Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. МОДУЛЬ 2. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· Чем различаются исследование и проектирование?

· Благодаря каким факторам строительство Суэцкого канала стало возможным?

· Какими качествами должен обладать руководитель проекта?

· Что является результатом исследования?

· Какими качествами должен обладать исследователь?

МОДУЛЬ 2

Проблема

Вы узнаете

· Что такое проблема и проблемный вопрос.

· В чём разница проблем, стоящих перед человечеством, государ­ством, семьёй и перед тобой лично.

· В чём секрет успеха рассказов о Шерлоке Холмсе.

Вы научитесь

· Определять в учебном материале направления, для которых нет готовых решений

· Вырабатывать в себе качества, которые необходимы для реализа­ции проектов или исследований.

Теоретический материал

Следующая важная проблема, которая должна быть решена: ка­кой вопрос ты хочешь сформулировать и каким образом ты планиру­ешь получить ответ на него в своей работе. Как его сформулировать? В чём проблема?

А что нам говорит энциклопедический словарь?

Проблема (от греч. рrоblета — задача) — в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий из­учения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, проявля­ющаяся в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Это определение подходит скорее к работе взрослых специалистов. Какие же особенности проблемы применимы к нашему курсу?

Выдающийся английский физик и социолог XX в. Джон Бернал писал: «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго — только умение». Поэтому наша главная задача — развивать воображение, которое поз полит видеть неясные, проблемные вопросы, не рассматриваемые и учебниках.

Большинство школьных учебников носят повествовательный характер, представляют собой рассказы об определённой науке и теме. Такой же традиции придерживаются и многие школьные рефераты, е которыми ты, безусловно, знаком. Их задача — изложить информацию по выбранной теме последовательно и доказательно. Твоё исследование или проект должны иметь совсем другую структуру. Давай воспользуемся методом аналогий, для того чтобы понять, ка ними они должны быть.

Энциклопедический словарь говорит нам, что аналогия (от греч. аnalogia — соответствие, сходство) — сходство между предметами (явлениями, процессами) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объ­екта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам объект. Этот метод широко применяется в науке и позволяет на основе хорошо понятных и простых явлений установить закономерности в явлениях более сложных.

Проведём аналогию между исследовательской работой и детективом. Как строится повествование в рассказах Артура КонанДойля про Шерлока Холмса? Вот как описывает миссис Уоррен в рассказе «Алое кольцо» поведение своего нового жильца:

«Мне страшно, мистер Холмс. Я не сплю по ночам от страха. Слушать, как он хо­дит там взад и вперёд, с раннего утра и до позднего вечера, и никогда его не ви­деть — такого мне не вынести. Мой муж нервничает, как и я, но он весь день на службе, а мне куда деваться? Почему он прячется? Что он натворил? Кроме слу­жанки, я одна с ним в доме, и мои не­рвы больше не выдерживают. Он у нас десять дней, и ни я, ни мистер Уоррен, ни служанка ни разу его не видели. Мы слышим, как он там ходит и ходит — но­чью, утром, днём... »

Ты, наверное, заинтригован. Можешь перечитать рассказ. Кто же такой этот персонаж? Почему он так себя ведёт? Что за этим скрывается?

При этом рассказ может быть построен по-другому, например, так:

«Известный преступник Джорджано, один из организаторов неаполи­танской мафиозной лиги «Алое кольцо», прибывает из Нью-Йорка в Лондон, выслеживая своего соотечественника Дженнаро, который нарушил законы лиги, и его жену, для того чтобы убить их. Послед­ний хитроумно укрывает свою жену на съёмной квартире, прибегая к ряду уловок. Хозяйка квартиры подозревает неладное и обращается к Шерлоку Холмсу... »

Интересно ли вам читать этот текст? Наверное, нет. В нём нет интриги, или того, что называется проблемой, клубком непонятных фактов, который нужно распутать. КонанДойль мастерски обозна­чает проблему, с которой сталкивается Холмс: что за таинственный жилец поселился у миссис Уоррен, почему он так себя ведёт? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сыщик вырабатывает план дей­ствий, анализирует информацию, проводит наблюдения (об этом вы узнаете на следующем занятии).

Именно такой порядок действий характеризует исследование и проектирование: мы задаём интригующий вопрос, ответ на который не знаем (исследование), или стремимся достичь нужного результа­та, но не совсем понимаем, как это сделать (проектирование).

Между проблемой, целью и задачами имеется прочная связь, о которой мы поговорим на следующих занятиях. Проблемы характерны как для «большой» науки и всего челове­чества (например, безопасность атомных электростанций (АЭС), ути­лизация отходов, количество которых непрерывно растёт, отдельной страны или города (обеспечение населения чистой питье­вой водой, это особенно важно, например, для африканских стран), семьи (например, выбор нового места жительства и переезд в но­вую квартиру), так и для тебя лично (заказ подарка на день рожде­ния — что выбрать? ). Важно, что в решении каждой проблемы есть исследовательская и проектная части (в последнем случае исследова­ние — сравнение круга интересующих тебя подарков, проект — построение плана, как добиться получения нужного подарка, учитывая бюджет семьи, склонности родителей и друзей). Для решения каж­дой из приведённых проблем нужен свой уровень знаний, ресурсов и возможностей тех, кто выполняет работу. Не нужно замахиваться на проблемы, стоящие перед человечеством и отдельными странами, — их решением занимаются государственные структуры, научно-иссле­довательские институты, крупные компании. Поднимая глобальную проблему, ты сможешь сделать в лучшем случае литературный об­зор по нескольким источникам, но не сможешь разобраться во всех противоречиях; разных, подчас противоположных, подходах, кото­рые предлагают специалисты для их решения. Мы будем иметь дело с проблемными вопросами, такими, которые посильно разрешить в рамках нашего курса. Учиться отвечать на них в ходе проведения исследования или реализации проекта.

Возьмём пример из физики — проблему остойчивости плавучих средств. Учение об остойчивости рассматривает условия, при которых судно плавает в вертикальном положении и выпрямляет­ся (не переворачивается) после наклонения (например, в морской шторм). Проблема остойчивости является ключевой в мореплава­нии, её суть в том, чтобы соразмерить требования надёжности суд­на (достаточная остойчивость, хорошая маневренность), его эконо­мичности (использование трюмов по грузоподъёмности и объёму) и многие другие. Проблемой остойчивости занимаются большие иссле­довательские институты и проектные организации. Ты же можешь подготовить в лучшем случае реферат по одному из направлений этой проблемы. Второй «полюс» — предельно упрощённый — для лабораторной работы по физике в 7 классе: в лоток с водой поме­щается модель баржи, в неё кладутся бруски с разной плотностью, но одинаковым весом (то есть центр тяжести у них расположен на разной высоте). Модель с уложенным в неё металлическим бруском уверенно плавает, с пенопластовым - переворачивается. Можно рассчитать для данной конкретной модели положение центра тяжести груза, при котором она теряет остойчивость. В этой работе нет проблемного вопроса, мы просто иллюстрируем физический закон, именно поэтому она называется лабораторной. Для формулировки проблемного вопроса нужно выбрать золотую середину — чтобы ре­зультат был неочевиден, но его можно было получить в школьных условиях. Например, можно менять форму модели баржи и выявить зависимость остойчивости от её ширины.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.