|
|||
Жняна Пуджавиди-13Стих 1 Созерцай муладхару, как отражение Макро-космоса: В ее основании пребывает треугольник, Где /джива/ свернута в три с половиной витка; Распространяясь вовне, (из трёх) витки становятся четырьмя лепестками, И семенем (биджей) из четырех лотосных слогов. Вместе связав их, образуй Ва-Йа-На-Ма-Ши И познай пранаву (звучание АУМ) внутри – Там, где тончайший «А» всегда пребывает вершиной!
Аум-мантра, представленная буквой «А» внутри треугольника муладхары, называется «атисукшма панчакшарам», что означает «тончайшие пять букв», таящие в себе пять звуков утонченной формы: ва, йа, на, ма, ши. Согласно Тирумулару весь мир состоит из этих пяти перво-звуков («Тирумантирам», Стих 2775). Так, муладхара-чакра олицетворяет собой макроскопическую вселенную, а спиральность кундалини – отражение принципов природы всех вещей. Во «внутреннем мире» три кольца кундалини представляют три состояния ума (авастхи). Вибрация «А» есть шакти в своем первозданном виде; Разворачивание лепестков чакр вверх пробужденной душой в сушумне подразумевает раскрытие каждой из чакр, и проявление в них соответствующих бидж («камертонов»): Ва, Йа, На, Ма, Ши… Четыре лепестка символизируют четыре звука и четыре формы блаженства: йогическое, естественное, высшее и вира (сексуальное). Стих 2 На одной вершине звуком «А» ты зри Ганешу; Букву «У» (из этих трёх) созерцай как единение (ади), В этой букве пребывает сила Валлабай. А на самом верху цветка низанга, в безмятежной обители, Обратившись ликом вниз, Шакти спит как «М». Словно свернувшийся кольцами змей, Таково описание высшей авастха –
Можно сказать, что «А» переживается в муладхаре, «У» – в анахате, «М» – в аджне, но вибрация «М» самая неявная из них. Однако, не следует забывать, что внутренняя практика подразумевает поиск целостного взаимодействия адхар, и перенос восприятия качеств между чакрами является как бы практикой «несравнительного» само-узнавания. Недифференцированная шакти Ади-шакти – «сила Валлабай» может восприниматься также «силой жизни», как первая обобщенная её дифференциация. Другие пять – ичха-шакти (сила стремления); жняна-шакти (сила разпознания); мантрика-шакти (сила проницательности восприятия); крия-шакти (творческая сила высшего сознания); и шива-шакти (сила совершенного духа). Зачастую, «А» трактуется как «аннутара» – Парама-Шива, абсолютное мужское начало, а «У» – «унмани», его Шакти. Стих 3 Состояния сознания (авастхи) пребывают в муладхаре; Там расцветает бутон низанга с восемью лепестками. Внутри у входа в это тело девяти врат пусть пребывает Шива! Слог «Ши» отмечен блаженным нерожденным сознанием Шивы; Когда Шакти спит, Шива безмолвствует, и тогда бутон цветка закрыт. Сын мой! Восемь лепестков – это места обитания восьми сил /именуемых аттамасиддхи/. В теле земном восемь этих чудесных сил цветка /доступны быть сознанием/; Две из них (, особенно помогающие в йогической практике) называются анима и махима. В муладхара-чакре пребывает спящая кундалини, и там же кроется корень трех состояний, авастх. В тантрической литературе их обычно связывают с частями тела, говоря, что пуруша в бодрствующем состоянии находится в пупке, в сонном – в области шеи или горла, в глубоком сне – в сердце, а в состоянии турия – в голове. Муладхара – место обитания Шивы в теле человека в форме звука «ши». Этот звук вмещает всю вселенную – проявленную и не проявленную, в Шивам (величии Шива) «ши» представляет сознание: тихое, безмолвное, не имеющее формы чистое сознание. Тирумулар называет этот слог «найоттумантирам» («Тирумантирам», стих 3051). Звук ши – мантра, представляющая Шиву. В качестве гуру Шива безмолвно дает духовные наставления, начиная со звука «ши». Этот звук – безмолвная мантра, передаваемая Шивой, и на тамильском называется чин-мудрой. Так, через безмолвие Шива терпеливо намекает и озорно подмигивает звуком «ши». Стих 4 Также нейтральные гарима и лагима, Восхитительные пракамья, пратти и ишитва, Вечно-желанная васиттва – вот те имена Восьми духовных сил; Это – силы богов, обитающих в адхарах, Сокрытых сладкозвучием их лепестков. Воочию созерцая и прославляя Шиву, Ты соберешь эликсир своей изначальной сущности; Выполняя приношение дыхания, выдыхай через «Ван(г)».
1. анима – способность уменьшаться до размера мельчайшего атома и быть близким любому бытию; 2. махима – способность безгранично расширяться; осознание величия души и всех душ; 3. лагима – невесомость и способность перемещаться как воздух; сила чудесного достижения казалось бы невозможного; 4. гарима – способность оказываться в любом месте, трансмигрировать в другие тела, как дыхание; харизма внутреннего бытия. 5. пракамья, способность преодолевать естественные препятствия или свобода воли, пребывание во всем, вездесущность, позрачность без вмешательства; обоюдная эмпатия. 6. пратти или камавасайитва – способность достигать всего желаемого и/или возможность быть полностью свободным от желаний естественно без насилия, наслаждаясь тем, от чего не бывает разочарований; 7. ишиттва – способность творить или управлять мирозданием, будучи всемогущим; сила недопущения и нейтрализации внешних разногласий и преодоление любых внутренних противоречий. 8. васиттва – способность властвовать над мирозданием благодаря абсолютно благому всеприсутствию. Амброзия представляет верхний или небесный субстрат чистоты сознания, поэтому аккумулируется в верхней области головы, тогда как эликсир, напротив, готовится в нижней части тела. Слияние которых в человеческом теле можно представить, как «интуитивное нащупывание» абсолютного баланса макромира и микромира, или как возможность осознания естественно непреложной целости бытия. Вращаясь в колесе сансары, джива (монада) постоянно «пахтает» пространство своего сознания и два его полюса – поле эликсира внизу и поле нектара наверху. Так, благодаря узнаванию сознанием вездесущей связующей праны, происходит постепенная осознанная сублимация изначальной жизненной силы в единый свет жизни и изначальной духовной силы в Свет Духа. Так одни лучик света уже – Весь Свет Миров. Святой Тирумулар говорит, что живущий йогой и видящий божественную силу и свет благодаря йоге, и есть Сиддх. Он — экспериментирующий йог, достигающий совершенства путем постоянного совершения необособленных усилий. Именно силой души преодолеваются ограничения даже заранее «известных» телесных возможностей. Горакша-Паддхати (2. 74-2. 76): Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно как искрящаяся жидкость, йогин обретает освобождение. Задний проход, уд, пупок, сердечный Лотос, тот повыше, колокольчик, местоположение «крючка», межбровье и брахмарандра. Эти девять мест созерцания рассматриваются йогинами как освобождающие от ограниченной реальности и приносящие восемь [сверхъестественных] качеств.
Стих 5 Дыханием оживотворяется моя Шакти, Она пробуждает все лепестки и раскрывает бутон цветка. Следуй указаниям своей Девы Шри – своего самого пламенного устремления; Обратись вглубь себя и, когда узришь Нанди (тело Шивы), знай – это Шива-Йога. Если будешь излишне мудрствовать, руководствуясь чужими мыслями и реакциями, Врата тела для души еще долго будут пребывать на затворе. Не мудрствуя лукаво, у нижних врат тела «Ши» утверди, И на выдохе тоже, как и на выдохе, чутким вниманием устремись вглубь, Два вдохновения у тебя за спиной – Солнце и Луна – путь окрыляют.
Стих 6 Сосредоточив вдох и выдох в лоне Шивы, Продолжай, вдыхая, продолжительно-чутко созерцать прану, направлямую через пингала-нади, наполняюшую тело; Затем с «Ва» выдох вечносущий тоже внутрь направь и снова задержи естественно, просто отпустив выдох. В шести адхарах истина предстанет исполненностью пространства Веттавели, Увидится в теле ярко-рубиновый пламень «утренней зари» рождения! О, благородный человек, и в муладхаре достигни познания истины; Тогда энергия Валлабай станет всеохватывающей И в своем высшем качестве узнается прозрачным глубоким бирюзово-зеленым сиянием (верности пути).
Говорят, что зеленый цвет отражает аспект пракаши (интуиции), а красный – вимарши (самоосознавания). В качестве вимарши реальность предстает трансцендентной, в качестве пракаши – неизменной. Когда три порога будут преодолены и достаточно очищены, дифференцированные потоки энергий шести адхар начнут соединяться друг с другом, образуя единое пространство всеохватывающего веттавели. Это зовётся Самадхи. Манифестацией Шива-Шакти являет тождественность вдоха и выдоха, в осознании единства и пребывания прошлого, и будущего, как узнавание «мелодии души» из настоящего настоящим по-настоящему. Стих 7 Почитай и призывай молитвенно изумрудную Валлабай, Дабы в надлежащее время шесть адхар она отворила; Когда доброе семя посеяно в муладхаре, Странствуя по трем мирам, будешь кружиться в танце планет и звезд мироздания, Пока прежде ущербное тело будет созревать, становясь самосияющим; Устранив несовершенства, оно проявит себя через шесть адхар, Утверждаясь зримым явлением Славы Мудрости Абсолюта; Так ты познаешь сокровенную суть состояния турья.
В литературе тамильских Сиддхов «оли удамбу». Это «тело света и блаженства» проявит себя в шести адхарах после того, как будут сожжены все недостатки физического тела. Такое тело носит название «йога-деха» и соответствует Слову Абсолюта. Тело уже соткано гармонией, правящей во вселенной; и тело, сознание тела, узнавшее и впитавшее полноценность исполненности эволюции души, превращается в пранава-деха или, как его называют Сиддхи, мантира-мени (тело мистического звучания). В литературе Сиддхов пранава (Мистический АУМ) именуется «безмолвным звуком», «непроизносимым словом» и «непрерывно звучащим». Стих 8 К состоянию турья придешь через поиск Тонкого тела; Озарением в муладхаре Шива зрит; Пред тем светом сознания померкнет твой привычный «земной» взор, Так Йога Восхождения в Духе явит за тебя поручительство. Когда постигнешь величие утонченности жизненной праны, Откроешь в себе врожденную природу Совершенного Садашивы. Покончи навсегда с заурядным дыханием, дабы не пришла к концу твоя йога!
Аджна описывается в стихе как место обитания Садашивы, квинтэссенции поиска мудрости или порталом к состоянию турия. Иногда полагают, что покровы жизненной силы: манас (ум) и вижняна (интеллект) вместе составляют сукшма-шариру т. е. тонкое тело. Пятеричное деление проявленной природы (дживы), употребляемое в индуизме: анумая – физическая природа (тело); пранамая – праническая или эфирная; маномая – астрально-ментальная, именно ее иногда в западной философии именуют «тонким телом»; вижнянамая – манасическая (возможно, правильнее ее интерпретировать не как интеллект, а как мудрость); и, анандамая – высшее, «нирваническое» тело или тело блаженства. В «Тирумандира-Жнянам-10» Богар, описывая муладхару, говорит о переживании нижнего видимого света «пути» материи, а в предыдущем произведении «Шивайога-жнянам-12», соответственно, о переживании верхнего света «пути» сознания. Стих 9 Чтобы себя не потерять, не расставайся с той, чье имя – мул-адхара. На вдохе=выдохе бесконечной анахатой сфокусируй из тела свое самое тончайшее внимание, приглашая Садашиву, Не обращай внимания ни на внешний шум, ни на то, что иные называют звуками и речью! Цель концентрации – безмолвный звук; непременно единись с ним! Дыхание тела несомненно готово отвергнуть необходимость самоограничений (эго) заменив его праной! Сознанием единится Исполненность дыхания сушумны и девственное Жизнелюбие цветка-муладхары! Даже если начало кажется невозможно трудным, ты не оставляй, и не забывай Себя! Стих 10 Объединить пранаяму с медитацией быть может трудно, когда недостаточно внимания; Практикуя, сам удостоверишься, как постигнешь: Ум не ведает покоя лишь покуда пламя души не чисто; Узришь совершенный Свет сознания и познаешь истинную радость души! Переплетаясь меж собой, твои ида с пингалой сольются, Сушумна благородным единством жизнелюбия расцветает Шри. И пусть «князь тьмы», желавший расколоть на осколки твоё время, сам боязенно, стиснув зубы, навсегда растворится прочь! Жняна Пуджавиди-13
|
|||
|