|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 13 страницаОткр.18:24 – И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.У пророка Иеремии так сказано: «Обида моя и плоть моя – на Вавилоне, скажет обитательница Сиона, и кровь моя – на жителях Халдеи, скажет Иерусалим. Посему так говорит Господь: вот, Я вступлюсь в твое дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его. И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей... Как Вавилон повергал пораженных Израильтян, так в Вавилоне будут повержены пораженные всей страны» (Иер. 51:35-37,49). Вавилон как столичный мировой город, как царица-блудница на водах многих, виноват не только за убиенных в нем самом (в нем найдена кровь), но и за всех убитых на земле. Все зверства, учиненные в подвластных Вавилону странах, взыщутся с него самого. Причем, Вавилон виноват не только в крови пророков и святых, но и всех убитых. Почуяв кровь, он уже не насыщается только одними христианами, но убивает кого ему вздумается, убивает людей, даже не знающих, за что они погибают. Так бывает при диктаторских режимах, когда начинают уничтожать уже не только не угодных режиму, но подряд, кого вздумается. Чем больше убитых – тем крепче диктатура. Но в один день и один час вся эта кровь взыщется от рук убийц.
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ Откр.19:1-2 – После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.Иоанн не указывает, конкретно кому принадлежал этот голос, но говорит только, что это был громкий голос как бы многочисленного народа. Андрей Кесарийский разумеет здесь под ликующими хорами всех небожителей – и ангельские силы, и равноангельских людей. Все вместе, как многочисленный народ небесного царства, они торжествуют, радуясь падению Вавилона, говоря: аллилуйя! На еврейском языке это означает «Хвалите Бога». Алиллуия – распространеннейший библейский возглас прославления и славословия Богу. И христианская Церковь в своих молитвословиях воссылает неоднократное «Аллилуйя» Богу. Аллилуия! – ликуют небеса – спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Более правильный перевод: «спасение, и слава, и сила...» Подобное славословие небожителей мы уже несколько раз встречали в Апокалипсисе (4:11; 5:12; 7:1,12; 12:10). Спасение... Господу наступило через падение Вавилона, ибо весьма досаждал Ему этот город своими грехами. И вот теперь Господь спасен от того, чтобы всегда это видеть и терпеть. Ничто так не оскорбляет Господа, как грехи Его творения. Но вот грех пресечен, Он спасен от созерцания греховной бунтующей твари. Спасены и христиане от своей страшной гонительницы – великой блудницы. Спасены верные от казней дьявола. И слава... Господу за суд, в котором восторжествовала справедливость, за низложение города греха, за торжество всемогущества Божия. И сила, ибо отныне Господь «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать... да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24-25,28). В падении Вавилона будет высшее проявление Божией силы на земле. Так небожители были побуждены к этому чудному славословию, ибо истинны и праведны суды Его. Земные суды часто служат лжи и неправде. Но истинны и праведны будут суды Божии. Потому, человек, оставь всякую ложь и неправду и соделайся служителем истины и правды! Рука блудницы проливала невинную кровь рабов Божиих. Души убиенных вопияли о возмездии (6:10). Возмездие наступило – и души праведных возликовали и прославили Господа за праведное воздаяние. Как свою собственную скорбь воспринимали небесные Ангелы скорби праведников. Как о своем собственном освобождении ликуют они теперь вместе с ними. О, чудное ликование небес! Ныне в немощах и скорбях. Ныне с надорванными и хриплыми голосами, ныне немые и глухие – тогда возликуют вместе с Ангелами громким голосом как бы многочисленного народа! Ныне шум и крики многочисленного народа, не ведающего Бога, заглушают стройное пение верных – тогда пение многочисленного народа верных огласит вселенную своей ангельской красотой. Откр.19:3 – И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.И вторично сказали: аллилуйя! Тем как бы подчеркивается: аминь, аминь – истинно так, и воссылают сугубую аллилуйю Богу. И дым ее восходил во веки веков. Это подобно пророчеству Исаии: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» (Ис. 34:9-10). Десять царей разрушат Вавилон и сожгут его. И дым от его развалин перейдет в дым вечного огня геенских мучений. Так земной суд над Вавилоном будет уже окончательным и ознаменует собой начало Страшного Суда. Подобное бывает и сейчас. Если человек еще при жизни окончательно и сознательно отворачивается от Бога, хуля Духа Святого и всякую благодать, то Господь попускает иногда еще на земле совершиться суду. И это суд окончательный, знаменующий для этого человека начало вечных мук. За такого, говорит Апостол Иоанн, не должно молиться (1Ин.5:16). Вот пример: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 22:21-23). Так муки от этих червей перешли для Ирода в вечные муки геенны, «где червь их не умирает» (Мк. 9:46). Дым от пожарища Вавилона, восходящий во веки веков, означает также, что посланные на Вавилон наказания на земле никогда не будут забыты. А также и то, что земным разрушением и огнем наказание Вавилона не ограничится, но перейдет в вечные муки геенского огня. Откр.19:4 – Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!В славословие небожителей включаются теперь ранее уже неоднократно виденные нами у престола Божия 24 старца и четыре животных. Они подтверждают небесное славословие, говоря: аминь! – истинно так, и сами вторят: аллилуйя! Бог представляется здесь сидящим на престоле. Под этим подразумевается или Его особое местопребывание на небесах, Его особое место славы, или же это высшие ангельские силы: Престолы, Херувимы и Серафимы. Ему, Богу, сидящему на престоле: аминь, аллилуйя! Откр.19:5– И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.Еще не все включились в славословие небес. Теперь же голос от престола Божия призывает всех рабов Его и боящихся Его воздать хвалу Богу. Никто не должен остаться в стороне. И малые в добродетели и подвигах простые христиане, и великие светила церковные, учителя, подвижники, мученики – все должны славить Бога. Из этого мы можем извлечь для себя и практический урок. Прославление Бога и служение Ему не есть и не должно быть исключительно делом церковной иерархии, монахов и подвижников. В этом должны участвовать все: малые и великие. Это дело каждого христианина. Каждый, по мере полученного от Бога дара и призвания, должен славить Бога и служить Ему всем сердцем и всею душею. Каждый должен найти свое место в «хоре», хвалящем Бога. Хвалишь ли ты Бога? Служишь ли Ему? Или стоишь безучастно в стороне?.. Чей же это голос от престола, призывающий хвалить Бога? Это не голос Самого Бога, ибо он говорит такие слова: Бога нашего. Но это может быть голос Агнца-Христа, говорившего некогда о Своем восхождении: «к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Или же голос высших ангельских сил – Престолов, Херувимов, Серафимов. Откр.19:6– И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.Теперь раздается прославление Бога от всего собора святых. Иоанн дает тройное сравнение звучности и силе этого голоса. Он: 1) как голос многочисленного народа; 2) как шум вод многих; 3) как голос громов сильных. Столь торжественно, величественно и потрясающе пение всех святых, под которыми некоторые разумели упомянутые псалмопевцем «воды, которые превыше небес» (Пс. 148:4). И поют они опять не что иное, как: аллилуйя! Эта «алиллуия» превзошла предыдущие по красоте и силе исполнения. Это был высший момент небесного торжества. О чем же теперь ликуют небеса? – о том, что воцарился Господь Бог Вседержитель! Это воцарение произошло через низвержение Вавилона и уничтожение нечестия, а также через утверждение нового порядка вещей, через установление во всей Вселенной нового царства, царства Господа Бога Вседержителя. Сейчас, душа, ты видишь часто торжество несправедливости, сил тьмы и нечестия, имеешь скорбь, живя в мире (Ин.16:33), но утешайся тем, что настанет день и наступят суды Божии, зло пресечется, Господь воцарится! Трепещи, однако, сама делать зло, дабы не подвергнуться вечному сокрушению, но потщись со всеми небесными силами воспеть: алиллуия! Откр.19:7 –Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12), – призывал Господь Своих последователей еще на земле. А Апостол Петр утешал верных христиан: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:13). И вот наступил последний момент мировой истории, пал Вавилон, наступает явление славы Божией, а потому призывают друг друга святые: Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу, – ту славу, которая Одному Ему приличествует и о которой Он говорил: «Не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Блажен, кто в тот день будет приглашен к радости и веселию, а не разразится в воплях отчаяния! И далее указывается причина, особо побудившая небожителей призвать всех к радости и веселью: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. Этоо союзе Христа и Церкви, который многократно и таинственно означается в Писании, как союз жениха и невесты, мужа и жены. Таким же образом означался еще и союз Господа с Израилем, ветхозаветной церковью. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» (Ис. 54:5-7). Подобным образом изображается отношение Господа к Израилю и у пророка Иезекииля: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею. Омыл я тебя водою (прообраз крещения) и смыл с тебя кровь и помазал тебя елеем (прообраз помазания Духом Святым – миропомазание). И надел на тебя узорчатое платье, и обул на тебя сафьяновые сандалии, и опоясал тебя виссоном (знак оправдания и праведности)... И дал на голову твою прекрасный венец» (Иез. 15:8-12). Так о своем обручении с народом говорит Господь через пророка Осию: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20). Новый же Завет особенно переносит эти отношения на союз Христа со Своей искупленной Церковью. Женихом именовал Себя Христос, когда был на земле. Так на вопрос, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). И если Своих учеников Христос назвал «сынами чертога брачного», то Иоанн Предтеча был другом Жениха на этом браке. Так сам Иоанн Креститель сказал о Христе, Церкве и себе: «имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29). И опять-таки, с союзом жениха и невесты, мужа и жены сравнивается благодатное соединение души и вообще Церкви со Христом. Так Апостол Павел говорит коринфянам: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 1:2). А в другом месте Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви». «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:25,23; 30-32). Когда спал Адам, то от ребра его была взята жена, а потому оставляет человек и отца и мать своих, чтобы снова воссоединиться с нею. Когда «уснул» Христос на Кресте сном смерти (Мф. 9:24), то от прободенного ребра Его истекли кровь и вода. И вот в благодатной воде крещения и крови причащения рождается Церковь, рождается для вечной жизни душа христианская. Так от ребра Христова взята Церковь, Невеста Его возлюбленная. Потому оставит Он во втором Своем славном пришествии Отца Своего Небесного и Пречистую Матерь Приснодеву Марию и придет как Жених к Невесте за Своей Церковью. «Тогда подобно будет Царство десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху... пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир» (Мф. 25:1,10). «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:36). Как и Церковь воспевает на Страстной седмице: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (тропарь утрени). И если пришествие Христово сравнивается с приходом жениха за невестой, то само соединение и вечное торжество Христа с Церковью, Бога с человечеством именуется брачным пиром или брачной вечерей Агнца (Мф.22:1-14; Откр.19:7,9). Это неизреченное, таинственное и всецелое соединение человека с Богом. Об этом и песнь небожителей, ибо наступил брак Агнца, наступил заветный и вожделенный час. Но в брачный чертог нельзя вступать без брачной одежды (Мф.22:11-13), и потому жена Его приготовила себя. Долгие века христианская Церковь, жена Агнца, приготовляла себя к встрече с небесным Женихом. Как же она приготовляла себя? Это приготовление заключалось в разработке, всё большем углублении и кристаллизации церковного учения, отсечении всевозможных пагубных ересей. В создании и совершении дивного и неповторимого богослужения. В бесчисленных подвигах святых подвижников, монахов и мучеников. В свидетельстве миру Божественной истины, явлении небесной нетварной красоты и излиянии людям мира, добра и любви. Это приготовление Церкви заключалось в благодатном освящении каждого своего чада и приведении его ко Христу, к небу. Последние приготовления Церкви совершатся во дни страшных гонений антихриста. Выйдя из этого всеочищающего горнила, Церковь будет окончательно приготовлена. Все приготовления ко браку закончены, светильники зажжены, время к полуночи, остается только жениху войти в брачный чертог. Скоро небесный брак. Душа, приготовила ли ты себя? Откр.19:8 – И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.Это и есть брачная одежда жены-Церкви, в ней она имеет право вступить в небесный брачный чертог. Сколь сильно отличается эта одежда от одежды великой блудницы. Там было всё роскошно, по-царски, порфира, багряница, золото, драгоценные камни, жемчуга. Здесь же чистый шёлк, означающий святость жены. Андрей Кесарийский объясняет значения виссона как светлость в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в размышлении и созерцании. Виссон чистый, потому что Церковь очистила своих чад от всех согрешений и пороков. То, что он светлый, означает, что она просветила их нетварным светом и соделала светом миру (Мф. 5:14). Просветила их небесной благодатью, как бы соткала их существо из тонкого света. В такую одежду никто не может облечься сам. Самостоятельные попытки очиститься от грехов и приобщиться неземного света являются плодом духовной прелести и приводят к чистоте и свету в собственных помутившихся глазах, а также перед заблуждающимися и бродящими во тьме людьми. В очах же Божиих и святых это нечистота и мрак. Таковы ложные религии и безрелигиозность, вынуждающие человека самому достигать то, чего он достичь не может, и что ему может быть только дано, как и здесь сказано, что дано было ей облечься в виссон. Не сама она этого достигла, но дано было ей от Бога, как дар Божий. И далее поясняется: виссон же есть праведность святых. Святые облекаются праведностью, тем, что их оправдает перед Богом. Что же может нас, падших тварей, оправдать перед Творцом? Во-первых, никакие собственные усилия сами по себе, ибо «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). Бог же милующий по Своему неизреченному человеколюбию, воплотившись, пролил Свою пречистую Кровь и ею оправдывает нас. И теперь в таинствах человек «получает оправдание даром, по благодати Его, искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3:24), облекается в чистую и светлую одежду, которая есть праведность святых. Только эта одежда, полученная в таинствах, и может нас оправдать перед Богом, ибо в таинствах облекаемся в Самого Христа, Который есть оправдание наше. См. об этом Гал. 3:27 (крещение), Рим. 8:8 (миропомазание), Ин. 6:56 (причащение), Еф. 5:31-32 (венчание). Но эту одежду надо сохранить в чистоте и светлости, иначе она не поможет. А это достигается верой, покаянием, духовными подвигами, молитвой и добрыми делами. Это можно сравнить так. Даёт нам одежду иной (Христос в таинствах), но носить-то ее нам самим (наша добродетельная жизнь во Христе). Откр.19:9 – И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Подчеркивая большую важность своих слов, Ангел повелевает не только выслушать сказанное им, но и записать. Мы уже видели, что означает брачная вечеря Агнца. Быть ее участником – это высшее блаженство. Но она будет только в вечности после Страшного Суда. Только когда последний спасаемый войдет в спасительный корабль Церкви (Деян. 2:47)и уничтожено будет зло, только тогда возможно будет неизреченное соединение твари с Творцем на брачной вечери Агнца. Однако и не вкусив еще блаженства того небесного брака, уже сейчас на земле блаженны званые на брачную вечерю. Ибо званые на небесный пир не ждут бессмысленного исчезновения человеческой жизни в никуда, как неверующие, не отчаиваются от ужасов вечной погибели. О таковых говорил Христос, что «верующий в Пославшего Меня... перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Таковые блаженны уже тем, что они званы на Божественную вечерю на небесах, и этим они утешаются и укрепляются в земных скорбях. Эти слова Ангела перекликаются со словами небесного голоса в 14:13: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе». Да, воистину блажен тот, кто уже на земле уготовил себе место на небесах! Андрей Кесарийский так разъясняет различные названия будущего века. Он называется «Царство Небесное» по его славе и честности; «Рай» – по неоскудению трапезы наслаждений; «Лоно Авраамово» – по упокоению в нем усопших; «Чертог и брак» – по бесконечному веселию и истинному неизреченному соединению Бога с Его рабами. Для усиления впечатления от своих слов о званых на вечерю Агнца и для подтверждения их истинности и божественного происхождения Ангел сказал Иоанну: сии суть истинные слова Божии. И «верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:24). Откр.19:10 – Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.Такой сценой заканчивается видение небесного торжества, ликующего о падении Вавилона. Иоанн поклоняется Ангелу, но тот не принимает его поклонения и указывает ему, чтобы он поклонился Богу. Это одно из основных мест Писания, приводимого сектантами против православного догмата о почитании и поклонении Ангелам. При этом они говорят, что вот Апостол Иоанн хотел поклониться Ангелу, но тот запретил ему это сделать, указав, что поклонение надлежит совершать только Богу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Православные, мол, поклоняются не только Богу, но и Ангелам и совершают им службы, чем и нарушают закон Божий. То, что такое толкование сектантов неверно, легко видно из следующих соображений. 1. Откровение было получено Иоанном на острове Патмос в 95 или 96 году. Или, даже если допустить версию раннего написания Апокалипсиса, то в 67 г. По крайней мере, никто не может сомневаться в том, что ко времени получения Откровения уже были насаждены Церкви по всей Малой Азии, в Ефесе, Смирне, Пергаме (гл. 1-3). Апостолы уже разнесли весть о Христе по многим странам. Так неужели после того, как ими была оглашена вся Римская империя, они всё еще не знали основной истины, кому принадлежит поклонение, а кому нет?! О чем же они тогда проповедывали язычникам, если они всё еще путались, кому можно поклоняться, а кому нет?! Неужели Иерусалимская Церковь, когда ею еще управляли все двенадцать Апостолов и в которой часто были явления Ангелов (Деян. 1:10; 5:19; 8:39; 12:6-11), так и не знала, что делать в таких случаях и поклонялась в своем «неведении» Ангелам, в то время, как этого нельзя было делать? Неужели одиннадцать Апостолов и авторы новозаветных священных книг все так и умерли, не узнав точно, кому можно, а кому нельзя поклоняться, и вот только в конце жизни об этом сообщается Апостолу Иоанну?! Получается, что учителя истинного богопоклонения не знали, кому следует поклоняться! К такому абсурдному выводу приводит сектантское толкование. К тому же можно заметить, что вопрос о дозволенном и недозволенном поклонении был вообще решен еще в Ветхом Завете. Иудеи это прекрасно знали. Не знали этого только язычники. 2. Если Апостолу Иоанну здесь наконец-то объясняется, что Ангелам нельзя кланяться, а только Богу, то почему он через краткое время совершает ту же самую ошибку? (22:8-9). Ведь не мог же в самом деле Иоанн забыть так быстро такую истину? Ведь всё это происходит не до дня Пятидесятницы, а когда он уже давно являлся столпом Церкви (Гал. 2:9). Как же тогда объяснить всё случившееся с тайнозрителем? Объяснение заключается, собственно, в словах самого Ангела: я сослужитель тебе и братьям твоим. Ангел ставит себя в один ряд с Апостолом и вообще всеми христианами (братьями). Зачем ему потребовалось это объяснить Иоанну? Не потому ли, что тот принял его не за сослужителя, а за Самого Владыку Христа? Уже и ранее Христос являлся ему в различных видах: то в виде Сына Человеческого (1:13; 14:14), то в виде Агнца (5:6). А в 20:1 мы действительно увидим Христа, явившегося в виде Ангела. Ангелом Завета называет Христа пророк Малахия (Мал. 3:1). Таким образом Иоанн, пораженный видением небесного торжества, принял явившегося Ангела за Самого Ангела Завета – Иисуса Христа и пал к ногам его, чтобы поклониться ему как Богу и владыке. Божеское поклонение надлежит только Богу. Ангел как бы говорит Иоанну: тебя поразило то свидетельство, с которым я явился тебе, но ведь свидетельство Иисусово есть дух пророчества. И ты, Иоанн, и братья твои, и я, Ангел, – всем нам, имеющим свидетельство Иисусово и возвещающим миру тайны грядущего, надо знать, что совершаем мы это не от своего ведения и разума, но через дух пророчества, который от Бога, а потому Богу поклонись. Так мы видим смиренномудрие светлых Ангелов, не присваивающих себе, подобно демонам, Божескую славу. О том же, что Ангелам как Ангелам надлежит честь и поклонение, многократно свидетельствует само Писание: Нав. 5:14-15; Суд. 13:20; 1Пар. 21:16, Чис. 22:31; Тов. 12:15-16; Дан. 8:16-18. Примеры пророка Валаама, Иисуса Навина, Маноя и жены его (родителей Самсона), Товита и Товии, Давида и старейшин его, пророка Даниила показывают, что Ангелам приличествует поклонение как Ангелам, и они его принимают. Также мы видим в Писании, что и святым надлежит поклонение как святым. Божеское же поклонение надлежит только Богу, и когда его оказывали Ангелам или святым, то те его отклоняли от себя. О том, что по примеру ветхозаветной Церкви и первые христиане почитали Ангелов, можно судить, например, из такого древнейшего свидетельства святого Иустина Философа (II в.): «Мы чтим как отца правды, так и пришедшего от Него Сына... вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов, и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены». Святой Иустин высказывает не просто свое частное мнение, но так свидетельствовали о поклонении непосредственные ученики Апостолов (святые Поликарп, Климент Римский, Игнатий Богоносец) (Апология 1-ая, п. 6). А Седьмой Вселенский Собор (787 г.) ясно учил: «Восторженно также принимаем и Господни и апостольские и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и величать во-первых собственно и истинно Богородицу, всех небесных сил высшую, а также и святые ангельские силы, блаженных и всехвальных Апостолов и пророков, славных святых и Богоносных учителей и всех преподобных мужей, и просить их ходатайства, т. к. они могут нас приближать к Царю всех – Богу, конечно, если мы будем соблюдать Его заповеди и стараться жить добродетельно». Десятым стихом 19-й главы закончилось описание основной картины Апокалипсиса (4:1-19:10). По нашему описанию толкования это была вторая картина, состоящая в свою очередь из картин А, Б, В (см. Приложение II). В эту картину была вставлена третья картина о жатве (14:14-20). Теперь в 19:11-21 мы увидим четвертую картину, открывшуюся тайнозрителю, картину Суда, совершаемого небесным всадником на белом коне – Христом. Но это не совсем отдельная от предыдущей картина. Если Христос и является уже в ином виде: не Агнца, а всадника, то всё-таки взяты некоторые образы и из предыдущих картин. Это два зверя (антихрист и лжепророк), цари и воинства земные, собранные на брань (16:16). Это и точило гнева Божия (14:19-20). Откр.19:11 – И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.Начинается новое видение. Этим означается, что пришествие Судьи будет с небес. Само небо раскроется, чтобы дать проход на землю белому коню и сидящему на нем всаднику, имеющему совершить Суд. Как небо некогда скрыло от глаз Апостолов возносящегося Господа, так же оно и откроет Его глазам грешного человечества в конце веков. Описанную в ст. 11-21 картину суда можно рассматривать как своеобразное продолжение описания брачного пира в первой половине этой главы. Как и в притчах Господних, брачный пир предполагает две группы лиц и имеет две стороны. Одни входят в брачный чертог, а другие остаются вне его (Мф. 25:10-12). В 7-9 стихах было сказано о блаженстве участников брачной вечери Агнца, а в ст. 11-21 говорится о недопущенных к вечери Суда Божия. Итак, через отверстое небо видит Иоанн, вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный. Такое имя в собственном смысле приличествует только Самому Христу, как и в 13-м стихе Он явно будет назван Словом Божиим, т. е. это Сын Божий – Христос (Ин. 1:1-2). «Всякий человек ложь» (Пс.115:2), и нет среди людей никого, кто по своей природе был бы Верный и Истинный, природа человека испорчена тем, кто «лжец и отец лжи» и «когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин. 8:44). О явившемся же всаднике сказано, что Он называется Верный и Истинный. А имя отражает существо носящего его. Не случайно поэтому и в Ветхом Завете праведникам, вступавшим в новое отношение с Богом, давалось и новое имя (Аврам-Авраам, Сара-Сарра, Иаков-Израиль). Не случайно и в Новом Завете в крещении дается человеку новое имя, как обретшему новое существо, а также при уходе из мира в монашество человек тоже получает новое имя. Господь же говорит о Себе: «Я есмь истина» (Ин.14:6). Это Его имя, Его существо. Он – Верный и Истинный. И это Его особенное имя как судьи. Он – верный Себе, Своим обетованиям и Своему закону и будет всех судить по истине. Верным и истинным Он явится судить мир.
|
|||
|