Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. МОДУЛЬ 6. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· О чем должен узнать учитель, прочитав тему работы?

· Как удерживать тему работы по мере ее выполнения?

· Как отказываться от избыточного материала, соответствующего избранной проблеме, но не относящегося к теме?

МОДУЛЬ 6

Объект и предмет работы

Вы узнаете

· Зачем в исследовательских и проектных работах нужно выделять объект.

· Что такое объект и предмет в исследовательской работе и как их отличить друг от друга.

Вы научитесь

· Определять объект исследования или проектирования в планируемой работе.

Теоретический материал

Определения объекта и предмета являются обязательными составляющими научного исследования. В отличие, например, от созерцания, исследование всегда целенаправленно. Кроме того, оно имеет дело с конкретной, выделенной из окружающего мира вещью — например, конкретным растением из множества растущих в лесу к примеру, с сосной, и даже не с сосной вообще, а с конкретной со- сной, растущей на опушке леса близ деревни Иваново. И только после детального изучения этой конкретной сосны можно полученные результаты распространить на другие сосны и вообще все растения

Это правило обычно не является обязательным для других сфер человеческой деятельности. Так, искусство не всегда направлено выделение «объекта своего внимания». Известный французский художественный критик XIX века Жюль-Антуан Кастаньяри писал:

«Искусство есть выражение жизни во всех её проявлениях, на всех её стадиях и что единственная его цель воспроизводить природу с максимальной интенсивностью и силой: это истина, равная науке. Натуралистическая школа восстанавливает нарушенные связи между человеком и природой. Вторгаясь в жизнь полей, которую она изображает с такой первобытной силой, и в жизнь города, которая таит для нее возможность самых великолепных побед, школа эта стремится охватить все формы видимого мира. »

В этом высказывании отражено понятие синтеза, который долгое время был характерен именно для искусства, для целостного образного восприятия произведения зрителем. Ярким примером отражения целостного впечатления в искусстве является творчество французских импрессионистов. Современная наука также подходит к необходимости изучения целостных систем, а не их отдельных элементов, но это — более сложный вопрос, которым мы займемся позже. Сейчас для нас главным является знакомство с классическими составляющими научного метода.

Энциклопедический словарь определяет объект как «то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира». Другое определение этого слова звучит так: «Объект — это явление на которое направлена чья-нибудь деятельность, чьё-нибудь внимание». С предметом всё несколько сложнее, поскольку словарь его трактует как «всякое материальное явление, вещь».

Для исследователя же предметом является определённое свойство реально существующей в мире вещи (объекта), которое представляет для него интерес - именно с ним он начинает экспериментировать. Например, если в качестве объекта выступает кастрюля, то предме­том нашего исследования кастрюли может быть состав и плотность материала, из которого она сделана, её эффективность (т. е. ско­рость закипания воды) при нагреве на костре, газовой горелке, элек­троплите. В последнем случае важным становится метод постановки эксперимента — нужно представлять, каким образом можно уста­новить, что разные источники имеют одинаковую теплоотдачу (это вопрос о выборе методов, о которых мы поговорим на следующих занятиях).

Пара «объект—предмет» является необходимой частью каждого исследования. Приведём пример некоторых подобных пар.

Объект: ель, произрастающая в Битцевском парке.

Предмет: величина годового прироста ели в зависимости от года.

Пример является корректным, поскольку выделен реально существующий объект (ель) и с этой конкретной елью проводится экспериментальная работа по определению её годовых приростов.

Объект: бассейн реки Волги

Предмет: Рыбинское водохранилище

В данном примере объект и предмет являются подобными. Как сам бассейн

реки Волги, так и большое рукотворное озеро Рыбинское водохранилище являются одинаково интересными для исследования объектами. Для того чтобы выделение предмета было корректным, нужно обозначить какое-нибудь конкретное свойство Рыбинского водохранилища, влияющее на характеристики бассейна реки Волги, например: вклад Рыбинского водохранилища в регулирование волжского стока.

Объект: экологическая обстановка в «Сокольниках».

Предмет: создание экологических отрядов для очистки территории.

В этом примере объект и предмет полностью несогласованные. Для заявленного объекта предметом может быть, например, вклад посетителей парка «Сокольники» в загрязнение его территории твёрдыми бытовыми отходами. На основании результатов такого исследования может быть сформулирована тема проектной работы, направленной на создание эффективно действующих экологических отрядов.

Ты, наверное, заметил, что в проектной работе пару «объект - предмет заменяет планируемый к разработке объект с его характеристиками, которые должны быть достигнуты. Если это «взрослый» проект, речь идёт о техническом задании по реализации проекта. В качестве примера приведём обоснование актуальности и техническое задание на создание самого большого в мире бомбардировщика – Ту - 160 «Белый лебедь».

«В 1960 – х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Стратегическая авиация СССР имела лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4. Толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило ре­шение США разработать новейший стратегический бомбардировщик – будущий В – 1. В 1967 году Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолетом. К будущему самолету предъявлялись следующие основные требования:

- дальность полёта на скорости 2200-2500 км/ч на высоте 18 тыс. м - в пределах 11 - 13 тыс. км.

- дальность полёта в дозвуковом режиме на высоте и у земли - 16—18 тыс. и 11 – 13 тыс. км соответственно;

- самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозву­ковой скорости, а преодолевать ПВО противника в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли;

- суммарная масса боевой нагрузки – до 45 т. »

Из текста видно, что в описании проекта присутствуют чёткие и конкретные требования к создаваемому продукту.

В твоём проекте это «техническое задание» ты должен сформулировать самостоятельно, однако использовать советы твоего руководи теля тоже допустимо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.