Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бланшо. Вернер Зомбарт



9 - 5767 Бланшо

Вернер Зомбарт

ньгах, ждать в передней, греется в лучах своего могу­щества, потому что ему его внутренне недостает. Пред­приниматель, который командует 10 000 людей и раду­ется этой власти, похож на мальчика, который беспрерывно заставляет свою собаку апортировать. А если ни деньги, ни какое-нибудь другое внешнее средс­тво принуждения не дает нам непосредственной власти над людьми, то мы удовлетворяемся гордым сознанием, что покорили стихии. Отсюда детская радость нашего времени от новых, «делающих эпоху» «изобретений», отсюда необыкновенное восхищение, например, «поко­рением воздуха» — аэротехникой...

Истинно великое поколение, которое трудится над разрешением глубоких проблем души человеческой, не будет чувствовать себя великим от того, что ему уда­лось несколько технических изобретений. Оно будет пренебрегать такого рода внешним могуществом. А наша эпоха, лишенная всякого истинного величия, те­шится, как дитя, именно этим могуществом и переоце­нивает тех, кто им владеет. Вследствие этого ныне выше всего стоят во мнении массы изобретатели и милли­онеры.

Возможно, что у предпринимателя, стремящегося совершить свое дело, все эти идеалы носятся перед гла­зами более ясно или более расплывчато. Но все они для него воплощаются, приобретают для него осязательную форму все же только в ближайшей цели, на достижение которой направлено его стремление: в величине и про­цветании его дела, которые ведь всегда составляли для него необходимую предпосылку, чтобы осуществить какой-нибудь из этих общих идеалов. Итак, направле­ние и меру его деятельности как предпринимателя дают

Расшатанность духовной жизни

стремление к наживе и интерес дела. Какою сложится под влиянием этих сил деятельность современного

предпринимателя?

По видам ее деятельность современного капита­листического предпринимателя в ее основных чертах та же, что и прежде, — он должен завоевывать, органи­зовывать, вести переговоры, спекулировать и кальку­лировать. Но все же в видимом характере его деятель­ности могут быть указаны перемены, которые происхо­дят от изменения участия различных отдельных ее проявлений в совокупной деятельности.

В наше время, очевидно, приобретает все большее и большее значение в общей деятельности предпринима­теля функция «торговца» — если мы, как и выше, будем употреблять это слово в смысле человека, ведущего пе­реговоры. Деловые успехи все больше зависят от мощ­ной силы внушения и умелости, с которою заключают­ся многочисленные договоры. Узлы все больше прихо­дится развязывать, и их нельзя так часто разрубать, как

прежде.

Затем все более важной для предпринимателя ста­новится умелая спекуляция, под которой я разумею здесь совершение биржевых операций. Современное предприятие все более втягивается в биржевую спеку­ляцию. Образование треста, например, в Соединенных Штатах означает, в сущности» не что иное, как превра­щение производственных и торговых предприятий в биржевые предприятия, благодаря чему, следовательно, и для руководителя производственного и торгового предприятия возникают совершенно новые задачи, преодоление которых требует и новых форм деятель­ности...

Вернер Зомбарт

Но решающе новым в деятельности современного экономического человека является все-таки изменение, которое испытали размеры его деятельности. Так как отпало всякое естественное ограничение стремления, так как требования живого человека, количество под­лежащих переработке благ не ставят преград деятель­ности предпринимателя, эти размеры стали «безмер­ными», «безграничными». Положительно это означает, что трата энергии у современного экономического че­ловека как экстенсивно, так и интенсивно повышается до границ возможного для человека. Всякое время дня, года, жизни посвящается труду. И в течение этого вре­мени все силы до крайности напрягаются. Перед глаза­ми каждого стоит ведь картина этих до безумия рабо­тающих людей. Это общий признак этих людей, будь они предпринимателями или рабочими: они постоянно грозят свалиться от переутомления. И вечно они в воз­буждении и спешат. Время, время! Это стало лозунгом нашего времени. Усиленное до бешенства движение вперед и гонка — его особенность; это ведь общеиз­вестно.

Известно также, как этот избыток деловой деятель­ности расслабляет тела и искушает души. Все жизнен­ные ценности приносятся в жертву Молоху труда, все порывы духа и сердца отдаются в жертву одному инте­ресу: делу....

Особенно ясно проявляется эта расшатанность ду­ховной жизни в современном экономическом человеке, когда дело идет о зерне естественной жизни: об отно­шении к женщинам. Для интенсивного воодушевления нежными любовными чувствами у этих людей так же недостает времени, как и для галантной игры в любовь,

Расшатанность духовной жизни

а способностью к большой любви, к страсти они не об­ладают. Обе формы, которые принимает их любовная жизнь, — это либо полная апатия, либо короткое вне­шнее опьянение чувств. Либо им совершенно нет ника­кого дела до женщин, либо они удовлетворяются вне­шними наслаждениями, которые может дать продаж­ная любовь...

Деловые принципы, естественно, соответственно тому сдвигу, который испытала цель хозяйства, также проделали перемену. Ныне хозяйственное поведение современного предпринимателя подчиняется преиму­щественно следующим правилам:

а) вся вообще деятельность подчиняется наивыс­шей, по возможности абсолютной рационализации. Эта рационализация с давних пор была составной частью капиталистического духа, как мы это установили в ходе этого исследования. Она издавна выражалась в плано­мерности, целесообразности ведения хозяйства. Но то, что отличает в этом отношении современный капита­листический дух от раннекапиталистического, — это строгое, последовательное, безусловное проведение ра­циональных деловых принципов во всех областях. Пос­ледние остатки традиционализма истреблены. Совре­менного экономического человека (каким он всегда в наиболее чистом виде проявляется в американском предпринимателе) воодушевляет воля к единственно рациональному устроению хозяйства, и он обладает и решимостью осуществить эту волю, следовательно, применить всякий наиболее совершенный метод, будь то метод коммерческой организации или счетоводства или производственной техники, потому что он самый рациональный, что, естественно, с другой стороны, оз-

намает, что он, не стесняясь какими бы то ни было труд­ностями, оставит старый метод в тот момент, когда он узнает о существовании лучшего;

б) хозяйство направлено на чистое производство благ для обмена. Так как высота достигнутой прибыли есть единственная разумная цель капиталистического предприятия, то решающее значение относительно на­правления производства благ имеют не сорт и добро­качественность изготовляемых продуктов, но исклю­чительно их способность к сбыту. Чем достигается наибольшая выручка, понятно, безразлично. Отсюда безразличие современного предпринимателя как в от­ношений производства низкосортных товаров, так и в отношении фабрикации суррогатов. Если скверными сапогами достигается больше прибыли, чем хорошими, то изготовлять хорошие сапоги значило бы погрешать против духа святого капитализма. То, что ныне в неко­торых отраслях производства (химическая промыш­ленность!) началось движение, стремящееся к «повы­шению качества», так же мало доказывает что-нибудь против правильности только что выраженной мысли, как, например, старание владельца магазинов способс­твовать продаже более дорогих сортов при помощи раздачи премий приказчикам. Это, напротив, только доказывает, что в подобных случаях капиталистичес­кий интерес (прибыли) начал двигаться в направлении производства продуктов более высокого качества или сбыта более ценных предметов. В тот момент, когда предприниматель бы убедился, что это благоприятс­твование вышестоящим по качеству товарам принесло бы ему убыток, он, конечно, немедленно снова стал бы изготовлять или сбывать менее доброкачественный то-

Расшатанность духовной жизни

вар. Да это, в сущности, представляется само собою по­нятным, как только мы согласимся взглянуть на мир глазами капиталистического предпринимателя.

Так как размеры сбыта определяют высоту прибы­ли и так как — мы это видели — стремлению к наживе присуще стремление как можно больше расширять возможности получения прибыли, то деятельность сов­ременного предпринимателя с неизбежной необходи­мостью направлена на беспрерывное увеличение сбыта, к которому и потому еще лежит его сердце, что оно представляет ему многочисленные преимущества в борьбе с конкурентами. Это судорожное стремление к расширению области сбыта и увеличению количества сбыта (являющееся самой мощной движущей силой в современном капиталистическом механизме) создает затем ряд деловых принципов, которые все имеют одну цель — побудить публику покупать. Я назову из них важнейшие:

в) покупателя отыскивают и нападают на него, если так можно сказать; принцип, который так же естест­венно присущ всему современному ведению дела, как он был чужд всему прежнему, даже и раннекапиталис-тическому, ведению дела. Цель, которую потом пре­следуют,— это возбудить у покупателей: 1) внимание, 2) желание купить. Первое осуществляется тем, что им как можно громче кричат в уши или возможно более яркими красками бьют в глаза. Второго пытаются до­стигнуть тем, что стремятся внушить покупателям убеждение в необыкновенной доброкачественности или необыкновенной выгодности цены сбываемого то­вара. Излишне указывать, что средством к достижению этой цели является реклама. Излишне распространять-

Вернер Зомбарт

ся также и о том, что ни с чем не считающееся пресле­дование этой цели должно уничтожить всякое чувство благопристойности, вкуса, приличия и достоинства.

Что современная реклама в конечном счете в эсте­тическом отношении отвратительна,в нравственном — бесстыдна, это ныне — слишком само собою разумею­щийся факт, чтобы его приходилось подкреплять хотя бы одним словом доказательства. Здесь также, несом­ненно, не место рассуждать о положительной или отри­цательной ценности рекламы. Нужно было только ука­зать на нее как на характерную черту в общей картине современного ведения хозяйства;

г) к наивысшему возможному удешевлению произ­водства и сбыта стремятся для того, чтобы привлечь публику действительными выгодами. Это стремление ведет к многочисленным присущим нашей хозяйствен­ной жизни приспособлениям и обыкновениям, пере­числять которые здесь также не место, так как ведь дело для нас идет только о том, чтобы выяснить принципы ведения хозяйства. Весь раннекапиталистический хо­зяйственный образ мыслей был не расположен к деше­вым ценам, так как в нем действовало правило: на не­многих делах много заработать. В противность этому ныне выставляется другая цель: на многих делах понем­ножку заработать, что выражается в руководящем пра­виле, господствующем над нынешней хозяйственной жизнью во всех отраслях: большой оборот — малая польза;

д) свободы локтей требуют, чтобы иметь возмож­ность беспрепятственно достичь поставленных стрем­лением к наживе целей. В этой свободе локтей заключе­на, во-первых, формальная свобода — иметь возмож-

Расшатанность духовной жизни

ность делать или не делать то, что считают необходимым в интересах дела.,. Свободное проявление собственной силы одно должно решать хозяйственный успех. Во-вторых (материально), в требовании свободы локтей заключена идея совершенно ни с чем не считающейся наживы. С ее господством признается первенство цен­ности наживы над всеми другими ценностями. Связей какого бы то ни было рода, сомнений какого бы то ни было рода — нравственных, эстетических, сердеч­ных — больше не существует. Мы говорим тогда: чело­век действует «беззастенчиво» в выборе средств.

Что такое ни с чем не считающаяся нажива, нам лучше всего ныне показывает1 поведение больших аме­риканских трестов. В последнее время описания проде­лок «The American Tobacco Company» снова в особенно яркой форме вызвали перед глазами картину деловой практики беззастенчивых предпринимателей, не полу­чившей еще такого всеобщего применения в Германии и в Европе вообще. Мы узнали тут, что значит не счи­таться более ни с чем и не оставлять ни одного пути непройденным, если он обещает вести к цели. Чтобы приобрести новые области сбыта, трест продавал все изделия по бросовым ценам. Посредникам-торговцам он давал самые крупные скидки. Известные, излюб­ленные марки подделывались, и малоценные фабрика­ты продавались в фальшивой упаковке. Возникавшие иногда процессы трест вследствие своего финансового перевеса над противником умел затягивать так долго, пока противник тем временем не разорялся. И мелкую торговлю трест прибирал к рукам, открывая просто в

Книга Зомбарта была написана в 1913 году. — Примеч. ред. 265

Вернер Зомбарт

удобных местах конкурентные предприятия, которые «выбрасывали» товар до тех пор» пока старая, коренная лавка не вынуждалась к закрытию. Трест, наконец, мо­нополизировал и закупку сырья, и по этому поводу дело дошло потом до войны с табачными плантаторами в Кентукки. Когда в 1911 г. с табачным трестом было поступлено по закону Шермана, судья, объявивший приговор, заявил: «Вся компания треста против неза­висимых была измышлена и проведена с достойной удивления хитростью, осторожностью и утонченнос­тью. На поле конкуренции всякое человеческое сущес­тво, которое вследствие своей энергии или своих спо­собностей могло причинить тресту неприятности, без­жалостно откидывалось в сторону».

Законченным типом беззастенчивого делового че­ловека был скончавшийся несколько лет назад Эдуард Г. Гарримэн, о деятельности которого распространилась такая посмертная слава: «Тайна (его) победы заключа­лась в полном освобождении от соображений мораль­ного порядка. Если бы Гарримэн не освободился от вся­ких нравственных сомнений, то он тотчас же споткнул­ся бы на первых ступенях своего развития в большого спекулянта. Он начал с того, что свернул шею тому че­ловеку, который открыл ему врата железнодорожного рая; а второй этап этой славной карьеры начался с гру­бой кампании против Моргана. Тот, правда, обратил потом на пользу самому себе способности своего про­тивника. Ликвидация отношений с Гиллем тоже не сто­яла под знаком нравственных колебаний. И присоеди­нение к группам Стандард Ойл также произошло пос­редством акта насилия. Но вещи,которые строгий судья нравов занесет в дебет Гарримэну, принадлежат к неиз-

Расшатанностьдуховной жизни

менному составу американской спекуляции. С ней нуж­но считаться, как с данной величиной: существо же та­ких факторов исчерпывается тем, что они неизменны. Дела Гарримэна с New-York Life Insurance National City Bank, выдача высоких дивидендов, которые добывались только путем выпуска облигаций, искусные уловки в книгах— это вещи, от которых строгого моралиста дрожь пробирает. Американский спекулянт легко скользит по такого рода явлениям; а законодатель дол­жен ограничиваться тем, что проявляет добрую волю к их устранению».

К великим победителям на ристалище современно­го капитализма имеет, пожалуй, общее применение то, что еще недавно сказали о Рокфеллере, что он «умел с почти наивным отсутствием способности с чем бы то ни было считаться, перескочить через всякую мораль­ную преграду». Сам Джон Рокфеллер, мемуары которо­го являются превосходным зеркалом почти детски-на­ивного представления, резюмировал будто бы однажды свое credo в словах, что он готов платить своему замес­тителю миллион содержания, но тот должен (конечно, наряду со многими положительными дарованиями) прежде всего «не иметь ни малейшей моральной щепе­тильности» и быть готовым «беспощадно заставлять умирать тысячи жертв».

Человек, который сам себя считал за очень «отста­лого» предпринимателя в этом отношении, потому что был слишком «добродушным», имел «слишком много сомнений», — Вернер Сименс увещевал однажды свое­го брата Карла вести дело «smartly»1 следующими сло-

1 Разумно (англ.).

267

Вернер Зомбарт

вами: «Будь только всегда строгим и ни с чем не считай­ся. Это необходимо в таком большом деле. Раз ты на­чнешь считаться с частными отношениями, ты попадешь в лабиринт претензий и интриг» (письмо от 31 марта 1856г.).

Мещанские добродетели. Что сталось с ними, кото­рых мы считали такими существенными составными частями в построении капиталистического духа? Име­ет ли прилежание, бережливость, благополучие — industry, frugality, honesty — еще и ныне какое-нибудь значение для создания образа мыслей капиталистичес­кого предпринимателя? На этот вопрос не следует слишком категорически отвечать утвердительно, но также не следует отвечать отрицательно. Потому имен­но, что то положение, которое ныне эти «добродетели» занимают в общем строении хозяйства, принципиаль­но иное, чем каким оно было в раннекапиталистичес-кую эпоху. Эти понятия, правда, перестали быть сущес­твенными и необходимыми добродетелями капиталис­тического предпринимателя; но этим они отнюдь не утратили своего значения для определения характера ведения хозяйства. Они только вышли из сферы лично­го проявления воли и сделались вещественными со­ставными частями делового механизма. Они перестали быть качествами живых людей и сделались вместо это­го объективными принципами ведения хозяйства.

Это звучит странно и нуждается в объяснении. Я изложу для каждой из названных добродетелей в отде­льности то, что я имею здесь в виду.

В те времена, когда дельные и верные долгу деловые люди восхваляли молодому поколению прилежание как высшую добродетель имеющего успех предприни-

Расшатанность духовной жизни

мателя, они должны были стараться как бы вбить в ин­стинктивную жизнь своих учеников твердый фунда­мент обязанностей, должны были пытаться вызывать у каждого в отдельности путем увещания личное направ­ление воли. И если увещание приносило плоды, то при­лежный деловой человек и отрабатывал путем сильно­го самообуздания свой урок. Современный экономи­ческий человек доходит до своего неистовства совершенно иными путями: он втягивается в водово­рот хозяйственных сил и уносится им. Он не культиви­рует более добродетель, а находится под влиянием при­нуждения. Темп дела определяет собою его собствен­ный темп. Он так же не может лениться, как рабочий у машины, тогда как человек с инструментом в руках сам решает, хочет ли он быть прилежным или нет.

С еще большей ясностью проявляется объективи­зация «добродетели» бережливости, так как здесь част­ное ведение хозяйства предпринимателя совершенно отделяется от ведения хозяйства его предприятия. Это последнее подчинено ныне принципу бережливости в большей степени, чем когда бы то ни было раньше. «Расточительность должна быть подавляема и в самом малом — это не мелочь, потому что она представляет собою разъедающую болезнь, которая не поддается ло­кализации. Есть большие предприятия, существование которых зависит от того, разгружаются ли наполнен­ные землею тачки дочиста или в них остается на лопату песку». Известна скряжническая бережливость, кото­рую применяет Рокфеллер в ведении дел Standard Oil Company: капли металла, падающие при запаивании бидонов, собираются и снова используются; мусор во дворах, перед тем как его увозят, внимательно исследу-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.