Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 16 страница



Итак, можно подытожить сказанное о первой смерти и первом воскресе­нии. В первой смерти через грех человек разделяется с Богом. Душа, теряя свет и истину, впадает в грехи. Тело ослабевает, болеет и умирает. В первом воскресении душа через веру и таинства воскресает от грехов и обретает дар божественной вечной жизни. По смерти тела она переходит в небесные оби­тели Бога и блаженствует с Ним.

Теперь остановимся еще раз на втором лжеучении хилиазма: о видимом земном царстве Христа, основываемом на словах – и царствовали со Хри­стом тысячу лет. То, что такого видимого тысячелетнего царства на земле не будет, следует из одного пришествия Христова на Суд и одного всеобще­го воскресения всех. Кроме того, если такое царство должно наступить, то почему об этом ничего не говорил Христос и ничего не говорили Апостолы? Почему об этом совершенно молчат Евангелия и все апостольские послания? Почему на это нигде даже не намекается в эсхатологических речах Спасите­ля и Апостолов? Земного царства Мессии ожидали иудеи, ложно истолковывая ветхоза­ветные пророчества о Мессии и Его царстве. Они ждали земного владыку, который освободит их от римского ига и утвердит их царство над всеми народами. От этого чаяния первоначально не были свободны даже ученики Христа. Так они говорили: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Кото­рый должен избавить Израиля» (Лк.24:21). Такое ожидание иудеев и при­вело к тому, что они не приняли Христа, утверждающего духовное царство. Христос прилагал много усилий, чтобы разрушить ложную веру в грядущее земное царство Божие и чтобы утвердить веру в царство духовное. Об этом пишет Евангелист Лука: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом, и не ска­жут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Остается только удивляться, как можно, веруя словам Христа «не придет Царствие Божие приметным образом», всё-таки продолжать утверждать, что оно придет приметным образом на 1000 лет! О том, что есть Царствие Божие, ясно и многообразно учит Священное Писание. Так Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), или: «Царствие Мое не от мира сего» (Ин.18:36). А хилиасты говорят, что оно будет от мира сего. Апостол Павел пишет: «Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). И рас­сматриваемый нами текст (20:1-6) не даёт никаких оснований считать Царство Христово не духовным, но видимым. Об этом не сказано ничего. Христос на кресте связал сатану, изгнал его, как князя века сего, и основал Свое духовное царство на земле – Свою Церковь. От пришествия Христа на крест и до явле­ния антихриста – время духовного царства Христова. Каждый может принять это Царство в свое сердце, внутрь себя, и царствовать со Христом над грехами и всей вражьей силой. Сейчас время благодати, день спасения, царство Христо­во в сердцах людей. Так и святой Андрей Кесарийский говорит: «Мы принима­ем и считаем тысячу лет за время евангельской проповеди». С возгласом «Хри­стос царствует!» умирали первохристианские мученики на аренах амфитеат­ров. В кончину века на краткое время сатана еще раз будет отпущен и утвердит свое царство в лице антихриста.

Писание знает, таким образом, только две, а не три фазы Царствия Божия. Во-первых, невидимое, духовное Царство Божие в сердцах людей, ко­торые есть сейчас. И, во-вторых, вечное царство славы, которое наступит со вторым пришествием Христовым и кончиной века. Об этом так сказано: «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:33). Апостол Петр говорит, что через утверждение в вере «откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:11). Царство же, которое дано не вечно, а временно на тысячу лет, – неизвестно Писанию.

Иудеи, ожидая установления видимого царства Мессии, не приняли Хри­ста, установившего духовное царство. Придет лжемессия и создаст царство видимое – не примут ли его хилиасты? Не скажут ли: это то, что мы давно ожидали?.. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Человек, духов­но родившийся и воскресший от мертвых дел, блажен. Об этом особенно говорит Господь в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом... Блажен­ны плачущие... Блаженны кроткие... Блаженны чистые сердцем... Когда душа воскресает для Бога, то испытывает великое и небесное блаженство. Когда же душа расстается с телом и переходит в небесные обители, то это блаженство еще более усугубляется, как и Апостол Павел говорит: «для меня... смерть при­обретение» (Фил.1:21). «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе» (14:13). Поэтому и напутствует Церковь своих покойников молитвой: «Во бла­женном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему...».

Также сказано, что воскресший духовно – свят. Об этом пишет Апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:26). Так через крещение, это первое воскресение, душа освящается и человек соделывается свя­тым, и Апостол часто в посланиях именует верующих святыми. Воскресший духовно свят, ибо отделен от мира, умер для греха, посвящен Богу и освя­щен благодатью Христовой. А достойно прошедший земное поприще, подви­гом добрым подвизавшийся, течение совершивший, веру сохранивший (2 Тим. 4:7) восходит в небесный лик святых, предстоящих Богу. Над ними (участниками первого воскресения) смерть вторая не имеет власти. Духовно воскресший, «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (2:11), не подвергнется вечным мукам, ибо «имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Таковые будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (см. толкование 1,6).

Как же хилиасты подводят библейское обоснование своему учению? Что касается Нового Завета, то дело обстоит таким образом. Текстов о 1000-лет­нем царстве и предварительном восхищении Церкви нет. Но они берут свою уже готовую эсхатологическую концепцию и под нее подгоняют все места Писания. Берут места о пришествии Христовом и на каждое как бы навешивают ярлы­чок: это – о втором пришествии, это – о третьем, это – о четвертом. Также о воскресении: берут различные места и утверждают: здесь – о первом вос­кресении, здесь – о втором, здесь – о третьем. Поэтому сектантским настав­никам требуется часто немало усилий, чтобы объяснить своим верующим: в каком месте, о каком пришествии и о каком воскресении идет речь. Большее основание имеют хилиасты через неправильное толкование различ­ных ветхозаветных пророчеств о будущем царстве Мессии. При этом читаются такие места, как Ис. 11:1-10; Ис. 65:18-25; Мих. 4:1-8; Зах. 14:7-12.

Иудеи разумели пророчества о Мессии и Его царстве буквально, что придет Христос, освободит Израиля, утвердит его царство над всеми наро­дами и будет время великого благоденствия. В этом великая ошибка синаго­ги, приведшая к тому, что иудеи не приняли Христа.

Православная Церковь объясняет эти пророчества как указания на Иису­са Христа из Назарета и на то духовное царство, которое Он учредил Своею кровью. Соответственно эти пророчества Ветхого Завета объясняются духов­но-символически. Это не исключает однако того, что некоторые пророчества действительно указывают на возвращение евреев на родину в кончину века и основание ими царства, которое, однако, будет уже царством не Христа, а антихриста. Хилиасты же без всякого основания разумеют некоторые пророчества о Христе и Его царстве в духовном смысле (например, Дан. 2:34-35,44-45), а другие места разумеют буквально как указания на благоденственное 1000-летнее царство. Таким образом, хилиазм есть нечто полуиудейское и полу­христианское.

У нас нет возможности привести толкования всех этих ветхозаветных пророчеств. Эти толкования приведены в различных православных коммен­тариях Библии и в толкованиях святых отцов на ветхозаветные книги. Кратко отметим как надлежит понимать, например, пророчество в Ис. 11:1-10. По­добно этому должны толковаться и другие места. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепо­сти, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет су­дить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теле­нок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И коро­ва будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей свя­той горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды напол­няют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава». Корень Иессеев – это царь Давид. Отрасль от ветви его – Иисус Христос, Сын Давидов.

«И почиет на нем Дух» – помазание Иисуса Христа всеми дарами Духа Святого в крещении во Иордане.

«И будет судить» – нелицеприятный суд Христов. Так Он судил Сам, будучи на земле. Такой суд дал Своей Церкви, и так будет судить Сам всю вселенную.

«И жезлом уст Своих поразит землю» – суды, которыми Господь нака­зывает народы и особенно в кончину века во время великой скорби. «И духом уст Своих убьет нечестивого» – о поражении антихриста Хри­стом во втором Его пришествии. «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина». Христос говорил о Себе: «Я есмь истина». Он во всем праведен и истинен.

«Тогда волк» – это о совершенном изменении нравов, укрощении диких и необузданных племен и людей. Бывшие в духовно-нравственном смысле подобные диким и хищным зверям, становятся тихими, кроткими и незлобивыми, как домашние живот­ные. Таково действие христианства.

«Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей». Святая гора – это святая Церковь Христова, искореняющая всякое зло и вред. «Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». Евангелие царствия Христова будет проповедано всем народам.Люди, отстав от идолослужения, познают истинного единого Господа.

«И будет в тот день». «Тот день» – день спасения и благодати. Корень Иессеев – Сам Господь Иисус Христос, который воистину стал как знамя для народов. Иудеи не приняли Христа, и вот, к Нему обратились язычники и именно среди языческих народов про­цвело христианство. «И покой его» – смерть Христа на кресте, когда Он упокоился от Своего земного служения и жизни, стал славой Его. Крест прославил Христа среди народов. Великие мира сего имеют славу при жиз­ни, но упокоившись, уходят в забвение, а часто подвергаются и презрению. Христос же наоборот – при жизни был презираем, а по смерти – просла­вился, Крест не обесчестил Его, но прославил.

С чего начинается день? С радостного жизнеутверждающего восхода солнца. С пробужденного от «небытия» ночи ликования природы. Потом – зной, день с его трудами. К вечеру находят сумерки, сгущаются. Тьма оку­тывает землю. Всё засыпает и погружается во мрак.

Весной земля произращает чудные светло-зеленые растения, благоухающие ароматами новой жизни. Радостью жизни веет от пробужденной после зимней спячки природы. Потом – лето, время созревания, плодоношения, трудов. Но вот наступает грустная осень. Исчезают соки жизни, желтеют растения, скло­няют свои головы к земле, вянут и сгнивают. Всё умирает в холоде зимы.

В жизни человека так же: сначала цветущая юность со своей красотой, силой и радостью. Потом годы зрелости и многих трудов. И вот, сильного, могучего, умудренного человека настигает старость. Сгибается спина, трясутся руки, морщины накладываются на лицо, изменяет память, гнёт к земле, пока бездыханного и недвижущегося не примет сырая земля.

Природа, погруженная в ночь, надеется проснуться только на следующий день. Растения вновь оживут только в новом году. Человек воскреснет только в веке ином, для мира иного. Таков закон, привнесенный в мир грехом (в точных науках это формулируется как закон возрастания энтропии системы – второе начало термодинамики). Всё, рождаясь, умирает, ибо «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Сначала утро, свет и жизнь, потом – вечер, тьма и смерть. И причина тому – грех, разделивший тварь с Творцом. А потому всё в мире заблуждается, искажается, застывает, замирает, гаснет. Такова и история человечества. Сначала был Эдем. Потом – изгнание че­ловека из рая. И фактически вся история – это история человека, изгнанного из рая. Сокращаются годы жизни людей, гаснут их физические силы, растут нечестие, заблуждение, грех. Человечество всё более и более удаля­ется в своем развитии от Бога, уходит из Эдема навстречу вечному мраку ада. Таков непреложный закон развития отпавшей от Бога твари. Древнее человечество это хорошо понимало, создавая свои мифы о бывшем некогда «золотом веке». Оно не искало его в будущем, оно видело его в прошлом. Это была своего рода еще не утраченная память древних о рае. Также среди различных языческих народов существовало деление истории на периоды, означаемые каким-либо цветом (белый, желтый, красный, черный). Харак­терно при этом, что начальный период у всех светлый, как правило, белый.

Потом идут другие периоды, а последний у всех черный. Все видели конец человечества во мраке. Бог же властно вторгся в эту печальную картину. «Скажи им: живу Я, го­ворит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Чтобы люди шли не под гору, но в гору, надо их обратить в прямо противоположный путь. Идущим по пути от жизни к смерти надо обратиться и пойти обратно от смерти к жизни. Для этого прихо­дит Христос, ибо не может падающее создание само собою начать движение вверх. Для этого нужна иная, внешняя и высшая сила. Путь к свету и жизни уже не может быть совмещен с путем к мраку и смерти, это путь совершенно иной, противоположный. Вся земля в своем необратимом движении несется к смерти. Потому не должно искать жизнь и путь к ней на земле. Жизнь – на небе, в мире ином, и путь к жизни – это путь туда. Христос уже основал свое «тысячелетнее царство» света и жизни, но тщетно его искать на карте земли, ибо оно не от земли, «не от мира сего» (Ин. 18:36). Земля необратимо спе­шит в мрачную бездну смерти. Перед кончиной бывают предсмертные судоро­ги. Этой агонией, предсмертными судорогами человечества станет царство ан­тихриста. Потом – вечный мрак. Обратившиеся же от сего погибельного пути, вошедшие в духовное, неземное Царство Христово, войдут в Его вечное цар­ство славы, ничего общего с этим миром не имеющее. Эта земля пройдет и не будет ее, в тот мир войдет земля новая.

Люцифер, ангел света, не удовлетворился своим положением, но захотел быть «подобен Всевышнему» (Ис. 14:14), быть как Бог. Но он был за это низвергнут Архангелом Михаилом на землю. И человека лукавый искусил тем же самым: «будете, как боги» (Быт. 3:5). Но не стали, как боги, и потеряли рай.

Так начался лукавый путь дьявола, прослеживаемый в истории человече­ства. Низверженный с неба, он обещает рай на земле. Потерявший Бога обещает сделать богами. Свет именует тьмой, а тьму провозглашает светом. Изгнанным из рая и идущим во тьму внушает, что они идут от тьмы к све­ту. Самыми различными способами и формами он уводит людей от истинно­го Бога и обещает светлое будущее торжества жизни, истины, красоты, све­та здесь на земле. Как некую движущую пружину он вложил идею светло­го будущего на земле, в противовес миру иному, из которого сам низверг­нут, в сознание всех народов, рас и религий. И эта идея движет людей к грядущему царству на земле, которое будет ничем иным, как царством сата­ны и антихриста. Люди идут в эту черную пропасть, думая, что идут к све­ту, не желая увидеть невечерний свет иного мира. День склоняется к вече­ру, а они всё ждут света. Потеряв иной мир, они в этом мире ожидают рая. Не видя света нетварного, они очаровываются светом тварным. Поэтому совсем неслучайным был в XIV веке спор о тварности или нетварности Фаворского света. Тогда святитель Григорий Палама отстоял православное учение о нетварности этого света. Смысл в том, что есть два мира, а не один, и истинный свет – там, где является Сам Бог. Тварь идет к преображению только в том свете, который и есть Сам Бог, а не самозамыкается в преле­сти тварного света. Поэтому учение о тварности Фаворского света – это отпадение от Бога, от света неба к свету земли, к земному соблазну.

Грядущее «царство света» на земле, это и есть царство сатаны. И идею об этом земном «царстве света» сатана в самых разных формах вложил во все религиозные, философские и политические учения. Для каждого учения он выбирает наиболее соответственные и подходящие формы. Степень про­никновения этой идеи в разные учения различна. Ее опасность в том, что воодушевленные ею люди думают, что устремляются к свету, а сами вместе с этой идеей идут в вечный мрак.

Рассмотрим теперь подробно эту идею, столь лукаво рассеянную в философско-политических учениях и государственных системах, в христианстве, иудаизме, масонстве, сионизме, оккультизме.

ИУДЕЙСКИЙ ХИЛИАЗМ

В рамках иудейской религии, конечно, невозможно было отвергнуть еди­ного Бога-Творца и Его невидимое вечное царство. Но в кабалистических книгах (каббала – в переводе «предание») иудеев появились утверждения, что по прошествии шести тысяч лет господства нечестивых в седьмую тысячу лет наступит покой праведников. Эти мрачные мистические книги, которые записывались в виде преданий, утверждали, что мир, созданный в шесть дней, просуществует 6000 лет, а затем наступит суббота для праведников, придет мессия и устроит свое царство на земле. Умершие воскреснут и будут со­гражданами этого царства. Так иудеи стали ждать земного царства, которое должен был основать мессия, освободив их от римского владычества и ут­вердив власть иудеев над всеми народами. Это тысячелетнее царство иудеев должно предшествовать вечному царству Бога, которое начнется после тысячелетнего царства. Очень интересно отметить, что свое начало хилиазм берёт от каббалы. Помимо этого иудеи истолковывали различные ветхоза­ветные тексты в буквальном смысле, говорили о своем видимом царстве на земле над всеми народами, и о чувственных наслаждениях, которые они бу­дут иметь. Иудеи не приняли Христа, давшего им небо, но примут в будущем анти­христа, который даст им землю. Так из иудейства, как из зерна, произраста­ет всё древо учения о грядущем царстве блаженства на земле и охватывает все народы. Хотя конкретно зачастую трудно проследить, насколько это учение переходило в другие религии и народы из иудейства, а насколько оно возникало там может быть и независимо. Но хотя и независимо возникают друг от друга разные горные речки, однако все в конечном счете текут в одном направлении, и сливаясь в одну реку впадают в одно море. Корень же всем им – земля. Так и здесь, земные помыслы, вкладываемые сатаной, влекут всех, соединяя в одно, и к одному.

ХРИСТИАНСКИЙ ХИЛИАЗМ

Из иудейства хилиазм перешел в христианство первых веков и распрост­ранялся в нем по двум каналам: 1) среди еретиков; 2) среди многих первых христиан и существовал как частное мнение ряда отцов Церкви I-II веков.

Среди еретиков родоначальником хилиазма был Керинф (I в.), написав­ший свой Апокалипсис. Он, сообразно с иудейскими верованиями, ожидал, что Христос устроит Свое тысячелетнее царство и восстановит во всей красе и славе Иерусалим, и счастье населяющих это царство будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Святой Викторин (III в.), объяс­няя Апокалипсис, так писал: «Не должно слушать тех, кто утверждает, что 1000 лет есть земное царство, – они единомышленники еретика Керинфа». Учение Керинфа вообще было с элементами иудейства, философского бого­словия и христианства. Известна его встреча со святым Апостолом Иоанном Богословом в Ефесе и то, как резко Иоанн выступил против Керинфа. Уче­ние о тысячелетнем царстве иудеев проповедовала также еретическая секта иудействующих христиан-евионитов в конце I века. Оно вообще во многом сходится с учением Керинфа.

Проповедь о близком пришествии Христа и Его тысячелетнем царстве звучит и у монтанистов, отличавшихся неумеренным стремлением к экстати­ческим состояниям и «пророчествам». Самого их пророка Монтана (ум. ок. 175 г.) почитали за Утешителя, обещанного Христом (Ин. 16:7). В IV в. о 1000-летнем царстве учил еретик Апполинарий, бывший епископ в Лаодикии (354-382 гг.). На основе его трудов позднее возникнет монофизитство. Па­раллельно с еретиками о 1000-летнем царстве учили и многие первые хрис­тиане (I-III вв.). Но это не было общим верованием всех первохристиан. Так святой Иустин Философ (II в.), сам учивший о 1000-летнем царстве Хрис­та на земле, пишет, что среди истинных христиан часть приемлет это уче­ние, а часть нет.

Как частное мнение, не принятое всей Церковью, хилиастическое учение встречается у отцов и учителей Церкви первых веков. Его проповедовали Папий Иерапольский (75-150 гг.), ряд его притч и наставлений признан не­истинным, святой Иустин Философ (166 г.), святой Ириней Лионский (202 гг.), Тертуллиан (кон. II – нач. III вв.), который уклонился позднее в монтанизм, Юлий Африкан, Ипполит, Лактанций (III-IV вв.). Еще Апостол Павел боролся с учением, утверждавшим, что будто уже наступает день Христов (2Фес. 2:1-3; 2Тим. 2:16-18). Причем важно отметить, что уже тогда это учение выдавалось от имени Апостолов. Павел пишет о послании, якобы им посланном (2Фес. 2:2).

Церковь не приняла учения о 1000-летнем царстве. Хилиазм опровергали такие отцы, как Кай, пресвитер Римский (210 г.), Ориген (185-254 гг.), святой Дионисий Александрийский (248-265 гг., епископствовал в Александрии), святой Викторин (III в.). Когда в IV в. прекратились гонения на хри­стиан, то прекратились и надежды на земное 1000-летнее царство. Отцы Церкви называли чаяния хилиастов пустыми выдумками и смешными басня­ми. Второй Вселенский собор (381 г.) в Константинополе, выражая право­славное мнение всей Вселенской Церкви, осудил ересь Апполинария о 1000-летнем царстве и внес в Символ веры слова: «Его же Царствию не будет конца». С особой силой опровергал хилиастическое учение и учил о царстве благодати блаженный Августин (353-430 гг.), великий церковный учитель Запада. В V веке хилиазма уже не было. Так святой Андрей Кесарийский в своем толковании на Апокалипсис пишет, что Церковь не приняла этого уче­ния, а потому о нем излишне и говорить.

Вновь хилиазм оживает в эпоху Возрождения и Реформации в ряде ерети­ческих сект. Интересно отметить, что уход из Церкви сразу же с силой воскре­сил и это учение. В 1517 г. Мартин Лютер выступил с 95-ю тезисами и тем было положено начало Реформации в Германии. Всего через 7 лет, летом 1524 г., Томас Мюнцер, вождь анабаптизма, во главе крестьянско-плебейских масс с оружием в руках начал установление «царства Божия» на земле, царства «со­циальной справедливости». Эта война длилась до мая 1525 г., пока восстание не было подавлено. Вот во что вылился хилиазм анабаптистов (перекрещенцев), или «христианских братьев», положивших начало великим бунтам, восстаниям, а немного позднее и революциям. Так анабаптисты во главе с Томасом Мюнцером начали построение «царства Божия» на земле. Не случайно атеистический «Философский словарь» под редакцией Розенталя (1975 г., Москва) признает, что «религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму, а его полити­ческая программа была очень близка к уравнительному утопическому комму­низму» .

Но этим деятельность анабаптистов по устроению «царства Божия» не завершилась. В 1534 г. анабаптисты изгоняют из города Мюнстер епископа и образовывают свое протестантское государство во главе с Яном Матисом и Яном Лейденским. В 1534-1535 гг. существует уже Мюнстерская коммуна. По смерти Яна Матиса Ян Лейденский объявляется «царем Нового Израи­ля». Мюнстерская коммуна во всем подражает древнему Израилю. История повествует о всех ужасах, бывших в этом «царстве Божием». В июне 1535 г. Мюнстерская коммуна пала, а Ян Лейденский был казнен.

К середине XVI в. анабаптизм перестал существовать в своей первоначаль­ной форме, распавшись на ряд сект, отказавшихся от социальной борьбы. Социальная борьба продолжалась далее уже во всё более и более антирелигиозной форме. Сектанство же так и усвоило хилиазм, правда отказавшись от непосредственного построения 1000-летнего царства. Сектанты теперь ждут, когда придет Христос и создаст это царство на земле. Ныне многие сектан­ты: баптисты, меннониты, адвентисты, иеговисты исповедуют хилиазм.

ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ

Идея создания идеального и совершенного царства на земле двигала во все времена великими завоевателями и преобразователями государственных систем. Причем, как правило, эти вожди были не просто носителями государственной власти, но и власти религиозной и духовной. Учения этих вож­дей носили не просто политический характер, но и религиозно-мистический. Сами вожди зачастую в той или иной форме почитались богами, считались непогрешимыми и всемогущими. Царства их считались началом нового, гря­дущего, всесовершенного царства истины, блеска и славы на земле. Корни учения этих вождей, как правило, уходят в тайные мистические, оккультные, масонские круги, и там, теряясь, исчезают от внешнего наблюдения. Так преисподняя бездна устрояет свое царство на земле, пока в высшей форме всё это не осуществится в царстве антихриста. Пока бездна не открыта, но запечатана, миллионы людей рукоплещут великим правителям и, одержимые идеей светлого и великого будущего царства, безумно устремляются за своими вождями. Устремляются в бездну, думая, что идут к свету. Жаждут несказанных наслаждений, а пожинают невыразимые мучения.

Таковы были древние государства: Египет с его фараонами и жречеством, Ассирия, Вавилон и Персия с их императорами и культами, греко-македон­ская империя Александра Великого и действительно 1000-летнее Римское цар­ство. Таковы и два великих государства Востока: Индия и Китай.

Не прекращаются эти попытки и с утверждением на земле христианства. Укажем только на некоторые попытки установления такого царства. Известно, что царство Чингис-хана было принято за «царство пресвитера Иоанна». Оче­видна усиленная попытка в XII веке уничтожить православие. С Запада – разгромные походы крестоносцев, с Востока – монголо-татарские орды, изнут­ри – междоусобицы. Все эти события являются не просто рыцарскими исто­риями, но и конкретной борьбой «тайны беззакония» с царством Христа. Можно вспомнить и другие великие империи и их создателей. Так гран­диозная империя создана походами великого Тимура в 1370-1405 гг. Импе­рия Великих Моголов в Индии создана внуком Тимура Бабуром в 1526 г. Возможно, что Бабур был в определенной связи и с тайными учениями Индии и Тибета. В XIX веке на Западе попытку создания всемирной великой импе­рии прогресса предпринял Наполеон Бонапарт. XX век дал целый ряд гран­диознейших попыток построения такого царства с самых разных, внешне даже противоположных позиций. Миллионы людей устремляются за своими вож­дями, в безумном ослеплении стремясь построить свой Новый Мир. И жес­токие уроки, которые преподнес XX век этим несчастным миллионам, не вразумляют людей. Вавилонская башня строится... Здесь – мудрость. Име­ющий ум разумеет...

Несколько примитивно, но особенно ясно учение о светлом будущем че­ловечества на земле проступает в философии утопистов. Термин «утопия» буквально означает «место, которого нет». Так термин «утопия» очень ясно и правильно выражает сущность этого учения. Но к этому месту, устремля­ются лучшие умы, целые народы! Предпосылки утопического учения можно найти уже у некоторых писателей Древней Греции и Рима, у средневековых еретиков, в программах некоторых крестьянских вождей средневековья. Си­стематическое развитие утопизма начинается в эпоху Возрождения и Рефор­мации: Т. Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.) в Германии, Т. Мор (1478-1535 гг.) в Англии, Т. Кампанелла (1568-1639 гг.) в Италии. Интересно отметить, что учение монаха Кампанеллы было не только политическим, но и религиозно-мистическим, связанным с магией и астрологией. Дальнейшее развитие уто­пизм получил в трудах Ж. Мелье (1664-1729 гг.) – атеиста, всю жизнь служившего священником и всю жизнь обманывавшего своих прихожан, Г. Мабли (1709-1785 гг.), Морелли (XVIII в.), Г. Бабефа (1760-1797 гг.) и его последователей, Д. Чинстенли (XVII в.) участника диссидентских сект в Англии. Особое развитие утопизм получает в трудах Сен-Симона (1760-1825 гг.), Фурье (1772-1837 гг.) и Оуэна (1771-1858 гг.).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.