Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 13 страница



Откр.18:24 – И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.У пророка Иеремии так сказано: «Обида моя и плоть моя – на Вавило­не, скажет обитательница Сиона, и кровь моя – на жителях Халдеи, скажет Иерусалим. Посему так говорит Господь: вот, Я вступлюсь в твое дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его. И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей... Как Вавилон повергал пораженных Израильтян, так в Вавилоне будут по­вержены пораженные всей страны» (Иер. 51:35-37,49).

Вавилон как столичный мировой город, как царица-блудница на водах многих, виноват не только за убиенных в нем самом (в нем найдена кровь), но и за всех убитых на земле. Все зверства, учиненные в подвластных Ва­вилону странах, взыщутся с него самого. Причем, Вавилон виноват не толь­ко в крови пророков и святых, но и всех убитых. Почуяв кровь, он уже не насыщается только одними христианами, но убивает кого ему вздумает­ся, убивает людей, даже не знающих, за что они погибают. Так бывает при диктаторских режимах, когда начинают уничтожать уже не только не угод­ных режиму, но подряд, кого вздумается. Чем больше убитых – тем креп­че диктатура. Но в один день и один час вся эта кровь взыщется от рук убийц.

 

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Откр.19:1-2 – После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.Иоанн не указывает, конкретно кому принадлежал этот голос, но гово­рит только, что это был громкий голос как бы многочисленного народа. Андрей Кесарийский разумеет здесь под ликующими хорами всех небожите­лей – и ангельские силы, и равноангельских людей. Все вместе, как много­численный народ небесного царства, они торжествуют, радуясь падению Ва­вилона, говоря: аллилуйя! На еврейском языке это означает «Хвалите Бога». Алиллуия – распространеннейший библейский возглас прославления и сла­вословия Богу. И христианская Церковь в своих молитвословиях воссылает неоднократное «Аллилуйя» Богу. Аллилуия! – ликуют небеса – спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Более правильный перевод: «спасе­ние, и слава, и сила...» Подобное славословие небожителей мы уже несколь­ко раз встречали в Апокалипсисе (4:11; 5:12; 7:1,12; 12:10). Спасение... Господу наступило через падение Вавилона, ибо весьма досаждал Ему этот город своими грехами. И вот теперь Господь спасен от того, чтобы всегда это видеть и терпеть. Ничто так не оскорбляет Господа, как грехи Его тво­рения. Но вот грех пресечен, Он спасен от созерцания греховной бунтую­щей твари. Спасены и христиане от своей страшной гонительницы – вели­кой блудницы. Спасены верные от казней дьявола. И слава... Господу за суд, в котором восторжествовала справедливость, за низложение города гре­ха, за торжество всемогущества Божия. И сила, ибо отныне Господь «уп­разднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит цар­ствовать... да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24-25,28). В падении Вави­лона будет высшее проявление Божией силы на земле. Так небожители были побуждены к этому чудному славословию, ибо истинны и праведны суды Его. Земные суды часто служат лжи и неправде. Но истинны и праведны будут суды Божии. Потому, человек, оставь всякую ложь и неправду и соделайся служителем истины и правды!

 Рука блудницы проливала невин­ную кровь рабов Божиих. Души убиенных вопияли о возмездии (6:10). Воз­мездие наступило – и души праведных возликовали и прославили Господа за праведное воздаяние. Как свою собственную скорбь воспринимали небес­ные Ангелы скорби праведников. Как о своем собственном освобождении ликуют они теперь вместе с ними. О, чудное ликование небес! Ныне в немо­щах и скорбях. Ныне с надорванными и хриплыми голосами, ныне немые и глухие – тогда возликуют вместе с Ангелами громким голосом как бы мно­гочисленного народа! Ныне шум и крики многочисленного народа, не веда­ющего Бога, заглушают стройное пение верных – тогда пение многочислен­ного народа верных огласит вселенную своей ангельской красотой.

Откр.19:3 – И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.И вторично сказали: аллилуйя! Тем как бы подчеркивается: аминь, аминь – истинно так, и воссылают сугубую аллилуйю Богу. И дым ее восходил во веки веков. Это подобно пророчеству Исаии: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горя­щею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» (Ис. 34:9-10). Десять царей разрушат Вавилон и сожгут его. И дым от его развалин перейдет в дым вечного огня геенских мучений. Так земной суд над Вавилоном будет уже окончательным и ознаменует собой начало Страшного Суда. Подобное бывает и сейчас. Если человек еще при жизни окончательно и сознательно отворачивается от Бога, хуля Духа Святого и всякую благодать, то Господь попускает иногда еще на земле совершиться суду. И это суд окончательный, знаменующий для этого человека начало вечных мук. За такого, говорит Апостол Иоанн, не должно молиться (1Ин.5:16). Вот пример: «В назначенный день Ирод, одевшись в царс­кую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ воскли­цал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 22:21-23). Так муки от этих червей перешли для Ирода в вечные муки геенны, «где червь их не умирает» (Мк. 9:46).

Дым от пожарища Вавилона, восходящий во веки веков, означает также, что посланные на Вавилон наказания на земле никогда не будут забыты. А также и то, что земным разрушением и огнем наказание Вавилона не ограни­чится, но перейдет в вечные муки геенского огня.

Откр.19:4 – Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!В славословие небожителей включаются теперь ранее уже неоднократно виденные нами у престола Божия 24 старца и четыре животных. Они под­тверждают небесное славословие, говоря: аминь! – истинно так, и сами вто­рят: аллилуйя!

Бог представляется здесь сидящим на престоле. Под этим подразумева­ется или Его особое местопребывание на небесах, Его особое место славы, или же это высшие ангельские силы: Престолы, Херувимы и Серафимы.

Ему, Богу, сидящему на престоле: аминь, аллилуйя!

Откр.19:5– И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.Еще не все включились в славословие небес. Теперь же голос от престо­ла Божия призывает всех рабов Его и боящихся Его воздать хвалу Богу. Никто не должен остаться в стороне. И малые в добродетели и подвигах простые христиане, и великие светила церковные, учителя, подвижники, мученики – все должны славить Бога. Из этого мы можем извлечь для себя и практический урок. Прославление Бога и служение Ему не есть и не дол­жно быть исключительно делом церковной иерархии, монахов и подвижни­ков. В этом должны участвовать все: малые и великие. Это дело каждо­го христианина. Каждый, по мере полученного от Бога дара и призвания, должен славить Бога и служить Ему всем сердцем и всею душею. Каждый должен найти свое место в «хоре», хвалящем Бога. Хвалишь ли ты Бога? Служишь ли Ему? Или стоишь безучастно в стороне?..

Чей же это голос от престола, призывающий хвалить Бога? Это не го­лос Самого Бога, ибо он говорит такие слова: Бога нашего. Но это может быть голос Агнца-Христа, говорившего некогда о Своем восхождении: «к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Или же голос высших ангельских сил – Престолов, Херувимов, Серафимов.

Откр.19:6– И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.Теперь раздается прославление Бога от всего собора святых. Иоанн дает тройное сравнение звучности и силе этого голоса. Он: 1) как голос многочисленного народа; 2) как шум вод многих; 3) как голос громов сильных. Столь торжественно, величественно и потря­сающе пение всех святых, под которыми некоторые разумели упомянутые псал­мопевцем «воды, которые превыше небес» (Пс. 148:4). И поют они опять не что иное, как: аллилуйя! Эта «алиллуия» превзошла предыдущие по красоте и силе исполнения. Это был высший момент небесного торжества. О чем же теперь ликуют небеса? – о том, что воцарился Господь Бог Вседержитель! Это воцарение произошло через низвержение Вавилона и уничтожение нечестия, а также через утверждение нового порядка вещей, через установление во всей Вселенной нового царства, царства Господа Бога Вседержителя.

Сейчас, душа, ты видишь часто торжество несправедливости, сил тьмы и нечестия, имеешь скорбь, живя в мире (Ин.16:33), но утешайся тем, что настанет день и наступят суды Божии, зло пресечется, Господь воцарится! Трепещи, однако, сама делать зло, дабы не подвергнуться вечному сокруше­нию, но потщись со всеми небесными силами воспеть: алиллуия!

Откр.19:7 –Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12), – призывал Господь Своих последователей еще на земле. А Апостол Петр уте­шал верных христиан: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, ра­дуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:13). И вот наступил последний момент мировой истории, пал Вавилон, наступает явление славы Божией, а потому призывают друг друга святые: Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу, – ту славу, которая Одному Ему приличествует и о которой Он говорил: «Не дам сла­вы Моей иному» (Ис. 42:8). Блажен, кто в тот день будет приглашен к ра­дости и веселию, а не разразится в воплях отчаяния!

И далее указывается причина, особо побудившая небожителей призвать всех к радости и веселью: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. Этоо союзе Христа и Церкви, который многократно и таинственно означа­ется в Писании, как союз жениха и невесты, мужа и жены. Таким же образом означался еще и союз Господа с Израилем, ветхозаветной церковью. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставлен­ную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время я оставил тебя, но с вели­кою милостью восприму тебя» (Ис. 54:5-7). Подобным образом изображается отношение Господа к Израилю и у пророка Иезекииля: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и всту­пил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею. Омыл я тебя водою (прообраз крещения) и смыл с тебя кровь и помазал тебя еле­ем (прообраз помазания Духом Святым – миропомазание). И надел на тебя узорчатое платье, и обул на тебя сафьяновые сандалии, и опоясал тебя виссоном (знак оправдания и праведности)... И дал на голову твою прекрасный венец» (Иез. 15:8-12). Так о своем обручении с народом говорит Господь через пророка Осию: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20). Новый же Завет особенно переносит эти от­ношения на союз Христа со Своей искупленной Церковью. Женихом именовал Себя Христос, когда был на земле. Так на вопрос, почему Его ученики не по­стятся, Он ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). И если Своих учеников Христос назвал «сынами чертога брачно­го», то Иоанн Предтеча был другом Жениха на этом браке. Так сам Иоанн Креститель сказал о Христе, Церкве и себе: «имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос же­ниха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29). И опять-таки, с союзом жениха и невесты, мужа и жены сравнивается благодатное соединение души и вообще Церкви со Христом. Так Апостол Павел говорит коринфянам: «Я обру­чил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 1:2). А в другом месте Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» и «муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви». «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посе­му оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:25,23; 30-32). Когда спал Адам, то от ребра его была взята жена, а потому оставляет человек и отца и мать своих, чтобы снова воссоединиться с нею. Когда «уснул» Христос на Кресте сном смерти (Мф. 9:24), то от прободенного ребра Его истекли кровь и вода. И вот в благодатной воде крещения и крови причащения рождается Церковь, рождается для вечной жизни душа хри­стианская. Так от ребра Христова взята Церковь, Невеста Его возлюбленная. Потому оставит Он во втором Своем славном пришествии Отца Своего Небес­ного и Пречистую Матерь Приснодеву Марию и придет как Жених к Невесте за Своей Церковью. «Тогда подобно будет Царство десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху... пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир» (Мф. 25:1,10). «И вы будьте подобны людям, ожидаю­щим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:36). Как и Церковь воспевает на Страстной сед­мице: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (тропарь утрени). И если пришествие Христово сравнивается с приходом жениха за невестой, то само соединение и вечное торжество Христа с Церковью, Бога с человечеством именуется брачным пиром или брачной вечерей Агнца (Мф.22:1-14; Откр.19:7,9). Это неизреченное, таинственное и всецелое соединение чело­века с Богом. Об этом и песнь небожителей, ибо наступил брак Агнца, насту­пил заветный и вожделенный час. Но в брачный чертог нельзя вступать без брачной одежды (Мф.22:11-13), и потому жена Его приготовила себя. Дол­гие века христианская Церковь, жена Агнца, приготовляла себя к встрече с небесным Женихом. Как же она приготовляла себя? Это приготовление заклю­чалось в разработке, всё большем углублении и кристаллизации церковного учения, отсечении всевозможных пагубных ересей. В создании и совершении дивного и неповторимого богослужения. В бесчисленных подвигах святых подвижников, монахов и мучеников. В свидетельстве миру Божественной истины, явлении небесной нетварной красоты и излиянии людям мира, добра и любви. Это приготовление Церкви заключалось в благодатном освящении каждого своего чада и приведении его ко Христу, к небу. Последние приготовления Церкви совершатся во дни страшных гонений антихриста. Выйдя из этого всеочищающего горнила, Церковь будет окончательно приготовлена. Все приготов­ления ко браку закончены, светильники зажжены, время к полуночи, остается только жениху войти в брачный чертог.

Скоро небесный брак. Душа, приготовила ли ты себя?

Откр.19:8 – И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.Это и есть брачная одежда жены-Церкви, в ней она имеет право вступить в небесный брачный чертог. Сколь сильно отличается эта одежда от одежды великой блудницы. Там было всё роскошно, по-царски, порфира, багряница, золото, драгоценные камни, жемчуга. Здесь же чистый шёлк, означающий святость жены. Андрей Кесарийский объясняет значения виссо­на как светлость в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в размыш­лении и созерцании. Виссон чистый, потому что Церковь очистила своих чад от всех согрешений и пороков. То, что он светлый, означает, что она про­светила их нетварным светом и соделала светом миру (Мф. 5:14). Просвети­ла их небесной благодатью, как бы соткала их существо из тонкого света. В такую одежду никто не может облечься сам. Самостоятельные попытки очи­ститься от грехов и приобщиться неземного света являются плодом духов­ной прелести и приводят к чистоте и свету в собственных помутившихся гла­зах, а также перед заблуждающимися и бродящими во тьме людьми. В очах же Божиих и святых это нечистота и мрак. Таковы ложные религии и безрелигиозность, вынуждающие человека самому достигать то, чего он до­стичь не может, и что ему может быть только дано, как и здесь сказано, что дано было ей облечься в виссон. Не сама она этого достигла, но дано было ей от Бога, как дар Божий.

И далее поясняется: виссон же есть праведность святых. Святые обле­каются праведностью, тем, что их оправдает перед Богом. Что же может нас, падших тварей, оправдать перед Творцом? Во-первых, никакие собственные усилия сами по себе, ибо «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). Бог же милующий по Своему неизреченному человеколюбию, воплотившись, пролил Свою пречи­стую Кровь и ею оправдывает нас. И теперь в таинствах человек «получает оправдание даром, по благодати Его, искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3:24), облекается в чистую и светлую одежду, которая есть правед­ность святых. Только эта одежда, полученная в таинствах, и может нас оп­равдать перед Богом, ибо в таинствах облекаемся в Самого Христа, Кото­рый есть оправдание наше. См. об этом Гал. 3:27 (крещение), Рим. 8:8 (миро­помазание), Ин. 6:56 (причащение), Еф. 5:31-32 (венчание). Но эту одежду надо сохранить в чистоте и светлости, иначе она не поможет. А это достига­ется верой, покаянием, духовными подвигами, молитвой и добрыми делами. Это можно сравнить так. Даёт нам одежду иной (Христос в таинствах), но носить-то ее нам самим (наша добродетельная жизнь во Христе).

Откр.19:9 – И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Подчеркивая большую важность своих слов, Ангел повелевает не только выслушать сказанное им, но и записать. Мы уже видели, что означает брачная вечеря Агнца. Быть ее участником – это высшее блаженство. Но она будет только в вечности после Страшного Суда. Только когда последний спасаемый войдет в спасительный корабль Церкви (Деян. 2:47)и уничтожено будет зло, только тогда возможно будет неизреченное соединение твари с Творцем на брачной вечери Агнца. Однако и не вкусив еще блаженства того небесного брака, уже сейчас на земле блажен­ны званые на брачную вечерю. Ибо званые на небесный пир не ждут бессмысленного исчезновения человеческой жизни в никуда, как неверующие, не отчаиваются от ужасов вечной погибели. О таковых говорил Христос, что «верующий в Пославшего Меня... перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Таковые блаженны уже тем, что они званы на Божественную вечерю на небесах, и этим они утешаются и укрепляются в земных скорбях. Эти слова Ангела перекликаются со словами небесного голоса в 14:13: «От­ныне блаженны мертвые, умирающие в Господе». Да, воистину блажен тот, кто уже на земле уготовил себе место на небесах!

Андрей Кесарийский так разъясняет различные названия будущего века. Он называется «Царство Небесное» по его славе и честности; «Рай» – по неоскудению трапезы наслаждений; «Лоно Авраамово» – по упокоению в нем усопших; «Чертог и брак» – по бесконечному веселию и истинному неизре­ченному соединению Бога с Его рабами.

Для усиления впечатления от своих слов о званых на вечерю Агнца и для подтверждения их истинности и божественного происхождения Ангел сказал Иоанну: сии суть истинные слова Божии. И «верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:24).

Откр.19:10 – Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.Такой сценой заканчивается видение небесного торжества, ликующего о падении Вавилона. Иоанн поклоняется Ангелу, но тот не принимает его по­клонения и указывает ему, чтобы он поклонился Богу. Это одно из основ­ных мест Писания, приводимого сектантами против православного догмата о почитании и поклонении Ангелам. При этом они говорят, что вот Апостол Иоанн хотел поклониться Ангелу, но тот запретил ему это сделать, указав, что поклонение надлежит совершать только Богу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Православные, мол, поклоня­ются не только Богу, но и Ангелам и совершают им службы, чем и наруша­ют закон Божий.

То, что такое толкование сектантов неверно, легко видно из следующих соображений.

1. Откровение было получено Иоанном на острове Патмос в 95 или 96 году. Или, даже если допустить версию раннего написания Апокалипсиса, то в 67 г. По крайней мере, никто не может сомневаться в том, что ко времени получения Откровения уже были насаждены Церкви по всей Малой Азии, в Ефесе, Смир­не, Пергаме (гл. 1-3). Апостолы уже разнесли весть о Христе по многим стра­нам. Так неужели после того, как ими была оглашена вся Римская империя, они всё еще не знали основной истины, кому принадлежит поклонение, а кому нет?! О чем же они тогда проповедывали язычникам, если они всё еще путались, кому можно поклоняться, а кому нет?! Неужели Иерусалимская Церковь, когда ею еще управляли все двенадцать Апостолов и в которой часто были явления Анге­лов (Деян. 1:10; 5:19; 8:39; 12:6-11), так и не знала, что делать в таких случа­ях и поклонялась в своем «неведении» Ангелам, в то время, как этого нельзя было делать? Неужели одиннадцать Апостолов и авторы новозаветных священ­ных книг все так и умерли, не узнав точно, кому можно, а кому нельзя покло­няться, и вот только в конце жизни об этом сообщается Апостолу Иоанну?! Получается, что учителя истинного богопоклонения не знали, кому следует поклоняться! К такому абсурдному выводу приводит сектантское толкование. К тому же можно заметить, что вопрос о дозволенном и недозволенном покло­нении был вообще решен еще в Ветхом Завете. Иудеи это прекрасно знали. Не знали этого только язычники.

2. Если Апостолу Иоанну здесь наконец-то объясняется, что Ангелам нельзя кланяться, а только Богу, то почему он через краткое время совершает ту же самую ошибку? (22:8-9). Ведь не мог же в самом деле Иоанн забыть так быстро такую истину? Ведь всё это происходит не до дня Пятидесятницы, а когда он уже давно являлся столпом Церкви (Гал. 2:9).

Как же тогда объяснить всё случившееся с тайнозрителем? Объяснение зак­лючается, собственно, в словах самого Ангела: я сослужитель тебе и братьям твоим. Ангел ставит себя в один ряд с Апостолом и вообще всеми христианами (братьями). Зачем ему потребовалось это объяснить Иоанну? Не потому ли, что тот принял его не за сослужителя, а за Самого Владыку Христа? Уже и ранее Христос являлся ему в различных видах: то в виде Сына Человеческого (1:13; 14:14), то в виде Агнца (5:6). А в 20:1 мы действительно увидим Христа, явив­шегося в виде Ангела. Ангелом Завета называет Христа пророк Малахия (Мал. 3:1). Таким образом Иоанн, пораженный видением небесного торжества, принял явившегося Ангела за Самого Ангела Завета – Иисуса Христа и пал к ногам его, чтобы поклониться ему как Богу и владыке. Божеское поклонение надлежит толь­ко Богу. Ангел как бы говорит Иоанну: тебя поразило то свидетельство, с ко­торым я явился тебе, но ведь свидетельство Иисусово есть дух пророчества. И ты, Иоанн, и братья твои, и я, Ангел, – всем нам, имеющим свидетельство Иисусово и возвещающим миру тайны грядущего, надо знать, что совершаем мы это не от своего ведения и разума, но через дух пророчества, который от Бога, а потому Богу поклонись. Так мы видим смиренномудрие светлых Анге­лов, не присваивающих себе, подобно демонам, Божескую славу.

О том же, что Ангелам как Ангелам надлежит честь и поклонение, многократно свидетельствует само Писание: Нав. 5:14-15; Суд. 13:20; 1Пар. 21:16, Чис. 22:31; Тов. 12:15-16; Дан. 8:16-18. Примеры пророка Валаама, Иисуса Навина, Маноя и жены его (родителей Самсона), Товита и Товии, Давида и старейшин его, пророка Даниила показывают, что Ангелам приличествует поклонение как Ангелам, и они его принимают. Также мы видим в Писании, что и святым надлежит поклонение как святым. Божеское же поклонение надлежит только Богу, и когда его оказывали Ангелам или святым, то те его отклоняли от себя.

О том, что по примеру ветхозаветной Церкви и первые христиане почитали Ангелов, можно судить, например, из такого древнейшего свидетельства свято­го Иустина Философа (II в.): «Мы чтим как отца правды, так и пришедшего от Него Сына... вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов, и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены». Святой Иустин высказывает не просто свое частное мнение, но так свидетельствовали о поклонении непосредственные ученики Апо­столов (святые Поликарп, Климент Римский, Игнатий Богоносец) (Апология 1-ая, п. 6). А Седьмой Вселенский Собор (787 г.) ясно учил: «Восторженно также принимаем и Господни и апостольские и пророческие изречения, которы­ми мы научены почитать и величать во-первых собственно и истинно Богоро­дицу, всех небесных сил высшую, а также и святые ангельские силы, блажен­ных и всехвальных Апостолов и пророков, славных святых и Богоносных учителей и всех преподобных мужей, и просить их ходатайства, т. к. они могут нас приближать к Царю всех – Богу, конечно, если мы будем соблюдать Его за­поведи и стараться жить добродетельно».

Десятым стихом 19-й главы закончилось описание основной картины Апо­калипсиса (4:1-19:10). По нашему описанию толкования это была вторая кар­тина, состоящая в свою очередь из картин А, Б, В (см. Приложение II). В эту картину была вставлена третья картина о жатве (14:14-20). Теперь в 19:11-21 мы увидим четвертую картину, открывшуюся тайнозрителю, картину Суда, со­вершаемого небесным всадником на белом коне – Христом. Но это не совсем отдельная от предыдущей картина. Если Христос и является уже в ином виде: не Агнца, а всадника, то всё-таки взяты некоторые образы и из предыдущих картин. Это два зверя (антихрист и лжепророк), цари и воинства земные, собранные на брань (16:16). Это и точило гнева Божия (14:19-20).

Откр.19:11 – И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.Начинается новое видение. Этим означается, что пришествие Судьи будет с небес. Само небо раскроет­ся, чтобы дать проход на землю белому коню и сидящему на нем всаднику, имеющему совершить Суд. Как небо некогда скрыло от глаз Апостолов воз­носящегося Господа, так же оно и откроет Его глазам грешного человече­ства в конце веков.

Описанную в ст. 11-21 картину суда можно рассматривать как своеобраз­ное продолжение описания брачного пира в первой половине этой главы. Как и в притчах Господних, брачный пир предполагает две группы лиц и имеет две стороны. Одни входят в брачный чертог, а другие остаются вне его (Мф. 25:10-12). В 7-9 стихах было сказано о блаженстве участников брач­ной вечери Агнца, а в ст. 11-21 говорится о недопущенных к вечери Суда Божия.

Итак, через отверстое небо видит Иоанн, вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный. Такое имя в собственном смысле при­личествует только Самому Христу, как и в 13-м стихе Он явно будет назван Словом Божиим, т. е. это Сын Божий – Христос (Ин. 1:1-2). «Всякий че­ловек ложь» (Пс.115:2), и нет среди людей никого, кто по своей природе был бы Верный и Истинный, природа человека испорчена тем, кто «лжец и отец лжи» и «когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин. 8:44). О явившем­ся же всаднике сказано, что Он называется Верный и Истинный. А имя отражает существо носящего его. Не случайно поэтому и в Ветхом Завете праведникам, вступавшим в новое отношение с Богом, давалось и новое имя (Аврам-Авраам, Сара-Сарра, Иаков-Израиль). Не случайно и в Новом Завете в крещении дается человеку новое имя, как обретшему новое существо, а также при уходе из мира в монашество человек тоже получает новое имя. Господь же говорит о Себе: «Я есмь истина» (Ин.14:6). Это Его имя, Его существо. Он – Верный и Истинный. И это Его особенное имя как судьи. Он – верный Себе, Своим обетованиям и Своему закону и будет всех судить по истине. Верным и истинным Он явится судить мир.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.