Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. МОДУЛЬ 7. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· В чем разница между объектом и предметом?

· В чем разница между объектом в исследовательской и проектной работе?

· Предложи, пожалуйста, пару «объект – предмет» в интересующей тебя области

МОДУЛЬ 7

Цель работы

Вы узнаете

· О понятии цели в разных сферах деятельности.

· Почему важно определение цели работы.

· Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть воз.

Вы научитесь

· Ставить цель самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

· Оценивать реалистичность достижения поставленной цели.

Теоретический материал

В соответствии с определением, данным в Энциклопедическом словаре, слово «цель» имеет два главных значения:

1. Цель - место, в которое надо попасть при стрельбе или метании (или в переносном смысле — сказать или сделать что-нибудь точно, верно, именно так, как надо).

2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Интересно, что значение, связанное со стрельбой, даётся в словаре под номером один. Это соответствует первоначальному смыслу данного слова. В те времена, когда первобытному человеку нужно было добыть еду или поразить врага, чтобы остаться в живых само­му, наиболее актуальным было именно это значение. Затем смысл понятия был распространён на другие виды человеческой деятельности. Чем различаются цели в разных видах человеческой деятель­ности?

Цель в спорте заключается в том, чтобы любой ценой победить в соревнованиях. Для этого спортсмены многие годы проводят ежедневные изнурительные тре­нировки, а некоторые используют нечестный приём — применяют допинг.

Цель при ракетных стрель­бах заключается в том, чтобы обеспечить максимальный процент поражения летящих целей. Для этого ученые и инженеры создают сложнейшие ракетные комплексы, оснащенные автоматическими системами наведения.

Целью предвыборной кампании (такая кампания является со­циальным проектом) является обеспечение любыми средствами сим­патии максимального количества избирателей к конкретному кан­дидату.

Целью инженерного проекта является создание нового объ­екта (ракеты, моста, здания и т. д. ) с обеспечением при этом мак­симального соответствия характеристик создаваемого объекта уста­новленным требованиям.

Целью в научных исследованиях является получение нового знания. Однако поскольку оно новое, то никто не знает, в чём имен­но оно состоит. Парадокс заключается в том, что часто, принимаясь за работу, исследователь не знает, что он получит. Американский химик Гомер Адкинз как-то заметил по этому поводу: «Исследова­ния — примерно то же самое, что пускать стрелу в воздух и там, где она упадёт, рисовать мишень».

Кстати, если вспомнить правила русского языка, то мы увидим, что слово «цель» практически всегда является подлежащим. Однако какие сказуемые мы обычно используем, говоря о цели? До начала работы цель, как правило, намечается, выбирается или ставится. Эти слова являются не просто разными глаголами — они выступают в качестве показателей различного происхождения цели. Когда же цель постав­лена (намечена, определена или выбрана), её необходимо достигнуть (в проекте или исследовании) или поразить (на языке военных).

Может быть весьма показательным сравнение двух целей: нашего проекта и той, в которую должен попасть стрелок на соревновани­ях. Для того чтобы стрельба была успешна, необходимо выполнение следующих условий:

1. Цель должна быть хорошо видна, для того чтобы в неё можно было прицелиться (в тумане в цель попасть трудно).

2. Цель должна быть расположена на расстоянии, соответствующим возможностям орудия для стрельбы (бесполезно бросать дротик от Дартса в мишень, установленную на расстоянии длястрельбы из винтовки).

3. Цель должна иметь однозначные критерии попадания/непопадания (например, она должна упасть с подставки).

4. Стрелок должен уметь стрелять.

Если мы перенесём эти условия на нашу исследовательскую или проектную работу, то получится следующее:

1. Мы должны хорошо понимать, чего мы хотим достигнуть (построить робота или получить данные о содержании загрязне­нии в воде).

2. Мы должны обладать необходимыми ресурсами (временем, материалами, литературой и др. ).

3. У нас должны быть критерии оценки того, достигли мы запла­нированного результата или нет (например, если мы построили красивую ракету, которую можно показывать на военном параде, но она не летает, то это значит, что результат не был достигнут).

4. У нас должен быть необходимый запас знаний и навыков для выполнения работы.

Всем нам знакомо выражение «Цель оправдывает средства», авторство которого принадлежит иезуиту Антонио Эскобару-и-Мендозе. Оно долгое время являлось девизом ордена иезуитов и основой его идеологии (почитай об иезуитах в Интернете — это очень интересно). Однако для учёного эта установка таит в себе большую опасность. При движении к цели нередко возникают препятствия, которые нуж­но преодолеть. И здесь всегда нужно анализировать, уместны ли те средства, которые вроде бы ведут к цели. В качестве примера можно привести поставленную в СССР цель построения коммунистического общества - общества «свободы, равенства, братства», для дости­жения которой руководством страны допускался массовый террор.

Итак, цель конкретизирует тему работы и указывает, что именно ним нужно сделать с выбранным объектом исследования.

Поскольку цель в работе должна быть одна, остальные важные направления наших действий должны быть «понижены в звании», то есть переведены в ранг задач. Хрестоматийным примером того, как цели разных участников проекта пришли в противоречие друг с другом, является известная басня Ива­на Андреевича Крылова «Ле­бедь, Щука и Рак»:

«... Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду... »

В этом примере каждый имел свою цель, которая состояла в том, чтобы двигаться привычным для себя спо­собом. Неудивительно, что эти цели пришли в противоречие друг с другом. Но если бы все три персонажа имели одну цель, но разные, свойственные им, её достижение, то результат был бы другой. Например, если Рак клешнями обрывал бы мешающие движе­нию ветки кустов, Щука бы мыла воз, а Лебедь слетал бы за трак­тором, то воз удалось бы доставить по назначению.

Как мы видели на предыдущих занятиях, цели в проектных и исследовательских работах различны. Цель в проектировании включает в себя достижение заранее сформулированного результа­та. Мы знаем, что в правильно организованном проекте критерии успешности достижения цели определены ещё до того, как он начал выполняться. Это ещё один аргумент в пользу того, что при проектировании цель должна быть сформулирована максималь­но конкретно. А вот цель исследования заключается в познании чего-то нового, ранее неизвестного.

Приведём примеры целей работ, которые встречаются на конфе­ренциях. Так, Хамедова Екатерина из Ханты-Мансийска выполнила работу на тему «Зоопланктон пруда парка Б. Лосева». Целью ис­следования стало наблюдение за развитием зоопланктона пруда в 2016—2017 годах, сравнение его с таковым за 2012—2013 годы.

А вот ещё одна тема: «Незваный гость из Америки». Понятно ли тебе, что скрывается за этой темой? Может быть, это кровожадный индеец или атомная бомба? Цели были сформулированы так: «Из­учить биологию и экологию клопа Кружевницы дубовой на основа­нии научной литературы; выяснить, будет ли данный клоп поражать другие виды (кроме дуба) древесных пород и возможны ли биологи­ческие методы борьбы с данным вредителем».

Мы видим, что здесь содержатся три разные цели. Первая предполагает наличие литературного обзора, который необходим в любой исследовательской работе, поэтому упоминать её необязательно. Вторая цель действительно связана с наблюдениями за поражёнными растениями. Третья же вряд ли подразумевает проведение экс­периментальной работы. Без сомнения, существуют различные насекомые, бактерии или вирусы, которые поражают клопа, но такие исследования очень сложны и проводятся только в крупных исследовательских центрах. Поэтому, скорее всего, третья цель предполагает только работу с литературой и может быть объединена с первой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.