|
|||
Повторим пройденное. МОДУЛЬ 6. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материалПовторим пройденное · О чем должен узнать учитель, прочитав тему работы? · Как удерживать тему работы по мере ее выполнения? · Как отказываться от избыточного материала, соответствующего избранной проблеме, но не относящегося к теме? МОДУЛЬ 6 Объект и предмет работы Вы узнаете · Зачем в исследовательских и проектных работах нужно выделять объект. · Что такое объект и предмет в исследовательской работе и как их отличить друг от друга. Вы научитесь · Определять объект исследования или проектирования в планируемой работе. Теоретический материал Определения объекта и предмета являются обязательными составляющими научного исследования. В отличие, например, от созерцания, исследование всегда целенаправленно. Кроме того, оно имеет дело с конкретной, выделенной из окружающего мира вещью — например, конкретным растением из множества растущих в лесу к примеру, с сосной, и даже не с сосной вообще, а с конкретной со- сной, растущей на опушке леса близ деревни Иваново. И только после детального изучения этой конкретной сосны можно полученные результаты распространить на другие сосны и вообще все растения Это правило обычно не является обязательным для других сфер человеческой деятельности. Так, искусство не всегда направлено выделение «объекта своего внимания». Известный французский художественный критик XIX века Жюль-Антуан Кастаньяри писал: «Искусство есть выражение жизни во всех её проявлениях, на всех её стадиях и что единственная его цель воспроизводить природу с максимальной интенсивностью и силой: это истина, равная науке. Натуралистическая школа восстанавливает нарушенные связи между человеком и природой. Вторгаясь в жизнь полей, которую она изображает с такой первобытной силой, и в жизнь города, которая таит для нее возможность самых великолепных побед, школа эта стремится охватить все формы видимого мира. » В этом высказывании отражено понятие синтеза, который долгое время был характерен именно для искусства, для целостного образного восприятия произведения зрителем. Ярким примером отражения целостного впечатления в искусстве является творчество французских импрессионистов. Современная наука также подходит к необходимости изучения целостных систем, а не их отдельных элементов, но это — более сложный вопрос, которым мы займемся позже. Сейчас для нас главным является знакомство с классическими составляющими научного метода. Энциклопедический словарь определяет объект как «то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира». Другое определение этого слова звучит так: «Объект — это явление на которое направлена чья-нибудь деятельность, чьё-нибудь внимание». С предметом всё несколько сложнее, поскольку словарь его трактует как «всякое материальное явление, вещь». Для исследователя же предметом является определённое свойство реально существующей в мире вещи (объекта), которое представляет для него интерес - именно с ним он начинает экспериментировать. Например, если в качестве объекта выступает кастрюля, то предметом нашего исследования кастрюли может быть состав и плотность материала, из которого она сделана, её эффективность (т. е. скорость закипания воды) при нагреве на костре, газовой горелке, электроплите. В последнем случае важным становится метод постановки эксперимента — нужно представлять, каким образом можно установить, что разные источники имеют одинаковую теплоотдачу (это вопрос о выборе методов, о которых мы поговорим на следующих занятиях). Пара «объект—предмет» является необходимой частью каждого исследования. Приведём пример некоторых подобных пар. Объект: ель, произрастающая в Битцевском парке. Предмет: величина годового прироста ели в зависимости от года. Пример является корректным, поскольку выделен реально существующий объект (ель) и с этой конкретной елью проводится экспериментальная работа по определению её годовых приростов. Объект: бассейн реки Волги Предмет: Рыбинское водохранилище В данном примере объект и предмет являются подобными. Как сам бассейн реки Волги, так и большое рукотворное озеро Рыбинское водохранилище являются одинаково интересными для исследования объектами. Для того чтобы выделение предмета было корректным, нужно обозначить какое-нибудь конкретное свойство Рыбинского водохранилища, влияющее на характеристики бассейна реки Волги, например: вклад Рыбинского водохранилища в регулирование волжского стока. Объект: экологическая обстановка в «Сокольниках». Предмет: создание экологических отрядов для очистки территории. В этом примере объект и предмет полностью несогласованные. Для заявленного объекта предметом может быть, например, вклад посетителей парка «Сокольники» в загрязнение его территории твёрдыми бытовыми отходами. На основании результатов такого исследования может быть сформулирована тема проектной работы, направленной на создание эффективно действующих экологических отрядов. Ты, наверное, заметил, что в проектной работе пару «объект - предмет заменяет планируемый к разработке объект с его характеристиками, которые должны быть достигнуты. Если это «взрослый» проект, речь идёт о техническом задании по реализации проекта. В качестве примера приведём обоснование актуальности и техническое задание на создание самого большого в мире бомбардировщика – Ту - 160 «Белый лебедь». «В 1960 – х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Стратегическая авиация СССР имела лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4. Толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать новейший стратегический бомбардировщик – будущий В – 1. В 1967 году Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолетом. К будущему самолету предъявлялись следующие основные требования: - дальность полёта на скорости 2200-2500 км/ч на высоте 18 тыс. м - в пределах 11 - 13 тыс. км. - дальность полёта в дозвуковом режиме на высоте и у земли - 16—18 тыс. и 11 – 13 тыс. км соответственно; - самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли; - суммарная масса боевой нагрузки – до 45 т. » Из текста видно, что в описании проекта присутствуют чёткие и конкретные требования к создаваемому продукту. В твоём проекте это «техническое задание» ты должен сформулировать самостоятельно, однако использовать советы твоего руководи теля тоже допустимо.
|
|||
|