|
|||
Повторим пройденное. МОДУЛЬ 7. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материалПовторим пройденное · В чем разница между объектом и предметом? · В чем разница между объектом в исследовательской и проектной работе? · Предложи, пожалуйста, пару «объект – предмет» в интересующей тебя области МОДУЛЬ 7 Цель работы Вы узнаете · О понятии цели в разных сферах деятельности. · Почему важно определение цели работы. · Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть воз. Вы научитесь · Ставить цель самостоятельной проектной и исследовательской деятельности. · Оценивать реалистичность достижения поставленной цели. Теоретический материал В соответствии с определением, данным в Энциклопедическом словаре, слово «цель» имеет два главных значения: 1. Цель - место, в которое надо попасть при стрельбе или метании (или в переносном смысле — сказать или сделать что-нибудь точно, верно, именно так, как надо). 2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Интересно, что значение, связанное со стрельбой, даётся в словаре под номером один. Это соответствует первоначальному смыслу данного слова. В те времена, когда первобытному человеку нужно было добыть еду или поразить врага, чтобы остаться в живых самому, наиболее актуальным было именно это значение. Затем смысл понятия был распространён на другие виды человеческой деятельности. Чем различаются цели в разных видах человеческой деятельности? Цель в спорте заключается в том, чтобы любой ценой победить в соревнованиях. Для этого спортсмены многие годы проводят ежедневные изнурительные тренировки, а некоторые используют нечестный приём — применяют допинг. Цель при ракетных стрельбах заключается в том, чтобы обеспечить максимальный процент поражения летящих целей. Для этого ученые и инженеры создают сложнейшие ракетные комплексы, оснащенные автоматическими системами наведения. Целью предвыборной кампании (такая кампания является социальным проектом) является обеспечение любыми средствами симпатии максимального количества избирателей к конкретному кандидату. Целью инженерного проекта является создание нового объекта (ракеты, моста, здания и т. д. ) с обеспечением при этом максимального соответствия характеристик создаваемого объекта установленным требованиям. Целью в научных исследованиях является получение нового знания. Однако поскольку оно новое, то никто не знает, в чём именно оно состоит. Парадокс заключается в том, что часто, принимаясь за работу, исследователь не знает, что он получит. Американский химик Гомер Адкинз как-то заметил по этому поводу: «Исследования — примерно то же самое, что пускать стрелу в воздух и там, где она упадёт, рисовать мишень». Кстати, если вспомнить правила русского языка, то мы увидим, что слово «цель» практически всегда является подлежащим. Однако какие сказуемые мы обычно используем, говоря о цели? До начала работы цель, как правило, намечается, выбирается или ставится. Эти слова являются не просто разными глаголами — они выступают в качестве показателей различного происхождения цели. Когда же цель поставлена (намечена, определена или выбрана), её необходимо достигнуть (в проекте или исследовании) или поразить (на языке военных). Может быть весьма показательным сравнение двух целей: нашего проекта и той, в которую должен попасть стрелок на соревнованиях. Для того чтобы стрельба была успешна, необходимо выполнение следующих условий: 1. Цель должна быть хорошо видна, для того чтобы в неё можно было прицелиться (в тумане в цель попасть трудно). 2. Цель должна быть расположена на расстоянии, соответствующим возможностям орудия для стрельбы (бесполезно бросать дротик от Дартса в мишень, установленную на расстоянии длястрельбы из винтовки). 3. Цель должна иметь однозначные критерии попадания/непопадания (например, она должна упасть с подставки). 4. Стрелок должен уметь стрелять. Если мы перенесём эти условия на нашу исследовательскую или проектную работу, то получится следующее: 1. Мы должны хорошо понимать, чего мы хотим достигнуть (построить робота или получить данные о содержании загрязнении в воде). 2. Мы должны обладать необходимыми ресурсами (временем, материалами, литературой и др. ). 3. У нас должны быть критерии оценки того, достигли мы запланированного результата или нет (например, если мы построили красивую ракету, которую можно показывать на военном параде, но она не летает, то это значит, что результат не был достигнут). 4. У нас должен быть необходимый запас знаний и навыков для выполнения работы. Всем нам знакомо выражение «Цель оправдывает средства», авторство которого принадлежит иезуиту Антонио Эскобару-и-Мендозе. Оно долгое время являлось девизом ордена иезуитов и основой его идеологии (почитай об иезуитах в Интернете — это очень интересно). Однако для учёного эта установка таит в себе большую опасность. При движении к цели нередко возникают препятствия, которые нужно преодолеть. И здесь всегда нужно анализировать, уместны ли те средства, которые вроде бы ведут к цели. В качестве примера можно привести поставленную в СССР цель построения коммунистического общества - общества «свободы, равенства, братства», для достижения которой руководством страны допускался массовый террор. Итак, цель конкретизирует тему работы и указывает, что именно ним нужно сделать с выбранным объектом исследования. Поскольку цель в работе должна быть одна, остальные важные направления наших действий должны быть «понижены в звании», то есть переведены в ранг задач. Хрестоматийным примером того, как цели разных участников проекта пришли в противоречие друг с другом, является известная басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак»: «... Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, А Щука тянет в воду... » В этом примере каждый имел свою цель, которая состояла в том, чтобы двигаться привычным для себя способом. Неудивительно, что эти цели пришли в противоречие друг с другом. Но если бы все три персонажа имели одну цель, но разные, свойственные им, её достижение, то результат был бы другой. Например, если Рак клешнями обрывал бы мешающие движению ветки кустов, Щука бы мыла воз, а Лебедь слетал бы за трактором, то воз удалось бы доставить по назначению. Как мы видели на предыдущих занятиях, цели в проектных и исследовательских работах различны. Цель в проектировании включает в себя достижение заранее сформулированного результата. Мы знаем, что в правильно организованном проекте критерии успешности достижения цели определены ещё до того, как он начал выполняться. Это ещё один аргумент в пользу того, что при проектировании цель должна быть сформулирована максимально конкретно. А вот цель исследования заключается в познании чего-то нового, ранее неизвестного. Приведём примеры целей работ, которые встречаются на конференциях. Так, Хамедова Екатерина из Ханты-Мансийска выполнила работу на тему «Зоопланктон пруда парка Б. Лосева». Целью исследования стало наблюдение за развитием зоопланктона пруда в 2016—2017 годах, сравнение его с таковым за 2012—2013 годы. А вот ещё одна тема: «Незваный гость из Америки». Понятно ли тебе, что скрывается за этой темой? Может быть, это кровожадный индеец или атомная бомба? Цели были сформулированы так: «Изучить биологию и экологию клопа Кружевницы дубовой на основании научной литературы; выяснить, будет ли данный клоп поражать другие виды (кроме дуба) древесных пород и возможны ли биологические методы борьбы с данным вредителем». Мы видим, что здесь содержатся три разные цели. Первая предполагает наличие литературного обзора, который необходим в любой исследовательской работе, поэтому упоминать её необязательно. Вторая цель действительно связана с наблюдениями за поражёнными растениями. Третья же вряд ли подразумевает проведение экспериментальной работы. Без сомнения, существуют различные насекомые, бактерии или вирусы, которые поражают клопа, но такие исследования очень сложны и проводятся только в крупных исследовательских центрах. Поэтому, скорее всего, третья цель предполагает только работу с литературой и может быть объединена с первой.
|
|||
|