Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. МОДУЛЬ 3. МОДУЛЬ 4. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· Каковы отличительные признаки проблемы?

· Как поставить проблемный вопрос, на который возможно ответить в рамках нашего курса? Каковы его особенности?

МОДУЛЬ 3

Актуальность работы

МОДУЛЬ 4

Источники информации. Ссылки и правила цитирования

Вы узнаете

· Какие источники информации существуют, какова степень их достоверности.

· Чем различаются первичные и вторичные источники информации.

· Почему нельзя всецело доверять Википедии.

Вы научитесь

· Подбирать источники информации для решения поставленной задачи.

· Правильно ссылаться на источники информации

Теоретический материал

Нет секрета в том, что любой вопрос, который заинтересовал тебя, неоднократно интересовал и других людей, среди которых были и квалифицированные специалисты. Они проводили исследо­вания, достигали нужных результатов и потом писали статьи, книги и учебники, в которых рассказывали о своей работе. Поэтому при выполнении работы тебе необходимо показать, что ты хорошо ориен­тируешься в том, что было сделано в данном направлении до тебя, представляешь себе историю развития знаний в данной области, а также основные проблемы, которые в ней существуют.

В настоящее время объём знаний человечества в каждой, даже достаточно узкой, области настолько велик, что самые крупные учё­ные не в состоянии помнить всего, что было сделано для решения даже небольшой проблемы.

Что же делать, если ты выполняешь достаточно локальную рабо­ту? Как сформировать список источников информации, которые ты собираешься использовать?

Прежде всего следует помнить о том, что источники информации бывают первичные и вторичные. Первичные представляют собой те результаты исследований или наблюдений, которые выполняли конкретные исследователи. Они несут информацию о непосредственно собранных данных, поэтому их можно сравнивать и анализировать. Это достаточно кропотливая работа, поскольку язык таких источников сложен — их информация обычно избыточна для школьных исследований. В работе можно воспользоваться данными нужных локальных исследований: данными с метеостанции, результатами химических тестов воды конкретного водоёма и др.

Вот, например, фрагмент статьи, в которой приводятся первичные данные исследований на Лошанском водохранилище в Узденском районе Минской области (эта работа была представлена на Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского Волковой Миланой, учащейся 10 класса Узденской районной гимназии):

«В результате проведённых исследова­нии было установлено, что зоопланктон нкпючает 13 видов, из них коловраток (Rotifera) - 2 вида (15% от общего числа видов), Cladocera — 10 видов (77%), Copepoda - 1 вид (8%). По числу видов первое место занимает семейство Chydoridae, представленное 5 видами, что составляет 39% от всех отмеченных видов зоопланктона.

Общая численность зоопланктона в сред­нем (+- стандартное отклонение) составила 1, 660 ± 0, 283 тыс. экз. /м3, а биомасса < а 0, 043 ± 0, 011 мг/м3. Динамика количественного развития зоопланктона носит колебательный характер. Наибольший пик численности наблюдался при маковом развитии ветвистоусых рачков. На станции «Сеножатки» этот пик пришёлся на середину июля (1, 5 тыс. экз. /м3), а «Кривели» — начало июля (1, 4 тыс. экз. /м3). Тогда как в период с 14. 07 по 21. 07 на станции «Кривели» не были зарегистрированы группы Cladocera и Copepoda... »

Из фрагмента видно, что автор проводил отбор проб и определеление числен-

ности зоопланктона, а также то, что эти данные были получены самостоятельно, а не взяты из каких-либо других источников. На основе нескольких таких работ можно составить реферат с обзором их содержания.

Этот реферат может стать введением к твоей работе, если в нём будет обнаружено несовпадение данных разных авторов и поставлена задача их экспериментальной проверки, а также выявления факторов, определяющих это несовпадение.

Вторичными источниками являются учебники, обзорные статьи и монографии. В них уже сделан анализ определённой проблемы, предложены общие методы работы и их сравнение. Отдельным ви­дом источников являются научно-популярные издания, в которых известные специалисты излагают проблемы своей области на язы­ке, доступном для широкой аудитории. В учебниках обычно даётся максимально сжатый материал по истории и методам, принятым в разных областях науки. Частым минусом учебников являет­ся то, что представленная в них информация о новых достижениях и проблемах науки к моменту выхода учебника в свет сильно уста­ревает.

Приведём аннотацию монографии, в которой дан обзор всех со­бранных данных по структуре и динамике зоопланктона Рыбинского водохранилища (автор В. И. Лазарева):

«В монографии представлены итоги многолетних (1983-2009) ис­следований состава, структуры и динамики сообщества зоопланктона Рыбинского водохранилища, а также результаты анализа архивных материалов регулярных «стандартных» наблюдений за зоопланктоном 1956—1995 годов Приведена оценка современного состояния зоо­планктона, определены уровень и периодичность изменчивости его характеристик, показана роль биоинвазионных процессов в сукцессии сообщества, сделаны расчёты продукции и потоков энергии через основные группы видов пелагической трофической сети... »

Из аннотации ясно, что автор уже провёл сравнительный анализ данных, поэтому ты можешь сослаться на него в своей работе, но использовать этот текст в качестве источника первичной информа­ции нельзя.

Наиболее распространёнными источниками информации, которы­ми в настоящее время пользуются школьники, являются разнообраз­ные сайты в Интернете. Здесь самой главной проблемой является достоверность этих источников. Если во всех предыдущих примерах у каждой публикации есть автор, достоверность утверждений кото­рого мы можем проверить, то в Интернете создать собственный сайт и выкладывать на нём информацию может каждый, поэтому досто­верность таких источников нужно проверять.

Типичным примером является Википедия. Она хорошо помогает ориентироваться в выбранном вами направлении науки, но в её ста­тьях нет авторства, поэтому нельзя сослаться на авторитетного учёного или научную школу. Тебе необходимо тщательно подходить к отбору ннгернет-источников, полагаясь только на сведения, содержа­щиеся на ресурсах известных научных организаций, университетов и признанных авторов.

Самым недостоверным источником являются средства массовой информации (СМИ). На эти ресурсы полагаться нельзя, поскольку многие публикации направлены не на выяснение объективной исти­ны (например, о состоянии окружающей среды какой-нибудь территории), а на привлечение читателя «жареными» фактами и создание газетных уток». Поскольку большинство СМИ являются коммерческими организациями, им важна прибыль, поэтому они заинтересованы в продажах своих изданий, то есть массовом привлечении читателя. Чем больше читателей, тем больше продажи и тем более богатые рекламодатели размещают в издании свою рекламу.

Еще нужно предостеречь от увлечения социологическими опросами. Дело в том, что мнение твоих одноклассников, например, о качестве питьевой воды или загрязнённости атмосферы выхлопными газами не является мнением специалистов в данной области. Более того, это мнение часто сформировано теми же СМИ или родителями, а поэтому опирается на недостоверные или непроверенные факты. Поэтому данные подобных опросов нельзя использовать в работах в качестве достоверных.

На мысли и тезисы, которые не являются твоими, а были взяты из работ других авторов, необходимо приводить соответствующие ссылки. Это лежит в основе научной этики. Нужно знать правила оформления таких ссылок и неукоснительно их соблюдать, иначе тебя могут обвинить в плагиате, то есть присвоении чужого интеллектуального труда. В римском правеслово plagium (букв, «похищение») обозначалась преступная продажа в рабство свободного человека, которая наказывалась бичеванием (adplagas). Эта аналогия может быть полезна при понимании термина. Плагиат похож на воровство, только не

вещей, а текстов, которые имеют чёткую авторскую принадлежность. С плагиатом сей­час борются так же строго, как и с допингом в спорте.

Существует много ресурсов для определения плагиата, например система Антиплагиат (https: //www. antiplagiat. ru). При загрузке тек­ста она выдаёт процент его оригинальности и ссылки на сайты, от­куда скорее всего были заимствованы его части.

Для того чтобы правильно сослаться на информацию из учебника или из Интернета, нужно заключить в кавычки выделенный фрагмент и указать источник, откуда он был взят. Если ты используешь глав­ную мысль чужого текста, то также нужно упомянуть его источник и автора и оформить библиографию (список литературы, использованной в работе).

Оформление библиографических ссылок подчиняется строгим пра­вилам, которые определены в соответствующих государственных стан­дартах, утверждаемых Росстандартом. Для этих ссылок разработан специальный ГОСТ Р 7. 0. 5-2008 СИБИД. Рекомендуем сразу учиться правильно ссылаться на библиографические источники.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.