Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Морис Бланшо



Морис Бланшо

ЗАБВЕНИЕ, БЕЗРАССУДСТВО

Забвение не-присутствие, не-отсутствие

Воспринять забвение как сговор с потаенным. За­бвение — это событие забвения в каждом забывающем­ся событии. Позабыть слово: повстречать возможность забвения всякого слова, подладиться ко всякому слову как к забытому, а также к забвению как к слову. Забве­ние пробуждает язык в целом, собирая его вокруг забы­того слова. Есть в забвении то, что от нас отворачивает­ся, и это отворачивание исходит от забвения. Это согла­сование словесного оборота и оборота забвения. Отсюда одного слова, даже о чем-то позабытом, доста­точно для забвения и гласит в его пользу.

Движение забвения

Когда нам не хватает забытого слова, оно еще зна­чится этой нехваткой; мы обладаем им как забытым и подтверждаем его так в этом отсутствии, созданном, кажется, только для заполнения и тем самым сокрытия места. Нами схватывается пространство забытого сло­ва, звучащего и отсылающего нас ныне к своему немо-

Забвение, безрассудство

му, непригодному, запретному и всегда сокрытому смыслу.

Забывая слово, мы предчувствуем, что ему сущнос-тна сила забвения. Чтобы не забыть, мы говорим, и лю­бое слово, противодействуя забвению, рискует — а риск неизбежен — выразить менее точное слово. Значит, слово никогда не должно забывать своего потаенного сговора с забвением; оно должно забывать еще основа­тельнее, и, забывая, ускользать с забвением.

Замечая, что говорим, поскольку можем забыть, мы улавливаем, что эта возможность — забыть — прина­длежит не только возможности. С одной стороны, за­бвение есмь сила: мы можем забывать, благодаря чему можем жить, действовать, функционировать и помнить себя — быть в настоящем: с такой же пользой говорить. С другой стороны, забвение ускользает. Забвением мы не просто лишены некоторой возможности и обнару­живаем определенное бессилие; это сама возможность, являемая забвением, есть ускользание за возможное. В то время, когда мы пользуемся забвением как силой, сила забвения возвращает нас к забвению без силы, к движению потаенного и ускользающего, к самому обо­роту.

Несчастная пора: забвение без забвения, без возможности забывать

«Забыть то, что отклоняется и от отсутствия и от присутствия, и то, что, однако, порождает неизбежнос­тью забвения и присутствие, и отсутствие; нас попро-

Морис Бланшо

сили бы свершить такое вот прерывающее движение. — Что же, все забыть? — Не только все; и как можно все забыть, если «все» содержит еще и сам «факт» забвения, соразмерно сведенного к определенному и смещенному акту понимания всего? — Забыть все, это значило бы, возможно, забыть забвение. — Забытое забвение: каж­дый раз, забывая, я только и делаю, что забываю, что я забываю. Однако войти в такое движение удвоения — значит не забыть дважды, а: забыть, забыв глубь забве­ния, забыть глубже, отвернувшись от этой глубины, ли­шенной всякой возможности быть глубже. — Значит, нужно что-то искать. — Следует искать то же самое, ве­дущее к событию, которое не являлось бы забвением и в любом случае было бы лишь неопределенностью за­бвения. — Хорошим ответом может показаться смерть. Тот, кто умирает, перестает забывать, и смерть есть со­бытие, в свершении забвения предстающее нестоя­щим. — Забыть умереть — это: то забыть, то умереть, умереть и забыть. Но какова связь этих двух движений? Она нам неведома. Загадка этой связи — невозмож­ность».

Позабыть смерть — не означает отнести себя опро­метчиво, недостоверно и смутно к этой возможности, коей была бы смерть; напротив, это значит — войти в рассмотрение неизбежно недостоверного события, не присутствующего присутствия, испытания без возмож­ности. Открывающим (забвение) движением мы пово­рачиваемся к тому, что избегает (смерти), как если бы единственное достоверное приближение этого недос­товерного события принадлежало забвению. Забвение, смерть: отклонение без условий. Настоящее время за-

Забвение, безрассудство

бвения определяет беспредельное пространство, где вместо присутствия возвращается смерть.

Удерживаться в той точке, где слово, средоточа заб­вение в своем рассеивании, позволяет ему прийти к себе.

Большое заточение

Желание в отношении забвения, предварительно вписанного за памятью, не способного припоминать и всегда предшествующего и стирающего опыт следа, есть такое движение, исключаемое и этим обозначаемое как самому себе внешнее, которое требует таким образом опыта никогда не проартикулированного: непроарти­кулированного. Однако именно эта непроартикулиро-ванность внешнего (запредельного) предлагается, по-видимому, в той самой закрытой структуре, которая создает из интернирования структуру и из структуры интернирование, когда сказанное (определенной куль­туры) отстраняет, отклоняет, запрещает превосходящее его (предел). Закрытие внешнего (запредельного), ус­тановление его в ожидаемую или исключительную интериоричность (во внутреннее) — такова требова­тельность, ведущая общество, или мимолетный разум, к существованию безумия, к осуществлению его воз­можным.

Требовательность, ныне ставшая нам почти ясной благодаря книге Мишеля Фуко1, в самой себе книге не­обычайной, богатой, настойчивой и почти безрассуд­ной своими неизбежными повторениями. Прежде все-

Речь идет о книге М.Фуко «Ненормальные». — Примеч. ред.

Морис Бланшо

го напоминаю, какая в этой книге выражена маргиналь­ная идея: не так история безумия, как набросок того, что было бы «историей пределов — тех свершенных и вмиг неизбежно позабытых неясных жестов, коими культура отбрасывает то, что для нее будет Внешним», Отсюда, в установленном между безумием и безрас­судством пространстве, нам должно спросить себя, правда ли литература и искусство могли бы воспринять эти опыты-пределы, подготавливая, таким образом, по ту сторону культуры отношение с тем, что культура от­брасывает: края речи, внешнее письма.

Перечитаем эту книгу в подобной перспективе. В Средние века безумцев интернируют более систе­матично, и мы видим, что идея интернирования унас­ледована: это следствие движения исключения в пред­шествующих эпохах, толкающее общество к заточению прокаженных, а после их (почти внезапного) исчезно­вения — к поддержанию необходимости отстранения теневой стороны человечества. «Зачастую игры исклю­чения обнаруживаются странно схожими в том же са­мом: нищие, башибузуки и умалишенные возьмут ос­тавленную роль прокаженного». Это как запрет на осо­бый характер. Совершенно обособляясь и все-таки удерживаясь отступлением в чарующую близь, утверж­дается и выступает тайно присущая людям нечелове­ческая возможность. Итак, можно сказать, что именно это обязательство исключать — исключение как неиз­бежная «структура» — обнаруживает, вызывает и уза­конивает подлежащие исключению существа. Это не моральный приговор или простое практическое обо­собление. Священный круг замыкает истину, чуждую и опасную: истину крайнюю, грозящую всякой власти

Забвение, безрассудство

быть истинной. Истина эта — смерть, болезнью кото­рой является живое присутствие; когда затем наступа­ет эпоха безумия, все еще смертью является истина, но чуть глубже, в обличительной серьезности, обнаружи­вается сменившая мрачный череп пустая глупая башка, вместо похоронного оскала— бессмысленный хохот, Гамлет перед Париком, мертвым шутом, дважды шутом: это обворожительная мощь неприступной истины, не просто безумие, но его выражение, производящее по мере приближения эпохи Возрождения два вида опыта: опыта, можно сказать, трагического или космического (безумием разверзается бурлящая бездна подземного насилия, подобная чрезмерному, опустошительному и тайному знанию) и опыта практического, принимаю­щего вид морального сатира (жизнь — это фатовство, насмешка, и покуда имеется ничего не сулящее «безум­ное безумие», то имеется и «мудрое безумие», иронич­но принадлежащее разуму и обладающее правом на похвалу).

Это — Ренессанс, освобождающий и совсем смягча­ющий загадочные голоса. «Король Лир», «Дон Кихот» — это торжество безумия. И Монтень, размышляя о Тассо и восхищаясь им, спрашивает себя, не обязан ли он сво­им плачевным состоянием тому величайшему озаре­нию, ослепившему его, «этой редкой склонности к ду­шевным порывам, лишившей его движения и души». С наступлением классического века разрешаются два движения. «Странным переворотом» Декарт низводит безумие к безмолвию; это торжествующий прорыв пер­вого «Размышления»: отказ от всякого сумасбродства, требуемый пришествием ratio. С образцовой твердо­стью он удостоверяет: «Но ведь это безумцы, и я был бы

Морис Бланшо

таким же сумасбродом, если бы поступал, как они». Подтверждается это одной фразой: если во время бодр­ствования я могу еще представить себе, что сплю и вижу сон, то я не в силах мысленно вообразить себя безумным, ибо безумию чужды опыт сомнения и ре­альность мысли. Внемлем такому изречению, это реша­ющий момент западной истории: человек как бытие ра­зума, признание независимости способного к истинно­му субъекта — это невозможность безумия. Конечно, людям случается быть безумными, но сам человек, субъект в человеке, не сумел бы им стать, ведь челове­ком является лишь тот, кто признанием независимого «Я» бытийствует в главном выборе против Безрассудс­тва, лишиться, некоторым образом, такого выбора зна­чило бы очутиться вне человеческой возможности и выбрать не быть человеком.

«Большое Заточение», происшедшее как бы в одно­часье (однажды утром в Париже останавливают 6000 человек), подтверждает такое изгнание безумия, значи­тельно его распространяя. Изолируя безумцев, одно­временно их смешивают с отверженными и лоботря­сами, с дебоширами и невеждами, с вольнодумцами и тугодумами. Позднее, в прогрессивные эпохи, будут не­годовать и усмехаться над этой путаницей, и делать это зря, ибо такое смыслообильное движение указывает на то, что XVII век не сводит безумие к безумию, а, напро­тив, воспринимает отношения между безумием и иным радикальным опытом, затрагивающим либо сексуаль­ность, либо религию, атеизм и святотатство, либо сво­бодомыслие, то есть, резюмирует М. Фуко, отношения вольной мысли и системы страстей. Иначе говоря, именно то, что выстраивается установленное в безмол-

Забвение, безрассудство

вии и сокрытии Большого Заточения, через движение, названное Декартом изгнанием, является самим миром Безрассудства, в котором безумие лишь часть, к этому миру классицизм присовокупляет сексуальные пред­писания, религиозные запреты, все избытки мысли и сердца.

Безмолвно длится этот моральный опыт безрас­судства, эта изнанка классицизма, рождая едва види­мый социальный механизм: закрытое пространство (где ютятся безумцы, неверные, еретики, неправедные), зияющая в сердце мира пустота, грозная волна, от кото­рой разум ограждается высокими стенами, символизи­рующими отказ от всякого диалога, сверх-коммуника­цию. Никакого отношения к негативному: его сохраня­ют на расстоянии, пренебрежительно отбрасывая; теперь это не космическая навязчивая идея предыду­щих столетий, а плоская, ничего не значащая бессмыс­лица. И все же для нас и отчасти для самого столетия, это запрещение и изгнание всех существующих безрас­судных сил, восстанавливая принадлежащий им край­ний «смысл», сберегает их тайным образом; в пределах этой узкой ограды ожидается нечто чрезмерное; в ка­мерах и подвалах — свобода; в безмолвии заточения — новый язык, упоминание о насилии и вожделении без представленности и значимости. И для безумия это на­вязанное ему соседство также будет иметь последствия: так же, как отмечаются алым знаком высшие негатив­ные силы, становятся их сообщниками под общим не­бом Изъяна злодеи, спутники порочных цепей и люди беспутные; никогда эта связь не позабудется полно­стью; никогда научное знание о ментальной болезни не откажется от того основания, что определили для нее

Морис Бланшо

моральные требования классицизма. Но. взаимно, как говорит об этом Мишель Фуко, факт, что «именно опре­деленная свобода мысли представляет отчуждению духа свою первую модель», будет способен сохранить тайную силу современного понятия отчуждения.

Только в XIX веке распадается родство «отчужде­ния» врачей и «отчуждения» философов. Разрывается коммуникация, которую представляло, вплоть до ре­формы Пинеля, соприкасание существ неразумных и существ умалишенных, этот безмолвный диалог безу­мия, пущенного на волю, с безумием, скрытым в бо­лезнь. Безумие обретает свою специфичность, оно ста­новится чистым и простым, оно впадает в истину, оно отрекается от негативной необычности и помещается в тихую позитивность познаваемых вещей. Позитивизм (остающийся, впрочем, связанным с формами буржу­азной морали) под видами филантропии обуздывает, кажется, безумие более определенно, через противопо­ложность детерминизма более изнуряющего, чем все прежние исправительные механизмы. Впрочем, низве­дение безумия к безмолвию (так, как в классический век, заставляли его действительно молчать, так, как во все эпохи просвещения, запирали его в рациональный видовой сад) является определяющим фактором запад­ных культур, стремящихся поддержать разделительную линию.

Быть может, чтобы заново понять язык безумия, нужно обратиться к великим тайным творениям лите­ратуры и искусства. Гойя, Сад, Гельдерлин, Ницше, Не-рваль, Ван Гог, Арго пленяют нас не только своими кол­довскими чарами, но и связями каждого из них с тем­ным знанием о Безрассудстве и с тем, что ясное знание,

Забвение, безрассудство

наука, именует безумием. Каждый из них на свой лад ведет нас к вопросу, открывшему Декарту возможность выбора, определяющему суть современного мира: если разум, власть мысли, исключает безумие как саму не­возможность, то разве мысль, в сущности ставшая для себя безвластной властью, ставящая под сомнение свое тождество с единственной возможностью, не должна как-то отойти от себя самой и от посреднической и тер­пеливой работы к бездеятельному, нетерпеливому, без­результатному и тщетному поиску? Не могла ли она по­дойти к тому возможному крайнему измерению, име­нуемому безумием, и, проходя мимо, впасть в него? Или: до какой точки мысль придерживается различия безрассудства и безумия, если явленное в глубине без­рассудства— это зов безразличия: это нейтральное, как само различие, как то, что ничем (не) различается? Или еще, пользуясь выражением Мишеля Фуко, что же ввело в безумие тех, кто однажды пережил опыт без­рассудства?

Спрашивается, почему именно писатели и живо­писцы (какие странные имена, всегда уже анахронич­ные) привилегированным способом породили эти воп­росы и принудили других быть к ним внимательными. Сперва следует легкий ответ. «Безумие» есть отсутствие творения, и творцом является не только по преимущес­тву человек созидающий, но и тот, кто заботливо вовле­чен в опыт всегда наперед разрушаемого творения и втянут в пропасть безделья, в бездну растворения, где из бытия никогда ничего не было сотворено. Можно ли сказать, что это полное раскрытие творения (и, в неко­тором смысле, исторического времени, диалектической истины), то расцветаемое в литературном произведе-

Морис Бланшо

нии, то увядаемое в помутнении (разума), и порой ут­верждаемое в том и другом, обозначает точку, где по­мутнение и просветление меняются местами, где вся­кий язык колеблется между лепетом и вразумительной речью, где взрыв времени знаменует его исчезновение и оставляет после себя отражение и мираж Великого Возвращения, промелькнувшего перед взором Ницше прежде, чем тот впал в безумство? Естественно, этого нельзя сказать. Все-таки, если это вызванное бездельем столкновение безрассудства и безумия, безумия и тво­рения, определяется всегда как стерильное отношение, если у одного и того же человека, у Ницше, обнаружи­вается только, странным образом лицом к лицу и в бо­лезненной немоте, бытие трагической мысли и бытие слабоумия, идентичное и безотносительное, то имеется событие, для самой культуры подтверждающее цен­ность этого диковинного опыта безрассудства, кото­рым зарядился (или разрядился) классический век. Это событие — психоанализ.

Здесь еще Мишель Фуко ясно и обоснованно гово­рит то, что нужно начать говорить. Пока все больше распадается единство, сплотившее слабоумие и необуз­данность духа, исступления сердца, бесчинства отшель­ника, все формы ночной трансценденции, и после того, как позитивная психиатрия придала ментальному от­чуждению статус объекта, который окончательно его отчуждает, появляется Фрейд, и Фрейд пытается «вновь смело выступить против безумия и безрассудства и восстановить возможность диалога». По-новому зву­чит давно замолкшее, отраженное лишь в языке лири­ческой зарницы и только в форме обаяния искусства. «В психоанализе затрагивается уже не психология, а

Забвение, безрассудство

тот самый опыт безрассудства, который последняя на­меренно скрывала». Отсюда, таким образом, между пи­сателями и искателями нового языка возникает некое содружество и не обходится без недоразумений там, где психоаналитики нерешительно отказываются от неко­торых требований так называемого научного познания, всегда более ясным образом помещающего безумие в природную крепость и во временное, историческое и социальное окружение (в действительности, речь еще не идет о науке).

Это колебание психоанализа важно, ибо оно встря­хивает одну из проблем, встававших на его пути, как если бы, сталкивая безрассудство и безумие, ему следо­вало бы, таким образом, считаться с двумя противопо­ложными движениями: одно указывает на восхождение к отсутствию времени — возвращение к не-началу, без­личное погружение (это есть знание о Безрассудстве); другое, напротив, развивается в ходе определенной ис­тории и в некоторых своих моментах повторяет ее. Эта двойственность раскрыта в нескольких ключевых по­нятиях, более или менее удачно пущенных в ход раз­личными типами психоанализа. К чему добавлять, что новая ориентация психоаналитических работ, связан­ная с Гегелем, Хайдеггером и лингвистическими иссле­дованиями, находит, возможно, несмотря на явное не­соответствие такой ссылки, свой смысл в аналогичном вопросе, который можно оформить так: если у безумия свой язык, если оно само является языком, не отсылает ли этот язык (хотя бы как литература другого уровня) к одной из проблем, с каковыми драматически связана наша эпоха, стремящаяся удержать в единстве требова­ния диалектического дискурса и существование недиа-

Морис Бланшо

лектического языка, точнее, недиалектического опыта языка? Это скрытый и жестокий спор, вызванный «Пле­мянником Рамо», и сразу же Сад оставляет его на наш век, когда, повстречав в одной из одиночных камер за­ключенное вместе с ним Безрассудство, он освобожда­ет его после более чем векового безмолвия и провозгла­шает его, ко всеобщему возмущению, как слово и как вожделение, как бесконечную речь и беспредельное желание; правда, связь того и другого остается пробле­матичной. Однако именно с такого загадочного отно­шения мысли, невозможности и речи только и можно попытаться вновь овладеть общей значимостью свое­образных творений, которые культура, принимая их полностью, отбрасывает; подобно тому, как она отвер­гает, объективируя их, опыты-пределы, творения, став­шие, таким образом, одинокими, даже когда о них гово­рят, почти что анонимными, и я думаю об одном из са­мых одиноких, о том, которому по дружбе и в рамках игры одолжил свое имя Жорж Батай.

ЧАСТЬ III

Вернер Зомбарт

РАСШАТАННОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

(Отрывки из книги «Буржуа: Этюды по истории духов­ного развития современного экономического человека»)

Признаки делового духа

Позыв к могуществу, который я бы обозначил как признак современного духа, — это радость от того, что имеешь возможность показать свое превосходство над другими. Это в конечном счете сознание в слабости, вследствие чего это чувство и составляет, как мы виде­ли, важную часть детского мира ценностей. Человек ис­тинного внутреннего и природного величия никогда не припишет внешнему могуществу особенно ьысокой

ценности...

Бисмарк, несомненно; никогда особенно не забо­тился о той власти, которой он естественным образом пользовался, в то время как у Лассаля не было более сильного стремления, чем стремление к власти. Король имеет власть, поэтому она для него — небольшая цен­ность; мелкий торговец с польской границы, который заставляет короля, потому что тот нуждается в его де-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.