Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1989 год 4 страница



Затем Ельцин изложил свои предложения о том, что следует предпринять. Решительно провести децентрализацию власти и экономики. Землюкрестьянам. Обеспечить гарантии широчайшей демократизации и гласности. Решить вопрос о роли партии в обществе. Поправить положение в партии может XXVIII съезд. В экономическом отношении: изъять из оборота деньги, не обеспеченные товарной массой. Предоставить больше политических прав, экономическую и финансовую самостоятельность союзным республикам. Дать им территориальный суверенитет. Принять законы о пенсиях, о бедности, о формах собственности. Предложил ежегодно проводить референдум о доверии Председателю Верховного Совета СССР. В последующие дни на съезде продолжалось обсуждение доклада М.С. Горбачева. Дискуссии шли необычно. Было много шума, эмоций, взаимных обвинений. Но были и дельные речи, взвешенные, аргументированные предложения о том, как преодолеть кризисные явления в экономике, улучшить жизнь людей.

7 июня. Доклад Н.И. Рыжкова «О программе предстоящей деятельности Правительства СССР».

Рыжков анализирует нынешнюю экономическую ситуацию. Говорит о некоторых положительных моментах. Увеличиваются темпы роста производства. Весь прирост промышленной продукции получен за счет производительности труда. Больше строится жилья, школ, больниц. Одновременно он подтверждает и те негативные явления, о которых шла речь в докладе Горбачева.

Затем излагает свою программу.

1.Перестройка производственных отношений.

2.Структурные преобразования. Неоправданно велики основные производственные фонды в сырьевых отраслях промышленности.

3.Социальная политика. Что здесь главное? Продовольствие, товары и услуги, жилье, здравоохранение, образование.

4.Финансовое состояние и меры по его оздоровлению.    

5.Новые подходы к инвестиционной политике.

6.Новая оборонная доктрина и возможности, в этой связи, направления больших средств на развитие экономики.

Обсуждение доклада Н.И. Рыжкова шло также активно.

Критически выступил экономист Н.П. Шмелев. Он говорил, что если не удастся в ближайшие 23 года остановить инфляцию, то нас ожидает чудовищный бюджетный дефицит, обесценивание рубля, разгул черного рынка и теневой экономики. Он указал на многочисленные ошибки в развитии экономики уже в последние годы.

С развернутой программой экономических преобразований в рамках «безусловной самостоятельности республик» выступила экономист из Литвы К.Д. Прунскене — будущий премьер-министр Литвы.

8 июня. М.С. Горбачев поставил вопрос об утверждении Н.И. Рыжкова Председателем Совета Министров СССР, назначенного на эту должность накануне Верховным Советом СССР. Открытым голосованием Н.И. Рыжков утвержден.

9 июня. Решили прения прекратить (выступило 78 человек).

После настойчивой просьбы слово получил А.Д. Сахаров. Выступил эмоционально, несколько сумбурно, длинно, зачитывал документы (Декрет о власти, полномочия Верховного Совета и др.). Горбачев несколько раз прерывал его. Было как-то неловко и за Сахарова, он очень нервничал, и за несдержанную реакцию съезда, и за бестактное поведение Горбачева. Или не давал бы слова, тем более вечером, когда все устали, или, если уж дал, так дай выступить до конца.

Съезд завершил работу поздно вечером. Состояние было такое, что наконец-то закончился тяжкий, изнурительный пеший переход. Собрались ненадолго в комнате Политбюро в КДС. Кто сидит, кто ходит, какое-то опустошение. Вроде бы съезд прошел, все основные вопросы решили, а удовлетворения сделанным нет. Находимся под гнетущим впечатлением этой сумбурной, крикливой, с проявлениями нетерпимости, противостояния, политизированной атмосферы съезда. Во всяком случае у меня, думаю, и у других товарищей было такое состояние.

Особого обсуждения итогов съезда в этот вечер среди членов Политбюро не было. Горбачев предложил: давайте остынем, осмыслим, а потом поразмышляем над тем, как оценить съезд.

Так как я на следующий день улетел с делегацией Верховного Совета в Бразилию, то не знаю, как проходило заседание Политбюро по итогам съезда. Однако бесспорным остается факт, что Горбачев, при всех внешних проявлениях недовольства, возмущения отдельными эпизодами по ходу съезда, позицией некоторых депутатов, все же чувствовал себя победителем.

23 июня. Вечером мне позвонил М.С. Горбачев. В Москву приезжает Э.Хонеккер. Хочет побывать в Магнитогорске. Он там работал в 30-е годы. В последние дни июня будут отмечать 60-летие Магнитки. Надо поехать тебе с ним. Поговорить. Как он настроен. Постараться уделить ему максимум внимания.

28 июня. Вылетели в Магнитогорск с Эрихом Хонеккером.

В самолете вели продолжительные беседы. Он оживленно говорил о памятных 30-х годах своего пребывания в Союзе. Другая тема — с увлечением и гордостью рассказывал о том, как прогрессирует народное хозяйство в ГДР, улучшаются условия жизни людей. В стране обстановка сотрудничества всех слоев общества. С возмущением рассказывал о подрывной деятельности правых сил ФРГ. Короче, он чувствовал себя совершенно уверенно. Не было у него, во всяком случае я не заметил, ни тени сомнения в благополучном развитии событий в ГДР.

В то же время наша информация о фактической ситуации в стране не соответствовала этому благодушию. Я пытался перевести разговор на эту тему. Он категорически отметал всякие сомнения. Общий тон беседы был доброжелательным. Э.Хонеккер был в хорошем настроении. Шутил. Какой-то подъем ощущался в нем. Это состояние было характерно для него во время всего пребывания в Магнитогорске.

Мы провели в городе два дня. Встречали его везде тепло, приветливо. Он побывал на второй домне, в строительстве которой принимал участие. Нашел дом, где жили немецкие специалисты. В общем, Магнитогорск всколыхнул в нем воспоминания о годах, проведенных в СССР. Они, чувствовалось, были ему дороги.

1 июля. Э.Хонеккер улетал в Берлин.

14 июля. Политбюро ЦК.

Информация М.С. Горбачева о его поездке в Ленинград.

Обстановка сложная. Выборный синдром там действует сильно. В народе настрой критический. Связь партактива с массами нарушена. Проблемы с продовольствием, промышленными товарами. Плохо с жильем. Особенно в центре, где живут коренные ленинградцы. Острая критика кооперативов. Наживаются на посредничестве, спекуляции. Люди не верят, что местные Советы с ними справятся. Секретари райкомов возмущаются.

Члены ПБ подтвердили, что аналогичная ситуация и в ряде других регионов. Необходимо более широко обсудить складывающуюся обстановку. Проблемы не только экономические, но и идеологические, кадровые. Необходимо пересмотреть Закон о предприятии. Нужен Закон о трудовых спорах, забастовках. Требуется изменить отношение к посредническим кооперативам, дали им необычайно льготные условия. А надо поддерживать тех, кто производит товары и оказывает услуги. Горбачев согласился.

О Платформе КПСС к Пленуму «О национальной политике партии» (материал был разослан по Политбюро заранее).

Выступления.

Воротников. В обществе растут национальная замкнутость, сепаратизм. Став на путь демократизации и гласности, партия, Политбюро в чем-то идеализировали эти процессы. Этим обстоятельством и воспользовались негативные силы. Не было и четкой идеологической концепции проведения перестройки. Серьезные промахи в организаторской работе ЦК и т.п. То есть национальные проблемы надо рассматривать через призму политических и экономических изменений, происходящих в обществе. Проявились неоправданные претензии и нападки в адрес РСФСР, которую все республики отождествляют с союзными структурами. Это, бесспорно, вызвало реакцию со стороны российского населения. Законны требования о повышении правового статуса России. Сейчас нарастают тенденции создания РКП, даст ли это положительный импульс в укреплении единства Союза? Думаю, что наоборот. Необходимы к Пленуму обстоятельный, правдивый анализ прошлого и настоящего состояния межнациональных отношений и программа на будущее.

Щербицкий. Следует уточнить, что такое суверенитет? Толкуюткто как хочет. Двуязычиеобязательно. В УССР неформальные объединения в большинствеоткровенно националистического толка.

Шеварднадзе. Имеющаяся ситуация в национальных отношениях неоправданно преподносится как новая. В материалах критикуется период индустриализациитак ли это плохо? Центральный вопросо праве выхода из Союза. Да или нет? Не ясно. Об идее нового договорав докладе говорится расплывчато.

Медведев. Процессы идут, и мы уже не можем отмалчиваться. Надо определиться и сказать, что происходит на самом деле. Объяснять нынешнюю обстановку только ошибками и недостатками прошлогоэто неправильно. О РСФСР -если сделать так, то есть дать ей большие права, то центробежные силы разрушат федерацию. Что-то надо сделать, в том числе и Бюро по РСФСР, но в определенной мере ограничить права не только РСФСР, но и других республик.

Яковлев. Как всегда, коротко, лаконично, безапелляционно. Считаю документ стоящим. К РСФСР нужен аналогичный подход, как и к другим республикам. Никакого старшего брата. Если есть серьезные замечания, то, может быть, отложить Пленум (обиделся, так как он один из авторов проекта). Обстановка сейчас действительно сложная.

Рыжков. Документ для обсуждения на Пленуме не готов. Ведь если ошибемсяразвалим государство. Право республик на недры?! Это нельзя! Иначе РСФСР всех задушит. О Центренужен каркас, обязательно. Дело ведем к ликвидации Центра?! Не очень понятноо гражданстве. Языкобязательно двуязычие в каждой республике. По РСФСР сложнонадо идти по этапам. (А у Яковлева — просто, как всегда, без «старшего брата» — и все!)

Лукьянов. Сейчас в республиках явный всплеск национализма. Прошлое оценено не объективно. РСФСРэто не унитарное государство. Движение за суверенитет в Россииэто ответ на нажим извне. Слабо сказано о партии, как гаранте единства. Таким образом, нужны четкие, принципиальные позиции. А их в докладе нет.

Крючков. Документ должен быть отточен. Пленум можно провести и через месяц, полтора —не беда. Дать объективную оценку по положительным моментам и недостаткам. Более четко сказать о русском народе. Не допустить размежевания. За интеграцию. Не давать простор дезинтеграции России, этого ждут некоторые республики. Им нужен повод.

Горбачев. Ситуация требует выработать партийную платформу по национальному вопросу. Необходимо занять прогрессивные и реалистические позиции, соответствующие перестройке. Это критический путь, который мы обязаны пройти. Процесс идет, нарастает. За 70 лет Федерация так сплелась, что требуется разобраться и определить пути движения дальше. Дать ответы на вопросы, поставленные жизнью. Будет размежевание. Станет ясно, кто с нами, кто нет.

О РСФСР. Дальше мы не можем игнорировать эту проблему. Озабоченность есть, надо определить конкретные меры. Этот раздел требует уточнения. Иметь российский партийный орган в ЦК, свое телевидение, радио, печать и т.п.

Поручить Чебрикову, Яковлеву, Медведеву, Воротникову, Маслюкову, Разумовскому, Пуго в десятидневный срок внести предложения. Пленум — в сентябре. Согласились.

18 июля. ЦК КПСС. Зал пленумов.

Совещание секретарей ЦК КП, обкомов и крайкомов КПСС.

(Все-таки Горбачев внял просьбам и созвал это совещание.)

«О деятельности партии на нынешнем этапе перестройки».

Доклад М.С. Горбачева.

Основные тезисы. Страна переживает критический период перестройки. Бушуют страсти в Кузбассе, Грузии, Донбассе и др. Осложнилась социально-экономическая обстановка. А политическая даже усугубилась. Общество приемлет перестройку, но в нем нарастает и неудовлетворенность. Есть настроения, тяготеющие к авторитарным методам, попытки возвращения к старому. Также распространяется демагогия, спекулятивные тенденции т.н. сторонников радикальных мер. Подбрасываются идеи заимствования капиталистических ценностей. В общем, все это связывают с деятельностью партии, с необходимостью перестройки самой партии.

В прошлой деятельности партия, по сути, взяла в руки все хозяйственные и административные рычаги. Тем самым была зажата инициатива, утрачена связь с массами —неумение и нежелание вести диалог. Но есть и сверхрадикалы, которые считают, что необходимо превратить партию в своего рода политический дискуссионный клуб. Это неприемлемо. Партия выражает интересы трудящихся, рабочего класса, она является авангардом общества.

Центральный вопрос — взаимодействие партии с Советами. Политические решения партия должна проводить в жизнь через Советы, через коммунистов, работающих в Советах. Сейчас Советы не готовы взять власть и в законодательных, и в кадровых, и в других вопросах. Но это не значит, что нет форм идеологического и других способов воздействия на массы и на Советы.

Мы должны извлечь уроки из допущенных недостатков в предвыборной работе партии. Диктат, навязывание мнений, организационные просчеты и т.п. создали трудности и в результате —потери. Предстоящие выборы дадут новый всплеск политизации масс.

Об экономической реформе. Одни — возвратиться к старому, так как реформа-де ничего не дала. Другая крайность — рыночная экономика, это тоже анахронизм. Главное —где и как проводится экономическая реформа, таков и результат.

Об идеологической работе. Это самая трудная и наиважнейшая работа партии. Догматизированная идеология не выдержала испытания перестройкой. Сейчас вышли на широкие теоретические обобщения. Но наступление в идеологической сфере не развернуто. Огромна роль средств массовой информации. Печать сделала много в перестройке, в развитии демократии и гласности. Волнует вопрос взаимоотношений общество —партия -пресса. «Пресса всегда партийна, она выражает интересы тех или других социальных сил» (Ленин).

О внутрипартийной жизни. Необходимо возродить на партийных конференциях свободу мнений, а не показное единство действий. Дисциплина в партии и обществе нас беспокоит. Нужно заняться проблемам и национальной специфики республиканских парторганизаций. Но надо предостеречь от ошибочных тенденций. Федеративные принципы на партию переносить нельзя.

Вносятся предложения о досрочном созыве XXVIII съезда.

Недавно была XIX партконференция. Впереди Пленум, Второй съезд народных депутатов. На съезде нужна новая Программа и Устав. Поэтому съезд может быть созван осенью 1990 года или в 1991 году — давайте обсудим.

Выступления участников на этот раз были раскованными, в большинстве откровенными, резко критическими. Не обошлось и без крайних точек зрения в оценке обстановки.

С.Г.Арутюнян. Привел слова рабочего: «Партия обманула надежды отца и мои. Что ждет моего сына?» В Армении растет влияние неформальных организаций. Мы пока не имеем целостной концепции КПСС в перестройке. Это принципиальный вопрос. Считаю, что осенью 1990 года необходим съезд. ЦК принял много поспешных решений, но проявляет медлительность в реализации того, что декларируется по принципиальным вопросам.

Л.Н.Зайков. Многие партийные организации теряют контроль над ситуацией. Политическими методами руководства мы так и не овладели. Нет разделения функций партии и Советов на деле, только слова. Кто возьмет в руки решение экономических вопросов на местах? Советы? Но как? У них нет таких прав.

Л.Ф.Бобыкин. В экономике идут отрицательные процессы. Так называемая самостоятельность, самофинансирование не дают результата. Кооперативы разлагают людей, так как Центр не решает проблему налогообложения. Осложнилась идеологическая ситуация, противоправные проявления, особенно среди молодежи. Забастовки. Опять образовались зоны, закрытые для критики,печать не тронь. Она всегда права. ЦК не имеет твердой линии в идеологии. Роль Секретариата ЦК утрачена, потеряна. Нужен второй секретарь ЦК, М.С. Горбачев часто отсутствует. Не с кем решать вопросы в ЦК КПСС.

Н.И.Рыжков. Партия теряет авторитет. А некоторые товарищи говорят, что ничего особенного не происходит, нечего волноваться (это в адрес А.Н. Яковлева, он всегда на Политбюро успокаивает). В стране развиваются конфедеративные тенденции со стороны ряда республик. Концепция перестройки партии от первичных организаций до ЦК не выработана. А эти товарищи опять-таки считают, что все само собой образуется. Самоочищение партии часто сводится к самобичеванию. Средства массовой информации тянут куда хотят. Так продолжаться дальше не может. Необходимо рассмотреть распределение обязанностей в Политбюро и Секретариате. Освободить М.С. Горбачева от многих обязанностей, а сосредоточиться ему на делах ЦК. У нас немало попыток миротворчества, желания ладить и с левыми, и с правыми. Народ не видит, не понимает нашей позиции — кого мы осуждаем, а кого поддерживаем.

A.К.Бразаускас. В Литве звучат призывы к отделению от СССР, «вывести оккупационные войска». По сути, сложилась уже многопартийность. Неформальные общества в Литве набирают силу и готовятся к выборам. То есть условия работы КПЛ сложные. Что надо? Необходимо восстановить ленинские принципы формирования СССР. Принять закон об экономической самостоятельности Литвы, Эстонии (возможно, и Латвии) на сессии Верховного Совета СССР. Это будет реальная альтернатива оппозиции.

B.А.Медведев. Озабоченность и тревога экономическими неурядицами, расстройством рынка, национальными конфликтами обоснованны. Возникли сомнениятуда ли мы идем? Так ли действуем? Но мы вступили на этот путь и сможем решить проблемы, которые достались нам от прошлого. Идеологическая ситуация очень сложная, так как в ней отражаются и свои, и другие проблемы. Но я не согласен с тем, что не выработана линия в идеологической работе. О прессе. Партийное влияние на прессу ослабло, но идти против гласностизначит потерять доверие народа.

В.И.Воротников. Начатая в 1985 году перестройка определила пути обновления общества. Но дело в том, что перестройка идет не так, как намечалось. Основная проблема сейчас экономическая. Именно она создает нервозную обстановку в народе. Экономические эксперименты шли широким фронтом, но не все было продумано при их разработке, да и при реализации их допустили перекосы. Ошибки возможны, но главное вовремя их заметить и исправить. Но мы медлим, чего-то ждем, вроде все образуется само собой.

Вот примеры. Казалось, приняли хороший Закон о предприятии: совет трудового коллектива, выборы руководителя, госзаказ, договорные обязательства и т.п. В действительности все оказалось не так просто. Нашли лазейки для того, чтобы лучше использовать прибыль в узкопонятых интересах. Стали произвольно перераспределять фонды — львиная их доля пошла на зарплату. А что будет завтра, как будет развиваться, обновляться предприятие—до этого дела нет. Или выборы руководителя. Считали, что коллектив сам выберет себе наиболее достойных, компетентных. Но часто происходит не так. Приходят те, кто много говорит и обещает, но мало думает о государственных интересах, да и интересах коллектива.

О политической реформе. Разрыв политической и экономической реформ недопустим. Разделение функций партийных органов и советских идет непродуманно. Права Советам вроде бы дали, но экономически никак не обеспечили этих прав.

Сейчас очень серьезно встал вопрос о расширении суверенных прав РСФСР. Предложения на этот счет переданы нами в ЦК.

Горбачев в заключение, как и всегда, порассуждал вокруг крайних позиций, прозвучавших в выступлениях, призвал к обновлению партии, чтобы люди видели, что партия не отступает от перестройки. И сделал упор на то, что главное сегоднякадры. «Подбирать, обновлять, учить, помогать на всех уровнях, вплоть до Политбюро.

Как доклад, так и заключительное слово не продвинули нас вперед ни на шаг. Озабоченность, тревога многих руководителей партийных комитетов не пробивает стену самоуверенности или захлебывается в потоке миротворческих слов и общих, стандартных призывов. Разошлись и... ничего не изменилось.

26 июля. Совместное заседание палат Верховного Совета СССР.

Горбачев напоминает, что съезд поручил Верховному Совету рассмотреть вопросы об экономической самостоятельности Литовской и Эстонской ССР, внесенные Верховными Советами этих республик.

Выступили: И.Х. Тооме — председатель СМ Эстонии, К.Д. Прунскене — заместитель председателя СМ Литвы. Они стремились во что бы то ни стало обосновать экономическую целесообразность проекта. (Все, что на ее территории, -это собственность республики.) Подчеркивали значение этого закона не только с экономической, но и с политической точки зрения.

Ю.Д.Маслюков. Он не согласен с толкованием республиками положения о передаче в их ведение всей союзной собственности на территории. Это ставит в ложное положение страну и ущемляет права других республик. Таким образом, сейчас из политических соображений принимать такие «горячие» решения преждевременно.

Попросил слово и я. Вот тезисы моего выступления.

Товарищи из Литвы и Эстонии считают, что такое решение экономически выгодно и будет способствовать политической стабилизации. Однако проект не дает ответа на многие важные вопросы. Авторы исходят из целостности советской экономики, из гармоничного развития каждой республики и Союза в целом. Но в то же время создают преимущественные условия для двух своих республик по отношению к другим. Таким образом, их предложения должны быть скорреспондированы с общими законами.

Второе. Говорят, что путь Эстонии, Литвы - это взаимовыгодные рыночные отношения с другими республиками. А в проекте поручается Госплану СССР централизованно обеспечивать поставки в эти республики продукции в соответствии с планами, которые они будут разрабатывать. Какой же это рынок? Они, с одной стороны,за рынок, критикуют план, а себе требуют исключительных привилегий.

Или о безвозмездной передаче всего, что на территории республики, в ееведение. Опять-таки анархический подход.

Надо учитывать и конкретные экономические условия, в которых находится та или иная республика не по своей воле. Из-за отсталости ценовой политики базовые отрасли (а они в основном расположены в РСФСР) все убыточны. Какже можно устанавливать эквивалентные отношения, не приведя в порядок цены? Таким образом, проект можно поддержать лишь в тех рамках, в которых он не выходит за пределы существующих законов.

Обсуждение этого вопроса продолжалось весь день и было перенесено на 27 июля. Но Горбачев, умело ведя сессию, все-таки провел проект закона. И республикам Прибалтики был дан, как он сам выразился, «зеленый свет» на пути к экономической самостоятельности. Это было начало движения к независимости политической и отделению их от Союза ССР.

31 июля. Заседание Политбюро.

Об итогах совещания первых секретарей ЦК компартий, обкомов и крайкомов 8 июля и сложившейся социально- экономической обстановке в трудовых коллективах ряда регионов.

Основные вопросы, поднятые Горбачевым для обсуждения.

Экономика. Банковская система. Рынок. Реформа цен. Обеспечение продовольствием и товарами. Закон о предприятии.

Партийно-советские вопросы. Функции ЦК. Статус Советов. Взаимоотношения их с парткомами.

Идеологическая работа. Растут различные союзы, движения, ассоциации. Как координировать их. Кому отдали прессу.

Обсуждение.

Н.Н.Слюньков. Дать реальные экономические возможности на местах. Выступил за региональный хозрасчет, за пересмотр налоговой системы. Незамедлительно изменять оптовые цены.

Л.И.Абалкин. Недоверие к Центру из-за его бездействия. Заняты выборами, съездом, дискуссиями и т.п., то есть безвластие. Требуется стабилизация финансового положения. Не принимать дополнительных решений, требующих средств. Далее. Без передачи ответственности вниз не обойтись. Региональный хозрасчетвыдумка!

А.Н.Яковлев. Не надо драматизировать. Что требуется решать, то надо решать. Совещание не совсем получилось. Много говорилось вокруг и около. Была ясна линиясвалить все на Центр. Это линия вредная. Нужна повседневная работа на местах по устранению мелких, досадных недостатков. Вотглавное. (Все, оказывается, так просто?!)

М.С.Горбачев. О совещании. Оно готовилось. Это продуманное кредо каждого, которое определяет состояние умов основных кадров. Высказывались сожаления о прошлом. Это явно просматривалось. Но польза от совещания все-таки есть. Углубилось ленинское понимание роли партии как политического авангарда, надо сохранять и развивать эти новые позиции партии. Но не нужно никого подозревать. Каждый должен выполнять свою роль. Через коммунистов партия воздействует на все процессы. Но решать все вопросы нужно политическими методами.

Второе. Кадровая политика. Ее вести на демократической основе. Если ошиблись —менять позиции. Верно — мы ошиблись, ликвидировав лекторские группы в райкомах, горкомах, обкомах, ЦК. Или о прессе — делать надо дело, а не ныть. Нужны люди, способные вести дискуссию. Народ устал от трескотни, хотят дела. Может, отделить Отдел науки ЦК от идеологии? Создать Центр политических исследований и вокруг него актив — идти на телевидение, в прессу. (Это предложение потом повисло в воздухе. Медведев пальцем не пошевелил. И ничего!)

О рынке. Надо проработать, чтобы заинтересовать, стимулировать коллективы, области. (Он уже начинает отходить от безапелляционного отрицания рынка.)

И последнее. Нельзя противопоставлять Центр и местные органы. Есть взаимные недостатки. Главное — действовать.

Так М.С. Горбачев, уже который раз, «снял» нервное напряжение, но проблемы остались.

2 августа. У М.С. Горбачева в ЦК.

Обсудили наши предложения по проектам законов в связи с подготовкой выборов в народные депутаты РСФСР. Он согласился с моими доводами: созвать съезд, избрать двухпалатный Верховный Совет, не иметь депутатов от общественных организаций.

16 августа. Президиум Верховного Совета СССР.

А.И.Лукьянов сообщил, что Президиум ВС Эстонской ССР принял ряд законов, ущемляющих права некоренного населения и противоречащих Конституции СССР. Надо обсудить.

 

Заслушали Председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Ф. Рюйтеля. Он заявил, что политическая ситуация в республике сложная. Она оказывает влияние на законотворческий процесс. Переход на региональный хозрасчет вызвал беспокойство лиц «некоренной» национальности. Русскоязычная часть стала негативно воспринимать любые инициативы правительства и Верховного Совета. (Вообще, «плел лапти», вилял, давал обещания, что законы еще раз внесут в Президиум Верховного Совета и т.п. Но толком - никаких гарантий.) Выступили: Таразевич, Воротников, Нишанов, Ельцин, Примаков, Лукьянов. Приняли к сведению, что Президиум Верховного Совета ЭССР еще рассмотрит и отклонит... (Однако Рюйтель тянул, тянул, и их решения остались в силе.)

В этот же день я вылетел в Чукотский автономный округ, утром были в Анадыре. На другой день перелетел в Магадан. 20 августа — на Камчатке, где пробыл три дня.

24 августа. Направил записку в ЦК «О некоторых мерах по расширению суверенных прав РСФСР». В ней предлагалось провести в 1990 году Первую российскую партконференцию. Утвердить там Бюро (или Секретариат) ЦК по РСФСР. Создать российские структуры в профсоюзах, комсомоле, в творческих союзах. Основать Российскую Академию наук. Образовать Госкомитет Совмина РСФСР по вопросам национальностей. Воссоздать МВД РСФСР. Передать в ведение республики союзные общестроительные министерства. Реорганизовать Госснаб РСФСР в союзно-республиканский орган. Рассмотреть вопросы повышения экономической и правовой самостоятельности республики, областей, краев и автономных образований РСФСР. Значительно расширить средства массовой информации. Учредить ряд новых журналов, газет, издательств, дать каналы на радио и телевидении.

 

19 сентября. Пленум ЦК КПСС. В расширенном составе (секретари обкомов, министры, председатели комитетов и комиссий Верховного Совета, руководители союзных республик, командующие военными округами и др.).

1.О созыве очередного XXVIII съезда КПСС.

Доклад М.С. Горбачева.

Он начал с того, что возникли разные мнения: одни предлагают —созвать внеочередной съезд, другие — приблизить XXVIII съезд, третьи —ничего неменять. Давайте обсудим.

Политбюро считает целесообразным провести XXVIII съезд раньше, во второй половине октября 1990 года.

Почему возникла такая необходимость? Перестройка вступила в прямое соприкосновение с жизнью. Движемся к демократии, свободе, гласности, переоценке старых теоретических представлений. Осваиваются новые формы хозяйствования. Мы еще далеки от решения конечных задач гуманного и демократического облика социализма. Многие проблемы требуют дополнительного осмысления и решения. Речь идет об обновлении общества, роли партии, положении человека. Таким образом, необходима творческая дискуссия в партии. Надо избавиться от сумятицы в мозгах, а иногда и от панических настроений. Нужно обновление партии, с учетом ее новой роли, как политического авангарда общества. Требует обновления и состав партийного руководства на всех уровнях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.