|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 9 страницаОткр.16:2 – Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.Первая чаша гнева вылита на землю. Здесь, в отличие от ст.1, под землей разумеется не весь видимый мир, не вселенная, а именно суша, в ее противоположности морю (ст. 2). Гнев Божий изливается на людей, живущих на суше. И сделались жестокие, весьма мучительные и болезненные, жестокие и отвратительные на вид гнойные раны. Эти гнойные раны, или нарывы, весьма напоминают нарывы, посланные Богом через Моисея на египтян во время шестой казни (Исх. 9:8-12). И как там этими нарывами были поражены только египтяне, а израильтяне остались невредимы, так и в кончину века гнойные раны будут на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его, верные же Христу будут сохранены от этой напасти. Отмеченные антихристом своей печатью и пользовавшиеся через то всеми благами антихристова государства будут отмечены Богом печатью гнойных ран, отвратительных и жестоких. Столь отвратителен будет их вид, что невозможно будет на них смотреть, и они будут прятаться от взоров людских. Столь мучительны и жестоки будут страдания от ран, что на земле они уже предвкусят муки геенские, «где червь их не умирает» (Мк. 9:46), но вечно грызет и терзает тело. Здесь мы имеем явный пример, как физическая болезнь постигает человека вследствие его греха. Еще продолжается царство антихриста па земле, но уже начались суды над его подданными. Жаждая исцеления, в отчаянии обратятся к антихристу, но он будет бессилен им помочь. Ложные чудеса не исцелят от истинных ран! Как эту первую казнь, так и последующие шесть должно преимущественно понимать буквально, т. к. здесь описаны не образы и знамения, а непосредственные бедствия, наподобие, как в древности были поражены десятью казнями фараон и Египет. Однако некоторым моментам в этой главе можно придавать и иносказательное, таинственное значение, как почти везде в Апокалипсисе. Иносказательно, гнойные раны указывают на мучения и скорбь в сердцах и совести отступников, которые нарывают в них, как гнойные раны, и точат, как червь неумирающий. Откр.16:3 – Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.Первая чаша была вылита на землю – на людей, живущих на суше, вторую чашу вылил второй Ангел в море. Под морем здесь разумеется настоящее море, окружающее сушу и наполненное рыбой и всякими другими морскими животными, и играющее важную роль в жизни общества. И вот во время второй казни-язвы в море сделалась кровь, как бы мертвеца. Под этой казнью можно предполагать совершенное пророками Илией и Енохом, которые «имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою» (11:6). Подобное действие мы видели и во время второго трубного гласа, когда «третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (8:8-9). Вторая чаша как бы повторяет бедствие второй трубы, но еще в большей мере. Причем вся вода в морях сделается не просто как кровь, но кровь как бы мертвеца, свернувшаяся, темноватая, зловонная. В результате всё одушевленное умерло. Так в морях и океанах, занимающих большую часть земного шара, вместо вод будет кровь, как бы мертвеца, и наполнено всё это будет всякими мертвыми рыбами и трупами морских животных. Такая страшная казнь постигнет людей антихристова царства и так уже мучающихся гнойными ранами, поразившими их тела. Если некогда в Египте каждая казнь была кратковременной, то здесь с наступлением следующей казни мы не видим прекращения предыдущей. Одно бедствие налагается на другое и действует одновременно с предыдущими (16:9,11). Параллельно с этим природным бедствием будут идти и страшные кровопролитные войны. Так что вместе с превращением вод в кровь моря осквернятся еще и кровью человеческой. В наше время нам не так уж трудно представить такое бедствие. Воды земного шара и так уже в большой степени заражены и ныне уже готовы все смертоносные средства, чтобы отравить все воды и во всех морях. Так постепенно мы уже приблизились к тем страшным дням. Откр.16:4-6– Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.Эта казнь похожа на первую египетскую казнь, когда воды реки Нил превратились в кровь, рыба вымерла, река воссмердела и стала непригодна для питья (Исх. 7:19-21). Напоминает эта казнь и случившееся при третьем трубном гласе Ангела, когда третья часть вод в реках стала горькой, и многие люди от этого умерли (8:10-11). В несравненно больших размерах всё это случится при казни третьей чаши. Когда испорчены будут все воды в морях, то тем более важны и необходимы станут реки. Но, придя к рекам, люди и там увидят, что сделалась кровь. Как утопающий хватается за соломинку, так ухватятся люди за любые другие источники вод. Может, где в колодце, может, где в горном озерце, может, где ключ бьет... Но увы, везде – кровь, кровь, кровь. О, как тогда возопиют они! Но кому вопиять? Антихрист, их несравнимый царь, обоготворенный ими – бессилен остановить казнь Божью. Бог не поможет хулящим Его. Может, призвать Ангела вод, того Ангела, который поставлен над стихией воды, может, он умолит Бога об исцелении своей водной стихии? Нет, не нарушена ни праведность, ни святость Божия в этом суде над водами. Тот, Который еси в этих судах, такой же, как и был ранее, когда осыпал человечество милостью и щедротами. Нет перемены в правосудии Божием. И Ангел вод не молит об исцелении своей стихии, но величит Бога за то, что так судил. Всё это послано за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Проливавшие кровь окружены теперь морями крови, вокруг текут реки крови, из источников бьет кровь. Таково возмездие за страшную жестокость над святыми и пророками. Кровь за кровь, они достойны того. Те, что проливали кровь, как воду, должны будут пить кровь вместо воды. «И они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь» (Ис. 49:26). Святые – это все верные христиане (13:7), а пророки – те, что удостоились пророческого дара от Господа. По неизреченному милосердию Божию в те страшные и последние дни не прекратится род святых детей Божиих и, как пророчествовал Иоиль (3:28-32), особо будут излиты дары Духа Святого, и именно дар пророчества. К этим пророкам последнего времени будут притекать верные и находить у них утешение и укрепление в страданиях. Но на них будет лютое гонение. Кровь их будет литься, как вода, от рук антихристовых гонителей. Однако виновны в пролитии их крови не только непосредственно те гонители, но и вообще все, кто оправдывает казни христиан. Виновны и оправдывающие древних иудеев, которые убивали и гнали посланников Божиих (Мф. 23:29-37). Виновны и все, оправдывающие пролитие крови святых, когда бы то ни было. «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы... да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира» (Лк. 11:47-48,50). Благодатным чудом претворения воды в вино начал Господь Свое служение на земле (Ин. 2:1-11), страшным возмездием будет претворение воды в кровь, когда Господь будет завершать Свои дела с землей. И вот пронеслось, как эхо от возгласа Ангела вод. Откр.16:7 – И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.Теперь о праведности Божественного правосудия говорит голос от жертвенника. От жертвенника вопияли души убиенных святых за слово Божие и за свидетельство о Христе об отмщении пролившим кровь их (6:9-10). Теперь, когда их кровь частично была отмщена, они славят Бога за Его правосудие. Так что этот голос от жертвенника исходил от находящихся под ним душ убиенных святых. Святой Андрей Кесарийский разумел под жертвенником Самого Христа, т.к. мы призываемся «чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (Евр. 13:15), либо ангельские силы, которые возносят Богу наши молитвы и духовные службы. В таком случае мы имеем здесь самосвидетельство Христа и свидетельство Ангелов об истинности и праведности судов Божиих. Откр.16:8-9 – Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.Первые три чаши гнева поразили земное: людей на суше, море, реки и все источники вод. Четвертая чаша гнева приобретает уже космический характер, ибо касается деятельности самого солнца. Мы видим, что четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной. Интересно отметить, что слова дано было ему относится не к солнцу, а касаются Ангела, изливающего на солнце чашу. Таким образом, к изменению деятельности солнца причастен Ангел. Опять мы видим, как за природными явлениями кроется деятельность Ангелов. Но всё это дано было ему от Бога, т.е. в конечном счёте всё объясняется бытием и божественной деятельностью Господа Вседержателя, ибо «всё Им стоит» (Кол. 1:17). То, что в результате изливания четвертой чаши меняется деятельность солнца, напоминает действие четвертого трубного гласа, когда «поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд» (8:12). Но если там деятельность солнца, видимо, ослаблялась, то здесь, наоборот, она усиливается. Если глобальны и страшны катастрофы на Земле, то каков будет ужас от космических катастроф! И вот результат: солнце стало жечь людей огнем. И жег людей сильный зной. Это опять напоминает деятельность пророков Илии и Еноха в кончину века, которые «имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их» (11:6). Благодатная теплота солнца обратится в невыносимый палящий зной. И это тогда, когда не будет воды, но во всех морях и реках – кровь, как бы мертвеца! Какое зловоние будет повсюду! И в довершение – страшная эпидемия отвратительных гнойных ран. Всюду – зараза, зловоние, зной, ни капли воды! Тут бы и покаяться падшему человеку, введенному в такое состояние антихристом, еще недавно обещавшим людям совершеннейшее и идеальное общество, рай на земле. Но люди будут в последней степени ожесточения и отчаяния. И даже поняв, что обмануты антихристом и тяжко страдая, они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. В этом они несравненно превзойдут древнего египетского фараона. Тот хоть после казней каялся: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь обо мне Господу» (Исх. 9:27-28). Но не так здесь. Не для покаяния, а для хулы на имя Бога отверзут люди свои уста. Это не будут атеисты, нет. Эти прекрасно будут понимать, что Бог имеет власть над сими язвами, и всё-таки не вразумились, чтобы воздать Ему славу, а, наоборот, хулили имя Бога. От окаменевших сердец не потекут потоки слёз, но только высекутся искры отчаяния и хулы. Иносказательно можно разуметь, что греховное солнце будет их жечь своими лучами и опалять их зноем искушений и грехов. Но, безумные, они, не сознаваясь в своих прегрешениях, не славя Всевышнего, будут изощрять языки свои для хулы на Бога. Всё более растет нечестие, всё более тяжкие казни постигают мир. Откр.16:10-11– Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.До сих пор язвы постигали людей, принявших антихриста, и природные стихии. Но прятался еще невредимым в своем граде-убежище главный виновник этих язв – антихрист. Еще невредимы престол зверя и спасающиеся возле него. Еще не замучили этих мироправителей гнойные язвы, какими-то судьбами, может быть, поставляется еще им вода, может быть, найдены и средства для создания тени от невыносимого зноя и палящего огня солнца. Пообещав людям рай и высшие идеалы, он, спрятавшись в своей цитадели, мрачно и злобно смотрит на происходящее в мире. Но он бессилен. Его ложные знамения увлекли за собой праздных людей. Но его лжечудеса бессильны против истинных и реальных язв. Однако не обольщенные им более всего тревожат антихриста. Бессильный и боязливый, он помышляет о том, как бы уцелеть самому. И тут – спокойное и неспешное действие: пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя. Всё! Антихристово царство поражено в сердце! Всё кончено! Напрасно привлекались все силы цивилизации, вся наука и техника, напрасно помогали все силы ада. Не помогло ничто! Поражен великий вождь, обоготворенный владыка антихристианского мира, несравненный «чудотворец и пророк», страшный зверь. Поражен его престол, перед которым преклонились, как перед престолом Божиим. И сделалось царство его мрачно, ибо погасло светило. Погас тот, которого считали светом всей вселенной. Погасло его учение, его чудеса, его царство. Слабой тенью этого события может рассматриваться осязаемая тьма египетская, надвинувшаяся во время девятой казни на фараона и его народ (Исх. 10:21). Представление о помрачившемся царстве антихриста и о состоянии этого царства во мраке можно получить из 17-й главы книги Премудрости Соломона: «Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла. Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасло их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами. И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звёзд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи. Являлись им только сами собой горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого – призрака, представляли себе видимое еще худшим. Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи сами страдали позорною боязливостью. И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать, ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, то были тревожимыми страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. Итак, где кто когда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе, ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстротекущей воды, или сильный треск низвергающихся камней, или незримое бегание скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, всё это, ужасая их, повергало в расслабление. Ибо весь мир был освящаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, умевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы». Столь тяжка была эта казнь-язва, что в бессильной злобе и отчаянии они кусали языки свои от страдания, ибо предвидели вечные муки геенны, где будет плач и скрежет зубов. Кажется, ну теперь бы принесли покаяние Истинному Богу, но они опять хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. Печать антихриста на челе каждого из них, и чело уже не может больше помышлять о вечности, не способно направить мысли свои к горнему. Оно омрачено «из глубин нестерпимого ада исшедшей ночью» (Прем. 17:13). Не может рука, запечатленная антихристом, подняться для совершения спасительного крестного знамения. Не может сердце раскаяться, не могут очи пролить слёзы покаяния. Не может язык призвать спасительное имя Господне. Как некогда в древности после пяти казней фараон каждый раз ожесточал свое сердце, а после шестой казни уже Господь ожесточил его сердце (Исх. 9:12), так и здесь вконец было ожесточено сердце людей. И кусая от боли языки, искусанными и кровоточащими языками они всё-таки хулят Бога. Откр.16:12 – Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.После поражения престола антихриста (пятая чаша) наступают последние события мировой истории, непосредственно завершающиеся вторым пришествием Христовым и Страшным Судом. Мы видим, что река Евфрат играет некую особую роль во всей истории человечества. Здесь, в верховьях этой реки, был насажен некогда райский сад в Едеме, здесь начал человек свою жизнь на земле, – это колыбель человечества. Здесь произошло грехопадение человека и Бог отвергает это место и соделывает местом спасения Палестину – Иерусалим (вспомним историю Авраама). Здесь, на Евфрате, и начало цивилизации, первые в мире города. Здесь – средоточие боговраждебных сил. Здесь люди начали строить башню до небес, и были смешаны и рассеяны по всем землям. Так здесь, на вавилонских руинах, рождается язычество, говорящее не на первоязыке народа Божия, а на разных языках и поклоняющееся разным иным богам, но не Богу Истинному. Здесь Господь связывает четырех нечистых ангелов, приготовив их на час и день, и месяц и год перед кончиной века (9:14-15). Здесь – граница Израиля, страны истинной религии и благочестия, за которой находятся страны и народы боговраждебные. Здесь – оплот народов, вечно враждовавших с носителями истинной религии. В древности – это Ассирия, Халдея и Персия, всегда воевавшие и даже покорявшие Израиль. Здесь и Вавилон – город великого нечестия. В христианскую эру здесь утверждается оплот мусульманства, религии, отвергшей Богочеловека Иисуса Христа и таинство Пресвятой Троицы, религии, призвавшей народы на кровопролитные войны с христианами. И в кончину века с этим местом будут связаны особые события. Если язвы предыдущих чаш понимались преимущественно буквально, то и здесь можно разуметь буквально смысл этих слов. Некоторым указанием на это событие могут служить слова ветхозаветных пророков. Исаия: «И прострет (Господь) руку Свою на реку в сильном ветре Своем и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее» (Ис. 11:15). Иеремия: «Засуха на воды его (Вавилона), и они иссякнут; ибо это земля истуканов» (Иер. 50:38). Ясно указывается и причина иссушения воды Евфрата – для того, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного на великую битву последнего дня (14:16). Два главных потока двинутся сюда: «от пределов севера, ты (Гог в земле Магога) и многие народы с тобою» (Иез. 38:15) и «цари от восхода солнечного». Народы северные и восточные и объединившиеся с ними двинут тогда свои полчища в израильскую землю, что будет облегчено им иссушением воды в Евфрате. Так разумел святой Андрей Кесарийский, говоря, что «река Евфрат оскудеет, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга, которые двинутся, думаем, из Скифских пределов – места Гога и Магога». Во время Андрея Кесарийского там жили языческие народы. Если же описываемые апокалиптические события недалеки от нашего времени, то, глядя на карту мира, трудно ошибиться в определении великих держав к северу и востоку от Евфрата, а также тех религиозных и тайных мистических сил, гнездящихся восточнее Евфрата. А впрочем, только сами события скажут свое последнее слово. См. обо всех этих событиях в толковании на 20:7-9. Иносказательно виденное Иоанном можно разуметь и так. Евфрат – граница Израиля со странами боговраждебными. Но вот Евфрат высохнет, эта граница исчезнет, т. е. исчезнет всё, что сохраняло христианскую Церковь, новозаветный Израиль от своих врагов, и тогда все народы обрушат свой гнев на христиан, учинив последнее лютое гонение на святых. Видеть под высыханием Евфрата и последующей войной какие-то события предыдущей истории неправомерно, т. к. здесь описываются события самого последнего времени, завершающиеся Страшным Судом (ст. 14). Но это еще не всё, к чему привело изливание шестой чаши. Откр.16:13 – И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам.Иоанн видит исхождение нечистых духов из уст дракона, т. е. сатаны, и из уст зверя, «выходящего из моря», т. е. антихриста; и из уст лжепророка, предтечи антихриста, «зверя, выходящего из земли». Так мы опять видим эту сатанинскую «троицу». Троица не по существу, а подражательная и ложная. О троичности сатанинского действия см. 9:17,18. Это карикатура на божественную Троицу. Теперь, когда «царство антихриста сделалось мрачно», явилось всему миру его бессилие и стал ясен его проигрыш, сатана собирает все свои силы и делает последнюю, отчаянную попытку восстать на Бога, возмутив все народы (ст. 14). Но на этом его настигнет конец через второе славное пришествие Христово. Итак, в действие вступает на этот раз сатана лично и привлекает своих могущественнейших служителей: антихриста и лжепророка. Объединив свою тройную силу, они объявляют Богу войну, по-видимому, они понимают, что это будет последнее сражение, и вступают в бой сами. С одной стороны, сатана всё знает о своем конце, знает как из Священного Писания, так и из тех непосредственных сведений, которые он имеет от Бога и Ангелов. Но он – отец лжи (Ин. 8:44), и ложь искажает всякое знание, которое он имеет. Поэтому, и по своей безмерной злобе и отчаянию, он всё-таки до конца будет вести с Богом войну. С чего же начинается эта последняя брань? Из уст и сатаны, и антихриста, и лжепророка исходят три нечистых духа. От каждого по одному. Исхождение из уст означает, во-первых, исхождение Духа изнутри, из самого внутреннего существа. Во-вторых, самый образ исхождения из уст мыслится как изблевание, что соответствует отвратительному виду жаб, и существу дракона, зверя и лжепророка. В-третьих, этим указывается, что эти духи исходят в мир по непосредственному указанию сатаны, антихриста и лжепророка. Исшедшие три нечистых духа подобны жабам. Это сравнение объясняется природными свойствами жаб. В грязи рождающиеся, в грязи живущие, из грязи выходящие, малые сами по себе, бессильные, жалкие, но раздувающиеся и обладающие громкими голосами, они противны и отвратительны при прикосновении к человеческому телу. Таковы будут люди, в которых войдут нечистые духи, подобные жабам. Душа, как и деятельность этих людей, будет грязной и отвратительной. Слабы и жалки будут их цели и проявления, но будут они гордыми и самопревозносящимися. В грязи рожденные, в грязи умрут. Изблеванные сатаной, антихристом и лжепророком, сами превратятся в грязь. Откр.16:14 – Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.Об этих трех духах говорится: это– бесовские духи, творящие знамения. Мы видим, что все царствование антихриста будет сопровождаться знамениями, цель их – увлечь и прельстить людей. И это будут не просто иллюзии и обманные действия, которые он совершит, но и знамения, совершаемые непосредственно бесовскими духами, исходящими из преисподней. Теперь же для последнего восстания на Бога изойдут непосредственно от самого сатаны, антихриста и лжепророка три бесовских духа, творящих знамения. Они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. На этот раз деятельность бесовских духов проявится в том, что они вдохновят и подвигнут царей всей земли собраться на великую брань. Цари подымут свои обезумевшие от страшных казней-язв народы на войну. В войне людям будет казаться выход из положения. Да и чем такие мучения – лучше умереть (9:6). Так всё человечество пойдет фактически на самоубийство. Подобно этому писал пророк Захария: «Вот наступает день Господень... и соберу все народы на войну против Иерусалима» (14:1-2). Люди часто спрашивают: будет ли еще мировая война, потому что призрак войны витает над землей. Мы не знаем, что ожидает нас в недалеком будущем. Даст ли Господь мир или он будет взят с земли, но мы знаем, что всемирной войной закончится всемирная история, ибо цари всей вселенной будут собраны на брань. Народ с севера со всеми соединившимися с ним и цари восточные беспрепятственно перейдут высохшее русло Евфрата и соберутся на всемирное побоище в Палестине. Это будет в оный великий день Бога Вседержителя, т. е. в день Суда (1Кор.3:13; Мф.7:22; Лк.17:24; Евр.10:25). Сейчас трудно говорить с определенностью о том, что это будет за брань. По-видимому, надо разуметь и буквальные военные действия, и брань духовную, и мистическую, и идеологическую. Уже вот-вот и грядет Вседержитель в мир, но люди этого еще не знают, они собрались на всемирную брань, бессмысленную и жестокую, будут что-то друг другу доказывать. Они уже ничего не способны понимать и не способны ничему верить. Не будут они уже верить и антихристу. Сами евреи, возведшие его на престол, отшатнутся от него и примут Христа. А народы мира – в страхе и смятении, в злобе и отчаянии собрались на брань, сами не зная, зачем и с кем. И тогда придет Христос. Откр.16:15– Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.Эти слова являются здесь несколько неожиданной вставкой в ход повествования о казни шестой чаши. Они, по-видимому, не принадлежат здесь ни Господу, ни Ангелам, а просто Иоанн, описывая «оный день Бога Вседержителя», как бы сам вставляет эти слова, пришедшие ему на память. Вы (народы) уже не знаете, что делать, потеряли всякую веру и жизненную устойчивость, отчаялись в мучениях пяти язв, и вот – собрались на брань, уничтожая самих себя, а фактически, восставая на Бога. И тут – се, иду как тать, т. е. неожиданно, как вор. Блажен бодрствующий, не поклонившийся антихристу, но ждавший Христа и хранящий одежду свою, полученную в крещении и всегда облекавший душу свою добрыми делами, чтобы не ходить ему нагим от добрых дел, и чтобы не увидели срамоты его, т. е. падшей греховной природы. Потому блажен тот, для кого пришествие Христово не будет неожиданным, как приход вора, ибо «вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фес.5:4). Для бодрствующего и хранящего свою святую брачную одежду это будет пришествие долгожданного Жениха. Оно будет как долгожданные лучи света грядущего дня для бодрствовавшего всю ночь сторожа. Но для спавшего во грехах это будет внезапное, страшное и неожиданное пробуждение через пришествие вора. Как вор расхищает имущество спящего, так страшный день Суда расхищает всё накопленное в греховной жизни на земле. «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6). Кстати, в словах Иоанна мы находим опровержение ложного сектантского учения о предварительном восхищении Церкви перед Страшным Судом. Верующие призываются бодрствовать, чтобы день Суда, в который придет Господь (ст. 14-15), не застал их, как тать. А значит, они не будут предварительно восхищены, но будут до самого дня Суда находиться на земле. Кстати, если принять сектантское понимание, что будет восхищение Церкви, потом великая скорбь, потом 1000-летнее царство, потом Страшный Суд, то необходимо принять нелепую мысль, что Христос в кончину века должен прийти не только дважды, но даже трижды! (Так и учил баптистский толкователь Откровения И. В. Каргель.) Откр.16:16– И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.Иоанн указывает на место, где будут собраны ко дню Суда все народы на великую битву. И он собрал их. Кто он? В ст. 14 мы видели, что собирающими всех царей вселенной на битву являются бесовские духи, изошедшие из уст дракона, антихриста и лжепророка. Если же слова «и он собрал их» рассматривать как непосредственное продолжение ст. 14, то Собирающим является Сам Бог Вседержитель (Зах. 14:1-2). Принять можно оба ответа одновременно, ибо если земных царей и собрали три нечистых духа, то не иначе, как по попущению Бога Вседержителя.
|
|||
|