Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1989 год 1 страница



 

Если в 1988 году притормозили перестроечные процессы в экономике, а политические реформы стали выходить на передний план, то в наступившем году политические, государственные преобразования катились «девятым валом» и захлестнули потуги Правительства реализовать ряд хотя и не радикальных, но полезных экономических мер. Увлечение политикой захватило общество. Многое было ново, привлекательно. Демократизация, гласность, развернувшиеся в Москве и Ленинграде, да по всей стране, инициировали различные собрания, сходы, митинги, страстные дискуссии. Обличения власти, своих противников и просто несогласных извергались потоком не только с подмостков этих сборов, в средствах массовой информации, но и развернулись на сессиях Верховного Совета, Съездах народных депутатов. Благо, что поводов для этого действительно было немало.

Шел пятый год перестройки, а жизнь людей не баловала. Успехи первых трех лет забылись, а нынешнее время не радовало. Экономические проблемы в производстве и повседневной жизни людей нарастали. Нарушались налаженные производственные связи между предприятиями, ухудшалось снабжение населения продуктами и товарами. Что, собственно, и вызывало недовольство, возмущение. Централизованная, консервативная по своей сути, очень сложная, но безотказно действовавшая десятилетиями система буксовала. Привычные апелляции к партийным органам на имеющиеся неполадки уже не срабатывали. Расширение по форме, а не по существу прав Советов, предприятий и республик создавали дополнительные проблемы. Прямые договоры, оптовая торговля, реорганизация управления – зачатки новых экономических отношений - только осваивались. Но и для этого не было создано необходимого правового и экономического механизма.

Попытки Политбюро ЦК и Правительства призвать к порядку, дисциплине, ответственности, наконец, к благоразумию эффекта не давали.

Во многом как тогда, так и теперь, я считаю: руководство страны, нарушив глубинные законы баланса экономики и политики в пользу политики, стали, по существу, ее заложниками. Политические баталии, государственные реорганизации, переориентация функций партии и Советов захлестнули не только партийные и государственные структуры, но и общество.

Экономика была отодвинута в сторону. И лишь в декабре 1989 года на Втором съезде народных депутатов была обнародована и принята принципиально новая комплексная Программа мер по оздоровлению экономики и этапах экономической реформы. Она была рассчитана на 1990-1995 годы. Это была аналитически проработанная и практически, с учетом реальности, обоснованная программа. Но к сожалению, реализация ее так и не была начата.

2 января. Вылетел с делегацией на Кубу. Для участия в торжествах, посвященных 30-летию победы революции.

3 января. В г.Сьенфуэгосе. Посещение строительства нефтеперерабатывающего завода и АЭС в Харагуа.

Вечером в Гаване. Официальный прием во Дворце революции.

Краткая беседа с Ф.Кастро, затем с Д.Ортегой, с М.Якешем и Г.Филиповым. Оценка нынешнего состояния в соцстранах. Перестройка, возмущался Г.Филипов, внесла разброд в комдвижение.

4 января. Беседа в ЦК КП Кубы с Мачадо Вентурой. Обмен информацией о положении дел в КПСС и КП Кубы. Некоторые проблемы сотрудничества.

Принял в резиденции С.Нуйому, президента СВАПО. Беседа о ходе подготовки провозглашения независимости Намибии. Надеются на успех. Необходима координация действий с Советским Союзом. Я заверил его в неизменности нашей позиции.

Вечером большая группа гостей, вместе с Ф.Кастро и другими кубинскими руководителями, знакомилась с экспонатами выставки «ЭКСПО — Куба», организованной на окраине Гаваны.

Там же состоялся грандиозный митинг, посвященный 30-летию победы революции на Кубе.

Программное выступление Фиделя Кастро.

5 января. Дворец революции. Встреча с Ф.Кастро (один на один. Переводил О.Дарусенков) в его кабинете.

Обстоятельная, живая, заинтересованная беседа. В основном его вопросы — мои объяснения. Оживленно, раскованно. Главное — в чем суть и как идет перестройка.

Я передал Фиделю Кастро привет от М.С. Горбачева, сожаление, что землетрясение в Армении прервало его поездку и он не смог побывать на Кубе с официальным визитом. По просьбе Ф.Кастро я обстоятельно рассказал о землетрясении и принимаемых мерах по ликвидации тяжелых последствий этой трагедии.

Затем речь пошла о советско-кубинских отношениях, о попытках западной пропаганды противопоставить нашу перестройку кубинской ректификации. Но, к счастью, наши отношения строятся на дружеских принципах уважения, понимания и поддержки.

Я стал подробно излагать Ф.Кастро суть проводимых в Союзе реформ. Отметил, что начало экономических преобразований относится к периоду работы Ю.В. Андропова. Объяснил ситуацию, которая складывалась в народном хозяйстве страны в начале 80-х годов. Она требовала изменений. Охарактеризовал сегодняшнюю обстановку в стране, что было сделано за время с апреля 1985 года.

Я излагал все проблемы, исходя из видения экономических и политических процессов официальными органами страны. Но Фидель общие рассуждения на веру не принимает. Он немедленно стал буквально обстреливать меня вопросами. Они касались многих тем. О месте партии в перестройке, принципе разделения полномочий партии и Советов. Ему не был ясен повод для объединения постов первых партийных и советских руководителей на всех уровнях. Расспрашивал Фидель, как будет работать съезд, сессии Верховного Совета, депутаты. Что положительного дает изменение избирательной системы. Придирчиво, дотошно интересовался сутью «народных фронтов». Какая роль им отводится в перестройке. Спросил о системе арендных отношений в деревне, насколько развиты они сегодня, каков удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции. Особенно интересовался, как соотносятся по форме и содержанию экономические и политические реформы. Я пытался объяснить, обосновать не только официальное, но и свое личное видение этих проблем.

Рассказал, как готовились, обсуждались те или другие предложения, по какому поводу были споры, разногласия. Ф.Кастро, конечно, почувствовал сложность и неоднозначность подхода к решению принципиальных и частных вопросов реализации идеи перестройки, обновления всех сфер жизни нашего общества. И хотя Ф.Кастро сказал, что «доволен разъяснениями» и ему «стали яснее идущие в Советском Союзе процессы», это совершенно не означало, что он с ними согласен и поддерживает. Вряд ли я смог убедить его, да это и не входило в мою задачу. Я стремился как можно объективнее представить наше «новое мышление».Не думаю, что моя информация успокоила Фиделя, сняла его тревогу и озабоченность за состояние советско-кубинских отношений и вообще за обстановку в социалистических странах.

В беседе он спросил о сроках возможного визита Горбачева на Кубу. Я стал объяснять Фиделю наш календарь. Горбачев намерен выбрать «окно» и сам позвонит об этом Ф.Кастро. Но то, что первая же его поездка будет на Кубу, — бесспорно.

Ф.Кастро выслушал и сказал, что не хочет, чтобы у нас сложилось впечатление, будто он желает оказать давление. Он понимает загруженность Генсека внутренними проблемами. «Мы, ваши друзья, заинтересованы в том, чтобы при первой возможности он приехал на Кубу. И, желательно, без заезда в другие страны». (Горбачев сдержал слово, и в первых числах апреля его визит на Кубу состоялся.)

Затем разговор перешел в русло международной политики. Информировал его о том, как складываются отношения с США, с западными странами. О нашей оценке изменений, происходящих в социалистических странах, в частности в ВНР, Польше. Подчеркнул важность укрепления экономического сотрудничества с Кубой.

Ф.Кастро рассказал, что Куба благожелательно отнеслась бы к политическому урегулированию конфликта МПЛА с УНИТА в Анголе. Вывод кубинских войск их Анголы будет проходить постепенно. Однако после вывода УНИТА обязательно заявит о себе. Поэтому необходимо искать урегулирование именно сейчас. «Вообще, - отметил Ф.Кастро, — Куба намерена строго выполнять достигнутое соглашение». Он обстоятельно изложил свою позицию по отношению к Намибии. Фидель считает, что Нуйоме надо проявлять осмотрительность, действовать умно, гибко. (Дальнейшее развитие событий в Намибии подтвердило обоснованность такой тактики, и сложная многолетняя проблема Намибии была решена при активном участии СВАПО.)

Вечером, после приема, беседа была продолжена в резиденции совпосла. В ней принимал участие и посол Ю.В. Петров. Ф.Кастро подробно интересовался работой Политбюро. Как проходят заседания, какие обсуждаются вопросы. Как осуществляются контакты Политбюро с местными партийными комитетами. Спрашивал об экономической и политической ситуации в союзных республиках — РСФСР, на Украине, в Белоруссии. Отдельно обстоятельно поговорили о положении в сельском хозяйстве.

Затем Ф.Кастро перевел беседу на совершенно иную тему. О сокращении Советских Вооруженных Сил, о чем было объявлено Горбачевым. Как это отразится на обороноспособности СССР, что даст народному хозяйству страны. Попросил меня рассказать о национальном вопросе. «Для нас, — сказал Ф.Кастро, — межнациональные конфликты в Союзе были полной неожиданностью». Чем вызваны националистические проявления в Прибалтике и Закавказье? Какова степень опасности этих проявлений для страны? Насколько ощущается влияние внешних сил на обстановку в этих районах? Я, в меру своей информированности и собственного взгляда на этот многообразный перечень тем и вопросов Ф.Кастро, отвечал, давал объяснения. Мы вели оживленный диалог. Рассуждали, прикидывали, соглашались, возражали. Вообще, беседа носила дружеский, заинтересованный характер. Фидель, проявляя присущий ему такт, внимание, одновременно забрасывал несколькими вопросами, уточняя в ответе каждое, хотя бы чуть-чуть неясное ему положение, или моментально переключался на другую тему, когда после первых моих слов ему становился ясным ответ.

В итоге две наши беседы продолжались около пяти часов.

Прощаясь, Ф.Кастро просил передать привет М.С. Горбачеву и напомнить, что ожидает его приезда.

6 января. Отлет из Гаваны в Москву.

В понедельник 9 января информировал об итогах поездки на Кубу Рыжкова и Горбачева. Написал записку в ЦК.

 

10 января. Пленум ЦК КПСС.

О выдвижении кандидатов в народные депутаты СССР от КПСС.

Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу.

Об избрании народных депутатов СССР от КПСС.

Докладчик М.С. Горбачев (по трем вопросам).

Он говорит о принципах выдвижения кандидатов в депутаты от КПСС: основные предложения поступили с мест, одновременно подбирали кандидатуры и в Центре. Рассказывает о списке, в котором представлено ровно 100 человек. (Как и кем он готовился, мне неизвестно, на Политбюро его не обсуждали, может, в мое отсутствие, когда я был на Кубе.)

В кулуарах разговоры — целый ряд фамилий в списке вызвал непонимание. Почему, за какие творческие, научные, производственные достижения они удостоены такой большой чести? Но на Пленуме все молчат, не хотят вносить сейчас разлад. Опять сработала дисциплина — раз вносит кандидатуры Генсек, значит, состав проработан в Политбюро.

Задал вопрос академик А.А. Логунов: «Почему предложили список на 100 человек, точно по числу депутатов, а не больше?»

М.С.Горбачев ответил, что можно и больше. Но следует ли нам затевать такие «игры»? Думаю, нет.

13 января. Совещание в ЦК КПСС. «Пути совершенствования управления аграрным комплексом страны» (в связи с подготовкой Пленума ЦК по аграрной политике). Участвовали 280 человек.

Совещание открыл вступительным словом М.С. Горбачев.

Доклад В.С. Мураховского, председателя Госагропрома СССР. Намечается, уже которая по счету, реорганизация управления сельским хозяйством на различных уровнях.

Что же он предложил? Максимально упростить управленческую структуру в АПК. Повысить самостоятельность и ответственность союзных республик, местных органов за снабжение населения продовольствием. Предоставить широкие права колхозам и совхозам, они могут создавать в своем составе кооперативы. Совершенствование управления в АПК на этот раз провести снизу. Районная структура объединяет колхозы и совхозы, и создается Совет из руководителей хозяйств. При Совете небольшой аппарат.

Районные Советы, фирмы, комбинаты делегируют своих представителей в областной Совет, с несколько иными функциями, чем районный. При областном Совете создается обслуживающий аппарат. Он содержится также за счет отчислений от хозяйств.

На республиканском уровне пока сохранить Госагропромы, но их функции только экономика, наука, передовая технология.

На союзном уровне намечается существенное изменение. Предлагается иметь Государственную комиссию Совета Министров СССР по продовольствию и заготовкам (в нее войдут Минводстрой, Минрыбхоз, Госкомлес, Ценросоюз, Совет колхозов и Агробанк). При комиссии создать производственные главки: продовольственных ресурсов и качества, сельскохозяйственного перевооружения и перерабатывающей промышленности, по ветеринарии, землеустройству и др. Минхлебопродукт

ликвидировать. Государственные резервы сосредоточить в главке, а хлебозаводы, комбикормовые заводы передать в республики.

Вот такое «простое» решение подбросил В.С. Мураховский. Оно позднее было в основном принято. Пошла местническая вакханалия. Особенно в 1990—1991 годах. Позже восстановили Минсельхоз, собственно, и Минзаг, но что толку, когда управление хозяйством развалилось. Это был очередной «радикальный прорыв».

Началось обсуждение. Откровенное, острое. Позиции разные, иногда вообще полярные. Всколыхнули эти предложения всех.

Выступил и Горбачев. Тут товарищи говорили, что дело не только в схемах и структуре управления. Конечно, это так. И мы сейчас готовим большую программу по всему комплексу проблем Агропрома. На сегодняшней встрече мы сделали акцент на организационные формы, чтобы этот огромный народнохозяйственный комплекс заработал эффективнее. Сегодня главный вопросэто управление АПК. (Я никак не мог тогда понять и сейчас не понимаю позицию Горбачева. Основные проблемы сельского хозяйства он сводил к управлению. И опять — «это главное». А производство? Как его развивать и стимулировать?)

Так начался очередной этап реорганизации в сельском хозяйстве. Инициатор — Горбачев. Но в 1992 году он скажет, что главной его ошибкой в экономической реформе было недостаточное внимание к проблемам сельского хозяйства. Это неверно. «Внимания» было больше чем достаточно. Сколько раз обсуждали, спорили, противились его «новациям» и специалисты, и члены Политбюро. Но он считал себя главным сельхозником, отметал советы. Говорил, что все продумал, все знает! А сейчас сетует!

24 января. Политбюро.

О подготовке Пленума ЦК об аграрной политике КПСС.

Горбачев. Необходимо предложить эффективную аграрную политику. Дать ясный ответ на ожидания народа по продовольственному вопросу, исходя из нынешних реальностей.

Первое. Перестройка экономических отношений в сфере производства. Она упирается в кадры, в систему управления АПК.

Второе. Одновременно перестройка и управления АПК. Было на днях совещание в ЦК. Там изложили предложения, какова должна быть структура (район, область, республика, Союз). Республики берут на себя основную

нагрузку.

Третье. Социальное развитие села.

Четвертое. Научно-технический прогресс, подготовка кадров.

Вот некоторые направления современной аграрной политики.

Выступили практически все члены Политбюро, секретари ЦК.

Лигачев. Перестройка в АПК должна носить сугубо добровольный характер. Планированиевнизу. Через госзаказ только 4—5 позиций. Госагропром в Союзе оставить, изменив функции, сохранив планирование, финансирование, снабжение, госзаказ.

Щербицкий. Как увязать экономические меры с уровнем сознания? Эти меры крестьяне еще не воспринимают. Без руководства сверху пока нельзя.

Никонов. Если сельское хозяйство не получит приоритетного места в народнохозяйственном комплексезавалим программу. Неужели это непонятно Совмину, Политбюро, вам, Михаил Сергеевич?! (Говорил убедительно. Безапелляционно. Надоели эти реорганизации сельского хозяйства. Горбачев был недоволен резким выступлением, диссонирующим сего предложениями.)

Рыжков. Необходимо сознательно зажать другие программы и высвободить ресурсы для села.

Выступил и я. Был под впечатлением поездок в Амурскую и Читинскую области, Чувашскую АССР. Рассказал, что там обстановка на селе ухудшается. Прошедшая в 1985 году реорганизация проблем деревни не решила, а даже их усугубила. Теперьновая?

Горбачев. Надо придать нашей работе планомерный характер. Как построить доклад? Определить приоритеты. Дать исторический анализ периода после Октября. Это подведет к оценке нынешнего положения. Затем основные цели и задачи (долговременные и сегодняшние). Конкретно - о 13-й пятилетке. Может быть, развернуть дискуссию о ценах, денежной массе и народомобсудить? Пленум через 12 месяца. Поручить комиссии Рыжкова подготовить предложения, Лигачевутоже.

Так общими фразами (от Октября 1917 до января 1989) он завершил обсуждение. Оставался тягостный осадок. Что он — не понимает?! Или пускает такое важное дело на самотек? У меня тогда сложилось мнение, что Горбачев полностью занят выборами, предстоящим съездом, политической реформой. Положение в АПК считает возможным рассмотреть походя, как ему предлагают помощники. Это была серьезная, принципиальная ошибка. В 1989 году начался спад в АПК, хуже стало снабжение продовольствием.

Об очередных мероприятиях по завершению вывода войск из Афганистана. Информация Шеварднадзе.

Основная угроза — экономическая блокада Кабула. Состояние экономики в стране плачевное. Наш уход могут рассматривать не только как военное, но и политическое поражение. Нам будут приписывать все свои грехи. Требуются анализ и оценка прошлых решений. Мы не можем отвечать за них. Необходимо отмежеваться.

Язов. Обстоятельно доложил, как идет вывод войск. О некоторых просьбах Кабула по технике, оборудованию.

Горбачев. Не бросить РА на произвол. Работать. Думать над пропагандистским обеспечением. Но сначала уйти, а потом... Через ООН, Совет Безопасности и другие организации действовать.

О встрече с делегацией Тройственной комиссии.

Горбачев. В философском плане надо проработать. Особенно их интересует принцип экономической связи с капиталистическим миром. Интеграциякакие причины? Продумать. О третьем миреэто основная сфера борьбы за влияние, так они считают. Надо рассмотреть этот вопрос на Политбюро. Заслуживает внимания высказывание Жискар де Эстенабудете иметь дело с федеративной Европой.

(Горбачев не зря задумывается о необходимости философского осмысления итогов встречи с такими политическими асами, как Г.Киссинджер, Г.Форд, Жискар де Эстен и Накасонэ. Их визиты, интересы, советы, думаю, оказали серьезное влияние на нашего лидера, подтолкнув его к более «радикальным действиям».)

За повесткой. О ситуации в социалистических странах.

Польша и Венгрия активно идут по капиталистическому пути. Болгарияпока не ясно. То есть каждая страна имеет свое лицо. Будет очень много разнообразия. О предполагаемой встрече в Праге. Имеются в виду переговоры с М.Якешом.

1 февраля. Принял посла США Дж.Мэтлока по его просьбе. Беседа о перспективах развития отношений между США и СССР, РСФСР и штатами. Как идет перестройка. Подготовка к выборам в Верховный Совет. О Кубе, моей там работе, нынешних отношениях и другие. Очень приветлив, оживлен, тактичен, хитер. Ведет беседу вроде бы очень искренне и доверительно, но ничего нового не говорит и приглашает собеседника к «такой же» откровенности.

16 февраля. Политбюро. М.С. Горбачев.

Перед началом Горбачев поздравил всех с тем, что вчера завершился вывод войск из Афганистана. Но проблем еще много.

С 24 февраля  по 1 марта я находился в Воронежской и Тамбовской областях. Предвыборные встречи.

2 марта. Политбюро.

Информация М.С. Горбачева об итогах поездки на Украину.

Общая оценка процессовперекликаются с теми, что идут и в других республиках. Перестройка требует активизации, решительных мер. Партийная организация в целом работает позитивно, осваивает свое место в перестройке. Тревожит судьба Донбасса, шахт, поселков. Запасы угля иссякают. Условия работы тяжелейшие. Это надо серьезно обсудить. Боль всенароднаяЧернобыль. Социальные проблемы: жилье, газификация, здравоохранение. Договорные отношения освоены плохо. Расцветает шантаж. Разъезжают толкачи. Обострился национальный вопрос. Много попыток отдельных экстремистов осложнить ситуацию. ЦК КПУ держит этот вопрос в поле зрения.

Решили: подготовить проект постановления Политбюро.

За повесткой. Мнение Горбачева. Запад, правые силы на 180 градусов поворачивают свою позицию по отношению к перестройке. Они считают, что перестройка не вредна. Политики, те всеми средствами дискредитируют процесс, советского лидера. Почему? У них нет ответа на наши политическиешаги. (Вот так. Горбачев в восторге от поддержки правых. Что это? Наивность? Или радость, что реализуются задумки?)

12 марта. Политбюро. М.С. Горбачев.

Материалы к Пленуму ЦК об аграрной политике партии. Проект доклада и четыре документа ЦК и Совета Министров.

Приняли за основу. Затем выступления.

Воротников. В докладе идет речь о возможной ликвидации колхозов. Надо ли в принципе так ставить вопрос, даже гипотетически? Тем более Генсеку сейчас, в такое время? Я категорически против. Второенеобходимо определить этапы перехода от административных к экономическим методам управления агрокомплексом. Финансово-ценовые проблемы проработать детальнее. Требуется их одобрение Пленумом.

Слюньков. Необходимо скорее решить вопрос с розничными ценами! Нельзя дальше тянуть. Будет труднее. (Горбачев. Нет, пока не время.)

Чебриков. Сроки снятия остроты продовольственной проблемы 2—3 года, как сказано в докладе,это нереально. Зачем будоражить народ.

Бакланов. Территориальный хозрасчетэто химера. Нельзя рекомендовать его развитие.

Горбачев. Что отразить: механизм заготовок, поставок, цен. Взаимодействие Советов с органами АПК. Стабильность всех цен, кроме картофеля, овощей и фруктов. Их реализовывать по договоренности, но в предельных объемах, не свыше 50% от государственных. (Вот так Горбачев завершил обсуждение. Оставив без внимания замечания товарищей.)

 

15 - 16 марта. Пленум ЦК КПСС.

1.О проведении выборов в народные депутаты СССР от КПСС.

Коптюг В.А. - председатель избирательной комиссии.

Информировал о выдвижении и регистрации 100 кандидатов. Прошли их встречи в трудовых коллективах. Получено свыше сотни писем и пожеланий. Неудовлетворенность тем, что в списке кандидатов мало рабочих, много творческих работников. Выражают несогласие, что на 100 мест выдвинуто только 100 кандидатов.

На Пленуме выступил В.П. Тихомиров, рабочий с московского завода им. Владимира Ильича. Говорит, что в ходе предвыборной кампании повсеместно сократилось в составе кандидатов число рабочих и крестьян. Некоторые высказывают взгляды, порочащие Советскую власть и государство. В их числе Б.Н. Ельцин. 12 марта был митинг «Демократической России» (ДР), там лозунги: «Октябрьский переворот был контрреволюцией. Отняли у народа свободу», «Не верьте лидерам государства» и другие. Вопрос: за какую власть вы, Борис Николаевич, боретесь?

Горбачев. Действительно, в избирательной кампании потеснили рабочих и крестьян. Это так. Для ЦК это урок на будущее. Митинг ДР с антисоветскими и антипартийными лозунгами «Долой самодержавие КПСС», призыв к Февралю— это вызов!

После нескольких выступлений слово берет Ельцин. Высказаны серьезные замечания и обвинения в мой адрес. С ДР не имею никакой связи. Не знаю, что это за организация. Листовкиэто провокация против меня. В отношении моих выступлений. Моя программа была изложена на XIX партконференции. Я от нее не отхожу, она не противоречит Программе партии. Я выступаю за перестройку, за демократизацию, за оздоровление общества.

Ряд членов ЦК (рабочих) предложили дать оценку некоторым выступлениям Б.Н. Ельцина, которые, по их мнению, противоречат политическим установкам ЦК и партийной этике. Поручили комиссии (В.А.Медведеву) изучить данный вопрос и доложить свои выводы на очередном Пленуме ЦК. Однако это поручение комиссия заволокитила, и ЦК так и не получил ответа.

Тайным голосованием все 100 кандидатов были избраны.

2.Об аграрной политике КПСС в современных условиях.

Докладчик М.С. Горбачев.

Он анализирует глубинные процессы, происходившие в сельском хозяйстве после Октябрьской революции. Об индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства. Раскрывает обстановку послевоенного периода. Меры, принятые в 1953, 1965, 1982 годах, имели положительные моменты, но носили половинчатый характер. (В общем, Горбачев начал, как говорится, от печки. Затем перешел к существу вопроса.)

Изложил основные положения Программы, значительно расширив круг вопросов по сравнению с теми, о которых шла речь на совещании в ЦК 13 января и Политбюро 24 января.

Основной смысл новой аграрной политикивозродить крестьянина, как хозяина на земле. Коренным образом преобразовать экономические отношения на селе, перестроить систему управления сельским хозяйством. Перейти на договорные отношения в рамках района и области. Причем контракты на продажу продукции заключаются с хозяйствами на добровольной основе. В то же время республикам и областям устанавливается госзаказ на поставки сельскохозяйственной продукции. (Это явная нестыковка, что и вызвало серьезные возражения участников Пленума.)

На Пленуме были розданы проекты документов ЦК, Верховного Совета, Совета Министров, в которых определялись меры практической реализации этой Программы. Ставилась задача — в ближайшие годы снять остроту продовольственной проблемы, а в течение 13-й пятилетки вывести сельское хозяйство на широкую дорогу.

Но, как и раньше, они не были подкреплены организационно и остались на бумаге. Да это и понятно, так как сельскохозяйственные органы были дезорганизованы, партийные комитеты отстранены от хозяйственных дел, а Советы бесправны.

16 марта. Продолжение Пленума. Обсуждение доклада.

О чем говорили. На село недостаточно выделяется капиталовложений. В зарубежных странах доля инвестиций в сельское хозяйство значительно выше. Осуществление многоукладности должно быть на добровольной основе. Не разрушать специализированные хозяйства. Против передачи снабжения в Госснаб. Не верят в аренду, так как столько было реорганизаций. Непонятна медлительность в реформе ценнеобходима комплексная реформа ценообразования, упорядочение налоговой системы во всем народном хозяйстве. Категорически против отдельных призывов к ликвидации колхозов. Предложенные проекты постановления Совета Министров не обеспечивают выполнения тех задач, которые изложены в докладе. Нужен Закон о земле. Из-за нерешенных социальных проблем из села уходят кадры, особенно учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства. Банки не дают ссуд на жилье и т.п.

Заключительное слово Горбачева. Есть справедливые замечания. Но они не спорят о главном —о коренной перестройке отношений на селе. Документы всего не решают. Это только начало. Пленум должен принять политический документ. На его основе будут действовать крестьянство, ведомства, партийные органы и Советы.

Есть дискуссионные вопросы: отношения Союз — республика, республика— область, план —госзаказ. Реформа цен нужна, но сейчас еще не время. Надо нарастить производство (2—3 года), а потом решать. (Таким образом, он тянул реформу цен с 1987 до 1991 года.)Поручить Политбюро проект доработать с учетом замечаний. Принимается? Хорошо.

21 марта. ЦК КПСС. Беседа у М.С. Горбачева.

Обсудили возможные сроки проведения выборов в Верховный Совет РСФСР — примерно в марте 1990 года.

Информировал его о состоянии работы с проектом Закона о местном самоуправлении. Материал сдал в ЦК, надо скорее рассмотреть на Политбюро, затем комиссия и в Верховный Совет.

Долго говорили об основных принципиальных вопросах формирования состава депутатов Верховного Совета РСФСР. Убеждал его, что необходимо включить нескольких возможных дублеров на Председателя Верховного Совета и Совета Министров. Не «пожалеть» наиболее авторитетных и известных людей. (В частности, предлагал Рыжкова, Лукьянова, Маслюкова, Бакатина, Бакланова.) Что касается депутатов от общественных организаций, то считаю, что в России не следует их избирать. О съезде — надо его иметь, иначе вдвое, втрое сократится представительство депутатов от автономий и территорий, так как в работоспособном Верховном Совете не должно быть более 300 человек.

Горбачев. Все обдумаем, пока не торопись.

Затем стал вспоминать о работе в области и крае, наших встречах. Работе с Ю. В.Андроповым и т.п. Вновь — приветлив, доброжелателен.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.