![]()
|
|||
Повторим пройденное. МОДУЛЬ 3. МОДУЛЬ 4. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материалПовторим пройденное · Каковы отличительные признаки проблемы? · Как поставить проблемный вопрос, на который возможно ответить в рамках нашего курса? Каковы его особенности? МОДУЛЬ 3 Актуальность работы МОДУЛЬ 4 Источники информации. Ссылки и правила цитирования Вы узнаете · Какие источники информации существуют, какова степень их достоверности. · Чем различаются первичные и вторичные источники информации. · Почему нельзя всецело доверять Википедии. Вы научитесь · Подбирать источники информации для решения поставленной задачи. · Правильно ссылаться на источники информации Теоретический материал Нет секрета в том, что любой вопрос, который заинтересовал тебя, неоднократно интересовал и других людей, среди которых были и квалифицированные специалисты. Они проводили исследования, достигали нужных результатов и потом писали статьи, книги и учебники, в которых рассказывали о своей работе. Поэтому при выполнении работы тебе необходимо показать, что ты хорошо ориентируешься в том, что было сделано в данном направлении до тебя, представляешь себе историю развития знаний в данной области, а также основные проблемы, которые в ней существуют. В настоящее время объём знаний человечества в каждой, даже достаточно узкой, области настолько велик, что самые крупные учёные не в состоянии помнить всего, что было сделано для решения даже небольшой проблемы. Что же делать, если ты выполняешь достаточно локальную работу? Как сформировать список источников информации, которые ты собираешься использовать? Прежде всего следует помнить о том, что источники информации бывают первичные и вторичные. Первичные представляют собой те результаты исследований или наблюдений, которые выполняли конкретные исследователи. Они несут информацию о непосредственно собранных данных, поэтому их можно сравнивать и анализировать. Это достаточно кропотливая работа, поскольку язык таких источников сложен — их информация обычно избыточна для школьных исследований. В работе можно воспользоваться данными нужных локальных исследований: данными с метеостанции, результатами химических тестов воды конкретного водоёма и др. Вот, например, фрагмент статьи, в которой приводятся первичные данные исследований на Лошанском водохранилище в Узденском районе Минской области (эта работа была представлена на Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского Волковой Миланой, учащейся 10 класса Узденской районной гимназии): «В результате проведённых исследовании было установлено, что зоопланктон нкпючает 13 видов, из них коловраток (Rotifera) - 2 вида (15% от общего числа видов), Cladocera — 10 видов (77%), Copepoda - 1 вид (8%). По числу видов первое место занимает семейство Chydoridae, представленное 5 видами, что составляет 39% от всех отмеченных видов зоопланктона. Общая численность зоопланктона в среднем (+- стандартное отклонение) составила 1, 660 ± 0, 283 тыс. экз. /м3, а биомасса < а 0, 043 ± 0, 011 мг/м3. Динамика количественного развития зоопланктона носит колебательный характер. Наибольший пик численности наблюдался при маковом развитии ветвистоусых рачков. На станции «Сеножатки» этот пик пришёлся на середину июля (1, 5 тыс. экз. /м3), а «Кривели» — начало июля (1, 4 тыс. экз. /м3). Тогда как в период с 14. 07 по 21. 07 на станции «Кривели» не были зарегистрированы группы Cladocera и Copepoda... » Из фрагмента видно, что автор проводил отбор проб и определеление числен- ности зоопланктона, а также то, что эти данные были получены самостоятельно, а не взяты из каких-либо других источников. На основе нескольких таких работ можно составить реферат с обзором их содержания. Этот реферат может стать введением к твоей работе, если в нём будет обнаружено несовпадение данных разных авторов и поставлена задача их экспериментальной проверки, а также выявления факторов, определяющих это несовпадение. Вторичными источниками являются учебники, обзорные статьи и монографии. В них уже сделан анализ определённой проблемы, предложены общие методы работы и их сравнение. Отдельным видом источников являются научно-популярные издания, в которых известные специалисты излагают проблемы своей области на языке, доступном для широкой аудитории. В учебниках обычно даётся максимально сжатый материал по истории и методам, принятым в разных областях науки. Частым минусом учебников является то, что представленная в них информация о новых достижениях и проблемах науки к моменту выхода учебника в свет сильно устаревает. Приведём аннотацию монографии, в которой дан обзор всех собранных данных по структуре и динамике зоопланктона Рыбинского водохранилища (автор В. И. Лазарева): «В монографии представлены итоги многолетних (1983-2009) исследований состава, структуры и динамики сообщества зоопланктона Рыбинского водохранилища, а также результаты анализа архивных материалов регулярных «стандартных» наблюдений за зоопланктоном 1956—1995 годов Приведена оценка современного состояния зоопланктона, определены уровень и периодичность изменчивости его характеристик, показана роль биоинвазионных процессов в сукцессии сообщества, сделаны расчёты продукции и потоков энергии через основные группы видов пелагической трофической сети... » Из аннотации ясно, что автор уже провёл сравнительный анализ данных, поэтому ты можешь сослаться на него в своей работе, но использовать этот текст в качестве источника первичной информации нельзя. Наиболее распространёнными источниками информации, которыми в настоящее время пользуются школьники, являются разнообразные сайты в Интернете. Здесь самой главной проблемой является достоверность этих источников. Если во всех предыдущих примерах у каждой публикации есть автор, достоверность утверждений которого мы можем проверить, то в Интернете создать собственный сайт и выкладывать на нём информацию может каждый, поэтому достоверность таких источников нужно проверять. Типичным примером является Википедия. Она хорошо помогает ориентироваться в выбранном вами направлении науки, но в её статьях нет авторства, поэтому нельзя сослаться на авторитетного учёного или научную школу. Тебе необходимо тщательно подходить к отбору ннгернет-источников, полагаясь только на сведения, содержащиеся на ресурсах известных научных организаций, университетов и признанных авторов. Самым недостоверным источником являются средства массовой информации (СМИ). На эти ресурсы полагаться нельзя, поскольку многие публикации направлены не на выяснение объективной истины (например, о состоянии окружающей среды какой-нибудь территории), а на привлечение читателя «жареными» фактами и создание газетных уток». Поскольку большинство СМИ являются коммерческими организациями, им важна прибыль, поэтому они заинтересованы в продажах своих изданий, то есть массовом привлечении читателя. Чем больше читателей, тем больше продажи и тем более богатые рекламодатели размещают в издании свою рекламу. Еще нужно предостеречь от увлечения социологическими опросами. Дело в том, что мнение твоих одноклассников, например, о качестве питьевой воды или загрязнённости атмосферы выхлопными газами не является мнением специалистов в данной области. Более того, это мнение часто сформировано теми же СМИ или родителями, а поэтому опирается на недостоверные или непроверенные факты. Поэтому данные подобных опросов нельзя использовать в работах в качестве достоверных. На мысли и тезисы, которые не являются твоими, а были взяты из работ других авторов, необходимо приводить соответствующие ссылки. Это лежит в основе научной этики. Нужно знать правила оформления таких ссылок и неукоснительно их соблюдать, иначе тебя могут обвинить в плагиате, то есть присвоении чужого интеллектуального труда. В римском правеслово plagium (букв, «похищение») обозначалась преступная продажа в рабство свободного человека, которая наказывалась бичеванием (adplagas). Эта аналогия может быть полезна при понимании термина. Плагиат похож на воровство, только не вещей, а текстов, которые имеют чёткую авторскую принадлежность. С плагиатом сейчас борются так же строго, как и с допингом в спорте. Существует много ресурсов для определения плагиата, например система Антиплагиат (https: //www. antiplagiat. ru). При загрузке текста она выдаёт процент его оригинальности и ссылки на сайты, откуда скорее всего были заимствованы его части. Для того чтобы правильно сослаться на информацию из учебника или из Интернета, нужно заключить в кавычки выделенный фрагмент и указать источник, откуда он был взят. Если ты используешь главную мысль чужого текста, то также нужно упомянуть его источник и автора и оформить библиографию (список литературы, использованной в работе). Оформление библиографических ссылок подчиняется строгим правилам, которые определены в соответствующих государственных стандартах, утверждаемых Росстандартом. Для этих ссылок разработан специальный ГОСТ Р 7. 0. 5-2008 СИБИД. Рекомендуем сразу учиться правильно ссылаться на библиографические источники.
|
|||
|