Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 11 страница



Под святыми, кровью которых была упоена блудница, можно разуметь вообще всех христиан, претерпевших мученичество в великом городе Вавилоне. Свидетели Иисусовы – это уже избранные из святых христиан, мужественнейшие свидетели и проповедники Христовы, особо подвизавшиеся в исповедании веры и благовестия. Сонм этих свидетелей будет венчаться двумя свидетелями Христа – пророками Илией и Енохом (11:3).

Всё это видение и особенно вид жены-блудницы и ее мерзостей весьма удивил и изумил тайнозрителя – и, видя ее (блудницу), дивился удивлени­ем великим. Но тайна великой блудницы не должна была остаться скрытой от Иоанна. И он пишет:

Откр.17:7-8 – И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Ангел не называет прямо, кто показан в виде зверя, но говорит о нем, что он был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель. А это ясно ука­зывает на сатану. Подобным образом Апокалипсис и в других местах показы­вает образ дьявола. В 9:2-11 мы видим Аполлиона, ангела бездны, царя саран­чи (бесов), выпущенного из кладезя бездны со всей своей силой. Или в 11:7 это «зверь, выходящий из бездны», чтобы сразиться с двумя пророками кончи­ны века и установить свое царство на три с половиной года. В 13:2 это дракон, дающий свою силу, престол и власть антихристу. То, что он был, и нет его, и выйдет из бездны, соответствует получению одной из голов смертельной раны и исцелению ее. В 20:2-3 мы видим, как сатана сковывается, запечатывается на много лет в бездну и в кончину века освобождается на малое время. То, что сатана был, означает, что он был властелином мира (Мф. 4:9) до пришествия Христова в мир, был князем века сего (Ин. 12:31) и осуществлял свое царство над людьми через идолопоклонство, когда люди поклонялись идолам, а факти­чески поклонялись ему (1Кор.10:20). Но вот приходит Христос, поражает сатану своим Крестом, запечатывает в бездну, и нет его, гаснут идольские ка­пища, побеждает христианство, царствует Христос в Церкви и через Церковь над миром (Ин.12:31; Мк.16:17). Однако в кончину века на малое время (3,5 года) Христос отпустит сатану, он выйдет из бездны и снова установит свою власть на земле через антихриста. Но недолго этому быть, и пойдет в погибель, будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут му­читься день и ночь во веки веков» (20:10). Это будет «огонь вечный, угото­ванный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41), в который они пойдут в день Страшного Суда.

Когда в лице антихриста сатана снова утвердит свое царство на земле, то и удивятся те из живущих на земле. Сколько не привычен мир к греху, но удивится тому, что будет творить антихрист. Мир удивится возрождению и возобновлению тех грехов, которые были во времена варварства и идолопоклонства и вдруг возобновятся в новом блес­ке в цивилизованном мире кончины века. Что ныне считается дикостью и варварством, снова станет модной современностью. Давно забытое выйдет из бездны и с силой овладеет умами людей. Уничтоженное христианством, сно­ва явится из бездны, и люди восплещут руками. Предшествующие этому явления мы уже видим сейчас. Многие современные явления – это как дым из кладезя бездны, предваряющей высвобождение самого сатаны с его нечи­стой силой (9:2-3). Например: спортивные олимпиады и массовые зрелища. Они были распространены в языческом мире древней Греции и Рима и были побеждены и отменены христианством, как зрелища малополезные, нечести­вые и греховные. Взор людей поднялся к небу, и их ноги поспешили не на Олимп и в Колизей, а в монастыри и пустынные места, переводящие с зем­ли на небо. Теперь же снова возродилось языческое нечестие и миллионы (если не миллиарды) людей с удивлением устремили свои взоры на «исцелевшую рану». Чуть ли не весь мир замирает у экранов, следя за очередными международными играми или за новой звездой эстрады, кино, театра. Или вот другое. Язычник Навуходоносор, «расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:26-27). Когда победило христианство, то стало славить и величить не себя, но Бога. Если люди, не исполнившиеся евангельского духа, и продолжали стремиться к собственному величию, то Церковь славила Бога. И величественнейшие свои постройки христиане строили не в свою славу, но Божию, не себе посвяща­ли, а Пресвятой Троице, Спасителю, Богородице, святым. Всё должно было устремлять ум к небесам и им воздавать славу, честь и поклонение. Теперь же всё более и более снова начинают строиться не храмы, а башни вавилон­ские. Не Богу славу возвещают, а себе, своим кумирам, своим достижениям. ...Потихоньку заживает «смертельная рана», приближается открытие кладезя бездны!

Но всему этому удивятся не все, а только те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира. Верующие не будут удивляться и ужасаться (Мф. 24:6), ибо знают, что всему этому надлежит быть. Живя в этом мире, они не от этого мира (Ин. 17:15-16). Увидев при­шествие в мир антихриста, они будут знать, что близок конец, ибо учил Христос: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24:32-33).

Имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира. Это о тайне предопределения Божия. Неверно понимал реформатор Иоганн Кальвин и за ним его последователи, что каждому человеку от начала мира предопределено либо спастись, либо погибнуть, а потому человек в этом не свободен, спасение зависит не от него самого, но исключительно лишь от промысла Божия. Клю­чом к православному пониманию предопределения спасения могут быть слова Апостола Павла: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобны­ми образу Сына Своего» (Рим. 8:29). То есть предопределению Божию пред­шествует предведение Божие. Человек имеет свободную волю. Он волен выб­рать путь жизни или смерти. Но Бог, дав человеку эту свободу как Всеведу­щий, уже предвечно знал, что выберет человек. Человек выбирает, а не Бог назначает! А раз Он наперед знает, как поступит человек, то Он и наперед уже определяет его к спасению или погибели и предуготовляет одним то, а другим другое. При этом, однако, свобода человека никак не нарушается. Но, будучи свободен выбрать спасение, человек не в силе его достичь и нуждается для это­го в благодати Божией. Хотя и сама свобода воли, данная каждому человеку, должна рассматриваться как благодатный дар Божий.

Откр.17:9 – Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена.Этими словами Иоанн подчеркивает, что для разумения описываемого необходимо особое внимание ума, особая духовная мудрость. Этими словами указывается также, что в являемом образе скрыта особая тайна. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. Этими словами Ан­гел хочет немного приоткрыть тайну: о каком городе собственно идет речь. Город не называется, но указывается, что он будет расположен на семи го­рах или семи холмах. О том, какой именно это будет город, существуют различные мнения. Иные разумеют буквально город Вавилон. Об особой роли этого города в боговраждебной деятельности сатаны см. 9,14,16,12. Здесь началось царство первого в мире мучителя-тирана Нимрода (Быт. 10:9-10); здесь люди пожелали воздвигнуть башню до небес, здесь Бог смешал языки и отсюда рассеялись все народы и племена; здесь была столица Халдейского царя Навуходоносора, пленившего иудеев; здесь столица Персии; в христи­анское время в этих местах – оплот мусульманства, отвергшего Христа-Спа­сителя. Не могло удержаться идолопоклонство, тогда сатана идёт на хитрость, хотя и дозволяет поклоняться единому живому Богу, но тут же искажает: Еlohim заменяет на Е1оhа – Аллах, т. е. отвергает Пресвятую Троицу, уво­дит от Христа, а значит, от спасения.

Древние святые отцы, в основном, разумели под Вавилоном город Рим. Так и Апостол Петр именует Рим Вавилоном (1Пет.5:13). Так понимал сло­ва Апостола Петра Андрей Кесарийский. Так писал восточный учитель Дидим: «Когда был, говорит, в Вавилоне, то есть в Риме, и обре­тался жителем порфироносной блудницы». Рим действительно был на семи холмах: Капитолийском, Палатинском, Квиринальном, Лапаранском, Авентинском, Витинальском и Эсквилинском. Тысячу лет Рим был столицей государства, стремившегося уже с последних веков до Р.X. к мировому гос­подству. Рим же был и главным противником христианства в первые века. Но если Рим был столицей язычества, то, интересно, что и с первых же веков Римская кафедра была первенствующая в христианской Церкви. Так уже Ириней Лионский (II в.) пишет: «Величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими Апостолами Петром и Павлом... Ибо по необходимости, с этою церковью, по ее преиму­щественной важности, согласуется всякая церковь, т. е. повсюду верующие» (Против ерес. III.3,1). После разделения Церквей Рим стал столицей запад­ного христианства и фактически утвердил на долгие века и духовную, и го­сударственную монополию в западных странах. Возможно, что в кончину века этот поистине «вечный город» снова возвысится до мирового господства, как разумели древние отцы. Или же древний Рим был прообразом того города на семи горах, который ещё возвысится.

Интересно отметить, что и так называемый «второй Рим» – Константино­поль – первенствующий город восточного христианства, также стоит на семи холмах, почему и называется по-гречески Епталофос, что значит «семихолмие». Так что некоторые даже разумели под Вавилоном Константинополь.

Иные же разумеют под Вавилоном «третий Рим» – столицу Гога, князя Роша, Мешеха и Фувала в земле Магог. Это город на семи холмах, сто­лица народа от краев севера. Этот северный народ во главе с многими наро­дами двинется через высохший Евфрат войною на Израиль, но найдет себе там место для могилы. Земля же Магог и столица ее, великая блудница, будет сожжена огнем (Иез. 38-39 гл.). В XV в. на Руси возникло учение о Моск­ве, как «Третьем Риме». Так преподобный Иосиф Волоцкий (1440 – 1515), один из возглавителей русского иночества, был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Это­му также особенно способствовали святитель Алексий, митрополит Москов­ский, и преподобный Сергий Радонежский. Иосиф Волоцкий был одним из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древ­него вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одолела». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвер­тому не быти». Известно также, что Москва – «град семихолмовый». (См. об этом «Настольная книга священнослужителя», М., 1978, Изд. Московс­кой Патриархии, т. 2, стр. 199).

Этим не утверждается, что Москва будет великой блудницей. Такого рода утверждения под стать разве лишь пророкам. Я просто привожу размышле­ния различных отцов и учителей о судьбах мира и Церкви.

Семь голов зверя имеют двойное значение и означают, по словам Ангела, не только семь гор, на которых будет великий город, но:

Откр.17:10-11– И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.Некоторые толкователи, считающие, что Апокалипсис был написан до раз­рушения Иерусалима и отражает собой события, современные Иоанну, понима­ют это так. Пять царей, которые уже пали, то есть умерли, это: Август (27 г. до Р. X. – 14 г. по Р. X.), Тиберий (14-37 гг.), Калигула (37-41 гг.), Клавдий (41-54 гг.), Нерон (54-68 гг.). Шестой царь, который есть, во время написа­ния Апокалипсиса – это Гальба (68-69 гг.). Восьмым царем должен быть Нерон, который, по верованию народа, снова вернется на престол. Этого тол­кования придерживается Ф. Энгельс в своей работе «Откровение». Эти же толкователи указывают на то, что числу 666 соответствует «Нерон кесарь». Нельзя отрицать, что события и люди этого времени послужили прообразом для событий и людей кончины века, но нельзя и утверждать большего. Считать это точным толкованием нельзя по следующим причинам:

1. Нерон так и не явился ни седьмым, ни восьмым царем. Богодухновенность Апокалипсиса засвидетельствована Церковью, а значит, ошибок в нем быть не может.

2. Мнение, что Апокалипсис написан до разрушения Иерусалима, есть мне­ние новейшее, не подтверждаемое древнейшими свидетелями и не имеющее до­статочных оснований. За основание берут: а) слова в 17:10-11. Но эти слова можно истолковать иначе, да и нужно, если признавать богодухновенность Апо­калипсиса (гл. выше); б) то, что в Апокалипсисе нет указаний на разрушение Иерусалима, а значит, его еще и не было. Но это не основание. Иоанн мог и по другим причинам этого не упомянуть. Его целью было описать не современное событие, а грядущие (1:1); в) сильное различие в языке Апокалипсиса и Еван­гелия. В Апокалипсисе силен еврейский колорит греческого языка, а в Еванге­лии его нет. Но это можно объяснить и иначе. Во-первых, еврейский колорит языка Апокалипсиса вызван особенностью формы и содержания Апокалипсиса в сравнении с Евангелием. К тому же один-два года деятельного служения Апостола среди греческого населения Ефеса могли быть вполне достаточными для совершенного овладения греческим языком. Таким образом, нет никаких оснований предполагать раннее происхождение Апокалипсиса. Церковное же предание относит написание Апокалипсиса к 95-96 годам. Об этом есть опре­деленное свидетельство святого Иринея Лионского, бывшего учеником свято­го Поликарпа Смирнского, бывшего в свою очередь учеником Апостола Иоан­на Богослова. Ириней пишет: «Откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана» (Против ереси, X, 30). Домициан царствовал в 81-96 гг.

Святоотеческое же понимание семи царей уже рассмотрено нами в 13:1. См. также схему в 13:4. Это семь царств, через которые сатана устанав­ливал свое царство на земле. Пять из них было до Иоанна, это богобор­ческие идопопоклонческие державы древности. Шестое царство было при жизни Иоанна, т. е. Римское царство. Седьмому царству еще надлежало быть.

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Под этим зверем иные понимают антихриста и его царство. Оно будет восьмое, после семи предваривших его мировых держав. Антихрист из числа семи, т. е. из этих держав выйдет его держава и в его царстве будет всё богомерзкое в предыдущих семи царств. Царство антихриста будет достой­ным венцом предыдущих сатанинских царств. По окончании своего царствова­ния антихрист пойдет в погибель, в вечные муки геенны огненной. Но тогда остается вопрос: кто есть седьмой царь, который во время Иоанна еще не при­шел, и когда придет, не долго ему быть? На этот вопрос считающим, что ан­тихристово царство будет восьмым, ответить трудно. Указывают на славяно­германские государства. Но ведь их царство продлилось уже дольше даже язы­ческого Римского царства и всех шести языческих царств древности. Говорить, что их существование не долго в сравнении с вечностью, нельзя, ибо этого нет в самом тексте, где сравнение идет с длительностью предыдущих царств. К тому же седьмой царь здесь представлен как голова зверя, т. е. через него сатана устанавливает свое царство на земле. Славяно-германские же государства были христианскими и через них-то как раз не сатана, а Христос устанавливал Свое царство на земле. Считать, что будет какой-то богоборческий царь перед при­шествием антихриста, нет никакого основания. Этому нет подтверждения ни в других местах Писания, ни в писаниях святых отцов. Наоборот, везде и всегда указывается, что через Крест Христов сатана сковывается и заключается в бездну, а выпущен будет в кончину века на малое время, и, установив царство антихриста, пойдет в погибель.

Более соответствующим является такое толкование. Пять царей – это пять богоборческих идолопоклонческих царств до времен Апостола. Шестое царство было при нем – это языческий Рим. И вот этой главе наносится Крестом смертельная рана (13:3), сатаны нет, он в бездне, а на земле утвер­ждается на много лет царство Христово. В кончину века «рана исцелела», является седьмой царь – антихрист, утверждая снова царство сатаны. Но не долго ему быть, т. к. «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22), и при­дет Христос на Страшный Суд. Зверь, который был и которого нет, есть сам сатана (ст. 8), а не антихрист. То, что таким образом представляется именно сам сатана, мы уже видели во многих местах Апокалипсиса. Зверь этот назван восьмым, но не сказано о нем, что он будет после седьмого, а сказано, что он из числа семи. Как может быть восьмой из семи?! Не озна­чает ли число семь, что восьмого нет? Среди семи предметов невозможно указать восьмой предмет! Смысл здесь таинственный. Сатана – восьмой, этим подчеркивается, что все семь царей, в том числе и антихрист, не являются самим сатаной, они – люди. Но сатана из их числа, т. е. он был и действо­вал в каждом из них, через них устанавливал свое царство на земле. И ког­да седьмой царь – антихрист – будет низложен Христом через Его славное второе пришествие, то сатана, бывший во всех семи царях и особенно в седь­мом, пойдет в погибель на вечные муки.

Откр.17:12-13 – И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.См. об этом 13:1. Эти цари не сравнимы с теми царями, означенными через семь голов зверя. Это не будут подобные тем сатанинские мировые держа­вы. Это будут десять царей десяти государств, непосредственно предваряю­щие установление царства антихриста и его подготавливающие. То, что эти цари означены в виде десяти рогов, означает их власть и воинственность. Видеть под этими десятью царями римских префектов, варварские народы, которые противились распространению христианства, или любые другие со­бытия прошлой истории человечества неправомерно, т. к. об этих царях сказано, что они примут власть со зверем, и далее: они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю, т. е. они будут непосредственно перед приходом антихриста и ему подчинятся, с ним объединятся и ему бу­дут служить. Об этих десяти царях было и откровение пророку Даниилу. Так десять пальцев ног истукана, явленного во сне Навуходоносору, прообразо­вали этих царей. Рассмотрение истукана с головы до пальцев ног показывало всю историю от Навуходоносора до кончины века (Дан. 2). Также ука­зывают на этих десяти царей и десять рогов четвертого зверя в видении Даниила (Дан. 7). Появление одиннадцатого рога прообразует пришествие антихриста. «О десяти рогах, которые были на голове у него (четвертого зверя), и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три... об этом он (ангел) сказал: ...десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничто­жит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» (Дан. 7:20,23-25). Так Даниил подробнее описыва­ет, что когда придет антихрист, то не просто так его примут эти десять ца­рей, но троих из них он должен будет уничтожить. Святой Ипполит Римс­кий даже называет этих трех царей: «и трех царей убьет гневом: египетского, ливийского и эфиопского». Легко себе действительно представить, что для установления своей власти в Иерусалиме антихристу будут мешать эти близ­кие к Израилю страны. Если же мы в Апокалипсисе видим, что все десять царей «примут власть со зверем», то это можно разуметь так, что после того, как антихрист уничтожит трех царей, то их преемники уже будут подчинять­ся ему и будут иметь одни мысли с ним. То, что эти десять царей примут власть как цари на один час, означает краткосрочность их правления. Андрей Кесарийский так пишет, что или име­ется в виду краткость времени, или одна часть года, т. е. трехмесячный обо­рот солнца, после которого они покорятся антихристу.

Они имеют одни мысли со зверем, т. е. и религиозно-нравственное, и куль­турное, и политическое состояние этих десяти государств будет уже вполне соответствовать той программе, которая будет объявлена миру антихристом. Они всецело ему подчинятся и объединятся с ним в богомерзких деяниях. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:24). Так и эти десять царей всецело будут служить одному господи­ну своему – антихристу.

Откр.17:14 – Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.Антихрист вместе с этими десятью царями будет вести брань с Агнцем, устроит великое гонение на христиан, наЦерковь и на всё святое (13:7). Эти цари будут хулить Бога и требовать поклонения только одному антихристу. В 13:7 была показана та внешняя победа, которую антихрист со своими при­верженцами одержит над христианами. Здесь же отмечается, что Агнец по­бедит их. Это будет в «явление Господа нашего Иисуса Христа, Которое в свое время откроет блаженный и единый Царь царствующих и Господь гос­подствующих» (1Тим.6:14-15). Этому божественному Агнцу «сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих» (Евр. 1:13). Конечная победа будет за Христом. Закланный Агнец победит Своих распинателей. Когда господствующие и цари воздвигли брань на Хри­ста, то забыли, что и над ними есть Господь и есть Царь. А потому, как бы ни бушевала их гордыня, всё одно – их конец – погибель, ибо Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Он – Господь и Царь, по­этому и те, которые с Ним, не отрекшиеся от Него, суть званые в небес­ное царство и избранные от земли наследовать спасение и верные Тому, Чьё имя Верный (19:11). Какое блаженство быть с Ним! Да будем и мы всегда с Ним и да соделаемся участниками Его славной победы над миром греха!

Важно отметить, что святой Иоанн написал, что именно будут вести брань с Агнцем, не с христианами, а с Агнцем. Так и гонителю Савлу Христос не сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Моих учеников?» – но сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Поднимающиеся на христиан, на Церковь, на святыни не с людьми борются, а с Самим Богом, с Духом Его, живущим в Его чадах и Церкви. О, если бы разумели, с кем ведут брань! Какое страшное поражение ждет их!

Откр.17:15– И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.Это означает господство и развращающее влияние на многие народы и страны Вавилона, великой блудницы – города нечестия и разврата. О том, что многие народы объединяются под знаменем этого великого города и во главе с его князем пойдут войной на Израиль, свидетельствует пророк Иезекииль (Иез. 38:9,15; 39:4). О великом растлительном влиянии этого города на царей земных разных стран пишется и в 17:2; 18:9. Одно­временно Вавилон будет важным центром всемирной торговли (18:11). Так воссела на многих водах великая блудница.

Откр.17:16-17– И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.Но не прочна дружба Ирода с Пилатом (Лк.23:12)! Десять царей вознена­видят блудницу, великий город кончины века, ставший средоточием всех мерзостей и нечестия. Как это понять? Дело в том, что следует различать город, где воссядет антихрист, от Вавилона. В толковании на 11:1-2 были приведены свидетельства Священного Писания и святых отцов о том, что антихрист воссядет в Иерусалиме, где будет и его храм. Вавилон же совсем другой город. Антихрист будет добиваться поклонения только себе лично. Ничто иное не должно называться великим, кроме его самого. А потому и великая блудница, город его славы и нечестия, но город великий, будет возненавидена. И разорят ее десять царей, подчиненных антихристу. Как был разорен древний Рим варварами в 476 г., как был разорен «второй Рим» – Кон­стантинополь – турками-османами в 1453 г., так будет разорен и Рим антихри­ста Вавилон, великая блудница, десятью царями. Это будет «начало конца», прелюдия Страшного Суда. И обнажат великую блудницу, сбросят порфиру и багряницу, отымут сокровища и богатства ее. Тогда предстанет город во всей своей постыдной срамоте. Мир увидит истинное лицо этого города, которым столь восхищался и превозносился. В свете этого откровения не опасно ли увлекаться идеей Третьего Рима? Христианство имеет свой град не на этой земле, наш град и жительство на небесах.

...И вот, когда ходишь по улицам великих городов, видишь их блеск и величие, то невольно думаешь, что же откроется, когда все внешнее будет сдернуто, когда город обнажится?! Каков будет город, когда исчезнет вне­шний блеск и все условности, скрывающие бездны мерзостей и беззаконий?!

Но не ограничатся десять царей тем, что разорят и, обнажив, опозорят город-блудницу – они и плоть ее съедят, как хищные звери, а разграбив и пожрав всё, что можно, сожгут ее в огне. Не развалины останутся, а толь­ко пепел от города будет поднимаем ветрами и развеваем ими по миру. В наш атомный век такие катастрофы уже вполне представимы.

Не бывает поругаем Бог. Долго терпел Он великую блудницу, но вот Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю и отдать царство их зверю. Так и в кошмарных событиях антихристова времени Бог будет осуществлять Свою волю. Он попустит на короткое время, как бы «на один час» (ст. 12), всю власть над миром отдать зверю-сатане. Вавилон будет разрушен десятью царями, а их царство будет отдано зверю. Сатана хотел быть владыкой мира, единым и полновластным, – он будет им. Он достигнет свое­го «на один час», чтобы потом претерпеть вечное сокрушение.

Всё царство над миром будет отдано сатане-зверю, доколе не исполнятся слова Божии. «Доколе не прейдет небо и земля, и одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:18). Будет в кончину века сатана иметь власть, пока не исполнятся до малейшего все сло­ва Божии, реченные через святых и пророков. И тогда придет конец.

Откр.17:18 – Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

Интересно еще отметить, что слово царствующий стоит в настоящем вре­мени. В этом можно либо усматривать указание на то, что речь идет о горо­де, царствующем во время Иоанна, т.е. о Риме. Либо же Рим только прооб­раз, а царствование города в настоящем времени надо относить не ко време­ни написания Апокалипсиса, а к видению. То есть в видении город видится Иоанну уже царствующим, как и многие другие грядущие события он видел как бы уже происходящими.

 

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

Откр.18:1 – После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела, т. е. уже не того, что в 17:1, который был одним из имеющих семь чаш. Этот Ангел сходящий с неба, но дальнейшими атрибутами он отличается от того Ангела. Как сходящий с неба Ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, т.к. о нём сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его. Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, зна­менующей «начало конца», посылается и великий Ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» (Мф. 24:31). Что этот Ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого Ангела.

Откр.18:2 – И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы.Итак, в третий раз (14:8; 16:19 и 18:2) и уже третьим Ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужас­но всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21:9).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.