|
|||
Горакша-Паддхати (2.8, 2.10): Втягивая вверх воздух апану, соедени осознанием с праной. Когда Пламя души разожжется праной, душа встаёт своей мощью, освобождая разум от прошлых грехов (осадка неполнорценности жизни). Пранаяма (осознанное дыхание) – тот (уГоракша-Паддхати (2. 8, 2. 10): Втягивая вверх воздух апану, соедени осознанием с праной. Когда Пламя души разожжется праной, душа встаёт своей мощью, освобождая разум от прошлых грехов (осадка неполнорценности жизни). Пранаяма (осознанное дыхание) – тот (уже) настоящий жертвенный огонь плодов действий. Йоги именуют прану «великой переправой» через океан сансары. Стих 4 Мир, очнувшейся от самоизоляции души, распускается и распространяется изнутри! Здесь, мой друг, – откуда внутреннее пламя (всегда пребывает в балансе всего) – (оттуда) каждая без исключения «сила тьмы» узнаётся ничтожной и бессильной; Шесть членов тела (адхар) станут едином пространством обновлённого тела; Горакша-Паддхати (2. 50, 2. 51, 2. 78, 2. 90): Как огонь – когда есть топливо, и свет пока есть масло и фитиль, В случае йогина, чье тело ежедневно наполняется с лунной стороны, нет хода яду, даже если тот укушен самим владыкой змей Такшакой. Управляя обращением воздуха у пупка и стимулируя корень апаны, который подобен огненному проводнику жертвоприношений и проявляет тонкую форму нити, а также трепетно расшатывая ритмами сердечного Лотоса вкупе с праной внутренние зажимы, пронизывая даланаку, нёбо, и брахмическую полость, достигается Та Пустота, где Махеша (Шива) принимает качество всепроникающего пространства (гагана). Сплоченная и утвердившаяся сознанием самадхи джива более не тяготится ограниченностью восприятия времи и, незапятнанная, осознаёт себя не сокрушимым никем и ничем всевременным нерушимым Васудевой – чистосердечным держателем Луны своего бытия. Стих 5 Чтобы преобразить тело, отвори заслонку тела. Шесть пядей* – это пространство сосуда (тела); тело прежде воспринимаемое, как частичная производная внешнего мира, и поэтому кажущиеся препятствием, узнай вратами к совершенству твоего бытия, душа! Скованное узами тьмы разрозненности тело преобрази в дивное, и ты добьешься саморождения (, сумев вывернуть наизнанку привычный телесный вектор узнавания своих деяний и восприятий). Стих 6 Тебе надлежит подняться на три пяди* от ануса; Там, в области шеи, чтобы достичь /самадхи/, собери свою шакти; (Так) из глубин сокровенного сердца совершай поклонение Атману; Восемь мандал: яма (внешнее воздержание-очищение), нияма (развитие интуиции, баланса внутреннего и внешнего), стхулакрийа (процесс мускульного и нервоного контроля или асана), сукшмакрийа (контроль процесса осознанного дыхания или пранаяма), пратьяхара (осознание процесса концентрации), дхарана (удержание концентрации), дхьяна (глубокая концентрация, перерастающая в самораспахивающеся созерцание) и самадхи (высшая самопоглощающая полноценность) Горакша-Паддхати (2. 52-2. 57) Стойкий в асане, объединенный пранаямой, овладевший отстранением чувств, тот йогин пусть продолжительно занимается сосредоточением. Концентрация на стихию Земли из Сердца распускается золотистым «квадратом» с чудесным нектаром «Ла». Утвердившись дыханием из анахаты, созерцай и растворяй в Сути, Божестве стихии Земли (Брахме) свою жизненную энергию вкупе с умом, так узнавая и развивая сосредоточением на элементе земли стойкость и уравновешенность своих чувств. Также стихия Воды (амбу-таттва); Подобная полумесяцу или белому жасмину, Стихия триединства Огня, размещенная у нёба (созерцаемая оттуда), предстаёт красотой прекрасного кошениля (пурпура), вся сверкает нектаром «Ра», как прозрачный коралл… Единит сознание с обществом Рудрой. Растворяй в Нём жизненные энергии вкупе с умом, сознательно и усердно овладевай своим Огнем жизнелюбия. Стихия Воздуха, размещаемая в лоне Лотоса аджна, похожа на тонюсенький фокус внимания цвета прозрачнейшего ночного неба; развязывается нектаром биджы «Йа», и благословением Ишвары. Растворяй, поглощая, прозрачностью и проницательностью своего небесного взглада ту пелену, что мешает продышать сердцем жизненные энергии вкупе с умом. Стихия эфира/пространства, узнаваемая из брахма-рандхра (сахасрары), схожая с исключительно прозрачной кристальной водой, – становится обителью Садашивы; Та симфония – Шива, что звучит в теле узнаванием нектара биджи пранавы АУМ. Усердно растворяй в Нём жизненные энергии вкупе с умом; Так открываются Врата освобождения души. Эти пять базовых сосредоточений на Стихиях (бытия), обладают качествами и возможностями постижения (взаимодополнений): постоянства-динамичности, запружения-наполнения, горения-поглощения, разблокировки-раскрепощения и узнавания-собранности-преображения. Стих 7 Чтобы одолеть разрушительную природу (имеющихся тенденций и прошлых впечатлений), Стих 8 В неподвижности ума (, как баланс внутренне-внешнего взаимодействия пран, ) ощущение, наполнение, оживления своих нади сумеет остановить дряхление, Превращая смертное тело в свет десяти миллионов солнц, Что сияют в неразрывности трех времён, прогоняя несвоевременные желания и принося душе глубокое удовлетворение. «Тирумантирам» (стих 941). Такое тело еще называется «сукшма панчакшарам», обозначая тонкую звуковую форму мантры «на-мах-ши-ва-йа». А йог, несущий его – дживан-мукта. Стих 9 Сосредоточься на области гортани и созерцай, различая беззвучную мелодию души; Направь единый поток пран и соедини его там с вечносущим звучанием (АУМ); Распространи пламя дживы (своё жизнелюбие) в потоке дыхания, отождествив их; Так пестуй природу Атмана, навеки единя дыхание с дживой. Гортань (вишудха) является центром транформации, и оттуда происходит единение «неба» и «земли». Небесное дыхание АУМ – это извечные всеблагие созвучия дживы в Атмане. Стих 10 Ощути, как останавливаются (объединившись взаимодополнениями и взаимоузнаваниями, прекратив метания) десять жизненных потоков праны; И погрузись глубже в блистающий свет своего тела Нанди. Десять пран есть десять жизненных энергий, насыщающих различные части и функции тела: прана – сердце, апана – промежность и анус, самана – живот и пупок, удана – шея и горло, вьяна – покров всего тела; нага проявляется как отрыжка и рвота, курма – как моргание глаз, кркала – в чихании, девадатта – при зевании и дхананджая насыщает все участки тела. Когда эти десять пран тела «иссякают», сливаясь с вибрацией Вечного Звука, образуя материю высшего тела, сознанию является его Свет единения с Шива-таттвой.
Тирумандира Жнянам-10
|
|||
|