Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ



 

Гендель поехал в Италию. В конце 1706 года он достиг Флоренции. Никому не известный и ничем не прославившийся молодой немец, скорее внушительный, чем красивый, Гендель первое время чувствовал себя неловко, хотя и скрывал это под маской учтивости. К тому же он был в стесненном материальном положении, а его музыкой мало кто интересовался. Во Флоренции композитор не задержался и уже в апреле 1707 года уехал в Рим.

Рим упивался музыкой. Она была некоронованной властительницей душ. Ее могущества боялся папа, и страх перед ней водил его рукой, подписывающей запрет на оперные представления. Но и без оперы Рим вдосталь наслаждался чудным искусством. Его «академии», устраиваемые в лучших домах города, собирали общество ученых, поэтов, философов, художников. Возвышенные беседы и поэтические чтения там чередовались с игрой и пением лучших виртуозов не только Рима, но и мира; там звучали концерты Вивальди, Скарлатти, Корелли в их собственном исполнении. Весь город захватывали народные карнавалы.

 «Первая музыка, которую я здесь услыхал на улице сразу же по приезде, — писал известный английский ученый-музыкант XVIII века Чарлз Бёрни, — была исполнена бродячим оркестром из двух скрипок, виолончели и голоса; хотя на них обращали здесь внимания не больше, чем в Англии на разносчиков угля или продавщиц устриц, они играли так хорошо, что в любой другой европейской стране не только привлекли бы внимание, но и справедливо вызвали бы заслуженные аплодисменты. Обе скрипки весьма чисто исполняли трудные пассажи, виолончель звучала хорошо, а женский голос красивого тембра обнаружил ряд достоинств, свойственных хорошему певцу: диапазон, вибрацию и подвижность; но я не буду говорить о всех исполнениях подобного рода, с которыми я встретился здесь; они бывали столь частыми, что повторение стало бы утомительным».

Но не только «академии» и простонародное музицирование были хороши в Риме. Церковь поддерживала свою власть при помощи духовной музыки. Ватикан ревностно заботился о прославлении бога и святейшей церкви и стремился привлечь на службу лучших исполнителей и композиторов.

Гендель пробыл в Риме относительно недолго, живя более чем скромно. Ни рекомендательные письма, ни собственная музыка не улучшили его положения. В Риме необходимо было быть первым, а Генделю для этого не хватало мастерства. Он вновь учится. Он посещает «академии», концерты, карнавалы, торжественные приемы и празднества. Гендель изучает совсем необычные для него стили. Он слушает католическую церковную музыку и пишет в подражание ей «Латинские псалмы». В Риме он познакомился с латинской ораторией, сочетающей текст нравственно-религиозного содержания с пением в сопровождении инструментов.

Некоторую известность он получает как виртуоз. «В наш город приехал некий саксонец, виртуоз-клавесинист и композитор, который вызвал общее изумление своей мастерской игрой на органе в лютеранской церкви Сан Джиованни», — записал в те дни в дневник один из римлян. Осенью 1708 года Гендель достигает первого публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу «Родриго».

Обнадеженный успехом Гендель спешит в Венецию. Этот город по праву гордился своей оперой — одной из первых в Европе, прославленной многими славными именами. «Несмотря на то, что, по сравнению с парижской оперой, театральные механизмы здесь крайне убоги, освещение сцены далеко не достаточно, — писал Бёрни, — здесь поют лучшие в Европе певцы, сопровождаемые безупречным инструментальным ансамблем лютен, теорб, клавесинов и нескольких превосходных скрипок.

Для Генделя опера становится главной ареной борьбы. Итальянцы здесь чувствовали себя покорителями всего света. Поэтому Гендель весь внимание, не видя и не слыша ничего, кроме сцены и музыки.

В Венеции он знакомится с представителями двух государств, где позже найдет себе приют. Это были большие любители музыки — принц Эрнст Август из Ганновера и английский посол граф Манчестерский.

В конце февраля Гендель покидает Венецию. Он возвращается в Рим, и теперь вечный город кажется ему более приветливым. Успех «Родриго» во Флоренции сделал свое дело, не поскупился на похвалу Фердинанд Тосканский, — в Риме Генделю оказали замечательный прием. Дворцы меценатов гостеприимно распахнули двери, залы восторженно рукоплескали, Рим удивлялся и спешил познакомиться с Генделем. Он выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской — весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных. Им заинтересовалась католическая церковь, меценаты-кардиналы не раз заводили с ним разговоры на отвлеченно-теологические темы.

После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в солнечный Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и устоявшимися традициями. Достаточно сказать, что во времена Генделя неаполитанскую оперную школу представлял известный Алессандро Скарлатти. Вокальное и инструментальное исполнение в Неаполе также отличалось безупречным вкусом и совершенством. Вдобавок город имел местные песни, совсем необычные для других областей Италии.

Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (серенада (или серената) — распространенный в XVIII в. жанр камерной пасторальной кантаты. К сюжету античного мифа об Ацисе Гендель позднее дважды возвращался), еще несколько вещей в таком духе, но меньших по размеру.

Гендель не прошел мимо народной музыки. Он записал несколько местных неаполитанских мелодий, в их числе — сицилианы. Грациозные, подчас пронизанные юмором, сицилианы гибки и способны к различным превращениям, почему охотно применяются в вокальной музыке всех европейских народов. Генделевские оратории полны таких сицилиан.

Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера «Агриппина», написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвращается композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Главные партии пели сопрано Маргарита Дурастанте и бас Джузеппе Боски (оба артиста пели впоследствии в лондонских операх Генделя). Успех превзошел все ожидания. Как в свое время «Альмира» в Гамбурге, так и здесь, в Венеции, «Агриппина» была вершиной его триумфа. Итальянцы, с присущей им горячностью и воодушевлением, воздали должное молодому немецкому композитору. «Они были как громом поражены грандиозностью и величием его стиля; никогда не знали они до того всей власти гармонии», — писал один из очевидцев премьеры.

Гендель провел в Венеции всю зиму. Он был теперь равным среди лучших, победителем среди победителей. Теперь он обладал мастерством, достаточным для завоевания любого европейского театра.

Италия была для Генделя не только светлой романтической порой его жизни, но и важным периодом его творчества. «Итальянские университеты» не прошли для композитора даром. Он освоил лучший европейский стиль музыкального письма, усовершенствовал и необычайно развил мелодику, достиг мастерства в голосоведении, оркестровой технике, формах композиции. Окончательно сложился и круг жанров, в которых работал композитор. Это были в основном жанры вокальной музыки — опера, кантата, оратория.

Итальянская муза вдохнула в его молодую музыку любовь. В оперных ариях, в кантатах появился лирико-патетический стиль аморозо. Характерными и новыми для его творчества становятся маленькие грациозные арии с причудливым ритмом, удивительно разнообразные по настроению — то меланхоличные, то беспечно веселые; медленные сицилианы с их элегической мелодией.

В Италии Гендель познакомился с лучшими образцами ораторий и духовных опер, как старых, так и новейших композиторов. Однако опыты самого Генделя в ораториальном жанре еще далеки от зрелых сочинений этого рода. «Итальянская оратория» Генделя напоминает оперу-пастораль или сольную кантату. Хор в них отсутствует, редко встречается ансамбль. Форма представляет собой чередование арий и «сухих» речитативов. Стиль этой музыки (например, ораторий «Триумф рассудка и времени» или «Воскресение» — обе написаны в Риме) довольно изысканный, барочный. Мелодия извилистая, порой до вычурности, перенасыщена хроматизмами.

Италия оказала Генделю радушный прием. Однако композитор вряд ли мог рассчитывать на прочное положение в «империи Музыки». Итальянцы не сомневались в таланте Генделя. Однако, как впоследствии Моцарт, Гендель был для итальянцев тяжеловесным, слишком «немцем» от искусства.

Воспользовавшись предложением известного композитора Агостино Стеффани, Гендель едет в Ганновер и поступает на службу к ганноверскому курфюрсту в качестве придворного капельмейстера. Но и там он пробыл недолго. Грубые нравы маленького немецкого двора, его нелепое тщеславие и покорное подражание большим столицам после Италии могли вызвать у Генделя только отвращение. Даже театр, сплошь итальянский, начиная от подсвечника и кончая премьером-тенором, и тот не вывел Генделя из равнодушия и не соблазнил сочинить оперу. Непоседливый итальянский триумфатор ищет нового прибежища.

На сей раз его взоры привлекает Англия.

Англия была благоприятной страной для многих «континентальных» музыкантов. Гассе, Порпора, Бонончини, Глюк, Йоммелли, Моцарт, Гайдн — их радушно принимали, обеспечивали славой, признанием и деньгами. Последнее обстоятельство было немаловажным для композиторов. Гендель не составил исключения.

Англии в то время удивительно не везло с отечественными композиторами. Это феноменальный и почти необъяснимый факт в истории музыки. В стране, богатой традициями, с выдающейся в прошлом музыкальной культурой вдруг исчезли таланты. Ни один английский композитор во времена Генделя и довольно долго после него не поднялся по мастерству до среднего европейского уровня. Отсутствие своих талантов восполнялось радушным приемом иностранных знаменитостей. В XVIII веке Англия приютила Генделя.

К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель, после краткого визита в родной Галле, через Дюссельдорф уехал в Лондон.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.