|
|||
ПИЛИГРИМА. 2 страница“голубыми”, по причинам, затерявшимся во времени, но чаще их называют “символическими” ложами (этим термином я и буду пользоваться в данной книге). В символической ложе посвящают только в три степени: Ученика, Подмастерья и Мастера Каменщика. Пока член Братства не посвящен в Мастера, он не может претендовать на членство во всех прочих масонских организациях. Всего в мире около пяти миллионов Мастеров Каменщиков, и около половины из них живут в этой стране. В остальном мире масонское братство управляется, в основном, одной организацией, вроде Объединенной Великой Ложи Англии. Американское масонство возросло во время Американской революции, в которой одновременно принимали участие 13 колоний, каждая из которых считала себя не провинцией, а отдельным суверенным государством. Когда колонии объединились в союз, положивший начало Соединенным Штатам Америки, они настояли именно на этом термине, подчеркивая свою независимость[1]. Честно говоря, между ними не было союза, а было содружество, созданное ради решения общих для них всех проблем. Данное соглашение было названо Соглашением Федерации, не придававшим особого значения какой-либо центральной власти. Точно таким же образом, франкмасоны во всех штатах пользовались всеми преимуществами самоуправления. По мере того, как проявлялись слабости и негативные стороны конфедерации, все больше и больше голосов начали призывать к утверждению более сильной центральной власти. Через несколько лет результатом этой борьбы мнений стала Конституция Соединенных Штатов, принятая только после многих месяцев обсуждений, конфронтации и компромиссов, в основном, в связи с необходимостью для властей штата передать часть своих полномочий центральному органу. Франкмасоны же предпочли ничего не менять в своей административной структуре, сохранив Великие Ложи в каждом отдельном штате и не создавая центрального административного органа. Великая Ложа в масонстве — это высший орган. Над Великой Ложей нет и не может быть никакого контроля и никакая Великая Ложа не имеет права приказывать другим Великим Ложам, что им делать и чего не делать. Только один раз за всю историю Соединенный Штаты приблизились к созданию Генеральной Великой Ложи. В 1779 г., когда его армия стояла на зимних квартирах, масон Джордж Вашингтон получил обращение от “Американской союзной (военной)” Ложи, в котором его просили принять пост Генерального Великого Мастера Франкмасонов всей страны. На это дала согласие соседняя Великая Ложа Пенсильвании. Прими Вашингтон это предложение, — он непременно был бы назначен на этот пост и на настоящий момент существовала бы только Великая Ложа Соединенных Штатов Америки. Но коль скоро этого не произошло, в этой стране, скорее всего, уже не будет главной Великой Ложи, тем более что некоторые Великие Ложи активно выступают против любых и всяческих изменений древнего ритуала и статутов. Великие Ложи в других странах мира тоже далеки от полного согласия друг с другом по всем вопросам. В большинстве случаев, разные Великие Ложи “соглашаются признавать свои разногласия” по многим вопросам церемониала или проведения собраний. Единственным дисциплинарным воздействием в случае решительного несогласия с ритуальной практикой какой-либо Великой Ложи является отказ со стороны других Великих Лож “признавать” ее. Обычно это означает запрет на посещение (посещение ложи масоном, посвященным в другой ложе или принадлежащим к другой ложе), а также отказ от проведения совместных мероприятий. Например, в случае Великого Востока (и Великой Ложи) Франции в конце XIX века, причиной спора послужило заявление Великого Востока о том, что он собирается принимать в свои члены атеистов, а само по себе это противоречит одному из, наверное, самых основополагающих принципов масонства — членству в Ордене лишь людей, признавших, что веруют в Бога. В ответ на этот шаг Великий Восток был осужден и “отлучен” большинством Великих Лож Великобритании, Канады и США. Точно таким же образом была повергнута остракизму Великая Ложа Пруссии после ее заявления о прекращении приема в Орден иудеев. Берлин моментально пересмотрел свое решение, согласившись отказаться от своих предрассудков ради восстановления всемирного братского признания. Этого признания ищут и разрозненные ложи и Великие Ложи, состоящие из темнокожих масонов, которые называют себя масонами Принса Холла, по имени основателя своего движения. Принс Холл был свободным темнокожим, жившим в Бостоне, где он и четырнадцать его друзей были посвящены в масоны в 1775 г. в странствующей военной ложе № 441 Британского 38-го Пехотного Полка. Вскоре после их посвящения разразилась Революционная война и, по легенде, Принс Холл сражался в рядах армии восставших колоний. Война выгнала английский пехотный полк из Бостона, оставив в городе его темнокожих собратьев. Английский полк и его ложа так и не вернулись в Бостон, а местные американские масонские ложи не собирались признавать своих братьев Принса Холла, так что в конечном счете Принс Холл решил испросить у Великой Ложи Англии хартию на ведение работ отдельной ложи для темнокожих. После многих проволочек эта хартия была выдана 29 сентября 1784 г., и по ней была учреждена “Африканская” Ложа № 459. “Африканская” Ложа была неласково встречена прочими ложами Америки, кроме того ее дальнейшие отношения с Великой Ложей Англии также зашли в тупик. В конечном счете, она объявила себя независимой Великой Ложей (так же, как сделали американские Великие Ложи во время Революционной войны) и начала выдавать хартии на работы другим ложам для афро-американцев. Хартии она выдавала даже военным ложам, которые действовали в подразделениях темнокожих во время Гражданской войны (хотя о них никогда не упоминалось в многочисленных кино- и телефильмах, посвященным роли этих подразделений в войне). Масонство Принса Холла распространилось также и на высшие масонские градусы, как и “белое” масонство, которое объявило масонство Принса Холла “нерегулярным”, то есть непризнанным. Когда я начал интересоваться масонством, я выяснил, что ни одна из Великих Лож не признает масонство Принса Холла, то есть между представителями этих двух видов масонства — “белого” и “черного” — не существует права взаимного посещения и они не могут соединить руки в братском рукопожатии. Именно этого и хотят масоны Принса Холла: не слияния, которое им не по нраву, а именно снятия статуса “нерегулярности”, который они рассматривают как расистский. Времена меняются, и сейчас, когда я пишу эту книгу, уже восемь Великих Лож штатов распространили признание на масонство Принса Холла, равно как и две Великие Ложи Канады. Это все еще противоречивый вопрос, но многие, включая самих масонов, начинают привыкать к переменам. Ведь “Всемирное Масонство” — это очень важный вопрос поучения степени Мастера Каменщика. По масонской традиции нельзя подняться “выше” степени Мастера Каменщика. Поэтому прочие масонские организации называются не “высшими”, а “дополнительными” степенями. Все они были созданы уже после того, как масонство появилось на свет в Лондоне в 1717 г., и некоторые из них действуют только в отдельных странах, иногда в одной только стране. Этих орденов, в которые допускаются все Мастера Каменщики, великое множество, но самые известные из них в США — это Шотландский Устав и Йоркский Устав. В Йоркском Уставе существует система последовательных посвящений, после которых Мастер в конечном итоге посвящается в степень Рыцаря Храма (тамплиера). В Соединенных Штатах более 250 000 Тамплиеров Йоркского Устава. Еще большей популярностью пользуется система, носящая название Шотландского Устава, который представлен в этой стране двумя суверенными территориями. Северная юрисдикция охватывает пятнадцать штатов на северо-востоке США. Южная юрисдикция охватывает остальные тридцать пять штатов. Эти ордена и уставы совершенно самостоятельны и ни Северная, ни Южная юрисдикции не имеют власти одна над другой. Каждая юрисдикция сама определяет особенности ритуалов посвящения в каждую из степеней, от четвертой до тридцать второй — самой широко известной среди не-масонов. Обе эти юрисдикции удостаивают своих членов и 33-й степени, но ее нельзя заслужить, выполнив определенную работу или выучив наставления; ей награждают только за выдающиеся заслуги. В Северной Америке около миллиона масонов Шотландского Устава. Когда масон достигает Йоркской степени Рыцаря Храма или 32-й степени Шотландского Устава, он имеет право подать прошение о вступлении в Древний Арабский Орден Дворян Таинственного Святилища. В “Святилище” принимают также имеющих на это право масонов из Канады и Мексики. (Путем анаграммы английскую аббревиатуру “Святилища” (A. A. O. N. M. S. )[2] можно превратить в слово “a mason” — “масон”. ) “Святилище” было основано как организация, занимающаяся досугом масонов, и в итоге местные группы членов “Святилища” начали организовывать духовые оркестры, оркестры восточной музыки, ансамбли волынщиков, автомобильные патрули, мотоциклетные патрули, конные патрули и такие популярные в народе труппы клоунов “Святилища”, и это еще далеко не все. Со временем забота о собственном развлечении превратилась в нечто более серьезное, что привело к созданию двадцати двух больниц “Святилища” для детей-инвалидов, пользующихся всеобщей любовью и уважением. Эти больницы, как и популярные парады старинных автомобилей, цирки и то, что члены “Святилища” всегда носят в миру свои красные фески, сделали “Святилище” самым популярным видимым звеном масонской цепи в Соединенных Штатах. Не так явно видны масонские корни “Святилища”. Беседуя с масонами по всей стране, я ни разу не встречал человека, который знал бы, что все члены “Святилища” — также и масоны в степени Мастера. Есть и еще один аспект масонства, которые многие не до конца понимают, и это Орден Восточной Звезды. Это не “масонский” орден в том смысле, что он является частью Франкмасонства, а просто он состоит из мужчин и женщин, каким-то образом связаны с масонами. Мужчины-члены этого ордена должны быть Мастерами, а женщины — матерями, дочерьми, внучками или женами Мастеров Каменщиков. В этот орден входят около 800 000 мужчин и миллиона женщин. Таким образом, при общей численности более чем в два миллиона, этот орден является самой многочисленной объединенной организацией для мужчин и женщин в мире. Насколько я знаю, Орден Восточной Звезды получил признание от всех Великих Лож Соединенных Штатов, которые, таким образом, решили, что его цели, задачи и методы честны и достойны. Существуют и другие связанные с масонством ордена, например, Орден Де Моле для юношей от 13 до 21 года, Ордена Дочерей Иова и Радуги для девочек. Члены этих орденов не обязательно должны быть родственниками масонов, но пользуются всеми преимуществами и помощью Братства. Важнее всего для понимания масонства в целом понимание того, во что верят его члены и каковы их цели, в верности которым они поклялись. Не-масонов обычно очень смущает то, что масоны не указывают членам своего общества, во что им верить. Скорее, братство привлекает в свои ряды людей, которые уже выработали для себя совокупность понятий о природе Бога, своих отношениях с ним и о нравственном поведении, которого требуют эти отношения с Богом. Самая важная общая черта всех масонов определяется еще до того, как они бывают приняты в братство, до того, как они приняли участие в каких бы то ни было церемониях, до принесения ими любых клятв. Это происходит при подаче прошения о принятии в члены братства. При подаче прошения, или “петиции”, кандидат должен подписаться под утверждением, что он верует в Бога и бессмертие души. Таким образом, разговаривая с масоном, вы разговариваете с богобоязненным человеком. Первое, что слышит масон после посвящения — это то, что то, как он поклоняется своему Богу, — его дело, а то, как поклоняются своему Богу другие его братья, — это их дело, и не его дело вмешиваться в их дела; обсуждение религии в ложе запрещено. Ни один масон не имеет права критиковать религиозные воззрения своего брата или пытаться убедить его сменить их. Таким образом, каждый масон верит в свободу вероисповедания, или свободу совести. Эта вера сделала масонство тем обществом, в котором люди всевозможных вероисповеданий могут собираться, встречаться, общаться, совместно работать над различными проектами, приносящими пользу всему обществу. Каждый масон верит в то, что милосердие и любовь — это воля его Бога, как бы Его ни звали, “Иегова”, “Яхве” или “Аллах”. Для франкмасонов важно, чтобы это чудесное собрание представителей всех вероисповеданий происходило в атмосфере верности общим принципам нравственного поведения. Биография каждого кандидатов изучается специальным комитетом ложи перед посвящением в первую степень. Как этот человек обращается со своей семьей? Как он ведет себя на рабочем месте и что знают о нем соседи? Не было ли у него проблем с правосудием? Подойдет ли он этому обществу, основанному на незыблемых принципах, разделяющих и определяющих добро и зло? Когда кандидат входит в ложу как полноправный член, важность высоконравственного поведения постоянно подчеркивается и дальше. Фундаментальный масонский ритуал основывается на легенде о строительстве Храма Царя Соломона и судьбе его главного Строителя, поэтому масонская ложа наполнена орудиями труда и символами средневековых каменщиков. Традиционные инструменты каменщика — наугольник, циркуль, молоток, уровень и так далее — переосмысливаются в масонской ложе для того, чтобы проиллюстрировать нравственные законы. Некоторые масонские выражения вошли в обыденный язык: “Как дела? — На уровне. ”, “профан”, “извилистая дорожка” и так далее. При условии, что в обществе более пяти миллионов членов, ничего удивительного нет в том, что в него проникают и нежелательные, не соответствующие его требованиям люди. Другие не могут отвечать этим высоким нравственным требованиям уже после вступления в братство и совершают проступки, которые помешали бы им вступить в Орден в то время, когда они сделали это. Масонское учение советуют подходить к членам общества, ведущим себя не по-масонски, индивидуально, беседовать с ними и увещевать. В случае, если масон заходит в своих проступках слишком далеко, масонское законодательство предусматривает расследование, обвинение и слушание. В случае менее серьезных проступков, членство брата в ложе может быть временно приостановлено на срок, зависящий от тяжести проступка. За более серьезные проступки человека исключают из Ордена. Некоторые были так наказаны и до сих пор жалеют об этом. Масоны знают, что некоторые из таких изгнанников становятся ярыми антимасонскими агитаторами, используя при этом знания, обретенные в Братстве, для того, чтобы “отомстить” обществу, которое не собиралось мириться с их поведением. Прочие следующие этим же путем сами вышли из Ордена, разгневанные тем, что их точка зрения не была принята как единственно верная или они не были избранны братьями на должность, о которой мечтали. Их немного, но голоса их могут раздаваться очень громко. Важно понимать, что франкмасонство не учит людей вере в Бога, свободе вероисповедания, нравственному поведению или деяниям милосердия и благотворительности. Человек должен все это принести с собой в Братство, и там уже эта вера будет поддерживаться и поощряться. Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина и Поля Ривера не учили свободолюбивым взглядам в тех масонских ложах, к которым они принадлежали. Они вошли в эти ложи потому, что те ценности, которые они и так ценили, разделяли и масоны в своем братстве. Они стали масонами для того, чтобы быть среди тех, кто разделяет их идеи и устремления. Каждый входящий в масонскую ложу в надежде обрести там истинный путь к Господу будет разочарован. Ему там не предложат описание Рая, описание Ада или пути к истинному Спасению. Об этом ему следует спросить у своего приходского священника, патера или раввина: в ложе этому не учат. И причина этого проста: религиозные различия разделяют людей. Так было всегда и так будет всегда, следовательно конфессиональные различия противны самой идее братства, в котором живут и трудятся ради всеобщего блага представители всевозможных религиозных воззрений и убеждений. Кое-кто скажет: “Если это все, чем они занимаются, зачем им тогда эти тайные собрания? Что-то подозрительно... ”. Разница между тайной и внутренней жизнью — лишь во взглядах третьего лица. Вот пример. Однажды в моем родном городе начали распространяться слухи о конфликте, зародившимся между местным приходским священником и его паствой. Определенно, в воздухе чувствовалось некое напряжение, но никто не знал, почему. Наконец, было объявлено, что пастора попросили оставить занимаемый им пост. Через пару недель, за столом, во время частного разговора, любопытство заставило меня задать вопрос пастору той же конфессии, но другого прихода, в чем там было дело с нашим пастором. После непродолжительного молчания он ответил вопросом на вопрос: “А вы часто ходите в церковь? ”. Я ответил: “Да”. И тогда он сказал: “Тогда вы не имеете права это знать. Это наше внутреннее дело. ” Он, конечно, был прав, и я сменил тему, но в мире бесчисленное количество людей, которые не уважают ничью частную жизнь, кроме собственной. Если они узнают, что что-то, чем они заинтересовались, не их ума дело, это только повышает их интерес к этому вопросу, а заодно вызывает подозрения. Да, франкмасоны проводят закрытые встречи для решения вопросов, связанных с делами ложи, но так же поступают и церкви, правительственные агентства, педагогические советы школ и просто семьи. Неприкосновенность частной жизни — одно из основных прав в свободном обществе (несмотря на то, что необходимо признать, что его постоянно нарушают в большом и малом). Кое-кто, узнав об этом, спросит: “А что такого особенного в масонстве? Ведь в это верят все... ”. Но все ли верят в свободу вероисповедания? Нет. В национальную и расовую терпимость? Тоже нет. В право каждого человека на частную жизнь? Опять нет. Свобода личности — это необходимое условие жизни только нашего времени, да и то далеко не во всем мире, даже не повсюду в нашей стране, где пропаганда личных свобод всегда была развернута шире и глубже всего в мире. Но как это все связано с масонством? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать историю Америки и роль масонства в этой истории. Не ответив же на этот вопрос, невозможно понять все значение, роль и влияние масонства на Соединенные Штаты Америки. Мне потребовалось для этого много времени, поскольку я сперва вообще ничего не знал о роли масонов в американской истории. Я изучил этот вопрос потому, что мне задавали вопросы, на которые я не мог подробно ответить, а также после споров с антимасонски настроенными евангелистами, которые и заставили меня углубиться в литературу по данному вопросу. И я обнаружил поразительные вещи. Я узнал многое о природе этого общества и его ценности для общества. Большинство масонов уже знают, что я “открыл”, но тем, кто этого еще не знает, я хотел бы передать то, что узнал и что стало для меня важным шагом в понимании франкмасонства и того, во что верят масоны.
3. Свобода на кончике пера
К огда мне только начали задавать вопросы о масонстве во время моих выступлений перед той или иной аудиторией, на вопросы “Что такое масонство? ” и “Во что верят масоны? ” я давал молниеносные и неглубокие ответы, вроде “Это братская организация, посвятившая себя совершенствованию человеческой природы и благотворительности”. После соответствующих исследований и размышлений я понял, что давал совершенно неверное определение. Франкмасонство — это нечто гораздо большее, чем самосовершенствование и благотворительность. Оно оказало огромное влияние на нас всех, на все наши жизни и на мир вообще, определенно заявив о своих целях, которых я до конца не осознавал, пока не осознал гигантское влияние, которое масонство оказало на создание нашей страны. Эти цели подчеркиваются в “Увещевании” новому Ученику. Он уже заявил о главной черте своего сходства с прочими братьями Ордена: он признал, что верует в Бога и бессмертие души; теперь же ему сообщают, что никто из масонов не имеет права нарушать право другого масона на свободу вероисповедания. В ложе он не имеет права пропагандировать, проповедовать, порицать или насмехаться над любой религией и любыми религиозными воззрениями другого человека. Сказано достаточно прямо: франкмасоны веруют в свободу совести. Необычно же в масонстве то, что масоны веровали в этот принцип задолго до образования Соединенных Штатов и написания Билля о Правах. Последующие события, приведшие к образованию из тринадцати британских колоний отдельной суверенной страны и люди, способствовавшие этим событиям, указывают на невероятное по значению влияние франкмасонства, а ведь об этом даже шепотом не говорится при обсуждении истории этой страны! Еще детьми мы слышали в школе, что многочисленные преследуемые религиозные группы бежали в Америку, чтобы обрести там свободу вероисповедания. Однако при этом нам не говорили, что эти люди бежали в Америку в поисках религиозной свободы только для себя самих, но уж никак не для других. В тех тринадцати колониях было не так уж и много свободы вероисповедания. Когда Роджер Уильямс бежал от религиозного преследования и основал колонию в Род Айленде, он бежал от религиозного преследования не в Европе, а в Массачуссетсе. Он построил там баптистскую церковь, которая действовала в обстановке религиозной терпимости. Только Род Айленд и, может быть, населенная преимущественно квакерами Пенсильвания были единственными колониями, где соблюдалась религиозная свобода в нашем нынешнем ее понимании. В каждой из прочих колоний была своя государственная религия и ее церковь, в пользу которой собирался налог со всех граждан. Коннектикут, например, был колонией конгрегационалистов, а Виргиния, мать президентов и родина свободы, — колонией воинствующих англикан. Законы Виргинии указывали на необходимость публичного бичевания на площади священников, которые осмелятся проповедовать в пределах штата “нон-конформистские” воззрения. Эти преследования заставили многие конгрегации методистов и баптистов навьючивать своих лошадей тюками и отправляться дальше, осваивать дикий юго-запад страны. В такой атмосфере, как могла Отцам-Основателям придти в голову мысль о создании новой страны, в которой не будет государственной религии, в которой все жители будут поклоняться Господу так, как считают возможным и нужным? У них не было перед глазами такого примера, нив одной стране, во всем мире. Властители всегда бывали уверены в том, что государственная религия необходима для облегчения управления народными массами. Неужели создатели и подписанты Билля о Правах создали свои мысли и убеждения сами, “из воздуха”? Маловероятно. Но ведь общий источник-то у них был, и это был источник, отлично известный влиятельным людям во всех тринадцати колониях, это было учение, преодолевающее все и всяческие границы. Их всех учили этому в их масонских ложах, единственных организациях, которые к тому же первыми увидели возможность собрать в единое братство всех богобоязненных людей. Можно ли доказать, что именно это учение является источником религиозной свободы в этой стране? Нет, конечно, но сила этого факта в том, что других у нас пока нет. Во всем мире, только франкмасонство выработало такое учение. Подумайте о том, насколько разные люди приняли масонскую философию. Сегодня мы называем их всех одним словом — “патриоты”, однако это были люди с различным образованием, мировоззрением, профессиями и социальным происхождением. Поль Ривер был ювелиром, серебряных дел мастером. Джон Хэнкок был купцом. Джордж Вашингтон был богатым плантатором. Джон Уоррен, погибший в бою при Банкер-Хилл, был врачом. Джон Пол Джонс был шотландским матросом. Бенджамин Франклин был печатником. Маркиз де Лафайет был французским дворянином. Что общего было у этих и сотен других патриотов? Ничего, кроме того, что все они были франкмасонами. Они стали масонами, потому что масонская философия свободы личности полностью соответствовала их собственным убеждениям. Масонство стало для них связью и тем местом, где они могли обсуждать свои мысли друг с другом так, как нигде больше. Возможно, это не совпадение, что в 1775 году в Филадельфии в то время, когда на втором этаже Таверны Тана заседала местная ложа, брат-масон Самуэль Николас внизу убеждал посетителей вступать в совершенно новый тип военного подразделения, Корпус Морской Пехоты. Получив чин капитана, Николас стал первым комендантом Корпуса. Ничего удивительного, следовательно, нет в том, что масоны осознают свое особое влияние на судьбы Американской Революции. Франкмасоны Вашингтон, Джонс и Николас командовали, соответственно, армией, флотом и морской пехотой. На дальних подступах их масонский брат Джордж Роджерс Кларк вел кентуккийских пионеров и егерей сотни миль через реки, непроходимые леса и зыбкие болота, чтобы захватить английские форты Каскаския, Кахокия и Винсенн. Главный государственный муж Революции, Бенджамин Франклин, попросил о помощи французских братьев, которые устроили для него аудиенцию при дворе, во время которой он предложил Королю союз в борьбе с общим врагом. Легенда утверждает, что заседание бостонской ложи “Святой Андрей” было прервано раньше положенного времени для того, чтобы братья успели принять участие в Бостонском Чаепитии: переодевшись индейцами, они поспешили в гавань, чтобы выбросить за борт тюки с чаем. Некоторые утверждают, что это нечто большее, чем просто легенда: протокол указанного заседания подтверждает его крайнюю непродолжительность. Масоны любят вспоминать, как Второй Эксперт (Junior Deacon) этой ложи Поль Ривер ждал конца заседания, стоя в темноте, держа руку на шее своего коня. Он с нетерпением ждал, когда один из его масонских братьев выставит в окне церкви “Олд Норт” одну или две лампы, чтобы тут же поскакать и предупредить повстанцев о приближении английских войск. Сколь ни поражали бы воображения события Войны, это были лишь мгновения. Ценность победы познается только когда оценке подвергается использование плодов этой победы. Восстания случались в мире и прежде, но всегда их целью было заменить одного правителя другим. А это была первая попытка вырвать власть из рук властителя и передать ее целому народу. Билль о Правах, в котором говорилось, что правительство не должно устанавливать в стране государственную религию, преследовал две цели. Нужно было увериться в том, что демократическую власть у народа нельзя будет отнять, установив автократическую религиозную иерархию, как столь часто случалось в истории. Кроме того, необходимо было дать народу возможность поклоняться Господу более “широко”. Без свободы вероисповедания не может быть истинной демократии. Невозможно точно установить суть влияния масонства на весь этот процесс, но было бы глупо не признавать, что оно значительно. Во всем Западном мире революционные вожди, решившие сбросить деспотическую власть церкви государства, обращались к франкмасонству, чтобы объединиться с теми, кто разделял их взгляды. Бенито Хуарес, чистокровный индеец-оксака, решивший сбросить ярмо, гнетущее
|
|||
|