Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мещанские натуры



2. Мещанские натуры

Что и так же часто мещанин сидит в крови, что че­ловек является «от природы» мещанином или все же склонен к тому, чтобы им стать, — это мы все представ­ляем самым ясным образом. Мы осязаем совершенно ясно сущность мещанской натуры, нам знаком своеоб­разный аромат этой человеческой разновидности со­вершенно точно. И все же является бесконечно труд­ным, даже, может быть, невозможным при нынешнем состоянии исследования этой области, указать особые «наклонности», основные черты души в отдельности, которые предопределяют человека как мещанина. Нам придется поэтому удовлетвориться тем, что мы не­сколько более точно отграничим своеобразную мещан­скую натуру и главным образом противопоставим ее натурам, покоящимся на иной основе.

Кажется почти, что отличие мещанина от немеща­нина выражает собою очень глубокое различие сущес­тва двух человеческих типов, которые мы в различных исследованиях всегда все-таки вновь находим как два основных типа человека вообще (или по крайней мере

Вернер Зомбарт

европейского человека). Именно люди бывают, как это, может быть, можно было бы сказать, либо отдающими, либо берущими, либо расточительными, либо эконом­ными во всем своем поведении. Основная людская чер­та — противоположность, которая была известна уже древним и которой схоластики придавали решающее значение. Люди или равнодушны к внутренним и вне­шним благам и отдают их в сознании собственного бо­гатства беззаботно, или же они экономят их, берегут и ухаживают за ними заботливо и строго смотрят за при­ходом и расходом духа, силы, имущества и денег...

Оба эти основных типа: отдающие и берущие люди, сеньориальные и мещанские натуры (ибо само собою ведь разумеется, что один из этих основных типов я вижу в мещанской натуре) — стоят друг против друга как резкие противоположности во всякой жизненной ситуации. Они различно оценивают мир и жизнь: у тех верховные ситуации, субъективные, личные, у этих — объективные, вещные; те от природы — люди наслаж­дения жизнью, эти — прирожденные люди долга; те — единичные личности, эти — стадные люди; те — люди личности, эти — люди вещей; те — эстетики, эти — эти­ки; как цветы, без пользы расточающие свой аромат в мир, — те; как целебные травы и съедобные грибы — эти. И эта противоположная предрасположенность на­ходит затем выражение и в коренным образом различ­ной оценке отдельных занятий и общей деятельности человека: одни признают только такую деятельность высокой и достойной, которая делает высоким и до­стойным человека как личность; другие объявляют все занятия равноценными, поскольку они только служат общему благу, т.е. «полезны». Бесконечно важное раз-

Расшатанность духовной жизни

личие жизнепонимания, отделяющее культурные миры друг от друга, смотря по тому, господствуют ли те или другие воззрения. Древние оценивали с точки зрения личности, а мы, мещане, оцениваем вещно. В чудесно заостренной форме выражает Цицерон свое воззрение в словах: «Не то, сколько кто-нибудь приносит пользы, имеет значение, а то, что он собой представляет».

Но противоположностей все еще есть больше. В то время как немещане идут по свету, живя, созерцая, раз­мышляя, мещане должны упорядочивать, воспитывать, наставлять. Те мечтают, эти считают. Маленький Рок­феллер уже ребенком считался опытным счетоводом. Со своим отцом — врачом в Кливленде — он вел дела по всем правилам. «С самого раннего детства, — рас­сказывает он сам в своих мемуарах, — я вел маленькую книгу (я называл ее «счетной книгой» и сохранил ее до­ныне), в которую я аккуратно заносил мои доходы и расходы». Это должно было сидеть в крови. Никакая сила в мире не побудила бы молодого Байрона или мо­лодого Ансельма Фейербаха вести такую книгу и — со­хранить ее.

Те поют и звучат, эти беззвучны: в самом существе, но и в проявлении тоже; те красочны, эти бесцветны.

Художники (по наклонности, не по профессии) — одни, чиновники — другие. На шелку сделаны те, на шерсти — эти.

Тут нам, однако, как бы само собой напрашивается наблюдение, что различие этих обоих основных типов в последней глубине должно покоиться на противопо­ложности их любовной жизни. Ибо ею, очевидно, опре­деляется все повеление человека, как верховной, неви­димой силой. Полярные противоположности на све­те — это мещанская и эротическая натуры.

Вернер Зомбарт

Что такое «эротическая натура», можно опять-таки только почувствовать, можно постоянно переживать, но вряд ли можно заключить в понятия. [Для эротичес­кой натуры] все на свете ничтожно, кроме любви. Есть только одна длящаяся жизненная ценность: любовь.

В зерне — любовь полов, в ее излучениях — всякая любовь: любовь к богу, любовь к людям (не любовь к человечеству). Все остальное в мире — ничтожно. И ни для чего на свете любовь не должна быть только средс­твом. Ни для наслаждения, ни для сохранения рода. На­ставление: «Плодитесь и размножайтесь» — содержит глубочайшее прегрешение против любви.

Эротической натуре одинаково далеки как нечувс­твенная, так и чувственная натура, которые обе пре­красно уживаются с мещанской натурой. Чувствен­ность и эротика — это почти исключающие друг друга противоположности. Мещанской потребности порядка подчиняются чувственные и нечувственные натуры, но эротические — никогда. Сильная чувственность мо­жет — будучи укрощенной и охраняемой — оказаться на пользу капиталистической дисциплине; эротическая предрасположенность противится всякому подчине­нию мещанскому жизненному порядку, потому что она никогда не примет заменяющих ценностей вместо цен­ностей любви.

Эротические натуры существуют чрезвычайно раз­личных масштабов и столь же, конечно, различных от­тенков: от святого Августина и святого Франциска с «прекрасной душой» идут они вниз бесконечными сту­пенями до проводящего свою жизнь в любовных при­ключениях будничного человека. Но даже и эти в су­ществе своем коренным образом непригодны для ме­щанина...

Расшатанность духовной жизни

И для развития мещанства в массовое явление име­ют значение скорее обыкновенные натуры, чем превы­шающие обычную величину.

Хороший домохозяин, как мы это можем совершен­но общо выразить, т.е. добрый мещанин, и эротик в ка­кой бы то ни было степени стоят в непримиримом про­тиворечии. В центре всех жизненных ценностей стоит либо хозяйственный интерес (в самом широком смыс­ле), либо любовный интерес. Живут, либо чтобы хо­зяйствовать, либо чтобы любить. Хозяйствовать — зна­чит сберегать, любить —- значит расточать. Совершенно трезво высказывают эту противоположность древние экономисты. Так, например, Ксенофонт полагает: «К тому же я вижу, что ты воображаешь, что богат, что ты равнодушен к наживе и в голове у тебя любовные дела, как будто бы ты это так мог себе позволить. Поэтому мне жалко тебя, и я боюсь, что тебе еще очень плохо будет житься и что ты попадешь в злую нужду». «Хо­зяйкой мы сделали на основании подробного испыта­ния ту особу, которая, как нам казалось, могла особенно соблюдать меру в отношении еды, питья, сна и любви». «Не годны к хозяйствованию влюбленные».

Совершенно сходную мысль высказывает римский сельскохозяйственный писатель Колумелло, советуя своему хозяину: «Держись подальше от любовных дел: кто им предается, тот не может думать ни о чем другом Для него есть только одна награда: удовлетворение его любовной страсти, и только одно наказание: несчаст­ная любовь»...

Все это здесь могло и должно было быть только на­мечено. Подробные изыскания породят более глубокие и широкие познания. Я не хотел оставить невысказан-

Вернер Зомбарт

ной мысль, что в конечном счете способность к капита­лизму коренится все же в половой конституции, и что проблема «любовь и капитализм» и с этой стороны сто­ит в центре нашего интереса.

Для ответа на вопрос об основах капиталистичес­кого духа достаточно констатировать, что, во всяком случае, существуют особенные буржуазные натуры (скрещение предпринимательских и мещанских натур), т.е. люди, предрасположение которых делает их способ­ными развивать капиталистический дух быстрее дру­гих, когда на них воздействуют внешний повод, внешнее возбуждение, эти люди затем скорее и интенсивнее ус­ваивают стремления капиталистического предприни­мателя и охотнее принимают мещанские добродетели; они легче и полнее усваивают экономические способ­ности, чем иные, чужеродные натуры. При этом, конеч­но, остается неизмеримо широкий простор для пере­ходных ступеней между гениями предпринимательства и мещанства и такими натурами, которые являются со­вершенно пропащими для всего капиталистического...

* * *

Теперь великан1, свободный от оков, в безумии не­сется по всем странам, низвергая все становящееся на его пути. Что принесет будущее?

Кто держится того мнения, что великан-капитализм разрушает природу и людей, будет надеяться, что его скуют и вновь вернут в те рамки, из которых он вырвал -

1 Под «великаном» Зомбарт подразумевает капитализм. — При­меч. ред.

Расшатанность духовной жизни

ся. И тут думали вернуть его к разуму этическими убеждениями. Мне кажется, что подобные попытки по­терпят жалкий крах. Он, разорвавший железные цепи древнейших религий, без сомнения, не даст себя свя­зать шелковыми нитями веймарско-кенигсбергского1 учения о мудрости. Единственное, что можно сделать, пока сила великана не сломлена, — это принимать меры предосторожности для обеспечения жизни и имущест­ва. Ставить пожарные ведра в форме рабочего законо­дательства, законов о защите родины и т.п. и поручить обслуживание их хорошо организованной команде, чтобы она тушила пожар, который бросают в ограж­денные хижины нашей культуры.

Но будет ли его безумство продолжаться вечно? Не устанет ли он в беге? Я думаю, что так будет. Я думаю, что в природе самого капиталистического духа зало­жена тенденция, стремящаяся разлагать и убивать его изнутри. Мы уже встречались с такими крушениями капиталистического духа: в XVI в. — в Германии и Ита­лии, в XVII в. — в Голландии и Франции, в XIX сто­летии — в Англии. Если даже этим коллапсам и содей­ствовали отчасти особые условия — на добрую долю эти перемены причинила имманентная всякому капи­талистическому духу тенденция, которую мы должны представлять себе действующей дальше и в будущем. Что всегда сокрушало предпринимательский дух, без которого не может существовать дух капиталистичес­кий, — это измельчение в сытое рантьерство или усво­ение сеньориальных замашек. Буржуа испытывает ожирение по мере того, как богатеет и привыкает к ис-

1 Зомбарт говорит здесь об учении Гёте и Канта, живших соот­ветственно в Веймаре и Кенигсберге. — Примеч. ред.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.