|
|||
ПИЛИГРИМА. 3 страницанарод Мексики, стал масоном. Симон Боливар стал масоном в Лондоне, где он просил у своих новых масонских братьев помощи для совершения революции в Южной Америке. Тамплиеры Англии — а этим орденом руководил в то время герцог Суссексский, также бывший Великим Мастером вновь образованной Объединенной Великой Ложи Англии, — устроил отправку в Южную Америку военных консультантов и припасов. Полковник Бересфорд, посланный к Боливару как главный военный советник, позднее стал генералом и заместителем главнокомандующего — которым был другой масон, герцог Веллингтон, — во время Полуостровной кампании против диктатора Наполеона Бонапарта. Другой великий революционер Южной Америки, генерал Хосе де ла Мартин, также вступил в масонское братство. Все революционеры бывших испанских и португальских колоний заслужили ненависть Ватикана, поскольку лишили Римскую Католическую Церковь земель и политического влияния, но главное, за то, что прервали бесконечный поток богатств, текущих в ватиканское казначейство. Больше всех революционеров разгневал Ватикан сицилиец Джузеппе Гарибальди. Живя в добровольном изгнании ради личной безопасности, Гарибальди был посвящен в Братство в ложе на острове Стейтен, Нью-Йорк. Затем он вернулся на родину и возглавил революционную войну, которая привела к объединению Италии при короле Викторе Иммануи- ле II. Теперь Церковь потеряла не только собственность и доходы, но и статус Папы как гражданского правителя, обладавшего собственными полицией, сборщиками налогов, тюрьмами и профессиональной армией. Ясно, что это и был тот решительный удар, который заставил Папу Льва XIII самый антимасонский документ за всю историю, энциклику 1884 года “Humanum Genus”. Заняв позицию, которую занимают с тех пор все христианские фундаменталисты во всем мире, Лев заявил, что последователи Одной Единственной Истинной Религии составляют Царство Господне, в то время как все не-католики принадлежат к Царству Сатаны. Франкмасоны осуждались как главы этих не-католических сатанистов, и не по теологическим соображениям, а потому, что они поддерживают основные идеи демократии. Больше всего Льву ненавистна была идея отделения Церкви от государства:
“Они [масоны] действительно упорно работают на то, чтобы в конечном счете ни учение, ни власть Церкви не оказывали бы ни на что никакого влияния; и посему они проповедуют и поддерживают полное отделение Церкви от Государства. Так закон и правительство силой отделяются от Божественной добродетели Католической Церкви, а они мечтают править государствами, независимыми от институтов и доктрин Церкви”.
Свобода слова также не осталась без внимания и была осуждена понтификом, поскольку она позволяет людям критиковать Церковь без всякого за это наказания:
“Им позволяется всячески нечестиво нападать на слово, букву, учение и сами основания католической религии; права Церкви нещадно нарушаются; не уважаются Ее Божественные привилегии”.
Несмотря на протесты Папы, истина в том, что масоны не проповедуют, не учат и не настаивают на той доктрине, что Церковь следует отделить от государства, хотя это логически и следует из их учения о праве на свободу вероисповедания. Это просто необходимо для того, чтобы правление действительно было в руках народа. Даже диктатор не всегда побеждает, признавая государственной какую-либо религию. В 1929 г., когда Муссолини отчаянно желал завоевать для своего нового режима поддержку католической церкви, он заключил знаменитый Латеранский Договор, который итальянцы называют “Конкордат”. В этом договоре Муссолини соглашался с тем, что абсолютно все государственные законы должны согласовываться с учением Церкви. Он дал Церкви право вето на большинство решений правительства, и в итоге это привело к запрету разводов. Церковь также контролировала теперь школы, библиотеки, издательское дело, даже имело право контроля за изданиями — книгами, журналами, газетами, — ввозимыми в страну. Впервые я почувствовал, что означает такая власть, когда ознакомился с трудами Тома Пейна, обнаруженными во время 2-й Мировой войны. Я уже знал о его влиянии на общий ход событий, приведших к американской Революции, но еще не испытал силу и простоту его стиля. Сгорая от желания поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями о книге, я передал близкому другу свой экземпляр “Прав Человека” в бумажной обложке и попросил его прочитать книгу, чтобы мы могли после поговорить о ней. Но он отдал мне книгу обратно, сказав: “Знаешь, я католик... Нам нельзя читать Тома Пейна”. До этого момента я и не предполагал, что какая-либо организация может контролировать, что люди читают. Совсем недавно, в 1992 году, фундаменталистская протестантская церковь в нескольких милях от моего дома объявила о публичном сожжении оскорбляющих Бога печатных материалов. Это было публичное сожжение, потому что местный священник объявил, что Господь лично повелел ему придать эти материалы сожжению на виду у всех и оповестить об этом средства массовой информации. Он должен был сжечь материалы, в которых нравственные уроки преподавались без упоминания имени Иисуса (включая детские книжки “Муравей и Кузнечик” и “Заяц и Черепаха”), поскольку такие нехристианские нравственные учения, обычно называемые “гражданским гуманизмом”, оскорбительны для Господа. В огонь попали все издания, опубликованные “осужденными” группами вроде сторонников Христианской Науки, мормонов, унитариан и адвентистов Седьмого Дня. (Читая объявление в газете, я все время задавал себе вопрос: “Неужели Kristallnacht была так давно? ”) Нужно понимать, что такие выходки различных религиозных лидеров — какими бы дикими они нам ни казались — часто диктуются истинным и честным желанием выполнить волю Божью. Если человек совершенно уверен в том, что только его вера истинна и отмечена “знаком качества”, он, несомненно, будет стремиться к насаждению Слова Божия в своем толковании и наставлять на путь Спасения, который указать может только он сам. Для него ясно, что коль скоро только Его Единственная Религия верна, все остальные, следовательно, должны быть ложными и оскорбительными для Господа. Он учит нравственному поведению не только своих последователей, но также почитает своим долгом сообщить властям округа, штата, федеральным органам и прессе, какие законы совпадают с Божьим промыслом, а какие не совпадают, какие книги Господь нам разрешает читать, а какие — нет, какая музыка Ему нравится, какие фильмы снимать и так далее. Однажды я выслушал речь, произнесенную в этом русле, и спросил проповедника-евангелиста, ее произнесшего: “Вы действительно не верите в отделение церкви от государства, в свободу совести и свободу слова? ”. Он ответил, что отделение церкви от государства — богохульство. Господа нельзя отделить от руководства всеми человеческими предприятиями, особенно от производства и соблюдения закона. Что же касается этих личных свобод, то его религия учит тому, что совершенно все люди свободны думать и поступать в соответствии с Божьей волей. Действовать или говорить по-другому — значит, не просто требовать для себя свободы, а требовать сатанинского права на искажение и перевирание Божьего слова. Эту позицию занимают фундаменталисты по всему миру, а не только протестантские фундаменталисты. Есть фундаменталисты-католики, фундаменталисты-иудеи, фундаменталисты-мусульмане... Поскольку они всегда в меньшинстве, они отчаянно стремятся завладеть всеобщим вниманием и властью над всеми. Если они получают эту власть, результаты могут быть ужасными. Например, посмотрите, что вышло, когда шиитские фундаменталисты стали определять все стороны жизни в Иране и править этой страной во главе с фанатиком аятоллой Хомейни. Следуя стопами всех прочих фундаменталистских лидеров-догматиков, Хомейни немедленно заявил, что его враги (в данном случае, народ Соединенных Штатов) поклоняются Сатане. Затем он поставил вне закона франкмасонов. Именно католический фундаментализм породил инквизицию, созданную для “очистки” Одной Истинной Религии. В то время католические лидеры были совершенно уверены в том — как заявил один из понтификов, — что поскольку в спасении нуждаются все люди Земли, все они находятся во власти Папы, потому что только он владеет единственным путем к спасению. Именно фундаменталисты Ближнего Востока породили террористические группы и эскадроны самоубийц. Исторически говоря, гораздо больше крови было пролито в мире во имя этой узколобой любви к Господу, чем во имя любви собственно к войне. Некоторые политические теоретики нашего века посчитали, что коль скоро руководствование идеей Бога так часто приводило раньше к тирании и уродливой жестокости, нужно полностью исключить идею Бога и религию из жизни общества. Это привело к воинствующему коммунизму, приветствующему атеизм, который насильственно насаждался в школах и который требовался от каждого члена Партии. (Франкмасоны, конечно, не могут согласиться с этой идеей, поскольку атеист не может стать масоном. ) Несмотря на жестокое насаждение атеизма в коммунистических обществах, оно просто не срабатывало. Несмотря на плотный контроль атеистов над прессой, образованием и законодательством миллионы людей не захотели расстаться со своей верой в Бога и духовной жизнью. Детей тайно обучали вере, а пожилым людям — пусть и ограниченно — разрешали посещать места молитвенных собраний, возможно, считая, что они скоро вымрут. Однажды в Средней Азии, в мечети, я видел вывешенный там коммунистами лозунг: “Верить в бога — все равно, что просить, чтобы дважды два не было четыре”. На соседней школе висел лозунг: “Ученье — свет, религия — тьма”. Оба эти изречения принадлежат Ленину. Я же предпочитаю демократический путь, когда все люди имеют право поклоняться Господу так, как считают нужным, чтобы все могли жить вместе свободно, и в эту свободу я включаю также свободу от страха. В частности, поэтому мне так полюбились принципы франкмасонства. Оно изо всех сил стремится собрать вместе всех людей, кроме атеистов и тех, кто не желает подчиняться определенному нравственному кодексу. Большинство из нас выросло в той атмосфере, где веротерпимость считалась благом, но в недавно вышедшей книге одного из южных баптистских проповедников эта идея использовалась для доказательства сатанизма масонов. Бог, настаивает автор, настаивает на нетерпимости, поэтому все проповедники веротерпимости — это воплощения Антихриста. Интереснее всего здесь то, что в истории своих церквей эти разгневанные фундаменталисты чаще всего делают упор на преследования, которым подвергались основатели их церквей со стороны государственных, или просто доминирующих, церквей того времени. Как будто они не понимают, что стремятся занять положение государственной церкви; не запретить преследование за веру вообще, а лишь получить власть, которую использовать против всех, кто не хочет идти по дороге, вымощенной ими. Злосчастная инквизиция оставила такой значительный след в истории, что просто невозможно обойти вниманием перемены, которые произошли с тех пор в этой области. Католическая церковь больше не считает приверженцев прочих религий противниками христианства и сторонниками Сатаны, как это провозгласил Папа Лев XIII в энциклике “Humanum Genus” век назад. Также она больше не осуждает демократию, как этот Папа. Большие изменения произошли в акцентах, хотя и не в учении этой церкви под влиянием таких религиозных лидеров, как Папа Иоанн XXII. На эти изменения свое влияние оказали и американские католики, уже в течение нескольких поколений привыкшие жить в атмосфере личной правовой и религиозной свободы. Было бы глупо говорить, что сейчас Америка является страной, совершенно и полностью свободной от предрассудков. Сама система пытается направить народ в это русло, однако многие лидеры нашли путь к богатству, раздувая пламя этих предрассудков. Они стараются использовать каждую мелочь для того, чтобы, постоянно играя на струнах ненависти, заставлять свою паству бояться, ненавидеть и сражаться друг с другом. Они делают все что угодно, только чтобы мы подольше жили во вражде. Поэтому масонство является одним из немногих “заповедников” здравого смысла и братства. Но это и делает его зачастую мишенью для нападок со стороны тех, кто стремится разделять людей, чтобы властвовать над ними и собирать огромные богатства, не заботясь о том, что они сами и являются главными препятствиями на пути к всемирному братству. Трудно иногда рассчитать завоевания и потери в сражении за всемирное братство. Я присутствовал на собрании Великой Ложи Вермонта, когда офицер-посетитель из Ордена Католических Рыцарей Колумба выразил желание расширить и углубить братские связи между этими двумя братствами. Это было приятно слышать. Однако позже один из вермонтских масонов сказал мне, что получил письмо от Совета Рыцарей Колумба с требованием отказа от масонства, иначе он будет исключен из Ордена. Но все равно я считаю, что здесь был сделан огромный шаг вперед. Мне потом часто приходилось читать о совместных спонсорских проектах масонов и Рыцарей Колумба, а еще чуть позже я узнал, что они совместно собирали средства на строительство общего храма, где проводились бы собрания обоих братств. Эти данные, конечно, только раздразнят некоторых протестантов, которые и так уже точат зуб на масонство, а тут еще узнают о его сотрудничестве с католиками, которые, по их глубокому убеждению, тоже виновны в искажении истины Господней. Во всем этом предельно ясно только одно. Лидеры фундаменталистов, которые с такой гордостью рассказывают о преследованиях основателей их церквей в прошлом, совершенно отказываются признавать, что масонство сыграло важнейшую роль в прекращении этих преследований и осуществлении такой системы правления, которая делает такое преследование совершенно невозможным, давая им полную свободу самовыражения. Вместо того, чтобы быть за это благодарными, они желают масонству смерти. Терпимость, в которой они так нуждались, когда старались выжить и вырасти, теперь осуждается как противная воле Божьей! Спасенные и защищенные другими, они теперь чувствуют в себе достаточно сил, чтобы нападать на тех, кто был им друзьями в те времена, когда друзья были им так нужны. Эти антимасонские речи так устрашающе участились, что для простого члена братства становится просто ночным кошмаром то мгновение, когда он узнает об обвинениях в свой адрес и должен как-то отреагировать на них и ответить на вопросы общественности. По мере развития обсуждения эти обвинения могут становиться все более сложными и детальными. Многие из них связаны с одним древним и удивительно живучим убеждением, что масонство — это такая отдельная религия. Против этого убеждения высказывались сотни и тысячи раз, но оно остается в силе, поскольку антимасоны из поколения в поколение передают друг другу искаженную информацию. Это просто испорченный телефон. Поэтому данное обвинение мы рассмотрим в первую очередь.
4. Франкмасонство — это такая религия?
Я уже потерял счет, сколько раз мне задавали вопрос: “А что, франкмасонство, — это такая отдельная религия? ” Это тот самый вопрос, который вызывает еще один, не менее существенный, вопрос: “Почему — Господи Боже мой! — вообще кто-нибудь мог подумать, что франкмасонство — это религия? ”. Обычно когда я задаю этот встречный вопрос, те, кто звонит мне, говорят, что они слышали об этом в евангелической радиопрограмме или читали в антимасонском трактате или антимасонской книге. Никто из тех, кто задавал мне этот вопрос, не пришел к данному выводу путем собственных умозаключений или исходя из личного опыта. На этот вопрос снова и снова дается один и тот же ответ: “Нет, масонство — не религия. Оно не собирается выступать в качестве религии. Оно не хочет быть религией. ” Но этот ответ обычно не достигает тех, к кому он направлен, поскольку получают его обыкновенно именно масоны, в масонских печатных изданиях, а не те массы населения, которые и являются объектами воздействия антимасонски настроенных евангелических служителей. Совершенно ясно, что нам необходима большая аудитория, готовая выступить в нашу защиту. Вот вопрос, который смущает многих читателей и слушателей: это утверждение того, что масоны “религиозны”. Да, это так, но быть религиозным — не значит внести в сообщество свою принадлежность к какой-либо отдельной религии. Мои родители, например, были очень и очень религиозны, но это не значило, что они принадлежали к особой конфессии. Любой проповедник Писания признает, что он очень религиозен, но всячески — и с гневом — будет отвергать обвинения в том, что он, таким образом, принадлежит к особой религии. Обычно обвинения масонства в попытке заместить собой религию получают поддержку при помощи одной из самых крупных неправд в мире — о том, что масонство проповедует свой собственный путь к Спасению — через самоотверженный труд. Я ни разу не встречал в своей жизни масона, который верил бы в это или в то, что кому бы то ни было могло придти в голову такое умозаключение. В действительности же это довольно часто встречающееся обвинение в адрес масонства, хотя выдвигающие его столь же часто встречают контраргумент: “Но если масоны — само Зло, — то как вы объясните существование масонских больниц, специальных клиник для детей с расстройствами речи, специальной программы помощи страдающим ослабленным зрением, масонских домов престарелых, да и вообще всей масонской благотворительности? ”. Однако антимасоны отвечают: “Масонская благотворительность неугодна Господу, потому что масоны учат тому, что путь к Спасению — в усердном труде. Значит, она направлена против самого Господа”. Конечно, это полный бред, но так говорят... Масонство позволяет каждому своему члену самому искать путь к Спасению, и а также не предлагает для этого никаких особенных средств, возможностей или условий. Масон должен ждать этого — и это факт — от своей родной конфессии, которая должна — и это тоже факт — пользоваться его постоянной личной и финансовой поддержкой. Раз за разом, во время посвятительных церемоний и наставлений, масон снова и снова получает указание никогда не считать свой долг перед Братством более важным и существенным, чем его долги перед его страной, его религией или его семьей. Что же касается масонской благотворительности, то вне зависимости от того, организованные ли это действия, или инициатива какого-либо одного члена Братства (например, помощь больному брату или его вдове и их детям), масонов учат тому, что никакой их дар не должен препятствовать исполнению его обязанностей перед обществом или своей семьей. В ходе церемоний и наставлений, которые ведут посвященного к принятию звания Мастера, ему никогда не рассказывают о том, что представляют собой Рай и Ад. Никаких религиозных догм. Не упоминается и имя Сатаны. Ему никогда не рассказывают ни о каком особенном, масонском, пути к Спасению просто потому, что такового не существует. Единственным религиозным элементом в масонстве является Книга Завета, священного для его религии, присутствующая на алтаре. Поскольку большинство масонов принадлежат к протестантской конфессии христианской веры[3], это обычно Библия в английском переводе версии короля Иакова[4]. Братья ложи, ее мастер или просто приятель может подарить инициируемому “Масонскую” Библию, но ее текст ни единым словом не отличается от остальных текстов Писания. Эта Библия носит название “Масонской” только потому, что кроме Писания, она содержит краткую историю Братства и статью, поясняющую параллели между текстом Писания и некоторыми элементами масонского ритуала. Масоны-не-протестанты приносят на церемонии посвящения и повышения заработной платы Книги Священного (для них) Завета с собой. Давайте начнем с начала. Когда некто решает стать масоном — на основе того, что он слышал, видел и испытал сам к этому времени — он должен заполнить бланк прошения, или “петиции”, который отправляется в местную масонскую ложу. Подписывая эту петицию, он непременно тем самым расписывается в том, что верует в Бога, Верховное Существо, и в бессмертие Души. В наставлении, которое он получает после церемонии посвящения в первый масонский градус, в степень Ученика, говорится, что он и только он сам имеет право выбирать свой собственный способ почитания Господа. Также религиозным ритуалом, проводимым в ложе, является молитва. Каждое собрание масонов в ложе открывается и закрывается молитвой. Каждая трапеза также открывается молитвой. Как это часто делается Федеральным правительством (как, например, в случае с лозунгом “In God we trust! ”)[5], все молитвы адресуются (или, по крайней мере, должны адресоваться) Богу Отцу, чтобы смешанное сообщество христиан, иудеев, мусульман и, например, буддистов, могло совместно направлять свои молитвы Высшему Существу. Масоны молятся не только во время собраний, но и в ходе акций благотворительности, похорон усопших братьев или посещения заболевших братьев в больнице. Ясно, что нельзя и невозможно считать масонство отдельной религией. Оно не предлагает посвященным особой, непохожей на другие точки зрения на Рай и Ад, на путь к Спасению. В ложе никто не декларирует своих религиозных убеждений и не ведет споров по поводу них. В масонстве не существует религиозной догмы. Так что это не особая религия. Тем не менее, часто масонов обвиняют в том, что они почитают своего собственного, особого Бога, чье Имя звучит как “Великий Архитектор Вселенной”. Этот масонский термин — не есть Имя; это определение или описание, как и большинство известных нам терминов, начинающихся с “В”: Всевышний, Всемогущий, Всесоздатель, Вездесущий... Так что если слово начинается с “В”, считайте, это не Имя. Но тогда зачем масонам это определение? Масонство, как следует из самого его названия[6], символически ведет свою историю от строителей средневековых дворцов и соборов. Для различных общественных объединений и сообществ — особенно основанных на профессиональном признаке — характерно было “привязывание” Божества к своей профессии, хотя бы путем изобретения новых Его определений. Служа в армии, я однажды посетил церковную службу, которую проводил приезжий капеллан. Он обращался к Богу как к “Нашему Верховному Главнокомандующему на Небесах”. Масоны часто обращаются к Господу как к “Великому Архитектору Вселенной”, ну и что из того? Архитектор — это тот, кто проектирует здание и осуществляет руководство его строительством. Историки Соединенных Штатов именуют основателей нашего государства “архитекторами Конституции”. Определение “Великий Архитектор Вселенной” в применении к Господу имеет смысл и, в сущности, тождественно общепринятому “Создатель”. Единственное отличие этого определения от общепринятого в том, что масоны, называя Господа таким образом, предполагают, что Он создавал Вселенную, руководствуясь неким Планом, однако что это за план, откуда он появился и каким образом, не говорят. Далее, следующее обвинение гласит, что во время церемонии посвящения в третий градус, масоны наставляют инициируемого в особом, масонском, Воскресении. Это неправда, и я уверен в том, что те, кто утверждает это, совершенно точно отдают себе отчет в том, что это неправда. Когда во время споров на эту тему я говорил своим оппонентам, что они или не совсем владеют темой обсуждения, или целенаправленно и откровенно лгут, они обычно шли на попятный. Они стремились поскорее сменить тему, поскольку не могли дальше настаивать на своих “доказательствах”, потому что таковых у них не имелось. (Их последователи никогда не требуют от них каких бы то ни было доказательств. ) Нетрудно определить, какой именно элемент масонского ритуала критики Братства считают неуместной пародией на легенду о Воскресении. Во время церемонии посвящения в третий градус будущему Мастеру рассказывают о жизни строителя Храма Соломона мастере Хираме, убитом тремя изменниками-подмастерьями, которые затем скрыли его тело в импровизированной могиле в пустыне. Ко времени его обнаружения тело уже начало разлагаться. Его вырывают из земли и перевозят в Иерусалим, чтобы там заново похоронить со всеми положенными почестями. Перенос тела из одной могилы в другую носит название “реинтермации” или просто “перезахоронения”, и он никаким образом не связан с понятием “Воскресение”. Очень часто встречается утверждение, что масонство не может не быть религией, поскольку оно предлагает своим членам особенный погребальный обряд. Однако критики масонства никогда не упоминают о том, что масонская погребальная церемония проводится в дополнение к религиозному обряду, а никак не вместо него. Мне довелось в свое время посетить несколько церемоний похорон солдат и офицеров Корпуса Морской Пехоты, которые следовали прямо сразу за церковными панихидами, и уверяю вас, тут есть что сравнивать. Морские пехотинцы обычно в таких случаях одеты в полную парадную форму, и среди них присутствует до взвода солдат, вооруженных карабинами, которые производят прощальный салют над еще незасыпанной могилой. Гроб покрыт американским флагом. Старший офицер или просто друг покойного читает отходную молитву или произносит речь о заслугах усопшего и посвящает его душу любящему Господу. После завершения церемонии флаг снимается с гроба, складывается, по традиции, в форме треугольника и отдается на сохранение семье или близким друзьям покойного, перед тем, как гроб опускают в могилу и засыпают землей. Означает ли это, что Корпус Морской Пехоты — это отдельная религия? Конечно, нет. Это означает только, что покойный получает последние почести от своих собратьев по оружию. Спросите своего местного шерифа или просто полицейского, случалось ли ему посещать похороны погибшего при исполнении служебных обязанностей или умершего своей смертью сотрудника службы охраны порядка и законности. Зачастую эта часть погребального обряда проводится полицейским капелланом, который может принадлежать к иной конфессии, нежели усопший. Иногда сотни и тысячи полицейских, которые, может быть, в жизни не видели покойного, посещают эту часть церемонии, которая проводится в дополнение к религиозному обряду панихиды. Таков же и дух масонской погребальной церемонии, и из своего личного опыта я знаю, насколько высоко ценят родственники и друзья покойного дань памяти тому, кого они оплакивают, возданную его собратьями по Ордену Вольных Каменщиков. Одно из обвинений против масонства действительно затрагивает сам дух сообщества и основу его символизма. Оно состоит в том, что инициируемые приносят свои торжественные обещания верности Братству Вольных Каменщиков на Библии, поверх которой возложены циркуль и наугольник. Для масононенавистника это совершенно точно означает, что масоны ставят свое Искусство превыше Господа. Но подумайте: если вы, принося клятву говорить только правду в суде, или клятву верности законам штата при вступлении в какую-либо должность, возлагаете на библию руку, значит ли это, что вы ставите себя превыше Господа? Наоборот, одно из обвинений против масонства сводится к тому, что оно не может не быть религией Антихриста, поскольку в зале заседаний ложи нет ни одного символа Иисуса Христа. Чего нет, того нет. Но нет в нем и символов каких-либо других религий. Это было бы неуместно в зале заседания сообщества, которое
|
|||
|