Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1988 год 9 страница



A.К.Бразаускас. В Литве звучат призывы к отделению от СССР, «вывести оккупационные войска». По сути, сложилась уже многопартийность. Неформальные общества в Литве набирают силу и готовятся к выборам. То есть условия работы КПЛ сложные. Что надо? Необходимо восстановить ленинские принципы формирования СССР. Принять закон об экономической самостоятельности Литвы, Эстонии (возможно, и Латвии) на сессии Верховного Совета СССР. Это будет реальная альтернатива оппозиции.

B.А.Медведев. Озабоченность и тревога экономическими неурядицами, расстройством рынка, национальными конфликтами обоснованны. Возникли сомнениятуда ли мы идем? Так ли действуем? Но мы вступили на этот путь и сможем решить проблемы, которые достались нам от прошлого. Идеологическая ситуация очень сложная, так как в ней отражаются и свои, и другие проблемы. Но я не согласен с тем, что не выработана линия в идеологической работе. О прессе. Партийное влияние на прессу ослабло, но идти против гласностизначит потерять доверие народа.

В.И.Воротников. Начатая в 1985 году перестройка определила пути обновления общества. Но дело в том, что перестройка идет не так, как намечалось. Основная проблема сейчас экономическая. Именно она создает нервозную обстановку в народе. Экономические эксперименты шли широким фронтом, но не все было продумано при их разработке, да и при реализации их допустили перекосы. Ошибки возможны, но главное вовремя их заметить и исправить. Но мы медлим, чего-то ждем, вроде все образуется само собой.

Вот примеры. Казалось, приняли хороший Закон о предприятии: совет трудового коллектива, выборы руководителя, госзаказ, договорные обязательства и т.п. В действительности все оказалось не так просто. Нашли лазейки для того, чтобы лучше использовать прибыль в узкопонятых интересах. Стали произвольно перераспределять фонды — львиная их доля пошла на зарплату. А что будет завтра, как будет развиваться, обновляться предприятие—до этого дела нет. Или выборы руководителя. Считали, что коллектив сам выберет себе наиболее достойных, компетентных. Но часто происходит не так. Приходят те, кто много говорит и обещает, но мало думает о государственных интересах, да и интересах коллектива.

О политической реформе. Разрыв политической и экономической реформ недопустим. Разделение функций партийных органов и советских идет непродуманно. Права Советам вроде бы дали, но экономически никак не обеспечили этих прав.

Сейчас очень серьезно встал вопрос о расширении суверенных прав РСФСР. Предложения на этот счет переданы нами в ЦК.

Горбачев в заключение, как и всегда, порассуждал вокруг крайних позиций, прозвучавших в выступлениях, призвал к обновлению партии, чтобы люди видели, что партия не отступает от перестройки. И сделал упор на то, что главное сегоднякадры. «Подбирать, обновлять, учить, помогать на всех уровнях, вплоть до Политбюро.

Как доклад, так и заключительное слово не продвинули нас вперед ни на шаг. Озабоченность, тревога многих руководителей партийных комитетов не пробивает стену самоуверенности или захлебывается в потоке миротворческих слов и общих, стандартных призывов. Разошлись и... ничего не изменилось.

26 июля. Совместное заседание палат Верховного Совета СССР.

Горбачев напоминает, что съезд поручил Верховному Совету рассмотреть вопросы об экономической самостоятельности Литовской и Эстонской ССР, внесенные Верховными Советами этих республик.

Выступили: И.Х. Тооме — председатель СМ Эстонии, К.Д. Прунскене — заместитель председателя СМ Литвы. Они стремились во что бы то ни стало обосновать экономическую целесообразность проекта. (Все, что на ее территории, -это собственность республики.) Подчеркивали значение этого закона не только с экономической, но и с политической точки зрения.

Ю.Д.Маслюков. Он не согласен с толкованием республиками положения о передаче в их ведение всей союзной собственности на территории. Это ставит в ложное положение страну и ущемляет права других республик. Таким образом, сейчас из политических соображений принимать такие «горячие» решения преждевременно.

Попросил слово и я. Вот тезисы моего выступления.

Товарищи из Литвы и Эстонии считают, что такое решение экономически выгодно и будет способствовать политической стабилизации. Однако проект не дает ответа на многие важные вопросы. Авторы исходят из целостности советской экономики, из гармоничного развития каждой республики и Союза в целом. Но в то же время создают преимущественные условия для двух своих республик по отношению к другим. Таким образом, их предложения должны быть скорреспондированы с общими законами.

Второе. Говорят, что путь Эстонии, Литвы - это взаимовыгодные рыночные отношения с другими республиками. А в проекте поручается Госплану СССР централизованно обеспечивать поставки в эти республики продукции в соответствии с планами, которые они будут разрабатывать. Какой же это рынок? Они, с одной стороны,за рынок, критикуют план, а себе требуют исключительных привилегий.

Или о безвозмездной передаче всего, что на территории республики, в ееведение. Опять-таки анархический подход.

Надо учитывать и конкретные экономические условия, в которых находится та или иная республика не по своей воле. Из-за отсталости ценовой политики базовые отрасли (а они в основном расположены в РСФСР) все убыточны. Какже можно устанавливать эквивалентные отношения, не приведя в порядок цены? Таким образом, проект можно поддержать лишь в тех рамках, в которых он не выходит за пределы существующих законов.

Обсуждение этого вопроса продолжалось весь день и было перенесено на 27 июля. Но Горбачев, умело ведя сессию, все-таки провел проект закона. И республикам Прибалтики был дан, как он сам выразился, «зеленый свет» на пути к экономической самостоятельности. Это было начало движения к независимости политической и отделению их от Союза ССР.

31 июля. Заседание Политбюро.

Об итогах совещания первых секретарей ЦК компартий, обкомов и крайкомов 8 июля и сложившейся социально- экономической обстановке в трудовых коллективах ряда регионов.

Основные вопросы, поднятые Горбачевым для обсуждения.

Экономика. Банковская система. Рынок. Реформа цен. Обеспечение продовольствием и товарами. Закон о предприятии.

Партийно-советские вопросы. Функции ЦК. Статус Советов. Взаимоотношения их с парткомами.

Идеологическая работа. Растут различные союзы, движения, ассоциации. Как координировать их. Кому отдали прессу.

Обсуждение.

Н.Н.Слюньков. Дать реальные экономические возможности на местах. Выступил за региональный хозрасчет, за пересмотр налоговой системы. Незамедлительно изменять оптовые цены.

Л.И.Абалкин. Недоверие к Центру из-за его бездействия. Заняты выборами, съездом, дискуссиями и т.п., то есть безвластие. Требуется стабилизация финансового положения. Не принимать дополнительных решений, требующих средств. Далее. Без передачи ответственности вниз не обойтись. Региональный хозрасчетвыдумка!

А.Н.Яковлев. Не надо драматизировать. Что требуется решать, то надо решать. Совещание не совсем получилось. Много говорилось вокруг и около. Была ясна линиясвалить все на Центр. Это линия вредная. Нужна повседневная работа на местах по устранению мелких, досадных недостатков. Вотглавное. (Все, оказывается, так просто?!)

М.С.Горбачев. О совещании. Оно готовилось. Это продуманное кредо каждого, которое определяет состояние умов основных кадров. Высказывались сожаления о прошлом. Это явно просматривалось. Но польза от совещания все-таки есть. Углубилось ленинское понимание роли партии как политического авангарда, надо сохранять и развивать эти новые позиции партии. Но не нужно никого подозревать. Каждый должен выполнять свою роль. Через коммунистов партия воздействует на все процессы. Но решать все вопросы нужно политическими методами.

Второе. Кадровая политика. Ее вести на демократической основе. Если ошиблись —менять позиции. Верно — мы ошиблись, ликвидировав лекторские группы в райкомах, горкомах, обкомах, ЦК. Или о прессе — делать надо дело, а не ныть. Нужны люди, способные вести дискуссию. Народ устал от трескотни, хотят дела. Может, отделить Отдел науки ЦК от идеологии? Создать Центр политических исследований и вокруг него актив — идти на телевидение, в прессу. (Это предложение потом повисло в воздухе. Медведев пальцем не пошевелил. И ничего!)

О рынке. Надо проработать, чтобы заинтересовать, стимулировать коллективы, области. (Он уже начинает отходить от безапелляционного отрицания рынка.)

И последнее. Нельзя противопоставлять Центр и местные органы. Есть взаимные недостатки. Главное — действовать.

Так М.С. Горбачев, уже который раз, «снял» нервное напряжение, но проблемы остались.

2 августа. У М.С. Горбачева в ЦК.

Обсудили наши предложения по проектам законов в связи с подготовкой выборов в народные депутаты РСФСР. Он согласился с моими доводами: созвать съезд, избрать двухпалатный Верховный Совет, не иметь депутатов от общественных организаций.

16 августа. Президиум Верховного Совета СССР.

А.И.Лукьянов сообщил, что Президиум ВС Эстонской ССР принял ряд законов, ущемляющих права некоренного населения и противоречащих Конституции СССР. Надо обсудить.

 

Заслушали Председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Ф. Рюйтеля. Он заявил, что политическая ситуация в республике сложная. Она оказывает влияние на законотворческий процесс. Переход на региональный хозрасчет вызвал беспокойство лиц «некоренной» национальности. Русскоязычная часть стала негативно воспринимать любые инициативы правительства и Верховного Совета. (Вообще, «плел лапти», вилял, давал обещания, что законы еще раз внесут в Президиум Верховного Совета и т.п. Но толком - никаких гарантий.) Выступили: Таразевич, Воротников, Нишанов, Ельцин, Примаков, Лукьянов. Приняли к сведению, что Президиум Верховного Совета ЭССР еще рассмотрит и отклонит... (Однако Рюйтель тянул, тянул, и их решения остались в силе.)

В этот же день я вылетел в Чукотский автономный округ, утром были в Анадыре. На другой день перелетел в Магадан. 20 августа — на Камчатке, где пробыл три дня.

24 августа. Направил записку в ЦК «О некоторых мерах по расширению суверенных прав РСФСР». В ней предлагалось провести в 1990 году Первую российскую партконференцию. Утвердить там Бюро (или Секретариат) ЦК по РСФСР. Создать российские структуры в профсоюзах, комсомоле, в творческих союзах. Основать Российскую Академию наук. Образовать Госкомитет Совмина РСФСР по вопросам национальностей. Воссоздать МВД РСФСР. Передать в ведение республики союзные общестроительные министерства. Реорганизовать Госснаб РСФСР в союзно-республиканский орган. Рассмотреть вопросы повышения экономической и правовой самостоятельности республики, областей, краев и автономных образований РСФСР. Значительно расширить средства массовой информации. Учредить ряд новых журналов, газет, издательств, дать каналы на радио и телевидении.

 

19 сентября. Пленум ЦК КПСС. В расширенном составе (секретари обкомов, министры, председатели комитетов и комиссий Верховного Совета, руководители союзных республик, командующие военными округами и др.).

1.О созыве очередного XXVIII съезда КПСС.

Доклад М.С. Горбачева.

Он начал с того, что возникли разные мнения: одни предлагают —созвать внеочередной съезд, другие — приблизить XXVIII съезд, третьи —ничего неменять. Давайте обсудим.

Политбюро считает целесообразным провести XXVIII съезд раньше, во второй половине октября 1990 года.

Почему возникла такая необходимость? Перестройка вступила в прямое соприкосновение с жизнью. Движемся к демократии, свободе, гласности, переоценке старых теоретических представлений. Осваиваются новые формы хозяйствования. Мы еще далеки от решения конечных задач гуманного и демократического облика социализма. Многие проблемы требуют дополнительного осмысления и решения. Речь идет об обновлении общества, роли партии, положении человека. Таким образом, необходима творческая дискуссия в партии. Надо избавиться от сумятицы в мозгах, а иногда и от панических настроений. Нужно обновление партии, с учетом ее новой роли, как политического авангарда общества. Требует обновления и состав партийного руководства на всех уровнях.

Обсуждения доклада не было. С предложениями согласились.

2.Национальная политика партии в современных условиях.

Доклад М.С. Горбачева опубликован.

Каковы основные, ключевые вопросы доклада?

Анализ обстановки после Октября. Принципы объединения республик в Союз. Положительные результаты объединения, допущенные ошибки. Единство народов в Великой Отечественной войне. Вывод. Советская власть принесла существенные перемены в национальные отношения по сравнению с дореволюционной Россией. Говорит и об огромном уроне, нанесенном интересам народов унитаризмом, командно-административными методами

руководства.

Суть Платформы КПСС по национальному вопросу.

Речь идет об обновлении национальной политики. Ее философский смысл заключается в том, чтобы определить оптимальные формы соотношения интернационального и национального, применения этой марксистско-ленинской идеи к новой обстановке. Ключевой вопрос самоопределение наций. Необходимо рассматривать это не только как право на отделение, а как сложный многоплановый процесс утверждения национального достоинства, развития языка, культуры, укрепления политической самостоятельности, экономического и социального прогресса.

Необходимо особо рассмотреть назревшие вопросы развития РСФСР. Деформации прошлого негативно сказались на России. Сейчас она в центре различных дискуссий. Намечаются пути совершенствования государственной структуры Российской Федерации.

О границах. Это принципиальный вопрос. Сейчас нельзя идти по пути административно-территориальной перекройки карты страны. Необходимо учитывать и такую специфику СССРболее 50 млн человек проживает вне

границ своих национальных республик. Защита прав человека, где бы он ни

жил,важнейшее условие.

Платформа предусматривает ряд мер для выравнивания экономической обстановки в республиках. Предусматривается децентрализация управления экономикой, внедрение разнообразных форм собственности... Все это и надо обсудить на Пленуме.

Тезисы некоторых выступлений.

Е.Е.Соколов. Необходимо более четкое определение прав собственности—от района до Союза. На союзном уровне сохранить руководство лишь топливно-энергетическим комплексом, металлургию, химию, оборонные предприятия, транспорт. А остальное — в ведение республик.

Ю.Н.Ельченко. Политические экстремисты на Украине развили активную деятельность. Проявляется оголтелый национализм. РУХ —его программанацелена на отделение Украины от Союза.

Н.А.Назарбаев. Самочувствие любой нации связано с ее самостоятельностью, суверенитетом. Республики ограничены во внешнеполитической деятельности. В землепользовании мы живем по законам Российской Империи 120-летней давности.

В.И.Воротников. Становится ясным, что те преобразования, на которые направлена перестройка, требовали более четкой концепции. Мы действительно «ввязались в бой», а потом начали разбираться, какими путями идти. Игнорируя очевидную политическую логику, кое-где стали раскачивать идеологический фундамент, на который опирается наше многоликое общество.

Конфликтные ситуации в ряде районов возникли не только в результате неверного подхода к конкретным проблемам межнационального

сожительства, но и являлись следствием ослабления социалистической

духовно-идеологической основы нашего общества. Именно в этом заключается причина болезненных проявлений в сфере национальных

отношений. И на этом фоне надо рассматривать действия политиканствующих кругов, националистических элементов. Таким образом, речь идет о необходимости укрепления идеологической базы перестройки.

Мы считаем, что этому процессу будет способствовать выравнивание прав и обязанностей Российской Федерации в рамках Союза. На начальном этапе советской истории определенное совпадение российских и общесоюзных государственных структур объяснимо. Сегодня же, когда другие республики окрепли, несовершенство хозяйственных и политических механизмов РСФСР оборачивается минусом и для народов Российской Федерации, и для страны в целом. Общественность РСФСР все настойчивее требует формирования в республике административно-управленческих структур, аналогичных другим союзным республикам. Сейчас у народов России вызывают обиду и недоумение негативные проявления по отношению к русским в Прибалтике и других республиках. Есть у нас и внутренние трудности.

Высказываются предложения об образовании РКП в КПСС. При этом следует учитывать, как скажется создание РКП на единстве КПСС. Думаю, что отрицательно. Нельзя упрощенно толковать взаимосвязь между политической и экономической демократией, когда речь идет об отношениях республик.

А.К.Бразаускас. Необходимо определить главное звено. Либо будет создан равноправный союз республик, в котором они заинтересованы экономически и политически, либо перестроечный процесс будет сорван. Положение в Литве характеризуется накалом политических страстей, бурным ростом национального самосознания. Литва добивается того, что есть у цивилизованных демократических государств.

И.А.Каримов. Говорит о большой роли России в развитии Среднеазиатских республик. Это пресса нагнетает обстановку. Он против попыток создать конфедерацию. За сотрудничество и терпимость в отношениях.

А.И.Вольский. Председатель комитета особого управления НКАО. Идет соревнование —чья нация древнее, культурнее и т.д. Национал-патриоты подталкивают, но сами не идут на улицы. Те, кто страдает от проявлений национализма, в правовом отношении не защищены. Люди возмущаются, почему о своих правах больше и громче всех вопят бендеровцы, лесные братья, ОУНовцы и т.п.

В своем обычном стиле выступил в заключение М.С. Горбачев.

Что следует сказать. Этот Пленум, вопреки намерениям его организаторов, не только не снял напряжение в межнациональных отношениях, но, более того, явился стимулом, катализатором еще более активного движения по развитию сепаратизма, национализма в большинстве республик. Что в итоге после новых непродуманных действий, а вернее, бездействия лидера партии и государства, под нажимом определенных сил приблизило распад СССР.

Оргвопрос. Н.В. Талызин и Ю.Ф. Соловьев были освобождены от обязанностей кандидатов в члены Политбюро. В.В. Щербицкий, В.П. Никонов и В.М. Чебриков — от обязанностей членов Политбюро, в связи с уходом на пенсию.

Предложение о В.В. Щербицком было понятно, так как Владимир Васильевич за последнее время очень сдал, болезнь не давала ему возможности работать. Ясно было предложение по В.П. Никонову, тот стал явной преградой на пути дальнейших манипуляций с сельским хозяйством, говорил об этом прямо и нелицеприятно для М.С. Горбачева на Политбюро. Формальный повод - болезнь. Но я тогда недоумевал, чем вызвана отставка В.М. Чебрикова. Спросил. Мы сидели рядом. Говорит: «Да знаешь, старые болячки фронтовые проявляются». И все. Потом я понял причину. Горбачев не забыл давних ставропольских проверок.

М.С.Горбачев предлагает пополнить состав Политбюро. Избрать членом Политбюро Крючкова В.А., перевести из кандидатов в члены Политбюро Маслюкова Ю.Д., избрать кандидатами в члены Политбюро Б.К. Пуго и Е.М. Примакова. Избрать секретарями ЦК Строева Е.С., Гиренко А.Н., Манаенкова Ю.А. и Усманова Г.И.

Здесь следует дать некоторые объяснения.

В перерыве Пленума, перед обсуждением оргвопроса, Горбачев пригласил в кабинет членов Политбюро и высказал свои предложения по кадрам. Раньше такие вопросы с нами, в частности со мной, обговаривал заблаговременно. Последнее время советовался лишь с узким кругом наиболее близких к нему членов Политбюро: Яковлевым, Шеварднадзе, Медведевым, Рыжковым. И не только по кадровым вопросам.

Нередко на заседаниях Политбюро, прежде чем внести какое-то предложение, он начинал так: «Я вот тут советовался с Николаем Ивановичем, Александром Николаевичем, по-моему, и с Эдуардом Амвросиевичем (или еще с кем-то), и есть такое предложение...» После чего излагал суть этого предложения всему составу Политбюро. На этот раз даже с теми, кого рекомендовал, как я понял, беседы не было.

Конечно, мы, в том числе и я, давно знали этих товарищей (Строева, Гиренко, Манаенкова, Усманова). Отношение к ним было положительное. Возник вопрос о представителе с Украины (Гиренко или Ревенко). В.В. Щербицкий поддержал Гиренко. Спросил меня Горбачев об Усманове, я положительно отозвался о нем. Но поинтересовался, был ли с ним и другими товарищами разговор. «Нет, — ответил Горбачев, — это преждевременно». И мы пошли в зал заседаний.

Как только Горбачев на Пленуме внес предложения, по рядам пошел шумок, недоумение, так как не все хорошо знали этих товарищей. Дошли до Г.И. Усманова. Тот попросил слова. Поблагодарил за доверие, но высказал просьбу — оставить его в Татарии. Горбачев не среагировал. Проголосовал, и всех избрали.

Этот момент характерен и показывает, насколько выросло самомнение, безапелляционность Генсека, его самоуверенность. В то же время здесь проявилась и бестактность, неуважительное отношение к товарищам по работе.

 

2 октября. На сессии Верховного Совета.

Доклад Рыжкова «Стратегии углубления экономической реформы — новую законодательную основу».

Это был очень важный доклад. В сверхзадачу Н.И. Рыжкова входило не только изложить перечень законодательных актов, которые подлежит рассмотреть Верховному Совету, чтобы активизировать экономические процессы в стране, выйти из предкризисной ситуации. Но важно было обосновать и сущность, необходимость именно такого подхода, сохраняя социалистические принципы, государственность, право контроля. Дать какую-то возможность, правовой интерес отрасли, республике, местному Совету, предприятию в реализации экономического механизма развития новой формы производственных отношений на разных уровнях. Он старался донести эти выстраданные идеи до сознания депутатов. Не все его понимали. Я почувствовал это буквально с первых минут доклада. Одни опасались этих изменений, новаций. Другие считали их полумерами, так как они (с их точки зрения) не решали радикально задачу перехода к чисто рыночным отношениям. Не со всем в его докладе был согласен и я.

Что он предлагал?

Закон о собственности. Тенденция все большего огосударствления собственности (с 80% в 1970 до 88% в 1988 г.) стала тормозом, обюрократиланародное хозяйство.

Закрепляя многообразие форм государственной собственности (общесоюзную, союзно-республиканскую, республиканскую и коммунальную), закон предполагает различие и в самих рамках государственной собственности (акционерная собственность), предусматривая личную (частную) собственность.

Большое место он уделил разъяснению порядка землепользования, владения землей, оставляя ее все-таки общенародной собственностью. Предусматривал, что основное право распоряжения землей будет за Советами. Определил разграничение компетенций в области земельных отношений между СССР и республиками. Но не допуская частной собственности на землю, возможности ее купли-продажи.

Подробно остановился на системе налогового регулирования. Считая основойодноканальный налог на прибыль. Собственно, предлагалось создание единой налоговой системы в СССР.

Развернулось широкое обсуждение. Но поскольку речь шла о перечне вопросов, которые будут законодателями рассматриваться по конкретным проектам, то основные дебаты оставлены на потом.

4 октября. Заседание Политбюро. (Участвовали секретари ЦК союзных республик и заведующие отделами ЦК.)

«Об итогах сентябрьского Пленума ЦК», «Об итогах встречи М.С. Горбачева с группой рабочих и колхозников, членов центральных выборных органов партии».

Горбачев предложил обсудить оба вопроса совместно.

Пленум явился поворотным моментом в перестройке. Стоит вопросчто нужно делать партии, исходя из реальной ситуации в обществе? Возникла необходимость созыва очередного съезда. В этой связи к весне или началу лета иметь Программу. Основательно заняться вопросами партийного строительства: новый Устав, структура, статус республиканских парткомов. Теоретические проблемычто такое демократический централизм? Как  реализовать принципы единства и децентрализации в партии? И наконец, как вести отбор делегатов на съезд и выборы? Принцип формирования состава ЦК, выборы Политбюро, Генсека?

Конечно, необходимо активнее участвовать и в текущих политических кампаниях. Не допустить политического проигрыша в выборах в Верховные Советы республик, местные Советы.

О межнациональных отношениях. Политическая платформа не идеальна, но ее сила в реализме, она позволяет создать условия для настоящей федерации. Недовольнырадикалы, сепаратисты, экстремисты. Требуется законодательное закрепление положений платформы Верховными Советами Союза, республик, а также Правительства.

Необходимо четко разграничить союзные и республиканские функции. Определить, что такое декларация, договор, суверенитет и др. ВыводПолитбюро следует действовать в таком духе.

Говорил М.С. Горбачев долго, с паузами, как бы рассуждая, прикидывая, подбирая наиболее обтекаемые фразы, точные слова. Он вслушивался в звучание своей речи и будто любовался ее логикой и музыкой слов. Мы все слушали. Вроде говорит все правильно. Надо бы действовать. К словам его и добавить-то нечего. Однако действий не было. Организации, контроля, спроса, практических мер не осуществлялось.

В выступлениях и репликах товарищей из Политбюро звучали призывы к укреплению единства КПСС, активизации практической работы, расширению контактов с местными партийными комитетами и так далее. Но они остались без внимания.

Затем Горбачев информировал о распределении обязанностей между секретарями ЦК. Е.С. Строев — аграрные вопросы, Ю.А. Манаенков и Г.И. Усманов — партийная работа в РСФСР (первый — парторганизационная и идеологическая, второй — социально-экономические вопросы). А.Н. Гиренко — межнациональные отношения. Образовать специальный отдел ЦК. Выделить необходимые структуры по РСФСР в аппарате ЦК. Секретариат вести Генсеку, по мере накопления материалов проводить заседания.

О встречах и беседах М.С. Горбачева.

С секретарем ФКП Ж.Марше — обсудили возможность встречи руководителей братских компартий (может быть, на нашем съезде). Ж.Марше информировал, что в ноябре будет Пленум ЦК ФКП. Есть серьезные разногласия. Он считает, что в коммунистическом движении проявляются центростремительные тенденции. Это хорошо. Нам надо пойти навстречу, так как многие тянутся к нам за советом. (Что, какие советы намерен давать Горбачев?)

С М.Тэтчер. Сильно интересуется ходом перестройки. Убежденный, влиятельный, независимый в своей незыблемой правоте политик. Амбициозна. Хорошо подготовлена.

Об итогах совещания секретарей братских партий социалистических стран по идеологии. Докладывал Медведев.

Обстановка на совещании сложная. Выступления разноречивые. Степень согласияменьше чем раньше. Высказывания острые, несдержанные. Особо дистанцировались ПОРП и ВСРП. Кто слевав позе учителей, «делай как мы». С другой стороны, например, Румыния выступала как непримиримый борец «за чистоту идей социализма».

Об итогах совещания секретарей братских партий социалистических стран по международным вопросам сообщил Яковлев.

Общее впечатление аналогичное. Ближе к нам держатся ГДР и Куба. Модели единства, как было раньше, уже нет. Особенностиотношение кклассовым и общечеловеческим ценностям. Здесь разногласия особенно сильные. О деидеологизации международных отношений, об «общеевропейском доме»со стороны ряда стран также разные оценки. Почти все высказывались за необходимость встречи первых секретарей ЦК компартий соцстран по проблемам международных отношений. Такая потребность нарастает.

За повесткой. О просьбе Л.Н. Зайкова освободить его от работы первого секретаря МГК. Причину не обсуждали. Но у него явно нет поддержки со стороны Горбачева. Тот стал часто и без оснований осаживать попытки Льва Николаевича высказываться, даже на Политбюро. Предложение перевести Л.Н. Зайкова в Совет Обороны — заместителем Председателя Совета. Кого в МГК? Думать.

О факте от 28 сентября (четверг). Информация Горбачева.

В дачном поселке «Успенское» на пост милиции пришел Б. Н.Ельцин, около полуночи, весь мокрый. Согрели его, дали коньяку, вызвали дочь и зятя. Они приехали и увезли его. Б.Н. Ельцин просил не придавать этому факту огласку. Милиция сообщила в МВД. Надо разобраться.

5 октября. ЦК КПСС. У А Н.Яковлева. Беседа с руководителем находящейся в Москве, по приглашению Верховного Совета РСФСР, делегации Национального Совета Чехии Й.Кемпны.

А.Н.Яковлев принимал Й.Кемпны, по сути, как второе лицо в партии. Говорил в основном Й.Кемпны. Информировал о нарастании негативных процессов в ЧССР, межнациональных противоречиях, экономической и политической обстановке. Александр Николаевич слушал спокойно. Реагировал сдержанно. Особенно разговор не поддерживал. По существу, он превратил беседу в чисто протокольную. Чехи это поняли и вскоре распрощались.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.