Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вернер Зомбарт



Вернер Зомбарт

ется; маленькие ящики, в которых привозится цинк из Европы, продаются цветочным торговцам в городе или идут на топливо. Но в этом фанатизме бережливости частное хозяйство самих предпринимателей участия не принимает. Ни во дворцах Вальтера Ратенау (у которо­го было заимствовано приведенное выше мнение), ни у Рокфеллера посетитель не почует духа Бенджамина Франклина: ни взыскательность, ни умеренность не ук­рашают более стола наших богатых предпринимателей. Даже если мужья еще и продолжают жить в староме­щанском стиле, то жены, сыновья и дочери заботятся о том, чтобы роскошь, довольство и великолепие сдела­лись элементами буржуазного образа жизни...

Наконец, коммерческая «солидность». Кто усом­нится, что «солидное» ведение дела еще и ныне — и ныне, может быть, больше, чем когда бы то ни было, — представляет необходимую составную часть практики всякого крупного предпринимателя? Но опять-таки поведение предпринимателя как человека совершенно отделено от поведения предприятия. Правила «солид­ности» — это ныне комплекс принципов, которые должны регулировать не личное поведение хозяйству­ющего субъекта, а смену деловых отношений. «Солид­ный» коммерсант может лично быть безусловно низко стоящим в моральном отношении человеком; характе­ристика «солидности» относится исключительно к мыслимому отдельно от него ведению дела. Оно как бы отделено от личного поведения руководителя дела и подчиняется совершенно особым законам. Это дело со­лидно, говорим мы: оно как таковое имеет репутацию солидности, может быть, в течение ряда поколений. Мы

Расшатанность духовной жизни

совершенно не знаем его владельцев; оно, быть может, товарищеское предприятие, может быть, совершенно безличное акционерное общество с меняющимися ди­ректорами во главе, личную нравственность которых нельзя проверить, да и не нужно проверять. Репутация «фирмы» ручается за ее характер. Мы можем особенно ясно проследить этот сдвиг понятия солидности из сферы личных свойств характера и его перенесение на деловой механизм, когда речь идет о кредитоспособ­ности предприятия. Если прежде доверие к солидности, например, банка покоилось на уважении к старым «пат­рицианским» семьям, то ныне положение банка в дело­вом мире и у публики определяется главным образом величиною вложенного капитала и резервов. Что эти крупные дела ведутся «солидно», предполагается — разве что будет открыт их мошеннический характер — само собою разумеющимся. Значит, и здесь тот же са­мый процесс «овеществления», который мы имели воз­можность наблюдать относительно других «мещанских добродетелей».

Это все, конечно, действительно только в отноше­нии крупных предприятий. Для среднего и мелкого предпринимателя продолжает и ныне иметь значение то, что мы могли установить для прежних времен капи­тализма. Здесь мещанские добродетели еще и ныне представляют составную часть свойств характера са­мого предпринимателя, здесь они, как личные доброде­тели, все еще являются необходимой предпосылкой хо­зяйственного преуспевания. Но высококапиталисти­ческий дух в своей чистоте является нам все-таки только в больших предприятиях и их руководителях.

Вернер Зомбарт

Буржуазные натуры

Заложено ли существо буржуазности в крови? Есть ли люди «от природы» буржуа, которые этим отлича­ются от других людей? Должны ли мы вследствие этого в особенной «крови», в особенной «природе» искать один из источников (или, быть может, единственный источник) капиталистического духа? Или какое вооб­ще значение имеет характер «крови» в возникновении и развитии этого духа?

Чтобы найти ответ на эти вопросы, мы должны бу­дем припомнить следующие факты и соотношения.

Без сомнения, все формы проявления капиталисти­ческого духа, как и все состояния души и психические процессы вообще, коренятся в определенных «предрас­положениях», т.е. в первоначальных унаследованных свойствах организма... Нерешенным может пока остаться вопрос, обладают ли биологические «предрас­положения» к капиталистическому духу более общим характером, т.е. допускают ли они развитие в различ­ных направлениях (и могут, следовательно, составить основу другого поведения, чем именно буржуазного), или же они с самого начала могут быть развиты только в единственном этом направлении. Если дело идет о психических «предрасположениях», то мы говорим так­же о «наклонностях психического поведения (пред­ставления, мышления, чувства, воли, характера, фанта­зии и т.д.). В более широком смысле мы употребляем слово «предрасположение» безразлично для хороших или дурных наклонностей, в более узком смысле мы ра­зумеем унаследованную способность к более легким,

Расшатанность духовной жизни

более быстрым и более целесообразным функциям психофизического, в особенности духовного характе­ра.

Я утверждаю: то, что все формы проявления капи­талистического духа, т.е. душевного строя буржуа, по­коятся на унаследованных предрасположениях, не мо­жет подлежать сомнению. Это действительно в равной мере относительно явлений, носящих характер естест­венных побуждений, и относительно «инстинктивно­го» дарования, относительно мещанских добродетелей и относительно навыков; ко всему этому мы должны предполагать в качестве внутреннего основания ду­шевную «склонность», причем может остаться не­решенным (ибо это не имеет значения для производя­щихся здесь исследований) вопрос, соответствуют ли и в какой мере и каким образом этим душевным «склон­ностям» телесные (соматические) особенности. Безраз­лично также для разбирающегося здесь вопроса, как проникли в человека эти «наклонности»: «приобрете­ны» ли они, и когда, и как; достаточно, что они в тот уже безусловно попадающий в свет истории момент време­ни, в который зарождается капиталистический дух, были присущи человеку. Важно только запомнить, что они в этот исторический момент были у него «в крови», т.е. сделались наследственными. Это действительно в особенности и относительно предрасположения к «ин­стинктивно» верным и метким действиям. Ибо если мы под инстинктами будем понимать также и накоплен­ный опыт, который живет в подсознательной сфере, «ставшие автоматическими волевые и инстинктивные действия многих поколений» (Вундт), то решающее значение в их проявлении имеет все же то обстоятельс-

Вернер Зомбарт

тво, что они должны быть сводимы к известным унас­ледованным и наследственным «предрасположениям»» что, значит, именно они не могут быть мыслимы без укоренения в крови. Совершенно безразлично, каса­ется ли дело первичных или вторичных (т.е. возник­ших только в общественной совместной жизни) ин­стинктов.

Вопрос, который мы должны теперь себе поставить, заключается в следующем: являются ли «наклонности» к состояниям капиталистического духа общечелове­ческими, т.е. в равной мере свойственными всем людям. В равной мере уже ни в коем случае. Ибо равно пред­расположенными люди не являются, пожалуй, ни в од­ной духовной области, даже и там, где дело касается об­щечеловеческих наклонностей, как, например, предрас­положения научиться языку, которым обладают все здоровые люди. И оно у одного развито сильнее, у дру­гого более слабо, как показывает опыт относительно ребенка, который то раньше, то позже, то легче, то с большим трудом научается родному языку, и как это особенно ясно проявляется при изучении иностранных языков.

Но и по роду своему, полагал бы я, «наклонности» к капиталистическому мышлению и хотению не прина­длежат к общечеловеческим предрасположениям, но у одного они имеются, а у другого нет. Или по крайней мере они у отдельных индивидуумов имеются в такой слабой степени, что практически могут считаться несу­ществующими, тогда как другие обладают ими в такой ярко выраженной форма, что они этим резко отличают­ся от своих собратьев. Несомненно, многие люди обла­дают лишь ничтожно малым предрасположением к

Расшатанностьдуховной жизни

тому, чтобы сделаться разбойниками, организовать ты­сячи людей, ориентироваться в биржевых операциях, быстро считать и даже только к бережливости и рас­пределению своего времени и вообще к сколько-нибудь упорядоченному образу жизни. Еще незначительнее, конечно, число людей, обладающих многими или всеми теми предрасположениями, из которых зарождаются различные составные части капиталистического духа.

Но если капиталистическая наклонность (как мы для краткости будем говорить) специфически или хотя бы только по степени различна от человека к человеку, то является правильным считать натуры с капиталис­тическими наклонностями, т.е. людей (вообще и в боль­шей степени), приспособленных к тому, чтобы быть ка­питалистическими предпринимателями, особенными «буржуазными натурами», «прирожденными» буржуа, каковыми они являются, даже если они никогда по своему положению в жизни не становятся буржуа.

Какого же рода, спросим мы теперь далее, эта спе­цифическая предрасположенность этих экономических людей, какие своеобразные свойства крови присущи «буржуазной натуре?» При этом мы, конечно, имеем в виду возможно полное выявление буржуазного типа, т.е. такую натуру, которая обладает всеми или почти всеми наклонностями, необходимыми для проявления капиталистического духа.

В каждом законченном буржуа обитают, как нам известно, две души: душа предпринимателя и душа ме­щанина, которые только в соединении обе образуют капиталистический дух. Согласно этому я бы и в бур­жуазной натуре различал две различные натуры: на­туру предпринимательскую и натуру мещанскую, что

Вернер Зомбарт

означает, повторим это лишний раз, совокупность предрасположений, душевных наклонностей, образую­щих предпринимателя, с одной стороны, мещанина —

с другой.

1. Предпринимательские натуры

Чтобы иметь возможность с успехом выполнить свои функции, которые нам известны, капиталистичес­кий предприниматель должен быть, если мы будем иметь в виду его духовную предрасположенность, тол­ковым, умным и одаренным (как бы я кратко обозначил эти различные предрасположения) человеком.

Толковым, т.е. быстрым в схватывании, понимании, острым в суждении, основательным в обдумывании и одаренным надежным «чутьем существенного», кото­рое позволяет ему узнавать, т.е. верный момент.

Большой «подвижностью духа» должен обладать, в частности, спекулянт, который образует как бы легкую кавалерию рядом с тяжелой конницей, представляемой другими типами предпринимателей. Быстрой способ­ностью ориентироваться среди сложных рыночных от­ношений должен он обладать, подобно аванпосту, вы­полняющему службу разведки в бою.

Как особенно ценный дар самими предпринимате­лями указывается хорошая память.

[Предприниматель должен быть] умным, т.е. спо­собным «узнать свет и людей». Уверенным в суждении о людях, уверенным в обращении с ними; уверенным в оценке любого положения вещей; хорошо знакомым прежде всего со слабостями и пороками своих окружа­ющих. Постоянно нам называют это духовное свойство как выдающуюся черту больших коммерсантов. Гиб-

Расшатанность духовной жизни

костью, с одной стороны, силой внушения — с другой должен обладать главным образом вступающий в дого­воры.

Одаренным, т.е. богатым «идеями», «выдумками», богатым особого рода фантазией, которую Вундт назы­вает комбинаторной (в противоположность интуитив­ной фантазии, например художника).

Богатой одаренности дарами «интеллекта» должна соответствовать полнота «жизненной силы», «жизнен­ной энергии» или как бы мы еще ни называли это пред­расположение, о котором мы знаем только, что оно со­ставляет необходимую предпосылку всякого «предпри­нимательского» поведения: оно порождает охоту к предприятию, охоту к деятельности и затем обеспечи­вает проведение предприятия, предоставляя в распоря­жение человека необходимые силы для деятельности. Должно быть что-то требующее в натуре, что выгоняет, что делает мукой праздный покой у печки. И что-то кряжистое — топором вырубленное — что-то с креп­кими нервами. У нас ясно встает перед глазами образ человека, которого мы называем «предприимчивым». Все те свойства предпринимателя, с которыми мы озна­комились как с необходимыми условиями успеха: ре­шительность, постоянство, упорство, неутомимость, стремительность к цели, вязкость, отвага идти на риск, смелость — все они коренятся в мощной жизненной силе, стоящей выше среднего уровня жизненности (или «витальности», как мы привыкли говорить).

Скорее препятствие для деятельности предприни­мателя представляет, напротив, сильное развитие на­клонностей к чувству, порождающее обычно сильное предпочтение чувственных ценностей.

Вернер Зомбарт

Итак, резюмируя, мы можем сказать: предпринима­тельские натуры — это люди с ярко выраженной интел­лектуально-волюнтаристической одаренностью, кото­рою они должны обладать сверх обычной степени, что­бы совершить великое, и с зачахнувшей чувственной и душевной жизнью (совсем тривиально!).

Можно с еще большей ясностью вызвать перед гла­зами их образ, выяснив контраст их с другими натурами.

Капиталистического предпринимателя там именно, где он как организатор совершает гениальное, сравни­вали, пожалуй, с художником. Это представляется мне, однако, совершенно ошибочным. Они оба представля­ют собою резко отграниченные противоположности. Когда между ними обоими проводили параллель, то указывали главным образом на то, что оба должны были располагать в большей степени фантазией, чтобы совершить выдающееся. Но даже и здесь — как мы уже могли установить — их одаренность не одинаковая: виды «фантазии», о которых в том и в другом случае идет речь, не одни и те же проявления духа.

Во всем же остальном существе своем, представля­ется мне, капиталистические предприниматели и ху­дожники поят свои души из совершенно разных источ­ников. Те целестремительны, эти целевраждебны; те интеллектуально-волюнтаристичны, эти полны чувс­тва; те тверды, эти мягки и нежны; те знают свет, эти чужды свету; у тех глаза устремлены вовне, у этих внутрь; те поэтому знают людей, эти человека.

Так же мало, как и художникам, наши предприни­мательские натуры родственны ремесленникам, рантье, эстетам, ученым людям, наслаждающимся жизнью, мо­ралистам и т.п.

Расшатанность духовной жизни

В то же время они, напротив, имеют много общих черт с полководцами и государственными людьми, ко­торые — и те и другие, в особенности государственные люди, — в конечном счете ведь тоже приобретатели, ор­ганизаторы и торговцы. В то же время отдельные даро­вания капиталистического субъекта хозяйства мы встречаем в деятельности шахматиста и гениального врача. Искусство диагноза дает способность не только излечивать больных, но в той же мере заключать ус­пешные дела на бирже.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.