивного видения! Воистину «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). На земле видят небо, из времени созерцают вечность!

Жена – здесь должно разуметь не вообще женщину, а именно замуж­нюю женщину. Невеста Агнца – это тайна тайн Нового Завета. Это Мать рождающая и остающаяся Девой. Это Дева и Мать в одном лице. Две сущ­ности в одной ипостаси. В тайне Троицы три ипостаси в одном существе. В тайне Богородицы-Церкви два существа (Девы и Матери) в одной ипостаси (см. толкование на 12:1-2). Мать – образ земли, мать – сама земля, порож­дающая жизнь. Дева – образ неба, Дева – само небо, чистое и нетленное. Дева-Мать – это таинственный, священный, неизреченный союз неба и зем­ли.

Откр.21:10 – И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.Вознесение на гору духа Иоанна означа­ет, что мысль его была устремлена от земли к небесному. Пустыня – духовное состояние города-блудницы, а высокая гора, пишет Андрей Кесарийский, есть «возвышенная и премирная жизнь святых, которою украсится и прославится жена Агнца – горний Иерусалим». Небесный Иерусалим, Божия обитель в тварном мире и есть жена – невеста Агнца.

Откр.21:11– Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Не свою славу, не свою красоту – но Божию. Истинная слава твари не в ней самой, а в ее Творце. Потому славна Церковь (Еф. 5:27) и ее святые, что Сам Бог об­лекает их в Свою славу. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока» (Еф. 5:25.27). Свет Божественной славы излучало лицо Моисея, когда сходил он с горы к народу после беседы с Богом (Исх. 34:29-35). И на горе Фавор «Моисей и Илия; явившись во славе», беседовали со Христом (Лк. 9:30-31). Нетварная вечная слава Божия почила на них. Апостол Петр, видевший эту славу на Фаворе, пишет всем верным: «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:4; Еф.5:32). Увенчан­ная славой и честью Невеста-город имеет славу Божию. Потому славящий святых и Церковь (собрание святых) воздает не иному кому славу, как Богу.

Не тварное светило освещает город, но свет са­мосущий. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). (1Ин.1:5). Свет – сущность, естество Бога. От Него, «от Отца светов, у Которого нет измене­ния и ни тени перемены» (Иак. 1:17) получает освещение вечный город. Всякий человек, приходящий в мир Христа, в Церковь – Его обитель, просвещается этим нетварным, невечерним светом.

Чтобы как-то описать его, Иоанн говорит, что оно подобно драгоценнейшему камню. Нет таких кам­ней на земле, от которых исходил бы такой чудный свет. Но если сравни­вать, то это светило подобно как бы яспису кристалловидному – камню зеленому и прекраснейшему. Этим означено, что светило города несравнен­но, всегда растущее, цветущее и жизнеподательное. В картине небесного пре­стола в 4:3 «Сидящий», то есть Бог-Свет «подобен камню яспису и сардису», ибо там свет производил жизнь и суд (сардис – красный, цвета огня). Теперь суд позади, настала вечная жизнь, освещаемая светилом, подобным только яспису, а не яспису и сардису. В этом веке «милость и суд буду петь» (Пс. 100:1), в том – только милость и благость Божию. Да воскликнем и мы вместе с Исаией: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис. 60:1)!

Откр.21:12-13 – Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.. Этим означена полная и совершен­нейшая защищенность города. Но с другой стороны, этот город уже не будет иметь врагов, ибо они погибли. «Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе» (Ис. 54:14) – говорит Исаия об израильской Церкви. Он же говорит то, что «ворота его не будут запираться» (ст. 25). Стена города более указывает на его благоустроенность и благоукрашенность. Оборонительную же роль стены особо можно усматривать в условиях земного странствования Церкви.

Большая и высокая стена, «охраняющая живущих во святом граде, есть Христос», – пишет Андрей Кесарийский. Двенадцать ворот в стене Иерусалима означают двенадцать колен Израилевых. Имена этих колен и начертаны на них, как в древности были напи­саны на нарамнике израильского первосвященника. В видении пророка Иезекииля двенадцать ворот города, именующегося «Господь там», также назы­ваются именами колен Израилевых (Иез. 48:30-35). Имена колен Израилевых на воротах Небесного Иерусалима указывают на спасение Израиля, которое совершится в кончину века. «И так весь Израиль спасется, как на­писано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим. 11:26-27). Спасется причем не только уцелевшее колено Иуды, но и все двенадцать. Бог придет к цели с народом Своим. Так сыны двенадцати патриархов, сынов Иакова, станут сынами вечности.

С другой стороны, здесь разумеется духовный Израиль, Церковь искуп­ленных Ветхого и Нового Заветов. О духовном значении имен колен Изра­илевых см. 7:4-8. Исповедание (Иуда), видение (Рувим), искупление (Гад), блаженство (Асир), молитва (Неффалим), забвение (Манасия), послушание (Симеон), священнодействие (Левий), награда (Иссахар), сила и благоуха­ние (Завулон), приложение (Иосиф), болезнь (Вениамин) – вот двенадцать ворот, вводящих в небесный Иерусалим Нареченных этими именами Бог нарекает своими чадами

Двенадцать ворот означают и двенадцать Апостолов, через проповедь кото­рых все народы входят в Церковь. Это и двенадцать догматов апостольского учения (см. никео-цареградский Символ веры), просвещающие весь мир Две­надцать Апостолов указывают вход к Богу и в Его город.

На воротах города соответственно двенадцать Ангелов. О том, что верным дается Ангел-хранитель, неоднократно свидетельствует Писание (Пс. 90:11-12). Анге­лы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14). «Смотрите, не презирайте ни одного из ма­лых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18:10). «Тем более, – пишет Андрей Кесарийский, – двенадцати Апостолам споспешествуют в евангельской проповеди двенадцать первейших Ангелов». Двенадцать особых, высших Ангелов покрови­тельствовало двенадцати Апостолам в их трудах. Они стоят как привратники Церкви и небесного города вечности. Эти Ангелы охраняют всегдашнюю радость и веселие, совершеннейшую чистоту обитателей святого города.

Стены города соответствуют четырем сторонам света. На каждую сторону – по трое ворот. Это напоминает устройство Со­ломонова медного моря в храме: «Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к се­веру и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, – и море на них сверху» (2 Пар 4:4). Трое ворот на всех четырех сторонах означают, что через апостольскую (12) проповедь народы всех четырех сторон света придут поклониться Пресвятой Животворящей Троице. Крестообразное расположение ворот показывает, что именно крест научает все народы истин­ному богопочитанию. Только через крест открывается всем четырем концам мира Тро­ица. Крест соединяет и скрепляет собой весь мир и примиряет его с Богом, с Пресвятой Троицей. «Все части мира, – го­ворит святой Василий Великий, – приведены ко спасению частями креста». Христос пришел чтобы «в одном теле примирить обоих (язычников и израиль­тян) с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф 2:16).

Трое ворот города со всех четырех сторон означает также «троическую четверицу Апостолов, – исповедницу Святой Троицы» (Андрей Кесарийский). Еще здесь можно разуметь Евангелие Троицы, посланное на все четыре сто­роны света, либо четыре Евангелия, являющие Троицу.

Устройство ворот Иерусалима указует нам также таинственное значение священного числа двенадцать 12=3x4. Четыре – число этого мира, его сти­хий, его природы, его сторон, его измерений. Три – число единого Бога в Самом Себе, число Его ипостасей. Двенадцать – 3x4, означает явление Тро­ицы миру, соединение Бога с тварью, проникновение и освящение земли не­бесным существом. Апостольская (12) Церковь есть Троица, явленная миру (3x4). Или мир, погруженный в недра троической жизни Бога (4x3).

Откр.21:14 – Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.Стена города в соответствии с двенадцатью воротами имеет двенадцать оснований, двенадцать камней, где на каждом написано имя одного из Апос­толов. Каждодневно на литургии мы исповедуем свою веру «во единую... апостольскую Церковь». Апостол пишет верующим: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:19-20). Апостолы, приняв от Бога спасительное учение, преподали его людям и обратили к нему умы и сердца. Непосредственно от Бога приняли они спасительную благодать священства, которая передается теперь от них из рода в род, созидая и окормляя Цер­ковь. Когда приходил Христос, они были первыми двенадцатью камнями, которые заложил Сам божественный Строитель. Остальные камни заклады­ваются уже через них. Всем верующим пишет один из Апостолов – Петр, что в переводе означает камень: вы «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). Двенадцать Апостолов были тем семенем, которое бросил божественный Сеятель и от которого выросло всё древо Церкви. Они – то основание, на котором построен весь город. Но тут надо четко разуметь, что Апостолы не являются тем самосу­щим основанием, которое держит всё. Этим основанием является Сам Гос­подь. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенно­го, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный» (1Пет.2:6; Ис.28:16). Апостолы же – промежуточное звено между Христом и всей «постройкой». Как и сказано: «Быв утверждены на основании Апосто­лов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на кото­ром все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:20-21). Схема такова: Бог – Апостолы – Церковь, город Бога Живого. Как двенадцать родоначальников ветхозаветного Израиля были потомками трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова – так двенадцать Апостолов Нового Завета сами стоят на Пресвятой Троице (Отец, Сын и Дух Святой). То, что Апостолы не самосущие основания, а держат весь город, сами основываясь на краегульном камне – Христе, подчеркнуто тем, что они названы не просто Апостолы, но Апостолы Агнца – посланники Христа людям. (Мф.19:28). И опять-таки двенадцать ворот, направленных в разные стороны, означают, что различные народы каждый своим путем входят в Царствие Божие. Различные имена на воротах также означают свое­образие путей разных народов и людей. Но при всем историческом, географи­ческом, этнографическом, психологическом и характеристическом своеобразии путей вход в град Божий может быть только на апостольском основании. Толь­ко на основании апостольского учения и благодати, преподанных через них. При всем своеобразии, спасающей может быть только Церковь апостольская, ибо Апостолы будут определять достоинство того или другого (Мф. 19:28). Раз­личные исторические Церкви ведут свое начало от разных Апостолов (Петра, Андрея, Фомы), но все они имеют, хотя и разные, врата в град Божий. Но что могут представить различные протестантские и сектантские общества, основан­ные через полторы тысячи и более лет после Апостолов реформаторами? О каком апостольском основании могут они говорить, не имея ни апостольского рукоположения (а следовательно, и благодати), ни апостольского предания, ни апостольского учения, ни духа апостольского? Их «города и веси» основаны не на драгоценных камнях Апостолов (ст. 19), но на песке, глине и щебне ре­форматорских прелестей и заблуждений. Когда «разольются реки» Страшного Суда и «подуют ветры», то не опрокинутся ли «домы» их и не «будет ли паде­ние их великое»? (Мф. 7:26-27). А ты, душа, принадлежащая Церкви апостоль­ской, но по закону ее не живущая, как войдешь ты через врата апостольские? Как выдержишь суд апостольский, если учения их не содержишь и не подражаешь жизни и вере их (Евр. 13:7)?

Откр.21:15 – Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. В нашем слу­чае измерение дает описание измеряемого, чтобы показать величие, соразмер­ность, симметрию, великолепие и красоту города. В отличие от 11:1 измере­ние совершает здесь не Апостол, но сам Ангел. Величие и красота будущего города неизвестны людям, но открыты Ангелам. Через откровение Иоанна ангельское разумение о городе передается и людям, ибо мера человеческая, какова мера и Ангела (ст. 17).

Для измерения Ангел имеет золотую трость. С пророческим измерением тростью мы встречаемся также у пророка Иезекииля (Иез. 40:5; 42:16) и в Откр. 11:1-2. Трость имела значение определенной единицы измерения. Так, напри­мер, у Иезекииля она была «в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью» (Иез. 40:5). Величина апокалиптической трости нигде не указана.

В отличие от предыдущих случаев, этот Ангел имел золотую трость. Этим указано на досточестность этого Ангела, так и еще большую досточестность, величие и славу измеряемого – Нового Иерусалима. Ангельскому измере­нию (разумению) подлежит город, ворота и стена его. Хотя в дальнейшем тайнозрителем будут сообщены результаты измерения только города и сте­ны его, о воротах же ничего не будет сказано.

Откр.21:16-17 – Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.Стадия – древнегреческая мера длины, состав­ляющая около 185 метров. 12 000 стадий – 2 220 000 метров – 2 220 км. Таким образом, небесный город представляет собой куб ребром в 2 220 км. Чтобы лучше представить себе величину города, укажем примерно вершины квадрата, который мог бы занять основание города, будь он на нашей земле: Моск­ва, Омск, северная часть Пакистана, г. Халеб в Сирии. Возвышался бы город примерно на треть ра­диуса Земли (радиус Земли равен 6 378 км.).

Высота стены 144 локтя. Так как указано, что мера Ангела совпадает с мерой человеческой, то можно здесь разуметь обычный локоть, то есть примерно пол­метра. Значит высота стены примерно 72 м. Это соот­ветствует высоте 24-х этажного здания. Для нашего во­ображения это безусловно очень высокая стена, но она ничтожно мала в сравнении с высотой города. Ниже в 30 833 раза. В таком случае всю массу построек города можно представить себе в виде террас, восходящих от стен города к его вершине, увенчанной престолом Бога и Агнца (22:1).

Впрочем, сам текст Апокалипсиса на это никак не указывает. Сказано толь­ко, что основание квадратное, что длина города равна его ширине и высоте и даны величины длины (ширины и высоты) города, а также высота его стен.

Так эти числа указывают на неописуемое величие и неизреченную красо­ту, симметрию и соразмерность города! «Как возвышенны для меня помыш­ления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою» (Пс.138:17-18)! Истинны слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много.. А если быне так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин. 14:2). Апока­липтические числа указывают на эту множественность обителей в доме Отца Небесного. У Него все найдут место, вся великая семья чад Его, собранная со всех концов Земли, из всех народов и всех времен.

Но эти числа указывают не только на нумерическое (количественное) множество обителей, но и на благодатное множество Его даров. «От полно­ты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16). Это море благодати обильно и в самых разных видах проявилось во святых Его (про­роки, Апостолы, святители, преподобные, мученики, бессребреники, правед­ные, юродивые). Обильно и многообразно будет и вознаграждение. «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:42-43). Так, если уже в тлении, уничижении и немощи сеется такое изоби­лие и множественность благодатных сил и даров, о которых свидетельствует вся история Церкви, то каково будет восставшее в нетлении, славе и силе?! Каков город, таковы его обитатели, такова жизнь в нем!

Помимо этого число 12000=12x1000 может означать тысячекратное умно­жение семени апостольского. Апостолами, их учением и благодатью, преподан­ной через них, населяется вся Церковь, населяется небесный город Иерусалим. И опять-таки «размеры» Церкви-города указывают, что она – апостольская. На это же могут указывать и размеры стен города: 144=12x12 – сугубая про­поведь апостольская, вера апостольская, подтвержденная делами апостольски­ми. Ранее (7:4) мы видели всех верных, представленных как 144 000 запечат­ленных. Соответственно этому символико-мистическому числу всех верных, стена города их вечного жительства измеряется 144 локтями. Ибо стена – по Андрею Кесарийскому – есть также «божественное ограждение и покров, ко­торым будут охраняемы святые».

Андрей Кесарийский приводит еще такую расшифровку числа 12 000. 12 000:7=1714=1000+700+14. 1000 означает совершенство бесконечной жизни, 700 – совершенство покоя, 14=7x2 – двойное субботство души и тела. Заме­тим, что деление Андрея Кесарийского 12000 на 7 не случайное, ибо семь – число круга времен земных страданий, а 1714=1000+700+14 (7x2) трижды ука­зывает на совершенство вечного покоя. То, что число 12000 равным образом (длина, ширина, высота равны) употребляется трижды, указует на обретение веч­ного покоя только в Троице, причем равно во Отце, в Сыне и в Духе Святом.

Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и ши­рота– абсолютная незыблемость и прочность вечного города.

Длина и широта и высота его равны. Город живет жизнью Пресвятой Троицы, единосущной, нераздельной и неслиянной. Как не бывает длины без широты и без высоты, ибо всё в этом мире трехмерно, так и Бог в трёх ипостасях, а Церковь – в Боге-Троице («полнота Наполняющего всё во всём» Еф. 1:23). Как нельзя одно измерение отделить от другого (длину от шири­ны), так и Троица нераздельна. И как, наоборот, нельзя свести одно измере­ние к другому, так неслитны ипостаси Троицы и несводимы одна к другой. Как длина, широта и высота характеризуют один и тот же объект, так еди­носущна и Троица. Длина, широта и высота города равны, так равны в Бо­жестве Отец, Сын и Дух Святой. Небесный город Иерусалим предстал тайнозрителю обителью живоначальной, нераздельной и единосущной Троицы. Об этом написано на страницах Писания: «Чтобы вы, укорененные и утвер­жденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долго­та, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Хри­стову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18-19).

После описания размеров города Иоанн переходит к описанию материалов, из которых построен город (ст. 18-21). Драгоценность, сияние и красота кам­ней, из которых состоит город, соответствует духовному состоянию святых. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2:5). Об особой утонченности и красоте возрожденной природы пакибытия пророчествал Исаия: «Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней» (Ис. 54:11-12). «Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателем твоим – правду» (Ис. 60:17).

Откр.21:18 – Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.Стена города построена из ясписа. Это то, о чем пророчествовал еще Исаия: «и сделаю... всю ограду твою из драгоценных камней» (Ис. 54:12). О ясписе см. 4:3 и 21:11. Этим означена всегда цветущая и неувядающая жизнь святых.

А город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Нам сегодня не­представимо такое сочетание: золото, прозрачное как чистое стекло. Это го­ворит об изменении и просветлении природы будущего века. Сочетание блеска золота и прозрачности стекла показывает святость, великолепие, драгоцен­ность – с одной стороны; чистоту, ясность и светлость – с другой стороны. Таковы святые. Таковы они уже в этом веке, таковы им уготованы обители в будущем. Такова природа всего города, и построек, и улиц его (см. ст. 21) – такова природа Церкви.

Откр.21:19-20 – Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.Еще неясно, как скрытое туманной далью, видел Исаия: «и сделаю осно­вание твое из сапфиров» (Ис. 54:11). Иоанн видит уже подробно все две­надцать оснований, украшенных всякими драгоценными камнями.

Мы уже ранее видели двенадцать оснований стен города с начертанными на них именами Апостолов. Теперь говорится, что эти основания были укра­шены всякими драгоценными камнями. Это камни громадной величины, своим чудным видом украшающие вид всего города. Весь город переливает­ся неизреченными дивными разными цветами преломленного в этих камнях нетварного света. В нашем мире «не видел того глаз... что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Эти двенадцать камней-оснований с начертанными на них именами двенад­цати Апостолов весьма напоминают наперсник судный, носимый в Ветхом Заве­те первосвященником (Исх. 28:15-21). Там также было двенадцать драгоцен­ных камней с вырезанными на них, как на печатях, именами двенадцати колен Израилевых. Восемь камней ветхозаветного архиерея совпадают с камнями нового Иерусалима. Но четыре: анфракс, лигурий, ахат и охиний заменены в Новом Иерусалиме на халкидон, сардоникс, хризопрас и гиацинт (названия камней в разных переводах Библии несколько отличаются друг от друга). Андрей Кесарийский видит в этом указание на согласие Ветхого Завета с Новым, а также на преимущество святых, в Новом Завете просиявших.

Двенадцать драгоценных камней-оснований соответствуют двенадцати Апос­толам. Провести точно соответствие между камнями и Апостолами представля­ется трудным, так как мы не обладаем ни достаточным знанием совершенств и характерных особенностей каждого из Апостолов, ни знанием точного соответ­ствия различных свойств камней с качествами духовными. Не как утверждение истины, а, скорее, как некое гадание о ней (1 Кор. 13:12), приводит Андрей Кесарийский такое сопоставление, пользуясь словами, сказанными святым Епифанием о камнях в применении к начальникам колен Израилевых. Точно ведает об этом только Сам Бог, давший Откровение. Приведем теперь свойства кам­ней и соответствие их Апостолам по Андрею Кесарийскому.

1. Яспис – по цвету, подобно изумруду, зеленоватый. Это «верхов­ный Петр, носивший в теле мертвость Христову, показавший непрестанно цветущую и неувядающую к Нему любовь и теплою верою наставивший нас».

2. Сапфир – небесно-голубого и прозрачного цвета. Это «подобный небесному телу, блаженный Павел (строго говоря, имя Апостола Павла не дол­жно входить в этот список, ибо он не из двенадцати. – Г.Ф.), восхищенный даже до третьего неба (2 Кор. 12:2) и привлекающий других туда же».

3. Халкидон – небесно-голубого цвета, наполовину прозрачный и оттененный другими цветами. О нём Андрей Кесарийский пишет так: «Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же – уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом».

4. Смарагд – нежно-зеленого цвета, Андрей Кесарийский называет его камнем, «питающимся елеем и от него получающим блеск и красоту, им оз­начается проповедь Иоанна, божественным елеем умягчающего происходящее в нас от греха и драгоценным даром богословия дарующего нам никогда не ослабевающую веру».

5. Сардоникс – цвета светло-розовой крови под ногтем пальца. Один из более известных и употребительных драгоценных камней древности, представ­ляющий собой несколько измененный вид оникса. Это «Иаков, прежде других претерпевший за Христа умерщвление, на что и указывает ноготь, не испытывающий боли при обрезании».

6. Сердолик (4:3) – красный, как рубин, блестящий. «Целебный при опухолях и язвах от железа. Филипп, просвещаемый огнем Духа и врачую­щий душевные язвы прельщаемых».

7. Хризолит – прозрачный с желтовато-золотым блеском. «Варфоломей, блистающий добродетелями и проповедию».

8. Вирилл – цвета морской воды, а также воздуха. «Фома, совершив­ший дальнее путешествие для спасения индийцев».

9. Топаз – зеленовато-желтоватого цвета, или черного. «Источает млекообразный сок, целебный для глазных болезней. Матфей врачует Еван­гелием слепых сердцем и напояет молоком новорожденных в вере».

10. Хризопрас – зеленоватый, часто ударяющий в желтизну, прозрачный камень, превосходящий по блеску само золото. «Хрисо», по-гречески, золото, а «прас» – зеленый. Зеленоватый оттенок напоминает цвет мертвого тела. В связи с этим святой Андрей Кесарийский толкует: «Превосходящий блеском золото, хризопрас означает блаженного Фаддея, благовестившего царю Едесскому Авгарю Царство Божие, означаемое «золотом», и мертвость в нем (в отношении всего греховного. – Г.Ф.), знаменуемую «прасом».

11. Гиацинт – подобно гранату, тёмнокрасного цвета. «Лазоревый или небовидный. Симон, ревнитель Христовых дарований, имеющий небесное мудрование».

12. Аметист – бледно-фиолетового или багряного цвета. «Матфий, удо­стоившийся Божественного огня при разделении языков, и за пламенное влечение благоугождать Избравшему, заменивший место отпавшего».

Таковы цвета и свойства двенадцати апокалиптических камней-оснований Нового Иерусалима, показывающие его неотмирную красоту. В них очевидно преобладание зеленого цвета. Стена же, стоящая на двенадцати камнях, из ясписа, целиком зеленая. Само светило города, подобно кристалловидному зеле­ному яспису (ст. 11). Всюду – зеленый цвет жизни. Не случайно «и радуга вокруг престола, видом подобная – смарагду» (4:3). Померкли все остальные цвета земной радуги, и остался только зеленый цвет радуги иного мира. Пол­ный круг и зеленый цвет радуги – явленная тайнозрителю жизнь вечная. Из все­го «спектра совершенств» вырастает и расцветает город вечной жизни, неувядающего вечного блажен­ства. И как камень не теряет своего цвета, так вечнопребывающа жизнь в городе. Как на зеленом стебле распустившийся прекрасный цветок, так золо­той город (ст. 18-21) основан и окаймлен зеленым основанием и стенами. Вечнозеленая, неувядающая жизнь порождает золото божественной славы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.